Мать тереза и ее семья. Кто такая мать Тереза? Заповеди и молитва матери Терезы. Юношеские годы и молодость


Мать Тереза и Папа Римский Иоанн Павел II.

Мать Терезу называют одной из самых известных и влиятельных женщин ХХ века, а ее жизнь – достойной подражания. За свои деяния она получила немало всевозможных наград, а в 2016 году Папа Римский Франциск канонизировал Мать Терезу Калькуттскую. Но среди этой, казалось бы, всеобщей любви к ней, упорно всплывали факты, которые никак не вязались с идеальным образом аскетичной монахини.


Агнес Годже Бояджиу (Мать Тереза) в юности.

Агнес Годже Бояджиу родилась в 1910 году в Скопье (Албания). В 18-летнем возрасте она переехала в Ирландию и вступила в монашеский орден «Сестры Лорето». Ей дали имя Тереза и отправили с миссией в Калькутту (Индия). Поначалу женщина работала при католической школе Святой Марии, а затем Терезе случилось «видение». По ее словам, к ней явился Иисус Христос, приказал снять монашеское облачение, надеть сари и посвятить себя служению бедным и страждущим.

Удивительным образом католическая миссия, при которой находилась Мать Тереза, и местные власти одобрили решение женщины. В 1948 году в ее распоряжение отдали храм темной богини Кали. Мать Тереза учредила орден «Сестры миссионерки любви», в который входило 12 монахинь, а храм назвала Домом для умирающих. Через несколько лет деятельность ордена получила официальное одобрение и поддержку Ватикана.


Мать Тереза - основательница ордена «Сестры миссионерки любви».

Всемирной известности Матери Терезы в 1969 году поспособствовало телевидение. Журналист канала BBC Малкольм Маггеридж снял фильм «Нечто прекрасное для Бога», в котором описывал деяния монахини как чудо, а съемки в помещении без освещения – «божьим благословением». Любопытно, но оператор, который работал в паре с Маггериджом, утверждал, что для фильма была использована инновационная пленка Kodak, позволяющая снимать в темноте. Однако людям больше хотелось верить в чудеса, нежели в научный прогресс.

Фильм возымел свое действие, и представительства ордена открылись в более чем ста странах по всему миру. В Домах для умирающих, как их продолжала называть Мать Тереза, оказывали помощь тяжелобольным, бездомным. Многие благотворительные организации стали жертвовать средства ордену, восхищаясь самозабвенной деятельностью маленькой хрупкой женщины.


Дом для умирающих.

Однако во всей этой большой «бочке меда» то и дело всплывали «ложки дегтя». В документальном фильме Мэри Лаудон, некоторое время проработавшей в одном из таких заведений, показывалась отнюдь не идеальная картинка помощи страждущим. По ее словам, да и показаниям многочисленных проверок, люди содержались в ужасных условиях: они были побриты наголо, лежали на деревянных койках. Но самое ужасное то, что им не оказывалось практически никакой медицинской помощи. Из медикаментов был только аспирин, а иглы для инъекций и капельниц мыли в обычной воде и использовались многократно.


Однажды в Дом для умирающих попал мальчик с болями в почках. День ото дня его состояние ухудшалось. Мэри Лаудон предложила монахиням дать ему антибиотики и оказать квалифицированную медицинскую помощь. Ей сказали, что в этом случае так нужно будет поступать со всеми. По словам Матери Терезы, прежде всего исцеление исходит от веры.


Мать Тереза возле тяжело больного мальчика.

Сама монахиня склоняла людей принимать католицизм прямо на больничных койках. Им на лоб клали мокрую тряпку, произносили молитвы и ждали. Если человек поправлялся, это объявляли чудесным исцелением, а если больной уходил в мир иной, значит он не до конца уверовал в бога.


Мать Тереза держит за руку Папу Римского Иоанна Павла II.

Стоит отметить, что у Матери Терезы имелась мощная поддержка Ватикана, ведь она проповедовала католические постулаты. Несколько десятилетий на орден за участие в благотворительности сыпались премии как из рога изобилия. Считалось, что все эти средства уходили на нужды страждущих.

Только к концу 1980-началу 1990-х в прессе и на телевидении все чаще стали появляться материалы, объективно отображающие деятельность благотворительной организации. Когда в 1993 году в одной из индийских провинций случившееся землетрясение унесло жизни 8 тысяч человек, а еще несколько сотен тысяч оставило без крова, Мать Тереза отправилась туда, чтобы выразить свое сожаление и сфотографироваться на фоне отстроенных жилищ. К слову сказать, ее организация не выделила ни цента на отстройку домов и не послала ни одной монахини в помощь пострадавшим.


Мать Тереза из автомобиля приветствует людей.

«Бескорыстные» стремления Матери Терезы поддерживала премьер-министр Индии Индира Ганди. Именно поэтому финансы, поступавшие на счета ордена «Сестры миссионерки любви», несколько десятилетий никто не контролировал. В 1991 году разразился большой скандал, связанный с финансами ордена. Авторитетный немецкое издание «Штерн» («Stern») провело анализ документации, связанной с пожертвованиями. Оказалось, что только 7 % средств уходило на реальное лечение людей, а остальные деньги уходили на расчетные счета Банка Ватикана. В 1990-х состояние Домов для умирающих оставалось таким же, как в 1950-х, когда они только открывались. Никто и не собирался модернизировать эти приюты, продолжая пропагандировать спасение тела через душу.

