«Актуальность сохранения традиций русского застолья в мире фаст-фуда. Национальная кухня. Застолье Традиции русского застолья

5. Традиции русского православного праздничного застолья

Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. Характерной особенностью православных праздников являлось то, что это были семейные праздники. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Разгул и пьянство, особенно в постные дни, считались большим грехом. Как писал Св. Федор Едесский, «праздник проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоты. Наполняя же чрево яствами, прогневишь Того, Кому посвящается праздник».

Обязательным элементом праздника является молитва. Считается, что приготовленная с молитвою еда всегда удается, а молитвы до и после вкушения пищи и другие, обращенные к Богу, Пресвятой Троице, Пресвятой Богородице, Честному Кресту, принесут здоровье, успокоение и радость.

Для православного праздничного стола характерны традиционные блюда, соответствующие отмечаемому празднику. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи...

Отмечали православные праздники обильным и богатым столом. И в зажиточных, и в бедных семьях выставляли на стол все лучшее, что было в доме. Специально для праздников заранее приобретались и хранились в домашних кладовках разнообразные продукты.

Для праздничного стола готовили изысканные блюда, придерживаясь правила: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится», и хозяйки старались блеснуть кулинарными способностями. Ассортимент закусок и блюд, особенно холодных, был разнообразным и широким. Народные традиции часто предписывали, на какой праздник сколько их должно быть. Большинство блюд и напитков сразу ставили на стол. Считалось обязательным попробовать все блюда, что были на столе.

Большое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Его накрывали красивой, как правило, вышитой или белоснежной скатертью и сервировали лучшей посудой и приборами, украшали цветами, веточками зелени, бумажными ленточками, гирляндами. Непременным атрибутом праздничного стола были свечи, которые придавали застолью особую торжественность и символизировали религиозный характер праздника.

Традиции и обычаи праздничного застолья изменялись и обновлялись на протяжении веков. Каждое поколение стремилось сохранить и древние языческие традиции, и православные, и привнести что-то свое. И современные поколения не исключение из этого правила.

Посты, установленные церковью.

Многодневные посты

1. Великий пост, или Св. Четыредесятница перед Пасхой. Продолжается 7 недель: 6 недель сам пост и 7-я неделя Страстная.

2. Рождественский пост продолжается 40 дней перед Рождеством Христовым с 27 ноября - Дня Св. апостола Филиппа, поэтому называется иначе «Филипповым постом».

4. Апостольский, или Петров пост. Начинается через неделю после праздника Св. Троицы и продолжается до праздника Св. первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля). Продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи: самая большая - 6 недель, самая меньшая - неделя и один день.

Однодневные посты

5. Среда и пятница каждой недели.

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ

Следует иметь в виду, что по Уставу Церкви в праздники Рождества Христова и Крещения Господня, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В кануны праздников Рождества Христова и Крещения Господня, случившиеся в субботу и воскресенье, разрешается пища с постным маслом.

В Сретение, Рождество Богородицы, Успение, в праздники Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, разрешается рыба.

В праздники Преображения и Введения в любой день разрешается рыба. В Переполовение Пятидесятницы и отдание Пасхи разрешается рыба.

Каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.


Литература

1. Родной Башкортостан. Под изд. Г.Самитдинова, З.А.Шарипова, Я.Т.Нагаева, изд-во: Башкортостан Уфа, 1993 г.

2. Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: "Респекс", 1997 г.


И систематизация знаний о народном календаре и связанных с ним обычаях и обрядах. Проделанная работа завершена составлением программы «Праздники и обряды русского народа, как часть факультативного курса Народное творчество», и подборкой дидактического материала. Данные материалы могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении для организации учебно-воспитательного процесса. И.В. ...

Национальных традиций и обычаев, связанных с хозяйственной деятельностью, семейными отношениями, свадебными праздниками, которые сохранились и до наших дней. Традиции и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью. Главной хозяйственной деятельностью нашего народа было в основном кочевое скотоводство. Поэтому в народе большее внимание уделяли выращиванию скота. Поскольку каждый скотовод...

Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же, на месте – словом или кулаком – ил простить, если возможно. Особенно ценилось в русском народе умение прощать обиды. Ритуал прощения проходил в прощеное воскресение – в последний день масленицы, перед великим постом. Родители просили прощения у детей, дети – у родителей, ...

Отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных". Воскресенье - проводы, целовальник, прощенный день В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", ...


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (УФИМСКИЙ ИНСТИТУТ)
КАФЕДРА ЛОГИСТИКИ

РЕФЕРАТ

«БАНКЕТ – ФУРШЕТ»

Выполнила студентка группы ЭТ 3.1
Хабибуллина Л.Р.
Проверила ст.преподаватель
Масленникова Т.Е.

Уфа, 2011

ВВЕДЕНИЕ
Торжественное празднование какого-либо события личного или общественного характера, сопровождаемое угощением, называется банкетом (от итальянского banco – скамья). Первоначально итальянское слово banchetto – великолепный пир, произошло от обычая покрывать на особо торжественных пирах скамьи цветным сукном.

В русский язык это слово пришло из немецкого (bankett) в допетровские времена и всегда имело точное значение: праздничное застолье в честь какого-либо выдающегося события. Банкет отличается от всех других видов застолий тем, что всегда носит официальный характер и посвящен определенному торжественному событию периодического, а не эпизодического характера (например юбилею, годовщине, окончанию работ и т.п.).
В зависимости от формы обслуживания различают следующие виды банкетов:
· банкет за столом с полным обслуживанием;
· банкет за столом с частичным обслуживанием;
· банкет-фуршет;
· банкет-коктейль;
· банкет-чай;
· банкет комбинированный;
· банкет-прием «Шведский стол»;
· банкет-прием «Бокал шампанского»;
· банкет- прием «По-буфетному»;
· банкет-прием «Журфикс и бранч»;
· банкет-прием «Барбекю»

    Банкет – фуршет.

