Что значит люди психологически несовместимы. Понятие психологической совместимости. Как влияет на совместимость темперамент

Банально звучит, но это так: все люди разные. Отсюда получается, что найти двух близко похожих друг на друга человека представляется достаточно сложным занятием. Кроме того, существует мнение (доказанное физиками), что противоположности притягиваются. Но современные философские течения заявляют нечто иное: подобное притягивается к подобному. Выходит запутанная ситуация.

И все же, вдруг в семье сложилась такая ситуация, когда оба (или один), супруга осознали, что они несовместимы друг с другом психологически. Что же им делать?

Для начала следует понять, а стоит ли им вообще продолжать отношения. Ведь психологическая несовместимость - это не то, что разность интересов. В последнем случае можно просто договориться и выделить свободное время на любимые занятия. Психологическая несовместимость способствует возникновению постоянных конфликтов в семье. И поэтому необходимо для начала задать себе вопрос: «почему я должен/должна жить с этим человеком?» Как только ответ на этот вопрос получен, и он требует продолжения совместной жизни, тогда супруги могут поступить следующим образом:

Выбрать стратегию. Определив несоответствия по психологическому типажу, супруги теперь могут выработать общий принцип дальнейшей совместной жизни, который будет удовлетворять обоих.

Правильная позиция. Несхожесть характеров часто ведет к недовольству в поведении супруга. То есть, например, муж не моет за собой посуду, жену это раздражает. И она не пытается изменить свою точку зрения на данную проблему: вместо того, чтобы самой протереть тарелку, она будет «накручивать» себя негативными мыслями. А это неправильно. Все нужно делать с точностью, да наоборот. В отношениях друг с другом следует попробовать занять позицию мужа или жены, постараться понять его или ее.

Причины. Всегда нужно найти причину того, что на самом деле раздражает. Как только она выявлена, то следует ее обговорить со своим супругом и постараться решить возникшую проблему, а не копить их, будто заначку на черный день.

Важность. Путь, на который решились встать оба супруга, очень важен. Каждое препятствие, возникающее при его преодолении, необходимо разрушать, а не сторониться его.

Дар предвидения. Каждому из супругов придется постоянно думать над тем, какое последствие может вызвать то или иное действие или заявление. Как вторая половинка отреагирует на это.

Анализ. Только что свершившееся прошлое следует подвергать анализу: что было сделано правильно или неправильно, в чем причина этого, и так далее.

Не могут решить всех проблем. Возможно, даже часть. Ведь психологическую несовместимость гораздо тяжелее бывает преодолеть, чем это может казаться поначалу. И многие жизненные истории подтверждают это заявление: проще разойтись, чем бороться.

Вам будет интересно:

В разделе: Семья. Отношения.

Невозможность иметь ребенка - всегда трагедия для супругов. Но еще больший психологический удар наносит ситуация, когда муж и жена здоровы, но не могут зачать малыша друг с другом, а см...

Страница 1

Схема данного конфликта предполагает, что два нормальных (без внутренних конфликтов) человека при отсутствии каких-либо заметных противоречий в содержании их взаимодействия начинают конфликтовать именно из-за несовместимого сопряжения их индивидуальных характеристик. Чаще всего это проявляется в ситуациях достаточно тесного, близкого, длительного взаимодействия. Конфликтная ситуация созревает по мере накопления сторонами раздражительности, неудовлетворенности определенными аспектами поведения другой стороны. При этом никакого сознательного умысла на обострение отношений обычно нет.

Развитие данного конфликта определяется следующими факторами:

чувствительность, наблюдательность, самокритичность партнеров по взаимодействию, их способность замечать различные аспекты своего поведения, видеть их влияние на партнера;

психологическая толерантность партнеров, способность спокойно, без раздражения реагировать на различные особенности поведения людей, терпимость, помехоустойчивость;

степень связи неприятных, фрустрирующих аспектов поведения партнера с содержанием и результатами взаимодействия (от второстепенности, поверхностности этих аспектов до их определяющего влияния на способы достижения результатов и само понимание цели и результатов взаимодействия);

характер отношений партнеров, возможность открыто заявить о своей неудовлетворенности и быть при этом правильно понятым, возможность скорректировать свое поведение в данной ситуации;

склонность видеть в особенностях поведения партнера злой умысел.

Основные варианты детерминации конфликта по данной модели:

1. Психофизиологическая несовместимость. Это вносящая помехи во взаимодействие и мешающая партнерам определенная несовместимость их темпераментов, психофизиологических качеств, двигательных привычек. В качестве примера достаточно сослаться на ситуацию, когда холерик и флегматик двуручной пилой распиливают бревно. В этот вариант могут вписаться также известные представления о несовместимости биополей, психоэнергетических характеристик отдельных людей.

