Сообщение о крылове самое основное. Детские и юношеские годы И.А.Крылова. Вдохновение и самые известные произведения

Язык произведений русский Награды Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля , Москва - 9 ноября , Санкт-Петербург) - русский публицист, поэт , баснописец , издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа , Федра и Бабрия). Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первым переводчиком Крылова на азербайджанский язык был Аббас-Кули-Ага Бакиханов . В 30-е годы XIX века, ещё при жизни самого Крылова, он перевел басню «Осел и Соловей». Уместно будет отметить, что, например, на армянский язык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский - в 1860. Свыше 60-ти басен Крылова в 80-х годах XIX века перевел Гасаналиага хан Карадагский .

    Последние годы

    В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника , шеститысячный пенсион. С марта 1841 года до конца жизни квартировал в доходном доме Блинова на 1-й линии Васильевского острова, 8.

    Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.

    Все считали, что Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания, а на самом деле - от двустороннего воспаления лёгких .

    Современники считали, что дочь его кухарки, Саша, была от него. Это подтверждается тем, что он отдал её в пансион. А когда кухарка умерла, воспитывал её, как дочь, и дал за неё большое приданое. Перед смертью всё своё имущество и права на свои сочинения завещал мужу Саши .

    Признание и адаптации

    • Крылов имел чин статского советника, состоял действительным членом Императорской Российской академии (с 1811), ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (с 1841).

    Увековечение имени

    • Улицы и переулки имени Крылова есть в десятках городов России и стран бывшего СССР и в Казахстане
    • Памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга
    • В Москве у Патриарших прудов установлен памятник Крылову и героям его басен
    • В Санкт-Петербурге, Ярославле и Омске есть детские библиотеки имени И. А. Крылова

    В музыке

    Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном - басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». А также - Ю. М. Касьяником : вокальный цикл для баса и ф-но (1974) «Басни Крылова» («Ворона и Лисица», «Прохожие и Собаки», «Осёл и Соловей», «Две Бочки», «Троеженец»).

    Сочинения

    Басни

    • Алкид
    • Апеллес и ослёнок
    • Бедный богач
    • Безбожники
    • Белка (известны две басни про белку)
    • Богач и Поэт
    • Бочка
    • Бритвы
    • Булат
    • Булыжник и Алмаз
    • Бумажный змей
    • Василек
    • Вельможа
    • Вельможа и Поэт
    • Вельможа и Философ
    • Водолазы
    • Водопад и Ручей
    • Волк и Волчонок
    • Волк и Журавль
    • Волк и Кот
    • Волк и Кукушка
    • Волк и Лисица
    • Волк и Мышонок
    • Волк и Пастухи
    • Волк и Ягнёнок
    • Волк на псарне
    • Волки и Овцы
    • Ворона
    • Ворона и Курица

    Иван Андреевич Крылов - русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Известен как автор 236 басен

    Родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг.

    В 1780 году он начал подрабатывать подканцеляристом. Позже Крылов поступает на службу в казенную палату.

    В литературе Крылов дебютировал в период с 1786 по 1788 гг. как автор драматических произведений — комической оперы «Кофейница» (1782), комедий «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др., которые не приносят автору известности.

    В 1789 году начинает печатать сатирический журнал «Почта духов». К тому времени он уже написал немало сочинений и сделал перевод французской оперы. В 1792 году начинает выходить в свет его журнал «Зритель», который также носит сатирический характер.

    В 1797 году писатель познакомился с князем С. Ф. Голицыным и поступил к нему на работу в качестве секретаря и учителя детей. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевел на русский язык две басни Лафонтена. Вскоре появились его работы: «Урок дочкам», «Модная лавка», «Илья Богатырь, волшебная опера», «Лентяй» и т.д.

    В 1810 году он поступает на работу в Императорскую публичную библиотеку, где работает вплоть до выхода в отставку в 1841 году. В 1811 году присоединяется к литературному обществу любителей русской словесности. В этом же году становится членом Российской Академии.

    Во время войны с Наполеоном поэт выступал патриотом, хотя позднее высмеивал в своих работах пороки светского общества. Он также высмеивал многие людские недостатки. Например, гордость, эгоизм, тщеславие, глупость. За свою жизнь Крыло написал около 200 басен, наиболее известными из которых являются «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки.

