Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX – начала XX века. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX в Символизм в Западной Европе

СимволизмСимволзим (греч. simbolon – знак, символ) – одно из крупнейших течений
в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к
новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков,
таинственности и загадочности.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души -
полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных
впечатлений.
Возник во Франции в 1870-1880-х годах и достиг наибольшего развития на
рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.
Особенного внимания заслуживает данное течение в России, где оно
использовало западные идеи, однако предлагало свои отличительные черты и
характеристики. Сюда относится связь с народом и государством и обращение к
другим историческим эпохам.

Символизм и другие течения

1.
2.
3.
4.
5.
Акмеизм. Появился из символизма, однако противостоял ему. Направление
предвидело материальность, простоту образов и высокую точность слова;
Футуризм. Основа состояла в отказе от разнообразных культурных
стереотипов и их разрушения. Важное место занимает техника и процессы
урбанизации, в которых виделось будущее мира;
Кубофутуризм. Характеризуется отказом от идеалов прошлого и ориентация
на грядущее;
Эгофутуризм. Для данного направления характерно применение новых
иностранных слов, культивирование чистых чувств и ощущений,
демонстрация любви к себе;
Имажинизм. Основой является создание определенного образа. Основное
выразительное средство, которое было для этого использовано – это
метафора. Для направления характерно применение анархических идей и
эпатажа.

Характерные черты символизма

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Новаторство и стремление к экспериментам;
Таинственность, неоднозначность и недосказанность;
Любовь, смерть, страдание – так называемые вечные темы, главные
мотивы символизма в изобразительном творчестве;
Обращение к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам;
Наличие на картине символов, отсылающих зрителя к другим
источникам знания;
Упрощенное, обобщенное изображение;
Четкие контуры деталей;
Большое пространство однотонного фона картины.

Джон Эверетт Милле. Офелия. Галерея Тейт, г. Лондон. 1852 г.

Данте Габриэль Россетти. Возлюбленная. Галерея Тейт, г. Лондон. 1865 – 1866 гг.

Пюви де Шаванн (1824 – 1898 гг.)

Характерные черты:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Один из основоположников символизма;
Жёсткая организация композиции и размещение фигур в пейзаже
параллельными планами;
Сюжеты определены вечными занятиями человека;
Метод П. Пюви де Шаванна: эскизы с натуры - стилизация и обобщение
- обведение плотным контуром - калькирование - распределение эскизов
на холсте (определение места фигуры в целом);
Чёткий силуэт, особое значение контура;
Линия - главный формообразующий элемент.

Надежда. Музей Орсе, г. Париж. 1871 г.

Надежда. Галерея Уолтерса, г. Балтимор. 1872 г.

Святая Женевьева, созерзцающая Париж. Панно из цикла “Жизнь святой Женевьевы”. Пантеон, г. Париж. 1874 – 1898 гг.

Священная роща, возлюбленная музами и искусствами. Художественный институт, г. Чикаго. 1884 – 1889 гг.

Бедный рыбак. Музей Орсе, г. Париж. 1881 г.

Девушки у моря. Музей Орсе, г. Париж. 1879 г.

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? Музей изящных искусств, г. Бостон. 1897 – 1898 гг.

Поль Гоген. Жёлтый Христос. Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало. 1889 г.

Поль Гоген. Зелёный Христос. Музей изящных искусств, г. Брюссель. 1889 г.

Группа “Наби” (1890 – 1905 гг.)

Основатели группы Поль Серюзье, Пьер Боннар, Жан Эдуар Вюйар, Поль
Элье Рансон и Морис Дени.
Все они увлекались творчеством Поля Гогена, стремились найти свой путь в
искусстве и хотели сделать творчество не только работой, но и стилем
жизни.
Творчество группы было близко к литературному символизму и
характеризуется главенством цветового начала, декоративной
обобщенностью форм, мягкой музыкальностью ритмов, плоскостной
стилизацией мотивов искусства разных народов: французского народного
искусства, японской гравюры и итальянских примитивистов.

Поль Эли Рансон. Пейзаж Пророка. 1890 г.

Поль Серюзье. Талисман. Музей д’Орсе, г. Париж. 1888 г.

Пьер Боннар. Партия в крокет. Музей д’Орсе, г. Париж. 1892 г.

Морис Дени. Пейзаж с зелёными деревьями. Частная коллекция. 1893 г.

Жан Эдуар Вюйар. В комнате. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, г. Москва. 1904 г.

Гюстав Моро (1826 – 1898 гг.)

