Тест «Познание» Объективная реальность, данная в сознании человека, это. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность Объективная реальность данная нам в ощущениях

E. конечная субстанция, первооснова всего существующего

12. Что такое атрибут материи (определение)?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. Другой вариант ответа

E. «Вещь в себе»

13. Эмпирическое познание опирается на методы:

A. анализа, синтеза, обобщения

B. индукции, дедукции, абстрагирования

C. наблюдения, описания, эксперимента

D. идеализации, моделирования, аксиоматизации

E. математизации, формализации, аналогии

14. Укажите высшую форму движения материи:

A. биологическая

B. механическая

C. социальная

D. химическая

E. физическая

15. Как называется в гносеологии знание, не соответствующее своему предмету не совпадающее с ним?

A. ложью

B. ошибкой

C. заблуждением

D. истиной

E. дезинформацией

16. Укажите противоположный диалектике метод:

A. индукция

C. метафизика

D. дедукция

17. Какое из перечисленных понятий обладает наибольшей степенью общности?

A. Индивид

B. Человек

C. Индивидуальность

D. Субъект

E. Личность

18. Основанная К. Марксом историческая форма материализма есть:

A. догматический материализм

B. вульгарный материализм

C. метафизический материализм

D. диалектический материализм

E. наивный материализм

19. Данное положение выражает сущность материалистического понимания истории:

A. общество есть сумма индивидов

B. история общества определяется элитой

C. общественное бытие определяет общественное сознание

D. общество и его история зависят от воли Бога

E. развитие личности зависит от великой личности

20. Под источником «положительного» знания в позитивизме понимается:

B. искусство

D. философия

E. религия

21. Представитель французского экзистенциализма XX века?

B. Вольтер

D. Хайдеггер

22. Архетипы, согласно, К.Г. Юнгу, являются:

A. личностным бессознательным

B. сверхличностным бессознательным

C. бессознательным

D. коллективным бессознательным

E. мировым бессознательным

23. Сторонники, какого подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

24. Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства?

A. онтологический

B. аксиологический

C. религиозный

D. сакрально-символический

E. антропоцентрический

25. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:

A. Наука о справедливости

B. Наука о совести

C. Наука о жизни

D. Наука о добре

E. Наука о человеке

Вариант 2.

1. Какие философские школы относятся к сциентическому направлению развития современной философии ХХ века?

A. «Философия жизни», экзистенциализм, персонализм, психоанализ

B. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки, структурализм

C. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм

D. Номинализм, реализм, субъективный идеализм

E. Буддизм, христианство, ислам

2. Какое из приведенных определений характеризует герменевтику, являющуюся одной из основных течений философии ХХ в.?

A. философия индивидуально-человеческого бытия

B. философия истолкования, понимания текстов

C. философия структурных оснований культуры

D. философия бессознательного

E. философия языковой реальности

3. Кто из представителей философии ХIХ века считается родоначальником позитивизма (позитивной науки)?

B. О. Райхенбах

C. З. Фрейд

D. Д. Дьюи

A. Ф.Ницше

B. С.Кьеркегор

D. А.Шопенгауэр

E. Ж.П.Сартр

5. Архетип по К.Юнгу:

A. синоним рационального

B. набор гипотез

C. доопытные идеи, элемент бессознательного

D. синоним бессознательного

E. законы формальной логики и формы мышления

6. Кто из казахских мыслителей утверждал, что исконной религией казахов был шаманизм?

A. Ы. Алтынсарин

B. А. Кунанбаев

C. Ч. Валиханов

D. А. Яссауи

E. Ш. Кудайбердиев

7. В каком своем труде Ш. Кудайбердиев приводит 5 аргументов в пользу материализма?

A. «Каноны мусульманства»

B. «Три истины»

C. «Следы шаманства у киргизов»

D. «Слова назидания»

E. «Кудатку билик»

8. Основное место в философии В. Соловьева занимает:

A. Идея всеединства

B. Проблема первоосновы мира

C. Проблемы логики

D. Проблема космоса

E. Проблема жизни и смерти

9. Представителями какого направления были русские философы Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский?

