Почему людям становится плохо в самолете. Что делать, чтобы не стало плохо в самолете. Что будет, если приходится летать чаще

Многие из нас не могут даже представить себе, насколько трудна простая ежедневная работа сотрудников авиационных компаний. Помимо общей опасности полётов на самолёте, нельзя исключать и постоянного фактора недовольных пассажиров. Те, кто летал, знают, что на каждый рейс всегда найдётся тот, кто скажет, что место плохое, с соседями не повезло, кофе слишком горячий и так далее. Этот список можно продолжать бесконечно. Нужно сказать, что кодекс вежливости заставляет работников авиации с улыбкой относиться даже к откровенным хамам и грубиянам: всё потому, что клиент всегда прав. Однако многим невдомёк, что бортпроводники и так делают всё, чтобы во время полёта вам было комфортно и удобно.

Одна из историй, прекрасно демонстрирующая этот тезис, произошла не так давно на глазах у медработника по имени Шэрон Редклифф. Женщина летела в Нэшвилл рейсом из Детройта. Как только её борт поднялся в воздух, в салоне начало творится неладное.

Буквально через несколько сидений от Шэрон находилась пожилая дама. После взлёта она вдруг забилась в конвульсиях. Было очевидно, что женщине очень плохо и ей срочно нужна помощь доктора. Одновременно с Редклифф происходящее заметил бортпроводник по имени Джеффри. Он бросился к пожилой даме и поднял её с места, сказав, что сопроводит её. Шэрон же решила, что женщину намерены снять с рейса или что-то такое. Однако, как выяснилось впоследствии, сотрудник авиакомпании лишь хотел пересадить старушку из эконом-класса в бизнес, причём безо всяких доплат. Оказалось, что пострадавшая больна болезнью Паркинсона. Джеффри узнал симптомы болезни и понял, что пожилой женщине нужны более комфортабельные условия полёта.

Следует отметить, что бесплатной пересадкой на более удобные места ситуация не закончилась. В течение всего перелёта Джеффри постоянно подходил к старушке, интересуясь, не становится ли ей хуже. Он также подбадривал её, предложил бесплатный обед (не предусмотренный условиями перелёта), сопровождал женщину до туалета и обратно и в общем присматривал за ней, будто за собственным ребёнком.

При этом никто и не узнал бы о таком поступке молодого парня, если бы не Шэрон Редклифф, описавшая ситуацию в Facebook по прилёту в Нэшвилл. Она также лично поблагодарила бортпроводника за его чуткость и доброту по завершению перелёта. Медсестра была поражена тем, что для Джоффри это, в общем-то, был совершенно обычный рабочий день. Она также выразила надежду на то, что однажды все бортпроводники станут такими же учтивыми и добрыми, как тот, который попался ей.

Вопрос

Когда мы летели в отпуск на Кубу, одному из пассажиров стало плохо с сердцем и самолет экстренно посадили в Монреале. В аэропорту я встретил нашего бортпроводника, и он рассказал, что мужчина был нетрезв и теперь ему придется заплатить €36 000 штрафа за внеплановые посадку и взлет. Если бы пассажир был трезвым, ему все равно пришлось бы отдать такие деньги?

Ответ

Виктория Данильченко, председатель московской «Коллегии адвокатов Павла Астахова»

Плохое самочувствие на борту самолета – угроза вашему здоровью, но никак не кошельку. Медицинская страховка, приобретенная перед путешествием, действует в воздухе, только если это прописано в договоре. Остальные случаи считаются страховыми, когда происходят на территории страны, в которую вы отправляетесь. Но, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, как только вы зарегистрировались на рейс и застегнули ремни безопасности, сохранение вашей жизни и здоровья становится прямой обязанностью авиакомпании. Купленный вами авиабилет – своего рода договор на перевозку, по которому авиакомпания должна обеспечить вас на борту своего воздушного судна не только информацией об условиях полета и правилах безопасности, предоставить вам питание и напитки, но и в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь. При этом в правилах воздушных перевозок (они общие для всех) не прописано, находится ли пассажир в состоянии алкогольного опьянения. Также не важно, чем была вызвана необходимость оказания первой медицинской помощи. Таким образом, перевозчик обязан сделать все, что в его силах, чтобы помочь пассажиру. Если меры по оказанию первой помощи, предпринятые на борту, не возымели эффекта и жизнь пассажира по-прежнему в опасности, авиакомпания должна сделать все, чтобы сохранить человеческую жизнь, – вплоть до вынужденной посадки судна и отправки больного в медицинское учреждение. Невыполнение этой обязанности влечет за собой гражданскую ответственность (которая подлежит обязательному страхованию), а также уголовное преследование. В связи с этим требование авиакомпании о денежной компенсации за вынужденную посадку и взлет необоснованы и вряд ли будут удовлетворены судом – взыскать такой штраф авиакомпания может только в судебном порядке. По закону суд не может учитывать факт алкогольного опьянения пассажира. Я бы посоветовала человеку, о котором идет речь в вопросе читателя, обратиться за юридической помощью и оспорить требование о выплате штрафа в суде.

