Переселение в медину. Переселение Пророка (ﷺ) из Мекки в Медину

Всевышний Аллах повелел и пророкам Мусе, Нуху, ‘Исе совершить хиджру (переселение). Всевышний испытал Пророка Мухаммада ﷺ подобно тому, как испытывал прежних пророков, ниспослав им различные трудности. Также это переселение должно послужить уроком для всех мусульман до Конца Света: если их притесняют и не дают им свободно исповедовать Ислам там, где они живут, то они обязаны переселиться туда, где будет возможность следовать Исламу и Шариату.

Именно с переселения Пророка ﷺ в Медину началось Исламское летосчисление.

С этого переселения началась новая эра для мусульман, и это было началом масштабного распространения Ислама. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 132; «Хаяту-ннабиййи ». Т. 2, с. 3).

Хиджра Пророка ﷺ в Медину

Посланник Аллаха ﷺ разрешил мусульманам перебраться в Медину, и они начали покидать город. В Мекке остались только Посланник Аллаха ﷺ , Абу Бакр и Али. Двое последних остались по распоряжению Посланника ﷺ . Остались и те, кого насильно удерживали многобожники. Некоторые мусульмане не совершили Хиджру, потому что неверующие Мекки схватили их и держали взаперти, подвергнув мучениям. Некоторые из них не смогли оставить родину и имущество из-за слабости веры или, будучи не в состоянии перенести трудности переселения.

После того, как курайшитские язычники узнали, что мединские ансары заключили договор с Пророком ﷺ , обязуясь защищать его ценой жизни, они озадачились. Когда мусульмане вместе с семьями стали переселяться в Медину, многобожники поняли, что те нашли для себя защиту, и стали опасаться, что Посланник Аллаха ﷺ тоже покинет Мекку, и тогда он будет представлять собой угрозу для них. Они собрались посоветоваться и пришли к единому мнению: покончить с Пророком ﷺ , пока он не успел переселиться в Медину. От каждого племени курайшитов отобрали по крепкому парню, которые должны были одновременно ударить Посланника Аллаха ﷺ острыми мечами, чтобы ответственность за его кровь разделили все племена и сыновья Абдуманафа не смогли бы отомстить. Среди присутствовавших был шайтан в образе старца из Неджда, ему понравился план, и он согласился с ним.

Однако предписания Аллаха были иные.

Пророк ﷺ получил от Всевышнего долгожданное разрешение на переселение, после чего он сразу пришел к Абу Бакру и рассказал ему об этом. Абу Бакр попросил взять его с собой. Они договорились выйти ночью из Мекки тайком и встретиться за городом. Среди сподвижников Абу Бакр был самым любимым и доверенным человеком для Пророка ﷺ . Он первым уверовал в Пророка ﷺ , поэтому Пророк ﷺ выбрал его спутником при переселении в Медину.

Пророк ﷺ при переселении в Медину оставил Али в Мекке для того, чтобы возвратить чужие сбережения, данные ему на хранение.

К Посланнику Аллаха ﷺ явился Джибриль и сказал: «Не спи в эту ночь в своей постели ». Посланник ﷺ велел Али ибн Аби Талибу лечь спать в его постель и укрыться зеленым хадрамаутским плащом. В эту ночь курайшиты договорились окружить дом Пророка ﷺ и покончить с ним. Несколько курайшитов собрались перед дверью, чтобы рассмотреть через щель в ней, что происходит внутри. Они затаились, желая внезапно напасть на Посланника ﷺ . Тогда Посланник Аллаха ﷺ вышел из своего окруженного дома, взял горсть песка с мелкими камушками и, читая аяты из суры «Ясин», рассыпал его над их головами.

Он читал следующий аят из суры «Ясин»:

" وَ جَعَلْناَ مِنْ بَيْنِ َأيْدِيهِمْ سَدّاً وَ مِنْ خَلْفِهِمِ ْسَداّ فَأَغْشَيْناَهُم َفُهْم لا يُبْصِرُون "

Всевышний Своим могуществом усыпил поджидавших неверных, и Пророк ﷺ ушел незамеченным.

Узнав, что Пророк ﷺ вышел из города и направился в сторону Медины, курайшиты отправились вслед за ним.

