Тургенев: Касьян с красивой Мечи. «Было Красивой Мечи Герои рассказа касьян с красивой мечи

Касьян с Красивой Мечи

Как-то возвращаясь с охоты, автор приметил похорон­ную процессию. Кучер признал родственников покойного: оказалось, что хоронят Мартына-плотника. У барской те­леги в это время сломалась ось, в чем кучер увидел след­ствие появления покойника. Автору пришлось добирать­ся до Юродиных выселок, чтобы найти новую ось. Здесь он толкнулся в первый же дом и обнаружил там старичка – карлика, который долго отказывал помочь, а только ру­гал барина за то, что по зверям стреляет. Наконец согла­сился отвезти на ссечки на своей

телеге. Кучер узнал ста­рика – это некий Касьян, которого все считают лекарем. Касьян пробовал лечить и Мартына-плотника. Кучер не без иронии напомнил старику об этом. Доехав на ссечки, автор купил у приказчиков годную ось и пошел поохотиться. Ка­сьян увязался за ним. Поначалу старичок собирал в лесу травы, затем опять принялся говорить о том, что человек должен питаться хлебом и ручной скотиной, а не убивать диких зверей и птиц. Речь Касьяна звучала “обдуманно­торжественно”, и автор удивлялся: простолюдины и крас­нобаи так не говорят. Как оказалось, Касьян живет тем, что ловит соловьев для забавы. Работник

из него плохой, по­скольку руки “слабые да глупые”. Между тем крестьянин он грамотный. У него на попечении сирота Аннушка – де­вушка лет 13, которую он зовет родственницей. Прощаясь с автором, Касьян просит у него прощения за то, что загово­рил (“отвел”) дичь, поэтому барин ничего не поймал. Автор не стал с ним спорить, а от кучера потом услышал, несмо­тря на иронические заметания, что старичок этот – чело­век необыкновенный и даже “несоразмерный”.

Глоссарий:

        • касьян с красивой мечи анализ
        • касьян с красивой мечи краткое содержание
        • Краткое содержание касьян с красивой мечи
        • касьян с красивой мечи
        • касьян с красивой мечи краткий пересказ

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Как-то возвращаясь с охоты, автор приметил похоронную процессию. Кучер признал родственников покойного: оказалось, что хоронят Мартына-плотника. У барской телеги в это время сломалась ось, в...
  2. Однажды, летним душным днем в тряско тележке я возвращался домой. Как вдруг забеспокоился мой кучер. Я заметил, взглянув вперед, что нам путь пересек похоронный обоз....
  3. КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ (из сборника рассказов “Записки охотника”) Рассказчик возвращается с охоты. По дороге он встречает траурный поезд: несут гроб. “Кучер по­гнал лошадей: он...
  4. Автор возвращается в телеге с охоты. Путь пересекает траурный поезд: священник и мужики с обнаженными головами несут гроб. В народе считается, что встретить на дороге...
  5. Тургенев И. С. Автор возвращается в телеге с охоты. Путь пересекает траурный поезд: священник и мужики с обнаженными головами несут гроб. В народе считается, что...
  6. Бурмистр Автор посетил соседа, живущего в пятнадцати верстах от его имения. Это Аркадий Павлович Пеночкин, офицер в от­ставке, человек рассудительный и положительный, мастер играть в...
  7. Краткое содержание Бежин луг Прекрасным июльским днем, одним из тех дней, когда погода установилась надолго, рассказчик охотился на тетеревов в Чернском уезде Тульской губернии. Он...

Иван Сергеевич Тургенев

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ

Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем летнего облачного дня (известно, что в такие дни жара бывает иногда еще несноснее, чем в ясные, особенно когда нет ветра), дремал и покачивался, с угрюмым терпением предавая всего себя на съедение мелкой белой пыли, беспрестанно поднимавшейся с выбитой дороги из-под рассохшихся и дребезжавших колес, - как вдруг внимание мое было возбуждено необыкновенным беспокойством и тревожными телодвижениями моего кучера, до этого мгновения еще крепче дремавшего, чем я. Он задергал вожжами, завозился на облучке и начал покрикивать на лошадей, то и дело поглядывая куда-то в сторону. Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам, и на одной из них, которой в пятистах шагах впереди от нас приходилось пересекать нашу дорогу, различил я какой-то поезд. На него-то поглядывал мой кучер.

Это были похороны. Впереди, в телеге, запряженной одной лошадкой, шагом ехал священник; дьячок сидел возле него и правил; за телегой четыре мужика, с обнаженными головами, несли гроб, покрытый белым полотном; две бабы шли за гробом. Тонкий, жалобный голосок одной из них вдруг долетел до моего слуха; я прислушался: она голосила. Уныло раздавался среди пустых полей этот переливчатый, однообразный, безнадежно-скорбный напев. Кучер погнал лошадей: он желал предупредить этот поезд. Встретить на дороге покойника - дурная примета. Ему действительно удалось проскакать по дороге прежде, чем покойник успел добраться до нее; но мы еще не отъехали и ста шагов, как вдруг нашу телегу сильно толкнуло, она накренилась, чуть не завалилась. Кучер остановил разбежавшихся лошадей, нагнулся с облучка, посмотрел, махнул рукой и плюнул.

