Социальный прогресс. Общественный прогресс: понятие, формы, примеры Основные типы обществ общественный прогресс

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.16. Понятие общественного прогресса

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

Взгляды на направленность общественного развития

1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби: движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла (теория исторического круговорота).

2. Религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах общества.

3. Французские просветители: непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

4. Современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Критерии определения прогрессивности: уровень производительности труда и благосостояния населения; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; степень свободы личности.

Современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Для живой и неживой природы следует употреблять понятия развитие , или эволюция (живая природа), и изменение (неживая природа). Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Понятие «развитие» шире понятия «прогресс». Всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Регресс (обратное движение) – тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъемов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства, с одной стороны, приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но, с другой стороны, это ведет к экологическим проблемам, к тому, что молодежь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой, и т. д.

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное . Характер того или иного социального развития зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы, а лишь изменяющих ее части и структурные элементы.

Виды реформ:

1. по направленности: прогрессивные реформы (60–70-х гг. XIX в. Александра II); регрессивные (реакционные) («контрреформы» Александра III).

2. по сферам преобразований: экономические, социальные, политические и др.).

Под социальной революцией понимается коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная революция всегда связана с разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Революции могут быть кратковременными (Февральская революция 1917 г.), долговременными (неолитическая революция).

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Противоречивость прогресса

1) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой (например, прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

2) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие; использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, ухудшение зрения, психические отклонения и др.

3) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Гуманистические критерии прогресса: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В современном обществознании:

* Акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

* Общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

5.2.6. Организации общественного питания На уплату ЕНВД переводится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации

Из книги Кружки, жерлицы, поставушки - рыбалка без проколов автора Смирнов Сергей Георгиевич

Судак как двигатель прогресса Лет 15-20 назад в момент неполного заката многочисленных рыболовных баз отряд кружочников еще был достаточно многочисленным. Загрязнение водоемов, браконьерство, мощный рыболовный пресс уже тогда заметно снизили концентрацию рыбы и,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).Организаторы опросов стремятся выяснить мнение людей, предлагая

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс совершенствования факторов производства, применяемой техники и технологии, технических методов и форм организации труда на основе широкого

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

Двигатели прогресса Именно так можно назвать Techi. Эта группа единомышленников очень важна для производителя, потому что именно они помогают продвигать продукты, доносить известия о новинках до масс, формировать определенный образ компании на рынке. То есть получается,

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

2. Идея прогресса Прогресс – сравнительно новая идея. Представление о том, что человеческие учреждения можно совершенствовать сознательными усилиями людей, впервые высказал в конце XVI века Жан Боден, темный схоласт, еще веривший в колдовство и обличавший ведьм. Но в 1737

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

1.3. ПАРАДОКСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Продолжая разговор о безопасности автомобилей, замечу, что прогресс в области автомобильной безопасности и в области автомобилестроения вообще влияет на безопасность неоднозначно. Статистика говорит о том, что современные машины

Человечество не стоит на месте, а постоянно растет во всех сферах. Жизнь общества налаживается с развитием технологий, машиностроения и переработки ценных ресурсов. Противоречивость общественного прогресса заключается в философской оценке действий человека.

Что это такое?

В широком смысле прогресс - это планомерное развитие от низшего к высшему. То есть постоянное стремление расти ввысь, улучшаться и модернизироваться. Прогресс не бывает быстрым или медленным, он определяется степенью движения. При прогрессе увеличивается количество внутренних организационный связей, усложняется их уровень. Противоположностью прогресса выступает регресс.

Существует и социальный прогресс, он обуславливается критериями общественного прогресса и показывает то, насколько человечество развито в научно-техническом, морально-нравственном и других направлениях. Наш вид прогрессировал от дикой человекоподобной обезьяны до человека разумного.

Проблематика прогресса в обществе

В Стэнфордской философской энциклопедии, поддерживаемой одноименным университетом, имеющейся в свободном доступе онлайн и постоянно обновляющейся сотнями статей от ведущих мировых специалистов, определено три важных вопроса, которые касаются прогресса.

  1. Приводит ли прогресс человечество к благополучию? Если да, то почему?
  2. Откуда происходит прогресс и каковы его исторические законы?
  3. Какие эмпирические доказательства теории прогресса?

Состоит в невозможности определить его однозначно как положительное или отрицательное явление в жизни человека. Исследователи прогресса понимают по-разному. Одна часть теоретиков придерживается мнения, что измерение уровня жизни происходит в материальном выражении. А другие напрочь отрицают вышесказанное, заявляя о духовной основе. Главными ценностями выступают: свобода, самореализация, актуализация личности, счастье, общественная поддержка. В другом случае ценности человека могут быть не связаны между собой.

Современное обсуждение

Понятие общественного прогресса возникает с развитием истории. В период эпохи Просвещения формулировались основные тезисы развития человека и его роли во всемирной истории. Исследователи пытались найти закономерности в историческом процессе, и по их результатам они планировали предсказывать будущее.

В то время мнения ключевых философов разделились. Гегель и его последователи рассматривали идеи, которые будут способствовать всеобщему развитию и улучшению. А знаменитый социалист Карл Маркс считал, что надо увеличивать рост капитала и, как следствие, материального благосостояния человечества.

Критерии общественного прогресса

На данный момент нет единого мнения касательно оценки прогресса. Как и отмечалось, философы выделяют три ключевых вопроса к развитию. И поскольку рассматривать прогресс как негативное или позитивное явление нереально, то можно выделить критерии прогресса:

  • Научное и техническое развитие, которое поддерживается государством.
  • Расширение свободы выражения, свободы слова и соблюдение прав человека.
  • Развитие нравственности.
  • Постепенный прогресс в области человеческого разума.

Описанные критерии в совокупности нередко противоречат друг другу в плане оценки какого-либо прогресса (социального, экономического). Например, техническое развитие способствует загрязнению окружающей среды. Однако оно крайне полезно для развития общества и также вредно для самого человека, поскольку ухудшает его здоровье, падает нравственное общественное развитие. Прогресс может негативно сказываться на развитии другой сферы деятельности человека.

