Вифлеемская звезда где находится. На небосклоне появится вифлеемская звезда. Вифлеемская звезда своими руками

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшних евангельских чтениях царских часов и Литургии мы слышали из уст разных евангелистов повествование о рождении Мессии.

В подтверждение тому, что всё происходившее две тысячи лет назад - правда, апостолы привлекают не только слова очевидцев, но и временны е, географические и даже астрономические свидетельства.

Евангелист Лука пишет, что непосредственно перед рождением Младенца Иосифу Обручнику и Марии пришлось отправиться из Назарета в Вифлеем из-за переписи населения. Перепись, проходившая по указу императора Августа, была первой в правление Квириния Сирией (см.: Лк. 2: 2). Римляне уважали племенные обычаи покоренных народов, и поэтому царь Ирод приспосабливал перепись к принятым в Иудее традициям. Именно на этот факт - на необходимость Иосифа прибыть во время переписи в дом праотца своего Давида - и указывает евангелист Лука (см.: Лк. 2: 4).

Нет ничего странного в том, что за рамками Евангелий мы почти ничего не знаем об этой первой переписи в Иудее. До нас ведь не дошли все рукописи древности. Кроме того, если верить Луке как историку, была и вторая перепись населения - после смерти Архелая, сына Ирода. Именно тогда мятежник Иуда Галилеянин увлек за собою довольно много народа (см.: Деян. 5: 37). О том, что в то время Сирией правил Квириний, засвидетельствовано в исторических хрониках .

Евангелист Матфей говорит о некоей звезде, которая привела волхвов с Востока. В богослужебных песнопениях Навечерия Рождества неизвестная страна на востоке ассоциируется с Персией, а волхвам усваивается профессия звездочетов.

Скорее всего, именно в Персии как преемнице великой Вавилонской империи сохранились предания иудейского пророка Даниила о необычайном Царе - Владыке мира. Даниил, начальник вавилонских мудрецов, через различные образы предсказал постепенную смену мировых империй: после золотого века Вавилона наступит век Мидян и медный период царствования Персов, а после - железные царства греко-римлян с глиняными ногами.

Персидские маги ко времени Рождества Христова могли убедиться в том, что пророчества Даниила сбывались. Миновала эра Вавилона, Мидян и Персов, среди греков и римлян были нестроения. И, следовательно, вот-вот должен был наступить век Нового Царя - Помазанника, Который, по обетованию, ожидался через «семьдесят седьмин» после указа Кира о восстановлении Иерусалима (см.: Дан. 9: 24).

Можно также предположить, что слова провидца Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24: 17) - положили начало верованию евреев и персов, что на пришествие Мессии укажет появление на небе необыкновенной звезды .

Увидев в небе необычную звезду, персидские астрологи поспешили в Иерусалим поклониться новому Царю из Иудеи. При этом, по Матфею, волхвы наблюдали «звезду» дважды. В первый раз они увидели ее «на востоке» (Мф. 2: 1-2) еще в Персии, что можно понимать как «на восходе» или «при восходе солнца». А во второй раз - по прибытию в Вифлеем. Звезда привела их прямо к дому и «остановилась» над местом, где находились Младенец и Мария (см.: Мф. 2: 9-11).

Какова была природа звезды - это загадка. Среди церковных исследователей древности и современности есть разные мнения о характере небесного светила. Ориген, а за ним и преподобный Иоанн Дамаскин допускали, что это могла быть комета . Образ кометы Галлея, в частности, запечатлен на фреске Джотто «Поклонение волхвов» в капелле Скровеньи (Италия). Церковный писатель Тертуллиан и император Мануил I Комнин предполагали, что это было соединение планет. По Иоганну Кеплеру, например, это могло быть соединение Юпитера и Сатурна с Марсом в 6 году до н.э. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский считали, что в образе звезды явилась некая ангельская сила .

Так или иначе, судя по Евангелию, звезда привела волхвов в Иерусалим, а затем на время скрылась. После того как первосвященники и книжники указали на Вифлеем как место рождения Вождя Израиля и волхвы покинули царя Ирода, звезда вновь появилась и точно указала персидским магам на дом Богомладенца и Марии.

В спорах материалистов о том, была ли на самом деле первая перепись при Квиринии и что собой представляла яркая звезда, можно потерять суть евангельской вести. Для верующего человека главное то, что с появлением Вифлеемской звезды благая весть о рождении Спасителя получила свое реальное бытие.