2. Несовместимость психотипов. В психологии накоплено довольно много различного рода типологий людей. Сочетание во взаимодействии определенных психотипов партнеров при соответствующих условиях чревато конфликтом. Одну из наиболее развернутых типологий на основе разработок Юнга предложила соционика. Конфликтогенны сочетания во взаимодействии как некоторых разных, так и одинаковых типов.

3. Социально-психологическая несовместимость. Речь идет о сопряжении взглядов, убеждение, верований, ценностей взаимодействующих людей различных национальностей, вероисповеданий, принадлежащих к разным социальным, профессиональным и иным группам. При определенных условиях это вызывает конфликтные столкновения.

4. Деловая несовместимость. Это устойчивые различия во взглядах и убеждениях относительно методов и принципов работы, понимания самих целей деятельности взаимодействующих сторон. Чаще всего здесь есть определенная профессиональная основа - учились у разных учителей, придерживаются различных подходов, школ и т.п.

При диагностике данного конфликта полезно учитывать следующее:

полярность, разнополюсность, явная противоположность соответствующих психологических характеристик сторон - наиболее очевидный индикатор здесь, хотя таковым может быть в ряде случаев и их совпадение, тождественность (не только "лед и пламя", но и "два медведя" вписываются в данную модель);

психологическая несовместимость обычно мало осознается участниками конфликта, при этом причины конфликта часто связываются со злонамеренным умыслом другой стороны;

в отдельных случаях, в частности, при варианте 2, для обнаружения психологической несовместимости может потребоваться обследование с помощью специальных методик;

опора на чисто формальные признаки без содержательного изучения личностных особенностей конфликтующих может привести к ошибкам (так, причины конфликта двух сотрудников, скажем, разных национальностей могут быть связаны и с различием взглядов на "дело" и с чем-то иным).

При урегулировании такого конфликта полезно: дистанцирование сторон - самый простой, надежный, хотя и не всегда легко осуществимый путь конфликтоурегулирования и конфликторазрешения; при этом дистанцирование может быть временным, парциальным, т.е. частичным, связанным только с определенными аспектами взаимодействия; коррекция внутренней картины конфликта, обеспечение осознания конфликтующими их психологических различий, устранения комплекса злонамеренного конфликтного умысла другой стороны, понимания "естественности" соответствующих аспектов поведения другой стороны; обычно такое изменение внутренней картины конфликта резко меняет саму ситуацию, помогает переосмыслить все события и найти ресурсы решения проблемы; психологическая помощь, инструктирование, обучение в сфере конфликтогенных аспектов поведения (преодоление соответствующих привычек, выработка новых навыков поведения).


Другие материалы:

Факторы трудовой деморализации
Деморализация в широком смысле слова – это процесс психического разложения человека, переход его на более низкую стадию психического развития, вызванный различными внешними и внутренними факторами. Причин деморализации достаточно много.Учё ...

Понятие аргументации.
Будем исходить из того, что всякая мысль, выраженная в терминах и формах логики, есть, так или иначе отражение действительности, и последнее может быть либо истинным, либо ложным. Будем исходить также и из того, что всякая мысль, выражен...

Понятие личности
На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“реrsonaliti”) в английск...

Межличностные конфликты это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные , собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Психологическая несовместимость

Психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

Особенности межличностных конфликтов в высшей школе

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственные этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, но могут заканчиваться разрывом отношений.

Наиболее распространенная причина конфликтов между студентами и преподавателями - неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Иногда студенты, считая оценку их знаний неадекватной, вступают в конфликт с преподавателем в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в интернете.

Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и среди преподаватели высшей школы. Противоречия могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.); из-за неравномерного распределения учебной нагрузки, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент - студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель - студент принимает более сложные формы. Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель, который может использовать для этого некоторые обязательные в этих случаях методики и требования:

    при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации;

    в случае неудовлетворительного ответа студент должен осознать, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;

    ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента.

Предупреждение конфликтных ситуаций при взаимодей­ствии преподаватель - преподаватель, преподаватель - руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:

компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием;

высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;

предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы;

равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;

постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;

культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия между руководителем и лидерами.