Посланник Аллаха ﷺ и Абу Бакр укрылись в пещере на горе Савр, паук затянул паутиной вход в нее, а также голубь свил гнездо у входа. У них была договоренность с Абдуллахом бин Урайкат (придерживавшимся веры своих сородичей) встретиться в пещере на горе Савр через три дня после того, как их поиски прекратятся. Что же касается Амира бин Фухейра, то он пас овец Абу Бакра, прислушивался к тому, что говорят в Мекке, и ночью сообщал им услышанное. Курайшиты, которые искали Пророка ﷺ и Абу Бакра, пришли к пещере Савр. И тогда Абу Бакр сказал: «Если кто-либо из них заглянет сюда, то увидит нас». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что ты думаешь о двоих, третьим для которых является Аллах? ».

Всевышний Аллах не дал курайшитам заметить их. Но также язычники подумали, что в пещере никто не может находиться, ибо у входа в пещеру голуби свили гнездо и вход был прикрыт паутиной. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 134).

Когда язычники не нашли Пророка ﷺ , они в качестве вознаграждения обещали по 100 верблюдов за Пророка ﷺ и Абу Бакра. И когда кто-то в обществе, где сидел и Суракат, сказал, что видел недалеко двоих людей, Суракат понял, что это они. Но он не хотел делить награду ни с кем, и чтобы отвлечь внимание других, он сказал, что это те, которые пошли искать свою скотину, затем немного посидел и вышел, чтобы отправиться в погоню за ними. Когда он увидел Пророка ﷺ , его лошадь споткнулась, и он упал с нее. Он снова встал, сел на лошадь и поскакал за ними. Он приблизился к Пророку ﷺ настолько, что стал слышать его чтение. На этот раз, ноги лошади Сураката погрузились в песок до колен. Суракат упал и стал ругать свою лошадь. Он понял, что Пророк ﷺ защищён.

Испугавшись, он попросил защиты у Пророка ﷺ . Пророк ﷺ остановился и подождал, пока Суракат не приблизился к нему. Суракат попросил прощения и рассказал о том, что курайшиты обещали за них 100 верблюдов и что много людей ищут их. Он предложил им еду и воду, но они отказались и только попросили не выдавать их. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 134; «Ар-Рахикуль-махтум », с. 251).

Встреча Пророка ﷺ с жителями Медины

По пути в Медину Пророк ﷺ остановился в Кубаъ и провел там несколько дней. В Кубаъ за эти дни построили мечеть, в которой Пророк ﷺ вместе с ансарами и мухаджирами совершил намаз в спокойствии и безопасности, после чего они все отправились в Медину. («Нуруль-якин », с. 77).

Все жители Медины вышли на окраину города, чтобы там встретить Пророка ﷺ . Они очень обрадовались приходу Пророка ﷺ и встретили его, распевая приветственные стихи, нашиды. Они вели его до Медины, взяв за уздечку верблюда. Каждый просил Пророка ﷺ , чтобы он остановился у него и был готов принять его с почетом. Но Пророк ﷺ сказал, что Всевышний повелел его верблюду остановиться на определенном месте, и верблюд сел у дома . («Ар-Рахикуль-махтум », с. 259).

После того, как Пророк ﷺ обосновался в Медине, он отправил в Мекку за своей семьей Зайда бин Хариса и Абу Рафиъ. Им он отдал 500 дирхамов и два верблюда. Вместе с ними Пророк ﷺ отправил Ибн Урайкита, чтобы он указал им путь. Они привели дочерей Пророка ﷺ Фатиму и Уммукульсум, его жену Савдат, Умму Айман, а его дочери Зайнаб переселиться не разрешил ее муж Абу Ас. («Ар-Рахикуль-махтум », с. 261).

переселение Пророка из Мекки в Медину

Хвала Аллаху, который отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы возвысить её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам. Мир и благословение избранному Аллахом в качестве доброго вестника и предостерегающего увещателя для миров, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Посланник Аллаха ﷺ является примером и светочем, указывающим путь всем людям. Его жизнь переполнена событиями, являющимися уроком для его последователей, вдохновляющими их к благим поступкам. Одним из таких событий является Хиджра (переселение) Пророка из Мекки в Медину.