    Звание первого российского баснописца заслуженно получил писатель Иван Андреевич Крылов. При этом факты из жизни Крылова говорят о том, что талантливый баснописец в первую очередь считал себя поэтом и переводчиком. Свою писательскую деятельность Крылов начал с сатиры, выпуская журналы, где высмеивал дураков и несправедливость. Далее более подробно рассмотрим интересные факты о Крылове.

    2. Семья жила очень бедно, поэтому родители не смогли дать сыну хорошее образование. Иван учился самостоятельно из книг, которые оставил ему отец.

    3. Крылов начинал свою карьеру с обычного писаря в Тверском суде.

    4. Иван был вынужден пойти на работу в одиннадцать лет после смерти отца.

    5. Также Крылов работал в канцелярии, где началась его литературная деятельность.

    6. Иван выдал свой первый сатирический журнал «Почта духов».

    7. Более десяти лет Иван Крылов путешествовал по городам и селам России, где находил вдохновение для своих новых басен.

    8. Большинство произведений баснописца подвергались жесткой цензуре, но это не останавливало писателя.

    9. Екатерина II преследовала Крылова, и только после ее смерти он вздохнул с облегчением.

    10. Крылов работал учителем детей князя С. Голицина.

    11. Тридцать лет своей жизни Крылов отдал Публичной библиотеке, где работал с 1812 года.

    12. Иван Крылов был редактором славяно-русского словаря.

    13. Баснописец никогда не был официально женат.

    14. Ходили слухи, что в доме работала поварихой его родная дочь Александра.

    15. Двустороннее воспаление легких или переедание стало основной причиной смерти баснописца. Точных причин смерти не установлено.

    16. Ивана Крылова похоронили на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

    17. Литературный жанр басни был открыт в России именно Крыловым.

    18. Публичная библиотека была пополнена редкими книгами благодаря Крылову.

    19. Иван очень любил смотреть на пожары и не пропускал ни одного удобного случая.

    20. Диван был любимым предметом Ивана в доме, на котором он мог отдыхать часами.

    21. Иван Крылов стал прототипом Гончаровского Обломова.

    22. Баснописец очень любил поесть, и именно переедание могло стать основной причиной его смерти.

    23. Карты на деньги были любимой игрой Ивана Андреевича.

    24. Петушиные бои были еще одним увлечением Крылова.

    25. Баснописец не боялся критики относительно его тучного вида и прожорливости.

    26. В молодости Иван любил кулачные бои, а также владел невероятной физической силой, которая помогала ему побеждать.

    27. Крылов работал до последнего своего дня, несмотря на тяжелую болезнь.

    28. В 1845 году П.А Плетневым была написана первая биография Крылова.

    29. В Казанском соборе любил встречать Пасху талантливый баснописец.

    30. Крылов выучил древнегреческий язык назло Гнедичу.

    31. Иван Крылов написал 200 басен.

    32. Крылов по-особенному любил свою басню «Ручей».

    33. Иван не любил следить за своей внешностью, редко мылся и причесывался.

    35. Иван Андреевич плакал, когда ему вручали какую-то награду или премию.

    36. Крылов жил только сегодняшним днем, он ни к чему не привязывался, поэтому прожил счастливую жизнь.

    37. Однажды Крылов обидел графа Хвостова, который в ответ написал сатирические стихи про баснописца.

    38. Крылов имел отличный аппетит, что привело к серьезным проблемам со здоровьем.

    39. Большинство знакомых смеялись над Крыловым за его неопрятный вид.

    40. Крылов работал библиотекарем и жил в здании Публичной библиотеки.

    42. Только в старости Крылов начал тщательно следить за своей внешностью.

    43. В 1785 году в свет выходит трагедия «Филомелы» и «Клеопатра».

    44. В 1791 году Крылов отправляется в большое путешествие по России.

    45. В 1809 году публикуется первый сборник басен писателя.

    46. В 1811 году Крылов становится членом Российской Академии.

    47. В 1825 году были выпущен сборник басен на трех языках. Этот сборник опубликовал граф Григорий Орлов в Париже.