Еще один яркий пример - это создание атомной бомбы. Первые исследования в области ядерного синтеза показали человечеству, что ядерная энергия может преобразовываться в электричество. С прогрессом в данном направлении как побочный продукт появилась ядерная бомба. И если углубляться, то боеголовка с ядерной начинкой не так плоха. Она обеспечивает относительную стабильность в мировой политике, и планета не видит глобальных войн уже больше 70 лет.

Прогресс в обществе. Революция

Это самый быстрый, но жестокий способ резкой смены одного общественно-политического строя на другой. К революции приступают тогда, когда другой возможности смены власти нет.

Примеры общественного прогресса, которые произошли путем насильственной смены власти:

  • Октябрьская революция 1917 года в России.
  • Турецкая Кемалистская революция 1918—1922 годов.
  • Вторая американская революция, когда Север воевал против Юга.
  • Иранская революция 1905-1911 годов.

После установления власти народа, пролетариата, военных и остальных деятелей революции жизнь обычных граждан, как правило, ухудшается. Но затем она постепенно восстанавливается. Во время проведения массовых акций с применением оружия участники протестных мероприятий забывают о гражданских нормах и правилах. И в большинстве случаев во время революции начинается массовый террор, раскол экономики и беззаконие.

Прогресс в обществе. Реформы

Не всегда революция происходит с бряцаньем оружия. Существует и особая форма смены власти - это дворцовый переворот. Так называют бескровное взятие власти одной из политических сил у действующих правителей. В этом случае особых изменений не намечается, а улучшение экономической, политической, социальной ситуаций происходит путем проведения реформ.

Власть планомерно выстраивает новое общество. Общественный прогресс достигается за счет плановых изменений и, как правило, затрагивает только одну сферу жизни.

Немного истории и более глубокое значение термина

Общественный прогресс - это масштабный исторический процесс развития общества. В широком смысле подразумевает под собой стремление к высшему, от примитивизма неандертальцев к цивилизованности современного человека. Процесс осуществляется за счет развития научных, социальных, политических, культурных и других направлений жизни общества.

Французский публицист аббат Сен-Пьер сделал первое упоминание о теории прогресса в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737 год). Описание в книге весьма специфичное для современного человека. И за единственно верное его, конечно же, брать не стоит.

Известный публицист говорил, что прогресс является Божьим промыслом. Как явление, прогресс общества всегда был и будет, и только Господь способен его остановить. На данный момент исследования продолжаются.

Социальный критерий

Он указывает на уровень сферы. Под ним подразумевается свобода общества и людей, уровень жизни, корреляция количества денег у населения, уровень развития, взятых на примере отдельной страны среднего класса.

Социальный критерий достигается за счет двух значений: революции и реформ. Если первое подразумевает под собой жесткую смену власти и радикальное изменение существующего строя, то благодаря реформам общество развивается планомерно и не так стремительно. Также реформы амортизируют предполагаемую смену власти и кризисы. Дать какую-то оценку им или революции невозможно. Можно лишь рассмотреть мнения политических и философских школ.

Одна группа исследователей считает, что будет правильной смена власти только вооруженным путем. Демократические выступления с транспарантами и мирными лозунгами зачастую оказываются безрезультатными. Такой способ крайне эффективен, если в стране установлен авторитарный режим и власть узурпирована.

Если в стране находится адекватный лидер, который понимает свою несостоятельность, то он может уступить оппозиционерам власть и дать возможность провести реформы. Но много ли таких случаев? Поэтому большая часть радикально настроенного населения придерживается идей революции.

Экономический критерий

Выступает как одна из форм общественного прогресса. Все что касается экономического развития, относится к данному критерию.

  • Рост ВВП.
  • Торговые связи.
  • Развитие банковского сектора.
  • Увеличение производственных мощностей.
  • Производство продукции.
  • Модернизация.

Таких параметров достаточно много, и поэтому экономический критерий выступает основополагающим в любом развитом государстве. За яркий пример можно взять Сингапур. Это небольшое государство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь не имеется абсолютно никаких запасов питьевой воды, нефти, золота и других ценных ресурсов.

Однако по уровню жизни Сингапур опережает богатую нефтью Россию. Коррупция в стране отсутствует, а благосостояние населения растет с каждым годом. Все это невозможно без следующего критерия.

Духовный

Весьма спорный, как и все остальные критерии общественного прогресса. Суждения о нравственном развитии разнятся. И все зависит от того, в каком государстве обсуждается какой-либо вопрос. Например, в арабских странах сексуальные меньшинства - безбожие и мракобесие. И их равноправие с другими гражданами будет общественным регрессом.

А в европейских странах, в которых религия не выступает в качестве политической силы, сексуальные меньшинства приравнены к обыкновенным людям. Они могут иметь семью, жениться и даже усыновлять детей. Определенно, существуют факторы, что объединяют все страны. Это непринятие убийств, насилия, воровства и социальной несправедливости.

Научный критерий

Не секрет, что сегодня человек находится в информационном пространстве. У нас есть возможность купить в магазине все, чего душа пожелает. Все, чего не было у человека чуть больше 100 лет назад. Вопросы связи также решены, легко можно позвонить абоненту из другой страны в любой момент.

Больше нет смертельных эпидемий, вирусов, которые убивали миллионы. Мы забыли о времени, ведь скорость перемещения из одной точки планеты в другую является минимальной. Если наши предки доезжали из точки A в точку B за три месяца, то сейчас за это время можно долететь до Луны.

Как происходит социально-общественный прогресс?

Мы рассмотрим на примере обыкновенного человека его формацию от примитивного индивида до зрелой личности. С самого рождения ребенок начинает копировать своих родителей, перенимает их стиль и модель поведения. В период осознанности жадно впитывает информацию из всех источников.

И чем больше он получит знаний, тем легче произойдет переход к школьной форме обучения. С первого по четвертый класс ребенок активно взаимодействует с внешней средой. Еще не проявляется скептицизм и недоверие к обществу, а развито дружелюбие вместе с детской наивностью. Далее подросток развивается так, как надо обществу. То есть у него формируются базовые навыки недоверия, чувства и эмоции выражать не рекомендуется. Имеют место другие стереотипы, навязанные обществом.

И с девятого класса подросток вступает в пубертатный период. В это время у него активно развивается половая система, появляется первая растительность на лице. И одновременно с этим внутри личности реформируется психическая система, а непосредственно подросток испытывает невероятные трудности в самоопределении.

