А другом видит бог стал. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас

2 мая 1999 года при большом стечении народа состоялся чин канонизации блаженной старицы Матроны, подвижницы благочестия XX века, всенародной утешительницы в скорбные для Церкви годы безбожия. Особым светом сияет блаженная угодница Христова среди великого сонма русских святых, предстоящих Престолу Божию. От рождения лишённая возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости.

Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в безпросветной тьме? От этого нельзя убежать - нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти. Матронушка была не просто слепая, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне перед её рождением.

В шестую неделю по Пасхе, в Неделю о слепом, мы можем услышать объяснение Господа, что значат страдания блаженной Матроны. Кто согрешил, он или родители его? - спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения (Ин. 9, 2). Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи - из-за наших грехов, и есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвёртого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь - точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу - наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас.

Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии, - говорит Господь (Ин. 9, 3). И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог безконечно милостив. История праведного Иова многострадального - свидетельство этой же тайны. И то же самое в полноте относится к блаженной Матроне. Высший Промысл Божий - приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», - выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, с особенной любовью взглянул на него. Как говорит Блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его.

Один тяжелобольной молодой человек рассказывал, как в детстве он был благочестивым мальчиком, часто ходил в церковь, и ему дано было узнать, что такое благодать, как милостив Господь. Но потом с ним случилась беда: он упал с дерева и был навсегда парализован. Вначале это было невыносимо страшно - он был большой и сильный, стыд и гнев закипали в нём. В течение месяцев он оскорблял Бога. То, что с ним произошло, он понял через молитву. Однажды он сказал себе: до этого несчастного случая я знал, что Бог меня любит, что же изменилось сейчас? И постепенно он стал всё осознавать. Ему стало совершенно ясно, что Бог коснулся его лично и что Он хочет ему что-то сказать через эту болезнь. И он молился, чтобы войти в мысль Божию, в Его Промысл о нём, и увидеть, что он страдает не зря. И ему стали открываться грехи, в которых он жил. Ему надо было их познать - это то, что удаляло его от Бога. Может быть, кто-нибудь скажет: какие у мальчика могут быть особенные грехи? Но мы знаем, что святые по мере приближения к свету Христову всё более оказываются способными видеть свою греховность. Иногда он говорил Господу: «Если я, исцелившись, вновь начну удаляться от Тебя, я предпочитаю не исцеляться», - и потому даже смерть была ему уже не страшна. В конце концов, она не есть настоящее зло, она даёт нам возможность идти к Богу.

Если бы знал человек, говорит преподобный Серафим Саровский, что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму. Страдания бывают различные, но самое ужасное - страх, что ты навсегда лишишься Божественного света, потому что ты уже не чувствуешь связи с Богом. Многие думают, что путь к Богу - весь сияние, мир и радость, но Бог, дав однажды увидеть свет, испытывает душу. Одно дело - принять Бога в Его личном откровении, с радостью и ликованием, и другое - идти, как Бог ведёт, пока душа не научится со смирением отвечать на волю Божию. Сияющий свет, который открыл чудесный мир, тускнеет, несмотря на все наши усилия сохранить верность Господу, и всё, что остаётся, - это вера. Это испытание может быть долгим, иногда перемежаясь с краткими утешениями, после которых душа может погружаться в ещё больший мрак.

В некоторых случаях эта тьма может быть связана с неблагоприятными внешними обстоятельствами: разлад в семье, болезни, полные неудачи в делах, несчастный случай. И здесь возникает соблазн - объяснить нашу тьму внешними трудностями. Мы должны проникнуть гораздо глубже, чем скорби земного существования, если хотим преодолеть тьму души. Только так может открыться тьма богооставленности распятого Христа, без которой нет света Воскресения. Только на этом пути возможно подлинное прозрение души в её способности оставаться с Господом, какими бы непереносимыми ни были внешние обстоятельства, в её способности сострадания ко всем, во тьме и сени смертной сидящим.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение её - в разных домах, квартирах и подвалах, где она находила приют, - продолжалось ещё пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога. Когда она переехала в Москву, начались скитания по родным и знакомым. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С жильём в Москве было трудно, выбирать не приходилось. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста.