    48. Похороны Крылова были пышными. Даже сам граф Орлов вызвался нести гроб.

    49. Иван Андреевич очень любил табак, не только курил его, но и нюхал, и жевал.

    50. Крылов после сытного обеда всегда любил поспать, поэтому никто не заходил к нему в гости.

    51. Все наследство Иван Андреевич Крылов оставил мужу Саши, своей, как все думали, дочери.

    Иван Андреевич Крылов в зрелые годы был одним из самых образованных людей своего времени. Это тем более удивительно, так как никакого систематического образования сам он не получил. Информация о жизни родителей писателя до рождения детей очень скудна. Отец Андрей Прохорович Крылов был отставным военным из обедневшего дворянского рода, который за свою храбрость во время подавления пугачевского бунта не получил ни почестей, ни состояния. Мать - Мария Алексеевна.

    Рис. 1. Иван Андреевич Крылов. Портрет работы . 1839 год Семья сначала жила в Москве, где 2 февраля 1769 года и родился будущий поэт. В семье был еще один сын, Левушка, на восемь лет младше Вани. Вскоре после рождения первенца Крыловы переехали в другой город - в Тверь, где глава семейства получил должность председателя магистрата. Но денег, которые зарабатывал Крылов-старший, едва хватало на пропитание, так что ни о каком обучении сына не могло идти и речи. Зато в доме был сундук с книгами, и чтение стало любимым времяпровождением мальчика. Сколько он прочел в эти годы - неизвестно. После того, как в 1778 году умер отец, положение семьи стало совсем печальным. Зато у Крыловых были богатые соседи, которые приглашали учителей к своим детям. Вместе с ними Ваня учился французскому языку. Это потом оказалось очень полезным. Поскольку семья была бедной, то и общение с другими небогатыми горожанами никто не ограничивал. Крылов с ранних лет любил простонародные увеселения, бывал на ярмарках, часто общался с самыми разными людьми, и таким образом осваивал русский язык во всей его полноте. Он по-прежнему много читал и порой составлял конспекты книг, которые казались ему наиболее важными.

    Петербург

    Грамотный юноша нашел какую-никакую работу – его взяли в магистрат подканцеляристом. Но рассчитывать в Твери на что-то лучшее не приходилось. Мать решила отвезти сыновей в Петербург, где возможностей было гораздо больше. В столице можно было и похлопотать о пенсии. Ивану удалось устроиться на работу в казенную палату приказчиком. В свободное время он много читал, а также учился играть на разных инструментах. Первым его произведением, которое он показал другим были не стихи и не басни, а опера “Кофейница”. Он написал и музыку, и стихи.

    В это время он очень интересовался театром, а в Петербурге как раз появился такой, куда мог попасть любой горожанин. Крылов познакомился со многими актерами. Ему было восемнадцать, и он всерьез решил заняться пьесами для театра. Поначалу это были трагедии и комедии, написанные под слишком уж явным влиянием классицизма, который в то время уже выходил из моды. Самые известные – “Филомела”, “Проказники”, “Бешеная семья”. Но интересны они, прежде всего, биографам самого писателя, а критики и актеры отнеслись к ним весьма прохладно. К тому же, имя автора было известно только очень узкому кругу его приятелей.

    Первые басни Крылова

    Первые попытки начать писать басни относятся к 1788 году. Может быть, они были и до этого, но какие именно - так и осталось в тайне. Зато первые опубликованные известны очень хорошо, хотя и появились они в печати без всякой подписи. Это были “Стыдливый игрок”, “Новопожалованный осел” и “Судьба игроков”. Их опубликовал журнал “Утренние часы”. Басни были довольно едкими. Но критика и на сей раз ничего не заметила. Не особенно удачным был и первый опыт издания журнала. Назывался он “Почта духов”. Предполагалось, что журнал будет продолжать русскую сатирическую традицию, начатую когда-то Новиковым. Вышло несколько номеров, и проект прекратил свое существование. Потом были еще два журнала – “Зритель” и “Санкт-Петербургский Меркурий”, в которой печатались статьи самого Крылова и некоторых других авторов. Публиковались там и басни. Но оба издания оказались недолговечными.