пьют стоя. Банкет-«фуршет» – наиболее распространенный вид такого
банкета.
Название этого вида банкета происходит от французского выражения “а-ля
фуршет” (аl lа fourshette), что буквально означает “на вилку” и тем самым
вполне отражает основной характер этого мероприятия, поскольку основным
“рабочим инструментом” во время еды является закусочная вилка.
Фуршет – на редкость популярный в настоящее время вид приема. Его
организуют обычно в случаях, когда за сравнительно ограниченное время
(1,5-2 часа) необходимо принять большое количество гостей (от 15-20
человек до нескольких сотен). В такой форме часто устраивают официальные
приемы (в частности, дипломатические), юбилеи, иногда семейные
торжества и артистические и иные презентации.
На фуршете стулья не ставят. Гости едят и пьют, стоя у столов, или, взяв
закуску отходят от стола.
Меню включает холодные и горячие закуски, десерт, горячие напитки.
Горячие закуски подают маленькими порциями, без костей и соуса, салаты
- в корзиночках, икру - в валованах; гастрономические продукты
нарезают, чтобы их можно было есть без ножа. Один официант обслуживает
15-20 гостей.

2. Расстановка столов на банкете – фуршете.

В зависимости от площади зала и числа гостей столы расставляются
симметрично различными способами: в один ряд по оси зала или
симметрично ей, в виде букв Т, П, Ш. Расстояние между столами и от
столов до стен должно быть не менее 1,5 м. Наиболее удобные места в
зале отводятся почетным гостям. Около стен расставляются небольшие
круглые, квадратные или прямоугольные столы, на которые ставят
пепельницы, кладут сигареты, спички, зажигалки, салфетки. На эти же
столы гости могут ставить использованные бокалы и тарелки. Также
устанавливаются подсобные столы для запасов столовой посуды,
приборов, рюмок, салфеток.

Банкетные столы покрываются скатертью, кромка которой должна
спускаться на расстояние 5-10 см от пола, а в случае, когда ножки столов
нужно закрывать, - 1-2 см от пола. На всех столах скатерти должны быть
спущены на одинаковую длину, углы скатерти забраны вовнутрь под
прямым углом. Банкетные столы рекомендуется покрывать специальными
банкетными скатертями, но на практике чаще всего используется несколько
обычных скатертей. В таких случаях первой скатертью застилают сторону
стола, противоположную главному входу в зал или основному проходу,
кромка верхней скатерти при этом будет менее заметна. Стол можно
накрыть длинными, но узкими скатертями, в этом случае нужно 2-3
скатерти: сначала закрываются боковые стороны стола, а затем столешница.
Если для покрытия стола используются цветные скатерти, то сначала
столешницу накрывают белой полотняной скатертью, а затем боковые
стороны - цветными скатертями, делая сборку у столешницы и закрепляя
цветные скатерти. Дополнительные и подсобные столы накрывают
скатертями, как банкетные (со спуском) или как обычные обеденные
столы. Складки на банкетных столах увлажняются пульверизатором или
полотенцем, смоченным водой, после чего скатерти натягиваются.

        3.Сервировка столов.
Сервировка банкетного стола начинается с хрустальной и стеклянной
посуды.
Бокалы для шампанского, рюмки коньячные, ликерные, бокалы пивные при
сервировке на фуршетный стол не ставят. Могут применяться различные
варианты расстановки посуды(рис.1).

При расстановке посуды в два ряда (рис. 1, а) из фужеров на конце стола
составляют треугольники из 10, 15, 21 шт., обращенные углом к его
торцу. Расстояние от треугольника до края стола 10- 15 см. Если длина
стола больше 7 м, то фужеры ставят и в середине стола двумя
треугольниками по 6-10 штук, расстояние между треугольниками 15-20 см.
Все треугольники из фужеров должны быть размещены симметрично
по оси стола. Рюмки расставляют между треугольниками в два ряда
вдоль оси стола на расстоянии и 10- 15 см от оси и 20 см друг от друга.
Если в меню предусмотрены соки, то около фужеров с двух сторон от
треугольников ставят стаканы. Часть стаканов и фужеров можно
поставить и ряды рюмок, чередуя их.

При сервировке посудой из стекла группами (рис. 1, б, в) фужеры и рюмки
расставляют вдоль стола по обе стороны оси под углом 45° по 10-15 штук и
более, чередуя по видам. Фужеры ставят по торцам стола и при
необходимости в центре; расстояние между группами 30-50 см.
При расстановке рюмок «елочкой» (рис. 1, г) по продольной оси стола
через равные интервалы ставят фужеры по 4-6 штук, после этого, отступая
10-15 см от каждой группы фужеров или вплотную к ним, располагают
по углом 45° к оси стола треугольниками по три глубокие рейнвейные
рюмки, затем лафитные, водочные. Если в зале один фуршетный стол, то
рюмки и фужеры расставляют «елочкой» от торцов стола к его центру. При
такой сервировке бутылки с водой ставят к фужерам, бутылки с
алкогольными напитками - внутри образованных рюмками кругов.
Овальные блюда с закусками ставят на каждой стороне стола параллельно
рядам рюмок.
При расстановке рюмок «змейкой» (рис. 1, д) по оси стола расставляют
фужеры группами на расстоянии 1 м одна от другой. К фужерам под
углом 45° к краям стола ставят, чередуя по 3-6 рюмок. Напитки в
бутылках при такой сервировке ставят внутри образованных рюмками
углов, а тарелки и приборы - с внешней стороны.

Тарелки ставят после расстановки фужеров и рюмок (рис. 34). Фуршетные
столы сервируют закусочными и десертными (пи рожковыми)
тарелками. Их используют для фруктов, пирожных, тортов, орехов.
Закусочные тарелки ставят по обеим сторонам стола стопками по 8-10
штук на расстоянии 1,5-2 м одна от другой и 1,5-2 м от края стола, за
закусочными тарелками ставят десертные (пирожковые) по 4-6 штук.
Стопки тарелок по обеим сторонам ставят симметрично (за исключением
сервировки посудой из стекла «змейкой»). Тарелки с эмблемами, вензелем,
маркой ставят так, чтобы эти знаки на каждой тарелке были обращены к
гостю.