A. интуитивизм

B. космизм

C. неокантианство

D. иррационализм

E. гегельянство

10. В каком понятии конкретизируется понятие «бытие»?

A. Сущность

B. Движение

C. Материя

D. Субъективная реальность

E. Пространство

11. Какой формой бытия является существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира:

A. материальное бытие

B. идеальное бытие

C. человеческое бытие

D. социальное бытие

E. феноменальное бытие

12. Каково философское понятие пространства и времени?

A. Пространство и время – это представления, присущие человеку от рождения, они ему даны до всякого опыта

B. Пространство и время субъективны, так как воспринимаются каждым человеком по-своему

C. Пространство и время – формы бытия движущейся материи

D. Другой вариант ответа

E. Пространство и время – это философские абстракции

13. Какие важнейшие характеристики движения (т.е. присущие всем формам движения)?

A. Изменчивость

B. Устойчивость

C. Первые две характеристики

D. Другой вариант ответа

E. Социальность

14. Основные формы чувственного познания:

A. рассудок, разум, дух

B. понятие, суждение, умозаключение

C. интуиция, память, воображение

D. ощущение, восприятие, представление

E. гипотеза, идея, теория

15. Как называется форма рационального мышления, с помощью которой что-либо отрицается или утверждается?

A. суждение

B. понятие

D. умозаключение

16. Гуманистическая философия высшей ценностью считает:

A. общество

B. природу

C. человека

D. технику

E. социальную группу

17. Сторонники, какого подхода считали, что пространство и время связаны с материей и являются особыми отношениями между материальными телами?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

D. субъективно-идеалистический подход

E. объективно-идеалистический подход

18. Как называется философская концепция о закономерности и обусловленности явлений мира?

A. Релятивизм

B. Агностицизм

C. Детерминизм

D. Рационализм

E. Гилозоизм

19. Представители славянофильства в России XIX в.:

A. Хомяков А.С., Киреевский И.В.

B. Илларион, Филофей

C. Нил Сорский, Максим Грек

D. Ломоносов М.В., Радищев А.Н.

E. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г.

20. В русской философии идея сочетания единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям:

A. Религиозность

B. Соборность

C. Историософия

D. Всеединство

E. Коллективизм

21. Научное познание – это:

A. преобразование материальных систем

B. чувственное отражение действительности

C. накопление эмпирических фактов

D. совокупность практических знаний

E. отражение действительности в ее существенных закономерностях и отношениях

22. Что является принципиальным в процессе познания?

A. наличие способности к познанию

B. наличие предмета познания

C. необходимо наличие субъекта и объекта познания

D. наличие средств познания

E. наличие абсолютного самопознания

23. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:

A. априорные знания

B. дедуктивные методы

C. интуицию

D. факт наблюдения и эксперимента

E. умозаключения

24. Аналитическая философия подвергла анализу:

B. чувства

C. интуицию

25. К какому субъективно-идеалистическому философскому направлению, сложившемуся на рубеже XIX и XX вв. относятся Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон?

A. Экзистенциализм

B. Психоанализ

C. Позитивизм

D. «Философия жизни»

E. прагматизм

Вариант 3.

1. Основатель герменевтики:

C. Шлейермахер

2. Что включает понятие "сверх - я" по З.Фрейду?

A. сферу сознания

B. нормы общества, воспринятые человеком

C. слой бессознательного

D. материальные объекты

E. идеальное и материальное

3. Основатель экзистенциализма, датский философ, автор книг «Страх и трепет», «Или – или»:

A. С. Кьеркегор

D. А. Тойнби

E. О. Шпенглер

4. Вторая историческая форма позитивизма - махизм - это то же самое, что и:

A. объективный идеализм

B. субъективный идеализм

C. материализм

D. эмпириокритицизм

E. неопозитивизм

5. В неопозитивизме центральное место занимает проблема:

