Значение падежей в русском языке. Значение падежа. Творительный беспредложный приглагольный

В современном литературном русском языке имена существительные характеризуются наличием склонения - изменения по числам и падежам. И если число указывает на неопределенное количество однотипных предметов, то падеж - это категория, которая указывает на синтаксическую функцию существительного в предложении и на соотношение его с другими словами.

Падежи прямые и косвенные

В русском языке шесть падежей, из которых именительный - прямой, а все остальные (родительный, дательный, винительный, творительный и предложный) - косвенные. Существительные в всегда употребляются без предлога, в остальных падежах - как с предлогом, так и без. Исключение - предложный падеж, который не образует беспредложной формы. Предлоги при падежных формах существительных помогают уточнить значение падежа. Каждый падеж имеет свои вопросы, которые задаются в словосочетании от главного слова к падежной форме (см. таблицу 1).

Падежи имен существительных: таблица 1

для одушевленных существительных

для неодушевленных существительных

Винит.пад.

Твор.пад.

Предлож.пад.

Кота (у кота)

Коту (к коту)

Кота (на кота)

Котом (с котом)

Стола (у стола)

Столу (по столу)

Стол (на стол)

Столом (под столом)

Падежи имен существительных: подробно о каждом

Именительный падеж

Данный падеж является начальной, исходной и служит для названия предметов и явлений. Так, форму именительного падежа в предложении имеют такие члены, как подлежащее, приложение, обращение, именная часть сложного именного сказуемого, главный член в например: За окном пошел дождь.

Родительный падеж

Данный падеж может приобретать различные значения в зависимости от того, приглагольный он или приименной:

  • приименной может обозначать отношения принадлежности, отношения части к целому, качественной оценки: хвост лисы, ветка дерева, человек чести;
  • родительный падеж в глагольном словосочетании указывает, как правило, на объект действия: выпить воды, лишиться возможности, не сказать правды.

Дательный падеж

Данная форма падежа обозначает адресата действия, то есть того, к кому направлено действие: подойти к дому, передать другу.

Винительный падеж

Если другие падежи имен существительных могут употребляться и при именах, и при глаголах, располагается главным образом после и обозначает объект действия: накрыть на стол, увидеть мать, выполнить работу.

Творительный падеж

Данная падежная форма обозначает орудие действия (писать карандашом), место и время действия (идти полем), образ действия (лететь вихрем), лицо, производящее действие (сделан отцом, написан Пушкиным) и др.

Предложный падеж

Данный падеж в предложении указывает на предмет речи или мысли (говорить о брате), на место/пространство, в пределах которого совершается действие (жить в доме), на состояние предмета речи (раскинуться во всей красе) и др.

Таким образом, падежи имен существительных могут выражать самые разные значения, которые уточняются тем, имя или глагольная форма находится рядом с падежной формой, присутствует или отсутствует при существительном в форме того или иного падежа предлог. Важную роль играет также контекст. Основные средства, при помощи которых определяются падежи, - окончания и вопросы к той или иной падежной форме.

Шесть падежных форм выражают различные падежные значения. Например, формы Р. падежа могут выражать отношения принадлежности (книга студента), отношения целого и части (крыша гаража), субъектные отношения (выступления артиста) и др.

Каждый падеж многозначен, и каждый падеж образует свою систему "значений, хотя значения в разных падежах могут сближаться.

Можно выделить общие и частные значения падежей. Общие значения следующие: субъектные, объектные, определительные и обстоятельственные.’

Субъектное значение имеют формы прямого или косвенных падежей, обозначающие субъект действия. Грамматический субъект может совпадать с логическим, когда подлежащее обозначает действующее лицо, действующий предмет (И. падеж): Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме (П.). Субъект может быть не грамматическим, а логическим: Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело На всех большое впечатленье (П.).

Объектное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие значение предхмета, на который прямо или косвенно направлено действие или который участвует в действии: Разорвали мы черные тучи... (Л.-Кум.) (действие направлено на предмет); Что написано пером, не вырубишь топором (Поел.) (действие осуществляется с помощью предмета).

Определительное значение имеют косвенные падежи, выражающие признак предмета: Но получив посланье Тани, Онегин живо тронут был (П.) (в этом случае определительное значение неразрывно связано с субъектным); И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном... (Н.)