Причины Хиджры

Для совершения Хиджры были причины. Среди них необходимость переселения в силу известных причин и обстоятельств, а также ряд причин упомянутых ниже. Самые главные из этих причин:

— Усиление вражды со стороны курайшитов и располагавшихся вокруг Мекки обществ против призыва Пророка ﷺ, которая проявлялась в его отвержении, а также идеологическом и экономическом противостоянии. Дело дошло до того, что они прибегли к преступному решению: покушению на жизнь Пророка ﷺ с тем, чтобы приостановить пророческую деятельность Мухаммада ﷺ. Это послужило поводом для поиска другого, более благополучного места, где будет принято небесное напутствие и будет свобода для его распространения среди людей.

— Потеря в Мекке самого дорогого помощника и защитника. Большая часть родственников Пророка ﷺ выступили против призыва к Исламу, и к нему на помощь пришли только несколько членов его семьи, самым главными из которых были его дядя Абу Талиб и жена Хадиджа. По воле Аллаха им суждено было покинуть этот мир в один и тот же год. Абу Талиб и Хадиджа были для Пророка ﷺ надежной опорой и помощью.

— Поиск подходящей среды для принятия призыва Пророка ﷺувенчался успехом, когда группа жителей Медины поспешили присягнуть Пророку ﷺ на принятие веры, предоставление убежища и оказание помощи (вторая присяга Акабы в Мине).

— Сохранение пророческого послания беспристрастным, чтобы честь и заслуга этого послание принадлежала только Аллаху и Его Посланнику, и никто не мог сказать, что мекканцы поддерживали Пророка ﷺ из-за национальной и племенной принадлежности. Воля Аллаха была в том, чтобы он и его призыв были приняты чужим обществом, а не его соотечественниками.

Краткое описание Хиджры

Когда со стороны курайшитов усилились вражда и козни против Пророка ﷺ, он решил совершить хиджру и начал тщательно готовиться к этому событию. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха пришел к Абу Бакру и сказал: Я получил разрешение переселиться. И тот воскликнул в ответ: Значит ли это, что я буду сопровождать тебя?l Аиша продолжает: Клянусь Аллахом, я никогда раньше не видела, как плачут от радости, пока не увидела в тот день плачущего Абу Бакра».

Пророк ﷺ и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) вышли из Мекки и направились в пещеру Саур, которая находилась к югу от Мекки, и укрылись в ней.

Абу Бакр отдал поручение своему сыну Абдуллаху прислушиваться в городе ко всему, что о них говорят, и приносить эту информацию вечером того же дня к ним в пещеру. А Асма дочь Абу Бакра каждый вечер должна была снабжать их продовольствием и всем необходимым в этих условиях.

Курайшиты объявили вознаграждение в сто верблюдов тому, кто приведет Пророка и его спутника и люди начали усердно искать. Преследователи добрались и до входа в пещеру. Абу Бакр рассказал: «Находясь в пещере вместе с Пророкомﷺ , я сказал ему: О Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас! Пророк ﷺ ответил: А что ты скажешь о двоих, третьим из которых является Аллах. Мы покинули пещеру, когда поиски все еще продолжались, и никто не смог обнаружить нас кроме Сураки ибн Малика бин Джу’шума, который преследовал нас верхом на коне. Тогда я воскликнул: Это погоня настигла нас, о Посланник Аллахаl Он же сказал мне: Не печалься, поистине Аллах с нами!» Всевышний Аллах спас Пророка ﷺ от козней курайшитов и они не смогли его победить. Он благополучно добрался до Медины, и жители города встретили Пророка ﷺ с любовью и радушием. Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот день, когда посланник Аллаха ﷺприехал к нам, и никогда не видел дня более мрачного, чем тот день, когда Посланник Аллаха ﷺ умер».

Пророк (с.г.в.) с Абу Бакром (р.а.) добрались до пещеры Севир недалеко от Мекки и вошли в нее. И в это время проснулся Иблис и разбудил остальных.

Мухаммад убежал, - сказал он.

Откуда ты знаешь?

Я ни разу в жизни не засыпал. Он рассыпал над нами землю, вот мы и уснули. А он спокойно ушел. Они стряхнули землю с головы, а потом увидели, что в доме спит хазрати Али (р.г.).

Где твой товарищ? - спросили они.

Не знаю, - ответил Али (р.г.).

По их следам они добрались до пещеры и увидели, что вход в пещеру затянут паутиной. И тут же одна голубица свела гнездо, а в гнезде из яиц вылупились птенчики.