C. познания

Объективная реальность, данная в ощущении

Дракон – это сущее

Идеальное

2. трансцендентальное

3. нереальное

4. материальное

Материя и бытие

1. материя шире

Бытие шире

3. равны по объёму

4. Движение – это

Всякое изменение вообще

2. перемещение тел

3. развитие

Пространство и время

Атрибутивны

2. трансцендентальны

3. абсолютны

Относительны

5. субстанциальны

1. субстанция

Сознание

4. небытие

Человек – это существо биологическое

3. человек – это существо социальное

Человек – это машина

8. Механицизм – это

1. идеализм

2. материализм

3. агностицизм

Редукционизм

9. Учение о бытии относится к

Онтологии

2. социальной философии

3. аксиологии

4. антропологии

5. гносеологии

10. Независимость материи от сознания утверждает

Материализм

2. дуализм

3. агностицизм

4. идеализм

11. Объективное – это

1. зависимое от сознания

2. материальное

Не зависимое от чел. сознания

4. идеальное

Общее

12. Субъективное – это

Зависимое от сознания

2. материальное

3. не зависимое от чел. сознания

4. идеальное

Индивидуальное

13. Соотнесите положение и теорию:

1.Пространство и время – субстанциальны 2 1. Философия Канта

2.Пространство и время – релятивны 3 2. Теория Ньютона

3.Пространство и время - субъективны 1 3. Теория Эйнштейна

14. Согласно материализму материя – это

1. атрибут

4. энергия

Субстанция

15. Отказ от материализма и понятия материи в к.19 – нач. 20 вв. был вызван

1. открытием сложного строения атома

Относительности пространства и времени

Кризисом механицизма

4. открытием эл.-маг. поля

16. Диалектика – это

1. искусство красноречия

2. теория познания

3. социальная философия

Теория развития

1. законы общества

Логические формы освоения всеобщих свойств мира

3. разделы теории диалектики

Атрибуты действительности

18. Принцип детерминизма раскрывает

Всеобщую обусловленность явлений

Всеобщую взаимосвязь

Всеобщее развитие

4. отсутствие развития

5. изменение действительности

19. Как можно охарактеризовать следующие стили мышления:

1. эклектика 2 1.опора на неизменные истины

2. софистика 3 2.механическое соединение разнообразных

сведений

3. догматизм 1 3.отрицание объективной истины



20. К историческим формам диалектики относятся:

Философия Гегеля

Философия Маркса

1. учение Гегеля 1 1. диалектика

2. Парменида 2 2. метафизика

3. Маркса 1

4. Гераклита1

5. механицизм Нового времени 2

22. Соотнесите закон диалектики и отражаемый им момент развития:

2. Перехода количественных изменений в качественные 2 2. механизм

3. Отрицания отрицания 1 3. источник

23. Согласно диалектике борьба за существование как фактор развития является 1. внутривидовой 2.между человеком и живым миром 3. межвидовой

24. Потеря одного волоса не делает человека лысым, но если последовательно выдергивать по волосу, то в какой-то момент потери следующего волоса (одного) можно констатировать лысину. Следовательно, потеря одного волоса ДЕЛАЕТ человека лысым. Так рассуждали софисты. На каком моменте какого закона диалектики спекулирует подобное рассуждение:

1. скачок 2. закон отрицания отрицания 3. закон перехода количественных изменений в качественные 4. противоречие 5.мера 6.отрицание 7.количественные изменения 8. спираль 9. закон единства и борьбы противоположностей

25. Диалектика предполагает, что источник развития находится

Внутри системы

2. вне системы

26. Деизм как метафизическое представление о развитии полагает, что источник изменения находится

1. внутри системы

Вне системы

27. Преформизм как метафизическое представление о развитии полагает, что изменения носят только

1. качественный характер

Количественный характер

28. Современные представления о развитии представлены

1. теорией систем

Синергетикой

3. диалектикой

29. Синергетика трактует развитие как процесс

1.однозначный 2. закрытых систем 3. нелинейный 4. линейный 5.детерминированный прошлым 6.детерминированный будущим 7.открытых систем 8. вероятностный