Мать Тереза и принцесса Диана.

В 1998 году в Индии опубликовали рейтинг благотворительной деятельности социальных организаций. Орден Матери Терезы не попал даже в первые две сотни. Когда монахиня получала Нобелевскую премию мира, она во всеуслышание заявляла, что ее организация оказала помощь 36 тысячам жителям Калькутты, но дальнейшие проверки показали, что таких оказалось не более 700.


В 2016 году Мать Тереза была причислена к лику Святых.

После кончины Матери Терезы Ватикан не оставлял попыток канонизировать известную монахиню. Это можно сделать, если человек совершает чудо. В Ватикане занялись тщательным изучением биографии монахини, и «чудо» было найдено. У индианки Моники Бесра была диагностирована огромная опухоль. Сестра приложила к больному месту иконку, которой прикасались к матери Терезе в момент ее смерти. Спустя несколько часов от болезни не осталось и следа. Это произошло ровно через год после смерти монахини.

Это было действительно похоже на чудо, пока муж «исцеленной» после домашнего скандала не сообщил газетчикам, что у Моники диагностировали не рак, а кисту яичника. Более того, что предоставил медицинские документы о ее лечении. После этого инцидента Ватикану пришлось отложить канонизацию монахини. Только в 2016 году Мать Терезу причислили к лику Святых. По скромным подсчетам ее деятельность принесла Ватикану более 3 миллиардов долларов.

Святая Тереза Калькуттская или мать Тереза – монахиня, основала женскую монашескую конгрегацию сестер-миссионерок, которые служили больным и бедным.

Людям свойственно мечтать о материальном – большой дом, шикарная машина(главное, чтобы лучше, чем у соседа), о деньгах и славе. А эта девочка с детства мечтала посвятить себя служению бедным, она хотела успокоить всех страждущих и накормить тех, кто голоден. Ее все звали мать Тереза, она удивительная женщина, таких, как она, больше нет. Миллионы людей восприняли ее смерть, как личное горе. Ее уважали все народности планеты Земля, ведь недаром Тереза удостоилась Нобелевской премии мира в 1979 году.

Детство

Родилась Агнес Гондже Бояджиу (настоящее имя матери Терезы) 26 августа 1910 года в городе Скопье Османской империи. Большинство жителей этого городка были мусульманами-албанцами. Ее родители Никола и Дранфиле исповедовали католицизм.

Отец имел собственное дело, мама прекрасно шила. Семья была достаточно обеспеченной и трое детей росли в достатке. Родители девочки отличались невероятной добротой и отзывчивостью, они постоянно кому-то помогали, даже если совершенно не знали этого человека. С ранних лет Агнес наблюдала, как милосердие ее родителей помогает людям бороться с трудностями, и вскоре поняла, что ей тоже нравится оказывать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.

Агнес была четырехлетней малышкой, когда прогремели первые залпы Первой мировой войны. Ее родина погрязла во внутренних конфликтах, в стране начинало развиваться национально-освободительное движение. По национальности отец семейства был албанцем, он стал активным участником народного движения. Никола умер в 1919-м, при невыясненных обстоятельствах. Предполагали, что смерть вызвало отравление.

Мама осталась сама с тремя детьми, времена наступили трудные, однако женщина не опускала руки. Она много работала, чтобы содержать детей, причем не только своих, но и шестерых приемных, которые появились в их доме сразу после войны. В юные годы Агнес очень нравилась церковная служба, поэтому она часто бывала на службе и много молилась. Однажды она прочитала в газете об индийских миссионерах, и с тех пор стала мечтать пополнить их ряды. Во время молитв девушка поняла, что ей близок монашеский путь, хотя об образе их жизни она ничего не знала.

В 1928-м Агнес решилась на поездку в Париж, где ей удалось пройти собеседование и стать одной из сестер ордена Лоретто. Прощание с родными было болезненным, с тех пор Агнес больше никогда не видела мать, только всю жизнь писала ей письма.

Вначале девушка отправилась в Ирландию, где ей предстояло в совершенстве выучить английский язык, без которого невозможно было отправляться с индийскую миссию. В те годы Индия была одной из Британских колоний. В начале января 1929-го юная Агнес оказалась в Калькутте, которая с тех пор стала ее вторым домом.

Религия и благотворительность

В 1931-м девушка взяла себе новое имя Мария Тереза и перешла в послушницы. Знание бенгальского языка помогло ей занять место учителя монастырской школы Лоретто. Город прозябал в нищете, и на этом фоне жизнь в монастыре напоминала сытый островок. Монахини воспитывали благополучных детей, жили уединено и тихо. Тереза не могла смириться с тем, что людские беды проходят мимо нее, потому что именно для помощи нуждающимся она забралась так далеко от родного дома.


1937 год стал поворотным в биографии Терезы – она стала монахиней, и теперь ее именуют мать Тереза. В это время она впервые пришла в школу святой Марии, где и осталась на протяжении почти двух десятков лет. Тереза стала преподавателем географии и истории. Когда началась Вторая мировая война, жители Калькутты страдали от жуткого голода. Поэтому мать Тереза и другие сестры стремились спасти умирающих от нищеты и голодной смерти местных жителей.