Они сказали:

Если бы Мухаммад вошел в пещеру, то этих бы здесь не было.

Они долго ходили вокруг пещеры. Абу Бакр (р.г.) сильно испугался. Мухаммад (с.г.в.) сказал ему:

Не бойся! Аллах вместе с нами.

Не случайно Аллах говорит в Коране:

«Он (Мухаммад) сказал своему спутнику (Абу Бакру): "Не скорби, ибо Аллах - с нами"».

Я увидел в «Шахнаме» следующее:

Когда Абу Бакр ас-Сыддик испугался неверующих, Пророк (с.г.в.) сказал ему:

Абу Бакр (р.г.) , погляди на эту сторону.

Хазрати Абу Бакр (р.г.) посмотрел и увидел там море, а на берегу - готовую к отплытию лодку.

Если они войдут, то мы сядем на эту лодку и отплывем в этом направлении, - сказал Пророк (с.г.в.).

Однако неверующие не заметили их, они словно ослепли. Вскоре они убрались оттуда, как будто их кто-то прогнал. После этого Пророк (с.г.в.) и Абу Бакр (р.г.) благополучно продолжили путь в Медину.

Всевышний велел Джибрилю и Микаилу (мир им):

Я создал вас братьями. А теперь Я сделаю так, что один из вас проживет дольше другого. Пусть один из вас отдаст свою жизнь другому.

Но они не согласились с этим, оба хотели прожить долгую жизнь.

И тогда Аллах Всевышний велел:

Вы не стали такими, как Али, который стал настоящим братом Мухаммаду, ибо согласился лечь в его постель, жертвуя своей жизнью. А теперь идите, защищайте Али от врагов.

Джибрил и Микаил (мир им) сошли на землю. Джибрил (а.с.) сел у изголовья Али (р.г.), а Микаил (а.с.) сел возле его ног.

Не найдя Мухаммада (с.г.в.), неверующие три дня обсуждали это событие между собой. После этого они отправили в Медину человека по имени Сурака бин Малик. Это был один из арабских богатырей. Он догнал Пророка (с.г.в.) и Абу Бакра (р.г.) по пути в Медину.

Увидев его, Абу Бакр (р.г.) воскликнул:

О, Расулюллах! Сурака догоняет нас.

Не беспокойся, - сказал Пророк (с.г.в.).

Когда осталось совсем немного, чтобы догнать, Сурака крикнул:

Эй, Мухаммад! Кто спасет тебя сегодня из моих рук?

Пророк (с.г.в.) ответил:

Всемогущий и Всесокрушающий Аллах.

Тотчас явился Джибрил (с.г.в.) и сказал:

О, Мухаммад! Аллах велел сообщить, что он отдал землю в твое распоряжение, и ты можешь делать с ней, что хочешь.

Пророк (с.г.в.) воскликнул:

О, Земля! Схвати Сураку.

Мгновенно разверзлась земля, и ноги Сураки по колена ушли под землю.

Сурака стал просить о помощи, умолял пощадить его. Пророк (с.г.в.) произнес дуа, и земля отпустила Сураку. Он семь раз просил пощады и спасался. И все же задумал убить. На восьмой раз он добрым намерением, искренне покаялся и промолвил:

О, Мухаммад! Я понял, что во всех мирах будут слушаться твоего повеления.

Пророк (с.г.в.) предложил ему принять Ислам. Однако Сурака сказал:

Не требуй от меня этого!

Пророк (с.г.в.) попросил Сураку повернуть обратно преследовавших его курайшитов, и тот согласился.

Когда Сурака вернулся, Абу Джахиль спросил у него:

Эй, Сурака! Ты разве не нашел Мухаммада?

Нет, не нашел, - ответил Сурака.

Услышав эти слова, они повернули обратно и вернулись в Мекку.

В "Аль-Кашшафе" приводится такое предание от Анаса ибн Малика (р.г.):

В ту ночь, по воле Аллаха, перед входом в пещеру выросло одно дерево. Прибежал паук и сплел свою паутину. Затем прилетели два голубя и на ветках дерева свили гнездо. После этого к пещере приблизились два курайшита и крикнули остальным преследователям:

Будьте внимательны! Они могут находиться здесь, в этой пещере.

Однако другие сказали, что их наверняка здесь нет, и прошли мимо.