Земля-воздух

Следует знать, что, согласно статье 133 Воздушного кодекса РФ, за вред, причиненный здоровью пассажира, авиакомпания обязана выплатить ему не менее 2 миллионов рублей компенсации; за вред, причиненный жизни пассажира, – не менее 2 миллионов 25 тысячрублей; за вред, причиненный вещам пассажира, – не менее 11 000 рублей.

В договоре со страховой компанией обычно прописано, что недомогания, связанные с употреблением спиртосодержащих, токсических и наркотических веществ, если они не были прописаны врачом, страховым случаем не являются, то есть за медицинскую помощь в таком случае вам придется заплатить из своего собственного кармана. Кроме того, в страховку также не входит лечение всех видов аллергических реакций и ожогов, которые вызваны длительным пребыванием на солнце.

Задавайте специалистам свои вопросы о путешествиях – пишите на

31 мая 2018, 05:51

Перепады , смена часовых поясов, стрессы - для людей со слабым здоровьем авиаперелеты могут быть опасны. Между тем, единых требований по оказанию медицинской помощи на борту самолета не существует. Эксперты рассказали «Правде.Ру», как эту проблему, особенно актуальную в сезон отпусков, решают российские авиакомпании.

Британская медицинская ассоциация призвала обратить больше внимания на здоровье авиапассажиров. В отчете, подготовленном экспертами этой организации, отмечается, что, несмотря на огромную популярность воздушного транспорта, вопросами безопасности клиентов с точки зрения состояния их самочувствия серьезно никто не занимается.

Из разных уголков планеты периодически поступают новости, что в таком-то аэропорту человеку стало плохо, или самолет экстренно сел из-за недомогания, а то и пассажира. В США подсчитали - каждый год только в этой стране у более 350 тысяч людей останавливается сердце, и чаще всего это случается в воздушной гавани.

Ученые отмечают, что не существует единых требований к авиакомпаниям по обеспечению даже простейшей медицинской помощью на борту самолета. Многие авиалинии самостоятельно решают эту проблему, но объем возможной помощи бывает самым разным. В Европе экипаж лайнера должен владеть навыками оказания первой помощи, однако про стандарты, по которым должна вестись такая подготовка, сказано очень мало.

О помощи авиапассажирам в России «Правде.Ру» рассказали в пресс-службе аэропорта «Домодедово» .

Как таковой статистики о смерти людей в аэропортах, в том числе и от остановки , у нас нет. Конечно, бывают случаи, когда человеку становится плохо, особенно в жару. Но мы стараемся контролировать ситуацию. У нас есть медицинская служба, в штате которой свыше ста человек, и на помощь всегда готовы прийти высококвалифицированные врачи. Причем авиапассажиру помогут после прохождения любого уровня. В аэропорту есть две машины скорой, все необходимые реанимационные препараты, в том числе и дефибриллятор, который используют для первой помощи сердечникам.

- А если плохо станет на борту самолета?

За пассажиров в небе отвечают сотрудники авиакомпании. Но в случае ЧП экипаж может связаться с аэропортом. И уже по приземлении лайнера либо врач поднимется на борт, либо подъедет «Скорая» и человека госпитализируют.

Кстати, чиновники авиалиний говорят, что подчас путешественники сами виноваты в трагедиях. Пассажиры-сердечники не всегда сообщают о своих проблемах со здоровьем, и это мешает обеспечивать своевременную медицинскую помощь и принимать предупредительные меры.

Перелет - сильный стресс для организма. Перепады давления на высоте, сухой воздух и малоподвижное состояние могут сыграть злую шутку. Так как в итоге быть, если в самолете все же стало плохо?

Кто несет ответственность

Все, что касается перелетов в пределах одного государства, касается только его законов. Если рейс международный, то здесь правила диктует Монреальская конвенция 1999 года, которая гласит, что за ущерб здоровью и имуществу пассажира несет авиаперевозчик. Сейчас она действует в 199 странах, среди которых все государства Евросоюза , Россия, США, Китай и другие.

Кто может помочь на борту

Если во время перелета случается внештатная ситуация, бортпроводники по громкой связи объявляют об этом. Так они могут найти профессионального медицинского работника. По статистике, такой есть на борту каждого второго рейса. У некоторых авиакомпаний есть собственный штат медработников, которые помогут в полете. Если ситуация критичная, пилот совершает аварийную посадку в аэропорт, где пассажира ждут врачи и специализированное оборудование.

Если врача в самолете не оказалось

Бортпроводники авиакомпаний проходят тщательную подготовку и должны уметь оказывать первую помощь. Они вылечат отравление, травмы и простуду, наложат швы при травме или определят шок. Согласно стандартам всех авиакомпаний, они должны уметь даже принимать роды. Бортпроводники не имеют права назначать лекарства или вводить какие-либо препараты пассажиров. Кроме того, на каждом борту есть две аптечки: одна для первой помощи, а вторая на случай, если в самолете окажется врач. Он берет на себя ответственность за лечение пассажира, поэтому второй ящик с лекарствами может открыть только он.