В 1946-м мать Тереза получила разрешение монашеского ордена на занятие благотворительностью. Она понимает, что правильнее было бы помогать нуждающимся там, где они живут, а не в стенах монастыря.

Тереза покидает обитель, и с тех пор живет вместе с нуждающимися на самих задворках. Она кормит и моет больных, обрабатывает раны и даже помогает с похоронами.

За два года ее примеру последовали и другие монахини, и со временем они организовались в общину. В 1950-м они назвали себя Орден миссионерок любви. Все монахини трудились безвозмездно, обет запрещал им брать любое вознаграждение за свой труд. Движение с каждым годом ширилось, и вскоре мать Тереза уже руководила строительством больниц, приютов, школ.

Это стало возможным благодаря незначительным пожертвованиям обычных людей и значительной меценатской помощи. Именно за эти средства строились объекты и существовало сообщество монахинь. Шло время, и благотворительная деятельность Ордена, руководимого матерью Терезой, распространилась по всей земле. Начиная с 1965-го и до настоящего времени, филиалы общества помогают выжить обездоленным и нищим во всех уголках мира.

Теперь имя матери Терезы было известно практически каждому землянину, ее уважали и любили. В 1979 году, в возрасте 69 лет она стала обладательницей Нобелевской премии мира, за проявленное милосердие и оказание помощи всем нуждающимся.

В 2016-м по инициативе католической церкви Тереза Калькутская была канонизирована.

Критика и разоблачения

Несмотря на всеобщую любовь и преклонение перед заслугами матери Терезы, находились и критики, которые сумели найти в ее биографии множество противоречий и провокационных фактов. Ей ставили в вину общение с криминальным миром, потому что именно средства диктаторов и разного рода мошенников оседали на ее счетах, и ни о какой прозрачности их расходования речь не шла. Остается неизвестным, куда могли пойти миллионы, которые проходили через руки женщины, всю жизнь проходившей в холщовом сари.

Матери Терезе ставили в вину халатность и непрофессионализм. Существует мнение, что на те средства, которые находились на ее счетах, можно было построить современные больницы, оснащенные по последнему слову техники. А по итогу оказалось, что в больницах и приютах процветала антисанитария. Ее обвиняли в том, что она возвела бедность в культ, и это не способствовало оздоровлению ее пациентов.

Критики уверены, что в отличие от других людей, сама мать Тереза никогда не доверяла свое здоровье докторам обычных клиник, предпочитая лечиться в дорогих и престижных. Так она и ее подопечные умудрялись жить по двойным стандартам, вопреки правилам, установленным ими самими.

Существовало мнение, что умирающих больных без их ведома крестили в католиков. В 1994-м на экраны выла документальная лента «Ангел из ада», в которой изобличали всю деятельность матери Терезы.

Личная жизнь

С юных лет Тереза стала «невестой Христовой», поэтому о семье и детях даже не задумывалась. Естественно, что и личная жизнь в прямом понимании этого словосочетания у нее отсутствовала.

Тереза никого не выделяла, и старалась в каждом разглядеть Божий образ. Хотя у нее было немало друзей, с которыми она любила общаться. Дружеские отношения связывали мать Терезу с принцессой Дианой, Индирой Ганди, Чарльзом Китингом, Мишелем Дювалье.

Смерть

Первое недомогание мать Тереза почувствовала в 80-х, именно тогда ее сердце начало шалить. Один за другим случились сердечные приступы, после которых доктора настояли на хирургическом вмешательстве и установке кардиостимулятора. Сердце так и продолжало беспокоить монахиню до самой смерти, и кроме этого она постоянно страдала от других болезней. Тереза переболела малярией, пневмонией и страдала от перелома кости.


Но даже тяжелые недуги не смогли вызвать у нее боязнь смерти, женщина говорила, что она готова к встрече с Богом и всеми, кому оказывала помощь при жизни. Эти слова не поддаются сомнению, потому что она говорила их с умиротворенным выражением лица.

Когда ее самочувствие стало совсем плохим, мать Тереза сдала полномочия руководителя Ордена, и уехала в Калифорнию на лечение в одну из клиник. К сожалению, лечение не помогло, слишком изношенным был ее организм и чересчур тяжелыми оказались ее ежедневные нагрузки. Ко всему этому добавилась и болезнь сердца, которая и стала причиной ее ухода в лучший мир 5 сентября 1997 года. Хоронили мать Терезу в Калькутте, видео траурной процессии транслировали телеканалы по всему миру в прямом эфире.

