Через весь реквием а ахматовой проходит мотив. Библейские образы и мотивы в поэме А. Библейские мотивы в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Сообщение по

литературе на тему:

«Основные мотивы поэмы «Реквием»»

Подготовил: ученик 11 кл.

Бауржан Нуржанов.

Проверила: Константинова А.В.

Борисовка 2011г

Образы и мотивы в поэме

Почти все, писавшие о "Реквиеме", обращали внимание на то, что современность передается в поэме с помощью библейских аналогий, что образы и мотивы Священного Писания становятся для Ахматовой средством художественного осмысления действительности, а картины Апокалипсиса - символом ее эпохи.

Лишь учитывая зловещую сущность сталинского тоталитаризма, истинный смысл событий, свидетелем которых выпало стать Ахматовой, можно понять, насколько непросто было поэту подобрать адекватный происходящему масштаб для художественного воплощения этих событий. Выбор, сделанный Ахматовой в "Реквиеме", был продиктован эпохой - трагической эпохой тридцатых годов. Сознавала ли себя сама Ахматова творцом, автором нового Апокалипсиса? Или осознание этого пришло к ней позднее: "В 1936-м я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня или Черного коня из тогда еще не рождённых стихов..."

На истинный масштаб событий, о которых пойдет речь в поэме, указывают первые строки "Посвящения": "Перед этим горем гнутся горы, / Не течет великая река... "

Воссоздающие образ мира, в котором сместились, исказились все привычные и устойчивые параметры, эти строки вводят произведение в пространство библейского текста, заставляют вспомнить апокалиптические картины и образы: "Горы сдвинутся и холмы поколеблются..." (Ис. 54, 10); "И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих..." (Отк. 6,14)

Знаком Апокалиптического мира является здесь и образ застывшей, остановившей течение своих вод "великой реки". Несмотря на то что в поэме появляются и образ Дона, и образ Енисея, "великая река" - это, конечно, Нева, образ которой обрамляет поэму, заключает ее в кольцо. Нева в поэме - это одновременно и знак апокалиптического мира, и образ "Леты-Невы", "пропуск в бессмертие" - сигнал подключения ко времени вечному.

Образ звезды, огромной, застывшей и яркой, являясь в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса, впрямую соотнесен Ахматовой со смертью, жестко вписан в картину вселенской катастрофы4. На то, что звезда в поэме - образ апокалиптический, зловещий символ смерти, красноречиво указывает, в первую очередь, тот контекст, в котором появляется он в поэме:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

Кроме того, появление образа звезды, точнее - "звезд смерти", подготавливается в поэме образами, моделирующими картину апокалиптического мира: остановившей свое течение реки, сместившихся гор, "помраченного" солнца. Кстати, строка "Солнце ниже и Нева туманней..." сама воспринимается как скрытая цитата из Апокалипсиса: "... и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязи" (Отк. 9, 3).

Ахматовский образ звезды, яркой и падающей, восходит к Библии, его символика оказывается впрямую соотнесенной с библейским осмыслением образа, причем переклички поэмы с Книгой Бытия порой достаточно выразительны: "...И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба..." (Мф. 24, 29). Особенно часто возникает образ звезды в Апокалипсисе: "Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод" (Отк. 8, 10). "Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце И воздух от дыма из кладязя Из дыма вышла саранча на Землю..." (Отк. 9,1-3)

Образ звезды возникнет в "Реквиеме" и еще раз - в главке "К смерти":

Мне все равно теперь. Струится Енисей,

Звезда полярная сияет.

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас затмевает.

Таким образом, переоценить роль "библейского" пласта в "Реквиеме" невозможно. Проецируя все произведение в пространство смерти, "вечные образы" культуры передают основное ощущение эпохи 30-х годов - ощущение призрачности, нереальности происходящего, межрубежья жизни и смерти, обреченности и духовной катастрофы - трагическое предчувствие конца эпохи, гибели поколения, собственной смерти. Через символику Апокалипсиса, через образы абсурдного и перевернутого бытия "вечные образы" Священного писания вели Ахматову к реконструкции целостной картины трагической эпохи кровавого террора, к воплощению образа мира иррационального и катастрофического, но главное - обреченного в неспасаемого. Именно такой виделась Ахматовой современная действительность - "апокалиптическая эпоха, протрубившая боевой сигнал к охоте на человека"

А.А. Ахматова. Жизненый и творческий путь.

Поэма «Реквием» «Я была тогда с моим народом...»

Цели урока:

Общедидактическая : создать условия для осмысления темы урока

Образовательная :познакомить учащихся с личностью и особенностями раннего творчества А. А. Ахматовой; познакомить с особенностями послеоктябрьского творчества; показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта;

Развивающая : совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы А.А. Ахматовой «Реквием», соотнесения их со своими внутренними представлениями;

Воспитательная: способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и эстетическому воспитанию учащихся;

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока : урок- композиция

Методы обучения : методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, метод иллюстрации и демонстрации, при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы)

Межпредметная связь : история

Материально-техническое обеспечение:

    Презентация по творчеству Ахматовой

    Раздаточный материал для учащихся

Учащиеся должны знать : о жизни и творчестве поэтессы;, определять мотивы и темы ранней лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения, содержание поэмы «Реквием»

Учащиеся должны уметь: анализировать стихотворения, выразительно читают ранние стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка

«Творчество А. Ахматовой. Поэма «Реквием».

«Я была тогда с моим народом…»».

