Йозеф Гайдн: биография, интересные факты, творчество. Венская классическая школа: Гайдн На службе у князя

Наше повествование о венской тройке мы завершим биографией Гайдна. Все они – Бетховен, Моцарт и Гайдн – так или иначе связаны между собой. Бетховен был моложе их всех, вдохновлялся творчеством и учился у Гайдна. Но о мы уже рассказывали в других статьях.

Сейчас у нас несколько иная задача – лаконично рассказать о венской тройке. Позже мы расскажем о ней больше, а пока… вернемся к нашей теме.

Представитель Венской классической школы Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье мастера колёсных дел. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом. Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма, и благодаря этим музыкальным способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург. Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.

Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора – в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.

Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.

Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с , который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым и берёт его в ученики.

Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809)

По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.

Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.

Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.

104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы.

Вокальные произведения:

Оперы

  • «Хромой бес», 1751 г.
  • «Орфей и Эвридика, или душа философа», 1791 г.
  • «Аптекарь»
  • «Лунный мир», 1777 г.

Оратории

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»

Симфоническая музыка

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»

Великий австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье в Рорау, области Бургенланд в восточной части Нижней Австрии, близ венгерской границы.
Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау.
Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами, которые в 16 в. стали переселяться в Бургенланд, спасаясь от турков. Но благодаря исследованиям Э.Шмидта выяснилось, что род композитора был чисто австрийским.
Родители Йозефа обладали недюжинными музыкальными способностями и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна (отца композитора) часто устраивались импровизированные концерты: сам хозяин и его жена пели, при этом Матиас аккомпанировал на арфе.
Деревенская обстановка, в которой Гайдн провел свое раннее детство, народные танцы и песни явились той почвой, на которой так пышно и мощно выросло будущее творчество композитора. Во всех его произведениях сохраняется связь с австрийским народным творчеством.
На музыкальное дарование Гайдна, обнаружившееся чрезвычайно рано, обратил внимание школьный учитель и церковный регент Франк. Он увез мальчика к себе в маленький городок Хайнбург на берегу Дуная, где Гайдн стал петь в церковном хоре, обучаться нотной грамоте, а также игре на скрипке и клавесине. Эти занятия продолжались три года.
Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776: "Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки».
Несколько лет спустя, в 1740году, капельмейстер церкви св. Стефана в Вене, Георг Рейтер, восхищенный замечательным голосом мальчика, взял его в свою капеллу в качестве хориста.
«Когда мне исполнилось семь лет», - вспоминал Гайдн,- «ныне покойный капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с собой и определил в капеллу собора св. Стефана в Вене, где, продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей».
Мальчик не только пел в хоре собора св. Стефана, но и совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе.
Но в капелле Гайдн пробыл недолго. В 1749 году крутой нрав Рейтера, заставил Йозефа оставить капеллу церкви св. Стефана и приютиться у некоего Келлера.
Великий композитор вспоминал о тех временах: «До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры, который жил тогда в Вене".
Для Гайдна это были тяжелые времена, но садясь за фортепиано, он забывал все горести и никому, по его словам, не завидовал, усердно занимался изучением сочинений Баха и теорией композиции, несмотря ни на что.
Впечатления, полученные Гайдном в детстве, когда его "пороли гораздо чаще, чем кормили", оказались столь сильными, что позже он пожертвовал свободой и независимостью ради финансовой стабильности. Ее обеспечивало место преподавателя музыки и дирижера в аристократической семье Эстергази.
И не смотря ни на что, бескрайняя любовь к музыке и упорное желание не здаваться позволили Гайдну в последующем стать великим композитором и сделать огромный вклад в мировое наследие музыкального искусства.

Йозеф Гайдн родился в 1932 г. в небольшом доме в городе Рорау в Австро-Венгрии. Здание родного дома Гайдна дважды пострадало от наводнений и три раза от пожара, но сохранилось до наших дней. Постройка, тщательно отреставрированная австрийским правительством, сейчас довольно красива. Семья, в которой родился Гайдн, была не бедной, хотя и жила просто. Отец Матиас Гайдн был колесным мастером, он ремонтировал экипажи и никогда не сидел без работы. Дома, на которой жила семья Гайднов, улице принадлежали фермерам. Утром они отправлялись на поля. А вечером возвращались в свою деревушку. Соседи вели общинную жизнь. Во владении Матиаса Гайдна был скот и земля. В родном городке он занимал пост мирового судьи, в обязанности которого входило следить, чтобы люди неукоснительно следили моральным и религиозным правилам. Отец будущего композитора также работал на местного землевладельца, отправлял людей работать в замки или синить дороги. Таким образом, он занимал видное место в обществе.