В этот период молодой человек выбирает для себя социальную модель, которую в дальнейшем изменить будет практически невозможно. При неблагополучном стечении обстоятельств подросток вырастает недоразвитой личностью, чьи потребности вращаются вокруг алкоголя, сексуальных утех и просмотра телевизора. Именно такие люди - это большая часть электората бедных стран с плохим образованием.

Или рождается личность, которая имеет собственное мнение и видит себя в обществе. Это созидатель, он никогда не критикует, потому что всегда предлагает. Такими людьми становятся в том обществе, где много людей среднего класса, активно работает политическая система, развита экономика.

Общество и его развитие

Существуют два пути становления группы индивидов. Это их коллективное взаимодействие, описанное в трудах Карла Маркса и других социалистов, и индивидуальное, нашедшее отражение в книге "Атлант расправил плечи" писательницы Айн Рэнд (Алиса Розенбаум).

В первом случае исход прекрасно известен. Советское общество развалилось, оставив после себя достижения науки, лучшую медицину, образование, промышленные предприятия, инфраструктуру. И большая часть выходцев из Советского Союза формально до сих пор живет на благах развалившейся страны. К сожалению, современная Россия после развала ничего после себя не оставит. При этом в ней царствует индивидуализм.

Теперь про Америку, в ней также доминирует идеология индивидуализма. И это самая милитаризированная страна, которая имеет военные базы по всему миру. Тратит огромные деньги на развитие науки и достигает определенных высот, также развивает медицину, образование и т. д. И что очень странно, что хорошо для одного общества, то смертельно для другого.

Почти весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Интенсивность перемен в социальной действительности постоянно возрастает: при жизни одного поколения возникают, рушатся и рождаются новые формы организации жизни, не только отдельных обществ, но и всего мироустройства.

В социологии для описания социальной динамики применяются понятия социальные изменения, социальное развитие, социальный прогресс и др.

Общество никогда не бывает неподвижным, в нем всегда что-нибудь происходит, случается, меняется. Реализуя свои потребности, люди осваивают новые виды деятельности и общения, приобретают новые статусы, приобщаются к новым социальным ролям, меняют среду, меняются сами в течение жизни и в процессе смены поколений (выросшие дети уже не такие, как их родители и прародители).

Социальные изменения отличаются неравномерностью и противоречивостью. Одни перемены малозаметны, другие существенно меняют общественную жизнь (поразмышляйте над тем, как изменилась жизнь общества после изобретения плуга, письменности, парового двигателя, компьютера).

Такие явления, как «человек из пробирки» и «суррогатная мать», из научной лаборатории перешли в общественную жизнь и породили новые социальные связи и взаимодействия, а также показали, что существующие правовые и этические нормы не готовы их регулировать. С одной стороны, в промышленно-развитых странах на протяжении жизни одного поколения происходят грандиозные изменения в общественной жизни и общество меняется до неузнаваемости, а в то же время, с другой стороны, продолжают существовать общества, перемены в которых осуществляются крайне медленно (африканские или австралийские примитивные системы).

Противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими происходящих перемен. Например, потребность достойного материально-обеспеченного существования формирует интерес работника дороже продать свою рабочую силу. Предприниматель, реализуя такую же потребность, стремится приобрести рабочую силу подешевле. Поэтому изменения в организации труда могут быть положительно восприняты одними социальными группами и не вызвать никакого удовлетворения у других.

Среди большого количества социальных изменений можно выделить те, которые являются качественными, направленными и необратимыми. Такие изменения принято называть социальным развитием . Социальное развитие - это такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм и ценностей. Оно связано с накоплением, приращением и усложнением структур и функций социальной системы, в результате чего система становится более эффективной, повышаются ее возможности удовлетворять потребности людей. Важным показателем социального развития является развитие личностных качеств человека.


Определяя социальное развитие, следует указать, что оно отражает необратимое, направленное и закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние, т. е. изменяется их состав или структура. Понятие «социальное развитие » по своему объему уже понятия «социальное изменение ». Всякое социальное развитие - это социальное изменение, но не наоборот. Периоды войн, хаоса, кризисов, тоталитаризма, отрицательно влияющие на социальную жизнь, нельзя назвать развитием.

В истории социологии отчетливо прослеживаются два подхода к рассмотрению развития общества. Это социальная эволюция и социальная революция. Под социальной эволюцией обычно понимается постепенное, плавное, поэтапное развитие общества, а социальная революция предполагает радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, изменяющий все стороны жизни общества.

Изменения в обществе происходят не всегда хаотично, они имеют определенную направленность, которая обозначается такими понятиями, как прогресс и регресс. Социальный прогресс - это направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от менее совершенных к более совершенным. Например, такие изменения в социальных отношениях, которые ведут к более полному равенству, росту социальной свободы и социальной справедливости, улучшению условий жизни людей, можно с уверенностью отнести к позитивным и назвать социальным прогрессом.

Ход истории не был всегда ровным и гладким, были повороты, изломы (зигзаги). Локальные конфликты, мировые войны, кризисы, установление фашистских режимов - все это сопровождалось негативными изменениями в жизни общества. Кроме того, социальные явления, которые изначально оценивались, как только положительные, могли иметь негативные последствия: индустриализация и урбанизация долгое время считались синонимами прогресса, но только относительно недавно заговорили о негативных эффектах загрязнения и разрушения окружающей среды, перенаселенных городах, пробках на автострадах. Если сумма позитивных последствий от происходящих изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе, если наоборот - имеет место регресс.

Регресс противоположен прогрессу и представляет собой обратное движение от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям и т. п. Но общая линия исторического развития в целом имеет положительную, прогрессивную направленность. Прогресс - это глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс только локален: он охватывает отдельные общества и конкретные промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа представляет собой частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Вопрос о критериях социального прогресса является достаточно сложным и дискуссионным. Критерии социального прогресса выделяют люди (ученые философы, историки, социологи и др.), а они могут иметь различные ценностные ориентации и могут неодинаково и даже диаметрально противоположно оценивать одно и то же явление или процесс.

Оценочные суждения такого рода, как «лучше - хуже», «прогрессивно - реакционно», сами по себе действительно субъективны, но если они отражают объективно складывающиеся в реальном обществе социальные связи и взаимодействия, то в этом смысле они не только субъективны, но и объективны.