Цели урока:

Познакомить с творчеством поэтессы, проанализировать поэму А.Ахматовой «Реквием», предварительно подготовив учащихся к восприятию произведения; показать резкое обличение А.Ахматовой антинародных репрессий; отметить гуманизм автора;

Развивать умение учащихся работать с текстом, находить художественные особенности создания поэтических образов, творческое мышление, навыки исследовательской работы;

Воспитывать интерес к творчеству А.Ахматовой, к историческому наследию страны, чувство справедливости и нетерпимость ко всякому насилию над человеком.

Оборудование урока:

- портрет А.Ахматовой;

Тексты поэмы «Реквием»;

Аудиозапись поэмы «Реквием» в исполнении автора;

- «Реквием» В.Моцарта в качестве фоноиллюстрации;

Фотослайды о жизни и творчестве А.Ахматовой;

Эпиграф к уроку на доске:

Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией – от первых книг о любви до потрясающего по своей глубине «Реквиема».

К. Паустовский

Ход урока

    Организационный этап

- Постановка цели и задач урока.

- Мотивация учебной деятельности.

Учитель . Наш сегодняшний урок посвящён творчеству одного из величайших поэтов Серебряного века, представителя акмеизма. Анна Ахматова многое пережила, но на всю жизнь сохранила в себе тот огонёк, который позволил ей писать стихи, остающиеся созвучными чувствам многих поколений, выросших с этим именем на устах. Поэзия Анны Ахматовой - это образец русской культуры. Королева Серебряного века! Её называют преемником великого А. С. Пушкина!

4. Работа над темой урока

1) Вступительное слово учителя

- На рубеже веков, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе «женская» поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Поэзия А. А. Ахматовой представляет собой необычайно сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в А. А. Ахматовой продолжателя русской классической поэзии (А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова) и преемника опыта старших современников (А. Блока, И. Ф. Анненского), ставили её лирику в непосредственную связь с достижениями психологической прозы XIX в. (Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова). Но был ещё один, не менее важный для А. А. Ахматовой, источник её поэтического вдохновения - русское народное творчество. Лейтмотив первых сборников поэтессы - женская доля-судьба, горести женской души, рассказанные самой героиней. Выделение женского поэтического голоса - характерная черта эпохи, своеобразно отразившая общую тенденцию развития русской поэзии начала XX в. - усиление лирического начала в поэтическом творчестве.

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,

Прозрачный, тёплый и весёлый…

там с девушкой через забор сосед

Под вечер говорит, и слышат только пчёлы

Нежнейшую из всех бесед.

а мы живем торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч…

2) Выступление учащихся с «литературными визитками» о жизни и творчестве А. А. Ахматовой

(см. домашнее задание предыдущего урока) (Учащиеся составляют тезисы.)

Биография

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой.

Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии.

"Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она в позднейшей автобиографической заметке, - зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".

Своими учителями Ахматова считала поэтов И.Анненского и А.С.Пушкина. С детства Анна стремилась быть верной высокой пушкинской традиции.

Анна росла в атмосфере, довольно необычной для будущего поэта: в доме почти не было книг, кроме толстого тома Некрасова, который Анне разрешалось читать на каникулах. У матери вкус к поэзии был: она читала детям наизусть стихи Некрасова и Державина, их она знала множество. Но почему-то все были уверены в том, что Анна станет поэтессой – еще до того, как ею была написана первая стихотворная строчка.

Анна довольно рано начала говорить по-французски – научилась, наблюдая за занятиями старших детей. В десять лет поступила в гимназию в Царском Селе.

Через несколько месяцев девочка тяжело заболела: неделю пролежала в беспамятстве; думали, что она не выживет. Когда пришла в себя, она некоторое время оставалась глухой. Позднее один из врачей предположил, что эта была оспа – которая, однако, не оставила никаких видимых следов. След остался в душе: именно с тех пор Анна стала писать стихи.

В канун Рождества 1903 года Анна познакомилась с Николаем Гумилевыми. На девушку эта встреча не произвела никакого впечатления, а для Николая в этот день началось его самое первое – и самое страстное, глубокое и долгое чувство. Он влюбился в Анну с первого взгляда.

Она поразила его не только своей неординарной внешностью – Анна была красива очень необычной, таинственной, завораживающей красотой, сразу привлекающей к себе внимание: высокая, стройная, с длинными густыми черными волосами, прекрасными белыми руками, с лучистыми серыми глазами на практически белом лице, ее профиль напоминал античные камеи. Анна ошеломила его и полной непохожестью на все, окружавшее их в Царском Селе.

У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.
(Н.Гумилев «Русалка»)

Целых десять лет она занимала главное место и в жизни Гумилева, и в его творчестве.

Он забрасывал Анну стихами, пытался поразить ее воображение различными эффектными безумствами – например, в ее день рождения принес ей букет из цветов, сорванных под окнами императорского дворца. На Пасху 1905 года он пытался покончить с собой – и Анна была так этим потрясена и напугана, что перестала с ним встречаться.

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию.

Весной 1906 года Анна поступила в Киевскую Фундуклеевскую гимназию. На лето она вернулась в Евпаторию, где к ней заехал – по пути в Париж, - Гумилев. Они помирились и переписывались всю зиму, пока Анна училась в Киеве.

В Париже Гумилев принимал участие в издании небольшого литературного альманаха "Сириус", где опубликовал одно стихотворение Анны. Ее отец, узнав о поэтических опытах дочери, просил не срамить его имени. "Не надо мне твоего имени", - ответила она и взяла себе фамилию своей прабабушки, Прасковьи Федосеевны, чей род восходил к татарскому хану Ахмату. Так в русской литературе появилось имя Анны Ахматовой.