Обстоятельственное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие отношение предмета, названного существительным, ко времени, к месту действия, к его причине, цели и т. д.: В лесу раздавался топор дровосека... (Н.) (значение места действия).

Общие значения объединяют самые разнообразные частные значения, причем значения неравноценные: есть основные, типичные для данного падежа, а есть второстепенные, периферийные.

На то, какие значения имеют падежные формы, влияет несколько факторов, и прежде всего лексические значения падежных форм и слов, от которых они зависят.’ Ср.: Люблю весну

(объектное значение); Приезжал каждую весну (значение обстоятельства времени)Значения формы В."падежа различны, так как она в этих предложениях зависит от глаголов с разным значением/ Шел полем (значение обстоятельственное, пространственное); Шел ранним утром (обстоятельственное времени), т."е.на значение формы TV падежа влияет значение самих зависимых падежных форм."

Предлоги, употребляясь вместе с существительными, помогают выразить различные падежные значения, конкретизируют их и обогащают. Например, с формами Р/падежа употребляются многочисленные предлоги, которые помогают уточнять пространственные отношения (от города, до города, вокруг города и др.)ѴВ случае омонимии падежных форм предлоги являются средством их различения (к углу, в углу; из степи, к степи, в степи и т.*д.). С помощью предлогов различаются значения одной и той же формы падежа (жить у сестры - жить для сестры).

Значения именительного падежа. Основное значение именительного падежа - субъектное. Например: Райский пришел домой, чтоб поскорее объясниться с Верой (Гонч.).

В значении предикативного признака формы И." падежа выступают в составе сказуемого." Например: Ты гость, я хозяин.

Определительное значение формы И. падежа имеют тогда, когда они выступают в функции приложения.’Например: И вот из ближнего посада, Созревших барышень кумир, Уездных матушек отрада, Приехал ротный командир (П.).

Со сравнительными союзами формы И."падежа имеют значение предмета сравнения. Например: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой (П.).Или имеют значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених (П.).

В роли обращения И.*падеж имеет звательное значение . Например: А в разведку меня, дяденька, будете брать? (Кат.)

В связной речи выделяется также именительный представления, называющий лицо или предмет с целью вызвать представление о нем. Например: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (П.).

Значения родительного падежа. Основные значения родительного падежа - объектное, определительное и субъектное; второстепенные значения - обстоятельственные.

Родительный приглагольный может выражать объектные отношения. Прямой объект формы Р. падежа выражают тогда, когда действие направлено не на весь объект, а на часть его (купить хлеба) и когда при глаголе есть отрицание (не видеть смысла). Значение объекта имеют формы Р. падежа и при глаголах: ждать, просить, добиваться, желать, требовать, страшиться, бояться, опасаться, лишиться (желать успеха и т. д.).

Объектные отношения может выражать и Р. приименный, в таких случаях главное слово - отглагольное существительное (рубка леса): Родительный при словах со значением меры, количества обозначает предмет счета (стакан воды, корзина ягод, два метра)."При формах сравнительной степени Р. падеж обозначает объект сравнения (выше крыши, зорче орла).

Родительный приименный может иметь определительное значение (выступление артиста; чье выступление?) носителя признака, т. е. лица, предмета, обладающего качеством, свойством, которое называет управляющее имя (верность друга).

Родительный падеж может иметь значение принадлежности (квартира Якимова), части целого (стена дома), значение качественной оценки в сочетании с согласованным словом (человек высокого роста) или без такого, слова (человек слова); указывает на возраст (человек преклонных лет), материал (шкаф карельской березы). Близко к этим значениям выражение принадлежности называемого лица к какому-либо коллективу, предприятию, другому лицу (рабочие завода, друг писателя, член ВЛКСМ).

Обстоятельственные значения Р. падежа - это значения места, причины, цели и т. д. В таком значении Р. падеж чаще употребляется при глаголах и имеет при себе различные предлоги (остановиться около дома, дрожать от холода). Gp. употребление при отглагольных существительных (остановка около дома, дрожь от холода), где наряду с обстоятельственным значением проявляется и определительное. То же можно сказать и о существительных не отглагольных (дом у дороги).

Значения дательного падежа. Основные значения дательного падежа - объектные и субъектные; второстепенные - определительные.

