Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива. Система учебников «Школа России» - Элективные курсы Личностное и профессиональное самоопределение

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Реестр элективных курсов Согласно письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от г «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»: Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов. Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур: обсуждение и согласование на школьных методических объединениях; внутреннее рецензирование; рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы; утверждение директором школы; внешнее рецензирование, если программа авторская. Дополнительную информацию можно получить: Программы элективных курсов по географии для профильного обучения: 1) География. Программы элективных курсов классы. Сборник программ. Профильное обучение. Автор-составитель В.П. Дронов. - М.: Дрофа,) География. Программы элективных курсов классы. Сборник программ. Профильное обучение. Автор-составитель Н.Ф. Винокурова. - М.: Дрофа, Программы элективных курсов по географии для предпрофильной подготовки: 1) География. Программы элективных курсов. 9 класс. Сборник программ. Профильное обучение. Автор-составитель С.Е. Дюкова.- М.: Дрофа, В 5 6 классах за счет часов компонента учебного плана общеобразовательного учреждения возможно проведение учебного курса «Наглядная геометрия» таких авторов как: 1. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н. и др.математика. Наглядная геометрия. 5 6 классы. М.:Просвещение, 2014,176 с.: ил. Пер. Выбор учебников Математика. Сборник рабочих программ. 5 6 классы/ Сост. Т. А. Бурмистрова. М.:Просвещение, 2014, 80 с. Обл. 2. Ходот Т. Г., Ходот А. Ю., Велиховская В. Л.Математика. Наглядная геометрия. 5 класс. М.: Просвещение, 2014, 112 с.: ил. Обл. Ходот Т. Г., Ходот А. Ю., Дмитриева О. А.Математика. Наглядная геометрия. Книга для учителя. 5 6 классы. М.: Просвещение, 2014, 128 с.: ил. Обл. Ходот Т. Г., Ходот А. Ю. Математика. Наглядная геометрия. 6 класс. М.: Просвещение, 2014, 144 с.: ил. Обл. Математика. Сборник рабочих программ. 5 6 классы /Сост. Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2014, 80 с. Обл. 3. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. М.: МЦНМО, Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. Рабочие тетради 1 4. М.: МЦНМО,

2 Программу по курсу можно скачать с авторского сайта Смирнова В.А Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Математика. Наглядная геометрия. 5 6 классы. М.:Дрофа Геометрия. 5 9 классы. Рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина. // Математика. 5 9 классы: сборник рабочих программ / сост. О. В. Муравина М.:Дрофа Ерганжиева Л.Н., Муравина О.В. Математика. Наглядная геометрия. 5 6 классы. Методическое пособие Материалы можно скачать бесплатно с сайта издательства Дрофа Изобразительное искусство Примерный перечень элективных курсов для учащихся 9-11 классов: 1. Кривицкая, Л.А. Основы рисунка /Л.А. Кривицкая, Т.Г. Новоселова Т.Г., Г.А. Софронов, И.В. Казакова. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, С Кривицкая, Л.А. Основы живописи /Л.А. Кривицкая, Т.Г. Новоселова, Н.Г. Кириллова. Основы живописи. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, С Кузнецова, О.А. Художественные техники /О.А. Кузнецова. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, С Мун Л.Н. Синтез искусств.- Профильная школа С Секирова Т.А. Искусство понимания исторической живописи / Т.А. Секирова. - Профильная школа С Челышева, Т.В. Искусство и мы (художественно-педагогическое направление) / В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, С Челышева Т.В. Введение в историю русского искусства. Учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, С Челышева, Т.В. Мир дизайна (специальное художественное направление) / В. Челышева. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, С Челышева, Т.В. Основы экранной культуры (специальное художественное направление) / В. Челышева. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, С Шилько, Л.Ю. Дизайн. Профессия дизайнер / Л.Ю. Шилько. Под ред. Т.Н. Шилько, Л.Ю. Изобразительное искусство. Профессия художник / Л.Ю. Шилько. Под ред. Т.Н. Ботиной, И. В. Кашминой, О.В. Пескун. Музыка в школе с. 41. История, обществознание По-прежнему, можно использовать программы элективных курсов, выпущенные ранее, например, такие как: 1. Юдовская А.Я. Становление гражданского общества. Исторические истоки класс. М.: Дрофа, ; 2. Селиванов И.Н. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2010; 3. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я гражданин России. 5-7 кл. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2009; 4. Архипов А.П. Азбука страхования кл.- М.: Вита-Пресс, 2008; 5. Балакина А.П. Налоги России кл.- М.: Вита- Пресс; 6. Гудырин С.Н. Основы маркетинга класс. - М.: Вита-Пресс, 2006; 7. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства кл.- М.: Вита- Пресс, 2006; 8. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры кл.- М.: Вита- Пресс;