Сама Анна отнеслась к своей первой публикации совершенно легкомысленно, посчитав, что на Гумилева "нашло затмение". Гумилев тоже не воспринимал поэзию своей возлюбленной всерьез – оценил ее стихи он лишь через несколько лет. Когда он первый раз услышал ее стихи, Гумилев сказал: "А может быть, ты лучше будешь танцевать? Ты гибкая..."

Гумилев постоянно приезжал из Парижа навестить ее, неоднократно делал ей предложение и всё время получал отказ. Трижды Н.Гумилев пытался покончить с собой…

В ноябре 1909 года она вдруг – неожиданно – уступила его уговорам: согласилась стать его женой.

Они обвенчались 25 апреля 1910 года в Никольской слободке под Киевом. Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным на неудачу – и никто из них не пришел на венчание, что глубоко ее оскорбило.

После свадьбы Гумилевы уехали в Париж.

В конце июня 1910 года Гумилевы, вернувшись в Россию, поселились в Царском Селе. Гумилев представил Анну своим друзьям-поэтам. Как вспоминает один из них, когда стало известно о женитьбе Гумилева, никто поначалу не знал, кто невеста. Потом выяснили: обыкновенная женщина... То есть – не негритянка, не арабка, даже не француженка, как можно было бы ожидать, зная экзотические пристрастия Гумилева. Познакомившись с Анной, поняли – необыкновенная...

(Звучит стихотворение Н.Гумилева «Она»)

Сколь ни сильны были чувства, сколь ни упорны были ухаживания, но вскоре после свадьбы Гумилев стал тяготиться семейными узами.

25 сентября он вновь отправляется в Абиссинию. Ахматова, предоставленная сама себе, с головой ушла в поэзию. Когда Гумилев в конце марта 1911 года вернулся в Россию, он спросил у жены, встречавшей его на вокзале: "Писала?" Та кивнула. "Тогда читай!" – и Аня показала ему написанное. Он сказал: "Хорошо". И с этого времени стал относиться к ее творчеству с большим уважением.

Осенью 1911 года Гумилев с товарищами решили организовать объединение молодых поэтов, назвав его "Цех поэтов". Вскоре Гумилев на основе Цеха основал движение акмеизма, противопоставляемого символизму. Последователей акмеизма было шестеро: Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. Термин "акмеизм" происходит от греческого "акмэ" – вершина, высшая степень совершенства. Но многие отмечали созвучие названия нового течения с фамилией Ахматовой. Весной 1912 года выходит первый сборник Ахматовой "Вечер", тиражом всего 300 экземпляров. Критика встретила его очень благожелательно.

Молодая поэтесса стала известна. Слава буквально обрушилась на нее. Ей пытались подражать – появилось множество поэтесс, пишущих стихи "под Ахматову".

За короткое время Ахматова из простой, взбалмошной, смешливой девушки стала той величественной, горделивой, царственной Ахматовой, которая запомнилась всем, кто ее знал. А после того, как в журналах стали публиковаться ее портреты – а рисовали ее много, и многие, - начали подражать и ее внешнему виду: знаменитая челка и "ложноклассическая" шаль появились у каждой второй.

1 октября 1912 года родился сын Ахматовой и Гумилева – Лев.

Почти сразу же его забрала к себе мать Николая, Анна Ивановна, – и Аня не слишком сопротивлялась. В итоге, Лева почти шестнадцать лет прожил с бабушкой, видя родителей лишь изредка...

Уже через несколько месяцев после рождения сына, в начале весны 1913 года, Гумилев отправился в свое последнее путешествие по Африке – в качестве начальника экспедиции, организованной Академией наук.

(Звучит стихотворение А.Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…»)

Вопрос общения двух поэтов чрезвычайно сложен. Гумилёву как воздух были нужны путешествия – для жизни, для творчества. Кажется, всё складывалось удачно, радостно. Они были вместе в Италии, в Париже. И всё-таки постепенно они стали отдаляться друг от друга.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
… А я была его женой.

В начале 1914 года выходит второй сборник Ахматовой "Четки". Хотя критика приняла его несколько прохладно – Ахматовой ставили в вину то, что она повторяется, - сборник имел оглушительный успех. Даже несмотря на военное время, его четыре раза переиздавали.

Признанная красавица, обожаемый поэт, она буквально купается в славе. Ее рисуют художники, ей посвящают стихи собратья по поэтическому цеху.

Ей поклонялись и за талант, и за ум, и за красоту. Она дружила

    с Блоком , роман с которым ей упорно приписывали (основанием для этого послужил обмен стихами, которые были опубликованы),

    с Мандельштамом (который был не только один из ее ближайших друзей, но в те годы пытался за нею ухаживать – правда, безуспешно),

    с Пастернаком (по ее словам, Пастернак семь раз делал ей предложение, хотя и не был по-настоящему влюблен).

К 1914 году А.Ахматова и Н.Гумилев окончательно расстались. В 1918 году был оформлен официальный развод. Но бывшие супруги сохранили теплые отношения.

Так, весной 1915 года Н.Гумилев, будучи на фронте, был ранен, и Ахматова постоянно навещала его в госпитале.

В год развода А.Ахматова подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918г. Петербург».

После расстрела Н.Гумилева именно А.Ахматова сделала всё для того, чтобы сохранить его рукописи, а потом много лет спустя активно добивалась публикации его наследия.

1921 год – чёрный год в жизни А.Ахматовой.