Критерии социального прогресса у различных ученых далеко не одинаковы.

В обобщенном виде общепризнанными являются:

Развитие человеческого разума, уровень знаний;

Совершенствование нравственности людей;

Развитие производительных сил, включая самого человека;

Уровень и характер производства и потребления;

Развитие науки и техники;

Степень дифференциации и интеграции общества;

Степень свободы личности от стихийных сил природы и общества;

Социально-политические права и свободы личности;

Средняя продолжительность жизни.

Однако главным индикатором прогрессивности или регрессивности социальных изменений является человек , его материальное, физическое, нравственное состояние, свободное и всестороннее развитие личности, возможность раскрыть во всей полноте свою индивидуальность. Таким образом, в современной системе социогуманитарного знания утверждается гуманистическая концепция социального прогресса, т. е. главным критерием и целью социального прогресса является человек.

В 1990 г. специалистами ООН был разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), позволяющий учитывать как экономические, так и социальные составляющие качества жизни населения мира. Это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни - оценивает долголетие;

Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

Уровень жизни, оценённый через ВНД (валовой национальный доход) на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

Первая пятёрка стран с самым высоким ИРЧП: Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия. В 2013 г. были опубликованы данные за 2012 г., согласно которым Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого развития и занимает 47-е место из 187 стран, а в 2006 г. занимала 67-е место.

Противоречия в развитии общества. Кризис как стадия развития социальных систем. Преодоление кризиса.

Для того чтобы разобраться, что такое кризис социальной системы, следует вспомнить, что такое социальная система, и рассмотреть понятия социальной стабильности и социальной нестабильности.

Общественное развитие в ХХ в. приобретает такую степень усложненности, что возникает необходимость говорить об обществе как о системе. Системный подход предполагает рассмотрение общества как системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Социальная система включает в себя не только указанное множество элементов, но и множество социальных связей между этими элементами.

В теории структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) общество рассматривается как система, состоящая из подсистем, каждая из которых выполняет важные для системы функции и, в свою очередь, может рассматриваться как относительно самостоятельная система, состоящая из множества более мелких подсистем.

Мельчайшим элементом любой социальной системы или подсистемы является действующий индивид (или система социального действия индивида). Человек, включенный в систему социальных взаимодействий (в различные группы, общности, социальные институты), не просто выполняет отведенные ему роли и функции, но и осмысливает происходящее. Наделенный сознанием и волей, человек в своих действиях руководствуется не только социальными нормами и ценностями, но и своими потребностями, интересами.

Общество как социальная система представляет собой множество устойчивых социальных групп, общностей, социальных институтов, взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливает его существование, функционирование и развитие. Таким образом, социальная система - это совокупность взаимодействующих социальных групп, общий интерес которых состоит в обеспечении собственного сохранения и развития. В понятие «социальная система» включены также государственно-политические отношения, национальные образования (нации, народности, этнические группы), социально-классовые группы и общности, сфера общественного сознания.

Общество рассматривается не только как система, но и как «процесс», т. е. постоянно длящийся поток событий, как своеобразное «социальное поле» постоянных перемен. Признание того, что общество изменяется, ставит вопрос о соотношении социальных изменений и социальной стабильности.

С социологической точки зрения стабильность социальной системы не означает ее неизменность и неподвижность. Если система не изменяется - это признак застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности.

Социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур (групп, общностей, социальных институтов), процессов и отношений между ними, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность.

Социальная стабильность складывается из трех уровней:

- внутренней стабильности социальных систем (групп, институтов, организаций, сообществ);

- стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

- стабильности всего общества , которую обозначают понятием социетальная стабильность.

Социетальная стабильность включает в себя политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. стабильности на уровне всего общества. Стабильное общество - это развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию устоев общества. В таком обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент в нужном месте. Социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.

Таким образом, социальная стабильность - это такое состояние общества, при котором никакие изменения не нарушают его целостности и качественной определенности.

В реальной социальной жизни почти не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем, которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем, например, нестабильность экономики, государственной власти или нестабильность на уровне всего общества.

В реальной социальной жизни нестабильность является признаком каких-либо нерешенных проблем, дисфункций, деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные) и природные.

Нестабильность системы - это разрушение или, по крайней мере, нарушение ее целостности, деформация структуры и функций.

Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.

Можно зафиксировать три стадии в процессе нарастания нестабильности.

Первая стадия - это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей, например, деформации отдельных социальных институтов.

Вторая стадия - общая нестабильность социальной системы, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.

Российские ученые сформулировали предельно критические, пороговые показатели системного кризиса общества, означающие опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера общества, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические отношения, обороноспособность.

Так, социальная сфера содержит четыре показателя:

Соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10:1;

Доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике - 10 %;

Соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое мировое значение составляет 1:3;

Уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение - 8-10 %.

В серединеи второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели в постсоветских обществах выходили за рамки предельно критических, что самым серьезным образом сказывалось на их стабильности.

Третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер.

История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф:

1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской , греко-римской , византийской и др. цивилизаций);

2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы.

Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.

Таким образом, если социальные изменения углубляются и остаются вне контроля и регулирования социальных субъектов, прежде всего правящей элиты, то возникает опасность перерастания их в социальный кризис, означающий существенные нарушения системной целостности. Социальный кризис - острая форма проявления социального противоречия, связанная с нарушением социальной стабильности. Кризисом также называют период обострения социальных противоречий.

Общая причина кризисов - появление в системной структуре общества нового элемента - социальной группы, интересы которой не могли быть удовлетворены в рамках существующей системы. В социальных системах все противоречия так или иначе связаны с интересами классов, слоев, групп.

Интерес в данном случае понимается не как любопытство («что же там за горизонтом?» или «есть ли жизнь на Марсе?»), а как совокупность основополагающих целей, устремлений, как осознанная потребность. Иными словами, осознавая свои потребности, индивиды и социальные группы формулируют в своем сознании конкретные цели и стремятся их достигать, проявляя при этом определенную активность.

Ученые выделяют три группы противоречий в социальных системах:

Противоречия индивидов в рамках единой социальной группы;

Противоречия между интересами социальных групп;

Противоречия между общим интересом данной социальной системы и интересами других социальных систем.