В Рорау возвышался старинный замок и церковь. Поскольку семья Гайдна, как и все местные жители, были ревностными католиками, религия оказывала на их жизнь большое влияние. В доме мирового судьи никогда не звучала музыка, а только народные песни. Маленький Йозеф с удовольствием подпевал взрослым. На его прекрасный голос и явные музыкальные способности обратил внимание приехавший из Гейнбурга дальний родственник. Будучи главным руководителем церковного хора, он всегда находился в поиске хороших голосов. С ним шестилетний Йозеф Гайдн навсегда уехал из родного дома. С этого момента началась биография композитора Йозеф Гайдн .

В Гейнбурге все было по-другому. Незнакомый город впечатлял юного гостя огромными разноцветными домами и магазинными, типичными для этой части Европы. Не исключением был и собор свв. Филиппа и Иакова, где одаренный мальчик нашел применение своему музыкальному таланту. Хотя большую часть денег на проживание он зарабатывал, помогая своему наставнику. Йозеф запоминал только хорошее, а плохое не причиняло ему вреда. В Гейнбурге композитора помнят до сих пор, ведь его замечательные музыкальные таланты стали известны далеко за пределами этого города.

Когда будущему музыкальному гению исполнилось 8 лет, придворный композитор и хормейстер Собора св. Стефана Рейтер, искавший исполнителей для своего хора, увез его в Вену. Храм находился в самом центре города. В середине ХVIII ст. религия, во времена расцвета религии Собор считался центром Вены. С этим храмом Йозеф Гайдн был связан на протяжении 9 лет жизни. Юноша поселился в доме наставника, рядом с собором, и музыка стала его лучшей пищей. Хормейстер был не слишком щедр к своим подопечным. Мальчиков обучали игре на скрипке и клавесине, но Рейтера не интересовали их детские чувства и переживания. Йозеф был любознательным, но учебную программу выполнял не всегда. Композицию он осваивал сам, наблюдая за опытными композиторами. Несмотря на все проблемы, мальчик был счастлив в школе, поскольку ежедневно соприкасался там с хорошей музыкой. Здесь Йозеф Гайдн находился в гармонии с самим собой. Все изменилось в 1745 году, когда у Йозефа начал ломаться голос.

Биография Гайдна представляет подлинный интерес для всех поклонников классической музыки. Знаменитый композитор по праву считается создателем симфонизма, который впоследствии стал основой творчества Людвига ван Бетховена. Также Йозеф Гайдн был первым, кто сумел представить миру полностью законченные произведения для струнного квартета и клавирной сонаты, создал светские оратории на немецком.

Детство

Краткая биография Гайдна включает в себя историю детства гениального музыканта. Франц Йозеф появился на свет 31 марта 1731 года в Австрии, в маленькой деревушке под названием Рорау. Его родители не имели музыкального образования, но были неравнодушны к музыке, поэтому рано сумели распознать исключительный слух и великолепный голос будущего композитора. В возрасте пяти лет мальчик звонко подпевал взрослым, так что его приняли в церковный хор, чтобы исполнять воскресные мессы.

Дальновидный отец не желал растрачивать талант сына понапрасну и в шестилетнем возрасте отправил Франца Йозефа в соседний город к своему родственнику Иоганну Матиасу Франку, который был ректором школы для мальчиков. Кроме традиционных дисциплин, дети здесь обучались пению и игре на скрипке, так что юный гений получил прекрасное начальное образование и на протяжении всей жизни был благодарен своему чуткому наставнику.

Благодаря упорству, невиданному трудолюбию и врожденным вокальным данным мальчик быстро стал известен в родных краях. Через два года Рорау посетил венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы найти молодых исполнителей для своей капеллы. Талантливый ребенок произвел на него сильное впечатление, и Георг принял восьмилетнего Йозефа в хор самого крупного собора столицы. В биографии Йозефа Гайдна началась новая эпоха. Два года будущий композитор изучал искусство пения, постигал тонкости композиций и даже сам сочинял религиозные песни.

