Пособие по истории отечества. Пособие по истории отечества Советская культура в 20 30 годы кратко

В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество "Долой неграмотность". Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами - Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти. I

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-;

кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была

объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей. Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.

Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получил приз на международном фестивале. Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии - "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк", "Семеро смелых", "Музыкальная история" и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдаю-

щихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выходили русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А.Бердяев, И.Ильин, П.Б.Струве, социолог П.А.Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г.А.Гамов, химик В.П.Ипатьев, авиаконструктор И.И.Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А.Бунин, А.И.Куприн, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.В.Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В.Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И.Шаляпин.


20-30е года. С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии З адачи - ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии.. Эта политика гос-ва получила название культурная революция. 9 ноября 1917г. была создана гос. комиссия по просвещению, для контроля за культурой.

Главной задачей была ликвидация безграмотности. После ряда экспериментов (кружки, ликпункты) к концу 20-х система образования была перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, Школы были объявлены гос. учреждениями, образование стало бесплатным, школа отделялась от церкви, сформирована система высшего образования. утверждена идеологическая основа образования – марксизм.

В науке задача – восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восстановлены связи сов. Ученых с международными научными центрами. (Павлов, Вернадский, Вавилов).

В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы). Но многие литераторы эмигрировали (Набоков, Бунин, Цветаева (вернулась)). В 1934г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские организации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького.

Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинематографистов, художников. Репрессированными были: И. Бабель, Н. Заболоцкий. Запрещена была публикация произведений А. Ахматовой, М. Булгакова. Вводились гос. (сталинские) премии в области литературы и искусства. Деятели искусства избирались в законодательные органы, их именами называли города, улицы, пароходы, театры, клубы и т.д.. Искусство. Помимо Товарищества передвижных выставок возникли: Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников (Греков, Дейнеки)

Театр. В 20 г Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим, агитационным, но не был понят и в 1939г. репрессирован. В театре преобладали традиции дореволюционного театра.

Рахманинов и Шаляпин эмигрировали.

В августе 1919г. Фото и кино промышленность была национализирована. Создан Всероссийский фотокиноотдел. Появилось звуковое кино. В 1925г. появились историко-революционные фильмы Эзенштейна, и комедии Александрова.

Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров). В ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. Был запрещен вывоз из страны экспонатов, имеющих художественную и музейную ценность. В 20-30-е началось строительство метро, Всесоюзной с/х выставки, канала Москва-Волга.

40-е . С 1943г. правительство увеличило расходы на культуру. Были созданы школы-интернаты, вечерние школы. Расширился прием в вузы девушек, срок обучения сократился.

Ведущей темой произведений военных лет был героизм и патриотизм. Это была поэзия Ольги Бергольц, музыка Дмитрия Шостаковича (7-я (Ленинградская) симфония), статьи, очерки, рассказы, Л. Леонова, А. Толстой, К. Симонов, М. Шолохов, и др.

В послевоенный период были написаны 6-я и 7-я симфонии С. Прокофьева, 9-я и 10-я - Д. Шостаковича. Развивалось оперное творчество - «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева.

Театр. Популярные актеры входили в фронтовые бригады, выезжавшие на фронт.

В кино создавались документальные фильмы. Годы войны стали новым этапом развития советского киноискусства. Первым полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома» режиссера И. Пырьева. В послевоенные годы кинематографисты создали ряд прекрасных фильмов. режиссер С. Герасимов по роману А. Фадеева «Молодая гвардия».

В изобразительном искусстве времен ВОВ многие полотна живописцев: «Расстрел» А Серова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Мать партизана» С. Герасимова.

В 50- х гг. высокими темпами развивалось народное образование. В 1958 г. был принят закон, вместо 7-летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1956 г. государство отменило плату за обучение в ВУЗах.

Расширилась сеть научных учреждений. В системе Академии наук СССР были созданы десятки НИИ, возникли научные центры в союзных республиках. Они оснащались новейшей аппаратурой.

Ученые добились успехов (Курчатов,. Сахаров. Ландау, Соболев.). В 1957 г ученые под руководством Королева создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г в космос поднялся первый человек - Ю.А. Гагарин.

Основоположники физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров в 1954-1955 гг. создали первый квантовый генератор (лазер). В 1964 г. они были удостоены Нобелевской премии. В медицине (Вишневский, Куприянов)

Возросла сеть культурно-просветительских учреждений, количество книг, газет, журналов. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», Появились значительные произведения Леонова, Шолохова и др.. Был большой интерес к поэзии С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой (30-40-х гг. не публиковалась).

Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабевал. Оказалась драматичной судьба романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской премией в 1958 г.), ряда сочинений Д.Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства - е го подъем приходится на вторую половину 60-х гг.. Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, организовывали акции в защиту прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов.

В изобразительном искусстве в 50-80-х темы героизма советских людей, мирной жизни были выражены в творчестве В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова.. В жанре скульптуры Работали Е. Вучетич, Н.. Конёнков. В 60- 80-х годах появляется новое поколение художников: Савицкий , И. Глазунов.

Развивалось музыкальное искусство: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50-80-е гг. музыкальные сочинения означали качественно новый этап в развитии музыкальной культуры. С. Прокофьевым была написана 7-я симфония, Д. Шостаковичем - 10-я и 15-я симфонии. Балет Хачатуряна «Спартак» стал классикой. Известными были песни Дунаевского. Пахмутовой, В. Соловьева-Седого.. Популярными исполнителями стали Л. Утесов, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Пъеха, Л. Лещенко.

В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государственного финансирования были свернуты многие научные программы, тысячи квалифицированных научных специалистов переехали работать в зарубежные научные учреждения.

Государство не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демократических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем.



Международный Славянский институт

Калининградский филиал

Факультет «Экономики и организации предпринимательства»

Реферат

По дисциплине: Культурология

Тема: Культура СССР

Выполнил: студент 1 курса

группа: 09-УЭ

специальность: Финансы и кредит

Ушаков Михаил Васильевич

Научный руководитель: К.Ф.н

Бурдейный Владислав Владимирович

г. Калининград

Введение ................................................................................................................... 3

1. Культура в СССР в 20-е гг………………………………………....................……..4

2. Культурное развитие СССР в 30-е гг................................................................. 5

3. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный

период…………………………………………………………………………………...7

4. Культура в период "оттепели"........................................................................... 9

5. Культура периода застоя………………………………………………….………..11

6. Культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг………………………………………..14

Заключение …………………………………………………………………………….18

Список литературы

1. Культура в СССР в 20-е гг

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, является поэзия. Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стали С.А. Есенин и А.А. Ахматова.

Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ (Левый фронт искусств).

Немало интересного было создано в 20-е гг. писателями-прозаиками. Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.).

Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс.

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм. На Западе принципы конструктивизма были разработаны известным архитектором Ле Корбюзье. Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его возможности воздействия на широкие народные массы: «Важнейшим из искусств для нас является кино», – писал он. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации.

2. Культурное развитие СССР в 30-е гг

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя и многие другие.

Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов.

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты. В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

3. Культура СССР в годы Великой Отечественной

войны и послевоенный период

творческие организации и союзы Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта . Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом.

В наиболее законченном виде концепцию особой пролетарской культуры сформулировал А.А.Богданов, под влиянием которого находились другие деятели Пролеткульта. Он считал, что культура каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована представителями других классов. Выдвигалась задача создания самостоятельной пролетарской культуры, свободной от каких-либо “классовых примесей” и “наслоений прошлого”. Взгляды А. А. Богданова разделяли В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин и др.

В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена в программном стихотворении В. Кириллова “Мы”: “Мы во власти мятежного страшного хмеля, Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты”, Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!”

Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую, пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарских организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И. Ленина, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской, Я.А. Яковлева.

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) . Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л.Авербах, Ф.В.Гладков, А.С.Серафимович, В.И.Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.

Художественная жизнь страны в первые годы Советской власти поражает пестротой и обилием литературно-художественных группировок. Только в Москве в 20-х гг. их насчитывалось более 30. Среди них:

-“Кузница” (основана в 1920 г.),

- “Серапионовы братья” (1921),

- “Московская ассоциация пролетарских писателей" – МАПП (1923),

- “Левый фронт искусств” – ЛЕФ (1922),

- “Перевал” (1923) и др.

Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась независимость художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.

В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» , которое предусматривало их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность, «изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Для руководства художественным творчеством и контролем над ним при правительстве был образован Комитет по делам искусства.

Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей.

Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства.

литература и искусство. Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: Осип Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», Исаак Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная», режиссер Всеволод Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры, например писатель А.Платонов, художники П.Филонов, К.Малевич и другие, были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу.

Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А.П.Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как:

– “Новый мир”,

– “Красная новь”,

– “Молодая гвардия”,

– “Октябрь”,

- “Звезда”,

– “Печать и революция”.

На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира.

Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

К середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется роман М. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “Тихий Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба. Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина – героя романа Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации отражена в произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В. Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многие произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А. Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала святош” и “Последние дни” А.С. Пушкин.

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.

Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.Блок, театр им. В.Мейерхольда, театр им. Е.Вахтангова, Московский театр им.Моссовета.

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика.

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.

Росту популярности кино способствовало появление отечественных звуковых фильмов , первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь” (режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые горы” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.

В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, Б.В.Щукин, И.М.Москвин, А.В.Нежданова.

Как и в других видах искусства в живописи был утвержден метод социалистического реализма . Высшим достижением советских художников считались картины Б. Иогансона («Допрос коммуниста»), Б.Грекова и его школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека. Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.

Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И.Ленина, И.В.Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов.

образование и наука. Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США.

Развертывались совместные научные исследования: В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский журнал”.

Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.

Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики . Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находилась экспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатие и после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами. 101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину и продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В апреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За это летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.

С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.

В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше 12 тыс. км за 63,5 часа.

Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский . Была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету на жидком топливе . К этому же времени относится начало изучения стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января 1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22 км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа.

Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра . Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.

Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова и его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано производство искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно развивалась новая наука – биохимия. Открытия в области астрономии сделал армянский ученый В.А. Амбарцумян.

Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука (И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа генетики.

Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы. Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан. Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный. В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам.

Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы.

Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года “О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). К 1930 г. выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) “О всеобщем обязательном начальном обучении”, которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.

К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность – было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %. Однако, еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет.

Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией. В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство, способствовала укреплению военной мощи страны.

20-30е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

События 1917 г., гражданская война и оформление большевистского режима – всё это очень повлияло на развитие культуры, и, скорее всего, в худшую сторону.

Во-первых, сами большевики ведут культурную политику, которая во многом отказывается от прошлого.

Во-вторых, огромная часть творческой интеллигенции и ученых оказалась в эмиграции.

В-третьих, уже в 20-е гг. началось преследование инакомыслия, уничтожение культурного слоя нации, которая достигла максимальной точки в 30-е гг.

Политика большевиков в отношении образования и культуре.

Среди большевиков существовало 3 точки зрения на этот вопрос: одни считали, что всю прошлую культуры следует забыть и создать новую собственную пролетарскую культуру, т.е. фактически предлагалось начать с пустого места.

Уже в 1918 г . была создана специальная организация «Пролеткульт», которая пыталась реализовать данные идеи. Но большинство, в том числе и Ленин, и нарком Просвещения Луначарский, считали, что русскую культуру нужно сохранить в определенных размерах.

Уже в 1918 г большевики отделяют церковь от государства и начинают программу борьбы с неграмотностью. Программа получает соответствующее название – «Ликбез». В течение 20-х гг. взрослое население России активно обучали грамоте. К концу 30-х гг. более 80% населения могло читать и писать. Но при этом «Ликбез» предусматривал и идеологическую обработку людей, так называемую «политграмоту». Большевики провозглашают курс культурной революции. Еще в 20-е гг. на III съезде ВЛКСМ Ленине призывал молодежь «учиться социализму». Культурная революция предусматривала не только обучение людей, но и внедрение идеологии мышления, а также создание новой советской интеллигенции. В 30-е гг. появляется обязательно начальное образование (4 класса), а затем среднее (7 классов). Появляется ряд специализированных профессиональных училищ. Например, Фабзавуч (ПТУ), ремесленное училище. Особое внимание уделялось высшему образованию. Нужно было создавать свои кадры (1920 учреждение УрГУ) для увеличения пролетарского элемента среди студентов создавались специальные рабфаки. Вводились специальные квоты для студентов непролетарского происхождения. Создается институт красной профессуры. Существуют и различные партийные школы, например, Коммунистическая академия. Буржуазные специалисты преследовались и в 20-е гг., а в конце 20-х 1-ые репрессии обрушились именно на них. В 30-е гг. остались считанные единицы старых, дореволюционных кадров, особенно гуманитариев.