Характерные черты:
1.
2.
3.
4.
5.
Мифологические и библейские темы в творчестве;
Принцип “прекрасной инерции” – все персонажи картины должны
изображаться в состоянии глубокой погруженности в себя;
Принцип “необходимого великолепия” - картина должна быть для
зрителя прежде всего фантастическим видением, красота которого даёт
наслаждение;
Яркие краски и игра света;
Орнаменты и декоративные детали.

Эдип и Сфинкс. Музей Метрополитен, г. Нью-Йорк. 1864 г.

Явление. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1875 г.

Единороги. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1885 г.

Юпитер и Семела. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1894 г.

Одилон Редон (1840 – 1916 гг.)

Характерные черты:
1. Один из основателей символизма и «Общества независимых
2.
3.
4.
5.
художников»;
“Чёрный” и “цветной” периоды творчества;
Предвестник ирреализма в живописи и искусства, обращённого к
психике человека;
В работах отражались порождения его фантазии;
Стремился найти такую форму художественного выражения,
которая могла бы пробудить в зрителе мысль и стремление к
самоанализу.

Дух. Хранитель вод. 1878 г.

Игрок. Из серии “В мечте”. 1879 г.

Улыбающийся паук. Лувр, г. Париж. 1881 г.

Профиль света. Частное собрание. 1881 – 1886 гг.

Парсифаль. 1891 г.

Христос Святого Сердца. Лувр, г. Париж. Ок. 1895 г.

Рождение Венеры. Музей Орсе, г. Париж. Ок. 1910 г.

Эдвард Мунк (1863 – 1944 гг.)

Характерные черты:
1. Большую часть жизни работал над большим
2.
3.
4.
5.
циклом «о любви, жизни и смерти», который назвал «Фриз
жизни»;
Жёсткий контраст цвета и резкость форм;
Ритмичность композиции;
Выработал свой стиль;
Излюбленные символы: светловолосая девушка - цветок в белых
одеждах, рыжеволосая женщина-вампир и скорбящая мать.

В середине XIX века Европа стояла на пороге появления новых художественных направлений и течений. Они коснулись в первую очередь живописи и поэзии, но постепенно проникли и в прозу. Самым глубоким и авторитетным новым направлением в литературе был символизм. У его истоков стоял великий поэт Франции Шарль Бодлер (1821-1867), которому затем отдали дань признательности Поль Верлен (1844-1896), Артюр Рембо (1854-1891), Стефан Малларме (1842-1898).

Главная книга Бодлера - -«Цветы зла» (1857), выдержавшая несколько изданий и дополненная в них новыми стихотворениями. Кроме того, Бодлер выпустил поэтический сборник «Обломки» и другие сочинения. Посмертно вышла книга «Парижская хандра», где собраны «Маленькие поэмы в прозе».

Влияние Бодлера на поэтов-символистов было очень значительным. А. Рембо писал: «Бодлер... это король поэтов, настоящий Бог». В сборнике «Цветы зла» проявились отличительные признаки нового слова в поэзии, внесенного в нее Бодлером. Во-первых, это обостренная восприимчивость и максимальная точность воспроизведения темных сторон души. Во-вторых, двуплановость образа, предстающего одновременно реальным и воображаемым, стирание грани между творящим лицом, поэтом и изображаемым предметом, в результате чего образ превращается в символ. Например, в стихотворении «Кот» возникает причудливое видение:

    В мозгу моем гуляет важно
    Красивый, кроткий, сильный кот
    И, торжествуя свой приход,
    Мурлычет нежно и протяжно.

Сборник «Цветы зла» поразил читателей откровенной и искренней «исповедальностью» в изображении внутреннего мира поэта, не скрывавшего ни пороков, ни ошибок. «В эту жестокую книгу,- писал Бодлер,- я вложил весь свой ум, все свое сердце, свою веру и ненависть».

Название книги содержит значимое смысловое противоречие: «цветы» и «зло» - слова и явления едва ли совместимые. Но это название точно передает мысль Бодлера - зло привлекательно для современного человека, в нем есть своя красота, свое обаяние, свое величие. Человек у Бодлера и сам поэт чувствуют притягательность добра и зла, духовной красоты и красоты порока. Это одна сторона. Другая заключена в том, что зло рассматривается формой добра. Раздвоенность между добром и злом вызывает в расколотой душе человека тоску и порождает в нем жажду бесконечного, стремление вырваться в неведомое. Неустранимая расколотость пронизывает действительность и человека, который столь же предрасположен к доброму и прекрасному, как и податлив на злое и порочное:

    Глупость, грех, беззаконный законный разбой
    Растлевают нас, точат и душу и тело.
    И, как нищие - вшей, мы всю жизнь отупело
    Угрызения совести кормим собой.

