Скорость оборота денежной единицы формула. Скорость обращения денег. Формула для вычисления скорости в денежном обращении

Вместе с тем, когда одна и та же денежная единица - например, 1 руб. - быстрее переходит из рук в руки (скорость обращения денег увеличивается), человеку требуется меньшая сумма для оплаты его сделок в течение определенного периода времени. Денежная единица возвращается к нему снова и снова, быстрее и быстрее, и его спрос на деньги сокращается.

Скорость обращения денег - это относительно стабильная величина для каждой экономики. Она определяется двумя главными факторами: частотой выплаты заработной платы работникам и особенностями потребительских покупок. Чем чаще выплачивается заработная плата - например раз в неделю, а не раз в месяц, тем быстрее денежная единица попадает в процесс купли-продажи и тем, следовательно, выше будет скорость ее обращения.

Особенности поведения потребителей также оказывают влияние на скорость обращения. Имеет значение, расходуют потребители свои доходы мелкими порциями (скорость обращения будет выше) или предпочитают делать сразу крупные покупки, оплачивают товары и услуги наличностью, чеками или пластиковыми картами, могут использовать кредит или вынуждены всегда полностью выкладывать нужную сумму. Как правило, чем выше уровень дохода в стране, тем более крупными становятся покупки типичного потребителя. Поэтому снижение скорости обращения денег можно рассматривать как косвенное свидетельство роста благосостояния жителей.

Вопрос для размышления

В стране А в обращении находятся только наличные деньги, а в стране Б люди еще пользуются пластиковыми карточками. В какой стране скорость обращения денег выше?

Кроме того, на скорость обращения денег влияет распространенность в экономике вертикальной интеграции. При вертикальной интеграции многие обменные процессы продвижения товара оказываются внутри одной и той же компании. Здесь используется меньший объем денег, поскольку внутрифирменная купля-продажа может происходить по принципу взаимозачетов, без использования наличности. Поэтому чем более развитой является сеть вертикальной интеграции в стране, тем выше в целом будет скорость обращения денег.

Задача, иллюстрирующая теорию

Известно, что денежная масса в экономике М растет на 10% в год, а номинальный ВВП PY увеличивается ежегодно на 20%. Данные об экономике представлены в таблице (в млрд ден. ед.).

A. Рассчитайте скорость обращения денег в каждом году.

Б. Рассчитайте, как изменится номинальный ВВП, если скорость обращения будет стабильной на протяжении ряда лет в размере 5 (оборотов денежной единицы в год), а денежная масса увеличится, например, с 200 млрд до 300 млрд ден. ед.

B. Что случится с номинальным ВВП, если предложение денег растет на 20% в год, а скорость обращения уменьшается на 30% за эти годы?

Решение

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг. Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Денежная масса является важным количественным показателем движения денег, ее величина зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения.

Рассчитав с учетом заданных изменений значения предложения денег М и скорости обращения денег V мы получим значения номинального ВВП для каждого года. Результаты показывают, что в динамике при росте предложения денег на 20% в год и снижении скорости обращения на 30%, номинальный ВВП вначале снижается на 16% в год.

А. Определим скорость обращения денег в каждом году (количество оборотов) по формуле Фишера:

Этого же результата можно достичь непосредственно исходя из теоретической формулы. Произведем расчет изменения номинального ВВП, используя модификацию уравнения обмена:

Таким образом, на основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что под воздействием увеличения предложения денег на 20% в год и уменьшения скорости обращения на 30%, номинальный ВВП за год уменьшится на 16%.

Итак, скорость обращения оказывается под влиянием самых разнообразных факторов, от технических условий организации производства до особенностей монетарной институциональной структуры экономики. В табл. 3.1 собраны ключевые элементы, которые необходимо принимать во внимание при оценке величины и динамики данного показателя денежного сектора.