    Личная жизнь

    Неудачной была и попытка Крылова жениться. Ему двадцать лет, его возлюбленную звали Анна, она родом из семьи брянского священника. Любовь взаимна, но родители невесты и слышать не хотели о нищем женихе, который пытается зарабатывать на жизнь литературой. В конце концов они согласились, однако кавалер был настолько беден, что ему не на что было добраться до Брянска. Свадьба так и не состоялась. Семьи он так и не создал. Однако у него была экономка. Звали ее Феня. Жениться на ней он не мог – такой союз в обществе считался бы довольно низменным. Однако у Фени была дочка Александра, которую знакомые писателя считали его незаконнорожденной дочерью. Когда умерла мать, Сашенька осталась жить в доме Крылова. Потом она вышла замуж и родила детей, и писатель с ними постоянно возился. Более того, он оставил завещание, согласно которому, ее семье переходило все имущество Крылова после его смерти.

    Новый период творчества

    После первых неудач на литературном поприще Крылов на несколько лет перестал писать. Чем он занимался почти десять лет - достоверно неизвестно. Но есть данные, что он служил у князя Голицына то гувернером, то секретарем. Сам он про эти годы не писал даже в автобиографии.

    Следующие его произведения относятся только к 1806 году. И это были переводы басен французского писателя Лафонтена. Они были опубликованы в Москве и получили положительные отзывы со стороны критиков. В том же году Крылов снова оказался в столице и возобновил работу в театре, на сей раз удачнее. В театре поставили две его комедии – “Модная лавка” и “Урок дочкам”.
    Важно! В России тогда было в моде все французское, и именно франкоманию кратко, но едко высмеивал автор. Зрителям пьесы понравились, тем более что уже тогда всерьез поговаривали о грядущей войне с Францией. Этот момент можно считать началом успешной литературной карьеры Крылова.
    Успех сопутствовал и первому сборнику его сочинений. В списке – 23 басни, в том числе одна из лучших, знакомая даже учащимся первого класса, – “Слон и Моська”. Были опубликованы “Стрекоза и муравей”, “Мартышка и очки” и многое другое. Сдвинулась с места и карьера. Сначала ему предоставили неплохое место в Монетном департаменте, а потом и куда более важную для литератора должность – его взяли Публичную библиотеку. В библиотеке Крылов проработал почти тридцать лет – с 1812 года по 1841.

    Последние годы жизни Крылова

    Жизнь его стала спокойной и размеренной. По воспоминаниям современников, в это время Иван Андреевич был человеком бесконфликтным и даже ленивым. Он один за другим издает сборники басен – всего их при жизни автора вышло девять. Это практически полное собрание, а количество опубликованных в них произведений – более двух сотен.

    Во время восстания декабристов он пришел на Сенатскую площадь, посмотрел, что там происходит, и спокойно удалился. Ни в каких тайных обществах он не участвовал. Зато постоянно посещал литературные собрания. Он был другом , Жуковского и многих других известных литераторов. Умер он 9 ноября 1844 года, а похоронен был в Александро-Невской лавре. Могила его и по сей день сохранилась там же, на Тихвинском кладбище.
    • Биографий Крылова написано много, но для детей больше всего подходит та, которую написал Сергей Мосияш. Интересное “Слово о Крылове” написал и – тоже автор многих басен.
    • Крылову очень нравилось зрелище пожаров, и он не упускал ни одного удобного случая, чтобы насладиться им.
    • Крылов работал учителем детей князя С. Голицина.
    • Одно из излюбленных развлечений Ивана Андреевича Крылова - игра в карты на деньги. Еще ему нравились петушиные и кулачные бои.
    • У Крылова было несколько псевдонимов, самый распространенный – Нави Волырк.
    • В Петербурге еще в конце XIX века появился памятник Крылову, где он изображен вместе со своими персонажами.
    Краткий обзор его творчества и жизненного пути смотрите также в предложенном видео.

    Будущий писатель-баснописец Иван Андреевич Крылов родился 2(13) февраля 1769 года в Москве. Первые годы своей жизни провёл в частых переездах с родителями. Во время восстания Е.Пугачёва проживал с матерью в Оренбурге, а его отец служил капитаном в самом Яицком городке. Фамилия Андрея Крылова была внесена в «пугачёвские списки» на повешение. К счастью, для семьи Крыловых всё кончилось хорошо. Но после смерти отца семья впала в нужду, и мать будущего баснописца была вынуждена подрабатывать в богатых домах. С девяти лет Иван вынужден был работать - его приняли переписывать деловые бумаги.