Только за пределами реальности и за пределами «я», как отмечают критики, человек у Бодлера и поэт освобождаются от тоски.

Колебание Бодлера между добром и злом, материальным и духовным, нравственным и безнравственным, верхом и низом приводит в его поэтике не только к соединению и взаимопроникновению возвышенного и низменного, но и к несочетаемым сочетаниям в образе, к эстетизации безобразного. Каждое чувство и его изнанка со всеми многообразными оттенками могут с легкостью меняться местами. При этом Бодлер не может уйти в иллюзию, извлекая из попыток найти «искусственный рай» горький итог:

    Так старый пешеход, ночующий в канаве,
    Вперяется в Мечту всей силою зрачка.
    Достаточно ему, чтоб Рай увидеть въяве,
    Мигающей свечи на вышке чердака.

Единственное место, где он не чувствует себя одиноким и затерянным,- это огромный город, Париж. Там неожиданно встретится случайный прохожий или завяжется разговор. «Бод-леровский Париж,- писал один из критиков,- громадное вместилище пестрого всеединства жизни с ее круговоротом лица и изнанки, перекресток веков и нравов, где столкнулись, сплелись седая старина и завтрашнее, шумное многолюдье и одиночество посреди толчеи, роскошь и невзгоды, разгул и подвижничество, грязь и непорочность, сытое самодовольство и набухающий гнев». Париж - «людской муравейник» и город «тайн», кладезь «чудесного». И вне себя, и внутри Бодлер видит трепещущие мерцания, причудливые тени. Особенно впечатляющи переходные состояния природы - осень (от лета к зиме), сумерки (от дня к ночи или от ночи к утру), «когда увядание и рождение, покой и суета, сон и бодрствование теснят друг друга, когда блики предзакатного или встающего солнца рассеянно блуждают, все очертания размыты, трепетно брезжат...». Виктор Гюго увидел в стихотворениях Бодлера «новый трепет».

Бодлер знал, что жизнь мрачна, и не видел выхода, но он не впал в отчаяние, а спел мужественную и горькую песню, «сохраняя высокое спокойствие».

Вслед за ним пришли поэты, в творчестве которых укрепилось чувство неизлечимой болезни, настигшей человечество в конце XIX века. Они несли на себе печать проклятия и получили название «проклятых поэтов». От Бодлера и его «героизма времен упадка» их отличает согласие, хотя и не без внутреннего сопротивления, со своей ущербностью и возведением упадочничества «в утонченную доблесть». Вот эта непокорность своим собственным мрачным настроениям, стремление подняться над ними и делает их большими поэтами.

«Я - римский мир периода упадка»,- писал о себе Поль Верлен (основные сочинения - «Сатурновские стихотворения», «Подруги», «Галантные празднества», «Песнь чистой любви», «Романсы без слов», «Мудрость», «Далекое близкое», «Любовь», «Параллельно», «Посвящения», «Женщины», «Счастье», «Песни для нее», «Элегии», «Эпиграммы», «Плоть», «Инвективы», «Библиосонеты», «Поэтическое искусство», критические статьи «Проклятые поэты» и др.). Его измучила тоска, одолела боль, а он пытался во что бы то ни стало вырваться из плена хандры и взять себя в руки. Но эти попытки опять и опять оканчивались неудачами и срывами в бездну порока. Однако выражение в поэзии этих печальных опытов души превращается в искреннюю исповедь, в раскрытие самых сокровенных движений сердца и доведенных до полного обнажения раздумий о себе и жизни:

    В трактирах пьяных гул, на тротуарах грязь,
    В промозглом воздухе платанов голых вязь,
    Скрипучий омнибус, чьи грузные колеса
    Враждуют с кузовом, сидящим как-то косо
    И в ночь вперяющим два тусклых фонаря,
    Рабочие, гурьбой бегущие, куря
    У полицейского под носом носогрейки,
    Дырявых крыш капель, осклизлые скамейки,
    Канавы, полные навозом через край,-
    Вот какова она, моя дорога в рай!

Верлен прошел трудный поэтический путь. Его сборник «Романсы без слов» - вершина импрессионистической лирики. В стихотворении «И в сердце отрава,/И дождик с утра...» мгновенная зарисовка природы превращается в «пейзаж души», в описание внутреннего состояния лирического героя. От впечатления поэт переходит к выражению оттенков своего настроения:

    О дождик желанный,
    Твой шорох - предлог
    Душе бесталанной
    Всплакнуть иод шумок.

Слова, утрачивая свою предметную и смысловую функцию, служат созданию «мелодии», «музыкальности». Верлен стремится заменить смысл звучанием, слить поэзию и музыку, сделать лирику «бессловесной».