Утром они решили вернуться к пещере и внимательно все осмотреть. У входа в пещеру они увидели, что два голубя свили здесь гнездо. Увидев их, птицы улетели. Мушрики решили, что Пророка (с.г.в.) здесь нет.

Необходимо знать, что после того, как Расулюллаху (с.г.в.) исполнилось сорок лет, и ему было даровано пророчество, он показал так много чудес, что их невозможно сосчитать. Показанные им чудеса были ясными и реальными.

Таким образом, истинность пророческой миссии Расулюллаха (с.г.в.) доказана множеством бесспорных доводов. Сахабы уверовали в него и стали настоящими кладезями знаний и большими учеными.

Из книги "Анваруль ашикын"

Пророк после второго байата при Акабе позволил асхабам переезд в Медину (Йасриб). Первыми сюда переехали Амир б. Рабиа с женой Лейла бинт Хасма, следом за ними последовали другие группы асхабов из Мекки. Здесь не нужно забывать что еще раньше, до этого переезда, несколько асхабов покинув Мекку обосновались в Медине. Среди них были переехавшие в Медину до бейатов в Акабе Абу Салама аль-Махзуми и его супруга Умму Салама и Мус"аб б. Умайр с Абдаллах б. Умму Мактум, которых после первого бейата в Акаба. Пророк отправил его в Медину с целью оповещения Ислама.

В основном переезд совершался скрытно. Потому что многобожники Курайшиты не желали отдаления мусульман из Мекки, прилагали все усилия чтоб предотвратить переезд, впредь до того, что даже заключали мусульман в тюрьму. Например при возвращении Абу Салама с супругой Умму Саламе из Абиссинии в Мекку, они взяв с собой своего сына Саламе отправились в путь, для переезда в Медину. Но близкие Умму Саламы не разрешили ей покинуть Мекку и Абу Салама был вынужден оставив жену и ребенка в Мекке, один переехать в Медину. С другой стороны семья Абу Саламы против проделок семьи Умму Саламы, забрали Салама у матери. Оставшись вдалеке от мужа и сына Умму Салама впала в глубокую печаль и целый год, не переставая плакала. Наконец родственники, сжалившись над ней разрешили переехать в Медину. Тогда и семья Абу Саламы вернула ребенка матери. Умму Салама вместе с сыном, одна вышла в путь по направлению в Медину. Встретив в пути Осман б. Талху, под его покровительством достигла Кубы и встретилась с Абу Саламой. Хишам б. Ас завершил все приготовления в путь но, многобожники во главе с его родным отцом насильно заковали его в цепи. Аййаш б. Абу Раби" был на полпути переезда, в Кубе, где его настигнули родные по матери братья Абу Джахл и Харис б. Хишам, которые ложью о болезни матери содействовали его возвращению в Мекку; и конечно же после возврата сразу заключили его в тюрьму. Хишам б. Ас и Аййаш б. Абу Раби" на 7-ом году по хиджре (629 г.) спаслись от плена многобожников и переехали в Медину. Жители Мекки узнав о намерении хиджры Сухайб б. Синан ар-Руми не заплатили ему долги и наложили арест на имущество. Сухайб смог осуществить хиджру лишь при условии оставить все нажитое добро жителям Мекки. Здесь, различную сущность представляет из себя хиджра Омара. Он после тавафа Каабы совершил два раката намаза и бросив вызов многобожникам, прямо у них на на глазах, вышел в дорогу.

После разрешения хиджры многие из асхабов, в короткое время переселились в Йасриб. В Мекке остались Пророк Мухаммад и Абу Бакр с семьями, Али с матерью, те кто был не в силах совершить хиджру и некоторые из асхабов, переезду которых учинили препятствия. Между тем Абу Бакр обращаясь к Пророку просил разрешения на хиджру, на что каждый раз получал один и тот же ответ: "Не спеши! Надеюсь Всемогущий Аллах наградит тебя другом для пути."