30. Сопоставьте идеи о развитии и теорию

1. внутренне противоречивый процесс 1 1. диалектика

2. непротиворечивый 2 2. метафизика

3. количественный и непрерывный 2

4. количественно подготовленные ка-

чественные скачки1

5. нелинейный 1

6. спиралевидный процесс2

Сознание

1. материально

2. трансцендентно

Идеально

32. При отражении передается

1. вещество

Информация

3. энергия

33. Отражение – это свойство

1. высокоорганизованной материи

2. живой материи

3. неживой материи

4. человека

Всей материи

34. Сознание – это

Свойство

2. материя

3. трансцендентная реальность

Субстанция

35. Соотнесите положение и концепцию

1. сознание – свойство материи 1 1. Идеализм

2. сознание – субстанция мира 3 2. Дуализм

3. сознание – одна из субстанций 2 3.материализм

36. Согласно вульгарному материализму, сознание

Материя

2. свойство материи

3. особая идеальная субстанция

37. Определенный комплекс безусловных рефлексов присущ

Биологическому виду в целом

2. всему живому

3. всей материи

4. отдельной особи

38. Определенный комплекс условных рефлексов присущ

1. биологическому виду в целом

2.всему живому

3.всей материи

4. отдельной особи

39. В условных рефлексах сигналом является

Условие жизни

2. физиологическое состояние организма

3. время года

4. членораздельная речь

40. Суть человеческого существования составляет

1. преобразование действительности

2. мышление о действительности

3. приспособление к действительности

41. Какое суждение верно:

1.Все действия человека являются собственно человеческими.

Всего живого

2. растений

3. животных

4. человека

5. всей материи

44. Язык – это

1. система образов

2. система предметов

Система знаков

45. Важнейшим фактором формирования сознания при здоровом мозге является 1. религиозная вера 2. слух 3. зрение 4.обучение моральным нормам 5. включение в человеческую деятельность

46. Сознание человека – это

2. творческое планирование деятельности

3. материальное явление

4. рефлекторное отражение

47. Сознание в отличие от психики

1. управляет приспособительной деятельностью 2. биологически рефлекторно 3. внеситуативно 4.социально 5. управляет творческим преобразованием себя и среды 6. дает понимание отличия себя от среды 7. объединяет себя со средой 8. ситуативно

48. Деятельность животных носит характер

1. инстинктивный 2.преобразовательный 3. сознательный 4.творческий 5.приспособительный 6. целеполагающий 7. потребительский

49. Чтобы предмет являлся знаком для человека , т.е. 1. не нес информацию 2. нес информации,

он должен 3.быть предметом договоренности 4.являться знаком от природы

1-4, 2-3

50. Сознательное действие человека противоположно

51. Роль предмета или процесса как знака в человеческом общении является результатом

1. врожденных склонностей человека 2. социальной условности 3. естественных объективных законов

52. Слова как сигнальная система 1. производны от биологических программ человека 2.не зависят от условий жизни 3. привязаны к условиям

53. Соотнесите формы отражения и их основные функции

1. Безусловный рефлекс 2 1. Обеспечивает универсальное выживание путем преобразования среды

2. Условный рефлекс 3 2. Удовлетворение базовых потребностей для выживания организма в любых условиях

3. Сознание 1 3. Выживание в определенных условиях жизни

54. Примером редукционизма в понимании сознания является понимание его как 1. программы переработки информации 2. инстинкта 3.высшей формы отражения 4. условного рефлекса

Гносеология изучает

Процесс познания

2. ценностное отношение

3. социальную жизнь

4. строение мира

5. соотношение форм движения

56. Процесс, методы, формы, результаты познания изучает

1. этика 2.аксиология 3.гносеология 4. онтология

57. Возможность адекватного познания отрицает

Агностицизм

2. рационализм

3. идеализм

4. эмпиризм

58. Агностицизм – это

1. учение, отрицающее познаваемость мира 2. учение о познании 3.учение о первичности материального 4. учение о первичности идеального

59. Агностицизм считает, что мы можем иметь информацию о

1. самом процессе познания 2. объекте 3.высшем разуме 4. собственном субъективном состоянии

60. Отрицание истины характерно для

1. эмпиризма 2.идеализма 3. агностицизма 4.рационализма 5. материализма

61. Человеку в познании дан не предмет как таковой, а состояния его собственного сознания. Следовательно, он не может знать предмет. Так рассуждает агностик

62. В каждый момент развития познания наше знание о мире неполно, приблизительно, а, значит, ошибочно. Так рассуждает агностик

63. Человек в состоянии адекватно отражать в знании предмет. Так рассуждает гносеолог

64. В каждый момент развития познания наше знание о мире неполно, приблизительно, но это приближает нас к знанию, более полному и точному. Так рассуждает ….