Полотняные салфетки по 3-5 штук обычно кладут возле стопок
закусочных тарелок. Часто на банкетах-фуршетах используют бумажные
салфетки, их можно поставить на стол в специальных вазочках или
подставках. На подсобных столиках должен быть запас салфеток.
Приборы раскладывают одним из двух способов:

    ножи и вилки располагают правее тарелок , ножи

фруктовые располагают за десертными тарелкам или правее


ручками вправо ;
    ножи закусочные располагают справа от стопок тарелок,
повернув к ним лезвиями и отступя 1,5-2 см от края стола. Вилки

закусочные кладут на ребро слева от тарелок, вогнутой стороной


зубцов к ним на расстоянии 1,5-2 см от края стола .

В подсобном помещении должны быть подготовлены приборы для
горячих закусок, подаваемых в кокотницах (специальные вилки или
ложки), для десерта (десертные или чайные ложки), для раскладки горячих
блюд. Для тортов и пирожных предусматриваются десертные вилки. Их
кладут слева от десертных тарелок. При отсутствии десертных вилок
увеличивается количество закусочных вилок.

Цветы и фрукты устанавливают после сервировки стола посудой и
приборами. Банкетные залы украшают только свежими цветами. Цветы
можно поставить в корзинах или больших вазах на тумбы, небольшие
столики, буфеты и серванты.
Фрукты ставят на стол в вазах на высоких ножках или в блюдах в
зависимости от способа расстановки посуды, симметрично. Перед
заполнением ваз фрукты моют и обсушивают чистым полотенцем.
У бананов отрезают плодоножки, а у черешни и вишни их оставляют,
большие кисти винограда разделяют на мелкие.
Бутылки с напитками размещают в зависимости от способа расстановки
посуды. Соки могут быть поставлены на стол в кувшинах. Бутылки
протирают, часть их освобождают от пробок, протирают горлышко
чистым полотенцем и снова закрывают пробками. Напитки ставят на
стол рядом с соответствующими рюмками таким образом, чтобы они не
загораживали посуду из стекла. Водка и водочные изделия, столовые
белые вина, воды, соки и пиво подают охлажденными, красные и сухие
вина, коньяки подают комнатной температуры.

Закуски ставят после расстановки фруктов на стол, но не ранее чем
за 1-1,5ч до начала банкета. В первую очередь расставляют закуски
из рыбы, овощей, мяса, дичи и птицы, а в последнюю -заливные блюда,
икру, масло, закуски с майонезом и сметаной. Гарниры к закускам ставят
в отдельной посуде. Соусы подают и соусниках на пирожковых тарелках
и ставят рядом с закусками, для которых они предназначены.
Продукты для банкета должны быть нарезаны мелкими порциями.
Сначала на стол ставят большие блюда, а затем небольшие. Овальные
блюда ставят под углом 30-45° к оси стола, закуски в вазах и
салатниках - ближе к оси стола, закуски в низкой посуде - ближе к
краю стола (но не ближе чем 25-30 см). На каждое блюдо должны
быть положены приборы для раскладывания: к заливным блюдам,
блюдам с гарниром, салатам - ложка и вилка; к закускам без гарнира -
вилка; к икре - икорная лопаточка или чайная ложка; к маслу
сливочному - нож; к маринадам и соленьям - ложка, вилка.
К натуральным овощам, которые принято брать руками, приборы для
раскладки не требуются. На стол обязательно ставят приборы для
соли и перца по всей длине стола на равных расстояниях.
Хлеб нарезают небольшими кусочками, укладывают под незначительным
уклоном корочкой вверх на тарелки или хлебницы.
Край стола (25-30 см) должен оставаться свободным.

4. Обслуживание.

Официанты должны помочь участникам банкета в выборе напитков и блюд.
Если гости разместились в стороне от стола, то официант, поставив на
поднос 1-2 закуски, соус, чистые тарелки, закусочные приборы, обносит
гостей, предлагая им положить закуску в тарелку.
Напитками гостей обносят, используя
различные приемы:
- на подсобном столике на малый поднос, покрытый
салфеткой, ставят несколько рюмок, наполненных
напитками. Взяв поднос в левую руку, официант
предлагает гостям рюмки, называя налитый в них
напиток;
- на поднос, покрытый салфеткой, ставят несколько пустых рюмок и 2-3
бутылки с разными напитками, чтобы этикетки были видны остям.
Официант, держа поднос на левой руке, предлагает гостям напитки и по их
желанию наполняет рюмки правой рукой или дает возможность гостю
налить напиток самому;
несколько напитков с разными этикетками и пустые рюмки ставят на
поднос, покрытый салфеткой. Один официант несет его, другой
предлагает напитки гостям и наполняет по их желанию рюмки;
официант держит между пальцами левой руки несколько пустых рюмок, а в
правой - бутылку и, обходя гостей, предлагает им напиток.
Если банкетные столы размещены в несколько рядов, то холодные
закуски и напитки подают одновременно. При этом первыми входят
официанты, обслуживающие столы, которые удалены от входа.

Горячие закуски подают в соответствующей посуде. Грибы и сметане,
жульен, крабы в соусе подают в кокотницах. Их ставят на поднос,
покрытый салфеткой, рядом кладут специальные вилки или чайные
ложки, салфетки.
Блюда, приготовленные маленькими порциями, могут был. поданы на
металлических блюдах или в баранчиках. Изделия гор кой укладывают на
подогретое блюдо, в верхние из них вставляю шпажки, остальные
шпажки в стопках или стаканчиках помещают на блюдо.
После горячих закусок подают десерт - мороженое, взбитые сливки,
яблоки в тесте, фрукты в сиропе в креманках. За десертными блюдами
предлагают шампанское. Заканчивается обслуживание подачей кофе.
Одновременно с кофе подают коньяк или ликер.
Уборка столов производится после ухода гостей в следующей
последовательности: бутылки, вазы фруктовые и с цветами; салфетки
полотняные; приборы и креманки; посуда из фарфора; посуда из стекла.
При уборке посуда сортируется по видам.