Дательный приглагольный и приименный в значении объекта указывает на лицо или предмет, к которому направлено действие (писать другу, письмо другу). Такое значение может совмещаться с определительным (гимн труду). Ср." предложно-падежные формы: обратиться к ректору, обращение к народу.

В безличных конструкциях Д."падеж может обозначать субъект: Василию скучно; Дедушке нездоровится.

Определительное значение Д. падеж с предлогами имеет сравнительно редко (экзамен по физике, урок по литературе).

Значения винительного падежа. Основное значение винительного падежа - объектное. Винительный беспредложный обозначает объект, на который прямо переходит действие (любить родителей, читать книгу, взять ручку).

Второстепенные значения винительного падежа - субъектное (в безличных конструкциях) Машу так и тянет рассказать об этом; Больного знобит) и обстоятельственные (Шел километр; Приезжал в деревню каждое лето. ■+- Обстоятельственное значение меры). Обстоятельственные значения обычно бывают у существительных с лексическим значением времени, места и т. д.; особенно частотны в таком значении предложно-падежные формы с предлогами в, на (поехали в деревню, выехал на Украину, сказал об этом в пятницу и т.д.)."Предложно-падежные формы имеют также значения меры (речка по колено), цели (приехать на каникулы), значения определительные (платье в полоску, рубашка в клеточку и др.).

Значения творительного падежа. Основные значения творительного падежа - объектное, субъектное и значение предикативного признака. Как показывает название падежа, в объектном значении он указывает на предмет, при помощи которого совершается действие (писать карандашом, рубить топором)." Это падеж приглагольный. При- именный Т. падеж имеет, кроме того, и определительные оттенки (рубка топором) .С предлогом с творительный падеж имеет значение совместности (Миша с Васей).

При прилагательных Т. падеж имеет уточняющее значение (высок ростом, сильные духом): При глаголах TV падеж уточняет, ограничивает область распространения действия (заниматься спортом, руководить кружком).

Творительный падеж употребляется и при формах сравнительной степени (выше этажом, позже годом).

Субъектное значение Т: падеж имеет в страдательных конструкциях (сделано товарищем, исполнено артистом).

В значении предикативного признака Т."падеж бывает прежде всего в составе сказуемого (Он стал учителем).

Обстоятельственные значения - второстепенные, они свойственны как беспредложным формам, так и особенно формам с предлогами за, перед, над, под и др. (шел полем, говорить шепотом, сидел за столом, остановился перед домом и т. д.). Такие конструкции могут быть приглагольные и приименные (остановка за домом):

Значения предложного падежа. Предложный падеж имеет два основных значения: объектное и обстоятельственное. При объектном значении П. падеж указывает на предмет речи, мысли, чувства (говорить о брате, «Песнь о Гайявате»):В таком случае формы П.‘падежа зависят от глагола или отглагольного существительного и употребляются с предлогом о.

В обстоятельственном значении П. падеж с предлогами в и на указывает на место действия (жать в лесу, собрались на поляне). С предлогом при указывает на предмет, около которого что-либо (кто-либо) находится (числиться при штабе, жить при школе). Форма П. падежа может зависеть и от имени (сад в пригороде, участок при школе, квартира на окраине), приобретая и определительное значение.

Определительное значение может иметь только П. приимен- ный (пальто на меху, книга в переплете). Предложный падеж может иметь также значение состояния (лежать в забытьи, находиться в плохом состоянии, быть в плохом настроении).

В ряде случаев значение падежа можно определить только в более широком контексте." Например, предложение: Наказание Иванова всем показалось слишком суровым - можно понять двояко: 1) Иванов кого-то наказал (субъектное значение); 2) кто-то наказал Иванова (объектное значение). Чтобы избежать двусмысленности, нужно перестроить это предложение следующим образом: 1) Наказание Ивановым ученика... 2) Наказание учителем Иванова...

система частных значений падежных форм

Чиркина И. П. Современный русский язык

в таблицах и схемах. Ч. II. Система частей речи.

Имена. М., 1980. С. 47–52.

Именительный падеж

Значение: называние лица, предмета, явления; значение субъектное и определительное.

Функции:

    Главный член:

      1. подлежащее (основная функция): И песня и стих – это бомба и знамя (Маяковский) ;

        именная часть сказуемого.

    Второстепенный член:

      1. приложение: Художник- варвар кистью сонной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный над ней бессмысленно чертит (Пушкин) .