Мы живём в особенные времена, и людям дано узнать особенные скорби: вечная тьма, то есть самое мерзкое зло, которое скрыто угрожает душе, пока она до конца не освободится от греха, совершенно открыто присутствует сегодня во внешнем мире. Наступает ночь, «уже позже, чем кажется», как говорится. Миллионы людей рождаются слепыми, их ли вина, или их родителей в этом вина, что они рождаются и живут всю жизнь во тьме безбожия? И сегодня всё делается, чтобы эта самая страшная слепота была как бы естественной для человека.

Видя евангельского слепорождённого, Христос не подчёркивает связи между грехом и страданием, между грехом и слепотою, как Он это обычно делает. Он говорит, что это произошло, чтобы явилась на нём слава Божия. Что нам делать, как Бога молить, чтобы быть присутствием Христовым в мире, чтобы слава Божия открылась людям? Когда жизнь наносит нам страшные удары, мы должны показать миру, как христиане могут жить и как, если надо, - умирать.

В житии блаженной Матроны приводится такой рассказ. Однажды пришёл милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти её до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я её всё-таки в больницу успел отвезти».

В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке «народную целительницу», которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к её спасительным таинствам. Помощь её людям была безкорыстной, она ни с кого ничего не брала. Каждый день прожитой ею жизни - поток скорбей и печалей приходящих людей.

Никто не может прозреть, никто не может видеть без света - исцеляет только свет, только любовь. Доколе Я в мире, Я свет миру, - говорит Христос (Ин. 9, 5), и мы должны быть, по слову Его, по дару Его, светом мира, чтобы другие прозрели. Однако никто из нас не может стать светом, пока не пройдёт через собственную тьму, силясь одолеть её, до конца, до тьмы креста, в которой тьма всех от века слепых, до тьмы Креста Христова, и значит - до света Креста Его и Воскресения.

Один взгляд Христа исцеляет - если бы ты мог посмотреть Ему в глаза! И твой брат, твой ближний - как он прекрасен, если бы ты мог видеть! Если бы ты мог прозреть и в каждом лице человеческом узнать Христа святое Лицо!

Кто говорит: "я люблю Бога", а брата сво­его ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

И мы имеем от Него такую заповедь, что­бы любящий Бога любил и брата своего.

Е Иоанна 4:11,12,20,21

Мнение Бога однозначно: мы должны любить всех хрис­тиан. Иисус ожидает, что Его любовь мы будем являть всем. Только так можно доказать, что мы любим Бога. Насколько любите всех братьев вы? Испытывайте свою любовь, прове­ряйте её, возрастайте в ней, чтобы, придя к Иисусу, услышать: "..Добрый и верный раб!., войди в радость Господина твоего" (Матфея 25:21). Не дай Бог, чтобы кто-то из нас услышал: "Я никогда не знал тебя" (см.: Матфея 7:23).

Невозможно христианам пребывать в ссоре или обижать­ся на кого-то, а непрощение я вообще считаю отступниче­ством. Поэтому проверьте своё сердце, наполнено ли оно любовью Божьей? Начните возрастать в любви.

Иисус стал Господом господ у Царём царей, потому что умел любить. Он много возлюбил и потому смог отдать Свою жизнь. Своей любовью Он приобрёл все чело­вечество. Вы не будете иметь больше, чем ваша любовь. Вы не пойдёте дальше и не подниметесь выше, чем ваша любовь. Насколько велика и высока ваша любовь, настолько будете велики и высоки вы.

Итак, шаги возрастания в любви к христианам. Шаг пер­вый. Начните получать удовлетворение и радость от того, что встречаетесь со своим братом или сестрой во Христе.

Раньше у меня была проблема: когда я встречался с члена­ми своей церкви, мне было очень радостно, но, встречаясь с христианами из других церквей, я не испытывал такой радости. Мне понадобилось некоторое время, чтобы убрать это из своей жизни и научиться видеть Иисуса Христа в каждом человеке.