У этих групп противоречий есть общее - это противоречия между , между целью и способом ее достижения. Именно это противоречие является главным (основным) в развитии любой социальной системы. Разрешение данного противоречия приводит систему к некоторому равновесию. Система на некоторое время сохраняет баланс интересов, но рост потребностей носит опережающий характер, и это противоречие возникает вновь.

Противоречия между потребностями и возможностями , между целью и способом ее достижения можно разложить на два фактора: стимулирующий и сдерживающий. Для любого индивида или группы целью является удовлетворение постоянно возрастающих потребностей - это стимулирующий фактор, который побуждает человека к проявлению активности, к действиям. Сдерживающим фактором является необходимость самосохранения (инстинкт самосохранения), которая определяет, что для достижения цели не все средства бывают хороши. Иными словами, способ удовлетворения потребностей индивида, группы, социальной системы не должен нарушать целостность системы, т. е. сохранение индивида, группы, системы является необходимым условием такого удовлетворения.

Возникают ситуации, когда разрешение противоречия становится невозможным в силу того, что оно приобретает антагонистический характер: т. е. у индивида возникают потребности, которые он не в силах удовлетворить имеющимися способами, которые бы сохраняли предложенную ему социальную роль. Индивид оказывается перед выбором: либо отказаться от потребности, либо выйти за рамки социальной роли и нарушить существующие социальные нормы. Возникает кризис на уровне социального поведения индивида.

Когда количество таких индивидов достигает критической отметки, кризис возникает уже внутри социальной группы. При возникновении антагонистических интересов у разных социальных групп кризис охватывает всю систему.

Во второй половине ХХ в. в естественных науках возникло новое научное течение, принципы которого распространились и в гуманитарных науках, - синергетика . Сейчас это новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных системах самой различной природы.

Кризисные моменты в процессе социальных изменений называют моментами бифуркации , т. е. разветвления вариантов дальнейших перемен. Бифуркация отражается в дезорганизации общества, в социальной аномии и обладает свойством непредсказуемости. Из этой точки система может выйти из кризиса обновленной, преобразоваться в качественно иное общество, но может погибнуть, умереть, исчезнуть, как исчезли древние цивилизации инков, майя, ацтеков и др. Исход из точки бифуркации зависит от множества как внутренних, так и внешних по отношению к системе факторов. В точке бифуркации выбор нового состояния не гарантирован: может происходить нарастание как порядка, так и хаоса.

Иными словами, из кризисного состояния (из состояния системной бифуркации) возможны два выхода, которые далеко неравнозначны по своим результатам: полная дезинтеграция системы, распад на более простые состояния или гибель системы; самоорганизация, т. е. перегруппировка элементов прежней системы и возникновение более сложной организации, новой системы или новых систем.

При анализе процессов общественного развития необходимо учитывать регулирующее сознательное человеческое начало, которое воздействует на процессы бифуркации. Это означает, что государство, социальные институты, политические лидеры, осуществляющие управление и контроль за переходным состоянием социальных систем, не должны допустить перехода системы к траектории саморазрушающего развития. В силу того, что основным элементом социальной системы являются люди, наделенные сознанием, волей и принимающие решения, кризисное общество требует повышенной ответственности людей за свои действия, в первую очередь это касается политических лидеров.

Консолидация усилий различных политических сил, объединение их действий, сотрудничество, поиск компромиссов в принятии антикризисных решений - вот те возможные пути, которые позволят выйти из кризиса.

В процессе перехода системы в новое качество большую роль играют инновации (нововведения). Социальные системы имеют способность повышать уровень своей организации, способны к самодостраиванию и самоорганизации. Инновации принято рассматривать как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной среде. Толчком к социальным изменениям могут быть нововведения в экономической, политической сфере, в науке, технике, культуре.

Вопросы для проверки и самоконтроля

1. В чем сущность линейно-стадиальной модели общественного развития?

2. Чем отличаются нелинейные модели объяснения исторического процесса?

3. Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность?

4. Как рассматривает К. Маркс исторический процесс? Какие этапы исторического процесса он выделяет? Что выступает в качестве главного основания их выделения?

5. Объясните, как происходит общественное развитие с точки зрения К. Маркса.

6. Раскройте содержание понятия «цивилизация».

7. В чем сущность нелинейных подходов к рассмотрению истории? Какие социологические теории содержат указанные подходы?

8. Как соотносятся между собой понятия «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс»?

9. В чем различия между социальным прогрессом и социальным регрессом, социальной революцией и социальной эволюцией, социальной революцией и социальными реформами? Приведите примеры.

10. Каковы причины социальных кризисов? Какие способы их разрешения, на ваш взгляд, являются наиболее приемлемыми?

При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследователей этой проблемы единства нет, хотя большинство из них исходит из того, что указанный источник следует искать в противоречиях. Вместе с тем, в вопросе о том, какое противоречие следует считать источником общественного прогресса, существуют разные взгляды.

Наиболее распространенной является мысль, что источник общественного прогресса возникает из противоречия между производительными силами и производственными отношениями. При этом подчеркивается, что процесс решения и воспроизведения этого противоречия находит свое проявление в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это противоречие рассматривается как основное противоречие, которое присуще всем общественно-экономическим формациям.

Распространен также взгляд, в соответствии с которым основным противоречием общественного развития есть противоречие между неуклонно возрастающими материальными и культурными потребностями человека, с одной стороны, и достигнутым уровнем производства – с другой.

Исследуя противоречие как источник общественного прогресса и всякого развития вообще, важно учитывать утверждение В.И. Ленина о том, что “в собственном понимании диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...”. Это означает, что главное внимание следует обращать, прежде всего, на выявление противоречия, которое оно имеет в себе самом.

Применяя указанное положение к анализу источника общественного прогресса, можно сделать вывод: если общественный прогресс есть по своей сути процессом становления и развития сущности человека, то источник следует искать именно в противоречиях человеческой сущности, которая проявляется в диалектике потребностей и деятельности. При этом потребности составляют определенную систему, которой отвечает и определенная система видов деятельности. Так, сущность первого порядка реализуется в диалектике непосредственных жизненных потребностей человека и в разнообразной деятельности по их удовлетворению и воспроизведению. Сущность второго порядка – в диалектике потребностей в производстве орудий работы и трудовой деятельности. Сущность третьего порядка – в диалектике потребностей в системе общественных отношений и деятельности по их воспроизведению. Сущность четвертого порядка – в диалектике потребностей в целях и деятельности по их реализации, воспроизведению и рождению новых. Сущность пятого порядка – в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по ее реализации и воспроизведению.