Таблица 3.1

Факторы, оказывающие влияние на V (скорость обращения денег)

Частота выплаты заработной платы

/гt=> Vi

Традиции (привычки) оплаты покупок (наличность, чеки, банковские карты)

cash => М Т => V t

Темп инфляции

п t=> Vi

Эффект дохода (например, как фаза экономического цикла)

Y i => Vi

Финансовые инновации

cards t => V T

Текущая ставка процента

i t => M D 1 => Vi

Ожидания в отношении ставки процента (оптимистические или пессимистические)

i e *f> t => M D t => Vi

Степень вертикальной интеграции в экономике

VI i => M D i => vi

Наличие и степень развитости кредитных отношений в экономике

credit t => M D Ф => V t

Объем теневой экономики: нелегальная деятельность уклонение от налогов (степень законопослушности граждан)

Shadow-economy t => M t => V T

Эффект богатства

wi => ct => vi

Форматы покупок (expenditure patterns)

Qi => m d i => vi

Чем выше скорость обращения денег, тем больше инфляция. Если в 1990 г. значение этого показателя равнялось примерно 1,5, то затем произошло стремительное увеличение скорости денежного обращения - до 4,5 в 1994 г., 8,0 в 1995 г. и 7,0 в 1997 г. После августа 1998 г. также наблюдалось ускорение денежного обращения.
Таким образом, ставя задачу ремонетизации экономики, в ее решении необходимо предусмотреть создание блока антиинфляционной защиты, который включал бы мероприятия, направленные, с одной стороны, на уменьшение доли М0 в М2, с другой - вел бы к сокращению скорости обращения денег.
Что касается снижения удельного веса наличных денег в общей денежной массе, то эту задачу можно решить, например, следующими мерами:
запрещением использования наличных денег в обороте между предприятиями и стимулированием безналичных расчетов в народном хозяйстве;
усилением целевого характера выплат заработной платы и социальных платежей, исключающим их предварительное попадание на финансовый или валютный рынок;
прохождением бюджетных средств до их получателей и налогов в бюд-жет через систему казначейства;
использованием специальных счетов (чеков) для высокооплачиваемых работников применительно к части их дохода, которая может быть направлена только для приобретения товаров длительного пользования отечественного производства, оплаты жилищно-коммунальных услуг, жилищного и дачного строительства и т.п. или вложения в банковскую систему в виде депозита (золотого сертификата).
На ближайший период нереально ставить задачу значительного сокращения доли М0 в М2. Речь, видимо, может идти о достижении М0, равном 34%-35%. Такой незначительный сдвиг в структуре денежной массы отражает особенности (и издержки) запуска экономики на основе расширения потребительского спроса домашних хозяйств. Следовательно, необходимо перенести центр тяжести в антиинфляционной защите на сокращение скорости обращения денег. Для этого предварительно выясним, за счет каких факторов в переходной экономике России произошло 5-6-кратное увеличение значения данного показателя, чтобы блокировать их действие. В этой связи в первую очередь следует выделить роль двух факторов.
Во-первых, это завышенная доходность на финансовом рынке, которая ускоряет движение денег, а точнее, приводит к массированному бегству денежного капитала из секторов реальной экономики, лишая их достаточной финансовой поддержки. Поэтому финансовый рынок должен стать объектом экстренного и жесткого государственного регулирования, нацеленного на принудительное (хотя и поэтапное) сокращение доходности обращающихся на нем инструментов. Должны быть предусмотрены такие меры:
резкое сокращение доходности по государственным ценным бумагам, с чего и следует начинать новую политику регулирования финансовой сферы. Доходы по госбумагам должны быть не выше средней прибыльности, установившейся в сфере производства (7%-8% годовых);
ЦБ и правительство должны пойти на резкое сокращение ставки рефинансирования, отказавшись от жесткой привязки к уровню инфляции. В кризисной экономике неизбежные потери и риск должны распределяться равномерно между финансовыми и производственными агентами. Поэтому ставка рефинансирования должна сразу же резко сократиться до 20%-24%. Только в этом случае можно рассчитывать на появление доступного для производителей кредита;
переориентация финансово-банковской системы на кредитное и инве-стиционное обслуживание реальной экономики заставляет обратиться к проработке еще одной эффективной меры: ограничения участия банков в покупке акций промышленных предприятий. При этом можно сослаться на антикризисный опыт США, когда в 1933 г. президентом Рузвельтом был введен аналогичный запрет, который сохраняется вплоть до сегодняшнего дня;
