Языческие боги индейцев канады богиня хано. Пантеон богов индейцев северной америки. Главный бог майя, создатель всего живого

Задолго до того как Колумб приплыл, за табаком и сифилисом, существовали боги майя и ацтеков. Кому что, а им бы человеческое жертвоприношение! Большинство современных богов требует от своих почитателей денежных жертвоприношений (которые, сами понимаете, идут не совсем богам – посмотрите хотя бы на отсутствие талии у священнослужителей), а также молитвенных или песенных ритуальных церемоний. Иногда – ограничений в еде, мыслях и желаниях. Но никаких ужасов и особенных жертв. Конечно, для нас это и хорошо – а вот древним индейцам было бы скучно!

Ведь существа, входившие в пантеон древних майя и ацтеков, были вовсе не столь человеколюбивы. Точнее, они любили людей, но лишь в качестве деликатеса. Причём, некоторые боги майя и ацтеков не только насыщались человеческой плотью и кровью, но и позволяли разделить с собой трапезу наиболее преданным слугам (жрецам). Это называлось "ритуальным каннибализмом". И, если мы во время кормления детей иногда уговариваем их поесть фразами типа "ложечку за маму, ложечку за папу", то во время ацтекского жертвоприношения, возможно, говорили что-то вроде "ручечку за Миктлантекутли, ножечку за Кетцалькоатля". Или не говорили – но всё равно именно так и думали. Ведь смерть человека в качестве жертвы и его страдания продлевала жизнь богам майя и ацтеков. А отсутствие крови и прочих ужасов, сопровождающих насильственный отход человека к праотцам, наоборот, старило верховных существ. Сейчас, очень часто используют оливковое масло, чтобы сохранить молодость. Но, развлекательный портал Bazurka вряд ли опишет такого рода жестокость, по отношению к беззащитному растению.


1. Апух. Еще до того трагического момента, когда в Америку приплыл Колумб, правили той землей боги майя. Причем что очень долго, трудно поверить, но дольше чем это собирается сделать Путин. Это был духовный народ, который поклонялся далеко не добрым богам и делал эти поклонения соответствующе. Конечно же, мы не расскажем вам про добрых богов, но с удовольствием проникнем в мир где царят и человеческие жертвоприношения. Первым у нас будет бог Апух.


Одним из верховных богов майя был Апух, повелитель царства мёртвых, находящегося глубоко под землёй. Кстати, майя верили так же как и Данте, что есть . Вернее, они называли все это подземным миром. Апух был одним из правителей этого места. Естественно, что такая солидная должность требовала соответствующего внешнего вида. Никаких милых улыбок, тапочек в виде плюшевых зайцев и коротких шорт. Ссохшаяся кожа с явно проступающими трупными пятнами, окровавленный череп и устрашающего вида головной убор, изображающий сову. Между прочим, упоминания об этой сове встречаются и в поговорках современных жителей Центральной Америки, которые говорят, что, когда кричит сова, индейца ждёт смерть. Наглая и неприкрытая ложь – индейцы умирают когда приходят колонисты!


2. Миктлантекутли. Ещё один бог смерти, ацтекский вариант Апуха. Такой же красавчик – злобно оскаленная черепушка с длинными зубами и тело мертвеца. Спутниками Миктлантекутли были сова, летучая мышь и паук, а на шее висело довольно креативная (на взгляд богов древних майя и ацтеков) дизайнерская вещица – ожерелье из вырванных с мясом человеческих глаз.

Между прочим, именно в честь этого божества кушали ацтеки своих врагов. Причём, когда врагов не хватало (попробуй ими напасись тут, в год одному только богу смерти отдавали до 3 тысяч жизней), индейцы специально затевали войны с соседними племенами. Пленных приносили в жертву, отрезая им головы и вырезая сердца.


Другие боги майя тоже требовали подношений и для равномерного распределения еды будущих жертв иногда оставляли "про запас". В честь религиозных праздников могли совершаться массовые ритуальные убийства – до нашего времени дошли упоминания о казни 20 тысяч индейцев из племени тласкаланцев, посвящённой одному из ацтекских богов.