В августе 1921 года умер Александр Блок. На его похоронах Ахматова узнала страшную весть – по так называемому Таганцевскому делу арестован Гумилев. Через две недели его расстреляли. Его виной было лишь то, что он знал о готовящемся заговоре, но не донес. В том же августе в Греции покончил с собой брат Анны – Андрей Горенко.

Впечатления от этих смертей вылились у Ахматовой в сборник стихотворений "Подорожник", который затем, дополненный, стал называться "Anno Domini MCMXXI" («В Лето Господне»).

(Звучит стихотворение А.Ахматовой «Я гибель накликала милым…»)

После этого сборника Ахматова не выпускала сборников долгие годы, только отдельные стихотворения. Новый режим не жаловал ее творчество – за интимность, аполитичность и "дворянские корни".

Череда статей заклеймила поэзию Ахматовой как вредную, поскольку она ничего не пишет о труде, коллективе и борьбе за светлое будущее.

В это время она осталась практически одна – все ее друзья или погибли, или эмигрировали. Сама же Ахматова эмиграцию считала совершенно для себя неприемлемой. . А. А. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех её путях и перепутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

И сердцем выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

руками я замкнула слух,

чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» Анна Ахматова выступает как поэт-гражданин. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и т. д. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в. Но ведь это произведение не было одиноким! Через пять лет, в 1922 г., Анна Ахматова пишет примечательное стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

а здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час;

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Печататься становилось все труднее и труднее. В дневниковых записях А. А. Ахматова писала: «После моих вечеров в Москве (весна 1924 г.) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: “Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК - не арестовывать, но и не печатать”».

В 1925 году на ее имя был наложен неофициальный запрет. Ее не печатали 15 лет! Можно запретить печатать, но запретить писать – невозможно! Не имея возможности печатать стихи, Ахматова углубилась в научную работу. Она занялась исследованием Пушкина, заинтересовалась архитектурой и историей Петербурга.

К этому времени крайняя бедность быта и одежды Ахматовой уже так бросались в глаза, что не могли оставаться незамеченными. Многие находили в этом особую элегантность Ахматовой. В любую погоду она носила старую фетровую шляпу и легкое пальто. Лишь когда умерла одна из ее старых подруг, Ахматова облачилась в завещанную ей покойной старую шубу и не снимала ее до самой войны. Очень худая, все с той же знаменитой челкой, она умела произвести впечатление, как бы бедны ни были ее одежды.

Все знавшие ее отмечали ее неприспособленность к быту. Деньги, вещи, даже подарки от друзей никогда у нее не задерживались – практически сразу же она раздавала все тем, кто, по ее мнению, нуждался в них больше. Сама она многие годы обходилась самым минимумом – но даже в нищете она оставалась королевой.

В 1934 году арестовали Осипа Мандельштама – Ахматова в этот момент была у него в гостях. А через год арестован Лев Гумилев. Ахматова бросилась в Москву хлопотать, ей удалось передать в Кремль письмо. Вскоре его освободили, но это было только начало.

В марте 1938 года был вновь арестован Лев Гумилев, и на сей раз он просидел семнадцать месяцев под следствием и был приговорен к смерти.

Анна Андреевна обращается с письмом к Сталину - «валялась в ногах у палача». Смертный приговор заменили ссылкой.

Она жила в крайней нищете, обходясь часто лишь чаем и черным хлебом. Каждый день выстаивала бесконечные очереди, чтобы передать сыну передачу. Именно тогда, в очереди, она начала писать поэму "Реквием", посвящённую материнскому горю и отчаянию. Стихи цикла очень долго не записывались – они держались в памяти самой Ахматовой и нескольких ее ближайших друзей.

Из воспоминаний Л.К.Чуковской:

«В те годы Анна Андреевна жила заворожённая застенком… Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шёпотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шёпот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спичка, пепельница – обряд прекрасный и горестный…»

Совершенно неожиданно в 1940 году Ахматовой разрешили печататься. Сначала вышло несколько отдельных стихов, затем позволил выпустить целый сборник "Из шести книг", в который, правда, в основном вошли избранные стихи из предыдущих сборников. Тем не менее книга вызвала ажиотаж: ее смели с прилавков на несколько часов, за право ее прочесть люди дрались. Однако уже через несколько месяцев издание книги сочли ошибкой, ее стали изымать из библиотек.

Когда началась война, Ахматова почувствовала новый прилив сил. В сентябре, во время тяжелейших бомбежек, она выступает по радио с обращением к женщинам Ленинграда. Вместе со всеми она дежурит на крышах, роет окопы вокруг города.

(Звучит стихотворение А.Ахматовой «Мужество»)

В конце сентября ее по решению горкома партии самолетом эвакуируют из Ленинграда – по иронии судьбы, теперь ее признали достаточно важной персоной, чтобы спасти... Через Москву, Казань и Чистополь Ахматова оказалась в Ташкенте.

В начале 1944 года Ахматова уехала из Ташкента. Сначала она приехала в Москву, где выступила на устроенном в зале Политехнического музея вечере. Прием был такой бурный, что она даже испугалась. При ее появлении зал встал. Говорят, когда Сталин узнал об этом, он спросил: "Кто организовал вставание?"

После возвращения из Ташкента у нее изменилась манера поведения – стала более простой, спокойной, и вместе с тем более отдаленной. Ахматова отказалась от своей знаменитой челки, после перенесенного в Ташкенте тифа она стала полнеть.

Казалось, Ахматова возродилась из пепла для новой жизни. К тому же ее вновь признали власти. За свои патриотические стихи она была награждена медалью "За оборону Ленинграда".

Готовились к печати ее исследования о Пушкине, большая подборка стихов.