Дело, начатое матерью Терезой, продолжает жить. По-прежнему бедные и обездоленные могут обратиться за помощью и быть уверенными, что им не откажут в их просьбе. Высказывания этой умудренной жизненным опытом женщины поддерживают в людях веру в лучшие человеческие качества и в Бога.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Монахиня (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, 1910 1997), которая сделала свою жизнь примером подвижнического социального служения религиозного человека. Родилась в г. Скопле (в то время под властью Турции, с 946 столица Македонии) в благополучной… … Словарь крылатых слов и выражений

мать Тереза - Биография матери Терезы Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза… … Энциклопедия ньюсмейкеров

1. Жарг. шк. Шутл. Школьная медсестра. Максимов, 241. 2. Жарг. мол. Ирон. Человек, который обещал помочь и не помог кому л. Максимов, 241 … Большой словарь русских поговорок

У этого термина существуют и другие значения, см. Мать Тереза. Мать Тереза Калькуттская Mother Teresa of Calcutta Жан … Википедия

Тереза (мать Тереза) - ТЕРÉЗА (Teresa), мать Тереза (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, Bojaxhiu) (1910–1997), основательница (1950, в Калькутте, Индия) и настоятельница католич. Ордена милосердия. В разл. странах основывала школы, мед. пункты, приюты для бедняков. Ноб … Биографический словарь

Блаженная Мать Тереза Калькуттская - Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения - 27 сентября. Ее родители были состоятельными албанцами‑католиками. Отец был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он скончался в 1919 г., мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

МАТЬ ТЕРЕЗА (1910 1997), католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. В 1979 мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу)… … Энциклопедия Кольера

I из Лизьё (Thérèsa de Lisieux), Тереза младенца Иисуса и Св. Лика (1873 1897), французская монахиня кармелитка, святая Римско католической церкви. В XX в. известность получила её духовная автобиография «История одной души» (1898). II мать Тереза … Энциклопедический словарь

Мать: Мать женщина по отношению к своим детям (см. Родственные отношения). Богиня мать, Мать Земля, Мать мира в мифологии разных народов прародительница всего сущего. Богоматерь Мать книги в исламе предвечный и несотворенный… … Википедия

- (мать Тереза) (в миру Агнес Гонджа Бояджиу Bojaxhiu) (р. 1910), основательница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. Нобелевская премия мира… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мать Тереза , Чейн Юнь Юэ. "Люди могут быть высокомерными и неразумными, неверно мыслящими и эгоцентричными, несмотря на это - любите их…"Милосердие - главное чувство, которым руководствовалась Мать Тереза, всей своей…
  • Мать Тереза , Чейн Ю.. Вашему вниманию предлагается книга Мать Тереза (из серии Великие имена)…

Католическая монахиня мать Тереза стала легендарной женщиной 20 века. Она посвятила себя служению бедным и обездоленным, поставив целью жизни следование заповедям . Пример женщины показывает, как можно стяжать всемирную славу, любовь и признание, не заботясь об их получении. Вместе с тем деятельность святой Терезы Калькуттской иногда становится объектом критики и разоблачений.

Детство и юность

Мать Тереза родом с Балканского полуострова, из города Скопье, где жили преимущественно мусульмане-албанцы. Семья будущей монахини исповедовала католическую веру. Девочка родилась в 1910 году в семействе Николы и Дранфиле Бояджиу. Ее полное настоящее имя, данное при крещении, - Агнес Гондже.

Отец был успешным предпринимателем, а мать - искусной швеей. Супруги жили в достатке и воспитывали троих детей. Родители Агнес были богобоязненными и отзывчивыми людьми, которые помогали даже незнакомцам. С детства дочь наблюдала любовь и милосердие к ближним в действии и сама стала находить радость, оказывая помощь нуждающимся.

Когда девочке исполнилось 4 года, разразилась Первая мировая война. А на родине продолжались внутренние конфликты, крепли национально-освободительные движения. Отец Агнес был албанцем по национальности и принимал активное участие в народных волнениях. В 1919 году Никола умер, предположительно, от отравления.


Наступили тяжелые времена, но Дранфиле самоотверженно трудилась, чтобы прокормить семью. Послевоенное время было щедро на сирот, и женщина взяла под свою крышу еще шестерых детей. В молодости Агнес полюбила церковную службу и проводила время в молитве и служении. Она прочла в газетах о миссионерах в Индии и загорелась идеей стать одной из них. Молясь Богу, она ощутила призвание к монашескому пути, хотя не была знакома с иноческой жизнью.


Мать Тереза и ее сестра Ага в македонском народном костюме

В 1928 году девушка отправилась в Париж, где прошла собеседование в орден сестер Лоретто. Она навсегда простилась с матерью и родными, поддерживая связь только через письма. Затем ей предстоял путь в Ирландию, где она интенсивно занялась изучением английского языка, чтобы иметь возможность совершить индийскую миссию. В те времена многомиллионная Индия еще оставалась Британской колонией. 6 января 1929 года юная миссионерка прибыла в Калькутту, которая на долгие годы стала ее домом.

Религия и благотворительность

В 1931 году Агнес Гондже стала послушницей под именем Мария Тереза. Изучив бенгальский язык, она начала преподавать в монастырской школе Лоретто. На фоне нищеты и бесприютности городских кварталов монастырь казался островком сытости. Монахини занимались благополучными детьми и вели тихую, уединенную жизнь. Терезу тревожило, что она живет вдали от людских бед, ведь именно желание помогать страждущим привело ее в эти края.


Послушница Мария Тереза

В 1937 году женщина принимает монашеский постриг и отныне становится матерью Терезой. Тогда же монахиня начала преподавать историю и географию в школе святой Марии, где проработала почти 20 лет. В годы Второй мировой войны в Калькутте начался страшный голод, и мать Тереза с сестрами усердно занимались помощью умирающим от недоедания и нищеты.