Организация бара для обслуживания участников приема практикуется на
банкетах-фуршетах. Для этого используют барные стойки или
обычные столы, покрытые толстой тканью и скатертью, спущенной до
пола со стороны зала. На столе с учетом ассортимента расставляют
рюмки, бокалы, стаканы для соков. В центр стола ставят бутылки с
напитками, за ними (со стороны бармена) на подносе кувшины с соками и
термосы с пищевым льдом, рядом кладут щипцы для льда, ручник. Справа
по направлению к торцу стола ставят рядами рюмки для вина, стаканы для
соков, фужеры для воды, а слева - бокалы для шампанского. Справа от
бармена должен стоять подсобный столик для бутылок с приспособлениями
для открывания бутылок. Все напитки до начала приема доводят до
температуры подачи. Бар должен быть подготовлен за 20-30 минут до
начала банкета, а за 10-20 минут до прихода гостей бармен заполняет
напитками (до одной четверти) псе выставленные бокалы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В последнее время все чаще устраиваются приемы-банкеты, где гости едят и
пьют стоя. Банкет- фуршет – наиболее распространенный вид такого
банкета, организуется при проведении как официальных приемов, так и
различных юбилеев, семейных торжеств, других праздничных мероприятий.
Местом проведения может быть ресторан или учреждение (торговые
представительства, посольства, офисы и т.д.).

Подобные банкеты имеют ряд преимуществ:

1) возможность на небольшой площади зала обслужить значительное количество приглашенных, в среднем в 4 – 5 раз больше, чем при банкете за столом;

2) каждый участник в ходе банкета имеет возможность подойти для беседы к любому гостю, выбрать любое место в зале, самостоятельно взять понравившиеся ему закуски, напитки и т.п.;

3) приглашенные могут уйти с банкета в любой момент, не дожидаясь окончания (если не являются значительными персонами);

4) расходы в расчете на одного гостя значительно ниже по сравнению с обычным банкетом.

Список литературы:

    Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров. 2002г.
    Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания – М.: ACADEMA, 2002 г.
    Шредер Н. Г. Оробейко Е. С. Организация обслуживания: Рестораны и бары: Учебное пособие для среднего профессионального образования.
    Интернет:
    http://priyatnogo.ru/banket/ banket-furshet.htm

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение 3

2. Банкет – фуршет 4

3. Расстановка столов на банкете – фуршете 5

4. Сервировка 6

5. Обслуживание 11

6.Заключение 13

7. Список литературы 14

Xарактер русской кухни

Особенности национальной кухни сохранились лучше, чем, например, типичные черты одежды или жилья.
Традиционные русские блюда отличаются высокой энергетической ценностью, содержат много жира. Это вызвано суровым климатом: надо было всегда плотно наесться („Пока толстой сохнет, худой сдохнет.“).
Кушанья в русской кухне просты, рациональны и практичны. Люди готовили в основном блюда из хлеба, муки и всего, что давал лес, - меда, ягод, орехов, грибов (хотя население южной части России к грибам относится с опаской, боится их употреблять). Основной частью пищи русских были разные виды каш и молочные изделия. Мясо считалось праздничным блюдом.
Русские научились продукты консервировать и сохранять – мясо коптили, сушили, солили, овощи и фрукты квасили, мариновали, солили (огурцы, чеснок, листы винограда, зелень черемши - дикого чеснока), готовили варенья, сушили фрукты (чернослив, курага, изюм).





Еда малосостоятельных людей

Когда не хватало муки или крупы, люди кушали „второй хлеб“ - картошку. Тоже часто ели капусту, из которой готовят супы, например, щи („щи да каша - пища наша“), а также морковь, свеклу и гречку (гречневая каша).

Хлеб

В повседневной и праздничной пище играл и играет самую важную роль хлеб. Русские говорят: „хлеб - всему голова“.
Русские хлеб очень почитали: по старому обычаю оброненный хлеб надо поднять, обтереть, поцеловать и попросить у него прощения за небрежность. Люди никогда не выбрасывали хлебные крошки. Ребенка с детства приучали к уважению к этому продукту. Гостей приветствовали словами „хлеб да соль“.
Хлебом закусывают еду в течение всего дня (к супу, ко второму блюду).
Русский хлеб ржаной, его выпекают с разными добавками (специи, изюм – самый известный ароматический хлеб „Бородинский“ с кориандром).
Продается также белый хлеб или лаваш (белый хлеб с юга или из Средней Азии в виде большой плоской лепешки).

Русские национальные блюда

Закуски

Русская кухня особенно славится обилием разнообразных закусок. Это салаты, соленья (овощи, грибы, рыба), пирожки с разными начинками (мясом, рыбой, капустой, картошкой, рисом и яйцом, яблоками, лимоном, разного типа вареньями), блины с разными начинками (изделия, приготовляемые из жидкого теста, выливаемого на раскаленную сковородку тонким слоем), копченое мясо, рыба, колбаса, ветчина, икра - черная из осетра, которую ценят больше, чем красную из лосося.



Супы

Русские супы сытные и густые, или, как говорят русские, ”плотные”. Их готовят на воде или на квасе, в тарелку супа часто добавляют сметану или майонез. Обязательно к супу кушают хлеб.

  • Щи - суп из капусты, существует около 60 видов щей.
  • Борщ - красный суп из капусты, свеклы, моркови, мяса.
  • Солянка – суп с солеными огурцами.
  • Уха – русский рыбный суп.
  • Окрошка, рассольник, свекольник - холодные супы.

Блюда из мяса

В России нет традиции слегка поджаривать мясо. Очень часто блюда готовят из фарша. Из фарша готовят котлеты, он служит начинкой для пельменей, пирогов, голубцов (фарш в листьях капусты). Популярен армянский шашлык - куски баранины. Русские часто кушают рыбу.



Сладкое

Русские любят сладкое, в магазинах предлагается большой и разнообразный выбор шоколада, конфет (продают на развес), мороженого, печений; популярны пышки – печеные кружки из дрожжевого теста с сахарной пудрой.

Молочные продукты

Из кислого молока делается ряженка, распространены изделия из творога - творожная масса (с курагой, черносливом, изюмом), сладкий сырок.

Праздничные и обрядовые блюда

  • Рождество – сочиво, кутья
  • Масленица - блины с маслом
  • Пасха - кулич, яйца, пасха, нe кушают горячие блюда
  • поминки - блины, кутья, белый кисель

Заимствованные блюда

Русская кухня в течение веков обогащалась многими блюдами соседних народов.

  • Шашлык- по своему происхождению кавказское блюдо, борщ и солянка – украинские супы.
  • Пельмени – сибирское блюдо в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из рубленого мяса, а также рыбы, картофеля, капусты.