для ограничения движения финансового капитала в краткосрочной форме, которое особенно инфляционно опасно, оправданно использовать дополнительные налоги в указанной сфере. Этим вносится еще один антиинфляционный якорь и обеспечивается прилив долгосрочных капвложений в экономику;
введенные ограничения на финансовом рынке, приведя к крупному снижению доходов на нем, безусловно, обернутся разорением многих коммерческих банков. По большому счету об этом не стоит особо сожалеть, поскольку значительное количество банков в течение всех этих лет фактически паразитировало на государственных финансах, нередко просто расхищая их и вывозя в другие страны и оффшорные зоны. Добавим и то, что финансово-кредитная
сфера, наряду с внешнеэкономической, превратилась в один из главных каналов «бегства капитала» из страны. Те же коммерческие банки, которые научились работать самостоятельно, выживут, только им целесообразно помогать. Остальные банки, скорее всего, разорятся; они должны перейти в руки государства, чтобы на их основе создать сеть в 100-200 региональных государст-венно-муниципальных коммерческих банков;
сокращение свободных финансовых ресурсов и необходимость создания системы доступного кредита для производителей обусловливает целесообразность вернуться к практике дозированного (законодательно устанавливаемого) объема финансирования расходной части бюджета через платные кредиты ЦБ с льготной процентной ставкой. Можно предположить, что такие кредитные ресурсы должны направляться для организации кредитной деятельности создаваемой сети государственно-муниципальных банков и с последующим использованием в целях развития системы инвестиционных банков.
Во-вторых, каналом разогрева инфляции через ускорение денежного обращения являлся фактически свободный режим функционирования валютного рынка. В условиях практически неограниченной возможности в обмене рублевой массы на иностранную валюту увеличение денежного предложения на рынке способствовало нарастанию давления на обменный курс рубля. Действовавший ранее валютный коридор и сверхвысокая доходность ГКО позволяли его временно удерживать в определенных рамках, но, как оказалось, переводя инфляцию в подавленную. И как только был снят этот коридор и рухнула пирамида ГКО, накопленный спекулятивный потенциал в валютной сфере взорвался почти трехкратным падением курса рубля с последующим скачком цен. Существовавшая конкуренция между рынком финансовых обязательств и валютным рынком, с точки зрения реальной экономики, принципиально ситуацию не улучшала. Ведь как на одном, так и другом рынке практически участвовали одни и те же игроки, которые на каком-то этапе получали свои прибыли на финансовом рынке, а потом перемещались на валютный рынок. Заметим, что политика опережающей внутренней конвертируемости рубля в условиях стагфляционной экономики была ошибочной и должна оцениваться как преждевременная (например, в ФРГ возможность обмена марок на инвалюту появилась только в конце 50-х годов).
Поэтому для того чтобы сегодня сдержать и приглушить инфляционный рост, задаваемый повышением кредитно-денежной активности государства, необходимо эту инфляционную цепочку разорвать. В этой связи можно сослаться на опыт Малайзии, которая после финансового кризиса в Азии (1997 г.) сделала ставку на жесткий контроль над потоками финансового капитала и над операциями с иностранной валютой. Такие меры, способствуя сдерживанию инфляции, одновременно закладывают основу для снижения процентных ставок по кредитам.
Вот почему в целях снижения скорости обращения денег и ограничения инфляции необходимо оставить валютный рынок в том объеме и тех границах, которые необходимы для выполнения его основной функции - обслуживания экспортно-импортных операций. Должен быть предусмотрен комплекс мер, призванный максимально сбить чисто спекулятивный спрос на инвалюту. Приведем в качестве возможных следующие действия в валютной сфере:
в условиях отказа от валютного коридора и перехода к режиму плавающего курса рубля существенно повышается роль курсовой валютной политики ЦБ. Чтобы все-таки оградить рубль от чисто спекулятивных атак, целесообразно
поэтапно восстановить предполагаемые границы его колебаний, но фиксируя их допустимые размеры не вокруг доллара, а по соотношениям в паритетах покупательной способности валют. Тем самым в политику обменного курса будет введен более надежный и точный экономический индикатор;
не исключено, что на начальном этапе придется использовать двойной курс рубля. Один должен действовать в пределах допустимых колебаний вокруг паритета покупательной способности рубля и обслуживать сферу организованной внешнеэкономической деятельности, другой - применяться с учетом рыночной конъюнктуры в других хозяйственных сферах (туризм, обменные операции для населения и т.п.);