Ссылаясь на исторические факты своего времени, апостолы хотели подчеркнуть то, что Рождество Христово было не вымыслом, а фактом. Исполнились обетования пророков.

В земле Иудиной, в городе Давидовом, от Девы родился Спаситель-Эммануил, Который есть Христос Господь. Но Тот, Кто принял дары от персидских магов, Кто должен был пасти Израиль, родился не в палатах царских, а в простом хлеву. Ангел Господень указал на это как на особый знак: «радость, которая будет всем людям», будет найдена пастухами в яслях для скота (см.: Лк. 2: 12).

Христос умалил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7). По святителю Феофану, Господь пошел путем смирения, истощания. Сознавая Себя равным Богу, Он, «совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих… сокрыл славу Своего Божества». «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма - это путь к небесной славе, который предложил Христос нам. Не в императорских покоях, не в пышности земной славы Он предложил нам великую надежду. Славу и богатство земных царей Он противопоставил небесной славе и сокровищу на небесах.

«Не принимаю славы от человеков», - говорил Господь о Себе. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» - говорил Он о нас (Ин. 5: 41, 44). Спаситель упрекал фарисеев не в том, что они соблюдают внешние правила благочестия, а в том, что они «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12: 43). Фарисеи все дела свои делали напоказ, они любили приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (см.: Мф. 23: 7). Земная слава их ослепила. Но среди вас, сказал Христос ученикам, «больший да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 11-12). Умаление себя, истощание, смирение - это путь преподобных отцев, которые умалили себя по образу Учителя-Христа.

Творящий небо и землю, устанавливающий законы Вселенной, держащий всё словом силы Своея (см.: Евр. 1: 3) положил Себя в ясли для скота, чтобы, став по всему как человек, показать нам путь Божественного смирения и спасти упавшего Адама.

Удивляясь сему, и мы за волхвами идем в Вифлеем со звездой, удивляемся чуду с пастухами и с ангелами поем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » (Лк. 2: 14).

См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18: 1.

Богослужебные песнопения называют Валаама «звездочетом», а волхвов - «учениками Валаама».

Ориген: Вифлеемская звезда «скорее всего, относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами, или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение Младенца, Который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они; особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

Земля Израиля исполнена и пропитана религиозностью и верой (принимая, как аксиому, что Бог един, и лишь люди называют Его разными Именами), ведь именно здесь берут истоки три мировые религии, что бы наполнять души людские надеждой гармонией и светом. Именно здесь, в 8 километрах к югу от Иерусалима, более 2000 лет назад, над Вифлеемом, появилось в небе загадочное явление, которое после (и по сей день) назовут Вифлеемской Звездой.

Вифлеем – он же Бейт Лехем (в переводе с иврита «Дом Хлеба») или же Бет Лахм (в переводе с арабского «Дом Мяса») – не большой городок, даже по израильским меркам. В настоящее время это скорее пригород Иерусалима, чем самостоятельный город. Священное Писание упоминает Вифлеем как «дом Давида» – место избрания его и помазания на царствование. Действие Книги Руфь, так же происходит в Вифлееме и его окрестностях.

Через тысячу лет, после царствования Давида, над пастбищем и возвестила своим появлением Рождение Иисуса, Вифлеемская Звезда. В соответствии с Христианской религией, волхвы, увидев звезду на востоке (в более точном переводе «на восходе») узнали, что родился Младенец, которому предначертано стать Царем Иудейским.

О приходе Царя и Спасителя, имеются пророчества практически во всех книгах Ветхого Завета, пересекаясь с Иудейской Тора (Собственно вся существенная разница между этими двумя религиями и заключается в том что, христиане принимают Иисуса, как Спасителя, а Иудеи продолжают Спасителя ждать) и, увидев знамение о рождении Младенца, волхвы, умеющие читать знаки, пошли Ему поклониться. Принесенные Младенцу дары, были призваны проверить, кем Он родился. Если бы родившийся Иисус взял смирну – он был бы признан врачевателем, ладан – Бог, золото – Царь. Но Иисус принял все дары, поскольку был Богом, Царем и исцелял болеющих как душей, так и телом.

В Пещере Рождества Христова, есть отверстие колодца, куда упала Звезда, ведущая волхвов. Считается, что если очень долго глядеть в глубину колодца, можно увидеть мерцание Вифлеемской Звезды. В четвертом веке нашей эры, над Пещерой был построен Храм Рождества Христова – один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.

Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме – Виа Долорос. Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est - 1717» переводиться как: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.

Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда изготовленная заново. Вокруг Вифлеемской Звезды висят иконы и горят лампады: 5 от армянских, 4 от католических и 6 от греческих христианских церквей, всего 15 штук.

И пусть ныне некоторые спорят о самом факте существовании Вифлеемской Звезды, о ее значении, пытаются объяснить это явление с точки зрения физики, астрономии и астрологии, для колоссального количества людей на Земле, Вифлеемская Звезда – символ надежды на спасение, веры в Божью Любовь и лучшую жизнь. И тянуться нескончаемым потоком в маленький городок туристы и паломники со всех сторон света и концов страны. От юга до севера, остановившиеся в Нетании и проводящие время в Эйлата, приезжающие на с Телль Авива и проделывающие длинный путь на автобусе, оставив веселые , с самого юга страны.

Приезжают в маленький город с огромным значением, город , стараясь не вникать в сегодняшние неурядицы горожан, для которых каждодневная жизнь в Вифлееме – это жизнь на «острове» Палестинского архипелага, одном из многих островков, на которые разбиты палестинские территории Израиля.

Жители города – мусульмане и христиане (в основном арабского происхождения) выходят из города и возвращаются обратно по пропускам.

Приезжают зайти в Храм Рождества Христова, поклониться Яслям в Пещере, где родился Сын Божий, прикоснуться к святыне душей и рукой. Ощутить абсолютно иную атмосферу (93% посещающих Храм Рождества Христова, отмечают особенные ощущения от нахождения внутри) святости, тепла и света. Приезжают, стараясь забрать с собой частичку святости Вифлиемской Звезды на фото, снимая Вифлиемскую Звезду на видео.

Для большинства, эта поездка не станет обычной экскурсией, после которой идут в кафе или , что бы поесть, отдохнуть и приятно провести время. После посещения Вифлеема, вполне вероятно, захочется тишины и покоя, времени и возможности побыть наедине с самим собой, своей душой, услышать и почувствовать то, что так старательно заглушает обыденная жизнь и суета. В этой просыпающейся жажде тишины и осознаний кроется особое, тонкое стремление души, внутренней сути, к гармонии с Богом, и Миром. Эти возможные душевные устремления стоит учесть, и не планировать на вечер, после поездки в Вифлеем, каких либо увеселительных мероприятий.

Время, посвященное Вифлеемской Звезде, пусть до конца будет посвящено Ей, и свет Ее, мерцающий на дне колодца, засияет и осветит душу человеческую и жизнь.

О Вифлеемской звезде впервые говорится в Евангелие от Матфея. В нем сказано, что появление на небесном своде новой яркой звезды известило волхвов о рождении нового Царя Иудейского. Именно она привела их в Вифлеем к жилищу Святого Семейства и колыбели новорожденного Христа.

История о волхвах и Вифлеемской звезде

В конце I в. до н.э. в Палестине, находящейся под владычеством Рима, распространилась легенда о скором рождении нового Царя Иудейского, который станет Спасителем Мира и освободит народ от гнета греко-римлян. Евреи, страдающие под правлением жестокого правителя Ирода Великого, с нетерпением ждали знамений.

И когда на восходе зажглась яркая звезда, трое волхвов отправились за ней, чтобы поклониться новому Царю. Звезда вела путников до города Вифлеем, где остановилась над домом с колыбелью Христа, дав знак, что здесь есть цель их путешествия. Принеся дары, странники вернулись на родину и продолжили нести весть о рождении Спасителя.

Вифлеемская звезда в современном Христианстве

В наши дни, в городе Вифлеем, в Пещере Рождества Христова находится колодец, куда, по легенде, упала Вифлеемская звезда после того, как завершила свое предназначение. Существует поверие, что если долго вглядываться в темноту колодца, можно увидеть отблеск упавшей звезды.

В IV в. н.э. над пещерой построили Храм Рождества Христова. Храм является одним из наиболее древних в Израиле. Позднее, в 1717 году, в Пещере Рождества монахи установили серебряную Звезду Вифлеема.

Серебряная Звезда Вифлеема выполнена в виде 14 лучей — остановки Крестного пути Иисуса. Надпись на ней гласит: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа — 1717». Число указывает год, в котором монахи установили звезду.