3 9. Королева Г.Э. Экономика. Проектирование учебного курса10-11 кл. Учебное пособие.- М.: Вентана-Граф, 2010; 10. Федин С.В., Федина Н.В., Тесленко И.Б. Основы менеджмента кл.- М.: Вита-Пресс, 2007; 11. Чернов С.В. Азбука трудоустройства кл. - М.: Вита- Пресс. Актуальным остается преподавание элективных курсов по избирательному праву (Инструктивно-методическое письмо «О преподавании обществоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в учебном году») на основании постановления Избирательной комиссии Белгородской области, коллегии департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 24 сентября 2008 года 47/285/03-08 «О задачах по дальнейшему совершенствованию работы по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей, формированию и организации деятельности студенческого и школьного самоуправления в профессиональных и общеобразовательных учебных заведениях области»; в рамках исполнения мероприятий департамента образования, культуры и молодежной политики области по реализации Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на годы в условиях формирования системы распространения правовых знаний», а также на основании приказа департамента образования Белгородской области от 11 апреля 2013 года 756 «О создании рабочей группы»: «Введение в избирательное право» для 9 класса и «Основы избирательного права» для классов. К программам разработаны учебно-методические материалы в электронном виде, которые составляют полный УМК: (См. раздел «Виртуальный методический кабинет. История. Обществознание. Право»). В настоящее время имеется достаточное количество разработанных элективных курсов по физике, которые учитель может использовать в учебном процессе. Например: Выговский Л.А., Меденцев А.А. Физика. Электродинамика. Элективный курс. 7-9 классы. М.: Просвещение с. Физика. 8 9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А. Попова. Волгоград: Учитель, с. Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Методическое пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, с. Программы элективных курсов. Физика классы. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. М.: Дрофа, с. Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: клас-сы. М.: ВАКО, с. Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие / А.В. Сорокин и др. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, с. Физика классы: сборник элективных курсов / сост. В.А. Попова. Волго-град: Учитель, с. Левитан Е.П. Астрономия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учрежде-ний. М.: Просвещение, с. На сайте БелИРО в разделе «Виртуальный методический кабинет. Физика» пред-ставлены программы курсов по выбору и элективных курсов, рекомендуемых для реали-зации на региональном уровне: 1) Эксперименты и занимательные опыты по физике (9 класс, 17 часов в 1-м или во 2-м полугодии) 2) Способы решения задач по механике (9 кл., 17 ч в 1-м или во 2-м полугодии) 3) Методы решения задач по физике (10-11 кл., 1 час в неделю в каждом классе). ЛИТЕРАТУРА Элективные курсы могут иметь различный объем: от до и более часов. Рекомендуемый объем часов2. Образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность выбора элективных курсов. Сегодня особую актуальность приобретают элективные курсы,

4 направленные на расширение и углубление предмета «Литература», социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учеников образовательных организаций3: 1. Агеносов В.В. Программа элективного курса «Литература русского зарубежья»: / В.В. Агеносов // Программы элективных курсов. Литература класс. Профильное обучение. М. : Дрофа, Егоров, О.Г. Экранизация литературных произведений: элект.курс для предпроф.классов / О.Г. Егоров // Шк. технология Емельянова Т.В. Особенности современной русской художественной литературы: [элективный курс для уч-ся 11 кл. (24 часа)] / Т.В.Емельянова // Проф.школа Карнаух Н.Л. Программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»: / Н.Л. Карнаух // Программы элективных курсов. Литература класс. Профильное обучение. М. : Дрофа, Кротова Ю. Материалы для подготовки программы элективного курса «Современная русская литература» / Ю. Кротова // Практика административной работы в школе Кузина И.В. Программа элективного курса для одаренных детей «Художественная публицистика XIX-XX веков» / И.В. Кузина // Одаренный ребенок Кучина, Т. Современный отечественный литературный процесс: элективный курс для уч-ся 11 класса старшей профильной школы / Т. Кучина // Школьное планирование С; Программы элективных курсов. Литература класс. Профильное обучение. М. : Дрофа, Ланин Б.А. Современная русская литература: программа кл. / Б.А. Ланин. М.: Вентана-Граф, Леденев, А. Сопоставительное изучение русской и англо-американской литератур ХХ века: элективный курс для уч-ся 11 кл. школ гимназического профиля (с углубленным изучением литературы и английского языка) / А. Леденев, Т. Леденев // Шк. планирование Обернихина Г.А. Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов / Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программа элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, Обернихина Г.А. Литература для детей в е годы / Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программа элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, Обернихина Г.А. Блок к программа «Экология водных ресурсов» (русский язык и литература) / Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программа элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, Обернихина Г.А. Экранизация русской классики / Г.А. Обернихина // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программа элективных курсов по социальногуманитарным предметам для системы повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, Программа элективного курса «Азбука журналистики» для класса // Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов. М.: Вентана-Граф, С Программа элективного курса «Слово образ смысл: филологический анализ литературного произведения»: / В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова // Программы элективных курсов. Литература класс. Профильное обучение. М. : Дрофа, Савченко К.В. Золотой век. Поэты пушкинской поры: программа элективного курса / К.В. Савченко // Проф.школа Трунцева, Т.Н. Портретные характеристики литературных героев в системе идейнохудожественного анализа произведения: [программа элективного курса классов; 18 часов] / Т.Н. Трунцева // Проф.школа

5 18. Яковлев В.В. «Мой ровесник на страницах современной русской литературы»: программа факультативного курса (курса по выбору) по литературе для уч-ся 8-9 кл. / Н.И. Яковлев // Образование в совр. школе При выборе программ элективных курсов решающим фактором становится наличие учебных пособий для обучающихся. Программы элективных курсов. 1. И.Латыпов. Физическая культура. Профильное обучение классы. Программы элективных курсов. Сборник 1. Дрофа, «Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5-9 классы). Средняя (полная) школа (10-11 классы). Профильный уровень» (А. П. Матвеев, - М.; Просвещение) Элективные курсы, рекомендованные для использования в учебном процессе: 1. Программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Технологии укрепления и сбережения здоровья» 8-9 кл. Предпрофильное обучение: сборник 1. М.: Дрофа, Программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Стрелковая подготовка в курсе «ОБЖ» кл.: Метод.реком/ Н.ГОДА Харьков.-М.: Дрофа, Программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы: Предпрофильное обучение. Сборник 1 / Винник А.Л. - М.: Дрофа, Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений классы. Профильный уровень. Смирнов А. Т., Миронов С.К. -М.: Дрофа, 2009.