Манифестом импрессионизма и символизма стала стихотворная декларация «Поэтическое искусство» (намек на стихотворный трактат Буало). В дальнейшем тенденции символизма усилились и нашли свое выражение в сборнике «Мудрость». Здесь глубинный план образа-символа занимает не душа человека, а Бог, что дало повод считать, что между изображаемыми явлениями и душой установились сверхчувственные отношения и что от «гуманистического символизма» Верлен перешел к «религиозному».

Свойства книги:

Все издатели

Выберите издательство Academic Studies Press Amsterdam University Press ANU Press Apress Athabasca University Press Berghahn Books Bloomsbury Academic Böhlau Boydell & Brewer Brandeis University Press Brill bu,press, Bozen-Bolzano University Press Cappelen Damm Akademisk/NOASP (Nordic Open Access Scholarly Publishing) Central European University Press Cornell University Press De Gruyter Duke University Press Edinburgh University Press Edition Open Access FedOA - Federico II University Press Finnish Literature Society / SKS Firenze University Press Fordham University Press Frontiers Media SA Hau Books HPA Press Im Werden Verlag John Benjamins Publishing Company Koninklijke van Gorcum Ledizioni - LediPublishing Leiden University Press Leuven University Press LIBRUM Publishers & Editors LLC Liverpool University Press Manchester University Press MDPI - Multidisciplinary Digital Publishing Institute Modern Academic Publishing Monash University Publishing Newfound Press NUS Press Open Book Publishers Open Humanities Press Oxford University Press Palgrave Macmillan Pluto Press punctum books Rodopi Routledge Rutgers University Press SciELO Books - Centro Edelstein SciELO Books - Editora FIOCRUZ Springer Stockholm University Press Strelka Press Sydney University Press T&P Books transcript Verlag Ubiquity Press UCL Press Universidad Carlos III de Madrid. Figuerola Institute of Social Science History Universitätsverlag Göttingen University of Adelaide Press University of Calgary Press University of California Press University of Gothenburg - Department of Historical Studies University of Huddersfield Press University of Michigan Press University of Ottawa Press University of Rochester Press University of Tartu Press University of Wales Press University Press of Colorado Utah State University Press White Rose University Press Wits University Press Yale University Press АБВ-пресс АВОК-ПРЕСС Агентство «Пресса» Агентство электронных изданий «Интермедиатор» Ад Маргинем Пресс Академия Естествознания Академия Наук Республики Башкортостан Академия Наук СССР Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой Аква-Терм Алетейя Альпина Бизнес Букс Альпина Паблишер Альфарет Амалфея Амурский государственный университет Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) Армавирская государственная педагогическая академия Астраханский государственный технический университет Белгородский государственный институт искусств и культуры Белгородский государственный университет Белорусская наука б/и Библейско-богословский институт св. апостола Андрея БИБЛИО-ГЛОБУС Благовещенский государственный педагогический университет Брянская государственная инженерно-технологическая академия Брянский государственный технический университет Букмастер Весь Мир Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ВЛАДОС Водолей Воронежская государственная технологическая академия Воронежский государственный университет Воронежский государственный университет инженерных технологий Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств Время Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) Всероссийский НИИ растениеводства имени Н.И. Вавилова Вузовский вестник Высшая школа экономики Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина Генезис ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Городец Государственная академия славянской культуры Государственная публичная историческая библиотека России Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук Государственный институт искусствознания Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс Гуманитарное агентство «Академический проект» Дальневосточный государственный университет Дикта ДМК Пресс Дом еврейской книги Дом прэсы Евразийский открытый институт Европа Европейско-Российский Центр «ЕвроРосс»(«EuroRuss» e.V.) Златоуст Издание П. В. AHHЕНKOBA