Флора и фауна пресных водоемов презентация. Презентация на тему "жизнь пресного водоема". X. Домашнее задание

Torange.Ru/photo/2/13/%D0%A0%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0-1238402465_59.Jpg – водоём http://aquadomik.Ru/wp-content/uploads/2008/03/lemna_minor_18.Jpg - ряска http://academic.Ru/pictures/wiki/files/73/illustration_nuphar_lutea0.Jpg - кубышка http://oculus.Ru/image/blogs/21/docs/3172_8.Jpg - кубышки http://image.Subscribe.Ru/group/uploads/po/pozitiv/image/1owexmzgy.Jpg - кувшинка белая http://2.Bp.Blogspot.Com/-r747bp3vbcm/ukcun5_lk5i/AAAAAAAAA98/1dr_zfjcwd8/s1600/%D0%BA%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F.Jpg – кувшинка белая http://herbs.Fotocrimea.Com/fp-content/images/chereda1.Jpg - череда http://www.Lekar-trava.Ru/pic/bidens_tripartita.Jpg - череда http://upload.Wikimedia.Org/wikipedia/commons/thumb/4/4e/illustration_sagittaria_sagittifolia0.Jpg/275px-illustration_sagittaria_sagittifolia0.Jpg - стрелолист http://flower.Onego.Ru/voda/ena_1698.Jpg - стрелолист http://www.Iz-article.Ru/images3/susak.Jpg – сусак зонтичный http://green-portal.Ru/custom-content/uploads/butomus_umbellatus_scheme.Jpg - сусак зонтичный http://travmed.Ru/uploads/posts/2011-04/1303808495_46.Jpg - сусак зонтичный http://oldpak.Ru/wp-content/uploads/2012/02/jelodeja-300x242.Jpg - элодея http://oldpak.Ru/wp-content/uploads/2012/02/rdest-226x300.Jpg - рдест http://macroclub.Ru/gallery/data/514/4031_WB.Jpg - клоп -водомерка http://www.Kuzbasseco.Ru/BOOK%202000/birds/image164.Gif - цапля http://eruditov.Net/_pu/4/12980798.Jpg - щука http://www.Vseorybe.Info/assets/images/presnovodnye/somovye/som-obyknovennyy.Jpg - сом https://encrypted-tbn2.Gstatic.Com/images?Q=tbn:and9gcqajxdjaz6u32pbptih_h2ka60z9w0krmo4jdtgw6kloncdgetm – улитка http://priroda-vokrug.Narod.Ru/images/0/281.Jpg - стрекоза http://business-uspeh.Com/wp-content/uploads/2013/02/%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0.Png – утка edu-teacherzv.Ucoz.Ru/load/shablony_i_fony_dlja_prezentacij/fony_dlja_prezentacij_nabor_14_45sht/4-1-0-131 - фон http://ic3.Static.Km.Ru/img/74130~002.Jpg - водоём http://www.Factroom.Ru/wp-content/uploads/2013/05/vod.Jpg - водоём http://polysaevoschool17.Narod.Ru/articles/grunenko/p7.Gif - водоём http://gnilomedova.59313s016.Edusite.Ru/images/p11_duckweed-hurts-wildlife.Jpg - водоём http://www.Sivatherium.Narod.Ru/postcard/rast_ohr/pic_27.Jpg - кубышка http://www.Sivatherium.Narod.Ru/postcard/rast_ohr/pic_26.Jpg - кувшинка белая http://fishingkuban.Ru/uploads/posts/2012-10/1350886595_rechnoj-rak.Jpg - рак

Презентация по слайдам

Текст слайда: МБОУ Подозёрская СОШ Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс Учитель: Щавелёва Ольга Александровна Жизнь пресного водоёма


Текст слайда: Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда: привязан плот – Он никуда не поплывет.