Многобожники курайшиты увидев, что мусульмане в рамках невиданного до этого понятия самоотверженности, ради веры добровольно оставив свои дома и нажитое до этого добро переезжали в Йасриб. Они стали серьезно опасаться, что со временем и Пророк Мухаммад переселиться в Медину и вместе с асхабами будут составлять серьезную для них опасность и угрозу. Для определения стратегии борьбы они собрались в Дару-н-надва (дом собрания). Не допустив на это собрание никого из рода Пророка Мухаммада, хашимитов, многобожники приняли решение о ссылке или аресте Пророка. В конце данного собрания, по предложению Абу Джахла вынесли решение о смертном приговоре Пророку и чтоб предотвратить кровную месть хашимитов за это убийство решили, что оно будет совершено не одним человеком, а группой состоящей из одного представителя каждого племени. Узнав из вахйа (откровение) об этом заговоре, Пророк с Абу Бакром сразу принялись за подготовительные работы для хиджры. Для оказания услуг путеводителя они договорились с Абдаллах б. Урайкыт. Несмотря на то что Абдаллах б. Урайкыт был многобожником, он являлся очень надежным и отважным человеком. Абу Бакр вручил два верблюда путеводителю и договорился с ним о встрече через три дня у подножья горы Севр. Пророк, чтоб не привлекать внимания многобожников своем отсутствием поручил Али вернуть хозяевам отданные ему на сохранение вещи. Пророк и Абу Бакр в полночь тронулись в путь и достигнув горы Севр, на юго-западе Мекки, скрылись в одной пещере. Они провели там три дня и на протяжении этого срока, сын Абу Бакра ночами навещал их и сообщал о городских новостях. Пастух стада овец Абу Бакра Амир б. Фухайра, пригнал животных к пещере и доставлял им молоко и съестное, впоследствии Амир б. Фухайра вместе с ними совершил хиджру.

Курайшиты многобожники в доме Пророка вместо него самого застав только Али подвергли его допросу, но не добившись желаемого ответа они избили Али и заключили в тюрьму. Продержав там определенное время отпустили на свободу. Затем они пошли к Абу Бакру и пытались получить сведения от его дочери Асмы. Не получив желаемого ответа и от Асмы, Абу Джахл не видя в этом ничего зазорного избил беззащитную женщину. Не найдя Пророка в Мекке многобожники поняли, что он покинул город и обыскав всю ближайщую местность послали во все концы вестников. Совершая поиск, они пришли к входу в пещеру на Севре. Но, поволе Всевышнего Аллаха вход в пещеру был оплетен паутиной, увидев это они решили что внутри никого нет и повернули назад. Увидев многобожников у входа в пещеру Абу Бакр испытал большой испуг, на что Пророк произнеся: "Ты не бойся! Конечно же Аллах с нами" (ат-Тавба, 9/40), успокоил своего спутника. После трех дней в пещере, как было и договорено, путеводитель Абдаллах б. Урайкыт привел верблюдов на Севр. Они вышли в путь из Севра в Йасриб, в прибрежном направлении. В целях избежания какой-либо опасности вместо обычных дорог они предпочли другие пути, временами это были каменистые горы, временами дорога посреди пустыни. Курайшиты прибегали к различным уловкам чтоб найти Пророка Мухаммада и объявили награду размером в сто верблюдов тому, кто найдет его, но не достигли никаких результатов. Польстившись на награду Курайшитов, известный следопыт Сурака б. Малик вышел на поиски Пророка. Достигнув путников копыта лошади Сураки чудесным образом погрузились в песок. Пытаясь выкарабкаться Сурака отказался от преследования. Подобную опасность путники пережили и на землях племени Аслам. Вождь племени Бурайда б. аль-Хусайб перерезал дорогу путникам, но после короткой беседы с Пророком он сам и все его племя приняли Ислам. Бурайда сопровождал путников до границы своих земель. Достигнув местечка Джухфа, где пересекались дороги хиджры и путь караванов, Пророк вспомнил дорогу Мекки и испытав скуку по родному городу погрузился в печаль. По этому поводу был ниспослан айат (аль-Касас, 28/85), в котором сообщалось о возврате в Мекку. Во время хиджры произошли и приятные события. Например, путники с целью запастись съестным в Кубайде посетили шатер в котором находилась Умму Ма"бад Атика бинт Халид. Здесь Пророк произнеся "Бисмиллах-ир-Рахман-ир-Рахим" принялся доить истощенную, неимевшую молоко козу. Коза дала большое количество молока, которое хватило всем присутсутвующим и даже остался излишек. Когда муж вернулся в шатер Умму Ма"бад рассказала ему о случившемся и по просьбе мужа описала Пророка литературным языком. Ее выражения стали предметами тем для литературы хильйа и дошли до наших дней.