2018 2019 учебный год Раздел 2. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам ШО 1 п/ п Уровень, ступень образования,

УМК, реализуемые в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе 79 г.о.тольятти в 2014-2015 учебном году Содержание образовательного процесса: Реализуемые образовательные

УМК средней школы Русский язык. Программа авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. «Общеобразовательная программа «Русский язык 5-9 класс», М.» 5 5 базовый Русский язык. 5 кл.

5 класс: в 2-х ч., М.; «Просвещение», 2013 г. Литература В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература» в 2-х ч., М.; «Просвещение», 2013 г. Английский язык И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева «Английский

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ Сведения об укомплектовании библиотеки печатными образовательными ресурсами и ЭОР п/п Уровень, ступень образования, вид образовательной программы, наименование предмета, дисциплины

МБОУ Средняя общеобразовательная школа Химки Приняты Педагогическим Советом Протокол от 0 августа 07. Утверждены приказом директора школы от 0.09.07 РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ 96» г. Кемерово Т.А. Абрамова 2018 г. Программно-методическое обеспечение образовательной программы МБОУ «СОШ 96» на 2018-2019 учебный год 10-ы (БУП-2004) Программно-методическое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 36» Аннотации к рабочим программам 5-9 классов, реализуемым в 2016-2017 учебном году. класс предмет Кол-во Кол-во

Образовательные программы основной школы (II уровень обучения): Предметы в соответствии с учебным планом, класс(ы) Русский язык Русский язык Русский язык 7 «А», 7 «Б», 7 «В» Русский язык 8 «А», 8«Б», 8

Приложение 2 к учебному плану на 2018-2019 учебный год п/ п Учебно-методический комплект для обучающихся 5-9 классов МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» на 2018-2019 учебный год Предмет Класс УМК (программа) УМК

Перечень учебников на 2018-2019 учебный год утвержден приказом 154 от 17.05.2018 г. составлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 253 «Об утверждении

Аннотации к рабочим программам ФК ГОС основного общего образования. по русскому языку: рабочих программ рабочих программ) изучение русского языка в 8-х классах предусмотрено 3 учебных часа в изучение русского

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 2 г. Черняховска Калининградской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, реализуемые в МАОУ Гимназии 2 г.черняховска Калининградской области

31.08.2016 г. Форма утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2009 г. 323 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным образовательным

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ учебной литературой по ГБОУ Школа 1363 Школьное отделение «Гимназия 1597» 5-11 классы ЮВАО муниципалитет «Выхино-Жулебино» на 2016-2017 учебный год УМК «Школа России» 5 «АГ», 5 «БГ», 5 «ВГ»

Программно-методическое обеспечение учебного плана для среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ 2 на 2016-2017 учебный год предмет: русский язык 10 профильный

Перечень учебных программ, реализуемых в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Владимира «Основная общеобразовательная школа-интернат 30» Программно методическое обеспечение 1-4 классов

Сведения об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса п/п Название предмета в соответствии с учебным планом 1. Русский язык Иностранный язык (английский) Алгебра Информатика и 6. Технология

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия 2 г. Черняховска Калининградской области» Утверждаю Директор МАОУ «Гимназия 2 г. Черняховска» А.Д. Ясюченя Приказ от 23.05.2017 г. 92/5-ОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план Лицея инновационного образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, составлен в соответствии с: Федеральным законом Российской

Приложение 1 к учебному плану на 2014-15 учебный год ГБОУ гимназия 1595 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА на 2014-2015 учебный год МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА соответствует

«УТВЕРЖДАЮ» 2018г. Директор школы И.Д. Адамчук ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Реализуемые образовательные программы в 2015-2016 учебном году: а) образовательные программы начальной школы (I ступень образования): Основные Предмет в соответствии с учебным планом 1 класс Азбука Литературное

Приложение к приказу 155 от 10.09.2018г. «Об утверждении годового календарного учебного графика, учебного плана, плана работы школы, списка учебников на 2018-2019 учебный год» Список учебников и УМК на

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия 2 г. Черняховска Калининградской области» Утверждаю Директор МАОУ «Гимназия 2 г. Черняховска» А.Д. Ясюченя Приказ от 23.05.2018 г. 90/7-ОД

8Б класс Предмет Русский язык Литература Иностранный язык (английский язык) Японский язык (второй язык) Класс, литера Уровень изучения углубленный Количество часов 5 Программа Русский язык. 5-9 классы.