Текст слайда: 2 3 4 5 6 8 7 9 10 12 11 А Б Ч О К А А 1 Б К И Ч Е Н З У К Е Т Р О С О К П Ь Л П Е Р Е Т Л Е Г О С Я Р К С У Ё Л И С А В С А П К Я Ь Ш У С У Я Т А К М А Ц И Р Е Щ К И Л Т Я М Г О М К У Ж И Щ Ь Л И Л К К Ш У Г Я Х А М А Н О А


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда: Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.


Текст слайда: Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.


Текст слайда: Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени.


Текст слайда: На берегах водоёма растет череда. Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду.

Слайд №10


Текст слайда: Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра.

Слайд №11


Текст слайда: В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды.

Слайд №12


Текст слайда:

Слайд №13


Текст слайда: Под водой живет народ, Ходит задом наперед.

Слайд №14


Текст слайда: Длинным клювом тонким Схватит лягушонка – Капнет с клюва капля. Кто же это?..

Слайд №15


Текст слайда: У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь – в котел попала.

Слайд №16


Текст слайда: Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину.

Слайд №17


Текст слайда: На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.

Текст слайда: Интернет-источники http://detirisuyut.ru/raspisan… http://900igr.net/kartinki/okr… http://vredno.com.ua/2010/08/1… http://krasozera.narod.ru/shar… http://pesik.su/2011/01/presny… http://900igr.net/kartinki/okr… http://900igr.net/kartinki/okr… http://smotret-mir.ru/page/106 http://nobivac.ru.com/?ru=tagg… http://otbrosi-on.ru/?rup=quat… http://summer-fishing.narod.ru… http://vyazanie-4you.info/arti… http://raskrashkirus.ru/streko… http://www.airflightstpeterspb… http://fisher-fan.ru/?p=599 http://totalrating.ru/catalog/… http://totalrating.ru/catalog/… http://animalworld.com.ua/news… http://affeeacol.ucoz.ru/news/… http://www.aquatoria.by/rasten… http://www.uzaok.ru/viewtopic.…


Искусственный пруд

Водохранилище


  • Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,
  • Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.
  • Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.
  • И кубышка, и тростник. Это пресный ….(водоём).

Растёт по берегам водоёмов

Это крошечное растение,

плавающее на поверхности воды

Лекарственное растение,

которое растёт по берегам

водоёмов

В народе её называют белой

Растёт не только в

озёрах и прудах, но и в реках

водяной лилией

кувшинка


Ползает наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой

Хватает клешнёй.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

У кого глаза на рогах,

А дом на спине?


Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку-

Спотыкалочку.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

СТРЕКОЗА


Животные водоёма

Моллюски

Земноводные

Двустворчатые

Прудовик

Насекомые

Водомерки


Насекомое



  • Тест «Жизнь пресного водоема»
  • 1. К искусственным водоемам относятся...
  • а) реки, моря, океаны;
  • б) водохранилища, пруды, каналы;
  • в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.
  • 2. Растения водоема это...
  • а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
  • б) брусника, черника, мох;
  • в) кувшинка, ряска, тростник.
  • 3. Санитарами пресных водоемов считают...
  • а) рака, беззубку;
  • б) прудовика, катушку;
  • в) клопа-водомерку, жука-плавунца.
  • 4. Живым фильтром называют...
  • а) головастиков;
  • б) раков;
  • в) двустворчатых моллюсков.
  • 5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...
  • а) люди; б) цапли;
  • в) ондатры; г) бобр

  • 6. С водоемами связана жизнь...
  • а) зябликов, трясогузок, соек;
  • б) цапель, уток;
  • в) лебедей, тетеревов, сов.
  • 7. Водоем называют природным сообществом, потому что...
  • а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
  • б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
  • в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
  • 8. Хищниками пресных водоемов являются...
  • а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
  • б) караси, мотыли, раки;
  • в) циклопы, прудовики, головастики.
  • 9. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...
  • а) это плавает ряска;
  • б) много микроскопических водорослей;
  • в) на дне много ила.
  • 1 0 . Найдите в каждой строке лишнее название.
  • а) двустворчатый моллюск, перловица, беззубка, прудовик;
  • б) рогоз, тростник, ряска, стрелолист;
  • в) бобр, жаба, выдра, ондатра;
  • г) карась, плотва, щука.