    Обособленный член:

      1. приложение: В избушке, распевая, дева прядет, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней (Пушкин) ;

        пояснение и присоединение: Мы, то есть седоки , обменялись взглядами, потом поклонами (Гончаров); На следующий день с раннего утра вид бульвара, вообще внешний вид Парижа, не занятого инсургентами, изменился, как по мановению волшебного жезла (Тургенев) .

    Формы вне связи с членами предложения:

      1. обращение: Унылая пора ! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (Пушкин) ;

        именительный темы высказывания: Ах, юность , юность удалая! Житьё в то время было нам, когда, погибель презирая, мы всё делили пополам (Пушкин) .

Родительный падеж

Родительный беспредложный.

    Родительный беспредложный приименной:

    1. Родительный определительный:

      1. принадлежности: стихи Лермонтова, комната брата ;

        отношения: гражданин СССР, член комитета ;

        целого: ветка берёзы, ствол пулемёта ;

        качественной оценки: человек дела, работа большой ценности ;

        возраста: мальчик трёх лет, женщина средних лет ;

        носителя признака: синева неба, аромат хвои ;

        субъекта действия и состояния: пение солиста, грызня волков .

    2. Родительный объекта при отглагольных существительных, образованных от переходных глаголов: выполнение плана, рубка леса .

      Родительный сравнения: чернее ночи, мрачнее тучи .

      Родительный количества, меры, даты: стакан воды, толпа народу, день Седьмого ноября.

    Родительный беспредложный приглагольный:

    1. Прямого объекта:

      1. при отрицании: не читали бестселлера, не любили осени ;

        при частичном распространении действия: налить чернил, выпить квасу .

    2. Косвенного объекта после глаголов желания, ожидания, требования, достижения, лишения, опасения: желать свободы, требовать ответа, достичь славы, лишиться уважения, пугаться темноты .

    Родительный предложный:

    Объекта лишения, достижения: оторваться от ветки, додуматься до решения .

    Материала: строить из камня, отливать из бронзы, сооружать из бетона, дом из кирпича, платье из шёлка .

    Образа действия: бежать без передышки, жить без забот .

    Меры: нравиться до безумия, смешной до слёз .

    Пространства: жить близ города, стоять у колодца, человек из толпы .

    Времени: уйти с утра, спать до рассвета, не болеть до старости .

    Причины: молчать из вежливости, коричневый от загара, шрам от удара, уйти с досады .

    Цели, назначения: остановиться для отдыха, работать для победы, учиться ради знаний, лекарство от гриппа, папка для бумаг .

    Возмещения: приехать вместо товарища, работать вместо секретаря .

    Сравнения: часы вроде кулона, брошь наподобие бабочки .

Дательный падеж

Дательный беспредложный.

    Дательный беспредложный приглагольный:

    1. Косвенного объекта (обозначает лицо или предмет, «адресат»): Служить Родине, помогать товарищу, подарить другу .

      Субъекта состояния (в безличных предложениях): И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему (Гоголь).

    Дательный беспредложный приименной:

    1. Косвенного объекта: памятник Гоголю, монумент героям, конец делу, слава героям, служба Родине, помощь товарищу.

    Дательный предложный.

    1. Косвенного объекта: охладеть к музыке, прислушаться к совету, готовый к бою, ненависть к врагу.

      Образа действия: работать по графику, осуществить по плану.

      Места: ходить по лесу, ехать по степи, спуск к реке.

      Причины: пропустить по болезни, отсутствие по уважительной причине.

      Цели: накрыть к обеду, готовиться к севу.

      Ограничения: небывалый по силе, оригинальный по цвету.

Винительный падеж

    Винительный беспредложный приглагольный:

    1. При переходных глаголах: винительный прямого объекта, на который непосредственно переходит действие: ловить рыбу, читать статью, вышивать блузку, рубить дрова.

      При непереходных глаголах:

      1. винительный со значением охвата пространства: проехали весь лес, прошли улицу, пробежали километр;

        меры времени: прожить год, прождать час, просидеть всю ночь;

        количества и меры: твердить тысячу раз, весить тонну, стоить рубль.

    Винительный предложный.

    1. Со значением предмета речи, мысли: написать про житьё-бытьё, забыть про неприятности.

      Структуры, в которую превращается предмет: раздробить на куски, превратиться в камень.