3. Кукулькан. так же известен как Кетцалькоатль. В любом случае, Вы никогда не прочитаете с первого раза любое из этих слов. Так вот, Кукулькан - главное божество майя (и соответственно ацтеков), один из творцов мира и человечества. Было это существо одновременно и злым, и добрым, а изображалось, как правило, в виде гигантского змея, имеющего человеческую голову. Кукулькана почитали в качестве бога ветра, дождя, холода, льда и тьмы. Иногда он выступал и в качестве персонажа ночных ужасов – поговаривали, что с наступлением темноты бог спускался на землю, превращался в ягуара и нападал на молодых воинов, испытывая их доблесть.

Так как бог был из числа самых важных, то и жертвы ему приносили самые эксклюзивные – в честь Кукулькана-Кетцалькоатля делали человеческое жертвоприношение из самых богатых и знатных представителей племени. Очень жаль, что такое полезное, в социальном плане, божество в настоящее время покинуло наш мир.


Ну, вообще-то это Зума, а не Кукулькан, но Вы не поверите, как трудно найти змею с человеческой головой.
А фото вашей бывшей у нас нет.

4. Хуракан. Помощник верховного бога у майя, повелитель ветра Хуракан (ацтеки звали аналогичное существо Эхекатль) временами выглядел как огромное одноногое чудовище, но иногда принимал облик дракона с одной лапой, опущенной вниз и сеющей разрушения на своём пути. Есть версия, что от имени одного из опаснейших богов майя, скорее всего, произошло слово "ураган".

Боги майя исчезли, но это божество нас вряд ли покинуло и до сих пор. Кто же тогда пролетает время от времени над Центральной и Северной Америкой, уничтожая дома и убивая людей, словно мстя за разрушенную цивилизацию индейцев, что положило конец и кровавым жертвам? Нет, Хуракан нашёл новый способ получать свою кровь, а наивные и недалёкие американцы дают его воплощениям женские имена, вроде "Катарины", "Лили" и "Сэнди".


5. Иш-Чель. Двуликая (иногда появляющаяся в виде прекрасной девушки, но нередко выглядящая как страшная старуха со змеями в волосах) богиня Луны, радуги, медицины и деторождения была одним из сильнейших существ в мифологии майя. А ещё отличалась большой привередливостью. Нет, чтобы есть то, что дают, как остальные боги. А ей подавай только самых красивых представительниц слабого пола. Причём, в жертву приносили всех – и рабынь, и знатных дам. Вот уж, действительно, не родись красивой, а родись… Такой, чтобы тебя не заметили боги древних майя – и будет тебе счастье.


6. Другие верховные существа и демоны. Забирать человеческие жизни и человеческое жертвоприношение любили и другие боги майя. Например, бог огня предпочитал, чтобы в его честь людей бросали в огонь, а богу дождя приносили в жертву младенцев, которых покупали у их же родителей, словно морковку на рынке. Божество войны, как и Кукулькан, особенно радовалось при виде массовых казней в свою честь.

Даже ацтекская богиня судьбы Ицпапалотль, хотя и могла превращаться в безобидную на вид бабочку, тоже творила совершеннейшие – убивала своих жертв ножами, которыми оканчивались и её крылья, и язык, после чего пожирала.

Более низшие по рангу существа из верований индейцев Центральной Америки тоже не отставали от богов и предпочитали человечинку любой другой пище. Так, демоны Зотз (из легенд индейцев майя) и Ксипе-Тотек (из верований ацтеков) просто обожали попить свежей кровушки. Фаст-фудов для подобных существ тогда, к сожалению, не было (впрочем, и сейчас их тоже нет, что, несомненно, большое свинство с точки зрения демонов), поэтому Зотзу приходилось охотиться на людей самому, а Ксипе-Тотек дожидался военных побед своих поклонников – ведь попавшие в плен враги отдавались ему.


Такая вот теология-диетология. С нашей точки зрения – ужасы, а для индейца того времени – норма. Хотя мы знаем что , но боги майа куда страшней. Может, местное население того времени и хотело, чтобы их боги питались нектаром, но те предпочитали всё же человечинку. Может, не любили божества нектар, а, может, им доктор рекомендовал побольше белковой пищи. Вот и перебивались бедные с почек на печень. Тем не менее, их рацион стал не последней причиной того, что с приходом европейской цивилизации и морали древние Центральноамериканские боги потеряли свою популярность и теперь встречаются лишь в исторических книгах. Как и мораль европейской цивилизации. Причем, в большинстве случаев, мораль в современной Европе исчезла под влиянием этого материка, который не брезгует поиметь не только мораль.