В 1945 году к огромной радости Ахматовой вернулся Лев Гумилев. Из ссылки, которую он отбывал с 1939 года, ему удалось попасть на фронт. Мать с сыном зажили вместе. Казалось, что жизнь налаживается.

14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"". Журналы клеймились за то, что они предоставляют свои страницы двум идеологически вредным писателям – Зощенко и Ахматовой. Меньше чем через месяц Ахматова была исключена из Союза писателей, лишена продовольственных карточек, ее книга, находившаяся в печати, была уничтожена.

После постановления она оказалась в полнейшей изоляции – с теми, кто не отвернулся от нее, она сама старалась не встречаться, чтобы не повредить. Тем не менее люди продолжали к ней приходить, приносить продукты, а по почте ей постоянно присылали продуктовые карточки. Критика ополчилась на нее – но для нее это было куда менее страшно, чем полное забвение. Любое событие она называла лишь новым фактом в своей биографии, а от биографии она отказываться не собиралась. В это время она вовсю работает над своим центральным произведением, "Поэмой без героя". И снова её не печатали – 10 лет!

В 1949 году был снова арестован Лев Гумилев. Льву, единственное преступление которого было в том, что он был сыном своих родителей, предстояло провести семь лет в лагере.

В 1950 году Ахматова, ломая себя, во имя спасения сына написала цикл стихотворений "Слава миру", прославляющий Сталина.

(Звучит стихотворение А.Ахматовой «И Вождь орлиными очами…»)

Однако Лев вернулся только в 1956 году – и то, для его освобождения пришлось долго хлопотать...

Лев Гумилев стал известнейшим ученым-востоковедом. Историей Востока он увлекся, находясь в ссылке в тех краях. Его труды и сейчас считаются одними из важнейших в исторической науке. Ахматова очень гордилась сыном.

С 1949 года Ахматова начинает заниматься переводами - корейские поэты, Виктор Гюго, Рабиндранат Тагор, письма Рубенса... Раньше она отказывалась заниматься переводами, считая, что они отнимают время от собственных стихов. Теперь пришлось – это давало и заработок, и относительно официальный статус.

Известны поэтические переводы Анны Ахматовой с армянского, идиш, с литовского, латышского, осетинского, корейского, итальянского, румынского, болгарского, грузинского, сербского, польского языков.

Запрет с имени Ахматовой был снова снят в 1954 году, после смерти Сталина. Ей даже выделили от Союза писателей – хотя Ахматову исключили из него, как переводчик она могла считаться "писательницей", - дачу в писательском поселке Комарово под Ленинградом; этот дом она называла Будкой.

А в 1956 году – во многом благодаря хлопотам Александра Фадеева, - был освобожден Лев Гумилев.

Последние десять лет жизни Ахматовой совершенно не походили на предыдущие годы. Ее сын был на свободе, она наконец получила возможность печататься. Она продолжала писать – и писала много, словно торопясь высказать все, что ей не давали сказать раньше. Теперь мешали только болезни: были серьезные проблемы с сердцем, из-за полноты ей было тяжело ходить.

До последних лет Ахматова была царственна и величава, писала любовные стихи и предупреждала приходящих к ней молодых людей: "Только не надо в меня влюбляться! Мне это уже не нужно". Она была окружена молодыми – детьми ее старых друзей, поклонниками ее поэзии, учениками. Особенно она сдружилась с молодыми ленинградскими поэтами: Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Дмитрием Бобышевым, Глебом Горбовским и Иосифом Бродским.

Ахматова получила возможность выезжать за границу.

В 1964 году ей была присуждена в Италии международная поэтическая премия "Этна-Таормина".

Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма.

«Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперёд. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя».

В 1965 за ее научные работы в области пушкиноведения Оксфордский университет присвоил ей почетную степень доктора литературы.

Ахматова умерла 5 марта 1966 года после 4 инфаркта – по иронии судьбы, в годовщину смерти Сталина, которую любила отмечать.

После отпевания в Никольском соборе Ленинграда Анна Андреевна Ахматова была похоронена в Комарово – недалеко от своего единственного за много лет настоящего дома. Толпы людей провожали ее в последний путь – путь в Вечность...

(Звучит стихотворение А.Ахматовой «Родная земля»)

3) Темы лирики Ахматовой.

Мы познакомились с биографией и творчеством А. Ахматовой, а теперь давайте выделим основные темы её творчества.

(кластер на доске)

4) Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «Реквием»

Слово учителя

Сегодня, ребята, мы попытаемся понять одно из самых значительных произведений А.А.Ахматовой – поэму «Реквием», «потрясающую по своей глубине». Нам предстоит почувствовать дух того времени, в котором она была создана, осознать всю глубину трагедии не только автора поэмы, но и всего русского народа в эпоху сталинских репрессий.

Мы уже знакомы с творчеством этой поэтессы и запомнили ее лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой. Сегодня поговорим об иной Ахматовой – той, что взяла на себя смелость стать голосом «стомильонного народа»», той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня. На уроках истории вы, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937-1938 годов; эти годы траурной лентой вплетены в историю Советского Союза.

Чтобы почувствовать атмосферу того времени, сделаем небольшой экскурс в историю

Историческая справка.

К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».

В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

1-ая- коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.

2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,

научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек

5) Слово учителя и учащихся.

Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Н. И. Ежов.

    Вспомните, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой?

    (30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года он был освобожден.

    Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.

    Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

    Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста.

6) Анализ поэмы «Реквием».

Жанр.

1) О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони),

Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).

    Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных произведений? Аргументируйте свой ответ.

Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно -тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Композиция поэмы имеет сложную структуру:

на доске:

    Эпиграф.