Может ли психологическая несовместимость партнеров быть причиной бесплодия? Ведь, если у женщины и у мужчины все в порядке с репродуктивной функцией, какое значение имеет совместимость их характеров и темпераментов? Оказывается, имеет, и очень даже значительное. Известно немало случаев, когда супруги, у которых в совместном браке не получалось зачать ребенка, расходились, находили новых партнеров, и вдруг проблемы с рождением ребенка у каждого из них исчезали.

Что такое психологическая несовместимость?

Психологи выделяют следующие основные параметры совместимости партнеров. Это физиология, социальная среда, материальный достаток, ум, культура и воспитание, национальность и вероисповедание, отношения с родственниками и, наконец, самый главный фактор совместимости - любовь.

Физиологически партнеры могут быть несовместимы по внешности, возрасту, темпераменту, сексуальной активности, энергетике, состоянию здоровья. Социальная среда представляет собой совместимость по социальному статусу, образованию, наличию честолюбия. Отношения женщины и мужчины, интересы которых в данных областях не совпадают, часто заканчиваются разрывом.

Что касается материального достатка, то здесь в первую очередь имеет значение отношение к деньгам и материальным ценностям обоих партнеров. Если имеется значительный разрыв в интеллектуальном развитии супругов, то им просто не о чем разговаривать, что также не способствует взаимопониманию. Значительное расхождение в культуре и воспитании мужчины и женщины могут вызывать у них взаимное раздражение.

Бытовая несовместимость часто связана с уверенностью мужчины в том, что его партнерша только на том основании, что она родилась женщиной, обязана «тащить» на себе всю домашнюю работу. Разная национальность и вероисповедание у супругов может также представлять множество проблем. Причиной несовместимости могут быть даже «ненормальные» отношения с родственниками супруга (супруги).

Все вышеназванные проблемы легко может перечеркнуть наличие настоящей любви между женщиной и мужчиной. Однако при отсутствии этого чувства проявления всех остальных факторов несовместимости многократно усиливаются.

Как определить, имеется ли психологическая несовместимость между партнерами?

Постарайтесь честно ответить на следующие вопросы:

1.Есть ли у вас, о чем поговорить с супругом, что не касается материальных проблем? Интересно ли вам разговаривать друг с другом, и можете ли вы беседовать 2-3 часа?

2.Считаете ли вы, что любите своего супруга (супругу)?

3.Раздражают ли вас некоторые бытовые привычки мужа (жены), например, гора невымытой посуды, разбросанная одежды по квартире и др.?

4.Различаются ли ваши результаты при прохождении теста на IQ более, чем на 30 баллов?

5.Можно ли ваши отношения с родственниками партнера (партнерши) назвать враждебными?

За каждый утвердительный ответ на первые два вопроса начислите себе 3 балла, а за каждый отрицательный ответ на вопросы 3-5 -1 балл. Если вы набрали 5 и более баллов, вероятнее всего несовместимость между вами отсутствует.

Как психологическая несовместимость влияет на зачатие?

Как известно, наши эмоции непосредственно влияют на работу всех внутренних органов. Многие заболевания, особенно связанные с патологий иммунной системы, имеют психологические причины. Неприятие партнера женщиной может провоцировать выработку у нее антиспермальных антител, которые значительно снижают вероятность оплодотворения. По исследованиям зарубежных ученых у нелюбимой и нелюбящей своего партнера женщины даже маточные трубы функционируют по-другому. Они не так плавно и бережно захватывают яйцеклетку своими бахромками. Депрессии и психические перегрузки зачастую приводят к гормональному «сбою» у женщины, в свою очередь не способствующему процессу зачатия и вынашивания ребенка.

Как преодолеть психологическую несовместимость?

Если оба партнера признают наличие психологической несовместимости и пытаются ее преодолеть - это уже половина успеха. Для лучшего понимания мотивов поступков своей «половинки» постарайтесь почаще вставать на его (ее) место. Занимайтесь сексом не только с целью зачатия ребенка. Не раздражайтесь по мелочам. Женщинам рекомендуется прямо говорить мужчине о том, что они ждут от него. Мужчины часто не понимают намеков. Мужчинам также следует помнить, что его любимая, только потому, что она относится к прекрасной половине, совсем не обязана тащить на себе всю домашнюю работу.

Если вы приложили, максимум усилий, но преодолеть психологическую несовместимость не удалось, можно обратиться к специалисту (психологу, психоаналитику). Если супруги не совместимы друг с другом и любовь в их отношениях давно угасла, часто лучшим решением будет разойтись. Не стоит пытаться родить ребенка от нелюбимого и «чужого» человека, даже если вам уже за… Ведь существует где-то ваша настоящая «половинка», с которой вы будете счастливы.