1922 г. – «Философский пароход» - т.е. изгнание за границу большинства русских ученых: философов, историков (Булгаков, Франк, Струве). К концу 30-х гг. в СССР была самая многочисленная группа студентов в мире и больше всех ВУЗов, но при этом уровень культуры и наук не являлся самым высоким в мире.

Литература

Отношение к революции и идеям большевиков у творческой интеллигенции было разным:

1) Принявшие революции (т.е. готовые сотрудничать с большевиками – Маяковский, Брюсов, Вернадский, Тимирязев).

2) Принявшие с уклоном (т.е. с сомнением – Есенин, Блок «Похороны русской культуры», Павлов, Репин, Чуковский).

3) Непринявшие активно (т.е. враждебно относящиеся к революции – Бунин, Гиппиус, Гумилев).

Многие из 2 и 3 группы эмигрировали (Стравинский, Рахманинов, Шаляпин, Алехин, Бунин, Бердяев). Многие, кто остался, были впоследствии репрессированы (Мандельштам, Флоренский). Некоторые вернулись из эмиграции (А. Толстой, Куприн, Цветаева). В течение гражданской войны литературная жизнь, несмотря на страшные условия, оказалась весьма активной. Появляются такие организации, как «РеФ» (Революционный Фронт), «Леф» (Левый Фронт), РАПП (Российская Ассоциация профессиональных писателей). Здесь активно работают Маяковский, Жаров, Брюсов, Хосеев, Серафимов, Есенин (50:50). Старшие поколения (мэтры) так или иначе отражают страшную войну в своих произведениях: А.Блок «12», Волошин, Бунин «Окаянные дни».

Активной жизнью жило литературное сообщество в Петрограде. Был создан «цех поэтов», во главе с Гумилевым, Шаповым, Адамовичем. После того, как Гумилев был расстрелян в 1921 г. большинство петербургских поэтов эмигрировало. В годы НЭПа существовала определенная литературная свобода. Можно было искать новые формы искусства, экспериментировать и создавать творческие группы. Тем не менее, уже ощущалось партийное давление и политическая цензура. Советские социалистические принципы продолжали отстаивать такие писатели и поэты, как Маяковский, Фурманов «Чапаев», Серафимович «Железный поток», Фадеев, Багрецкий. Появляется советская драматургия: Иванов, Тренев [?] «Любовь яровая».Вишневский «Оптимистичная трагедия». В петрограде появляется такое творческое объединение, как «Серапионовы братья» (Каверин «Два капитана», Федин, Катаев «Белеет парус одинокий»). И было общество «обэриутов» (Введенский, Хармс). В Москве существовал «Имажиниум» (Есенин, Марингов). Была большая группа крестьянских поэтов: Клюев, Порешин, Клычков, отчасти Есенин. Особняком стоит творчество Платонова, Грина «Алые паруса». Эрдман «Пьеса-самоубийца», Булгаков.

Фантасты: Беляев, Замятин «Мы».

В конце 20-х гг. появляется Шолохов «Тихий Дон».

В начале 30-х гг. оформляется тоталитарный режим. Начинается мощнейшее давление на творческую интеллигенцию. В конечном итоге всё это вылилось в создание в 1934 г. «Союза писателей», единственной разрешенной организации. Член союза получал зарплату, и только он мог издавать свои произведения. Причем на 1-ом съезде советских писателей был провозглашен единственный допустимый метод – социалистический реализм. Всё это благословил специально приглашенный из заграницы и обласканный Сталиным Горький. Началось преследование инакомыслящих: Мандельштам, Клюев, Хармс, Васильев. Практически в изгнании оказались: Булгаков, Ахматова. Платонов….

В 30-е гг. появляются такие произведения. Как «поднятая целина» Шолохова. Поэмы Пастернака, Булгаков «Мастер и Маргарита». Рассказы (сатира) Зощенко. Ильф и Петров «Золотой теленок», «12 стульев». Развивается детская литература – Чуковский, Гайдар, Маршак. 1938 г. – Михалков, Кассиль.

В 30-е гг. начинается отдельная тема в литературе - «Лениниана». Пьеса Полевого «Куранты», Погодин, воспоминание Крупской. Рассказы о Ленине: Зощенко, пьесы: Лавренев «41-ый».

Эмиграция.