  • Учитель начальных классов

МАОУСОШ№1

Ст.Выселки

Краснодарского края

Свидина Светлана Алексеевна

О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир»

Интернет-ресурсы





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Жизнь пресного водоема" в игровой форме рассказывает ученикам о животном и растительном мире пресных водоемов планеты. Приводится описание птиц, насекомых, животных, рыб, надводных и подводных растений и др. К каждому виду имеется фотография и загадка.

  • Кроссворд;
  • Растения водоема;
  • Значение растений водоемов;
  • Животные водоемов;
  • Подводные жители водоемов;
  • Насекомые.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Щавелева О.А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Кувшинка

Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот –
Он никуда не поплывет.

Слайд 3

Кроссворд

  • Слайд 4

    Озеро

  • Слайд 5

    Растения водоема

  • Слайд 6

    Ряска

    Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

    Слайд 7

    Кубышка

    Цветок кубышки

    Слайд 8

    Белая кувшинка

    Белая кувшинка

    Слайд 9

    Череда

    На берегах водоёма растет череда

    Слайд 10

    Стрелолист

    Стрелолист

    Слайд 11

    Водоросли

    Слайд 12

    Растения водоемов

  • Слайд 13

    Раки

    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед.

    Слайд 14

    Цапля

    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..

    Слайд 15

    Рыбы

    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала.

    Слайд 16

    Бобры

    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.

    Слайд 17

    Сом

    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.

    Слайд 18

    Улитка

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине?

    Слайд 19

    Стрекоза

    Голубойа эропланчик
    Сел на белый одуванчик.

    Слайд 20

    Утка

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку.

    Слайд 21

    Интернет-источники

    http://сайт/

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    Ход урока


    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.

    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?



    (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.

    Учитель.
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель. (показ фотографий)

    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    ряска (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный
    Растения водоемов:

    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)


    Ученики.

    Учитель.
    (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)

    Ученики.

    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики.
    Учитель.


    Ученики.

    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель.
    растения - карась - щука;

    Ученики.

    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.
    Ученики.

    4) Найти лишнее название:







    Домашнее задание.


    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    1. Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема.
    2. Познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями.
    3. Сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема.
    4. Развивать познавательный интерес учащихся.

    Оборудование: презентация «Жизнь пресного водоема»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель. О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении? Где мы только что побывали?
    Ученики. В этом стихотворении говорится о реке.
    Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?
    – Какие живые существа встречаются на лугу?
    – Почему луг называют природным сообществом?
    – Приведите примеры экологических связей луга.
    Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова. (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.
    2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.
    3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.
    4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».
    5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.
    6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.
    7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
    8. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.
    9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
    10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.
    11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.
    12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.

    Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга? Почему луга нуждаются в защите? Почему нельзя поджигать старую траву?
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель. Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными?
    Ученики. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище.
    Учитель. Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа (показ фотографий) . Вот растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кубышка, кувшинка, ряска, различные водоросли. Вот животные: рыбы, лягушки, улитки, различные насекомые: стрекозы, клоп-водомерка и др.
    Давайте познакомимся с ними поближе.
    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    Очень богат растительный мир водоема. Одни растения растут в самом водоеме, а другие на берегу. Если посмотреть на поверхность водоема, то можно увидеть, что она покрыта маленькими зелеными листочками. Это растение ряска . Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный привлекает к себе внимание красивыми бело-розовыми цветками, собранными в рыхлое соцветие на верхушке стебля. Листья сусака очень узкие, длинные, прямые. Они собраны пучком и поднимаются вверх от основания стебля.
    Растения водоемов:
    1 – ирис; 2 – белокрыльник; 3 – пушица; 4 – стрелолист; 5 – камыш; 6 – рогоз; 7 – кубышка; 8 – ряска; 9 – белая кувшинка; 10 – перистолистник; 11 – элодея
    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)