      Орудия действия: смотреть сквозь очки, видеть в бинокль – сближается со значением образа действия.

      Образа действия: сбиться в кучу, жить на стипендию.

      Места: погрузиться в воду, спуск под гору.

      Времени: гулять в дождь, отчёт за квартал.

      Меры: оценить в рубль, величиной с дом.

      Причины: сердиться за обман, красный от смущения, наградить за доблесть.

      Цели: сдать в монтаж, удобный для посева.

      Возмещения: работать за товарища, дежурить за вахтёра.

Творительный падеж

Творительный беспредложный.

    Творительный беспредложный приглагольный:

    1. Орудия действия: писать пером, ударить штыком, влиять своим авторитетом.

      Производителя действия в страдательных конструкциях: Никита въехал в отворённые Петрушкой ворота (Л. Толстой).

      Субъекта действия, состояния в безличных конструкциях: пахнет смолою, нанесло ветром.

      Образа и способа действия: петь басом, идти быстрым шагом.

      Места: плыть морем, идти лесом.

      Времени: заниматься вечерами, работать ночами.

      Предикативный – обозначает признак предмета, лица, стоящего в именительном падеже (характеризует подлежащее): смотрителем маяка был старый боцман.

    Творительный беспредложный приименной:

    1. Присубстантивный качественной характеристики: юбка колоколом, сапоги гармошкою.

      Приадъективный ограничения, внутреннего содержания: бледный лицом, горд успехами, известен трудами, сильный духом.

    Творительный предложный.

    1. Орудия действия: работать с лобзиком, читать с очками; сближается со значением образа действия.

      Образа действия: подниматься с трудом, идти с усилием, говорить с подъёмом.

      Места: плавать под водой, аллея между зарослями, прикрепить над столом.

      Времени: уехать с зарёй, объяснение перед разлукой, спор за ужином.

      Причины: забегаться с поручениями, неслышный за голосами.

      Цели: послать за материалами, поехать за покупками.

      Совместности: пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоками.

Предложный падеж

    Приглагольный:

    1. Изъяснительный: сообщить о результатах, думать о матери, горевать о разлуке.

      Орудия действия (близко к значению образа действия): играть на гармошке, печатать на машинке, кататься на велосипеде.

      Образа действия: передать на словах, жить в достатке.

      Места: жить на юге, хранить в сбербанке, гостить в деревне.

      Времени: вставать на рассвете, встретиться в юности.

      Цели: наказать в воспитательных целях.

    Присубстантивный:

    1. Со значением признака, свойства, качества предмета по отношению к другому предмету: стол на трёх ножках, пальто на меху, дама в пенсне.

Основные значения падежей.

Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традиционно называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выражает.

Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической семантики числа значение падежа не формируется противопоставлением разных падежных форм (сочетания типа съесть хлеб, съесть хлеба, в которых наблюдается контрастивное употребление двух объектных падежей в одной синтаксической позиции, являются своего рода исключением). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связано с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют такие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосочетания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной является позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) автономная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так называемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существительного в форме того или иного падежа.

Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоятельств: от падежной формы, от лексического значения существительного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грамматические (абстрактные) и семантические (конкретные).

Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксическими) - это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или словоформой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеется называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выражается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола, окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической семантики слова при словоформе смеется выражает значение субъекта действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема походить в значении быть похожим, релятивная по своей знаковой функции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложнопадежная форма имеет значение объекта, которое формируется только семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого существительного: походить на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую и т. п.


Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они называются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями (а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать любую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом, (ранним) утром, (поздним) вечером, к обеду, в июле, для храбрости, без дождя, в крапинку, с улыбкой, из-за грозы и т. п. могут быть определены и вне структуры предложения.

Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднородны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и признаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа, предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойством употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически независимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности глаголов и существительных: писать мелким почерком, писать с ошибками, пальто на меху, чулки в резинку, верхушки деревьев, голоса птиц. Кроме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференцированного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения и др.: писать другу, ударить копьем, накормить кашей, купить ручку для двери).

Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так называемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения возникают в подчинительных словосочетаниях с информативно недостаточными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами (обернуться бедой, отличаться выносливостью, закатиться смехом). Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, которое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раздельности». У восполняющих падежей в семантической структуре предложения нет своей роли.