Однако в 19 веке турки похитили звезду и она так и не была найдена. Впоследствии турецкий султан подарил Храму вновь изготовленную Звезду.

С тех пор и по сей день не прекращается поток паломников к Храму Рождества, над которым 2000 лет назад горела яркая путеводная звезда.

Научное объяснение Вифлеемской звезды

Такое значимое явление как рождение Иисуса и все связанные с ним события не могли не привлечь внимания различных исследователей. Они пытались и пытаются найти научные свидетельства, опираясь на современные знания в области астрономии, географии, физики и других точных наук.

Известно, что Евангелие от Матфея — одно из самых ранних жизнеописаний Христа. А потому — одно из самых точных и заслуживающих доверия. Волхвы и царь Ирод являются реальными историческими лицами. Тогда и Вифлеемская звезда представляет собой реальное явление, существовавшее во времена рождения Иисуса.

Вот некоторые из гипотез ее происхождения:

  • метеориты;
  • комета;
  • рождение новой звезды;
  • наблюдаемый парад планет;
  • шаровые молнии;
  • нло.

У каждой из теорий есть свои сторонники и противники. Нужно понимать, что попытки объяснить явление, которое происходило 2000 лет назад, едва ли приведут к какому-либо точному ответу. У любителей необъяснимого всегда останутся 2-3 варианта на выбор.

Комета

По данным астрономов, в 12 году до н.э. с Земли недалеко от Земли пролетала комета Галлея. Она была видна в течение шестидесяти дней. Выглядела она как стрела, висящая над горизонтом, повернутая острием вверх. Теоретически, она могла выступать в роли Вифлеемской звезды. Но уже в то время астрономы умели отличать кометы от обычных звезд и считали их плохими предвестниками. Чаще всего с ними ассоциировались многочисленные неприятности: мор, засуха, болезни.

Рождение новой или сверхновой звезды

Примерно в 5 году до н.э. китайские астрономы наблюдали явление, похожее на рождение новой звезды. На протяжении 70 дней на небе неподвижно горела яркая звезда, указывая на дом Марии и ее младенца.

Несмотря на сложность обнаружения следов рождения новой звезды спустя длительное время, в 2005 году астрономам удалось обнаружить в галактике Андромеды, которая находится от Земли на расстоянии 2.5 миллиона световых лет, остатки вспышки сверхновой звезды.

Парад планет

Известный астроном Иоганн Кеплер выдвинул теорию о том, что явление «Вифлеемская звезда» — ничто иное как соединение планет Сатурна и Юпитера, которое произошло в 7 году до н.э. А вскоре после этого, в период со 2 по 3 годы до н.э., произошло еще несколько соединений космических тел. На этот раз вблизи друг друга выстроились Регул и Юпитер, а затем Венера и Юпитер.

Впрочем, являлся ли парад планет Вифлеемской звездой, астрономы не дают убедительного ответа. Яркость и положение на небе этих явлений мало соответствуют описаниям из Евангелие.

Несмотря на большое количество теорий о происхождении Вифлеемской звезды, общепризнанно верной ни одна из них так и не стала.

Для христиан всего мира Вифлеемская звезда остается символом чуда и рождения новой надежды.

Реальность и миф о Вифлеемской звезде

Вифлеемская звезда – таинственное небесное явление, которое волхвы назвали «звездой», согласно Евангелию от Матфея.

Рассказ о знамении, возвещавшем о начале новой эры в истории человечества, знают многие. Это произошло в конце I века до н. э. в небесах над Ближним Востоком… Палестина, которая в то время, как, впрочем, и сейчас, была кипящим котлом страстей, находилась под римским владычеством, и марионеточный правитель Иудеи, честолюбивый деспот с трудом удерживал власть в своих руках. Евреи, наотрез отказавшись принять каноны греко-римской культуры, насаждаемые царем, предсказывали пришествие Мессии, который освободит их, и нетерпеливо ожидали знамений, возвещающих о его появлении.

Такой была обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос, а в Иерусалим пришли некие таинственные путники-волхвы, рассказывают в книге «Древние тайны» американские историки П.Джеймс и Н.Торп. Ирода напугало их пророчество о рождении человека, который станет новым царем.