Начните развивать любовь к братьям и сёстрам, получая наслаждение от того, что Иисус живёт в них и даёт вам до­полнительную возможность общаться с Ним через этих лю­дей. Начните радоваться встрече с любым христианином, научитесь получать радость от взаимного присутствия.

Шаг второй. Старайтесь не замечать ошибок и недостат­ков других христиан. Если вы будете постоянно сосредоточе­ны на этих ошибках и недостатках,

они "перекроют" вашу любовь. Божья любовь безусловна. Он любит нас

такими, какие мы есть, следовательно, и мы не должны фокусироваться на недостатках и слабостях людей. Научитесь видеть их такими, какими их видит Бог. Лучше молиться за них, чем осуждать их. Бог никогда не вспоминает о наших грехах, Он видит нас совершенными во Христе Иисусе. Научитесь видеть в людях то лучшее, что есть в них от Бога.

Шаг третий. Примите решение не распространять о своих братьях и сестрах сплетни - То, что не является прав­дой. Отказывайтесь распространять слухи или говорить ложь за спиной ваших братьев и сестёр. Не осуждайте, а помогите Им избавиться от своих недостатков и слабостей.


Шаг четвёртый. Всегда ищите способ, как стать благо­словением для людей, особенно для братцев и сестёр. Поду­майте, что вы можете сделать, чтобы улучшить их настроение, чтобы поднять каждого из них, помочь им? Сделайте все воз­можное, чтобы они чувствовали себя хорошо. Всегда ищите способы, как ободрять людей.

Итак, четыре шага возрастания в любви к ближним - христианам:

научитесь получать удовольствие, удовлетворение и радость от того, что видите христианина и общаетесь с НИМ;

научитесь прощать обиды, не замечать и забывать все неправильные слова и поступки людей по отношению к вам;

откажитесь распространять сплетни и говорить ложь о своих братьях и сестрах во Христе;

ищите возможность ежедневно ободрять своих братьев и сестёр, поднимать и поощрять их.

Если непросто любить христиан, то как же возрастать в любви к неверующим? Ведь их жизнь - это сплошная тьма, к которой нам, христианам, даже прикасаться не хочется. Хочу заметить: Бог не делает различия между верующими и неверующими. Он любит всех нас одинаково. Он послал Своего Сына на землю, чтобы спасти грешников, живущих в миру.

История земной жизни Иисуса Хрис­та свидетельствует о Его великой любви к самым отвержен­ным людям общества. Именно с ними Он проводил больше всего времени, именно им являл Свои чудеса и знамения. Мы должны уподобиться Ему в этой любви. Иначе как нам спасти этот мир? Вспомните, Иисус умер за нас, когда мы все были ещё грешниками (см: Римлянам 5:8).

Как велик уровень Христовой любви! Он так возлюбил неверующих, что даже смерть не смогла победить и разру­шить эту любовь. Вы, конечно, можете возразить, что совсем непросто любить этих неверующих. Они так неблагодарны, что просто невозможно любить их. Все дело в том, что вы пытаетесь любить их своими силами. Позвольте Богу вести вас, и тогда проблема перестанет существовать.

Если Бог любит мир и людей, давайте уподобляться Ему в любви, тогда мы будем получать удовольствие и удовлетворе­ние от этого. Давайте научимся получать радость от того, что мы отдаём свою жизнь спасению наркоманов, алкоголиков, бомжей и им подобных. Пусть спасение грешников станет действительно радостью и ликованием для вас.

Любовь должна стать для нас практическим занятием, об­разом, смыслом и целью нашей жизни. Это станет возмож­ным и очень лёгким для нас, если мы будем понимать глубину слов Иисуса Христа, Его заповедей и Его жизни.

Как же практически любить "нелюбимых" неверующих?

Позвольте голоду, жажде увидеть Бог не делает спасение неверующих поглотить вас, наполнить всю вашу жизнь, жажда спасать неспасённых, видеть их изме­нение, действие спасения в их жизни должны быть движущей силой для вашей любви. Если у вас действительно есть желание видеть неспасённых спасёнными, то это желание покроет вашу не­любовь к этим людям. Благодаря этому желанию вы сможете принять и любить их. Всегда помните, что до спасения мы были не менее грешим, чем они.