Издательские решения Издательство Ивана Лимбаха Издательство МИСИ-МГСУ Инcтитут общегуманитарных исследований Институт богословия и философии Институт Гайдара Институт общегуманитарных исследований Институт психологии РАН Институт философии РАН ИнтерМедсервис Интернет-Университет Информационных Технологий ИНФРА-М Иркутский государственный лингвистический университет Иркутский государственный технический университет Иркутский государственный университет Иркутский государственный университет путей сообщения КАРО Кемеровская государственная медицинская академия Кемеровский государственный институт культуры Кемеровский государственный университет Книгодел Книжный дом Университет (КДУ) Книжный мир КНОРУС Коллоквиум Краснодарский государственный университет культуры и искусств Креативная экономика Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Кузбассвузиздат Кучково поле Лаборатория знаний (бывшее Бином. Лаборатория знаний) Лимбус Пресс Липецкий кооперативный институт (филиал) Белгородского университета потребительской кооперации Літаратура і Мастацтвa Манн, Иванов и Фербер Машиностроение МГИМО-Университет Медицина ДВ Минская фабрика цветной печати Мир горной книги Мир и Образование Мичуринский государственный аграрный университет Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова Московский государственный институт индустрии туризмаим. Ю.А. Сенкевича Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой Московский педагогический государственный университет Московский Художественный театр Мосты культуры / Гешарим Народная асвета Народная кніга Наука Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера Научно-технический вестник Поволжья Научные Основы и Технологии Новое издательство Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки Новосибирский государственный театральный институт Одесский дом учёных Олимпстрой Омская областная типография Оренбургский государственный аграрный университет Оренбургский государственный педагогический университет Оренбургский государственный университет Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Орловский государственный институт искусств и культуры Орловский государственный технический университет Орский гуманитарно-технологический институт Пензенская государственная сельскохозяйственная академия Петрополис Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики Познание Посев Правда РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Регистр Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Российский государственный гуманитарный университет Российский государственный институт сценических искусств Российский кардиологический научно-производственный комплекс Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии Федерального медико-биологического агентства Российский университет дружбы народов Российское философское общество Русская христианская гуманитарная академия Русский журнал Русский фонд содействия образованию и науке Русское генеалогическое общество Рэдакцыя газеты "Звязда" Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева Самарский военно-медицинский институт Самокат Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский университет МВД России Санкт-Петербургский университет управления и экономики Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова Саратовский государственный технический университет Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова Сибирский государственный технологический университет Сибирский институт бизнеса и информационных технологий Сибирский федеральный университет Советский спорт Современная Школа Согласие Соликамский государственный педагогический институт СОЛОН-ПРЕСС Социум Союз кинематографистов РФ СПбКО Спорт Сэфер Текст Теревинф Территория будущего Техносфера Тровант Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тульский государственный университет Тэхналогія Уральский государственный педагогический университет Уфимская государственная академия экономики и сервиса Феникс Финансы и статистика Флинта Фонд «Онкопрогресс» ЦГПБ им. В.В. Маяковского Центральный банк Российской Федерации Центр исследований платежных систем и расчетов Человек Челябинская государственная академия культуры и искусств Четыре четверти Чувашский государственный институт культуры и искусств Шуйский государственный педагогический университет Эксперт – Наука Энциклопедикс