    Дальнейшее образование получил в доме писателя Н.А.Львова - учился вместе с его детьми и много слушал разговоры литераторов и художников, которые приходили в гости к просвещённому хозяину.

    Отрывочность образования создавала в дальнейшем много сложностей писателю, но постепенно он стал писать без ошибок, расширил свой кругозор и даже выучил итальянский язык.

    «Проба пера»

    Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, семья переехала в Петербург. Мать отправилась туда хлопотать о пенсии, но усилия её не увенчались успехом.

    Здесь Крылов устраивается на работу в канцелярию Казённой палаты. Но дела служебные его интересуют не слишком. Большую часть времени он проводит в занятиях литературой и посещениях театров, близко знакомится с известными актёрами и директором театров П.А.Соймоновым.

    Не меняются его увлечения и после смерти матери, когда на его попечении остаётся младший брат.

    В восьмидесятые годы Крылов много пишет для театра. В это время им написаны литературные основы для опер «Бешеная семья», «Кофейница», «Клеопатра» и других, комедия «Сочинитель в прихожей». Ни известности, ни гонораров они не принесли, но помогли Крылову выйти на уровень общения петербургских литераторов. Известный драматург Княжнин взял молодого человека под своё покровительство, желая помочь ему с более успешным продвижением своих произведений. Но Крылов не оценил помощи и не только порвал всякие отношения с драматургом, но и написал комедию «Проказники», в которой всячески просмеял Княжнина и его супругу. Неудивительно, что она была запрещена к постановке, а у автора испортились всяческие отношения и с литераторами, и с театральной дирекцией, которая давала «добро» на постановку сочинений на сцене.

    К концу 80-х годов Крылов решает попробовать себя в журналистике. В 1788 году в журнале «Утренние часы» он публикует первые басни, которые тоже остаются незамеченными. Тогда Иван Андреевич берётся за издание журнала «Почта духов», который издаёт в течение восьми месяцев 1789 года. Здесь в сказочной переписке гномов с волшебником он создаёт карикатурную картину современного ему общества, порицая пороки высшего общества. Журнал закрывает цензура, но причиной выдвигается наличие всего 80-ти подписчиков.

    В 1790 году Крылов выходит в отставку и «с головой» уходит в литературную деятельность. Он становится владельцем типографии и вместе с друзьями и приятелями А.Клушиным, И.Дмитриевым и П.Плавильщиковым начинает издавать новый журнал «Зритель», который пользуется уже большей популярностью. В журнале издаются произведения Крылова: восточная повесть «Каиб», сказка «Ночи», несколько «Речей…» и «Мысли философа о моде». Число подписчиков постепенно увеличивается. В мае 1792 года журнал закрывают, но уже со следующего года он выходит снова, но уже под другим названием - «Санкт-Петербургский Меркурий». Основной темой своих «нападок» Крылов выбирает одного из самых просвещённых людей своего времени - Карамзина и его последователей. Реформаторство Карамзина казалось Крылову искусственным, но многие люди заслуженно уважали великого историка, и осмеивание его оттолкнуло их от «Санкт-Петербургского Меркурия». В конце 1793 года за недостаточностью подписчиков журнал был закрыт и Крылов на несколько лет уехал из столицы.

    Служба у князя Голицина

    Со времени закрытия журнала и до 1797 года Крылов жил в Москве, затем странствовал по стране - по поместьям своих друзей и приятелей. Всё это время он искал источники дохода и на какое-то время нашёл их в карточной игре, где он считался исключительно везучим игроком на грани шулерства.