Выделение грамматических, семантических и восполняющих падежей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосочетания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.

Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложения (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретационное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но и выражают отношения между ними. Если в предложении Маша схватила рукой собаку поменять местами падежи: Собака схватила Машу за руку, образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного большинства русских предложений не может быть организовано без интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отмечена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именительным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становится источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.

Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существ. употребляется для наименования лица, предмета, явления. И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого регулярно имеет значение субъекта действия: С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам (Тютчев); Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно ; если сказуемое выражено формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: Космос изучается людьми; когда именительный падеж употребляется в качестве приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное значение: Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок); Вот опальный домик (П.); в функции названия используется именительный назывной: «Анна Каренина», в функции обращения - именительный вокативный: Красуйся, град Петров... (Пушкин); Отец, отец, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.); при выражении количественных отношений выделяется именительный количественной семантики: Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная (Н. Некрасов). Именительный падеж широко представлен в именном сказуемом. Это именительный предикативный: Дворяне все - родня друг другу (Блок); Талант - единственная новость, Которая всегда нова (Пастернак); Вы - подлинность. Вы - обаянье, Вы вдохновение само (Пастернак), В то время был еще жених Ее супруг (Пушкин), Одна радость и даже страсть Жданова были песни (Л. Толстой).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега .

Родительный падеж имеет значение субъекта: пение соловья, народу на собрание не пришло, мальчиков в доме не оказалось, в коридоре нет окон; носителя признака: бледность лица, красота души; восполняющее: дело совести, дело чести, мера длины, даты: первого апреля, девятого мая.

Современный родительный падеж объединил бывшие атрибутивный (определительный) и партитивный (количественный) падежи (ср.: прохлада леса и кубометр лесу, во втором случае уже возможна замена на более распространенное теперь окончание - кубометр леса ; в первом случае это невозможно). Современный предложный падеж также представляет собой объединение двух падежей: местного (гулять в саду) и изъяснительного (говорить о саде). Размежевание этих форм сохранилось опять-таки в семантике и стилистике, но не на уровне падежа как такового.

Современный родительный падеж ориентируется на одну из возможных двух форм - на форму с окончанием ; окончание -у в современном языке явно идет на убыль. Оно сохраняется как остаток количественного падежа при обозначении собственно количества (много народу), хотя и здесь возможна уже замена (много народа собралось на площади); сохраняется -у и в наречных сочетаниях (с испугу, умереть с голоду) и в устойчивых выражениях типа задать перцу, комар носу не подточит и др. Избирательно окончание еще может употребляться только при обозначении количества у некоторых вещественных существительных, например: стакан чаю (но чаще уже - стакан чая), но только - вкус чая, производство чая; ср. еще: кусок сахару (вариант - кусок сахара) и производство сахара (без вариантов); тарелка супу (вариант - тарелка супа) и тарелка молока (без вариантов). На сегодняшний день форма с –у должна быть оценена как форма убывающая, приобретает стилистический оттенок разговорности.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам. Кроме того, может иметь значение объекта: завидовать другу. помогать товарищу, учить грамоте), субъекта: мальчику смешно, ребенку нездоровится, подруге неинтересна моя работа, сестре надо ехать в институт, сегодня быть грозе; определительное: памятник Пушкину, цена такому человеку - грош.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др. В безличных предложениях - носителя процессуального признака: руку ломит, голову просто распирает; 4) восполняющее: иметь значение, принимать участие.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах. Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); резать ножом, удар молотком; средства действия: напоить чаем, объесться сливами; Старуха подперлась ладонью (Л.Т.); способа действия: приехать автобусом, прилететь самолетом; и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства: Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н.Т.); Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (Есенин); Еще мальчишкой я услышал частушки на берегу Ладожского озера (С. Антонов); Дубровский поднял голову Он ехал берегом широкого озера (Пушкин).

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году ) Может нести значение субъекта в страдательных конструкциях и безличных предложениях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов)

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М. В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов). В таком случае обозначается признак предмета, названного подлежащим: Фетисов был немного художником (Ю. Нагибин)

Приименный творительный падеж употребляется: а)при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б)при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

Творительный падеж имеет значение объекта: руководить заводом , объекта-каузатора: гордиться сыном, любоваться морем , объекта, ограничивающего проявление признака: слаб здоровьем, богат друзьями ; сравнения: Бывает, курьером на борзом Раскачается сердце . (Пастернак); Тоска пассажиркой скользнет по томам (Пастернак); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Федин); признаковое - при глаголе, часто с опорой на внутренний контекст (говорить шепотом, смотреть нежным взглядом) .