Современные тенденции русского питания

В начале 90 гг. русские попали под влияние импортных продуктов и фаст-фудов. Полюбили особенно жареное - выпечку, картофель-фри. Сейчас они опять отчасти возвращаются к отечественным продуктам и блюдам. Одновременно, особенно в больших городах, приобретает огромную популярность правильное питание, в моду входит диетическая, вегетарианская и экзотическая (главным образом, японская) кухня.

Напитки

Kвас

Традиционным русским напитком является квас – темный, слегка спиртной напиток из хлеба или меда.


Bодкa

Одним из символов России считают водку, хотя в последние годы количество потребления водки уступает количеству потребления пива.
Есть всемирно известные марки русской водки: „Столичная“, „Смирновская“, есть и старинная традиция домашнего изготовления водки, так называемого самогона .
Водка доступна и по цене, и потому, что купить ее при желании можно везде, и в этом заключается одна из причин алкоголизма среди русских. Нередки случаи отравления водкой или самогоном.
Водку и пиво надо закусывать. Предлагается бесконечный набор разных продуктов. К пиву продают сушеного кальмара, корюшку (маленькая сушеная рыба), воблу (сушеная рыба, которую надо ломать и закусывать ею, как чипсами), чипсы, арахис, фисташки, сухарики (маленькие сушеные куски хлеба с разными привкусами). Водку следует закусывать хлебом, колбасой, соленым огурчиком, черемшой и т.п.


Чаепитие

Обрядом чаепития в прошлом русские обычно завершали день, за чаем обменивались новостями, говорили о событиях дня, за чаем собиралась вся семья.
Чай заваривают в специальном чайнике, дают ему отстояться и потом разливают заварку в чашки и доливают кипятком, или же готовят чай в самоваре. К чаю подают сладкое: варенье (больше всех ценится вишневое), конфеты, пирожные, булочки, печенье.

Самовар

Самовар – самонагревающийся прибор для приготовления чая. Самовар состоит из вазы (в ней жаровня для угля с трубкой), ручек, конфорки заварного чайника, носика с ключом.
В прошлом в каждом доме самовар занимал важное место в интерьере гостиной или столовой. Во время чаепития его ставили на стол или на специальный столик, чай разливала хозяйка или старшая дочь. Постепенно самовары стали походить не на чайники, а на декоративные вазы, становились все проще и строже, и, наконец, стали электрическими. В современности в России самовар уже перестал быть вещью первой необходимости.


Застолье

Есть большая разница между повседневным и праздничным питанием, между блюдами, предлагаемыми в ресторанах

Еда в течение дня

Завтрак (около 9 ч)

Завтрак - желательно плотный. В течение дня часто негде наесться, поэтому русские предпочитают теплую еду – кашу (овсяную, рисовую, пшеничную, гречневую, манную), яичницу, сосиски, блины. Едят творог, сырок, пьют чай или кофе.

Обед (около 14 ч)

Обед обычно состоит из первого – супа, и второго – горячего (мяса или рыбы с гарниром). Русские привыкли в течение рабочего дня кушать в фаст-фудах (возникают заведения этого типа, предлагающие русские национальные блюда), в столовых и кафе. В отличие от богатого русского домашнего застолья, иностранца могут удивить маленькие порции в русских ресторанах. Есть довольно комфортабельные рестораны на самом высоком уровне, но нормальный русский там не может себе позволить пообедать или поужинать.
На улице можно всегда купить что-нибудь перекусить - пирожки, выпечку, блины, шаверму (кебаб), жареный картофель с разными начинками.

Ужин (около 20 ч)

Ужин не занимает слишком важное место в питании. Обычно кушают, то, что было на обед, или то, что дома найдется.

Домашнее праздничное застолье

В России встречают семейные праздники обычно дома, домой также приглашают гостей и сами их угощают. Нет обычая проводить встречи в ресторанах.
В России есть традиция богатого застолья. С давних пор так заведено, что гостя нужно принять как можно лучше и кормить его до отвала.
Смена блюд (закуски, первое – суп, второе – горячее, третье – сладкое) в русском застолье не слишком четкая – на столе, как правило, одновременно лежат всякие закуски, пироги, салаты, мясные блюда и даже десерты. При этом русские придают огромное значение обилию на столе – пищи всякой и разной должно быть всегда много (несмотря на возможные материальные трудности).

Покупки

Сейчас в России уже все есть, все можно достать. Это для русских новая ситуация - в советские времена магазины выглядели совсем по-другому: пустые прилавки, нулевой выбор, неприятные продавщицы, некачественные продукты, длинные очереди. Продавщицы считали покупателя чуть ли не своим врагом.
Вместо кассы использовали счеты. Товар, например, сыр или колбасу, если он появлялся, продавали килограммами (люди его покупали впрок).


В начале 90 гг. практически все доставали продукты на рынке.

„Ruský model zákazníka: snaží se ho vždy za všech okolností podvést jeho krajan. Je to hra na kočku a na myš. Až 90% obyvatel nakupuje na trhu a často neví, jak má originální potravina chutnat a zboží vypadat.“
David Šťáhlavský: Rusko mezi řádky

Сейчас все зависит от количества денег в кошельке покупателя. Есть много вариантов торговли. На улице до сих пор стоят бабушки, предлагающие овощи со своего огорода, сигареты или пиво. У входов в метро или возле других транспортных узлов находятся прилавки и киоски с разными типами продуктов (молочный, хлебный, с печеньем…). В каждом районе есть свой рынок.
Можно покупать и в магазинах с прилавками, где ассортимент разделен на несколько отделов, но касса бывает одна и система оплаты сложная - надо выбрать товар, потом сходить в кассу и все оплатить и потом с чеком вернуться в отдел и там получить вами выбранный товар.
Можно делать покупки в современных супермаркетах с самообслуживанием. Многие из них открыты круглосуточно - 24 часа.
Окраины больших городов в настоящее время обрастают, как и везде, гипермаркетами и торговыми центрами.
В больших городах имеются очень дорогие магазины с импортными продуктами и продуктами повышенного качества, с фирменными товарами, которые предназначены лишь для современных русских V.I.P. - очень богатых людей.