    Какую роль выполняют растения в водоеме?
    Ученики. Растения вырабатывают кислород, являются домом для животных и пищей.
    Учащиеся составляют схему о роли растений в водоеме. (слайд 12)
    Учитель. Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые.
    Многих животных вы уже хорошо знаете. Попробуйте их угадать. (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)
    Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» на с. 192–193 учебника и найти, каких животных еще не назвали.
    Ученики. Жук-плавунец, клоп-водомерка, карась, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.
    Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 195 учебника.
    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики. Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.
    Учитель. Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.
    Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.
    Назовите, какие хищники обитают в водоемах.
    Ученики. Цапля, клоп-водомерка, щука, жук-плавунец, лягушки.
    Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель. Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.
    растения - карась - щука;
    растения - головастики - утки.
    Ученики. Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками.
    Значит, пресный водоем – это природное сообщество.
    Учитель. Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 196–198 учебника. Какие беды принес человек водоему?
    Ученики. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.
    Учитель. Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?
    Ученики. Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме.
    2. Задание «Подумай!» на с. 198 учебника.
    3. Составить схему «Животные водоема».

    4) Найти лишнее название:

    а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
    б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
    в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
    г) карась, щука, сом, дельфин.
    V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    Ученики читают вывод на с. 199 учебника.
    Домашнее задание.
    С. 191–200. Ответы на вопросы «Проверь себя».
    Ответить на вопрос: надо ли охранять болота?

    Скачать конспект
















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
    • с ролью человека в жизни водоёма;
    • развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы;
    • продолжить обучение работе на ноутбуках;
    • воспитывать любовь к родному краю с помощью знакомства с водоёмами Нижегородской области

    Оборудование: плакат «Пресный водоём», ноутбуки детей, подключённые по локальной сети к учительскому ноутбуку, мультимедийный проектор, демонстрационный экран; учебник «Окружающий мир» А.Плешаков 4 кл., 1 ч.; рабочие тетради «Окружающий мир. Проверим себя» А.Плешаков, Е.Крючкова 4 кл., 1 ч.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Учитель:

    Прозвенел звонок веселый
    Мы начинаем наш урок.
    Любознательные в классе дети
    Обо всём хотят знать на свете.

    – Сегодня мы урок начнем с проверки домашнего задания, а потом познакомимся с новым природным сообществом

    2. Проверка домашнего задания

    Учитель: О каких природных сообществах мы говорили на прошлых уроках?

    Дети: О лесе и луге.

    Учитель: Сегодня мы будем выполнять тест «Лес и луг – природные сообщества»

    Учащиеся подключаются к учительскому ноутбуку и начинают работать с тестом. (Приложение 1 )

    – Оценки вы узнали (на доске 100% – 5; 90 – 80 % – 4; 70 – 60% – 3)

    Учитель: Закрываем ноутбуки, переходим к новой теме

    3. Объяснение нового материала

    На доске прикреплен плакат «Пресный водоём»:

    Посмотрите вот сюда,
    Тихо плещется вода
    Ряска, лилии, рогоз,
    И кувшинка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит
    Всюду бурно жизнь кипит
    Это пресный водоём.

    – Итак, в тетрадях записываем число и тему урока «Пресный водоём»

    Учитель: Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?

    Дети: Водоёмы бывают естественные и искусственные, пресные и соленые.

    Учитель: Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете?

    Дети: Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище, болото.