Иисус не просто спас вас, Он умер за вас, когда вы ещё были недостойны и отвратительны. Желание видеть спасение неспасённых откроет ваше сердце для любви к этим людям.

Первый шаг возрастания в любви к неверующим - жаж­да спасти их, желание видеть спасение неспасённых. Иисус любил Иерусалим, хотя тот отверг Иисуса. Христос плакал об этом городе, ходатайствовал о нем. Но Иерусалим не только отверг Иисуса, он распял Его.

Давайте будем любить мир, за который умер Иисус, же­лать спасения грешных, молиться и ходатайствовать за неспасённых, взывать за них в молитве, чтобы Бог помиловал и спас их.

Второй шаг - жертва за неверующих. Павел вынужден был убежать из Иерусалима, из своего города, от своего наро­да, который побивал его камнями, желая предать его смерти. Он претерпел больше неприятностей от своего народа, чем от кого бы то ни было (даже больше, чем от язычников). Но все равно он сказал:

Истину говорю во Христе, не лгу, свиде­тельствует мне совесть моя в Духе Святом,

Всё, разбежимся через час,
Мы не одни, таких нас много.
Я больше не увижу Вас,
У Вас своя дорога.
Не стану я винить себя,
А в храме попрошу «подмогу».
Вот и закончилась игра,
И слава Богу, и слава Богу.
Припев:
А за окошком ветер вьюжит,
А за окошком ветер вьюжит.
Он, как и я, тебе не нужен,

Я для тебя был верным мужем,
А другом, видит Бог, не стал.

Раз вышло так, что мы одни,
Совсем одни на белом свете.
Без смысла коротали дни,
Вели себя как дети.
Грешить на небо не резон,
Богаты тем, что заслужили.
Вчера я видел странный сон,
Мы в нем вино любви, допили.

Припев:
А за окошком ветер вьюжит,
А за окошком ветер вьюжит.
Он, как и я, тебе не нужен,
Ты любишь тех, с кем вечный бал.
Блестят глаза в прощальный ужин,
Твои глаза в прощальный ужин.
Я для тебя был верным мужем,
А другом, видит Бог, не стал. All run away in an hour,
We are not alone , many of us .
I do not see you ,
Do you own the road .
I"m not going to blame themselves ,
And in the temple to ask " reinforcements ."
That ended the game ,
And thank God , and thank God .
Chorus:







A friend, God knows, he did not.

Once it so happened that we were alone ,
All alone in this world.
Without meaning whiled away days
Behaved like children.
Sin into heaven no reason ,
Rich that deserve it.
Yesterday I saw a strange dream
We love him wine , drank .

Chorus:
And the wind outside the window vyuzhit ,
And the wind outside the window vyuzhit .
He , like me, you do not need ,
Do you love those with whom eternal ball.
Eyes sparkle in the farewell dinner ,
Your eyes are in a farewell dinner .
I"m for you was a faithful husband ,
A friend, God knows, he did not.

Осуществлением и ясным доказательством любви к Богу является искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через добровольное благоволение. Ведь божественный апостол Иоанн говорит: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Любовь есть путь истины, и ею называет Себя Слово Божие, Которое представляет Богу Отцу идущих этим путем чистыми от всяких страстей. Она есть дверь, и входящий через нее вступает в Святая святых, став достойным созерцателем недоступной красоты царственной и Святой Троицы.

Послание Иоанну Кубикуларию о любви.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 20-21 аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего

Любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему бессмертному и вечному. Все эти виды любви Божественны, святы и вечны, потому что корень их Божественнен, свят и вечен. И корень этот – любовь ко Христу. Все эти виды любви являются естественными и непременными проявлениями любви ко Христу.