Литература:

  • Сергеева, А.: Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. Издательство „Флинта“, Издательство „Наука“, Москва 2005.
  • Шангина, И.И.: Русский народ. Будни и праздники. Издательство „Азбука-классика“, Санкт-Петербург 2003.
  • Pešek, P.: Ruská kuchyně v proměnách doby: gastro-etno-kulturní studie. Pavel Mervart, Červený Kostelec 2007.
  • Ruská kuchyně. Champagne Avantgarde. Bratislava 1992.
  • Готовим: http://www.gotovim.ru

(Из истории традиций русского стола)

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.
Кулинарные рецептуры, сформированные за годы в результате многовековой эволюции, многие из них являются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, а с физиологической точки зрения - по содержанию пищевых веществ.
Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и др. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.
Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники - на свадьбах, пироги, блины - на масленицу, "жаворонки" из теста - в весенние праздники и т.д.
Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда на основе гороха, а также из чечевицы.

Каша - несомненно, исконно русское блюдо. Более того, каша - это культовое блюдо. Согласно старорусским традициям, во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. Очевидно, от этой традиции и зародилась поговорка: «С ним (с ней) каши не сваришь». С кашей неразрывно связана вся история российского государства. Русская каша - самое важное блюдо национальной русской кухни.
Основным продуктом российского земледелия всегда были злаковые (и, в меньшей степени, бобовые) культуры. Организм русского человека, на протяжении многих веков (и даже тысячелетий), формировался и эволюционировал на основе структурного состава злаков.
Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека всегда была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша.
В более северных краях нашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Эта традиция имеет глубокие исторические корни. Когда-то у восточных славян, которые пришли на эти земли в VI веке н.э. и жили преимущественно в лесных участках, просо обрабатывалась как главная сельскохозяйственная культура.
Просо служило сырьем для получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее время. Однако следует учитывать, что пшено по своей питательности уступает другим крупам. Поэтому его следует приготовлять с молоком, творогом, печенкой, тыквой и другими продуктами.
Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, кaк кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служит незаменимой закуской, приправой к отварному картофелю и другим блюдам.
Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд "перекочевали" из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Греки создавали Руси не только письменность, но и передавали многое из своей культуры.
В наше время капуста особенно широко используется в кулинарии северных и центральных районов России, на Урале и в Сибири.
Репа в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё приготовляли квас. Постепенно, с начала и до середины XIX века, она была вытеснена гораздо более урожайным, но значительно менее полезным картофелем (практически, это пустой крахмал). А вот репка содержит в своем составе и очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Сейчас репка стала на русском столе продуктом редким и штучным - в продаже на нее и цену определяют не за килограммы, а поштучно.
После перехода на картофель русская кухня значительно утратила свое высокое качество. Равно как и после практического отказа от русского столового хрена, тоже являющегося незаменимым подспорьем для здоровья, но сохраняющего свои полезные свойства не более 12-18 часов после приготовления, т.е. требующего приготовления незадолго до подачи на стол. Потому современный магазинный "хрен в баночках" ни такими свойствами, ни должным вкусом совсем не обладает. Так что если сейчас в России русский столовый хрен и подают к семейному столу, то только по великим праздникам.
Брюква почему-то в старинных источниках не упоминается, вероятно, потому, что раньше брюкву не различали от репы. Эти некогда широко распространенные в России корнеплоды в настоящее время занимают в овощеводстве сравнительно небольшой удельный вес. Не выдержали они конкуренции с картофелем и другими культурами. Однако своеобразные вкус и запах, возможность различного кулинарного использования, транспортабельность, устойчивость при хранении позволяют думать, что отказываться от репы и брюквы в настоящее время не следует, так как они придают совершенно особый вкус многим блюдам русской народной кухни.
Из овощных культур, которые появились в России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом начале XIX в. картофель произвел настоящий переворот в традициях русского стола, блюда из картофеля завоевали широкую популярность. В распространении картофеля и его популяризации большая заслуга принадлежит известному деятелю культуры XVIII в. А.Т. Болотову, который не только разработал агротехнику выращивания картофеля, но и предложил технологию приготовления ряда блюд.
Продукты животного происхождения практически не изменились. Испокон веков наши пращуры потребляли мясо крупного рогатого скота ("говядно"), свиней, коз и овец, а также птицы - кур, гусей, уток.
До XII в. использовалась также конина, но уже в XIII в. она почти вышла из употребления, т.к. "лишних" лошадей у населения стали отбирать монголо-татары, которым лошади были нужнее. В рукописях XVI-XVII вв. ("Домострой", "Роспись царским кушаньям") упоминаются только отдельные деликатесные блюда из конины (холодец из лошадиных губ, отварные конские головы). В дальнейшем с развитием молочного скотоводства все более широко использовались молоко и продукты получаемые из него.
Лесные промыслы были большим и существенным дополнение в хозяйстве наших предков. В летописях XI-XII вв. говорится об охотничьих угодьях - "тетеревятниках", в более поздних рукописях упоминаются рябчики, дикие утки, зайцы, гуси и другая дичь. Хотя нет оснований полагать, что их не кушали и раньше с самых древних времен.
Леса занимают в нашей стране огромные пространства, особенно на севере Урале и в Сибири. Использование даров леса — одна из характерных особенностей русской кухни. В старину большую роль в питании играли лесные орехи. Ореховое масло было одним из самых распространенных жиров. Ядра орехов толкли, добавляли немного кипятка, завертывали в тряпицу и клали под гнет. Масло постепенно стекало в миску. Ореховый жмых тоже использовали в пищу - добавляли в каши, ели с молоком, с творогом. Дробленые орехи использовали и для приготовления различных блюд и начинок.
Лес был также источником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие блюда и напитки - медки. В настоящее время только в некоторых местах Сибири (особенно на Алтае у местных народов) сохранились способы приготовления этих вкусных напитков.
Впрочем, с самых древних времен и до появления массового производства сахара мед был основной сладостью у всех народов, и на его основе еще в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме готовились самые разнообразные сладкие напитки, блюда и десерты. Также не только русские, но и все народы, имевшие в своем распоряжении рыбу, испокон веков кушали и икру.
Самым первым искусственно культивируемым плодовым деревом на Руси стала вишня. При Юрии Долгоруком в Москве росли только вишни.
На характер русской народной кухни в значительной мере повлияли географические особенности нашей страны - обилие рек, озер, морей. Именно географическим расположение и объясняется число всевозможных рыбных видов блюд. В питании достаточно было распространено множество речных видов рыб, а так же озерных. Хотя гораздо больше различных рыбных блюд было еще в Древней Греции и, особенно, в Древнем Риме - создателе основ современного богатства европейской кухни. Чего стоили только лишь одни кулинарные фантазии Лукулла! (К сожалению, его многочисленные записи рецептов блюд утрачены).
В русской кухне для приготовления блюд тоже использовался большой ассортимент продуктов. Однако не столько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русской кухни (эти же продукты были доступны и европейцам), сколько сами способы их обработки, технологии приготовления пищи. Во многом своеобразие народных блюд обусловливалось именно особенностями русской печи.