Юность

Краткая биография Йозефа Гайдна содержит немало подробностей о юности этого гения. В 18 лет молодой музыкант начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, давая уроки музыки, выступая в составе различных оркестров и исполняя песни в церковных хорах. Заработанные деньги настойчивый юноша тратил на обучение у знаменитого в то время композитора Николо Порпоры. Когда за уроки платить было нечем, Франц брался аккомпанировать другим ученикам своего наставника. В свободное время Гайдн, одержимый страстью к новым знаниям, до глубокой ночи изучал книги по композиции, разбирал сонаты и сочинял музыку в различных жанрах.

Первая опера Гайдна называлась «Хромой бес» и была представлена публике в 1751 году в небольшом театре в пригороде Вены. Через четыре года у композитора уже был собственный струнный квартет, а еще через четыре мир увидела первая симфония. Этот жанр стал ключевым в его будущем творчестве.

Йозеф Гайдн и князь Эстергази

1 мая 1761 года Франц Йозеф заключил контракт с венгерским князем Эстергази, который сыграл важную роль в биографии Гайдна. В течение следующих трех десятков лет композитор являлся придворным капельмейстром этого семейства.

Семья князя проживала в Вене лишь зимой, а летом переезжала в летнюю резиденцию в крошечном городке под названием Айзенштадт. Францу приходилось оставлять Вену и отправляться в уединенное имение, чтобы сочинять пьесы для своего работодателя. Контракт предусматривал, что композитор обязан писать произведения по заказу Эстергази, поэтому его ранние симфонии написаны для небольшого количества музыкантов, которых предоставлял князь. Через два года безупречной работы композитор получил разрешение добавлять в оркестр новые инструменты на свой выбор.

В 60-70-х годах на свет появились композиции «Страсти», «Осень», «Траурная». В этих произведениях композитор отобразил новый литературный стиль, который зарождался в Германии и назывался «Буря и натиск». В это же время автор создавал и симфонии для детей.

Творчество

Биографию и творчество Гайдна озарила дружба с другим гением этой эпохи - Вольфгангом Амадеем Моцартом. Их отношения никогда не омрачали ни зависть, ни соперничество, Франц считал своего друга величайшим композитором современности, обучил его искусству создания струнных квартетов. В ответ Моцарт посвятил своему учителю несколько своих произведений.

После окончания контракта с Эстергази Гайдн все еще числился придворным капельмейстром, но получил свободу, и привычный уклад его жизни поменялся. Композитор переехал в Вену, и в 1791 году его пригласили на гастроли в Англию. Йозеф получил в свое распоряжение оркестр из 40 музыкантов, его гастроли прошли блестяще, а следующие полтора года, проведенные в Лондоне, стали подлинным триумфом. За этот период автор создал более 280 музыкальных произведений.

Личная жизнь

В возрасте 28 лет Йозеф полюбил младшую дочь придворного парикмахера, но девушка решила посвятить свою жизнь служению богу и ушла в монастырь. По неизвестной причине Гайдн женился на старшей сестре свой возлюбленной, Марии Келлер, которой в то время было 32 года. Их брак оказался несчастливым. У пары не было детей, композитор не желал достойно заботиться о жене, на что она отвечала расточительством и неуважением. Несмотря на это, супруги прожили вместе более 40 лет.

Однако биография Гайдна таит в себе еще одно любовное приключение. Уже будучи в преклонном возрасте, Йозеф встретил свою последнюю любовь - молодую певицу Луиджу Польцелли, которая также работала в театре. Девушка очаровала композитора. Влюбленный, он создавал для своей пассии специальные музыкальные партии, так как талантом Луиджа не блистала. Кроме этого, она отличалась надменностью и корыстолюбием, так что Гайдн после смерти своей жены не рискнул заключить брак с молодой возлюбленной, однако оставил ей немалое наследство.

Смерть

В 1809 году Вена была оккупирована армией Наполеона. Великий композитор скончался 31 мая. Узнав об этом горьком событии, император выставил у его дома почетный караул, пожелав почтить его светлую память.

Биография Гайдна - это триумфальная история таланта, подкрепленного невероятным трудолюбием, упорством и настойчивостью. Творческое наследие композитора живо до сих пор, а его великолепные симфонии исполняются в лучших концертных залах мира.

В этом году исполняется 280 лет со дня рождения Й.Гайдна. Мне было интересно узнать некоторые факты из жизни этого композитора.

1. Хотя в метрике композитора в графе "дата рождения" написано "первое апреля", сам он утверждал, что родился ночью 31 марта 1732 года. Изданное же в 1778 году небольшое биографическое исследование приписывает Гайдну такие слова: "Мой брат Михаил заявлял, что я родился 31 марта. Он не хотел, чтобы люди говорили, что в этот мир я пришел "апрельским дураком".