Если не существует этих видов любви, то не существует и любви ко Христу. Если же не существует любви ко Христу, то не существует ни истинного Боголюбия, ни истинного человеколюбия. Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Она есть человеколюбие в христианстве. Боголюбие и человеколюбие. Человеколюбие есть свидетельство Боголюбия, и Боголюбие – свидетельство человеколюбия. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку как к богоподобному существу, то есть как к одухотворенному брату. Поэтому святой Иоанн Богослов приводит следующее изречение: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Только человек, который чувствует “в Боге” ближнего, только человек, который видит “в Боге” ближнего, только такой есть одухотворенный брат, есть бессмертный собрат и ближний. Таким образом, чувствует и видит людей только человек, который близ Христа, который близ Бога, который в Его Божественной любви.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Тот, кто не любит своего брата, не пребывает в любви, а тот, кто не пребывает в любви, не пребывает в Боге, поскольку Бог есть любовь.

О Троице.

Почему не видит Бога? Потому что не имеет той самой любви. Потому не видит Бога, что не имеет любви; потому не имеет любви, что не любит брата своего. Значит, по той причине и не видит Бога, что не имеет любви. Ибо если бы он имел любовь, он видел бы Бога, потому что Бог есть любовь , и очищается это око любовью все больше и больше, так что начинает видеть ту неизменную Сущность, присутствие Которой всегда радует, и от этого преисполняется блаженства, навеки соединившись с ангелами.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Выше апостол с настойчивостью доказал, что любовь должна быть взаимная, переходящая от Бога к нам и от нас к Богу; присовокупил к сему, что если Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Теперь - снова возводит речь к тому же и говорит: так как на нас лежит долг любить брата, по примеру любви Бога к нам, и, воздавая любовью Богу, мы удовлетворяем этому долгу; то нам непременно должно любить брата для совершеннейшего доказательства любви к Богу. Ибо если этого не будет, то не сохранится и любовь наша к Богу, так как будет нарушен долг по отношению к ближним, долг, вытекающий из любви к Богу. Прибавляет и еще более сильное слово на обличение тех, которые хотят извращать божественную любовь. Апостол говорит как бы так: любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью; ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством? Если кто-нибудь бесстыдно будет говорить, что Бога любит, а брата ненавидит, тот, извращая божественную любовь, оказывается сверх сего и преступником следующей Его заповеди: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13:35) . Посему, кто любит Бога и старается быть Его учеником, тот, по заповеди Его, любит и брата своего.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Андрей Монах

Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Любящий Бога соблюдает Его заповеди, ибо любовь к своему брату есть исполнение божественных заповедей. Не любящий брата своего не сохранил заповедь, а не сохранивший не любит Бога. Ибо лжец - не любящий, но говорящий, что любит.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит

Кто говорит и проч.: мы должны любить Бога, но любить Его поистине возможно только тогда, когда мы любим друг друга. Поэтому, кто говорит словом, или языком, или даже в сердце своем, заблуждаясь в совести своей, что любит Бога в сердце своем, и считает себя христианином, исполняющим заповедь Божию и Христову, а брата своего ненавидит (1 Ин. 2:9, 11; 1 Ин. 3:15 и прим.) в сердце своем и показывает это делами, тот лжец , иное думает и говорит, и иное показывает на деле (1 Ин. 2:4) , видно, что он лжец, что кто не любит брата своего , или ненавидит его (1 Ин. 2:9) , хотя бы он был враг его (1 Ин. 3:15) ,брата своего, которого видит своими глазами (увидел, в подлиннике прошедшее время, для выражения состояния несомненно одинаково всегда продолжающегося; ср. с. 12), Бога, Которого не видит (ст. 12), как может любить ? То есть это дело невозможное, чтобы таковой любил Бога. Кто неспособен к более легкому, тот не в силах исполнить более трудное; любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое. Брату своему, которого видит, тем или другим добрым делом всегда может показать любовь; а Бога, Которого не видит и, следовательно, непосредственно не может ничего сделать для Него, - как может любить ? Дело это невозможное. Любовь к Богу может только выражаться и свидетельствоваться любовию к ближним. «Любовь очевидно образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовию, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел , как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел , Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством?» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Иногда нас заводит в тупик необходимость верить в Бога. Именно верить, а не знать.