    Кто знает, как бы закончил дни свои ныне известный автор басен, но в начале 1797 года судьба свела его с князем Сергеем Фёдоровичем Голицыным, который предложил Крылову стать своим личным секретарём и домашним учителем. Иван Андреевич переезжает в имение князя в Киевской губернии и начинает занятия языками и словесностью с его сыновьями. Здесь же он играет на музыкальных инструментах и пишет пьесы для домашнего театра. В это время им создаётся шутовская трагедия «Триумф, или Подщипа», главную роль которой Крылов с удовольствием озвучивает на домашней сцене. Значение этого шутовского произведения было не только политическим (сатира на Павла I), но и литературным - Крылов пародировал тот высокий стиль классической трагедии, перед которым преклонялся в предыдущие десятилетия, искал новые пути в своём творчестве.

    11 марта 1801 года на царский престол поднимается Александр I, который относится с Голицыну с большим доверием и назначает его лифляндским генерал-губернатором. Соответственно - Крылову дают пост правителя канцелярии. До 1803 года писатель служит в Риге, а осенью этого года переезжает к своему брату в Серпухов.

    Творческая известность.

    В это же время приходит первый сценический успех к пьесе Крылова «Пирог». Крылов решает заниматься литературным творчеством дальше и возвращается в Петербург.

    В 1805 году Крылов показывает первые переводы басен известному поэту И.Дмитриеву. Тот открыто говорит о том, что Крылов наконец нашёл своё настоящее призвание. Но Иван Андреевич печатает в следующем году только три басни и снова задумывается о драматургии.

    В 1807 году уже три пьесы Крылова с успехом идут на сцене - «Модная лавка» (которую показывали даже при дворе), «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Несмотря на столь долгожданный успех, Крылов всё больше начинает «уходить» от театра и увлекаться сочинением и переводом басен.

    Уже в 1809 году выходит его первый успешный сборник басен. Через два года появляются «Новые басни Ивана Крылова». В 1815 году выходит трёхтомник, на следующий год - продолжение в 2-х книгах, в 1819 - шестая часть, а к 1830 году «собирается» восьмитомное собрание басен Крылова. Все эти издания пользовались оглушительным успехом. Часть басен была написана на конкретные жизненные события, другие - на отвлечённые сюжеты. Но сами события вскоре забывались, а басни оставались любимым чтением во многих образованных семьях.

    Смена жанра полностью изменила профессиональную репутацию Крылова. Если в первой половине жизни он был никому не известен и терпел множество материальных трудностей, то со зрелого возраста - баснописца Крылова знал каждый уважающий себя человек. Издания его расходились большими тиражами и простой, народный слог писателя был понятен каждому.

    Вместе с признанием читающей публики шло и признание официальное.

    В декабре 1811 года писатель был избран членом Российской Академии, в январе 1823 года за литературные достижения получил от неё золотую медаль, а в 1841 году был утверждён ординарным академиком отделения русского языка и словесности. В 1812 году в Петербурге открыли Императорскую публичную библиотеку, куда писателя назначили библиотекарем. Одновременно ему утвердили пенсию за особые заслуги «в российской словесности». В 1830 году, после издания восьмитомника Николай I увеличил пенсию Крылова вдвое и произвёл его в статские советники.

    В феврале 1838 года с исключительным уважением и торжественностью Петербург праздновал 50-летний творческий юбилей писателя Ивана Андреевича Крылова. К этому времени его ставили в один ряд с выдающимися классиками Пушкиным, Грибоедовым и Державиным. Позднее басни Крылова были переведены более чем на 50 языков мира.

    Последние годы жизни.

    Прослужив в Императорской библиотека почти 30 лет, в 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился в квартире на Васильевском острове. Он жил тихо и в своё удовольствие. Любил сытно покушать и полежать на диване. Некоторые считали считать его лентяем и обжорой.

    Но до самых последних дней писатель продолжал работать, подготавливая к печати новое полное собрание своих басен. Крылов не успел получить книги из типографии, но завещал раздать часть их своим друзьям на собственных похоронах, что и было сделано.

    Умер Иван Андреевич от двухстороннего воспаления лёгких 9(21ноября) 1844 года в Санкт-Петербурге.

    Отдавая дань уважения великому писателю, второй человек в государстве - граф Орлов лично нёс его гроб вместе с простыми студентами до погребальной повозки.

    Интересно о Крылове:

    Любимыми занятиями Ивана Андреевича было поесть и поспать. И то и другое он умудрялся делать даже в гостях.

    Крылов написал более 200 басен, которые переиздавались очень большими тиражами.