В 1946 году монашеский орден дает женщине специальное решение, по которому та самостоятельно может заниматься благотворительностью. Женщина решает, что помогать ближним она сможет только в трущобах, на задворках жизни. И монахиня оставляет безопасные стены обители, выбрав служение больным, нищим и умирающим на улицах, деля с ними нужды и кров. Ей приходится кормить, мыть убогих, обрабатывать им раны и провожать в последний путь.


В течение 2 лет к ней присоединяются другие сестры, и постепенно вокруг матери Терезы создается община. С 1950 года она называется Орденом миссионерок любви. Каждая из монахинь давала обет нестяжания и трудилась на безвозмездных началах, не имея права принимать за труды никакую награду. Движение разрасталось, и под руководством матери Терезы строились приюты, больницы и школы.


Помощь на строительство и поддержание деятельности складывалась из мелких пожертвований простых людей и огромных меценатских вливаний. Со временем благотворительное движение Ордена перешагнуло границы континента, распространившись по планете. С 1965 года и по сей день филиалы общины помогают обездоленным в разных уголках земли.

Деятельность монахини получила широкое признание, и та всюду пользовалась авторитетом и уважением. В 69 лет мать Тереза получила Нобелевскую премию мира за дела милосердия и помощь страдающим людям.

Католическая церковь канонизировала Терезу Калькуттскую в 2016 году.

Критика и разоблачения

Святая Тереза еще при жизни подвергалась критике, поскольку в ее биографии усматривали провокационные и противоречивые факты. Монахиню упрекали в общении с сомнительными личностями, причастными к криминальному миру. Мошенники и диктаторы вносили солидные суммы на счета фонда матери Терезы, а о прозрачности расходования этих средств до сих ведутся споры. Хотя непонятно, куда могли уходить денежные потоки, проходящие через руки старицы, всю жизнь носившей только холщовое сари.

Документальный фильм "Мать Тереза. Ангел из ада"

Мать Терезу обвиняют в непрофессионализме и халатности. Говорят, что на полученные ею средства можно было выстроить современные технически оснащенные медицинские центры. Вместо этого в помещениях приютов и больниц царила антисанитария. Женщине ставили в вину культ бедности, который та возводила в правило в ущерб здоровью пациентов.


Недоброжелатели подчеркивают, что во время болезни сама Тереза пользовалась услугами дорогих клиник, таким образом устанавливая для себя и своих подопечных двойные стандарты.

Говорят, что умирающих иноверцев в бессознательном состоянии крестили в клиниках в католическую веру. В 1994 году вышел документальный фильм “Ангел из ада”, содержащий изобличающие высказывания в адрес Терезы Калькуттской.

Личная жизнь

Девушка с юности избрала путь “невесты Христовой”, поэтому не помышляла о браке. Соответственно, личной жизни в привычном представлении у нее не было.


Святая поставила себе за правило никого не выделять и видеть в каждом человеке образ Бога. И служить ему, вспоминая завет Христа:

“Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”.

С некоторыми людьми, однако, она дружила и часто общалась. Среди них , Мишель Дювалье, Чарльз Китинг и другие.

Смерть

С 1980-х годов у матери Терезы начались проблемы с сердцем. Она перенесла два сердечных приступа, после чего ей провели операцию по установке кардиостимулятора. Сердечные болезни не оставляли женщину до конца дней и постоянно усугублялись новыми. За последние годы монахиня перенесла малярию, пневмонию и получила перелом кости.

Несмотря на тяжелые болезни, мать Тереза утверждала, что не боится смерти, потому что ждет встречи с Христом и с теми, кому помогала в этой жизни. В это легко поверить, глядя на фото ее умиротворенного лица.


В период ухудшения самочувствия святая Тереза отошла от руководства Орденом и отправилась на лечение в клинику Калифорнии. Однако изношенность организма тяжелыми ежедневными трудами и болезни сердца стали причиной смерти, которая наступила 5 сентября 1997 года. Похороны проходили в Калькутте, и траурное шествие показывали в прямом эфире на экранах всего мира.

Дело матери Терезы продолжает жить и сегодня, а ее мудрые цитаты помогают людям верить в Бога и человечность.

Награды

  • 1962 - Падма Шри
  • 1969 - Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание
  • 1971 - Премия мира Иоанна XXIII
  • 1973 - Темплтоновская премия
  • 1975 - Международная премия Альберта Швейцера
  • 1976 - Медаль Ла Сторта за службу человечеству
  • 1977 - Орден Британской империи степени офицера
  • 1979 - Нобелевская премия мира
  • 1979 - Патрональная медаль
  • 1980 - Орден «Легион Почёта»
  • 1983 - Орден Заслуг
  • 1987 - Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира
  • 1992 - Премия ЮНЕСКО за мирное образование
  • 1996 - Орден Улыбки
  • 1996 - Орден «Честь нации»
  • 1997 - Золотая медаль Конгресса США
Я и раньше как-то не очень доверял фанатикам от любых религий. А после того, как услышал ее Нобелевскую речь, засомневался маленько в адекватности этой старушенции. Но все списывал на ее благие дела. Ну разве ж мы знали все подробности, кто, что, и от чьего имени. Эта статья подтвердила многие мои подозрения

Мать Тереза - символ милосердия или успешный финансовый проект Ватикана?