УМК, реализуемые в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе 79 г.о.тольятти в 2013-2014 учебном году Содержание образовательного процесса: Реализуемые образовательные

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 38» ГОРОДА КАЛУГИ Среднее общее образование. (ФК ГОС) (Базовый уровень) Предметы в соответствии с учебным планом Русский язык Литература

Утверждаю: Наименование учебника Класс Автор Издательство Год издания 2018-2019 учебный год: за счет образовательной СУБВЕНЦИИ на сумму252 691 руб за счет внебюджетных средств на сумму 219 560 руб. Приобретение

Русский язык 5-9 классы. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для

Г. Щекино муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Об утверждении списка учебников на 2018-2019 учебный год «Лицей 1» г. Щекино ПРИКАЗ 55а. Согласно п. 3 ст.28 закона РФ «Об образовании в

10б 36 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык.10-11 ы. М.: ООО «Русское слово учебник», 2012. 11а 11б Литература 9 102 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык.10-11 ы. М.: ООО «Русское слово учебник»,

П/п Наименование предмета Перечень учебной литературы по предметам согласно учебным планам общего образования 2018-2019 учебный год основное образование Номер ФПУ Учебная литература 8 класс Укомплекто

УМК по физико-математическому профилю (2016-2017 уч. год) Класс Название учебника в федеральном перечне 7 Баранов М.Т, Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. 1.2.1.1.4.3 Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение

Реализуемые образовательные программы ГБОУ СОШ с.майское (основные и дополнительные): Предметы в соответствии с учебным планом Основные с указанием уровня. Учебники Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова

Список учебников, используемый в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 13» г. Бердска Новосибирской области в 2015-2016 учебном году Учебные предметы

Образовательные программы основной школы (2 ступень обучения) Предметы в соответствии с учебным планом Основные Программы с указанием уровня Автор Русский язык 5 класс Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А.

1. Начальная школа: Обеспеченность УМК учебниками Комплекты 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 1. Школа России 1 3 2 4 2. Начальная школа 21 века 3 1 1 - Приложение 1. Автор Название Издательство Кол-во 1 класс 1.

СОГЛАСОВАН Главный специалист отдела общего образования Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока / О.П.Грицюк ПРИНЯТ Педсовет МБОШИ «лицейинтернат

Учебно - методический комплекс основного общего образования Предмет Классы Учебник Программа Кол-во Бум. Элект. Химия 8-е - Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник. Рекомендован МО РФ М.: Дрофа, 2017. -

Список учебников к использованию в образовательном процессе МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа 6» в 2013-2014 учебном году Приложение 1 к приказу 155 от 04.09.2013г. Название учебника, автора

Программно-методическое обеспечение 1-4 классы ФГОС Буп 2004 программа программа Название Издательство Год издания Название Издательство Год издания программы программы Авторская Авторская программа «Школа

2 Русский язык Русский язык. Канакина В.П., Просвещение 2018 Горецкий В.Г. 2 Математика Математика. Моро М.И. Просвещение 2018 2 Окружающий мир Окружающий мир. Плешаков А.А. Просвещение 2018 2 Иностранный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.кончанско-суворовское» Сведения о реализации образовательных программ, (начальное общее образование, основное

Перечень учебников школы 4 2017-2018 учебный год Автор и заглавие Издательство Год издания Класс Начальная школа «Планета знаний» ФГОС Андрианов Букварь Астрель 2016 1 30 Андрианова Т.М. Русский язык.

2 Английский язык Английский язык в 2 Афанасьева О.В., Михеева И.В, Москва «Дрофа» 2015, 3 Математика Математика. В двух Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Просвещение 2016 3 Русский язык, Русский

Перечень используемых учебных изданий для реализации общеобразовательной программы начального общего образования в 2018-2019 учебном году 1 2 3 1 Начальное общее образование Список учебников, рекомендованных

Принято на заседании педагогического совета МБУ «Школа 46» Протокол 8 от 27.04. 208 г. Перечень учебной литературы на 208 209 учебный год. В соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных

В) образовательные программы средней школы (III уровень обучения): Русский язык 10 «А», 10 «Б» 11 «А» Литература 10 «А», 10 «Б» Литература 11 «А», 11 «Б» Алгебра и начала анализа 10 «А»,10 «Б» Алгебра

Перечень учебников на 2018-2019 учебный год утвержден: Протокол 2 от 26.02.2018г. составлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 253 «Об утверждении

Реализуемые образовательные программы и используемые учебники образовательные программы основной школы (II ступень образования): Предметы в соответствии с учебным планом 5 класс Русский язык Основные Программы

Принято на заседании Педагогического совета МБУ «Школа 46» Протокол 8 от 27.04.208 Перечень учебной литературы на 208 209 учебный год. В соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к

П/п Приложение 1 к приказу от 23.06.2017 _117-а Перечень учебников, допущенных к использованию в образовательной деятельности в гимназических классах МБОУ «Школа 35» в 2017 2018 учебном году Начальное

6 Биология В.В. Пасечник Программа среднего(полного) общего образования по биологии 10-11 классы, М., Дрофа 2009г Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень). 10-11кл. М.:

1 Раздел 3. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Русский язык и литература п\п Наименование предмета Классы 1. Русский язык 10абв 11абвг Программа (название, автор, издательство, место и год издания) Программа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 с углубленным изучением математики Василеостровского района Санкт-Петербурга Список учебников, учебных пособий,

Предметы класс Приложение 1 к приказу от 20 г. «Об утверждении перечня учебников на 2016-17 учебный год» 1 Обучение грамоте 1 Л.Е. Журова, М.И. Евдокимова «Букварь», 2 ч, Москва, Вента Граф, М.М. Безруких,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пригородная средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО педагогическим советом школы с участием родительской общественности протокол 1 от 30.08. 2018