65. Независимый субъект познания – это

1. человеческое сознание

2. человечество в целом

3. сообщество ученых

Отдельный человек

66. Истина – это

1. свойство предмета

2. свойство субъекта

3. свойство отношения субъекта и объекта

Характеристика знания

67. Объект познания – это 1. только общество 2. сам субъект 3. часть объективной реальности 4. только природа 5. вся объективная реальность

68. Активность познавательной деятельности исходит от

1. материи 2.объекта 3.метода 4.прибора 5. субъекта

69. Объективность истины означает

1. логическую доказанность 2.зависимость ее от субъекта 3. отражение объекта 4. общераспространенность 5. ее не зависимое от субъекта существование

70. Истина 1. субъективна по содержанию 2. субъективна по форме существования 3.объективна по содержанию 4. объективна по форме существования

71. Сопоставьте положение и концепцию

1. в каждую эпоху человечество имеет относительно 2 1. агностицизм

верное знание 2. гносеологический

2. в каждую эпоху все, что у нас есть, - заблуждение 1 оптимизм

3. раз нет абсолютно верного знания, то нет

истинного знания вообще 1

4. относительно верное знание приближает нас к

абсолютной истине, до конца не достижимой 2

72. Истинное знание по содержанию

1. материально

Объективно

3. идеально

4. субъективно

73. Сопоставьте позицию по вопросу о том, что считать истиной, и философское учение

1. несомненность идеи, ее логическая

доказанность 4 1. позитивизм

2. соответствие идеи чувственным данным 5 2. прагматизм

истиной, верифицируемость идеи 1 4.рационализм

4.полезность идеи 2 5. эмпиризм

5.соответствие идеи и объекта, доказываемое

Практикой 3

74. Зависимость истинного знания от условий его выработки отражается в понятии

1. относительности истины 2.конкретности истины 3.абсолютности истины 4.абстрактности истины 5. объективности истины

75. Соотнесите аспекты истинного знания и их характеристику

2. способ его существования 3 2. объективность

3. ограниченность его истинности 4 3. субъективность

4. зависимость от условий выработки 5 4. относительность

5. совершенно достоверное, неопровергаемое 1 5. конкретность

76. К уровням познания вообще относятся 1. трансцендентальный 2. чувственный 3.рациональный 4.теоретический 5.метатеоретический 6. эмпирический

77. К чувственным образам относятся 1. факт 2.представление 3.ощущение 4.суждение 5.восприятие 6.умозаключение 7. понятие

78. К формам рационального познания относятся 1. понятие 2. теория 3.ощущение 4.суждение 5.восприятие 6.умозаключение 7.факт 8. представление

79. Отдельные свойства предмета отражаются в 1. восприятиях 2.представлениях 3. ощущениях 4. моделях 5. фактах

80. Непосредственное действие на органы чувств необходимо для наличия 1. восприятия 2.ощущения 3. представления

81. Сопоставьте образ и его определение

1. отражение отдельных свойств предмета, 1 представление

2 2.ощущение

2. отражение комплекса свойств предмета, 3. восприятие

действующего на органы чувств 3

3. отражение целого предмета, ранее

действовавшего на органы чувств 1

82. Соотнесите уровень познания и его характеристики:

1. чувственное познание 1.отражение единичного предмета 1

2. рациональное познание 2. отражение обобщенное, класса предметов 2

3. отражение случайных черт 1

4. отражение конкретности 1

5. отражение необходимых, закономерных

Черт 2

6. отражение сущности 2

7. в знаковой форме 2

8. наглядное 1

9. абстрактное 2

83. Какое отношение правильное:

Слово выражает понятие

2. понятие выражает слово

3. слово и понятие – одно и то же

84. Понятие – это

1. образ 2. знак 3.система знаков 4.идеальная модель сущности явления 5.способ выражения мысли 6.связь суждений 7. слово

85. К уровням научного познания относятся

1. онтологический 2.метатеоретический 3.эмпирический 4.рациональный 5.теоретический 6.тансцендентальный 7.гносеологический 8. чувственный