для укрепления обменного курса рубля должны быть предусмотрены и административные меры по ограничению спекуляции на валютном рынке (обязательная продажа экспортерами большей части валютной выручки в максимально сжатые сроки, тщательный отбор банков, работающих на валютном рынке, дополнительное налогообложение валютных операций и т.п.). При критиче-ской ситуации в качестве наиболее сильных и чрезвычайных мер допустимо введение монополии ЦБ на ввоз иностранной валюты на территорию РФ, как и восстановление госмонополии на вывоз сырья и энергоресурсов;
в целях ослабления заинтересованности КБ в операциях с валютой целесообразно устанавливать для них более высокую норму резервирования по валютным счетам.
Таковы возможная логика действий и отдельные меры, призванные сформировать блок антиинфляционной защиты. Вместе с тем отметим, что для реализации политики ремонетизации российской экономики имеется еще один сценарий, отличный от ранее описанного. Он связан с возможностью выпуска специальных расчетных денег (безналичного рубля), посредством которых могла бы функционировать система платежей, по крайней мере, в государственном секторе. Данный вариант альтернативен первому варианту, логично дополняет идею разделения потоков бюджетных и коммерческих денег, восстанавливая в новом виде советский опыт двухканального денежного обращения. В этом случае предполагается создание единого расчетного центра, который выполнял бы постоянную функцию обеспечения безналичных взаиморасчетов, своевременно оплачивал государственные заказы и позволял осуществлять обязательные платежи в бюджет. Одновременно использование специальных расчетных денег должно исключать их перевод в наличные рубли и особенно в иностранную валюту. Одним из главных возражений по поводу целесообразности использования таких денег и самой операции взаимозачетов является то, что они не позволяют проводить жесткую денежно-кредитную политику и ухудшают возможность пополнения доходной части бюджета «живыми деньгами». Также трудно сохранить взаимонепроницаемость двух денежных каналов, что ослабляет эффект антиинфляционной защиты. Сами такие деньги трактуются как «суррогатные», подрывающие эффективность использования выпускаемых ЦБ законных денежных знаков.
Однако заметим, что денежная масса в нормально работающей рыночной экономике в еще большей степени характеризуется сложным составом. В нее входят денежные агрегаты с разной степенью ликвидности - от М0 до М3 и L. Такое фактическое многообразие видов денег как раз придает денежной системе гибкость, одновременно позволяя расширять необходимую для нормальной работы экономики денежную базу с минимальными последствиями для усиления
инфляционных тенденций. В частности, в денежный параметр L входят разного рода казначейские обязательства, векселя, банковские акцепты и т.п.
Можно считать, что решением об отмене использования в 1998 г. любых платежных форм в оплате федеральных налогов, кроме денежных, правительство сделало выбор в пользу преодоления кризиса неплатежей по первому варианту. Как уже отмечалось, сам по себе выбор далеко не бесспорен и к этому вопросу, не исключено, еще придется обращаться. Поэтому вариант с введением параллельной расчетной денежной единицей (безналичного рубля) не следует вообще исключать, рассматривая его как запасной.
Итак, в экономическом арсенале имеются способы сдерживания инфляции даже при проведении более активной кредитно-денежной политики. При этом наиболее опасным является не сам по себе механизм денежной эмиссии, особенно если он необходим для нормальной работы экономики, а то, на какие цели и как используются дополнительные порции денег. За счет снижения скорости обращения денег (до 5,5-6 оборотов в год), если оно обеспечивается надежным режимом изоляции растущего предложения денег от финансово-валютной сферы, появляется возможность удержать инфляцию на относительно приемлемом уровне (до 50% в год) и одновременно преодолеть катастрофический дефицит кредитных ресурсов в реальном секторе экономики России. Это означает, что при таком развитии событий появляется реальный шанс для запуска экономического роста. В таблице 2 приведены основные макроэкономические параметры при инерционном сценарии развития, на который, судя по всему, была ориентирована деятельность правительства Примакова, и при антикризисной программе развития.
Таблица 2
Макроэкономические параметры при инерционном и антикризисном вариантах проведения экономической политики Показатели 1998г. - оценка 1999 г. - инерционный вариант 1999 г. - антикризисный ВВП (в % к пред. году) 94-95 97-92 102-104 Инфляция (в % к пред. году) 180-185 130 150 М2 - млрд. руб. 370 460 790-840 М0 - млрд. руб. 155 180 285-300 М2: ВВП в % 10-10,5 12-12,5 19-21 Денежные доходы на-селения (в % к пред. году) 120-125 150-160 …