Мусульмане в Йасрибе узнали что Посланник Аллаха покинул Мекку и стали испытывать беспокойство из-за его опоздания. Каждое утро они выставляли наблюдателя в местечки Харра на дороги Мекки, который находился на посту с раннего утра до наступления нестерпимой жары. Опять после безрезультатного ожидания 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622 года) в понедельник мусульмане вернулись домой. Но именно в тот момент находившаяся на крыше трехэтажного дома девушка-еврейка заметила приближавшуюся к городу группу всадников, она поняла что это ожидаемые гости и громко закричав известила горожан о группе, что невдалеке. Услышав это мусульмане выбежали в Харру чтоб встретить бесценного Посланника Всевышнего. Пророк был гостем в доме Кульсум б. Хидм в Кубе, что на расстоянии одночасовой дороги от Медины. Он остался в этом городке несколько дней и построил там мечеть. Между тем, вернув хозяевам оставленные Пророком вещи, Али следуя его указу покинул Мекку. Али выходил на дорогу только по ночам, днем скрывался от нежеланной втречи с врагами и таким образом настиг Пророка в Кубе. В предании говорится, что по прибытии в Кубу возле Али находились его мать Фатима бинт Асад, супруга Пророка Мухаммада Савда бинт Зам"а, дочери Фатима и Умму Кульсум, семья Абу Бакра. Помимо этого существуют сведения, что семьи Пророка и Абу Бакра под покровительством Зейд б. Хариса и Абу Рафи" прибыли в Медину в более поздний срок. Пророк вместе с окружающими, в пятницу 12 дня месяца раби" аль-аввал 1 (24 сентября 622 года) вышил в путь из Кубы в Йасриб. При наступлении времени пятничного намаза заехал к племени Салим б. Авф, земли которых находились на равнине Рануна, прочитал там первую пятничную хутбу и исполнил обязанности имама при совершении пятничного намаза. Пророк в данной хутбе после благодарения Аллаху сказал что, все люди в загробном мире непременно будет отчитываться за все содеянное; каждый будет ответствен за своих подопечных; после смерти, человеку кроме добрых поступков и намерений совершенных при жизни, ничто не поможет; посоветовал не делая различий между большими и маленькими стараться совершать как можно больше добрых дел и благих намерений и таким образом готовиться к загробному миру. После молитвы Пророк продолжил путь. Жители Йасриба восхищенно встретили прибытие Посланника Аллаха, в городе царила невиданная до этого праздничное и радостное настроение. Выстроившись по обе стороны дороги, все жители от мала до велика, с большой радостью встречали Посланника Аллаха. Под звуки тамбуринов они в стихах высказывали свои чувства: "из-зи гор Вада лунное сияние озарило нас, при продолжении призыва к Аллаху нам ваджип выражать благодарение, О, Посланник/ нам остается только почитать тебя, добро пожаловать в наши ряды, это большая гордость для нас." Каждый из них, от всего сердца желал чтоб Пророк посетил его дом, чтоб был его гостем, со всех сторон слышались настойчивые приглашения. Пророк Мухаммад верхом на своем верблюде Касва приветствовал народ и выразил свое благодарность. Войдя в город он объявил что посетит самый близкий к месту дом, где остановится его верблюд. Честь оказать гостепреимство Пророку выпала на долю Абу Аййуб аль-Ансари (Халид б. Зейд). Таким образом пришел конец периоду Мекки, полному мучений и страданий и в истории Ислама начался новый период. После этого Йасриб стал упоминаться под именем Мединат-ур-Расуль или аль-Медина аль-мунаввара, которое означает город Пророка.

В источниках имеются различные сведения о дате отбытия Пророка из Мекки, заезда в Кубу и прибытия в Медину. В результате исследования преданий по этому поводу стало известно следующее: 26 сафар (9 сентября 622) в четверг жители Мекки приняли решение об убийстве Пророка, узнав об этом Пророк в ту же ночь покинул город и скрылся в пещере Севр; с 27 по 29 сафар (10-12 сентября 622) провел в пещере; в понедельник 1 раби" аль-аввал (13 сентября 622) покинув пещеру тронулся в путь по направлению в Йасриб; в понедельник 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622) прибыл в городок Куба; и в пятницу 12-го дня месяца раби" аль-аввал (24 сентября 622) вошел в Медину.