2. Альберт Кристоф Дис, биограф Гайдна, писавший о ранних годах его жизни, рассказывает, как в возрасте шести лет тот также научился играть на барабане и принимал участие в процессии во время Страстной недели, где заменил внезапно умершего барабанщика. Барабан привязали к спине горбуна, чтобы маленький мальчик смог играть на нем. Этот инструмент до сих пор хранится в церкви Хайнбурга.

3. Гайдн начал писать музыку, совершенно не зная музыкальной теории. Однажды капельмейстер застал Гайдна за написанием двенадцатиголосного хора во славу Богородицы но даже не удосужился предложить начинающему композитору совет или помощь. По словам Гайдна, за все время пребывания в соборе наставник преподал ему только два урока теории. Как "устроена" музыка мальчик узнавал на практике, изучая все, что ему приходилось петь на службах.
Позднее он говорил Иоганну Фридриху Рохлицу: "У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны - сначала пение, затем игра на музыкальных инструментах, и лишь потом - композиция. Я больше слушал, чем изучал. Я слушал внимательно и старался использовать то, что произвело на меня наибольшее впечатление. Вот так я приобретал знания и умения".

4. В 1754 году Гайдн получил известие о том, что в возрасте сорока семи лет умерла его мать. Пятидесятипятилетний Матиас Гайдн вскоре после этого женился на своей служанке, которой было лишь девятнадцать. Так у Гайдна появилась мачеха, бывшая на три года моложе его.

5. Любимая девушка Гайдна по неведомым причинам предпочла свадьбе - монастырь. Неизвестно зачем, но Гайдн женился на ее старшей сестре, которая оказалась сварливой и совершенно равнодушной к музыке. По свидетельству музыкантов, с которыми работал Гайдн, стремясь досадить мужу, она использовала рукописи его произведений вместо бумаги для выпечки. Ко всему прочему, супругам так и не удалось испытать родительские чувства - у пары не было детей.

6. Уставшие от долгой разлуки со своими семьями, музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой донести до князя их желание повидаться с родными и маестро, как всегда, придумал хитрый способ поведать об их тревоге - на этот раз при помощи музыкальной шутки. В Симфонии № 45, завершающая часть заканчивается в тональности до-диез мажор вместо ожидаемого фа-диез мажора (это создает неустойчивость и напряжение, требующее разрешения) В этом месте Гайдн вставляет Adagio, чтобы передать своему патрону настроение музыкантов. Оркестровка оригинальна: инструменты замолкают один за другим, и каждый музыкант, закончив партию, гасит свечу у своего пюпитра, собирает ноты и тихо уходит, и в конце концов в тишине зала остаются играть только две скрипки. К счастью, нисколько не разозлившись, князь понял намек: музыканты хотят уехать в отпуск. На следующий день он приказал всем готовиться к немедленному отъезду в Вену, где остались семьи большинства его слуг. А Симфония №45 с тех пор так и называется - "Прощальная".


7. Джон Бленд, лондонский издатель, в 1789 году приехал в Эстерхазу, где жил Гайдн, чтобы заполучить его новые работы. С этим визитом связана одна история, объясняющая, почему Струнный квартет фа минор, соч. 55 № 2, назвали "Бритвенным". С трудом бреясь тупой бритвой, Гайдн, по легенде, воскликнул: "Я бы отдал за хорошую бритву свой лучший квартет". Услышав это, Бленд немедленно протянул ему свой комплект английских стальных бритв. Верный своему слову, Гайдн подарил издателю рукопись.

8. Гайдн и Моцарт впервые встретились в Вене в 1781 году. Между двумя композиторами возникла очень близкая дружба, без тени зависти или намека на соперничество. Огромное уважение, с которым каждый из них относился к работе другого, способствовало взаимопониманию. Моцарт показывал старшему другу свои новые произведения и безоговорочно принимал любую критику. Он не был учеником Гайдна, но ценил его мнение выше мнения любого другого музыканта, даже своего отца. Они очень различались по возрасту и темпераменту, но, несмотря на различия характеров, друзья никогда не ссорились.