Для расчета скорости обращения денег, используют два показателя:

    Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов:

О = ВВП или (НД) / Денежная масса (М 2 ).

Этот показатель характеризует связь денежного обращения с процессами экономического развития.

    Оборачиваемость денег в платежном обороте:

Сумма денег на банковских счетах / Среднегодовая величина денежной массы в обращении

Этот показатель характеризует скорость безналичных расчетов.

На скорость обращения денег влияют:

    общеэкономические факторы:

    циклическое развитие производства;

    темпы его роста;

    движение цен.

    денежные (монетарные) факторы:

    структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег);

    развитие кредитных операций и взаимных расчетов;

    уровне процентных ставок за кредит на денежном рынке;

    внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях;

    использование электронных денег в расчетах.

Кроме того, скорость изменяется в зависимости от периодичности выплат доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Т.к. скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы . Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

Эмиссия наличных и безналичных денег.

Понятия “выпуск денег” и “эмиссия денег” - неравнозначны.

Под выпуском денег понимают постоянный приток денег в оборот .

Выпуск денег в оборот происходит постоянно.

Безналичные деньги выпускаются в оборот , когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам.

Наличные деньги выпускаются в оборот , когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс.

Но выпуск денег в оборот может не означать увеличение денег в обороте , так как одновременно с выпуском денег клиенты банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиться.

Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы , находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег .

В СССР и ту и другую эмиссию осуществлял Государственный банк.

В условиях рыночной экономии эмиссионная функция разделяется :

- эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков;

- эмиссия наличных денег - государственным центральным банком.

Эмиссия безналичных денег является первичной , так как прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворить дополнительную потребность предприятий в оборотных средствах , эта цель достигается путем предоставления предприятиям со стороны коммерческих банков кредитов .

Однако банки могут выдавать кредиты только в пределах имеющихся у них ресурсов (собственного капитала банка и привлеченного - средства на депозитных счетах клиентов). Этим можно удовлетворить только обычную потребность предприятий в оборотных средствах, а не дополнительную.

А с ростом производства и товарооборота, и с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность в деньгах .

Удовлетворить такую потребность призван специальный механизм эмиссии безналичных денег.

В условиях административно-хозяйственной системы такая потребность удовлетворялась эмиссией безналичных денег на основе кредитных планов , путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов.

В условиях рыночной экономики действует другой механизм .

Под денежной массой понимается денежное предложение или общее количество денег в обращении.