Все каталоги

Выберите каталог Авиационная и ракетно-космическая техника Архитектура Биологические науки Ветеринария и зоотехника Журналы Журналы/Естественные науки и математика Журналы/Здравоохранение и физическая культура Журналы/Информатика и вычислительная техника Журналы/История и исторические дисциплины Журналы/История и исторические дисциплины/Отечественная история Журналы/Культура и искусство Журналы/Образование и педагогика Журналы/Политология и юриспруденция Журналы/Психология Журналы/Религиоведение Журналы/Сельское, лесное и рыбное хозяйство Журналы/Социология Журналы/Технические науки Журналы/Филология Журналы/Философия Журналы/Экономика и управление Журналы/Языкознание Здравоохранение и медицинские науки Здравоохранение и медицинские науки/Здравоохранение Здравоохранение и медицинские науки/Лечебное дело Здравоохранение и медицинские науки/Организация здравоохранения Здравоохранение и медицинские науки/Сестринское дело Здравоохранение и медицинские науки/Фармакология Здравоохранение и медицинские науки/Фундаментальная медицина Информатика и вычислительная техника Информационная безопасность Искусствознание Искусствознание/Изобразительное и прикладные виды искусства История и археология История и археология/Археология История и археология/Всеобщая история История и археология/Всеобщая история/История Древнего мира История и археология/Всеобщая история/История Нового времени История и археология/Всеобщая история/История Средних веков История и археология/Всеобщая история/Современная история История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины/Геральдика История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины/Историческая география История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины/Источниковедение История и археология/Вспомогательные исторические дисциплины/Палеография История и археология/Отечественная история История и археология/Отечественная история/История России в древности (до середины XII в.) История и археология/Отечественная история/История России в средние века (середина XII - XVI вв.) История и археология/Отечественная история/История России новейшего времени (XX в.) История и археология/Отечественная история/История России нового времени (XVII - XIX вв.) История и археология/Теория и методология истории История и археология/Этнография Культурология и социокультурные проекты Математика и механика Машиностроение Международные отношения Музыкальное искусство Нанотехнологии и материалы Науки о Земле Научно-популярная литература Ноты Образование и педагогические науки Образование и педагогические науки/История образования и педагогики Образование и педагогические науки/Общая педагогика Образование и педагогические науки/Педагогика и методика высшего образования Образование и педагогические науки/Педагогика и методика дошкольного образования Образование и педагогические науки/Педагогика и методика начального и среднего образования Образование и педагогические науки/Педагогика и психология Образование и педагогические науки/Социальная педагогика Образование и педагогические науки/Социальная педагогика/Специальная педагогика Образование и педагогические науки/Школьная литература Оружие и системы вооружения Политические науки и регионоведение Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия Промышленная экология и биотехнологии Промышленная экология и биотехнологии/Продукты питания Промышленная экология и биотехнологии/Экология Психологические науки Психологические науки/История и теория психологии Психологические науки/Отдельные направления в психологии Психологические науки/Прикладная психология Сельское, лесное и рыбное хозяйство Сервис и туризм Социология и социальная работа Социология и социальная работа/Общая социология Социология и социальная работа/Региональная социология Социология и социальная работа/Социальная антропология Социология и социальная работа/Социальная работа Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело Сценические искусства и литературное творчество Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта Техника и технологии наземного транспорта Техника и технологии строительства Технологии легкой промышленности Технологии материалов Техносферная безопасность и природообустройство Управление в технических системах Учебная литература Учебная литература/Автоматика и управление Учебная литература/Архитектура и строительство Учебная литература/Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды Учебная литература/Библиотечно-информационные ресурсы Учебная литература/Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Учебная литература/Геодезия и землеустройство Учебная литература/Геология, разведка полезных ископаемых Учебная литература/Гуманитарные науки Учебная литература/Гуманитарные науки/Документоведение и архивоведение Учебная литература/Гуманитарные науки/Журналистика Учебная литература/Гуманитарные науки/Искусствоведение Учебная литература/Гуманитарные науки/История Учебная литература/Гуманитарные науки/Книжное дело Учебная литература/Гуманитарные науки/Культурология Учебная литература/Гуманитарные науки/Лингвистика Учебная литература/Гуманитарные науки/Международные отношения Учебная литература/Гуманитарные науки/Политология Учебная литература/Гуманитарные науки/Психология Учебная литература/Гуманитарные науки/Регионоведение Учебная литература/Гуманитарные науки/Реклама Учебная литература/Гуманитарные науки/Религиоведение Учебная литература/Гуманитарные науки/Физическая культура и спорт Учебная литература/Гуманитарные науки/Филология Учебная литература/Гуманитарные науки/Философия Учебная литература/Гуманитарные науки/Юриспруденция Учебная литература/Естественные науки Учебная литература/Естественные науки/Биология Учебная литература/Естественные науки/Ботаника Учебная литература/Естественные науки/География и картография Учебная литература/Естественные науки/Геология Учебная литература/Естественные науки/Гидрометеорология Учебная литература/Естественные науки/Зоология Учебная литература/Естественные науки/Почвоведение Учебная литература/Естественные науки/Физико-математические науки Учебная литература/Естественные науки/Химия Учебная литература/Естественные науки/Экология и природопользование Учебная литература/Здравоохранение Учебная литература/Информатика и вычислительная техника Учебная литература/Культура и искусство Учебная литература/Культура и искусство/Библиотечно-информационные ресурсы Учебная литература/Культура и искусство/Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Учебная литература/Культура и искусство/Дизайн Учебная литература/Культура и искусство/Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура) Учебная литература/Культура и искусство/Искусствознание Учебная литература/Культура и искусство/Киноискусство Учебная литература/Культура и искусство/Музыкальное искусство Учебная литература/Культура и искусство/Театральное искусство Учебная литература/Металлургия, машиностроение и материалообработка Учебная литература/Морская техника Учебная литература/Образование и педагогика Учебная литература/Образование и педагогика/Естественно-научное образование Учебная литература/Образование и педагогика/Педагогика Учебная литература/Образование и педагогика/Русский язык и литература Учебная литература/Образование и педагогика/Социально-экономическое образование Учебная литература/Образование и педагогика/Технологическое образование Учебная литература/Образование и педагогика/Физико-математическое образование Учебная литература/Образование и