Рабочие программы основного общего образования Русский язык 5 9 (с 01.09.2015) Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной общеобразовательной программы по русскому языку для 5-9

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса на -2019 учебный год МАОУ «Гимназия 25 г.благовещенска» Начальное основное образование п/п Наименовани е предмета Издательство Автор/ авторский

Предмет Класс Кол-во часов Программно-методическое обеспечение учебного плана среднего общего образования МБОУ «Борисовская СОШ 2» 2015-2016 учебный год Среднее общее образование Русский язык 10, 11 Базовая

Пояснительная записка к учебному плану. Учебный план является нормативным документом, определяющим распределение годового учебного времени, отводимого на освоение федерального, регионального компонентов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми Программно-методическое обеспечение образовательного процесса г. Пермь 2015 г. Русский язык Класс Программа

Среднее (полное) общее образование Обязательные для в старшей школе общеобразовательные учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Обществознание, Естествознание

«Принят» на Педагогическом совете протокол 54 от «30» августа 2017г «Согласовано» Председатель Управляющего совета Смирнов С.А. «30» августа 2017г «Утверждаю» Директор ГБОУ ЦО 1679 В.Н. Просвиркин «30»

Предмет Классы Русский язык 11а,11б Литература Русский язык 10в, 11в Английский язык Французский язык Название учебной программы русскому языку (базовый литературе (базовый русскому языку (профильный английскому

Аннотация к рабочим программам среднего общего образования 2016-2017 учебный год РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11 КЛАССЫ 10 А класс Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень).

Учебники, заявленные на 2017 2018 учебный год. 5 класс Уважаемые учащиеся и родители! Не забывайте участвовать в областной акции «Подари учебник школе», чтобы пополнить обменный фонд учебников библиотеки.

Русский язык 9 Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др; Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 9-е издание, испр. М.:

Характеристика реализуемой образовательной программы. СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Среднее (полное) общее образование Наименование предмета (в соответствии с учебным планом) Программа 3 (наименование, автор,

Приложение 2 Программно - методическое сопровождение образовательного процесса муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 63 города Тюмени на 2016-2017

Учебный план основного общего образования МОУ «СОШ 84» (6 классы) Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в неделю 6а 6б 6в 6г Обязательная часть Филология Русский язык 6 6 6 6 Литература

Сведения об обеспеченности образовательного процесса ЧУ ОО школы «Личность» учебной литературой в 2017-2018 учебном году КЛАСС ДИСЦИПЛИНА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УМК Русский язык М: Просвещение, 2014г. М: Просвещение,

Курс «Английский до школы» Р.П. Мильруда NEW

Данное пособие предназначено для детей 5-6 лет, которые только начинают изучение английского языка, как в дошкольных учреждениях, так и самостоятельно дома с родителями или старшими членами семьи. Курс «Английский до школы» Р.П. Мильруда содержит множество увлекательных заданий и упражнений, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка средствами иностранного языка.


Скачать аудиокурс →

Увлекательная трехуровневая серия пособий для детей младшего школьного возраста. Содержит популярные детские песенки. Уровень Early primary/primary

Программа дополнительного образования для младших школьников и дошкольников «Использование рифмовок и песен в обучении младших школьников и дошкольников».

«Формирование навыков аудирования, чтения, письма и говорения для подготовки младших школьников к итоговой аттестации в системе начального общего образования»

Азбука для начинающих изучать английский язык (6-7 лет). Рассчитан на 32 учебных часа. Уровень Early primary.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов «Занимательный английский».

Современный красочный иллюстрированный словарь, разработанный для младших школьников уровня Beginner. Включает в себя: 1500 наиболее часто употребимых слов, яркие наглядные иллюстрации, разнообразные задания, игры, головоломки.

Программа дополнительного образования для младших школьников с использованием словаря в картинках (поматериалам The Express Picture Dictionary for young learners издательства Express Publishing).

Языковые портфели к УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5-9 классов.

Дополнительная образовательная программа "Языковой портфель к УМК "Английский в фокусе" как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы".

Современный грамматический курс для изучающих английский язык, состоящий из 4 ступеней уровня от Beginner до Intermediate.

Мною разработаны и реализуются программы элективных курсов и курсов по выбору. Авторская программа курса "От мотора до глушителя - всюду химия" является обладателем диплома 1 степени конкурса Рабочих программ на портале "Сеть творческих учителей" в номинации "Элективный курс".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература для учащихся

  1. Полина Воловик «Сборник задач по неорганической химии», Москва «Айрис Пресс», 1999.
  2. О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов «Задачи по химии и способы их решения», Москва, «Дрофа», 2004.
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Задачи по химии» Москва, «Высшая школа », 1997.
  4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы», Москва, «Новая волна », 2002.
  5. Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Программа элективного курса

«Решение задач и упражнений по органической химии»

10 класс

Составила учитель химии Вакенгут И.Э.

На основе программы по химии

Министерства Российской Федерации для полной средней общеобразовательной школы

г.Когалым

2013 год

Пояснительная записка

(приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Элективный курс «Решение задач и упражнений по органической химии» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих базовый курс органической химии. Умение решать расчётные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими теоретического материала. Большая загруженность программы теоретическим материалом, с одной стороны, небольшое число часов по учебному плану для изучения органической химии, с другой стороны, не позволяет систематически рассматривать количественные закономерности и закреплять полученные знания. Содержанием данного курса предусматривается решение задач и упражнений как базового уровня, так и задач повышенной сложности по органической химии. Курс носит предметно – ориентированный характер и рассчитан на 34 часа. Содержание курса поможет учащимся 10 класса получить реальный опыт решения задач.