Как сообщают, за 25 лет своего правления папа Иоанн Павел II произвел в
святые 483 человека - больше, чем все предыдущие папы. Одна из тех, кого
он причислил к лику блаженных, но не успел канонизировать - мать Тереза
- католическая монахиня родом из Албании. Ее принимали в почетом богачи
и знаменитости, и при этом прославляли как защитницу бедняков. Любимица
СМИ и властей, сама знаменитость в стиле кинозвезд, мать Тереза долгие
годы была самой почитаемой женщиной в мире. Ее осыпали похвалами и
наградили Нобелевской премией мира в 1979 за ее «гуманитарные труды» и
«духовное воодушевление».

Вот список ее наград и премий (списка десятки написанных ею книг я не нашел):

1962 год — орден «Великолепный лотос» от правительства Индии;
1971год — награда «Добрый самаритянин» в Бостоне, США; премия Кеннеди в
Вашингтоне; Ватиканская премия мира имени папы Иоанна XXIII в Риме;
1972 год — премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие;
1973 год - Темплтонская премия;
1974 год - степень магистра богословия;
1975год — международная премия Альберта Швайтцера; бесплатный билет на все
виды транспорта для поездок по Индии, вручённый самой Индирой Ганди;
1977 год — степень доктора теологии в Кембриджском университете;
1979 год — Нобелевская премия мира;
1982 год — докторская степень в Брюссельском католическом университете;
1996 год — стала почётным гражданином США (до неё такой степени были удостоены всего лишь три человека).
В 1997 году награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Почётный доктор теологии Оксфордского университета.

После ее смерти 5 сентября 1997 года, процесс канонизации был начат
практически сразу, не смотря на то, что по канонам католической церкви
канонизация в принципе не может быть начата до прошествия 5 лет со дня
смерти. Для матери Терезы было сделано единственное в своем роде
исключение. Почему? За что?

За то, что она была сестрой милосердия и помогала многим людям? Собирала огромные пожертвования на
милосердные цели? Кем она была? Символом католической христианской
гордыни или бескорыстной сестрой милосердия? Финансовым проектом
Ватикана? Почему Ватикан сделал все, чтобы сделать из нее «звезду»
телеэкранов и газет, чтобы прославить ее на всю вселенную как истинную
католичку и самого милосердного человека на земле? И, все-таки, за что
ее пытались канонизировать столь поспешно?

Откуда у матери Терезы деньги?

В разные годы, в разных странах и разными обозревателями высказывались
предположения о суммах, пожертвованных для фонда матери Терезы - от 50
до 100 миллионов долларов в год, но фактических подтверждений не было. В
Великобритании закон обязывает организации, получающие пожертвования от
населения, предоставлять отчеты об их реализации. И выяснилось, что за
1991-й год фонд М.Терезы собрал 2.6 миллиона долларов (в
Великобритании), из которых только 7% были потрачены собственно на нужды
бедных и обездоленных, а остальные 93% были переведены в Ватиканский
банк в Риме и оприходованы на рутинные нужды католической церкви.

Как документирует Кристофер Хитченс в своей книге “Миссионерская позиция:
Мать Тереза в теории и практике”, Тереза была знакома с поразительным
числом неприятных личностей. Двое из них - Дювалье, Жан-Клод и Мишель,
которые правили Гаити, как полицейским государством с 1971 года, пока
они не были свергнуты народным восстанием в 1986 году. (Они разграбили
страну, и украли большую часть государственной казны, когда бежали.)
Тереза посетила их лично в 1981 году и дала высокую оценку Дювалье и их
режиму, как "дружественному" по отношению к бедным слоям населения, и ее
выступление крутилось на государственном телевидении несколько недель.
Тогда она получила от режима Дювалье 1.5 миллиона долларов. Посещая
Гаити в другой раз и получая орден Легиона Славы из рук президента
Жан-Клода Дювалье (и еще 1 миллион долларов в придачу), мать Тереза
сказала,что "покорена любовью Дювалье к своему народу" и что "народ
платит ему полной взаимностью". Через З года после этого визита Дювалье
был свергнут любящим народом и бежал, прихватив с собой несколько сотен
миллионов долларов.

Удивительно, она также посетила могилу жестокого коммунистического диктатора Энвера Ходжи в 1990 году, положив
венок на могилу человека, который подавлял религию в родной для Терезы
Албании. Она получала и регулярные пожертвования от газетного магната
Роберта Максвелла, обворовавшего пенсионных фонд своих же работников на
450 миллионов фунтов стерлингов. Список ее друзей и спонсоров также
включает никарагуанских "контрас", католической террористической группы,
которые организовывали «эскадроны смерти» в отношении гражданского
населения в попытках завоевать страну. Получала деньги она и от Ясера
Арафата, которого называла своим другом и с которым встречалась в
Ливане. Еще более зловещие слухи связывали деятельность ордена в
некоторых странах Латинской Америки с пожертвованиями людоедских
наркокартелей. Деньги на помощь больным и нищим были пропитаны кровью и
пахли кокаином.