86. Эмпирический уровень науки

1. объясняет

2. описывает предмет

Чувствует объект

4. предсказывает

87. Модель в науке

Замещает

2. преобразует

3. обозначает предмет

4. выражает

88. К метатеоретическому уровню научному познания относятся

Научная картина мира

Эксперимент

2. факт науки

Наблюдение

5. закон науки

6. стиль постановки задач

90. Периодический закон Менделеева

1. теоретический

Эмпирический

3. статистический

91. Соотнесите элементы научного познания и уровень:

1.эмирический 1. факт науки 1

2.теоретический 2. сущностный закон 2

3.метатеоретический 3. Эксперимент 1

4. данные 1

5. теория 2

6. научная картина мира 3

92. Основным элементом теории является

Гипотеза

5. понятие

93. Примером теоретических законов науки являются

1. закон Бойля-Мариотта

Законы Ньютона

3. закон Ома

4. закон Гука

94. Образование льда при 0˚ С является

1. гипотезой 2. эмпирическим фактом 3.теорией 4. законом

95. Расставьте по порядку расположения в ходе развития научного познания

1. эмпирическое исследование 2.гипотеза 3.теория 4.проблема

96. Парадигма – это

1. научные данные 2.закон 3.метод 4.факт5.стиль мышления и исследования 6. теория

97. Разделение науки по дисциплинам проводится по

1. способам применения знания 2.роли в обществе 3.предмету изучения 4. характеру знания

98. Наблюдение и эксперимент – это явления эмпирического уровня научного познания.

99. Закон о сущности изучаемого явления формулируется на теоретическом уровне научного познания.

100. Научная революция – это явление метотеоретического уровня научного познания.

101. Общество – это

1. государство 2.личное общение 3.система надличных отношений 4.договор 5. большая группа людей

102. «Мнение правит миром», - писал Вольтер. Это положение соответствует идеалистической модели общества.

103. «Общественный строй зависит от типа водных ресурсов, которыми оно располагает», - считал Мечников. Это положение соответствует материалистической модели общества.

104. «Общественное бытие определяет общественное сознание», - считал Маркс. Это положение соответствует собственно материалистической модели общества.

105. Гражданское общество – это взаимодействие людей 1. вне права 2.вне государства 3.вне морали 4.внутри политики 5. вне экономики

106. Рассмотрение истории как совокупности несвязанных историй отдельных общественных организмов соответствует цивилизационный подходу к истории.

107. Рассмотрение истории как единого процесса общечеловеческого развития соответствует формационный подходу к истории.

108. Формация – это

1. стадия развития общества 2.группа людей 3.тип общества 4.часть общества 5. Цивилизация + тип производства

109. Общество образуется

1. волей свыше 2.самодостаточностью в обеспечении жизни 3. господствующими идеями 4.природными условиями 5. количеством людей

110. Соотнесите понимание исторического процесса и название теории:

1.формационный 1.челочество – единый субъект 1

2.цивилазиционный 2.человечество состоит из независимых организмов 2

3.каждое общество имеет свои законы развития 2

4.законы общественного развития едины для всех 1

111. Что относится к (1)лично-психологическим и что к (2)социальным отношениям :

1.драка болельщиков

2.выборы в ГосДуму

3.забастовка на заводе за повышение зарплаты

4.разборка в общественном транспорте

5.отношения студент-деканат

6. политическая демонстрация

112. Выделение традиционного, индустриального, постиндустриального общества проводится на основе

1.социальных групп

Типов способа производства

3.ведущей сферы производства

4. способа культурной преемственности

113. Собственность – это

Отношения человека и вещи

2.отношения внутри вещественных элементов производства

3.отношения между людьми по поводу вещей

4. совокупность вещей

114. Человек – это существо

1.сугубо животно-материальное

Духовно-природное существо

3. сугубо духовное

115. Культура – это

1. знания 2.духовность и совершенство 3.противоположность природе 4.система ценностей 5. общество

116. Цивилизация – это

1. знания 2. степень материального развития 3.наличие правовых регуляторов 4. целостное конкретно-историческое образование 5.культура 6. общество

117. Соотнесите идею и концепцию:

1.натурализм 2 1.человек создан обществом и создает

2.социологизм 3 общество

3.соц. конструирование 1 2.человек создается обществом

3.общество создает человека

118. Личность – это

1.социальная сущность человека

2.неповторимость человека

3.единичный представитель человеческого рода

объективная реальность, данная в ощущении

Дракон – это сущее

Идеальное

2. трансцендентальное

3. нереальное

4. материальное

Материя и бытие

1. материя шире

Бытие шире

3. равны по объёму

4. Движение – это

Всякое изменение вообще

2. перемещение тел

3. развитие

Пространство и время

Атрибутивны

2. трансцендентальны

3. абсолютны

Относительны

5. субстанциальны

6. Противоположность материи -

1. субстанция

Сознание

4. небытие

7. С точки зрения редукционизма

1. человек – это существо биосоциальное

Пишу книгу. Можно сказать, уже написала. Основные понятия в ней - это субъективная и объективная реальность. Но во всем тексте так и не смогла дать определение, что такое субъективная и объективная реальность. Почему?

Вообще, говорить о каких-то первичных понятиях – дело неблагодарное. Когда пытаешься дать такому понятию определение через другие, то сразу возникает проблема, что те, другие, тоже надо объяснять. Например, общепринятым определением объективной реальности является следующее. Объективная реальность – весь материальный мир, существующий независимо от нашего сознания и первичный по отношению к нему. Вроде бы все понятно, за исключением того, что теперь надо дать определение, что есть материя и что такое сознание. Идем дальше, воспользуемся самым популярным определением материи, который дал еще Ленин: материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Итак, мы объяснили объективный мир через материю, а материю через объективный мир. Вам это ничего не напоминает? А мне, например, сразу вспоминаются сепульки из рассказа С.Лема. Герой космического рассказа «Звездные дневники Ийона Тихого» ищет в энциклопедии информацию о сепульках. И нашел следующие краткие сведения: «Сепульки» - важный элемент цивилизации ардритов с планеты Энтеропия (см. Сепулькарии). Найдя новое слово, прочитал: «Сепулькарии – устройства для сепуления сепулек (см. Сепульки)». Примерно также мы объясняем материю и объективный мир. Хотя, в принципе, это все понятно, поскольку первичные понятия по определению сами по себе не могут быть объяснены через другие категории, иначе они уже не будут первичными.
Еще хуже обстоит дело с определением субъективной реальности. Считается, что человеческая субъективная реальность это познанная реальность. Ощущённая, осознанная и объяснённая. И можно добавить, что к ней еще относится все, что человек чувствует, о чем догадывается и что помнит.
Со времен платоновских «Парменид» считается, что рационально понять нечто – значит, это нечто определить. Или указать некую границу на то, что этим нечто не является. В противном случае это нечто вообще нельзя рационально помыслить, ибо для того, чтобы быть в качестве предмета мысли, надо хоть от чего-то да отличаться. Одна из важнейших функций сознания как раз и состоит в том, что оно всему полагает мысленные пределы, все рационально проясняет и упорядочивает посредством системы понятийных определений.
Но сразу возникает вопрос: что является иным относительно самого сознания, т.е. то, что нам так хочется назвать объективной реальностью? Если физическая, биологическая и социальная реальности, которые вроде бы должны иметь внешние границы от самого сознания, всегда даются сквозь призму ощущений и осознавания его самого, т.е. сознания. Они в некотором смысле сами есть лишь постольку, поскольку существуют в нашем сознании. Более того, сознание, которое всему должно полагать границы, само, в принципе, не имеет внешних границ и, стало быть, тоже не может быть определено стандартным рациональным способом. Так как же объяснить, что есть сознание?
Методологическая наука предлагает нам, чтобы понять и объяснить, что есть сознание, надо его изучить. Но можно ли изучить сознание? Самым непреодолимым препятствием в изучении сознания является нахождение объективных методов его исследования. Какие бы совершенные приборы и строгие методики ни использовались, никогда не удастся устранить факта имманентной включенности особенностей внутреннего мира ученого в содержание получаемого им о сознании знания. Это касается и его эмоционально-психических состояний, и черт его личной биографии, и его базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, и, наконец, специфики его национально-культурного окружения.
С другой стороны, если нельзя взглянуть на сознание извне как на целостный предмет (или рассмотреть его как вещь среди других вещей) и нет необходимых логических средств для его определения-осмысления, то, может быть, целесообразнее поглубже погрузиться в эту уникальную «предметность», дабы ее изнутри созерцать, переживать и посильно описывать? Избрать, так сказать, альтернативную стратегию исследования сознания. Из такого альтернативного изучения вытекают многочисленные медитативные и мистические способы непосредственного погружения в поток сознания, получившие наибольшее развитие на Востоке. Однако и им, в свою очередь, присущи те же принципиальные трудности, т.е. неустранимая личная окрашенность медитативного знания-опыта, зависящая от культурно-национального контекста, религиозно-конфессиональной принадлежности адепта, вех его собственной биографии и т.д.
Что еще можно сказать о сознании? По мнению М.Мамардашвили, содержание сознания – это единственное, что нам известно и в чем мы можем быть уверены. Только благодаря этому содержанию мы знаем о существовании вещей. Хотя знать, каковы вещи на самом деле, если знаем о них только то, что известно нашему сознанию, мы не можем. Из этого следует неутешительный вывод, что разграничить между собой объективную и субъективную реальность практически невозможно. А тем более пытаться создать концепцию объективной модели объективной реальности, которая позволила бы абстрагироваться, насколько это возможно, от влияния присущего нам мироощущения. Как пишет А.Петров в статье «Моделирование субъективной реальности»: «Для создания концепции модели реальности, свободной от влияния сознания человека, мы должны отбросить все лишнее и оставить то, чего мы отбросить не можем» (). Он предлагает отбросить расстояния, размеры, физические свойства, бесконечности, вложенность объектов, удельные характеристики и т.п. (рассматривая их как производные, а не как самостоятельные элементы мироздания), принимая во внимание чувственно-геометрическую специфику результатов работы системы ощущения и человеческую природу системы понятий и системы осознания реальности.
В результате останется только факт неоднородности реальности (иначе исчезает предмет труда) и время (иначе теряются "процессы", "события", "начала" и т.д., оставляя себя без необходимого инструментария), от которых отказаться нельзя. Хотя вполне можно было бы еще отбросить и время, и факт неоднородности, так как они тоже есть суть субъективные ощущения. Значит, чтобы получить отдельно объективную реальность нужно отбросить все! Но тогда получается, что объективный мир не существует. И в этом смысле, когда мы говорим о существовании объективного мира, то нужно подразумевать, что он есть исключительно в самом сознании, и существует только лишь благодаря сознанию, а вне его объективного мира нет.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение , (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического - вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм ); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