Собрав совет из высших жрецов и ученых, он велел им определить место рождения Мессии, или «Царя Иудейского». Ветхозаветный пророк Михей предсказал, что из маленького городка Вифлеема придет новый «Владыка Израиля». Узнав об этом, Ирод побеседовал с мудрыми странниками о звезде и послал их в Вифлеем найти «нового царя» под лицемерным предлогом, словно он сам желает оказать ему почести.


Волхвы пришли в Вифлеем и вновь увидали звезду: «И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Преподнеся дары Иисусу, волхвы получили во сне откровение - хотя одного здравого смысла было бы достаточно - «иным путем отойти в страну свою», не возвращаясь к Ироду. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца, он «весьма разгневался». Упустив свой шанс отыскать нового Мессию, он повелел казнить каждого ребенка в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Тем временем Мария и Иосиф бежали в Египет вместе с Иисусом.

История о волхвах и Вифлеемской звезде стала неотъемлемой частью рождественского фольклора во всем мире. Но правдива ли она? Эту историю возможно обнаружить только в одном из 4-х евангелий, а именно - в Евангелии от Матфея. Имея только один источник информации, историки как правило очень осторожны в оценках. Если оставить в стороне более общие споры об аутентичности всех евангелий, можно сказать, что Евангелие от Матфея является одним из наиболее ранних жизнеописаний Христа, а потому в большей степени достойным доверия.

У нас нет никаких оснований считать мудрецов, последовавших за Вифлеемской звездой, исключительно фольклорными персонажами. Больше того, их поведение отлично вписывается в общую картину религиозных верований и политических интриг тех времен.

Античные историки описывали волхвов (в греческом и латинском тексте Magi - маги) как аристократическую жреческую касту в Древней Персии, во многом сходную с браминами в современном индийском обществе. Волхвы были наследниками халдейских мудрецов из , чьи глубокие познания о небосводе привели к созданию удивительно совершенной для той эпохи астрономической науки. Волхвов, которые были придворными астрологами персидских царей (550–323 гг. до н. э.), боялись и уважали, как мудрецов и чудотворцев, повсюду - от Средиземноморья до долины Инда.

Иудея, которая занимала стратегическое положение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, представляла особенный интерес как для Парфии, так и для Рима. В 39 году до н. э. победоносная парфянская армия разграбила Иерусалим и изгнала оттуда честолюбивого молодого Ирода. Вновь возведенный на престол через три года при помощи большой римской армии, Ирод восстановил дипломатические связи с Парфянской империей, продолжавшей ревниво наблюдать за постепенным укреплением римской власти в Сирии и Палестине. Сложилось неустойчивое равновесие, временами прерываемое пограничными стычками. Каждая сверхдержава пыталась спровоцировать бунт против марионеточных правителей, поставленных своим соперником во главе пограничных государств.

В свете такой ситуации рассказ о «трех мудрецах» в изложении Матфея приобретает большую убедительность, хотя и наполняется несколько иным смыслом. Волхвы могли быть шпионами, или, выражаясь более мягко, дипломатами-разведчиками для Парфянской империи. Зороастризм, монотеистическая религия волхвов, пользовался определенным уважением среди евреев, потому волхвы, в отличие от представителей большинства других религий, могли рассчитывать на довольно теплый прием в Иудее.

Известно, что Ирод и волхвы это реальные исторические персонажи. А Вифлеемская звезда? Какое светило могло привести волхвов с востока (Парфия), а потом вновь появиться над Вифлеемом, указывая на место рождения Иисуса? Предположения охватывают широкий круг небесных явлений - от огненных шаров (метеоры и метеориты), комет, новых и сверхновых звезд до астрономического соединения планет и даже шаровых молний и НЛО.

Возможно ли ответить на этот вопрос, опираясь только на скудные сведения из Евангелия от Матфея? Д-р Дэвид Хьюджес из Шеффилдского университета в Великобритании выделил ряд критериев для определения природы звезды, включая такие:

Первое. Звезда вроде бы появляется дважды - вначале как знамение для волхвов в их собственной стране, а после как путеводный знак над Вифлеемом на последнем этапе их путешествия.

Второе. Звезда должна была иметь конкретное астрологическое значение для волхвов.

Третье. Вначале звезду видели «на востоке». Греческая фраза ex en anatole, использованная св. Матфеем, считается некоторыми учеными техническим термином, обозначающим «акроническое восхождение» - т. е. восход планеты или звезды на востоке тогда, когда солнце садится на западе.