Цель элективного курса: расширение, углубление и закрепление знаний учащихся по курсу органической химии.

Задачи курса:

  • способствовать сознательному усвоению программного материала;
  • формирование умений и навыков грамотного и рационального решения типовых задач, а также задач, повышенного уровня сложности;
  • формирование умений и навыков решения цепочек превращений, иллюстрирующих взаимосвязи между различными классами и группами органических веществ.

Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 10 классе.

должен:

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей

Знать:

  • формулировки изученных теорий и их значение;
  • смысл понятий: изомерия, гомология, гибридизация электронных орбиталей, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, массовая (объемная доля) компонента в смеси, концентрация раствора и способы ее выражения, выход продукта реакции, растворимость веществ;
  • практическую значимость производимых расчетов, области их применения;

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • составлять структурные формулы органических веществ, их изомеров и гомологов;
  • решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества;
  • анализировать условие задачи и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые, условные обозначения физических величин и химические формулы;
  • составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;
  • составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач;
  • правильно оформлять решение задачи.

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи по органической химии базового, а также некоторые задачи повышенного уровня сложности в соответствии с программными требованиями к выпускнику средней общеобразовательной школы.

Методы обучения:

Формы работы:

Формы контроля знаний, умений и навыков:

предусматривает проведение контрольных и самостоятельных работ, тестов, контроль количества решенных задач, защита авторских задач.

Оценка «5»:

Оценка «4»:

Оценка «3»:

Оценка «2»:

Оценка «1»:

Учебно – тематический план

  1. www.newwave.msk.ru

Литература для учащихся

  1. Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
  2. Н.Е. Кузьменко, .
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы- Москва: Новая волна, 2002г.
  4. www.newwave.msk.ru
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2013

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Пояснительная записка

Основная идея программы и ее обоснованность. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Курс «Решение задач и упражнений по курсу общей химии в 11 классе» предназначен для ориентации учащихся 11 класса на естественно – научный профиль обучения. Данный курс представляется особенно актуальным, так как при малом количестве часов, отведённых на изучение химии, расширяет возможность закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся по курсу общей химии. Позволяет решать большое число предметно-типовых и специфических задач, осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету, знакомит со способами решения нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Цель элективного курса: расширение и закрепление знаний учащихся по курсу общей химии, формирование умений грамотного и рационального решения задач.

Задачи:

  • способствовать глубокому и осознанному усвоению программного материала, ликвидации пробелов в знаниях за курс средней школы;
  • предоставить учащимся возможность реализации химико – математических способностей;
  • развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания, выбирать наиболее удобный способ расчёта
  • закрепить и углубить умения анализировать и решать расчетные задачи;
  • создать условия для подготовки учащихся к экзаменам в любой форме, в том числе форме ЕГЭ.

Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 11 классе.

Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по химии или как дополняющий материал к основному учебнику химии, позволяющее более глубоко и осмысленно изучать теоретические вопросы.

Принципы построения программы. Содержание программы разбито на темы, каждая из которых включает в себя вопросы разного уровня сложности и виды деятельности обучающихся.

Результат усвоения содержания, изучения учебного материала.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать / понимать важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы. Обладать знаниями, уметь их применять, мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • формулировки изученных законов их значение и применение для объяснения различных явлений и процессов;
  • смысл основных изучаемых понятий;
  • алгоритмы решения основных типов задач;

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • составлять электронные формулы атомов химических элементов;
  • давать характеристику химическому элементу и его соединениям на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства веществ;

анализировать условие задачи и на основе анализа составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;

  • составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач.

В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате

изучения химии на базовом уровне учащийся должен:

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Методы обучения: поисковый, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Система оценивания результатов освоения обучающимися содержания программы.

Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. Для получения положительной отметки за курс учащийся должен посетить не менее 75% занятий, выполнить итоговые контрольные и тестовые работы по каждой теме курса. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Оценка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

Отсутствие ответа на задание.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Виды контроля

Решение расчетных задач

Текущий контроль

Растворы. Массовая доля вещества в растворе. Молярная концентрация. Кристаллогидраты.

Решение расчетных задач

Текущий контроль

Решение расчетных задач

Контрольная работа

Выполнение упражнений по химическим уравненям

Решение контрольного уравнения

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Выполнение упражнений

Контрольное задание

Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений

Выполнение упражнений

Контрольная цепочка превращений

Итого: 34 часа

  1. Задачи на основные законы химии. Нахождение химической формулы.

Расчеты по химической формуле. Вывод формул по массовым долям элементов. Вывод формул по массовым долям элементов и данным для нахождения истинной молярной массы (плотности, объему газа или относительной плотности). Вывод формул по продуктам сгорания. Вывод формул органических веществ по общим формулам. Вывод формул по известной массовой доле элемента в веществе. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде, если известны данные для двух веществ. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с применением закона сохранения массы.

  1. Растворы.

Массовая доля вещества в растворе. Действия над растворами. Молярная концентрация. Кристаллогидраты.

  1. Расчеты по химическим уравнениям.

Расчеты: массы, объема, количества вещества продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты по уравнения реакций. Задачи на смеси веществ. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип» соли). Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции по уравнению материального баланса. Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального баланса.