    Вместо предисловия.

    Посвящение.

    Вступление.

    Основная часть (главки 1-Х)

    Эпилог.

она включает Эпиграф, Вместо Предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых называются «Приговор», «К смерти», «Распятие») и Эпилог (состоящий из трёх частей).Почти весь «Реквием» был написан в 1935–1940 гг., раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 гг. Долгое время произведение существовало только в памяти А. А. Ахматовой и её друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта. Поначалу «Реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

Реквием - это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма - надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

7) Работа с текстом поэмы «Реквием».

1. Сейчас вы услышите голос самой А.Ахматовой. Он обманчиво монотонный, сдержанный, но потрясающе глубокий. (Звучит «Вместо предисловия» к поэме в исполнении А.А.Ахматовой).

В этом маленьком отрывке зримо предстает эпоха, которую характеризует сама лексика. (Найдите эти слова).

Предисловие помогает понять, что поэма написана так же, как когда-то «Реквием» В.Моцарта, - по заказу. Женщина «с голубыми губами» просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И, А.Ахматова берет на себя этот заказ, этот тяжкий долг.

2. Чтение главы «Посвящение».

(В качестве музыкального фона звучит «Реквием» Моцарта).

Почему вместо местоимения «я» автор использует «мы»?

(Подчеркивается масштаб трагедии всего народа, общая боль и беда).

Какие художественные средства выразительности употребляются для выражения всеобщего материнского горя?

(Гипербола «Перед этим горем гнутся горы…»; сравнение «Словно с болью жизнь из сердца вынут…»)

А откуда взято словосочетание «каторжные норы»? (А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»).

3. Выразительное чтение наизусть главы «Вступление» (Воробьева К.)

Вступление – это материнский плач по сыну, безвинно осужденному. Читая его, понимаешь всю силу трагедии человека, испившего чашу отчаяния до дна.

На уроках литературы мы говорили о Петербурге Пушкина, Достоевского, Некрасова…

Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, в котором она познала счастье и разочарование.

Каким же рисует она этот город сейчас?

Найдите эти строки («ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград»).

Ахматова расширяет географию народной беды, перенося нас к кремлевским стенам, в Москву.

Найдите развернутую метафору, рисующую трагизм ситуации. («Звезды смерти стояли над нами…»).

4. Перечитайте части «Вступления»

Что общего и в чем различие между ними?

(1-ое напоминает народный плач, материнское причитание, стон).

Какая лексика использована для передачи похоронного плача?

(«На выносе», «божница», «икона», «чело», «смертный пот», «вой»…).

Почему Ахматова говорит о себе в третьем лице?

(Она превратилась в тень, она такая же, как и тысячи других матерей, обезумевших от горя. Ее страдания – страдания всего народа).

Куда нас отсылает слово «царскосельская»?

(В Царское село, где учился Пушкин, а Кресты – к тюрьме Ленинграда).

Почему строфа обрывается на полуслове?

(Нет сил говорить о великом горе…)

5. Чтение 5-6 строф «17 месяцев кричу…»

Каково состояние героини?

(В ней материнское горе доведено до кульминации. Все путается в ее сознании: правда и кривда, добро и зло. Это был 1935 год. Москва. Ахматова выла под кремлевской стеной, когда писала письмо Сталину).

6. Прокомментируйте главу «Приговор».

(«Каменное слово» приводит героиню в оцепенение).

Почему мать зовет смерть?

(Нет сил жить. Все сводит с ума. Но смерть не идет).

8. Глава «Уже безумие крылом…»

Прокомментируйте ее.

(Смерть не идет, зато близко безумие – предел отчаяния).

Почему А.Ахматова обращается к библейской теме в главе «Распятие»?

Какие библейские сюжеты и образы используются в поэме?

(Образы Христа, Божьей Матери, Магдалины, Бога-отца).

(Личное горе сливается с общим и даже восходит к Божественному началу, а образ матери перекликается с образом Богоматери).

9. Прочитайте «Эпилог» поэмы.

Какова идейно-композиционная роль «Эпилога»?

Как 2-я часть «Эпилога» развивает тему памятника, хорошо известную в русской литературе по творчеству Г.Державина и А.Пушкина?

(Тема трагична. Впервые в поэзии мы встретились с памятником поэту у тюремной стены. Это памятник жертвам террора).

Темы:

1. Памяти и Смерти.

2. Вечной судьбы русской женщины (от петровских стрелецких жен до современниц Ахматовой и до Богородицы.

3. «Я» и «Мы».

Тема смерти и памяти. Память как спасение от гибели, как непрерывная страдающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества.

«Я» и «Мы» в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Боль матери - от русской крестьянки петровских времен до Богородицы и современной женщины.

4.Рефлексия. Обобщающее слово учителя.

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» - в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание - акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы. А. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать «Реквием» не могла.Это действительно память, потому что жива остаётся только она - память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» - это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа.

Поэма «Реквием» - не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.

Составление синквейна.

5. Итог урока

Какие ощущения остались после урока?

Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?

6. Домашнее задание . Выучить наизусть стихотворение Ахматовой.

Почти весь «Реквием» написан в 1935-1940 гг., раздел «Вместо Предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 г. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта.

Само слово «реквием» (в записных книжках Ахматовой - латинское Requiem) значит «заупокойная месса» - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Латинское название поэмы, как и тот факт, что в 1930-е - 1940-е гг. Ахматова серьезно занималась изучением жизни и творчества Моцарта, в особенности его «Requiem"а», наводит на мысль о связи произведения Ахматовой с музыкальной формой реквиема. Кстати, в «Requiem"е» Моцарта - 12 частей, в поэме Ахматовой - столько же (10 главок + Посвящение и Эпилог).