Согласитесь, есть что-то философское в том, что такая кровожадная великая страна как Америка, основывается на чужой земле, где царили человеческие жертвоприношения. Может быть, только может быть, боги майя изголодались и требуют от местного государства пищи. Вот и снуют их воины по всему миру и вырезают тех кто послабее, но имеет необходимые ресурсы. Только в этот раз, их интересуют не только пища для своих богов, но и чтобы животы их свиней населения были набиты, при помощи отобранного. Хорошего вам дня!

Бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль - один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут — топор-кельт.

Камаштли - бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль - бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Кецалькоатль — “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан - бог четырех Святых Даров — огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух — Орел, Земля — Кукуруза, Огонь — Ящерица, Вода — Рыба.

Мецтли - в мифологии ацтеков — бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли - владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль - «облачный змей». Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль - бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев.

Тескатлипока - один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок - бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя — Чак, у тотонаков — Тахин, у миштеков — Цави, у сапотеков — Косихо-Питао.

Тонатиу - в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли - бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков — бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Чак (Чаак) - бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды, и божеством агрокультуры.

Шипе Тотек - в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Юм Кааш - «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми волосами, подобными листьям маиса.

Богини ацтеков и майя

Иштаб - в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками. В традициях майя, самоубийство, особенно повешение, считали благородным способом смерти, сопоставимым человеческим жертвам жертвенного обряда и убитым воинам.

Ишчель - в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. В жертву ей приносили красивых девушек.

Коатликуэ - богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Одновременно Коатликуэ — богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.

Койольшауки - в мифологии ацтеков, богиня Луны. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.

«Индейцы Майя верили в разных богов. Боги Майя сыграли важную роль в жизни индейцев. У всех Богов Майя были разные способности. Некоторые контролировали погоду, урожай, другие - властвовали в загробном мире. Чтобы умилостивить богов Майя , жрецы приносили человеческие жертвы в угоду им. Многие архитектурные сооружения были возведены в знак почтения к богам Майя

Мифология Майя

В мифологии майя , у богов и героев множество разных имен и обликов, истории о них рассказывались по-разному, сцены и фигуры в них менялись так быстро, что можно было сбиться с толку. Несмотря на кажущуюся путаницу, есть ощущение, что вселенная у майя была упорядоченной, а правильное поведение по отношению к богам играет важную роль в поддержании ее гармонии и равновесия.

Цивилизация Майя до сих пор остается одной из самых загадочных. Непонятно, зачем этим индейцам требовались их непостижимые познания в астрономии и астрологии. Города из храмов и пирамид ориентированы по сторонам Света. Орбиту Сатурна в Европе вычислили в XIX в., а индейцам о траектории движения этой планеты было известно в незапамятные времена.

Цивилизация майя процветала в Мезоамерике примерно с 300 г. до н.э. до раннего завоевания испанцами в 1500 г. В мифологии майя было много элементов общих с имеющимися в других цивилизациях региона. Но Майя разработали собственную вариацию мезоамериканского пантеона богов и богинь, придумали рассказы о них, образ вселенной и место в ней человека.

Поселения майя были сосредоточены в низине полуострова Юкатан в Мексике и в высокогорном регионе, простирающемся от современных штатов Табаско и Чьяпас в Гватемале. Майя господствовали в регионе в период с 300 по 900 гг. н.э. Историки называют это время их классическим периодом. В это время, майя строили огромные каменные города и церемониальные центры, такие как Тикаль и Паленке. После классического периода, тольтеки прибыли на Юкатан из центральной Мексики и в конце концов слились с майя. Их влияние чувствуется в позднем периоде цивилизации майя в Чичен-Ица и Майяпан.