20-е 30-е гг. мощная творческая жизнь была и за границей. Несколько миллионов русских людей покинули страну. Крупнейшие русские общины жили в Париже, Берлине, Праге, Белграде, Харбине и Шанхае. Выходили русские газеты и журналы, издавались книги, действовали бывшие лидеры партий: Милюков, Гучков, Шульгин; писали Деникин и Краснов. В Париже появляется своеобразное объединение «Зеленая лампа – вечера у семьи Гиппиус и Мережковского. Там бывали поэты: Иванов, Адамович, Поплавский, Бальмонт, Тэффи; писатели: Бунин (нобелевская премия), Зайцев, Шмелев, Набоков. Кроме этого, за рубежом действовали такие крупнейшие творческие личности, как композитор Рахманинов, певец Шаляпин, шахматист Алехин, философы Бердяев, Булгаков, Сорокин и др.

Наука в 30-е гг.

Индустриализация требовала активное развитие технических и естественных наук. Появляются такие ученые, как Вернадский, Ферсман, Зелинский, Вавилов, Тимофеев, Циолковский. Чижевский. Что касается гуманитарных наук, то здесь давление партии оказалось более сильным. Философия осталась только Марксистской, была разгромлена историческая школа Покровского, действовавшая в 20-е гг. Один из наиболее известных историков оказался в ссылке. К сер. 30-х гг. появляется краткий курс истории ВКП(б), который полностью перестраивает историю партии под культ личности Сталина. Даются прямые указания о том, как учить историю в школах и ВУЗах. В кон. 30-х гг. наблюдается постепенный отход от чисто советской истории, разрешается интерес к истории дореволюционной, национальной.

Живопись.

После революции наблюдается подъем живописи. Многие художники увидели в революции возможность выражения новых форм и событий.. Юон, Петров-Водкин, Малевич, Нестеров. В годы гражданской войны – плакатная живопись (Маяковский «окна РОСТа). В 20-е гг. также идет определенный поиск новых форм, но постепенно начинается эмиграция художников. В 20-е годы возникает одна из первых советских школ живописи (мастерская Грехова. Батальная живопись) В 30-е гг. возникает союз художников и утверждается метод социалистического реализма. Активно реализуется тема «Ленианы» (Бродский).

Скульптура

Среди советских скульпторов можно выделить 3 фамилии: Коненков, Шадр «Булыжник – орудие пролетариата», Вера Мухина «Рабочий и Колхозница».

Театр и Кино.

В театр также приходят новые формы. Наиболее яркое имя – Всеволод Мейерхольд. Действует школа Станиславского. Появляются пьесы советских драматургов. Знаменитыми актерами становятся Вера Ермолова, Качалов, Борис Щукин (играл Ленина), Борис Бабочкин (играл Чапаева), Игорь Ильинский (комик). Классиком советского кино стал Эйзенштейн «Броненосец Потемкин». 30-е гг. – это расцвет советских кинокомедий («Свинарка и пастух», «Праздник святого Георгия», «Веселые Ребята»). Звездами кино становятся Любовь Орлова, Тёсов. Режиссеры – братья Васильевы, снявшие «Чапаева», Александров.

Музыка.

Классические формы музыки во время войны были забыты, многие композиторы и музыканты эмигрировали. К концу 20-х гг. интерес к музыке растет. Среди серьезных советских авторов надо выделить Прокофьева, Шостаковича, Шабалина, Мисковского. Развивается жанр легкой музыки (Дунаевский, Соловьев-Седой). В духе социалистического реализма создавал свои оперы Дзержинский («Тихий Дон, Поднятая целина»).

Архитектура

Большевики начали с разрушения многих старых зданий, «не представляющих исторической ценности», прежде всего это касалось церквей (1931 г. – уничтожение храма Христа Спасителя в Москве). Также большевики тяготели к монументальным формам архитектуры, то есть созданию огромных и помпезных зданий. К счастью, многие произведения остались только в планах. В основном строились жилые дома и промышленные объекты.

Борьба с Церковью

В 1917 г. было восстановлено патриаршество. Патриархом стал Тихон. В силу понятных причин церковь поддерживала белое движение, поскольку большевистская идеология являлась активным атеизмом. После гражданской войны начинается целенаправленная политика против церкви. Патриарх несколько раз подвергался аресту, потом был убит.

Под видом помощи голодающим было изъято огромное количество церковных ценностей, многие священники были репрессированы. В стране с официальной подачи действовало «Общество воинствующих безбожников». Уже в 20-е гг. церковь опять оказалась без патриарха.