Но наибольший негативный общественный резонанс вызвала дружба матери Терезы с американским банковским мошенником
Чарльзом Киттингом, который ограбил своих вкладчиков на 252 миллиона
долларов, за что получил 10 лет тюрьмы. А Фонд матери Терезы получил от
Киттинга 1 миллион 250 тысяч долларов и право пользоваться его личным
воздушным транспортом в любой момент - видимо, этот факт заставил мать
Терезу написать письмо прокурору с горячей просьбой о помиловании
Киттинга (просьба, естественно, не была удовлетворена). Прокурор
предложил ее вернуть подарок Киттинга, потому, что это были краденные
деньги. Она этого не сделала и на письмо прокурора не ответила.

»Можно сказать, что жертвовать матери Терезе стало очень популярным у людей, в
отношении которых у богобоязненных верующих не оставалось сомнений, что
они продали свою душу дьяволу. Поскольку никто из них и не думал после
этого как-то менять род своих занятий, похоже, эти пожертвования
рассматривались ими как своего рода индульгенции. "Прощенные", они с
новыми силами возвращались к своему служению сатане.» - пишет один из
христианских источников.

К матери Терезе много раз обращались с просьбой вернуть грязные деньги тем, у кого они были украдены. Каждый
раз следовал решительный отказ: "Они пожертвовали эти деньги от чистого
сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. Я не могу их отдать".

Деятельность матери Терезы

Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Тереза стремилась
облегчить страдания бедных слоев населения, правда была совсем не такой.
Как документирует Хитченс, она фактически полагала, что страдание было
выгодным. Это - то, почему она держала свои клиники настолько
примитивными - не для того, чтобы больные люди могли быть вылечены, а
для того чтобы они могли стать ближе к Богу через их страдания. Как
писали критики, такие как Майкл Хаким: «Мать Тереза была насквозь
пропитана примитивным фундаменталистским религиозным мировоззрением,
которое видит боль, лишения и страдания, как облагораживающий опыт и
прекрасное выражение связи с Иисусом Христом и его мучениями на кресте».
На ее взгляд, страдания не были злом, которое нужно уменьшать, а
благословением, которое нужно прославлять.

Бесплатные клиники Терезы оказывали помощь, которая была в лучшем случае примитивной и
бессистемной, в худшем - антисанитарной и опасной, несмотря на огромные
суммы пожертвований, которые она получала. Несколько добровольцев в
клиниках Терезы, таких как Мэри Лоудон и Сьюзен Шилдс, свидетельствовали
о недостаточной помощи, оказываемой умирающим. Несмотря на регулярно
получаемые миллионы долларов в виде пожертвований, Тереза сознательно
держала свои клиники неэффективными и плохо оборудованными, неспособными
оказывать никакой, кроме самой примитивной, помощи.

Опять же, важно отметить, что эти условия не были результатом недостаточного
финансирования. Организация Терезы регулярно получала многомиллионные
пожертвования, которые скрывались на банковских счетах, в то время как
добровольцам говорили просить у спонсоров больше денег, аргументируя
крайней нищетой и отчаянной нуждой. На деньги, которые она получала,
вполне можно было построить полдюжины полностью оборудованных
современных больниц, но эти деньги никогда не использовались для этой
цели. Нет, небрежная и примитивная помощь больным была не случайной.

На деле Мать Тереза создала только Дом Смерти и детский приют в Калькутте.
После ее смерти доверители фонда долго и безуспешно пытались найти те
самые школы, на содержание которых собирались ежегодно огромные средства
- этих школ просто никогда не было. Как не было и больниц. Но зато
нашлись документальные свидетельства о продаже детей из детского приюта,
который немедленно тихо прикрыли во избежание скандала.

Врачи из разных стран Запада, поддавшиеся харизме Терезы, благородной идее
помощи бедным и несчастным и подписавшиеся на волонтерство в стенах Дома
Смерти, очень скоро приходили в недоумение, которое сменялось
возмущением. Большинство пациентов можно было бы запросто вылечить, и
без дорогостоящих операций - элементарными лекарствами, например,
антибиотиками, которых в Доме Смерти не водилось (из всех лекарств был
только аспирин). Иглы и шприцы мылись под краном, инфекционные больные
лежали вперемешку с остальными, а терминальные онкологические больные,
страдавшие от нестерпимых болей, так и умирали в мучениях, без
болеутоляющих лекарств. В комнатах Дома Смерти не было ни стульев, ни
вообще никакой мебели, кроме матрасов, брошенных на пол без постельного
белья.

В Доме Смерти никогда не работал квалифицированный
мед.персонал - только профессионально неграмотные монахини и волонтеры. И
это вполне отражает философию Матери Терезы, считавшей,что "наш мир
становится лучше благодаря страданиям обездоленных. Бедные люди должны
быть счастливы своей прекрасной миссией и возможностью разделить ее с
Христом". Поэтому на многочисленные просьбы и призывы превратить Дом
Смерти в больницу или хотя бы в хоспис, так как средства более чем
позволяли, ответом было неизменное "нет". Все, к чему стремилась мать
Тереза в своей деятельности -это возложить крест на чело умирающего и
таким образом приумножить царство Христово.