Религия Майя

У религии майя много общего с другими мезоамериканскими религиями. Народы региона верили в одних и тех же богов, пересказывали одинаковые мифы, строили храмы в виде пирамид, практиковали гадание, интересовались астрономией. Также у этих народов была игра с мячом: команды соревновались в попадании мяча из твердой резины в каменное кольцо или обруч. Лишь боги и некоторые люди могли играть в эту игру. Иногда это был просто спорт, иногда священный ритуал. Ученые предполагают, что игроки, возможно, представляли борьбу света и тьмы, а мяч мог символизировать движение звезд по небу.

Божества майя

Представлен список основных божеств народа Майя: Апух Бог смерти и разрушения, насылания болезней, связывался с войной.

Апух был правителем Митнала или 9-го уровня подземного царства: самого глубокого и скверного в аду майя. У ацтеков этот бог отождествлялся с Миктлантекутли – ухмыляющимся богом смерти.

Апух любит ночное время и когда он крадется, это в самом деле страшно. Разлагающийся труп с головой совы – его любимое облачение. Еще на его жутком головном уборе глаза мертвых.

По какой-то причине Апух нередко носит колокольчики, привязанные к его волосам, но не для того, чтобы быть милым. Со своими жертвами он поступает очень жестоко.

Есть лишь один способ избежать его внимания. Истошный вой, вопль, стон, крик! Апух подумает тогда, что вами уже занялся кто-то из его меньших демонов. Он остановится за вашей дверью, вздохнет и пройдет мимо со зловещей улыбкой.

Апух – бог смерти и покровитель числа 10.

Он использует злую птицу Муана в качестве вестника недоброго.

До сих пор сохраняется легенда, что, когда сова визжит, рядом кто-то умрет.

Если слышите уханье, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти. Чак Чак – рептилоид с клыками и довольно свисающим носом, а его волосы постоянно нечесаные.

Чак – бог дождя, грома и молний.

Чак играет важнейшую роль, отвечает за хороший урожай и рост культур.

Чак посылает дождь на землю, когда плачет и слезы текут из его больших добрых глаз.

Чак считается добрым богом, так как учил секретам земледелия, не беря ничего взамен.

Чак изображается в четырех цветах, символизирующих четыре угла мира: красный (восток), белый (север), желтый (юг) и черный (запад). Кинич Ахау Покровитель числа 4.

В этом аспекте он командует заболеваниями и контролирует засуху.

Иш-Чель Богиня деторождения у майя.

Лунная богиня беременных женщин.

Богиня-мать, специализирующаяся на беременности и родах.

Она изобрела ткачество и, будучи частично созданной из водопада, берет на себя ответственность за ливни.

Ее волосы змеевидные, они и есть змеи в действительности.

Если люди расстраивают ее, она может стать очень раздражительной.

Если вы видите ее в ее юбке из скрещенных костей, постарайтесь не попасться ей на глаза.

Хоть известна она, как лунная богиня, есть у нее также и аспект земли тоже.

Согласно некоторым источникам, она также является матерью бога Бакабса.

Иш-Чель – подруга Бога Солнца Ицамна, у нее красное, морщинистое лицо.

Она причастна ко всем ремеслам: ткачеству, акварели, приготовлению пряностей и т.д. Кабракан Бог гор, любит насылать землетрясения.

Сын бога ада Вукуб-какьюкса.

Горный гигант одержимый уничтожением. Но близнецы-герои Хунахпу и Шбаланкуэ остановили чинимый им беспредел, дав ему поесть отравленных птиц. Затем он был похоронен заживо. Это известно как игра птиц. Его брата-гиганта Зипакну постиг аналогичный конец. Ицамна Верховный бог сельского хозяйства и образования.

Сын солнечного бога-создателя Хунаб-Ку, принимал активное участие в развитии культуры майя.

Он принес в массы искусство сельского хозяйства и фермерства, изобрел книги и письмо.

Жаль, что образцы его изобретений не сохранились, но хоть немного сохранившихся изображений, сделанных майя – это уже что-то.

Рептилия с несколькими другими аспектами, для стихии Земли он зовется Ицам-Каб.

Ицамна имел мимолетную связь с Иксчел, что привело к рождению Бакабса.

В дневное время он Бог Солнца Киних-Ахав. В образе пернатого змея он Кукулькан, ацтеки отождествляли его с Кецалькоатлем. Вотан Бог войны и смерти у майя.