Четвертое. Звезда могла «остановиться» над Вифлеемом таким образом, что она указывала на местонахождение Иисуса.

Мы добавим к анализу Хьюджеса пятый, не менее важный фактор.

Пятое. Звезда двигалась - она «шла перед ними». Только комета может соответствовать всем этим условиям. Кометы часто появляются дважды: вначале перед приближением к Солнцу, а потом после прохождения перигелия (ближайшей точки орбиты небесного тела по отношению к Солнцу).

Кометы могут появляться в разных местах небосвода, включая восточное направление, и двигаться по небу со скоростью 10 угловых градусов в день, переходя от одного созвездия к следующему каждые 3–4 дня. Они могут также «останавливаться» над отдельными местами, на которые указывает хвост кометы.

Иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что комета с хвостом в виде меча (должно быть, комета Галлея) «стояла» над Иерусалимом в 66 г. н. э. как знамение рока. Фактически Иосиф Флавий и св. Матфей пользуются одним и тем же греческим глаголом что бы описать необычное поведение Вифлеемской звезды и кометы над Иерусалимом.

В греко-римском мире считали, что кометы предсказывают важные события в судьбе государств, как правило катастрофического характера - к примеру смерть правителя. Их появление зачастую вызывало панику.

Но если кометы имели дурную репутацию и считались вестницами рока, то почему для одной из них было сделано исключение и она стала чудесным знамением о рождении нового Мессии? Именно такой аргумент против «кометной теории» выдвинул Дэвид Хьюджес. Но римляне могли по другому интерпретировать такие предзнаменования: комета, которая появилась на небе после смерти в 44 г. н. э., считалась душой великого человека, поднимающейся на небо, чтобы занять свое место рядом с богами.

Но что за комета «стояла» над Вифлеемом во время рождения Иисуса? Здесь мы сталкиваемся с почти непреодолимой проблемой - точным определением даты рождения Иисуса.

По общепринятому мнению дата рождения Христа не соответствует 25 декабря 1 года н. э. Большинство исследователей Библии сходятся на том, что Иисус родился не поздней 4 года до н. э., по той простой причине, что смерть короля Ирода, в чье царствование Он появился на свет, датируется именно этим годом по ряду надежных источников.

Согласно Евангелию от Луки родители Иисуса отправились в свой родной город Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения, проводимую римлянами с целью упорядочить сбор налогов в Иудее. Считается, что эта перепись была проведена в 8 году до н. э. Таким образом Рождество традиционно датируется промежутком от 7 до 4 гг. до н. э. Китайские летописи упоминают о двух незначительных кометах, наблюдавшихся на небе за эти годы, а греческие, римские и вавилонские источники об этом хранят молчание - по крайней мере, там нет даже намека на подобное небесное явление, описанное св. Матфеем.

Имеются и другие версии астрономического объяснения Вифлеемской звезды. Метеоры («огненные шары»). Огненные полосы, образующиеся при сгорании метеоров в верхних слоях атмосферы, - очень красивый феномен, но его продолжительность в лучшем случае только несколько секунд; волхвы не успели бы даже собрать вещи в дорогу, не говоря уже о продолжительном путешествии.

Появление новой звезды - весьма редкое явление, происходящее приблизительно один раз в несколько столетий. Во временном интервале, принятом для рождения Христа, есть одна яркая новая звезда, о которой есть упоминания в китайских астрономических записях, но она не привлекла внимания в греко-римском мире. И хотя вспышка новой звезды может наблюдаться на протяжении нескольких недель, в ней отсутствуют качества, которые необходимы для сложных астрологических расчетов и предсказаний: она просто появляется, а потом исчезает. К тому же новая звезда не может перемещаться по небу, а тем более «указать» на определенное место.

Между тем одним из небесных феноменов, всегда представлявших интерес для астрологов, является астрономическое соединение планет. Это происходит, когда две или несколько планет с точки зрения земного наблюдателя сходятся довольно близко друг с другом, порой даже сливаясь в одно целое и создавая впечатление яркой «звезды». Могла ли Вифлеемская звезда возникнуть в результате астрономического соединения?

Возможность такой связи впервые предложил Иоганн Кеплер (1571–1630), великий математик и мистик, один из основоположников современной астрономии. В ночь на 17 декабря 1603 года Кеплер в телескоп наблюдал за движениями Юпитера и Сатурна, приближавшихся к точке астрономического соединения (в скором времени после этого к ним присоединился и Марс). А спустя два года Кеплер наблюдал сверхновую звезду, вспыхнувшую в созвездии Змееносца.