Ведь мы знаем, по крайней мере нам так кажется, что мир вокруг нас реален. Мы знаем что дождь мокрый, а снег холодный. Мы знаем, что цветы пахнут, а иголки кактуса колются. Все это есть наш опыт, и мы ни капли не сомневаемся в его реальности. Но почему самое главное что у нас должно быть в жизни - Бог - является объектом именно веры, а не знания. Может быть было бы гораздо проще, чтобы мы не строили свои догадки о Его Бытии, а имели непосредственное о нем ведение.

Ведь что стоит Всемогущему Богу сделать так, чтобы Его Бытие было видно и понятно всему сущему, на каждом уровне жизни каждого ее члена, чтобы, насколько возможно, Бог был бы виден, осязаем, и понят. Чтобы был возможен диалог с Ним лицом к Лицу, чтобы понятны были цели, и задачи жизни каждого. Ведь сколько бы проблем решились в этом мире, как легко было бы жить человечеству, под прямым управлением не политической элиты, не аристократии, или правильнее сказать бизнес-кратии, а самого Бога.

Как было бы хорошо, когда причинно-следственная связь между нравственным качеством жизни и посмертной участью была всем понятна и очевидна. Чтобы в больнице жизни нас бы выхаживал сам Господь Бог. Почему именно вера, догадка, интуиция, должна стоять на месте того, что в первую очередь должно быть очевидным и осязаемым.

Но, представим, что все так и случилось. Бог стал видим, с Ним можно общаться лицом к Лицу. А главное это то, что адские муки грешников стали проецироваться на левую сторону небосвода, а блаженство праведников - на правую. Теперь все стало на свои места. Изменились бы люди от этого? Нет, они бы стали еще хуже. Намного хуже.

Когда мы хотим попасть в какое-то красивое, надежное, и, главное, сытное место, мы готовы за это место бороться. В данном случае орудием борьбы стали бы «добрые дела». Мы бы ложились костьми, завоёвывая себе рай, но никто, и никогда, туда войти не смог бы. По той причине, что видя то, « …что уготовал Бог любящим его», мы бы однозначно все начали стремится не к Богу, а к Божьему. Не к Цели, а к тому, что лежит вокруг нее, и так никогда бы и не попали в Цель. Слишком велик был бы соблазн вкушения благ, слишком велико было бы вожделение богатства Бога. Да, мы ни не минуту не сомневаясь, променяли бы все что имеем, да и саму жизнь нашу отдали за то, чтобы получить это Царство.

Даже если бы мы и этого Царства не видели, то сама красота Бога пленила бы нас своим величием, и мы бы все равно попали в ту же ловушку. Эта ловушка не дала бы возможности нам измениться. Внутри мы бы остались теми же сластолюбивыми и самолюбивыми эгоистами, только с более высокими запросами.

Научиться любить Бога по-настоящему, искренне, от всего сердца можно не потому что Он Могуществен, Богат и Красив, а потому что Он есть Истина, Правда, и Любовь. Мы должны научиться любить Бога в Его Распятии, в Его немощи, в Его позоре, в Его презрении от мира, в Его беспомощности и униженности. При этом получая за эту любовь не блага, а презрение, унижение, страдания, и даже саму смерть. Мы должны научится жить в состоянии презрения от мира, от людей неверующих, под их насмешками, уколами, упреками ради нашей веры. Только любя вопреки всему, человек может изменить себя, и стать достойным Тех благ, которые Бог уготовал любящим Его.

Принца, красивого, богатого, знатного, может каждый полюбить. Но вот полюбить его в состоянии бомжа, неопрятного, униженного, бедного, жалкого, за то что у него чистая и красивая душа, способен далеко не каждый. В нашем мире Бог это Принц, переодетый в нищего просителя нашей любви. И от того что мы даем ему милостыню, мы не становимся богатыми земным благами. От того что его осчастливим кружкой воды, наши проблемы не решаются. Мы учимся любить вопреки всему. И только тогда, когда наша любовь будет не рады выгоды, не ради получения Небесных Благ, а ради Самой Любви, мы можем надеяться на то, что будем жить там, где и должны пребывать друзья Бога. В Его небесных чертогах.