    Учитель: Водоём – это сообщество растений, животных, которые могут существовать только в таких особых условиях. По мере объяснения нового материала вы будете заполнять таблицу в тетради, а в конце урока мы проверим вашу работу:

    Растения водоёма

    Животные водоёма

    Учитель: Условия жизни растений в водоёме своеобразны. Воды здесь достаточно и недостатка в ней никогда не бывает. Характерная особенность среды в водоёмах – медленное прогревание воды весной. Вода долгое время остаётся холодной, и это отражается на развитии обитателей водоёмов. Водные растения медленно пробуждаются весной. Поверхность водоёма обычно покрыта мелкими зелёными пластинками ряски (показываю на плакате). Это крошечное, плавающее на поверхности воды растение, ко дну не прикрепляется. Далее можно увидеть высоко поднимающиеся над водой стебли с узкими перегнутыми книзу листьями. Это камыш, рогоз, тростник (слайд 2) . Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями кубышек и кувшинок (слайд 3) . Корни этих растений находятся на дне водоёма.
    Ближе к берегу водоёма растёт стрелолист (слайд 3) . Узнать его можно по листьям, они похожи на стрелы с широкими наконечниками, в высоту растение достигает 1 метра. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, разглядеть их можно только под микроскопом. Иногда их так много, что вода кажется зелёной. Как вы думаете какую роль в водоёме выполняют растения?

    Дети:

    – Пища для животных
    – Дом для животных
    – Выделяют кислород, необходимый для дыхания (слайд 4)

    Учитель: Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Их великое множество. Животные есть везде: на поверхности воды, на водных растениях, у дна. Попробуйте угадать:

    У родителей и деток
    Вся одежда из монеток (Рыбы) (слайд 5) Где живут? (под водой)

    На дне, где тихо и темно
    Лежит усатое бревно? (Сом)

    Хвостом виляет,
    Зубаста, а не лает. (Щука)

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка) (слайд 6) Где живет? (Под водой)

    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) Где живёт? Над водой.

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку,
    Спотыкалочку. (Утка)
    Ползает наоборот,
    Задом наперед,
    Все под водой
    Хватает клешнёй. (Рак) (слайд 7)

    – Богат и разнообразен животный мир водоёма. Познакомиться с ним поближе помогут нам ребята.

    4. Сообщения заранее подготовленных учеников

    1. По поверхности воды бегают клопы-водомерки (слайд 7). Её лапки смазаны жиром, поэтому водомерка скользит по поверхности воды. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. На дне чистых водоёмов обитают раки, которые являются санитарами водоёмов. Однажды рыбаки заметили, что в улове стало попадать много больных рыб. Причина оказалась простой – в реке выловили всех раков. А раки уничтожали остатки погибших животных. И когда раков не стало, от погибших рыб заразились здоровые.

    2. В толще воды можно увидеть головастиков. Они появились из икринок. Головастики подрастут и выйдут на сушу маленькими лягушонком или жабой. Поэтому их называют земноводными животными. Они приносят пользу – уничтожают массу вредителей, сами же являются пищей для животных.
    В воде живут разные виды рыб, например карась, который питается растениями, личинками насекомых; щука – которая относится к хищным рыбам.

    3. Обитают на дне водоёмов двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. (Показывает створки перловицы). Питаются эти моллюски очень интересно, Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки прудовик и катушка, У них закрученные, не имеющие створок раковины (показ ракушек).
    Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке, часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.
    Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»

    Учитель: С жизнью водоёма тесно связана жизнь птиц: цапель и уток. Живут у воды и млекопитающие: выдра, бобр, водяная крыса, ондатра. Информацию о них вы попытаетесь найти самостоятельно.
    Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно водоёма. Здесь под действием бактерий мертвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.
    Мы познакомились с жизнью пресного водоёма. Попробуйте составить цепь питания в пресном водоёме.
    (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями питаются животные. Карась питается растениями, а щука – карасями.)
    Мы доказали, что пресный водоём – это природное сообщество, узнали какие беды может принести человек водоёму.

    5. Физкультминутка для глаз (слайд 8)

    6. Знакомство с водоёмами Нижегородской области

    Учитель: Продолжая знакомиться с жизнью водоёмов, мы отправляемся на юг Нижегородской области. Работу выполняла и готовила презентацию Пухова Дарья.