Также известен как, Старый черный бог войны.

Он такой древний, что никто толком не помнит, кто он, возможно он уже существовал, до начала времен.

Мы не знаем, черный ли он. Его лицо может быть окрашено в черный цвет, а может он просто занимается чисткой дымохода или слишком долго живет в пещере. Но, возможно, это дым от крепких черных сигар, которые он курит.

Вотан – бог барабанов, он изобрел соло на барабане. Эк-Чуах Бог какао и торговцев у майя.

Известен под именами Экхуан, Эк-Кхууах.

Глаза его с черной окантовкой, нос длинный и загнутый, большие губы.

Обычно он изображается темно-коричневым или черным, достаточно соответствующий образ, ведь он покровитель бобов какао. Эти вкусные темные бобы когда-то использовали в качестве валюты. Хун-Aпyи Шбаланкуэ Боги-герои. Хун-Aпyи - полубог.

Шбаланкуэ - Лунный бог, умелый игрок в игру с мячом.

Каждый день, когда солнце садится, он бросает звезды в темные пустые небеса. Это хорошая практика для метания. Камазотц Бог летучей мыши.

Имеет крылья и заостренные зубы.

Возможно, вампир.

У него есть свой дом летучей мыши в преисподней. Кавиль Кавиль – один из верховных богов пантеона.

Вызывает землетрясения, вероятно, бог грозы.

По всей видимости, связан с войной, так как топор-кельт всегда при нем.

Покровитель правящей династии самых больших городов.

В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племён науа и майя.
Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг", "капризный владыка", "сердце гор", "сеятель разногласий" и др.

В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Иицтлаколиуки Тецкатлипока - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли - повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль - бог-воин, в последней ипостаси Тецкатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле.
Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль ("сердце гор") - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.

В ацтекских мифахТецкатлипока часто выступает как противник или соперник Кецалькоатля и как двойник и сотоварищ Уитцилопочтли в их деяниях. По представлениям ацтеков, Тецкатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу).

По некоторым мифам, Тецкатлипока превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Мезоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой.

Сопутствующим опознавательным символом Тецкатлипоки является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске или на обрубке ноги; в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё Тецкатлипока видит всё сокрытое и тайное.

Другим отличительным признаком Тецкатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кетцалькоатля, Уитцилопочтли и Шипе-Тотека. У ацтеков возник и светлый двойник Тецкатлипоки - красный Тецкатлипока (синкретизация с богом Шипе-Тотеком).

Тецкатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом - творцом мира и его разрушителем, глазом, видящем всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей.
Его эпитеты: "тот, кто распоряжается по своему усмотрению", "тот, рабами которого мы все являемся". Он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и становился злым разрушителем. Так, например, он поступил с тольтеками.

Чтобы испытать мужество молодых воинов, Тецкатлипока принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший Тецкатлипоку, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Особо страшным обликом Тецкатлипоки считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Фигурки Тецкатлипоки в этом облике были найдены в Теотиуакане.

Тецкатлипока, вероятно, в основе был хтоническим богом подземных сил, вулканов и обсидиана. С появлением племён науа он сливается с божеством звёздного неба, севера и холода, отсюда он - старое солнце первой эры. Тецкатлипока вместе с Кетцалькоатлем разделяет Сипактли на небо и землю и становится богом-творцом.

Тецкатлипока широко почитался, ему приносилось много жертв. У ацтеков каждый год избирался имперсонатор Тецкатлипоки - красивый юноша, не имевший физических недостатков. С имперсонатором обращались как с божеством, удовлетворяя любые его желания, по прошествии года его торжественно приносили в жертву.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звезд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, ее изображали в одежде из змей).

Пирамиды майя
X – начало XI века


Храм Надписей
Паленке


Храм Солнца
Паленке


Пирамида Солнца
V-VI века, Теотиукан


Пирамида Колдуна
вид три четверти


Пирамида Луны
Теотиукан


Храм гигантского Ягуара
Тикаль, Гватемала


Храмы майя в городе
Тикаль, Гватемала


Пирамиды майя
X-XI столетия, Тикаль

Мифология майя . У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой.

Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.