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом.

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи, т.е. объекта: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях и т.д.

Предложный падеж может также иметь значение времени: в юности, в старости; уступки или условия: В голоде, в холоде в городе Вологде жили мы весело, были мы молоды (А. Яшин); признаковое, в том числе в позиции при связке: Вся в инее шапка большая, Усы, борода в серебре (Н. Некрасов); яблоня в цвету, юбка на подкладке; средства или способа действия: прилететь на самолете, приехать на грузовике, жарить на масле; восполняющее: участвовать в войне, участвовать в выборах.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М.Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играет каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.); Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

С предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

С предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;

С предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу .

Предлоги играют значительную роль в выражении падежных значений. Присоединяясь к именам существительным в различных падежных формах, предлоги помогают раскрыть и уточнить значения падежей.

Так, употребляясь с родительным падежом, предлоги вокруг, до, из-за и другие выражают пространственные отношения предметов или действий: ходить вокруг дома, доехать до деревни, выйти из-за стола, стоять у ворот.

Предлоги к, по при употреблении их с дательным падежом указывают на приближение к предмету, объекту, на место действия: наклониться к столу, идти по полю, ехать по дороге.

При употреблении с винительным падежом предлоги в, за, на раскрывают значение направленности действия на объект: вбить в стену, обнять за шею, смотреть на сестру.

Употребляясь с творительным падежом, предлоги за, над, под,с и другие выражают пространственные значения, указывают на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить за ягодами, дружить с товарищем.

Существует четыре основных типа падежных значений .

1. Субъектное значение падежа .

Указывает на производителя действия или носителя признака.

Падежи Примеры
И. п.

Профессор читает лекцию, поезд прибывает

на второй путь, наступила зима, вот и ночь, семья

в сборе, мастерство даётся трудом.

Р. п.

Прибытие делегации, выпадение осадков,

не прошло и году, дел прибавилось,

предложений поступило много.

Д. п.

Нам не следует уезжать, гостям

пора собираться, больному не до веселья,

школьникам надо учиться.

В. п.

Рабочих не устраивает ждать, больного

знобит, ногу больно.

Т. п.

Намечается проверка ревизором, комиссией

Колумбом, хозяйкой наготовлено запасов.

2. Объектное значение падежа .

Указывает на объект, на который направлено действие.

3. Определительное значение падежа .

Указывает на признак предмета (домик в деревне *, норма поведения) или на предикативный признак (отец в гневе, вылет первым рейсом , Лермонтов был поэтом) .

Падежи Примеры
И. п.

Город-герой, деревня Простоквашино, приехал

как врач, пишет под псевдонимом

«Аристократ» , ждут на платформе

номер девять и три четверти .

Р. п.

Два часа дня, мастер спорта, человек

преклонного возраста, остров «Невезения»,

приехал пятого января .

Д. п.

Дать повод насмешкам, вести счёт деньгам,

раздать билеты приглашённым, улыбнуться шутке.

В. п.

Пробежали целый километр , уже сутки мы

в дороге , прождали час .

Т. п.

Казак душой, рубль серебром, снег выпал поздней

осенью , собирают ягоды вёдрами, чудом

спасся , красотою дочь в мать, сарафан горошком.

П. п.

Находится в Ростове , играли в детстве ,

магазины - в двух шагах , явился во всей

красе , кое-кто на Западе , сидеть на одной

зарплате , на даче скучно .

Классификация падежных значений, представленная у Леканта П. А. и Розенталя Д. Э., насчитывает четыре типа падежных значений: помимо объектного, субъектного и определительного выделяется обстоятельственное значение.

4. Обстоятельственное (адвербиальное) значение падежа .

Указывает на время, место, причину, образ действия, меру и степень: прождать целый день , жить в городе , объехать весь мир , встретить с радостью .

Чеснокова Л. Д. выделяет ещё два значения - и вокативное.

* Примеры, выделенные в п. 3 голубым цветом, по Леканту П. А. и Розенталю Д. Э. относятся к обстоятельственному значению.