Славянские обычаи трапезы.
Такая неотъемлемая часть трапезы как СТОЛ - занимает в традиционной картине мира весьма видное место. В крестьянской избе стол так же важен, как печь и Красный угол, он широко задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий. При новоселье в пустую избу первым из мебели вносили стол, после чего молились на четыре стороны и продолжали переезд. Красный угол (полочка с иконами и семейными святынями, позже - с фотографиями предков) упомянут не зря: стол в избе издревле ставится под ним и является продолжением мира Божественного в мире людском. «В доме стол - Божий престол», «Стол - ладонь Бога» — гласят русские пословицы. Таким образом, всё, что оказывается на столе - предлагается Богу, освящается Им и уже потом разделяется на трапезе всеми членами семьи. Этим представлением объясняются многочисленные старинные запреты в поведении за столом: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать грязным, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с едой, большой грех садиться или класть ноги на стол.

Повседневная трапеза - не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая. Ведь это наш ежедневный ритуал, и каждый день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается трапеза?
Если ответы на эти вопросы вас радуют - значит, всё благополучно. Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов, основанных на традиционных нормах поведения за столом:
Отец семейства сидит во главе (торце) стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы семьи.
. Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.
. В традиционном укладе немыслима еда без молитвы.
Молитву можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи, в наших же условиях это бывает и женщина - нашему полу вообще больше свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.
Хотя бы один прием пищи совершайте вместе всей семьей. Особенно это выполнимо в выходные.
Постарайтесь воздержаться от телевизора! За столом образуется круг из членов семьи, это та редкая пора, когда мы в одной комнате и за одним занятием. Какая передача может быть важней единения с близкими?
Приучайте ребенка за столом, как и в других сферах жизни, уважать старших, уступать и делиться, вместо того, чтобы считать себя центром вселенной. В будущем вы пожнете добрые плоды такого подхода.
Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали - все вместе и с добрым словом благодарности. «Ломать стол» — вставать вразнобой - считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие. При современном ритме жизни это едва ли выполнимо. Однако такой завершающий жест как благодарение хозяйки и легкий поклон всем участникам - придаст трапезе цельность и эмоциональную законченность.
Пищевые отходы, особенно хлеб, муку и семена - желательно возвращать в природный круговорот. Это символический залог возобновления достатка, плодородия в нашем доме и на нашей Родной земле.

«Чашу принося к устам, помяни звавшаго на веселие».
(Изборник Святослава 1076 г.)

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.

То, что наши предки пили с размахом, известно всем. Однако, мало кто знает, что такого понятия, как бутылка, в древности не существовало. На стол ставили "пойлицу", из которой напитки черпались "пойками" - прообразом современных рюмок. Перед каждым из сидящих ставилась "куска" - тарелка с разными закусками. Празднества и застолья всегда были долгими и сумбурными. "Пойлица",чтобы не обидеть хозяев, всегда пилась до дна. Умение сказать тост высоко ценилось. Даже существовал специальный человек "Сказник". Он садился по правую руку от главы стола и в изящной форме озвучивал его мысли. Особо важный тост пился до дна. Под него полагалось ставить "донницы" - глубокие стаканы похожие на узкую вазу.
Существовало несколько обязательных тостов:
"ЗА ВЕРУ РУССКУЮ!" - полагалось помолчать и выпить стоя.
"ЗА РУСЬ-МАТУШКУ!" - стоя с перечислением военных побед.
"ЗА ЮРКУ!" - этот тост был посвящен женщине.
Слово "юрка" имело самое широкое значение от красоты и сексуальности,до домовитости и кроткости.

Пиры на Руси были важным социальным явлением. Так, княжеские пиры являли собой форму «корпоративного» совещания князей с дружинами. Участники чокались друг с другом так, чтобы вино выплескивалось в чужой кубок. Мало кто знает, но это должно было продемонстрировать гостю, что в вине нет яда. До сих пор на разнообразных праздничных мероприятиях люди соблюдают этот обычай, забыв, что он когда-то был связан с подозрениями в отравлении.

В семнадцатом веке, каждый, уважающий себя горожанин и тем более если он к тому же зажиточный не мог обойтись без проведения праздничных пиров, ведь это входило в их жизненный уклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня - особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор, к приходу гостей все должно было быть безупречно, все должно было блестеть как никогда. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца которые так бережно хранились для этого дня.
А почётное место руководителя всего этого ответственного процесса, как и за закупкой и приготовлением праздничных мероприятий, отводилось хозяйке дома.

На хозяина же ложилась не менее важная обязанность - приглашение гостей на пир. Причём, в зависимости от статуса гостя, хозяин либо посылал с приглашением слугу, либо ездил сам. А собственно само мероприятие выгладила примерно так: к собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс, и гости отвечали ей земным поклоном, а за ней следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.
Гости по очереди подходили к хозяйке дома и целовали её, и при этом по канонам этикета, держали руки за спиной, после снова кланялся ей и принимал из её рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом для всех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял стационарно, в "красном углу", то есть под иконами, возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых, кстати, по тем временам, считалось более почётным, чем на приставных.
Когда уже все участники трапезы рассаживались по своим местам, хозяин разрезал хлеб на кусочки и вместе с солью подавал каждому гостю отдельно. Этим своим действием в очередной раз подчёркивал гостеприимство своего дома и глубокое уважение ко всем присутствующим, кстати и сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры.