9. До знакомства с операми Моцарта Гайдн более или менее регулярно писал для сцены. Он гордился своими операми, но, почувствовав превосходство Моцарта в этом музыкальном жанре и при этом нисколько не ревнуя к другу, он потерял к ним интерес. Осенью 1787 года Гайдн получил из Праги заказ на новую оперу. Ответом было следующее письмо, из которого видна сила привязанности композитора к Моцарту и то, насколько Гайдн был чужд стремления к личной выгоде: "Вы просите меня написать для Вас opera buffa. Если Вы собираетесь поставить ее в Праге, я вынужден отклонить Ваше предложение, так как все мои оперы настолько тесно привязаны к Эстерхазе, что вне ее должным образом исполнить их нельзя. Все было бы по-другому, если бы я мог написать специально для Пражского театра совершенно новое произведение. Но даже и в этом случае мне трудно было бы тягаться с таким человеком, как Моцарт".

10. Существует история, объясняющая почему Симфонию №102 си-бемоль мажор называют "Чудо". На премьере этой симфонии, как только умолкли ее последние звуки, все зрители устремились в переднюю часть зала, чтобы высказать свое восхищение композитору. В этот момент с потолка сорвалась огромная люстра и упала как раз на то место, где совсем недавно сидела публика. То, что никто не пострадал, было чудом.

Томас Харди, 1791-1792

11. Принц Уэльский (позже король Георг IV) заказал Джону Хоппнеру портрет Гайдна. Когда композитор сел на стул, чтобы позировать художнику, лицо его, всегда жизнерадостное и веселое, стало против обыкновения серьезным. Желая вернуть присущую Гайдну улыбку, художник специально нанял горничную-немку, чтобы та, пока пишется портрет, развлекала именитого гостя разговором. В результате на картине (сейчас хранится в коллекции Букингемского дворца) у Гайдна не такое напряженное выражение лица.

Джон Хоппнер, 1791

12. Гайдн никогда не считал себя красивым, напротив, он думал, что природа обделила его внешне, но при этом композитор никогда не был обделен вниманием дам. Его жизнерадостный характер и тонкая лесть обеспечивали ему их благосклонность. Он был в очень хороших отношениях со многими из них, но с одной, миссис Ребеккой Шрётер, вдовой музыканта Иоганна Самуэля Шрётера, был особенно близок. Гайдн даже признался Альберту Кристофу Дису, что если бы был в то время холост, то женился бы на ней. Ребекка Шрётер не раз посылала композитору пламенные любовные послания, которые тот тщательно переписывал в дневник. При этом он поддерживал переписку с двумя другими женщинами, к которым тоже испытывал сильные чувства: с Луиджией Польцелли, певицей из Эстерхазы, которая в то время жила в Италии, и Марианной фон Генцингер.


13. Однажды друг композитора, знаменитый хирург Джон Хёнтер, предложил Гайдну удалить полипы в носу, от которых музыкант страдал большую часть своей жизни. Когда больной прибыл в операционную и увидел четырех дюжих санитаров, которые должны были держать его во время операции, он перепугался и в ужасе начал кричать и вырываться, так что все попытки прооперировать его пришлось оставить.

14. К началу 1809 года Гайдн был уже почти инвалидом. Последние дни его жизни были неспокойными: войска Наполеона в начале мая захватили Вену. Во время бомбардировки французов ядро снаряда упало недалеко от дома Гайдна, все здание затряслось, и среди слуг поднялась паника. Должно быть, больной очень страдал от грохота канонады, которая не прекращалась более суток. Но тем не менее у него все еще хватало сил успокаивать своих слуг: "Не волнуйтесь, пока папа Гайдн тут, с вами ничего не случится". Когда Вена капитулировала, Наполеон приказал, чтобы возле дома Гайдна выставили часового, который следил бы, чтобы умирающего больше не тревожили. Говорят, что почти каждый день, несмотря на слабость, Гайдн играл на пианино австрийский национальный гимн - как акт протеста против захватчиков.

15. Ранним утром 31 мая Гайдн впал в кому и тихо покинул этот мир. В городе, где хозяйничали вражеские солдаты, прошло много дней, прежде чем люди узнали о смерти Гайдна, так что его похороны прошли почти незамеченными. 15 июня в честь композитора устроили заупокойную службу, на которой исполнили "Реквием" Моцарта. На службе присутствовало много высших чинов французского офицерства. Сначала Гайдна похоронили на кладбище в Вене, но в 1820 году его останки перевезли в Эйзенштадт. Когда вскрыли могилу, обнаружилось, что череп композитора отсутствует. Оказывается, два друга Гайдна подкупили могильщика на похоронах, чтобы взять голову композитора. С 1895 по 1954 год череп находился в музее Общества любителей музыки в Вене. Затем в 1954 году он, наконец, был погребен вместе с остальными останками в саду Бергкирхе - городской церкви Эйзенштадта.