Категория объективной реальности необходима также для сохранности реалистической, антисубъективистской мировоззренческой ориентации. По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в советсткой философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний.

Вместе с тем развитие науки обнаружило гносеологические трудности, обусловленные понятием «объективная реальность». В процессе познания субъект неизбежно вовлекает объективную реальность в систему своих средств познания и познавательных действий, что делает проблемным установление границы между объективной реальностью, как она мыслится субъектом, и самым субъектом (его средствами познания и его сознанием).

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). Отсюда в философии возникает целесообразность рассмотрения объективной реальности как бытия, которое существует независимо от данного субъекта, от его ощущений и мыслей, его познавательной активности, а также использования операционных характеристик объективной реальности, обусловленных его психологическими и праксеологическими измерениями. Объективная реальность в этом смысле проявляет себя не только как мир естественных явлений и процессов, но и закономерностей исторического и социального бытия, институционального строения общества, а также как совокупность определенных культурных явлений, идей, мыслей или представлений других субъектов. Движение, Пространство и Время, Жизнь (см.) и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективную реальность.

Анашкина Эльвира Адольфовна

учитель обществознания

ГБОУ СОШ с.Кашпир


Тест «Познание»

1. Объективная реальность, данная в сознании человека , это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.


3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:

  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.


5. Субъект познания - это:
8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:
10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти :

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.


14. Понятие – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях ;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.


15. Суждение – это:

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.


19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания ;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.