Эпиграф и Вместо Предисловия - своеобразные смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (строки из стихотворения 1961 г. «Так не зря мы вместе бедовали...») вводит лирическую тему:

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Вместо Предисловия (1957), подхватывая тему «моего народа», переносит нас в «тогда» - тюремную очередь Ленинграда 30-х годов. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу»; но в роли «заказчика» - «стомильонный народ». Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына - Л.Н.Гумилева, мужа - Н.Н.Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»; за ее авторским «я» стоит «мы» всех тех, чьим единственным творчеством была сама жизнь.

Посвящение продолжает тему прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними каторжные норы...

Первые четыре стиха поэмы как бы намечают координаты времени и пространства. Времени больше нет, оно остановилось («не течет великая река»); «веет ветер свежий» и «нежится закат» - «для кого-то», но больше не для нас. Рифма «горы - норы» образует пространственную вертикаль: «невольные подруги» оказались меж небом («горы») и преисподней («норы», где мучают их родных и близких), в земном аду.

Мотив «одичалой столицы» и «осатанелых лет» Посвящения во Вступлении воплощается в образе большой поэтической силы и точности:

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

Здесь же, во Вступлении, появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий героиню на протяжении всего ее крестного пути: «звезды смерти стояли над нами...», «...и скорой гибелью грозит огромная звезда», «...звезда Полярная сияет».

Многочисленное варьирование сходных мотивов, характерное для «Реквиема», напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в поэме дальше.

В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку этого произведения: «... траурный Requiem, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола». Но Тишина поэмы наполнена звуками: ключей постылый скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь («маруси», «ворон», «воронок» - так называли в народе машины для перевозки арестованных), хлюпанье двери и вой старухи... Сквозь эти «адские» звуки еле слышны, но все-таки слышны - голос надежды, голубиное воркование, плеск воды, кадильный звон, горячий шелест лета, слова последних утешений. Из преисподней же («тюремных каторжных нор») - «ни звука - а сколько там / Неповинных жизней кончается...» Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую Тишину, которая взрывается лишь однажды - в главе Распятие-.

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне...

Распятие - смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал « великий час »:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина - мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн - тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть.

Страшная ледяная звезда, сопровождавшая героиню, в X главе исчезает - «небесарасплавились в огне». Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем, «миллионам убитых задешево, / Протоптавшим тропу в пустоте» (О.Э.Мандельштам). В этом сейчас - ее долг.

Замыкающий поэму Эпилог «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди «под красною ослепшей стеною» (в 1-й части).

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас.

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой - и мертвым, и живым. Всех их она оплакала своей «рыдающею лирою». Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены:

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

«Реквием» можно без преувеличения назвать поэтическим подвигом Ахматовой, высоким образцом подлинной гражданской поэзии.

Человеческую и поэтическую позицию Ахматовой критик Б. Сарнов назвал «мужественным стоицизмом». Ее судьба являет собой пример смиренного и благодарного приятия жизни, со всеми ее радостями и горестями. «Царственное слово» Ахматовой гармонически соединило здешнее с нездешним:

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога, не скажу, куда...
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.

Трагизм материнской потери в поэтическом цикле Анны Ахматовой «Реквием»

Над лирическим циклом «Реквием» Анна Ахматова работала в 1934-1940 годах и в начале 60-х годов. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене, в России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» в 1987 году.

Латинское название поэмы, как и тот факт, что в 1930-е - 1940-е гг. Ахматова серьезно занималась изучением жизни и творчества Моцарта, в особенности его Requiem"s, наводит на мысль о связи произведения Ахматовой с музыкальной формой реквиема. Requiem"s Моцарта состоит из 12 частей, поэма Ахматовой также состоит из 12 частей (10 основных частей, Посвящение и Эпилог). Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу», причем, в роли «заказчика» выступает российский «стомильонный народ».

А.В. Леденев отмечал, что «ли...

Только мертвый, спокойствию рад…

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

(«Реквием»).

В основу поэмы легли факты личной биографии поэтессы: 22 октября 1935 года сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева Лев Николаевич Гумилев был арестован.

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла…

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

(«Реквием»).

Студент исторического факультета ЛГУ, Лев Гумилев был брошен в тюрьму как «участник антисоветской террористической группы». В этот раз Ахматовой удалось вырвать сына из тюрьмы довольно быстро: уже в ноябре он был освобожден из-под стражи.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

(«Реквием»).

Во второй раз Лев Гумилев был арестован в марте 1938 года и приговорен к десяти годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет (в 1949 году Льва арестовывают в третий раз, приговаривают к расстрелу, который потом заменяют ссылкой. Вина Л. Н. Гумилева ни разу не была доказана и в 1956 и 1975 годах его полностью реабилитировали.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу -

Ты сын и ужас мой

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят».

(«Реквием»).

Поэма - это выражение чувства материнской разлуки и скорби. Образы Магдалины и любимого ученика в поэме воплощают собой этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью. Магдалина - это мятежное страдание лирической героини, воющей «под кремлевскими башнями» и кидающейся в ноги палачу. Иоанн - тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть.

Распятие - смысловой и эмоциональный центр произведения. Для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, приходит «великий час»:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

(«Реквием»).

Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем, кто разделил его участь.

Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии и - это будет памятник поэту у тюремной стены.