В числе важнейших вех в истории ислама - переселение первых мусульман из Мекки в Медину, именуемое хиджрой.

О значимости этого события говорит хотя бы тот факт, что исламское летосчисление ведёт отсчёт именно с той даты, т.е. с 16 июля 622 года по григорианскому летоисчислению (Милади).

Хиджра в Эфиопию

Переселению в Медину предшествовала первая хиджра в истории ислама - в Эфиопию. В самом начале пророческой миссии мусульмане начали претерпевать гонения и издевательства со стороны многобожников. Мекканцы подвергали верующих пыткам, стремясь заставить их отказаться от религии Аллаха и вернутся к джахилии. Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.), который был главным объектом нападок со стороны язычников, прекрасно видел это. Спустя некоторое время он посоветовал мусульманам в христианскую Эфиопию. Выбор пал на это государство, так как Пророк (с.г.в.) убедился, что им правит справедливый царь, который не занимается притеснениями людей по религиозному признаку.

В 615 году по Милади (спустя 5 лет с начала пророческой миссии) первая группа верующих отправилась в Эфиопию. Сам Пророк (с.г.в.) решил остаться в Мекке, а переселенцев возглавил его сподвижник Усман ибн Аффан (р.а.). Спустя три месяца мусульмане вернулись в Мекку. Однако, оказавшись в родных краях, они осознали, что за прошедшее время отношение многобожников к мусульманам не изменилось. Под гнётом пыток и издевательств верующие принимают решение повторно совершить хиджру в Эфиопию. На этот раз уже мусульман было в несколько раз больше и группу возглавил Джафар ибн Абу Талиб (р.а.).

Предпосылки переселения в Медину

В те годы давление на мусульман со стороны мекканских многобожников лишь возрастало. Язычники опасались распространения влияния ислама, так как это угрожало их интересам. Именно поэтому они всячески давили на верующих, чтобы сбить их с истинного пути и принудить вернуться к поклонению идолам.

Для мусульман этот период был очень тяжёлым, так как им в одиночку приходилось противостоять многобожникам, которые на тот момент были абсолютным большинством. В столь непростой ситуации Посланник Всевышнего (с.г.в.) принимает решение о совершении хиджры, то есть переселении в Йасриб (Медину). Выбор пал на этот город ввиду того, что местные жители пообещали приютить у себя мекканских братьев.

Хиджра

В 622 году начинается переселение первых мусульман из Мекки в Медину. Верующие совершали хиджру тайно и малыми группами с целью обезопасить себя от провокаций со стороны своих недругов. Однако один мусульманин сделал это открыто. Им был один из ближайших сподвижников Пророка (с.г.в.) - (р.а.), ставший впоследствии вторым праведным халифом. Дело в том, что до принятия ислама Умар пользовался большим авторитетом у мекканцев. Он был необычайно силён как физически, так и духовно. После перехода в лоно новой религии многие многобожники возненавидели его, но вступить с ним в схватку никто не осмеливался.

В те сложные времена верующие вынуждены были оставить свои жилища и имущество и отправиться в путь, как им посоветовал Пророк Мухаммад (с.г.в.), который одним из последних покинул Мекку. В пути его сопровождал наиболее близкий друг, сахаб Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.), ставший впоследствии его преемником.

После прибытия в Медину мекканские мусульмане (мухаджиры) нашли тёплый приют среди своих единоверцев - ансаров.

Последствия

В результате переселения Пророка (с.г.в.) и его единомышленников в Медину стало возможным создание первого в мире мусульманского государства, в котором сожительствовали в мире и согласии как мусульмане, так и представители других авраамических религий - христиане и иудеи. Йасриб стал отправной точкой создания мусульманской уммы, сфера влияния которой с годами лишь разрасталась и впоследствии привела к созданию могущественной империи - .

Кроме того, в Медине верующие получили возможность свободно и без каких-либо опасений посещать мечети, выполнять намазы, поститься и совершать дуа. Тем самым, после тяжёлых лет угнетения и унижений мусульмане обрели спокойствие и гармонию, начав новую жизнь.

Эти и многие другие факторы оказали влияние на то, что именно это событие было выбрано вторым праведным халифом Умаром ибн Хаттабом (р.а.) как точка отсчёта нового мусульманского лунного календаря, принятого в 15 году хиджры.