В странах рыночной экономики применяются различные груп­пировки денег. Они называются денежными агрегатами (параметрами) и служат альтернативными измерителями денежной массы

в обращении.

Известны следующие денежные агрегаты:

М1 - сюда включаются наличные деньги, счета до востребо­вания, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда - кредит­ные карточки;

М2 - состоит из М1 плюс срочные вклады небольших разме­ров и другие легколиквидные сбережения (т.е. сбережения, легко обратимые в наличные деньги);

МЗ - состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров.

М4 - включает МЗ плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата (параметра), в Японии и Германии - три, в Англии и Франции - два.

Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты:

МО - наличные деньги;

М1 - равен агрегату МО плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования в Сбербанке;

М2 - состоит из М1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

МЗ - включает М2 плюс депозитные сертификаты и облига­ции государственных займов.

Под скоростью обращения денег понимается среднегодовое ко­личество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального ва­лового национального продукта (ВНП) к массе денег в обраще­нии:

V - U: М, где

V - скорость обращения денег;

U - номинальный объем ВНП;

М - масса денег в обращении.

Известно, что ВНП характеризует также общий объем доходов и расходов в экономике, т.е. если рассматривать U как общий доход, то V представляется как скорость обращения денег по отношению к доходу. V, таким образом, показывает среднегодо­вое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном периоде - меняется, но незначительно. Существенные изменения скорости обращения денег могут быть связаны с качественными преобра­зованиями организации денежного обращения, что происходит довольно редко и является вполне предсказуемым (например, широкое распространение банкоматов, с помощью которых можно в любом месте, где они установлены, получить наличные деньги по специальным карточкам или широкое внедрение «плас­тиковых денег»).

Денежное обращение и его законы

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Различают налично-денежное обращение и безналичное обра­щение. Налично-денежное обращение - движение наличных денег в виде банкнот, разменных монет и бумажных денег (казначей­ских билетов).

Безналичное обращение - движение денег безналичного обо­рота - банковских депозитов на счетах клиентов.

Формы безналичных расчетов достаточно разнообразны. Они зависят от исторических и экономических особенностей отдель­ных стран, специфики кредитной системы, степени развития электронных средств связи, компьютеризации банковского дела. Наиболее распространены чеки, аккредитивы, кредитные карточ­ки, электронные переводы, жироприказы, векселя, сертификаты, в России также платежные поручения и платежные требования-поручения.

Безналичное обращение доминирует, обусловливая все большую дематериализацию денежного обращения. Причинами этого являются: 1. сокращение издержек обращения; 2. ускорение денежного оборота; 3. удобство безналичных расчетов.

Однако в некоторых сферах экономической жизни наличие денег сохраняет свое важное значение.

Во-первых, в сделках, где одной из сторон является население. Например, в Российской Федерации очень незначительная часть населения пользуется безналичными расчетами, хотя для стран с развитой рыночной экономикой ситуация кардинально меняется (например, в США наличными заработную плату получают не более 6% занятого населения).

Во-вторых, в условиях кризисных потрясений большинство экономических агентов стремятся обладать наличностью.

В-третьих, налично-денежный оборот трудно контролируем. Он может выступать средством уклонения от налогов и прочих незаконных действий.

Между налично-денежным и безналичным обращением суще­ствует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной в дру­гую сферу денежного обращения.

Считается, что именно наличность обеспечивает человеку удобства, при совершении покупок, т. к. средства лежат у него в кармане, и нет необходимости при каждой покупке ходить в банк. Но их можно потерять, их могут украсть, часть наличных денег может оказаться фальшивыми и т. д.

Кроме того, хранение денег в виде наличности лишает чело­века возможности получать проценты по вкладу. Поэтому следует решить, сколько же наличных денег надо иметь на руках, а сколько - положить в банк.

Модель управления наличной денежной массой была разрабо­тана в 50-х годах экономистами У. Баумолем и Дж. Тобином и получила название - модель Баумоля-Тобина. Согласно этой модели можно определить оптимальное число посещений банка или оптимальную сумму наличных денег исходя из соотношения убытков в виде неполученного на эту сумму банковского процен­та и стоимостной оценки экономии времени от более редких походов в банк.