педагогика/Филологическое образование Учебная литература/Образование и педагогика/Художественное образование Учебная литература/Приборостроение и оптотехника Учебная литература/Сельское, лесное и рыбное хозяйство Учебная литература/Социальные науки Учебная литература/Социальные науки/Социальная работа Учебная литература/Социальные науки/Социология Учебная литература/Сфера обслуживания Учебная литература/Технология производства продовольственных продуктов и потребительских товаров Учебная литература/Транспортные средства Учебная литература/Физико-математические науки Учебная литература/Физико-математические науки/Математика Учебная литература/Физико-математические науки/Механика Учебная литература/Физико-математические науки/Физика Учебная литература/Физико-математические науки/Химия Учебная литература/Химия и биотехнологии Учебная литература/Экономика и управление Учебная литература/Экономика и управление/Менеджмент Учебная литература/Экономика и управление/Статистика Учебная литература/Экономика и управление/Экономика Учебная литература/Электронная техника, радиотехника и связь Учебная литература/Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Физика и астрономия Физико-технические науки и технологии Физическая культура и спорт Философия, этика и религиоведение Философия, этика и религиоведение/Зарубежная философия Философия, этика и религиоведение/История философии Философия, этика и религиоведение/История философии/Современная философия Философия, этика и религиоведение/История философии/Философия Древнего Мира Философия, этика и религиоведение/Отдельные направления и философские школы Философия, этика и религиоведение/Отечественная философия Философия, этика и религиоведение/Политическая философия Философия, этика и религиоведение/Религиоведение Философия, этика и религиоведение/Религиозная философия Философия, этика и религиоведение/Философия науки Философия, этика и религиоведение/Эстетика Философия, этика и религиоведение/Этика Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии Химия Химия/Химические технологии. Химические производства Художественная литература Художественная литература/Драматургия Художественная литература/Литературные обзоры. Критика Художественная литература/Мемуары, биографии, дневники Художественная литература/Очерки, эссе Художественная литература/Поэзия Художественная литература/Прочие литературные жанры Художественная литература/Романы, повести, рассказы, новеллы Художественная литература/Сборники различных произведений Художественная литература/Художественная литература для детей Художественная литература/Эпистолярные произведения Художественная литература/Юмор, сатира, пародия Экономика и управление Экономика и управление/Банковское дело Экономика и управление/Коммерция Экономика и управление/Менеджмент Экономика и управление/Менеджмент/Антикризисное управление Экономика и управление/Менеджмент/Государственное и муниципальное управление Экономика и управление/Менеджмент/Менеджмент организации Экономика и управление/Менеджмент/Управление персоналом Экономика и управление/Менеджмент/Экономика и управление на предприятии Экономика и управление/Регионоведение Экономика и управление/Статистика Экономика и управление/Товароведение и экспертиза товаров Экономика и управление/Экономика Экономика и управление/Экономика/Банковское дело Экономика и управление/Экономика/Бухгалтерский учет, анализ и аудит Экономика и управление/Экономика/Маркетинг Экономика и управление/Экономика/Математические методы в экономике Экономика и управление/Экономика/Мировая экономика Экономика и управление/Экономика/Налоги и налогообложение Экономика и управление/Экономика/Национальная экономика Экономика и управление/Экономика/Страховое дело Экономика и управление/Экономика/Таможенное дело Экономика и управление/Экономика/Теория экономики Экономика и управление/Экономика/Финансы и кредит Экономика и управление/Экономика/Экономика труда Экономика и управление/Экономика/Экономическая теория Электро и теплоэнергетика Электроника, радиотехника и системы связи Юриспруденция Ядерная энергетика и технологии Языкознание и литературоведение Языкознание и литературоведение/Издательское дело и редактирование Языкознание и литературоведение/История всемирной литературы Языкознание и литературоведение/История филологии Языкознание и литературоведение/Общее языкознание Языкознание и литературоведение/Перевод и межкультурная коммуникация Языкознание и литературоведение/Теория литературы Языкознание и литературоведение/Фольклор и культурная антропология Языкознание и литературоведение/Языки мира Языкознание и литературоведение/Языки мира/Азербайджанский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Английский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Арабский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Армянский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Белорусский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Болгарский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Венгерский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Восточные языки Языкознание и литературоведение/Языки мира/Вьетнамский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Греческий язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Грузинский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Датский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Древние и мертвые языки Языкознание и литературоведение/Языки мира/Иврит Языкознание и литературоведение/Языки мира/Испанский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Итальянский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Казахский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Киргизский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Китайский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Корейский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Латинский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Латышский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Литовский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Молдавский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Немецкий язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Нидерландский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Норвежский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Персидский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Польский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Португальский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Румынский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Русский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Сербский и хорватский языки Языкознание и литературоведение/Языки мира/Таджикский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Татарский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Турецкий язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Туркменский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Узбекский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Украинский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Финский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Французский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Хинди Языкознание и литературоведение/Языки мира/Чеченский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Чешский и словацкий языки Языкознание и литературоведение/Языки мира/Шведский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Эстонский язык Языкознание и литературоведение/Языки мира/Японский язык