    Пустынские озёра

    Карта Нижегородской области (слайд 9)
    Пустынские озёра расположены на севере Арзамасского района на реке Серёжа, а название им дало село Старая Пустынь, рядом с которым они находятся. В 1934 году в целях сохранения численности редких и ценных видов животных, в том числе выхухоли, был создан Пустынский охотничий заказник. Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь (до 14 м) карстовых озёр: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево – связанных в единую систему общей площадью 300 га. Половина Пустынских озёр (Великое, Глубокое, Паровое и Долгое) являются проточными – через них течет река Серёжа. Остальные озёра только иногда соединены между собой протоками, благодаря этому вода в них словно горный хрусталь – прозрачная и чистая. Пустынские озёра отличаются богатством флоры, в которой представлены почти все типичные водные растения средней полосы России. Из произрастающих здесь растений 55 видов являются редкими. Природным богатством заказника являются леса разнообразных типов: хвойно-широколиственных лесов, сосновых боров и пойменных дубрав. Здесь встречаются деревья – старожилы, которым уже более двухсот лет, достигающие до 35 м. в высоту и до 1 м. в диаметре. К числу обитателей заказника относятся и такие растения, занесенные в Красную книгу, как: башмачок настоящий, пыльцеголовник красный и водяной орех чилим, реликт межледникового времени (слайд 10) . Это однолетнее, водное, укореняющееся на дне растение с розеткой плавающих на поверхности воды ромбических листьев и белыми четырехлепестковыми цветками и орехообразными, в основном, четырехрогими плодами. Он встречается в «окнах» среди зарослей камыша, на глубине 1-1,5 метра. В Нижегородской области известно только несколько мест его произрастания. Во всех Пустынских озерах встречаются: лещ, ёрш, карась, краснопёрка, линь, окунь, язь (слайд 11), плотва, щука и другие виды рыб. Особенностью Пустынских озер является и то, что здесь можно найти
    представителей всех типов водорослей, кроме бурых. Необычен животный мир. В водоёмах обитает от 3 до 6 видов млекопитающих: это речной бобр, выдра (слайд 12) и русская выхухоль (слайд 13) , численность которой вызывает особую тревогу. Русская выхухоль – типичный представитель доледникового периода, ровесник мамонтов и шерстистых носорогов, обитающих только в европейской части России. Заказник является также местом обитания не менее семи видов летучих мышей. Здесь гнездятся или кормятся на пролёте многие виды водоплавающих прибрежных птиц. Из числа очень редких птиц-хищников можно встретить беркута, орлана-белохвоста и скопу. Иногда на Пустынских озерах на пролете можно увидеть лебедей (слайд 14) . К обитателям Пустынского заказника относятся и другие редкие, в том числе «краснокнижные» представители фауны – бабочки: аполлон, махаон, медведица Геро, шмель моховой, пчела-плотник (слайд 15) и пр. К сожалению, в последние годы на Пустынских озёрах и в лесном массиве заказника сильно возросла рекреационная нагрузка, что отрицательно сказывается на состоянии озёр. В результате из флоры исчезли: наяда морская и водяной мох, сократилось произрастание водяного ореха. Поэтому на озёрах и заказнике требуется проведение неотложных мер по сохранению животного и растительного мира.

    7. Обобщение и закрепление нового материала

    Проводится по рабочей тетради (страница 48-49). Работа в парах – проверь тетрадь соседа карандашом, если что-то непонятно, в учебнике на странице 192-193 есть рисунок.

    8. Подведение итогов (слайд 16)

    Учитель: О чём говорили на уроке? Что узнали нового? Что вас особенно удивило и заставило задуматься?

    9. Домашнее задание

    Стр. 191-200, таблица, самостоятельно изучить тему: «Надо ли охранять болота»

    Литература :

    1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы. – М.: Просвещение, 2005.
    2. Барковская О.М. Экологическое воспитание. Начальная школа – 1996, № 6.
    3. Окружающий мир. К учебникуА.А.Плешакова. Волгоград, издательство «Учитель», 2007.