Денежное обращение в его различных формах регулируется экономическим законом, который выражает экономическую зависимость между массой товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

К. Маркс определяет количество денег, необходимых для обращения следующим образом 1:

Среднее число оборотов денег как средства обращения и платежа

К. Маркс отмечал, что в условиях, когда функцию денег вы­полняло золото, количество денег, необходимых для обращения; регулировалось стихийно: если денег было больше, чем реальная потребность в них, то золото уходило из обращения в частную тезаврацию (частное хранение), если же потребность в деньгах возрастала, то золото из сокровищ перемещалось в обращение. Аналогичная ситуация складывалась в случае обращения банкнот, свободно размениваемых на золото. При обращении бумажных денег, не разменных на золото, количество денег, необходимых для обращения должно регулироваться государством. Согласно марксистской концепции, эмиссия бумажных денег должна быть ограничена теоретическим количеством золотых денег, необходи­мых для обращения.

В экономической науке есть и другая точка зрения, которую разделяют представители количественной теории денег и сторон­ники монетаристской концепции.

Американский экономист И. Фишер сформулировал следую­щее уравнение обмена:

М. V = Р. Q, где М - денежное предложение V - скорость обращения денег Р - средняя цена товаров и услуг О - количество проданных товаров.

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи (V) равняется сово­купному объему товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года.

Скорость обращения денег олицетворяет собой быстроту оборота денежных средств при обслуживании сделок, которая характеризуется числом повторений одной и той же денежной единицей функций и за конкретный интервал времени.

Скорость обращения денег вырастает, когда люди не желают удерживать деньги у себя и стремятся потратить их быстрее (такое случается в периоды ), и наоборот, уменьшение скорости происходит тогда, когда люди стараются меньше тратить и больше накапливать (период ).

Образно, сущность рассматриваемой экономической категории можно понять, представив простейшую экономическую систему. К примеру, имеется небольшая экономика, общая норма денежной массы которой составляет 100$. Единственными экономическими агентами являются нефтяник и производитель авто, которые взаимодействуют друг с другом, совершая лишь три сделки за год: Нефтяник покупает у Автопроизводителя машину за 100$, а Автопроизводитель платит нефтянику 60$ за бензин и 40$ за дизельное топливо. Итоговая сумма сделок в таком случае составляет 200$ при денежной массе 100$. Такая ситуация оказалась возможной, т.к. каждый $ был истрачен в среднем 2 раза за год, т.е. скорость обращения денег эквивалентна 2.

На практике рассчитать данный показатель не так просто, т.к. он трудно поддается количественному анализу, поэтому при вычислениях применяются косвенные данные: оборачиваемость денег в кругообороте дохода и денежная оборачиваемость в платежном обороте, формулы расчета которых приведены ниже.

От чего зависит скорость обращения денег

Многие факторы могут влиять на данный показатель, в целом они делятся на две группы.

1. Общеэкономические факторы

  • Цикличность в развитии экономической системы . Экономические спады и финансовые коллапсы обычно сопровождаются понижением скорости денежного цикла, а экономический подъем – ускорением их оборота.
  • Изменение общего ценового уровня . Обесценивание банкнот усиливает готовность покупать на «всякий случай», потребители наращивают покупки, чтобы защитить себя от ухудшения покупательной способности денежных ресурсов. При сильном обесценивании начинается бегство от денег к товарам (т.е. торговле), что следовательно, ускоряет денежный оборот.

2. Монетарные факторы

  • Изменение структуры денежной циркуляции . Расширение безналичной сферы денежного оборота сокращает время на проведение расчетов и таким образом, ускоряет их оборот.
  • Регулирование норм процентных ставок на денежном рынке . Повышение ставок, с одной стороны, стимулирует накопление, а с другой стороны, сокращает возможность получения