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой. О народности «Реквиема» говорили и те немногие из ее современников, которым посчастливилось слышать его в исполнении автора. А. А. Ахматова чрезвычайно дорожила этим мнением, в ее дневниках есть такая запись: «13 декабря 1962 (Ордынка). Давала читать «Requiem»>. Реакция почти у всех одна и та же. Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала. («Народные».) И говорят самые разные люди» .

В поэме Ахматова обращается к самому высокому, самому пронзительному из всех, которые знало когда-либо человечество, образцу материнского страдания - к страданию Матери. Материнская любовь - земной аналог глубоко укорененного в душе человека архетипа Богородицы.

Таким образом, через синтез собственного и общенационального опыта Анна Ахматова в поэме «Реквием» создает образ глубочайшей материнской тоски и разлуки.

Дихотомия понятий «любовь-разлука» пронизывает все творчество Марины Цветаевой и находит свою реализацию с помощью наиболее ярких стилистических и синтаксических средств выразительности. Разлука переживается со свойственным поэту накалом чувств и предельным переживанием эмоций, воспринимается как ситуация, выходящая за рамки обыденности.

Мотив разлуки как никогда ярко и надрывно раскрывается в двух «пражских» поэмах, посвященных К.Б. Родзевичу - «Поэме Горы» и «Поэме Конца».

В первой «пражской» поэме мотив разлуки лейтмотивом проходит через все лирическое повествование, в то время как в «Поэме Конца» реализуется со всей фатальной трагичностью.

В «Поэме Конца» расставание становится не только темой, но и структурообразующим элементом. Ключевое слово содержится уже в названии поэмы: «конец» - это некий предел, за которым неминуемо наступает гибель.

В поэме «Реквием» Анна Ахматова описывает время повсеместной разлуки с близкими и любимыми людьми, обусловленными тяжестью лет сталинских репрессий. В основу поэмы легли факты личной биографии поэта - арест сына и мужа.

Концептуальным стержнем поэмы является глубокое выражение чувства материнской разлуки и скорби. В поэме Ахматова обращается к самому пронзительному горю, которые знало человечество - образу материнского страдания.

Материнская любовь выступает в поэме как земной аналог архетипа Богородицы, глубоко укорененного в душе человека. Через синтез собственного и общенационального опыта, Анна Ахматова создает образ глубочайшей материнской тоски и разлуки.

По мотивам поэмы А.А. Ахматовой «Реквием».

Посвящается жертвам репрессий.

Мы знаем даты печальные и радостные. 8 марта – это светлая дата… «День памяти жертв репрессий» – это, безусловно, не праздник.

Мрачными символами этой эпохи в нашей стране были тюрьма «Кресты» и «черные маруси» – так их называли, это те машины, тени которых возникали каждую ночь у подъездов. Но страшный результат их вояжирования по улицам города – аресты и длинные очереди с передачами у «Крестов».

Реквием – заупокойное католическое богослужение, траурная месса по усопшему; более общий смысл этого слова – поминовение умерших, поминальная молитва.

«Реквием» – это поэма А.А. Ахматовой о годах репрессий. Она – мать, у которой дважды арестовывали сына. И она вместе с другими матерями стояла в очереди с передачей у «Крестов».

Те, кто прошел через эти очереди вспоминают: «Если взяли передачу – есть надежда, если нет… значит беда. Значит того, за кого ты молишься, может быть, уже нет в живых».

В «Реквиеме» А. Ахматова рассказывает о великом горе женщин, разлученных со своими близкими. Произведение обращено непосредственно и к тем, кого они оплакивают. Это арестованные, уходящие на каторгу или расстрел. Вот как Ахматова описывает глубину этого горя:

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь.

Во вступлении даны и конкретные образы. В одном из обреченных, кого «черные маруси» увозят по ночам, она видит и своего сына:

На губах твоих холод иконки

Смертный пот на челе… Не забыть!

Это реквием по мечтам, надеждам матерей. Реквием по их детям.

Трагедия, о которой идет речь в поэме, вызывает в памяти самое страшное из преступлений, которые знает человечество – распятие Христа. И здесь поэтесса сумела разглядеть горе матери, о котором даже сказать страшно:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Сама Мать не плачет, точнее, не плачет ее лицо, так как оно уже устало плакать. Лицо выражает страдание, а плачет душа. Ведь душа никогда не сможет забыть этого горя. Она будет рыдать вечно. Вся глубина страдания выразилась на лице Матери, поэтому никто и не посмел на нее взглянуть.

Плач по казненному сыну – это не только плач Женщины над сыном, это плач Марии над Иисусом, это плач всех матерей над своими сыновьями.

Те, кто хоть раз задумывался о слове «молитва», или сам молил небо о чем-то своем, может быть, знает, что молитва матери – святая святых, потому что она совершенно бескорыстна, и Бог слушает ее очень внимательно…И в поэме А.А. Ахматовой есть эта молитва.

Мотив молитвы много раз возникает в тексте А. Ахматовой, например, мотив поминальной молитвы:

Опять поминальный близился час,

…………………………………….

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список и негде узнать…,

вызывающий прямые ассоциации с поминальным листом в церкви. Но в данный момент нас интересуют другие строчки из поэмы:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех кто там стоял со мною.

Они сразу отсылают нас к образу Богородицы, Величайшей Заступницы, утешительницы скорбящих и плачущих, ходатайницы за них перед Богом.

«Реквием» А.А. Ахматовой – подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкий к народной речи. «Сотканный» из простых, «подслушанных», как пишет Ахматова, слов, он с большой поэтической и гражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа.

Учитель русского языка и литературы

Фирсова И.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"

Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего...

Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...