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо , готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель , Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте , которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.


Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм (realism, от лат. realis - действительный, вещественный) - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Реализм , понимаемый как основная тенденция исторического развития искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: реализм древнего фольклора, искусства античности и поздней готики. Прологом реализма как самостоятельного направления стало искусство Возрождения («ренессанс реализм»), от которого через европейскую живопись 17 в., «просветительский реализм» 18 в. тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло и было сформулировано в литературе и изобразительном искусстве понятие реализма.

Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями - символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

3. Символизм - направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца 19 века - начала 20 века. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения - творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».

Символизм в изобразительном искусстве - явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров - от Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П. Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции (родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения, четкие контуры фигур перемежались с размытыми, теряющимися в туманной дымке, очертаниями силуэтов. Такое стилевое многообразие в совокупности с освобождением живописи «от оков достоверности» создало предпосылки для формирования многих художественных тенденций 20 в.

Мастера символизма : Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм - (фр. naturalisme, от лат. natura - природа) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей - братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.

При всей ограниченности творческого метода, отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества, натурализм введением в искусство новых тем, интересом к изображению «социального дна», новыми средствами изображения действительности способствовал развитию художественного видения и становлению критического реализма в XIX века (таких как Э. Мане, Э. Дега., М. Либерман, К. Менье, художников-веристов в Италии и др.) однако в живописи натурализм не оформился в целостное последовательное явление, как в литературе.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма : Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

в литературе конца XIX – начала XX вв.

1. Истоки и предпосылки символизма……………………………………….3

2. Характерные черты литературы символизма……………………………..5

3. Символизм в литературе Западной Европы конца XIX – начала XX вв..9

Список использованной литературы………………………………………...18

Последняя треть XIX в. была одним из самых драматических периодов в истории Франции, за которым закрепилось название «fin de siecle» («конец века»): поражение во франко-прусской войне, разгром Парижской Коммуны, монархические заговоры, коррупция и злоупотребления в высших правительственных и финансовых кругах.

Тогда представители французской культуры остро ощутили исчерпанность прежних идей и понятий (философских, научных, художественных), составлявших на протяжении нескольких веков основы западной цивилизации. «Кому довериться? Какому идолу молиться? Кого из святых низвергать? Чьи сердца пленять? Какую цель сделать своей?»- в отчаянии вопрошал Рембо, как и многие другие, испытавший чувство глубокого разочарования и усталости от жизни, свое бессилие перед ней и ужас перед грядущими историческими потрясениями, которые они пророчески предвосхищали.

Признанным главой французского символизма был Стефан Малларме (1842 - 1898). Его первые стихи, отмеченные влиянием парнасцев и Бодлера, появились в начале 60-х гг. Среди них особый интерес представляла эклога «Послеполуденный отдых фавна»(1865 -1866).

Символисты разработали новый суггестивный поэтический язык, не называющий прямо предмет, но намекающий на некое содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Поиск соответствий – в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

Выразителем протеста против прозаической ясности был П. Верлен, и его роль реформатора поэтического языка в истории литературы оправдана. П. Верлен был талантливым новатором, объявившим борьбу традиционным представлениям о поэзии, стремящимся создать «новый язык, новую музыку звуков».

В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от «красноречия», нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта «естественной сверхъестественности» в изображении реальности.

Выделяются следующие общие черты доктрины символизма: искусство - интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий; музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балашов Н. И. Послесловие. //Бодлер М., Цветы зла, М., 1970.
  2. Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959.
  3. Балашова Т.В. Французская поэзия XX в. М., 1982.
  4. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1. М., 1994;
  5. Белый А. Символизм как миропонимание. М.., 1994.
  6. Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. // Собр. соч. Т. 2. Париж, 1985. С. 275.
  7. Бычков В.В. Искусство нашего столетия // Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С. 111-186; 213-216.
  8. Венгерова З. А. Поэты символисты во Франции. – М., 1992.
  9. Владимирова А.И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (1890-1914). Л., 1976.
  10. Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М., 1953.
  11. Дмитриев В. Поэтика (Этюды о символизме). СПб., 1993.
  12. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина XIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. с. 23-114.
  13. Лотреамон. Поэзия французского символизма. «Песни Мальдорора». М., 1993.
  14. Тишунина Н. В Театр У. Б Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб.: Образование. 1994.
  15. Театральный символизм во Франции (Основные тенденции) // Записки СПб. Государственной Театральной библиотеки. Вып. 2. СПб.: Гиперион, 1999. 1 п. л.
  16. Французский символизм: Драматургия и театр. СПб, 2000.