  1. Окислительно – восстановительные реакции.

Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Метод полуреакций.(электронно – ионный баланс). Окислительно – восстановительные реакции с участием органических веществ. Классификация ОВР: внутримолекулярное окисление и восстановление, диспропорционирование, реакции самоокисления и самовосстановления. Влияние среды на характер протекания окислительно – восстановительных реакций.

  1. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции. Генетическая связь классов веществ. Качественные реакции неорганических соединений и изменения, сопровождающие химические превращения.

  1. Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

Химические свойства важнейших классов органических веществ. Способы получения органических веществ. Специфические свойства некоторых конкретных веществ. Взаимосвязи между различными классами и группами веществ.

Литература для учителя

Литература для учащихся

  1. Габриелян О.С. и др. Химия 11 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
  2. Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Прфильный уровень – М.: Дрофа, 2010.
  3. Габриелян О.С. и др. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  1. Н.Е. Кузьменко, . Начала химии - М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
  2. http://kontren.narod.ru/ege/ege_b.htm
  3. http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.

В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

В нормативную базу , регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:

  • Федеральный базисный учебный план от 2004 года;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р “Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение”;
  • Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;
  • Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения.

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам :

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

  • базовые общеобразовательные,
  • профильные,
  • элективные.

Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

  • обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
  • служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика”, “Компьютерная графика”, “История искусств”);
  • обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку “Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров”);
  • служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
  • обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
  • служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
  • способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Психологические основы семейных отношений”, “Экология питания”, “Основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”, “Познай себя”);
  • способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Основы бухгалтерского учета”, “Деловой английский язык”, Программные средства в различных видах профессиональной деятельности”).

Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем - “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета “Технология”, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.

Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

  • у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор);
  • наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год;
  • содержание курсов по выбору предпрофильной подготовки должно:
  • знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (например: работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента),
  • включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.).

Курсы по выбору можно разделить на 2 вида:

1) предметно-ориентированные (пробные)

Например, “Мир расчетных задач в Excel”, “Физика вокруг нас” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – факультатив.

Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год).

Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету.

Основная задача – реализовать интерес к предмету.

2) межпредметные (ориентационные) курсы

Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия.

Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год).

Основная цель – подготовка к выбору профиля.

Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

В примерном учебном плане для универсального обучения (непрофильное обучение) основного (полного) образования также внесены элективные курсы, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1 / об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.

К модифицированным программам относятся программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:

  1. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов (предметные ) /пример, “Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц”/.
  2. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне, развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне (межпредметные ). Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы:
    • "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль;
    • "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля;
    • "История искусств" для гуманитарного профиля;
    • “Технология создания сайтов” – универсальный.
  1. (Ориентационные ) направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля. Например, технологический профиль – “Зарубежная литература XX века”. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы “Компьютерная графика”, "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя" и т.д.

Элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание. Примером последнего является курс “Математические основы информатики”, разработанный в учебном пособии Е.В.Андреевой, Л.Л.Босовой, И.Н.Фалиной.

Согласно Федеральному базисному учебному плану от 2004 года, изучение информатики в 10-11 классах не является обязательным для всех учащихся. На профильном уровне информатику рекомендуется изучать в классах физико-математического и информационно-технологического профиля:

Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования:

  • Примерный учебный план (недельный) для общеобразовательных учреждений РФ с русским языком обучения (основное общее образование) /приложение 2 /.
  • Примерный учебный план для физико-математического профиля / приложение 3 / .
  • Примерный учебный план для социально-экономического профиля / приложение 4 / .
  • Примерный учебный план для информационно-технологическогопрофиля / приложение5 / .
  • Примерный учебный план для индустриально-технологического профиля / приложение 6 / .
  • Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильное обучение) / приложение 7 / .

Следует различать два понятия:

  • профильное обучение информатике;
  • общеобразовательный курс информатики профильного уровня.
    • Различие профильного обучения информатике, например в физико-матема-тических и в информационно-технологических классах, осуществляется, в основном, через выбор элективных курсов и практические части общего курса.
    • Общеобразовательный курс профильного уровня – это единый государственный стандарт. Его требования должны быть обеспечены в любом варианте.
  1. Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов.
  2. Значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда.
  3. Исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира.
  4. Интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.

Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.

Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.

Сходство:

  1. Сходство целей.
  • Целью факультативных
  • занятий является “углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение”.
  • Цели элективных
  • курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.
  1. Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендует использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.
  2. Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.
  3. Сходство и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?

  1. Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы обязательный образовательный компонент для всех учеников общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик .
  2. Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность.
  3. Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч). Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 72 ч), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или одно полугодие. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными .
  4. Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.
  5. Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все ученики и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса в профильном обучении).

Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.

Факультативные курсы

Элективные курсы

Сходство

Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся,
их профессиональное самоопределение

Выбираются учащимися на основе собственных интересов

Отсутствие стандартов и ЕГЭ

Различия

Выбираются лишь частью учащихся Выбираются каждым учеником
Занятия вынесены за сетку часов в расписании занятий (7–8-е уроки) Указаны в расписании, как и остальные уроки
Необязательны для посещения Обязательны для посещения
Длительность минимум 34 ч. Занятия планируются на весь учебный год Длительность от 6–8 до 72 ч,
могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодие
Может быть предложен один курс по одному предмету Должно быть предложено избыточное по отношению к возможному выбору количество курсов по каждому предмету

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.

Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.

Например:

  • “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”,
  • “Успешно освоил курс”,
  • “Прослушал курс”,
  • “Посещал занятия курса”.

Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.

Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

  1. Способны ли элективные курсы снять проблему профессиональной ориентации? Ведь не секрет, что, несмотря на успешность ученика на элективных курсах, решение о выборе профиля обучения и дальнейшей профессии зачастую принимается родителями учащихся, а профильный класс может выбираться на основе желания быть с друзьями или с любимым классным руководителем.
  2. Сколько курсов должен посетить ученик для успешной полного освоения программы профильного обучения? И как учесть, что элективные курсы могут иметь разную продолжительность. По всей видимости, должно быть оговорено общее количество часов элективных курсов, которое обязан посетить ученик на каждой ступени обучения. В противном случае не исключена ситуация, когда недобросовестный школьник будет выбирать необходимое число самых коротких курсов, которые не смогут обеспечить ему достойную подготовку. Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос об оптимальной продолжительности разных элективных курсов.
  3. Как организовать занятия элективного курса, который выбрали 1–3 ученика? Никаких нормативных документов, ограничивающих число учащихся на занятиях элективного курса, нет. В школьной практике, в условиях “конкурентной борьбы” элективных курсов, без сомнения, учебные часы будут отведены наиболее востребованным учащимися элективам. Но в этом случае нарушаются права ребенка на реализацию личного выбора, наиболее соответствующего его интересам.
  4. Как выбрать или создать наиболее конкурентоспособный (среди множества других предметных курсов) элективный курс? Это, пожалуй, главный вопрос.

Еще достаточно много вопросов и проблем пока возникает у учителей. (Более подробно можно ознакомиться в статье “О некоторых проблемах внедрения элективных курсов” А. А. ЗУБРИЛИНА., доцента Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева, кандидата философских наук) /приложение 8 /.

В настоящее время достаточное количество примеров разработок элективных курсов предложено для использования по информатике и ИКТ. Зная ошибки и недочеты этих программ, можно скорректировать методику, построить выбранную программу так, чтобы избежать этих ошибок. Некоторые программы рассмотрены в статье “Особенности элективных курсов по информатике” А.А.Кузнецова /приложение 9 /.

Типичные недостатки при создании и выборе программ элективных курсов:

  • Отсутствие или непонимание учителями разницы между факультативами и элективными курсами.
  • Дублирование основного, обязательного содержания предметных программ.
  • Низкий уровень научности программ.
  • Превалируют академические формы преподавания, традиционные уроки.
  • Учителя забывают о возможной роли самостоятельной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
  • Несоответствие материала возрастным возможностям.

Примеры программ элективных курсов из сборника “Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика"”; МО РФ, Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г. (приложение 10) :

  1. Н.Д. Угринович “Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц” .
  2. А.В. Хуторской, А.П. Орешко “Технология создания сайтов” .
  3. Л.А. Залогова “Компьютерная графика” .
  4. М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова “Учимся проектировать на компьютере” .
  5. Н.А. Коряковцева “Технология работы с сетевыми и библиотечными ресурсами” .
  6. А.В. Копыльцов “Компьютерное моделирование: сферы и границы применения” .
  7. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер “Информационные системы и модели” .
  8. И.Б. Горбунова, Г.Г. Белов, А.В. Горельченко “Музыкальный компьютер (Новый инструмент музыканта)” .
  1. Web-дизайн.
  2. Компьютерное делопроизводство.
  3. Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера.
  4. Как подготовить и защитить реферат.
  5. Основы алгоритмизации и программирования.
  6. Начала программирования (JavaScript).
  7. Основы сайтостроения.
  8. Введение в мир информационных технологий.
  9. Технология создания Web-сайтов.
  10. Векторный редактор.
  11. Gif-анимации.
  12. Трехмерный редактор.
  13. Язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic.
  14. Информатика. Начало программирования на Pascal.
  15. Музыка и музыкальные редакторы.
  16. Информационные технологии в делопроизводстве.
  17. “Информационные системы и базы данных”.

Информационные ресурсы:

А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.

Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.

Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.

Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.

Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр. 24-29.

Лернер П.СТР. Роль элективных курсов в профильном обучении. Профильная школа, 2004, №3, стр. 12-17

Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.

Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 г.

Под. ред. И.М.Титовой. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб, СМИО Пресс, 2006 г., 264 стр.

Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.

Сост. Т.В.Черникова, О.Н.Павловская. Выбор профиля обучения (элективный курс для учащихся 9 класса). М, АПК и ППРО, 2005 г.

Сост. Т.В.Черникова. Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. М, АПК и ППРО, 2005 г.

Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М, 1989 г..

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика". МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс, 2004 г., стр. 112.

Элективные курсы в профильном обучении. МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 144 стр.

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Технология". МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 48 стр.

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005 г.

http://www.klyaksa.net
http://marathon.1september.ru
http://www.metod-kopilka.ru
http://metodist.lbz.ru
http://school-collection.edu.ru
http://www.rusedu.ru
http://www.metod-kopilka.ru
http://www.uchportal.ru
http://www.klyaksa.net
http://gmc.metodist.ru

Приложения:

  1. Примерные рекомендации по оформлению документации и разработки авторских элективных курсов / приложение 11 / .
  2. Презентация для выступления “Элективные курсы. Некоторые вопросы” /