Если рассматривать сущность человека как целостную систему, которая включает в себя все указанные равные сущности, то можно сказать, что она (сущность) обнаруживается в диалектике потребностей и деятельности и реализуется как разногласие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производственных сил, характером общественных отношений (прежде всего производственных), масштабностью и направленностью целей, а также мерой осознания человеком сущности мира своего бытия и собственной сущности, которые воплощены в равные свободы, а также характером, содержанием и направленностью деятельности. Беспрерывное решение и воспроизведение этого разногласия является сущностью общественного прогресса, который возникает как процесс становления и развития человеческой сущности.

Раскрытие вопроса об источнике прогресса обусловливает необходимость анализа проблемы системы противоречий в границах сущности человека. Речь идет о противоречиях выявления взаимосвязей, между которыми разрешено рассматривать процесс исторического развития общества как процесс его самодвижения. Кроме того, раскрытие источника общественного прогресса как процесса становления и развития сущности человека делает необходимым выяснение основного противоречия общественного прогресса. Последнее важно и с той точки зрения, что в литературе, посвященной исследованию общественного прогресса, его основное противоречие и источник развития отождествляются.

На самом деле понятие источника общественного прогресса более широко по объему, чем понятие основного противоречия. Источник общественного прогресса составляет систему взаимосвязанных противоречий разных уровней (порядков) сущности человека. Основное же противоречие – это противоречие той стороны сущности человека, которая является определяющей в его жизнедеятельности в формировании сущности человека как системы, целостности.

Таким образом, основное противоречие общественного прогресса в целом есть противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными достигнутым уровнем производства. Здесь следует отметить, что речь идет не только о непосредственных жизненных потребностях человека как живого существа (пища, одежда, жилье), но и о потребностях в орудиях труда, удовлетворение которых есть необходимым условием удовлетворения исходных жизненных потребностей, их воспроизведением и рождением новых.

Основное противоречие общественного прогресса не противопоставляется источнику общественного развития, а является определяющим относительно него. Итак, решение и воспроизведение основного противоречия осуществляется не само по себе, не изолированно от других, а во взаимодействии и под влиянием всей системы противоречий, которые характеризуют разные уровни (порядки) сущности человека.

Следует подчеркнуть, что сама потребность возникает как противоречие. Поскольку человек есть сложная открытая система, которая может существовать, функционировать и развиваться только в непосредственном взаимодействии с условиями существования, то потребность как выражение противоречия между необходимостью существования системы и ограниченностью ее обеспечения приобретает качество внутреннего импульса жизнедеятельности. Решение этого противоречия становится возможным только во взаимодействии человека (благодаря деятельности) с окружающей действительностью.

Удовлетворение потребностей в процессе деятельности ведет к возникновению новых потребностей, которые выражают (составляют) более высокий уровень развития человека. В свою очередь, новая потребность для своей реализации обусловливает необходимость в более совершенной деятельности, т.е. и основное противоречие, и источник общественного прогресса в целом реализуются в беспрерывном решении и воспроизведении себя в пределах сущности человека.

Этот процесс проявляется как взаимодействие закона повышения потребностей и закона развития деятельности, взаимодействия, в котором потребность как импульс жизнедеятельности предопределяет необходимость деятельности. Последний выступает здесь, с одной стороны, как результат наличия и проявления потребности, с другой – как средство его удовлетворения и предпосылка рождения новой, более масштабной потребности. Новая потребность, возникнув как результат деятельности, становится предпосылкой развития деятельности, необходимой для своего решения. Итак, в наиболее общей форме источник общественного прогресса отображается в диалектике потребностей и деятельности.

Однако этого общетеоретического уровня характеристики общественного прогресса и его источника как процесса становления и развития человеческой сущности недостаточно для анализа конкретного хода истории. Ведь в действительности сущность проявляется во взаимодействии с внешними явлениями, которые обусловливают неадекватность ее проявления.

Следует подчеркнуть, что в отличие от природы, где противоречие как источник развития является вместе с тем и его движущей силой, в обществе проблема источника развития и движущих сил приобретает более сложный характер. Это поясняется тем, что в обществе объективные законы его развития реализуются через целенаправленную деятельность людей, заинтересованных в обеспечении необходимых условий удовлетворения своих потребностей, своего существования, функционирования и развития. Интересы людей, групп, классов (социальных субъектов)далеко не всегда совпадают с направлением действия объективных законов. Эта деятельность людей может или оказывать содействие поступательному развитию общества, или тормозить его. Поэтому под движущими силами общественного прогресса следует понимать те социальные силы, благодаря деятельности и взаимодействию которых осуществляется решение и воспроизведение противоречий, которые представляют собой источник развития общества.

В зависимости от особенностей проявления и способа решения противоречий общественного прогресса, прежде всего антагонистических и неантагонистических, в истории общества выделяют два основных типа общественного прогресса: антагонистический и неантагонистический, хотя границы между ними бывают условными. Общим для этих типов общественного прогресса является то, что развитие общества, его поступательное восхождение от низших к высшим, более совершенным формам общественной организации начинается из производства и усовершенствования орудий труда в их взаимосвязи с удовлетворением и воспроизведением потребностей. Усовершенствование же орудий труда предопределяет необходимость развития и усовершенствования самого человека как главной продуктивной силы. Поэтому, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, связь, которая предопределяется потребностями и способом производства и есть такой же старой, как сами люди, связь, которая набирает все новых форм, а значит, представляет собой “историю”. Развитие производства предопределяет формирование и развитие производственных отношений, всей системы общественных отношений, которые, возникнув как результат производства, превращаются в его необходимую предпосылку.

Важной особенностью первого типа общественного прогресса было то, что в условиях первоначального общества субъектом социальной деятельности выступала община. Потребности общины, процесс их удовлетворения и воспроизведения опосредствовали удовлетворение потребностей каждого индивида. Племенная община была первой предпосылкой присвоения людьми объективных условий как их жизни, так и той деятельности, с помощью которой эта жизнь воссоздается и приобретает предметные формы (деятельность как пастуха, охотника, земледельца и т.д.).