"Предполагается, что человек, попадающий в дом милосердия, хоспис или лечебницу, должен жить
в соответствии с теми же убеждениями, которые исповедуют сестры и сама
мать Тереза, — возмущается один из работников независимой службы помощи
больным СПИДом. — То есть если сестры полагают, что боль, испытываемая
ими, — жертва Христу, то и все их пациенты автоматически должны думать
точно так же". По его словам, он неоднократно слышал жалобы пациентов
лечебниц ордена, которым не позволяют пользоваться болеутоляющими
средствами (им ставилась в пример сама мать Тереза, всегда
отказывавшаяся от болеутоляющих).

В 1994-м году Д-р Робин Фокс, главный редактор одного из самых уважаемых медицинских журналов мира
"Ланцет", провел собственное расследование Дома Смерти - все факты
подтвердились - и подверг условия содержания больных и уход за ними
резкой критики на страницах журнала. Однако фонд критику проигнорировал.
Следующая статья Дональда Мак-Интайра, опубликованная в
году в The New Statesman рассказала о содержании детей в приюте матери
Терезы - грудные и новорожденные лежали все в одной большой кровати,
больные и здоровые, а тех, кто постарше, просто привязывали.

Ее «больницы» для бедных в Индии и в других местах были не более чем
складами людей, в которых тяжелобольные лежали на циновках, иногда по 50-60
в комнате, без врачебной помощи. Их болезни обычно не
диагностировались. Еда была скудной и санитарные условия - плачевными.
Там почти не было квалифицированного медперсонала, обычно только не
обученные монашки и монахи.

Однако, когда сама Тереза заболевала, она ложилась в самые дорогие больницы и санатории, получая
первоклассную медицинскую помощь и лицемерно отыскивала для себя самые
передовые технологии на западе.

Тереза как личность

«Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», - сказал о ней один из сотрудников Красного Креста.

Она ездила по всему миру, проповедуя против разводов, абортов и
противозачаточных средств. На церемонии награждения Нобелевской премией
она провозгласила, что «величайшая угроза миру во всем мире - аборты».
Однажды она предположила, что СПИД может быть справедливым наказанием за
предосудительное сексуальное поведение. "Мы не позволим ни одного
аборта и запретим все противозачаточные средства" - говорила мать Тереза
с трибуны перед многочисленной толпой во время посещения Ирландии. И в
то же время поддерживала закон о насильственной стерилизации населения
Индии, проводимой премьер-министром Индирой Ганди и ее сыном и
последователем Самджаем Ганди, за что, кстати, заслужила порицание
католической церкви.

Тереза постоянно занималась саморекламой, при этом не гнушалась ложью. Она утверждала, что ее миссионерская
организация в Калькутте кормила в день более тысячи человек. Иногда она
называла цифры в , 7000 и
человек. На самом деле ее благотворительные столовые кормили не более
150 человек шесть раз в неделю, включая монашек, послушниц и монахов из
ее свиты. Она утверждала, что ее школа в трущобах Калькутты учит детей, а на деле их было меньше 100.

Тереза утверждала, что в Калькутте у нее 102 центра помощи семьям, но житель
Калькутты Ароуп Чаттерджее, который много времени потратил на изучение
ее миссионерской деятельности, не смог найти ни одного такого центра. За
долгие годы ее миссионерской деятельности в Калькутте случилось более
десяти наводнений и многочисленные эпидемии холеры, с тысячами жертв.
Различные организации помогали жертвам, но Тереза и ее команда не
принимали в этом никакого участия, кроме краткого появления во время
одного из бедствий.

Во время пресс-конференции в Вашингтоне,
когда ее спросили: «Учите ли вы бедных смиряться со своей участью?», она
ответила: «Я думаю, это прекрасно, когда бедные смиренно принимают
свою участь, деля ее со страстями Христовыми. Я думаю, что страдания
бедняков очень помогают миру».
Но сама она жила более чем в
достатке, останавливаясь в роскошных гостиницах во время заграничных
поездок. Похоже, оставалось незамеченным, что эта знаменитость проводила
большую часть своего времени вдали от Калькутты, подолгу задерживаясь в
богатых домах Европы и США, летая из Рима в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк
на частных самолетах.

В результате ее деятельности, по самым скромным подсчетам Ватикан заработал 3-5 миллиардов долларов,
поступивших в ватиканские банки и никак не использовавшихся ни для
помощи больным ни для милосердия... Следы значительной части денег,
остававшихся у матери Терезы канули в неизвестность после ее смерти.
Официально счетов в банках у нее не было, но где-то же эти деньги
хранились? Потраченное на благотворительность пренебрежимо мало даже по
сравнению с небольшим остатком, который не был переведен на счета
Ватикана...

Ссылки:
1. Фильм Кристофера Хитченса в 3 частях
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (1 of 3)
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (2 of 3)
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (3 of 3)

2. http://en.wikipedia.org/wiki/ Mother_Teresa
3. http://www.commondreams.org/ archive/2007/10/22/4727
4. http://www.patheos.com/blogs/ daylightatheism/2008/05/ mother-teresa/#comment-35845
5. http://kommersant.ru/doc/13774
6. http://forum.narnia.su/forum/ 12-884-1
7. http://jamillyne.livejournal. com/35777.html
8. Кристофер Хитченс “Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике” и “Бог не велик”