Блюда разносила челядь и подавала кушанье каждому гостю, но рядом с хозяином стояла особая тарелка, на которую накладывались, как считалось, самые лучшие кушанья. В знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей хозяин церемонии мог сам положить какого-нибудь кушанье с особой тарелки и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, как бы более подчёркивая своё внимание уделяемое ему. А когда слуга передавал это своеобразное гастрономическое послание от своего хозяина, как правило говорил: "Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье".

Если бы нам, каким то чудом можно было переместиться во времени, и оказаться в семнадцатом веке, и почему бы и нет, случись и второе чудо, нас бы пригласили на подобное торжество мы бы не мало удивлены порядком подачи блюд к столу. Вот судите сами, сейчас для нас нормально что сперва мы едим закуску, после суп, а уже после этого второе и десерт, а в те времена сперва подавали пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы («жаркое»), а уж потом, в конце обеда - супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали разнообразные сладкие заедки.
Особое внимание уделялось также питию. Распитие спиртного, в частности водки - символ русского застолья.

Традиции пития на Руси сохранённые и дошедшие до нас, своими корнями уходят в стародавние времена, а во многих домах сегодня, как и в далёком прошлом отказаться от еды и выпивки означает обидеть хозяев. Также дошла до нас и повсеместно практикуется традиция пить водку не мелкими глотками, как принято к примеру в европейских странах, а залпом, сразу.
Правда сейчас изменилось отношение к пьянству, если сегодня пьянеть это значит отклониться он принятых норм приличия, то в те времена боярской Руси, когда это считалось обязательным, и не напившийся гость должен был таковым хотя бы притвориться. Хотя не следовало быстро пьянеть, а идти в ногу со всеми участниками застолья и по этому быстрое опьянение в гостях считалось неприлично.

Благодаря многим дошедшим до нас старинным рукописям мы прекрасно осведомлены о праздничном и повседневном столе царя и бояр.
Количество всевозможных блюд на царских пирах и на пирах богатых бояр доходило до ста, а в особых случаях могло достигать и пол тысячи, причём к столу под носились поочерёдно, по одному, а драгоценные золотые и серебряные посуды с остальными кушаньями держали в руках стоявшие вокруг стола слуги.

Но традиции пировать и трапезничать были не только у богатых и знатных членов общества.
Представители практически всех слоев населения считали обязательным собираться за пиршественным столом по поводу всех значимых событий в жизни, будь то свадьба, крестины, именины, встречи, проводы, поминки, народные и церковные праздники...
И естественно именно эта традиция дошла до нас практически ничуть не изменившись.

О русском гостеприимстве известно всем и так было всегда. (Впрочем, какой народ скажет о себе, что он не гостеприимный?! Грузины? Армяне? Французы? Чукчи? Итальянцы или греки? И далее по списку...)
Все иностранцы отмечали необычайное гостеприимство русских. У русского дворянина ежедневный открытый стол на 30—50 человек был делом обыкновенным. В обычаях гостевания были две приметы: за столом не должно быть 13 человек, нельзя не праздновать своего дня рождения.
А что же касается еды, то если в дом русского человека приходят гости и застают семью за обедом, то непременно будут приглашены ко столу и усажены за ним, и у гостя вряд ли будет возможность отказаться от этого. (Хотя и у других народов гостя тоже не заставляют стоять в углу до окончания обеда. Но, как говорится, сам себя не похвалишь...)

Торжественные обеды и застолья в честь приёма иностранных гостей устраивались с особой широтой и размахом, они призваны были продемонстрировать не только материальные возможности царственных хозяев (подчистую обиравших собственный народ), но и широту и гостеприимство русской души.
В те времена проведения любых официальных торжеств - великокняжеских, царских и боярских пиров - начинались с жаркого из лебедей. Его отсутствие на столе являлось знаком неуважения к гостям. Неслучайно Василиса Прекрасная в сказке про Царевну-лягушку рукавом махнула - и появилось озеро. Махнула другим рукавом - и поплыли по озеру белые лебеди. Она ведь предварительно спрятала в рукаве косточки от съеденного жаркого.

В XVII веке почет и уважение гостям выказывали количеством и громадными размерами рыбы на банкетном столе. Особенно почиталась волжская рыба, которая стоила дороже дичи. Русские повара достигли такого совершенства в приготовлении рыбы, что могли превращать ее в петухов, кур, гусей, уток - не только по форме, но и по вкусу.
Совместная еда сближает людей, снимает напряжение и располагает к задушевной беседе. Недаром у нашего народа распространена поговорка про самого близкого и проверенного друга - "мы с ним пуд соли вместе съели". Пирами (обычно свадебными) заканчиваются все русские волшебные сказки: "И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот не попало".

Застолье без острого слова, без застольной речи — все равно, что песнь без музыки, картина без красок, щи без мяса и хлеб без соли. Иначе работают только желудки.
Первый тост произносил наипочтеннейший гость, но к тостам и напиткам приступали после третьей перемены блюд, натощак не пили. Первый тост пили за здоровье государя, второй — за здоровье и счастье хозяина, третий — за здравие хозяйки, четвертый — тост хозяина за любезных гостей и т.д. Были тосты с куплетами, с музыкой.

Выход из-за стола начинает наипочтеннейший гость. После десерта — переход к чайному и кофейному столу, а курящие шли курить, правда, количество курящих в ту пору было невелико.
Чай пили по-русски — с едой и сладостями. Правда, сахар был редкостью, поэтому предпочитали варенье. Мужчины пили чай с ромом, это называлось подлей адвокатца — спиртное развязывало язык. Гостю полагалось пить чаю не более одного стакана, поэтому увлеченные «адвокатцем» мужчины поступали так: в стакан чаю, постепенно отпивая, добавляли и добавляли ром, на стакан чаю как раз уходила бутылка рому. Показывая, что чаепитие закончено, гость накрывал чашку блюдцем.
Час спустя после чаепития гости, чинно раскланявшись, разъезжались.

Многое изменилось с тех пор. Роскошные столы из ста блюд ушли в прошлое. Но люди, как и прежде, любят собираться за праздничным столом, чтобы вкусно поесть и разделить радость общения с родными, друзьями, коллегами.

Я поднимаю бокал за то, чтобы застолье было праздником ума, чтобы соревновались друг с другом веселые, умные, шутливые, лирические, иронические и вакхические тосты!