На этом этапе истории община выступает как первая большая производительная сила. Осуществляя процесс производства, она обеспечивала свое существование и существование каждого индивида, т.е. основное противоречие общественного прогресса (между потребностями и достигнутым уровнем производства) в первоначальном обществе находилось в производительных силах, в содержании способа производства. Низкий уровень развития самого человека и орудий работы предопределяли необходимость совместного труда, непосредственную связь производителя с орудиями работы, общинную собственность на средства производства, равнозначное место членов общины в системе производства, распределение в интересах всей общины.

Рассмотренная система была той социальной формой, на основе и в границах которой решалось и воссоздавалось основное противоречие. Движущей силой общественного прогресса здесь были объединенные действия членов общины, которые обеспечивали необходимые условия для ее существования и развития. Незрелому развитию производственных сил и системы общественных отношений отвечали низкий уровень свободы и творчества. Источник общественного прогресса в рамках его первого типа, возникал как противоречие между потребностями общины и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производительных сил, характером общественных отношений, масштабностью целей, а также уровнем свободы и творчества.

С усовершенствованием орудий труда, развитием человека и его потребностей возрастала и производительность труда, которая обусловила распределение и специализацию труда внутри общины. Вследствие этого общественная собственность на средства производства уступает место частной собственности, равенство мест индивидов в системе производства – социальному неравенству.

С разделением общества на классы возникает новый тип общественного прогресса, который включает в себя рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации. Главной производственной силой в этом обществе становятся угнетенные трудящиеся массы, которые, не имея собственности на средства производства, не могли пользоваться созданными ими благами, удовлетворять свои потребности. Для обеспечения своего существования угнетенные массы были вынуждены вести борьбу против эксплуататоров и господствующих производственных отношений. Необходимость этой борьбы определялась также тем, что с разделением общества на классы интерес господствующего класса стал движущим фактором производства в целом. Господствующие классы, обеспечивая удовлетворение своих потребностей и интересов, развивали в соответствии с ними и производство, которое в значительной мере осуществлялось за счет эксплуатации угнетенных. Человек рассматривался прежде всего как средство осуществления общественного прогресса.

Таким образом, новый тип общественного прогресса характеризовался тем, что с разделением общества на классы основное противоречие его перемещалось из сферы производительных сил в сферу взаимосвязей между производительными силами и производственными отношениями. Итак, борьба передовых классов против отживших производственных отношений, реакционных социально-политических порядков есть решающей силой восходящего исторического развития.

В условиях капитализма противоречие между производительными силами и производственными отношениями приобретает всё более острый характер. Общественный характер производства, суть которого состоит в том, что разные области производства переплетаются в единый производственный процесс, обусловливает потребность в планомерной организации производства, управлении всем этим процессом, а также в установлении распределения в интересах тех, кто осуществляет производство. На этапе становления капитализма и развития его как общественно-экономической формации, противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения находила свое выражение в обострении противоречий между рабочим классом и буржуазией.

На современном этапе общественного развития капитализм, осуществив научно-техническую революцию и приспособив свои производственные отношения к имеющемуся уровню развития производительных сил, пошел классическим путем экономического либерализма. Тем самым это общество обнаружило значительные потенциальные возможности для прогрессивного развития. Особое значение приобрели интеграционные процессы, которые охватили практически все стороны социальной жизни. В этих условиях значительно усилилось влияние на развитие общества потребностей, от решения которых зависит не только его прогресс, но и само существование человечества. Указанные обстоятельства обусловили возникновение ситуации, в которой общечеловеческое приобретает приоритетное значение. Итак, на первый план выходят вопросы, связанные с общественным прогрессом и глобальными проблемами современности.

Основополагающие темы в изучении общественной науки. Глубокими изменениями охвачен практически весь современный мир. В социальной действительности интенсивность перемен постоянно возрастает: возникают при жизни одного поколения и рушатся одни формы организации жизни, рождаются другие. Это касается не только лишь отдельных обществ, но и мироустройства в целом.

Для описания динамики общества в социологии применяются следующие основные понятия: социальное изменение, социальное развитие и социальный прогресс. Никогда общество не бывает неподвижным. В нем все время что-то происходит, меняется. Люди, реализуя собственные потребности, осваивают новые виды общения и деятельности, приобретают новые статусы, меняют среду, приобщаются к новым ролям в обществе, меняются сами как в результате смены поколений, так и в течение своей жизни.

Противоречивость и неравномерность социальных изменений

Противоречивостью и неравномерностью отличаются социальные изменения. Понятие социального прогресса противоречиво. Это обнаруживается главным образом в том, что развитие многих общественных явлений и процессов ведет как к продвижению вперед в одних направлениях, так и к возврату назад, отступлению в других. Очень многие изменения в обществе имеют такой противоречивый характер. Малозаметны одни перемены, другие значительно влияют на жизнь общества. Например, оно сильно изменилось после изобретения плуга, парового двигателя, письменности, компьютера. С одной стороны, на протяжении жизни поколения в промышленно-развитых странах происходят огромные изменения в жизни общества. Оно меняется до неузнаваемости. С другой стороны, в мире продолжают сохраняться общества, в которых крайне медленно осуществляются перемены (австралийские или африканские примитивные системы).

Чем обусловлена противоречивость социальных изменений?

Несовпадением в обществе социальных интересов разных групп, а также тем, что их представители по-разному воспринимают происходящие перемены, обусловлена противоречивость социальных изменений. Например, потребность обеспечить себе достойное существование формирует заинтересованность работника в том, чтобы продать свою рабочую силу как можно дороже. Реализуя эту же потребность, предприниматель стремится подешевле приобрести рабочую силу. Поэтому одни социальные группы могут положительно воспринять изменения в организации труда, а у других оно не вызовет удовлетворения.

Социальное развитие

Среди множества изменений можно выделить качественные, необратимые и направленные. Их принято называть сегодня социальным развитием. Определим это понятие более строго. Социальное развитие представляет собой изменение общества, приводящее к возникновению новых отношений, ценностей и норм, социальных институтов. Связано оно с приращением, накоплением, усложнением функций и структур социальной системы. В результате этих процессов система становится все более эффективной. Возможности ее удовлетворять различные потребности людей повышаются. качеств индивидов является важным показателем и результатом социального развития.