Памятуя о старинном раввинском комментарии к книге пророка Даниила, где говорится о том, что соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб имеет особенное значение для народа Израиля, Кеплер предположил, что волхвы могли стать свидетелями такого события.

Расчеты Кеплера показывали, что такое соединение должно было произойти в 7 году до н. э. Он пришел к выводу, что это была дата непорочного зачатия, а Рождество состоялось в 6 году до н. э.

Потребовалось почти 60 лет, чтобы рассеять миф о кеплеровской теории планетного происхождения звезды Рождества. Детективная работа, проведенная д-ом Кристофером Уолкером из Британского музея в сотрудничестве с профессором Абрахамом Саксом, американским ученым, переводчиком вавилонских астрономических текстов, привела к абсолютно другому открытию. Вавилонские тексты были скорей предсказаниями, а не наблюдениями. В любом случае, вавилонские астрологи той эпохи могли предсказывать астрономическое соединение планет за несколько лет до этого события. Но, как показали Уолкер и Сакс, хотя в текстах весьма подробно предсказаны движения Юпитера и Сатурна, там не упоминается о астрономическом соединении.

1980 год – д-р Никос Коккинос предложил абсолютно другую хронологию жизни Иисуса. Детальное исследование римских источников и Нового Завета показывает, что Христа распяли в 36 году от Р.Х. (а не в 33-м, как принято считать).

Предстояло выяснить, сколько лет было Христу в тот год, когда Он был распят на кресте. Счтается, что Иисус Христос был довольно молодым человеком, в возрасте от 30 до 40 лет. По мнению Коккиноса, это звучит неправдоподобно. Чтобы человека могли считать рабби (религиозным учителем) в древнееврейском обществе, он должен был достигнуть не менее чем 50-ти летнего возраста. Многие другие свидетельства приводят нас к такому же выводу.

Например, епископ Ириней во II веке н. э. утверждал, что Иисусу было около 50-ти лет, когда Он начал учить людей. (Ириней был учеником Поликарпа, знавшего людей, которые говорили, что своими глазами видели Иисуса Христа.) Но самое недвусмысленное указание содержится в Евангелии от Иоанна (8:57), где сказано, что Христу «нет еще 50-ти лет». В другом отрывке из св. Иоанна Иисус сравнивает свое тело - а на самом деле свою жизнь - с Иерусалимским храмом, который строился «46 лет».

Но ни один из трех сменявших друг друга Иерусалимских храмов не строили так долго. По мнению Коккиноса, Христос говорил, что они с храмом одного возраста - т. е. обоим было по 46 лет. Строительство храма, стоявшего в Иерусалиме во время жизни Христа, закончилось при царе Ироде в 12 году до Р.Х. Прибавив 46 лет, получаем 34 г. от Р.Х. - первый год Христовой проповеди, согласно Коккиносу. Отсюда следует, что Христос был распят в 36 г. от Р.Х. в возрасте 48 лет!

По этой теории, Иисус Христос родился в 12 году до Р.Х. Если Коккинос прав, то мы можем с легким сердцем отказаться от всех теорий астрономического соединения звезд или планет для объяснения Вифлеемской звезды. Только после того, как он обосновал датировку 12 года до Р.Х., Коккинос заметил совпадение этой даты с появлением на небе кометы Галлея в 12–11 гг. до Р.Х.!

Согласно новой датировке, комета Галлея становится идеальным кандидатом на роль Вифлеемской звезды. Это было ясное знамение, которое появлялось дважды и двигалось по небосводу, направляя волхвов. Хвост кометы вполне мог указывать на Вифлеем точно так же, как в 66 году от Р.Х. (во время следующего визита кометы Галлея), когда в ней увидели «гигантский меч» в небесах, угрожающе нависший над Иерусалимом.

Детальная компьютерная проработка движений кометы, которую видели в Риме, Парфии и Иерусалиме в 12–11 гг. до Р.Х., могла бы в конце концов подтвердить эту идею. Теперь, 7 столетий спустя, мы наконец узнаем, был ли прав великий Джотто, в порыве вдохновения изобразивший на своем полотне комету Галлея над яслями в Вифлееме.