Определяя это понятие, следует отметить, что оно выражает закономерное, направленное и необратимое изменение социальных процессов или явлений. В результате они переходят в некое новое качественное состояние, то есть их структура или состав изменяется. Социальное как понятие уже, чем социальное изменение. Нельзя назвать развитием периоды кризисов, хаоса, войн, тоталитаризма, которые влияют отрицательно на жизнь общества.

Социальная революция и социальная эволюция

Отчетливо прослеживаются в социологии два подхода к рассмотрению общественного развития. Это социальная революция и Под последней понимается обычно поэтапное, плавное, постепенное развитие общества. Напротив, социальная революция - радикальный переход к новому, изменяющий все стороны жизни качественный скачок.

Прогресс и регресс

Не всегда хаотично происходят изменения в обществе. Им присуща определенная направленность, обозначаемая такими понятиями, как регресс или прогресс. Понятие социального прогресса служит для обозначения такого направления развития общества, при котором происходит его поступательное движение от низших и простых форм общественной жизни ко все более высоким и сложным, более совершенным. В частности, это такие изменения, которые ведут к росту и свободы, более полному равенству, улучшению условий жизни.

Не всегда гладким и ровным был ход истории. Были и изломы (зигзаги), повороты. Кризисы, мировые войны, локальные конфликты, установление фашистских режимов сопровождались негативными изменениями, затрагивающими жизнь общества. оцениваемые изначально как положительные, кроме того, могли привести и к негативным последствиям. Например, урбанизация и индустриализация считались долгое время синонимами прогресса. Однако относительно недавно начались разговоры о негативных эффектах разрушения и загрязнения окружающей среды, пробках на автострадах, перенаселенных городах. О прогрессе говорят тогда, когда сумма позитивных последствий от тех или иных общественных изменений превышает сумму негативных. Если же имеется обратное соотношение, речь идет об общественном регрессе.

Последний противоположен первому и представляет собой движение от сложного к простому, от высшего к низшему, от целого к частям и так далее. Однако в целом линия исторического развития имеет прогрессивную, положительную направленность. Социальное развитие и социальный прогресс являются глобальными процессами. Прогресс характеризует движение общества вперед на всем протяжении исторического развития. Тогда как регресс лишь локален. Им отмечены отдельные общества и временные промежутки.

Реформа и революция

Различают такие виды социального прогресса, как скачкообразный и постепенный. Постепенный называется реформистским, а скачкообразный - революционным. Соответственно, две формы социального прогресса - это реформа и революция. Первая представляет собой частичное усовершенствование в некоторой сфере жизни. Это постепенные преобразования, которые не затрагивают основ действующего социального строя. Напротив, революция - комплексное изменение большинства сил всех сторон жизни общества, которое затрагивает основы действующего строя. Она имеет скачкообразный характер. Необходимо различать две формы социального прогресса - реформу и революцию.

Критерии социального прогресса

Сами по себе оценочные суждения типа "прогрессивно - реакционно", "лучше - хуже" субъективны. Социальное развитие и общественный прогресс не поддаются в этом смысле однозначной оценке. Однако если подобные суждения отражают и связи, объективно складывающиеся в обществе, то они не только субъективны в этом смысле, но и объективны. Социальное развитие и социальный прогресс могут быть строго оценены. Для этого используются различные критерии.

У разных ученых критерии социального прогресса отнюдь не одинаковы. Общепризнанными в обобщенном виде являются следующие:

Уровень знаний, развитие человеческого разума;

Совершенствование нравственности;

Развитие в том числе самого человека;

Характер и уровень потребления и производства;

Развитие техники и науки;

Степень интеграции и дифференциации общества;

Социально-политические свободы и права личности;

Степень ее свободы от общества и стихийных сил природы;

Средняя продолжительность жизни.

Чем выше эти показатели, тем выше социальный прогресс и развитие общества.

Человек - цель и главный критерий общественного прогресса

Основным индикатором регрессивности или прогрессивности социальных изменений является именно человек, его физическое, материальное, нравственное состояние, всестороннее и свободное развитие личности. То есть в современной системе социального и гуманитарного знания имеет место гуманистическая концепция, определяющая социальный прогресс и развитие общества. Человек является его целью и главным критерием.

ИРЧП

Специалистами ООН в 1990 году разработан был ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). С его помощью можно учитывать как социальные, так и экономические составляющие качества жизни. Данный интегральный показатель ежегодно рассчитывается для сравнения между странами и измерения уровня образованности, грамотности, жизни и долголетия исследуемой территории. При сравнении уровня жизни разных регионов и стран это стандартный инструмент. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех следующих показателей:

Уровень грамотности (среднее количество потраченных на обучение лет), а также ожидаемая продолжительность обучения;

Ожидаемая продолжительность жизни;

Уровень жизни.

Страны в зависимости от значения этого индекса классифицируют по уровню развития следующим образом: 42 страны - очень высокий уровень развития, 43 - высокий, 42 - средний, 42 - низкий. Первая пятерка государств, в которых имеется наиболее высокий ИРЧП, включает в себя (в порядке возрастания) Германию, Нидерланды, США, Австралию и Норвегию.

Декларация социального прогресса и развития

Этот документ был принят в 1969 году резолюцией ООН. Основными целями политики социального развития и прогресса, которые все правительства и государства обязаны проводить, являются обеспечение справедливого вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, установление государствами минимального уровня его оплаты, который был бы достаточно высок для обеспечения приемлемого уровня жизни, ликвидация нищеты и голода. Декларация ориентирует страны на обеспечение повышения уровня жизни людей, а также на равномерное и справедливое распределение доходов. Социальное развитие России также осуществляется в соответствии с этой декларацией.

Социальный прогресс приводит к тому, что редкие, даже изысканные первоначально потребности превращаются постепенно в общественно нормальные. Процесс этот очевиден даже без научного исследования, достаточно для этого сравнить набор и уровень современных потребностей с тем, что было несколько десятилетий назад.

Препятствия на пути социального прогресса

На пути социального прогресса есть лишь два препятствия - государство и религия. Монстра-государство подпирает фикция бога. Зарождение религии связано с тем, что люди наделили вымышленных богов собственными гипертрофированными способностями, силами и качествами.