Что там такое? - спросил я.

Кучер мой слез молча и не торопясь.

Да что такое?

Ось сломалась… перегорела, - мрачно отвечал он и с таким негодованием поправил вдруг шлею на пристяжной, что та совсем покачнулась было набок, однако устояла, фыркнула, встряхнулась и преспокойно начала чесать себе зубом ниже колена передней ноги.

Я слез и постоял некоторое время на дороге, смутно предаваясь чувству неприятного недоумения. Правое колесо почти совершенно подвернулось под телегу и, казалось, с немым отчаянием поднимало кверху свою ступицу.

Что теперь делать? - спросил я наконец.

Вон кто виноват! - сказал мой кучер, указывая кнутом на поезд, который успел уже свернуть на дорогу и приближался к нам, - уж я всегда это замечал, - продолжал он, - это примета верная - встретить покойника… Да.

И он опять обеспокоил пристяжную, которая, видя его нерасположение и суровость, решилась остаться неподвижною и только изредка и скромно помахивала хвостом. Я походил немного взад и вперед и опять остановился перед колесом.

Между тем покойник нагнал нас. Тихо свернув с дороги на траву, потянулось мимо нашей телеги печальное шествие. Мы с кучером сняли шапки, раскланялись с священником, переглянулись с носильщиками. Они выступали с трудом; высоко поднимались их широкие груди. Из двух баб, шедших за гробом, одна была очень стара и бледна; неподвижные ее черты, жестоко искаженные горестью, хранили выражение строгой, торжественной важности. Она шла молча, изредка поднося худую руку к тонким ввалившимся губам. У другой бабы, молодой женщины лет двадцати пяти, глаза были красны и влажны, и все лицо опухло от плача; поравнявшись с нами, она перестала голосить и закрылась рукавом… Но вот покойник миновал нас, выбрался опять на дорогу, и опять раздалось ее жалобное, надрывающее душу пение. Безмолвно проводив глазами мерно колыхавшийся гроб, кучер мой обратился ко мне.

Это Мартына-плотника хоронят, - заговорил он, - что с Рябой.

А ты почему знаешь?

Я по бабам узнал. Старая-то - его мать, а молодая - жена.

Он болен был, что ли?

Да… горячка… Третьего дня за дохтуром посылал управляющий, да дома дохтура не застали… А плотник был хороший; зашибал маненько, а хороший был плотник. Вишь, баба-то его как убивается… Ну, да ведь известно: у баб слезы-то некупленные. Бабьи слезы та же вода… Да.

И он нагнулся, пролез под поводом пристяжной и ухватился обеими руками за дугу.

Однако, - заметил я, - что ж нам делать?

Кучер мой сперва уперся коленом в плечо коренной, тряхнул раза два дугой, поправил седелку, потом опять пролез под поводом пристяжной и, толкнув ее мимоходом в морду, подошел к колесу - подошел и, не спуская с него взора, медленно достал из-под полы кафтана тавлинку, медленно вытащил за ремешок крышку, медленно всунул в тавлинку своих два толстых пальца (и два-то едва в ней уместились), помял-помял табак, перекосил заранее нос, понюхал с расстановкой, сопровождая каждый прием продолжительным кряхтением, и, болезненно щурясь и моргая прослезившимися глазами, погрузился в глубокое раздумье.

Ну, что? - проговорил я наконец.

Кучер мой бережно вложил тавлинку в карман, надвинул шляпу себе на брови, без помощи рук, одним движением головы, и задумчиво полез на облучок.

Куда же ты? - спросил я его не без изумления.

Извольте садиться, - спокойно отвечал он и подобрал вожжи.

Да как же мы поедем?

Уж поедем-с.

Да ось…

Извольте садиться.

Да ось сломалась…

Сломалась-то она сломалась; ну, а до выселок доберемся… шагом, то есть. Тут вот за рощей направо есть выселки, Юдиными прозываются.

И ты думаешь, мы доедем?

Кучер мой не удостоил меня ответом.

Я лучше пешком пойду, - сказал я.

Как угодно-с…

И он махнул кнутом. Лошади тронулись.

Мы действительно добрались до выселков, хотя правое переднее колесо едва держалось и необыкновенно странно вертелось. На одном пригорке оно чуть-чуть не слетело; но кучер мой закричал на него озлобленным голосом, и мы благополучно спустились.

Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скривиться набок, хотя их, вероятно, поставили недавно: дворы не у всех были обнесены плетнем. Въезжая в эти выселки, мы не встретили ни одной живой души; даже куриц не было видно на улице, даже собак; только одна, черная, с куцым хвостом, торопливо выскочила при нас из совершенно высохшего корыта, куда ее, должно быть, загнала жажда, и тотчас, без лая, опрометью бросилась под ворота. Я зашел в первую избу, отворил дверь в сени, окликнул хозяев - никто не отвечал мне. Я кликнул еще раз: голодное мяуканье раздалось за другой дверью. Я толкнул ее ногой: худая кошка шмыгнула мимо меня, сверкнув во тьме зелеными глазами. Я всунул голову в комнату, посмотрел: темно, дымно и пусто. Я отправился на двор, и там никого не было… В загородке теленок промычал; хромой серый гусь отковылял немного в сторону. Я перешел во вторую избу - и во второй избе ни души. Я на двор…

Касьян с Красивой Мечи, подобно Калинычу, любит природу и знает ее. Он чрезвычайно огорчен тем. что его. в числе прочих крестьян, переселили с его родины на новое место. Грусть и негодование вызывает в нас поступок барина, который по своей прихоти лишил Касьяна единственного наслаждения — любоваться природой. На новом месте Касьян совсем растерялся и не знает, к чему приложить свои руки. Он ловит соловьев, но не для продажи, а отдает людям на утешение и на веселье.

Ему хотелось бы уйти в те страны, где, по слухам, «солнце приветливее светит и Богу человек видней, где раздолье и Божия благодать, где живет всяк человек в довольствии и справедливости». Последние слова Касьяна указывают на причину отчуждения его от людей. Кроткий и справедливый Касьян не может жить с людьми, потому что между ними постоянно бывают несогласия и насилия. Но Касьян, живя в отчуждении от людей, не пренебрегает ими, а старается приносить им пользу: он собирает целебные травы и лечит людей. Любовь ко всему живому и отвращение ко всякому насилию вылились у Касьяна в какую-то мистическую боязнь крови.

Когда автор в присутствии его убил коростеля, Касьян закрыл глаза и испуганно прошептал: «Грех! Ах, это вот грех!» а затем завел такой разговор: «Ну, для чего ты пташку убил? Станешь ты ее есть! Ты ее для потехи своей убил … Коростель — птица вольная, лесная. И не он один: много ее, всякой лесной твари, и полевой, и речной … и грех ее убивать … Кровь, — продолжал он, помолчав, — святое дело кровь! Кровь солнышка Божия не видит, кровь от свету прячется … великий грех показывать святую кровь, великий грех и страх … ох, великий!».

Касьян — это человек «не от мира сего». К практической жизни среди людей, к жизненной борьбе, он совершенно не способен. «Ничем я не промышляю, — говорит он себе, — неразумен я больно, с мальства; работник-то я плохой … где мне! Здоровья нет, и руки глупы». Крестьяне смотрят на него, как на юродивого, и относятся к нему несколько презрительно; «чудной человек, несообразный», отзывается о нем один из них. Но Касьян нисколько не обижается таким отношением, как не жалуется он на свою судьбу, обидевшую его здоровьем и телесными силами.

Смирение, безропотная покорность составляют его отличительную черту: его вместе с другими мужиками переселили со старых, родных мест, где жилось хорошо и привольно, на места гораздо худшие, но Касьян и на это не жалуется: «Ну, опека, конечно, справедливо рассудила; видно уж так пришлось», — замечает он по этому поводу. Живя как бы вне человеческого общества, Касьян еще ближе, чем Калиныч, стоит к природе. Он знает свойство всякой травки, умеет ухаживать за пчелами, ловит соловьев, пение которых наполняет его душу «сладкой жалостью». Красота и величие Божьего мира глубоко волнуют и восхищают его. Чуждый практической деятельности, он проводит жизнь в поэтическом созерцании и в бесцельных странствиях по родному краю.

Кроткую и чуткую душу Касьяна смущают зло и страданье, царящие в человеческом обществе, он не может выносить их вида, уходит от людей, «от греха». И не он один наделен такой нравственной чуткостью: «много других крестьян, — говорит он, — в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут» … Но, живя в отчуждении от людей, Касьян все-таки думает о них, старается принести им пользу, чем может: он собирает целебные травы, лечит обращающихся к нему крестьян и слывет среди них знахарем. С трогательной нежностью относится он также и к своей дочке Аннушке. Вообще, все слабое, беззащитное вызывает его симпатию, и эта симпатия распространяется не только на людей, но и на животных. Его кроткая душа любовно объемлет все живущее вообще: всякое насилие и страдание его глубоко возмущают; поэтому, когда охотник убивает птичку, он обращается к нему с горьким упреком и негодованием: «великий грех по казать свету кровь, великий грех и страх … Ох, великий!»

Сборник И. С. Тургенева «Записки охотника» называют жемчужиной мировой литературы. Как справедливо заметил А. Н. Бенуа: «Это в своем роде, печальная, но глубоко волнующая и полная энциклопедия о русской жизни, русской земле, русском человеке». Особенно явно это просматривается в рассказе Касьяна с Красивой Мечи: «Взойдешь на холм, - и река-то, и луга, и лес. Далече видно, далече».

Анализ произведения

Рассказ «Касьян с Красивой Мечи», с кратким содержанием которого мы познакомимся в этой статье, был написан в 1851 году. В нем автор освещает еще одну сторону жизни народа - правдоискательство, характерное для того времени. Крепостной строй не смог подавить в крестьянине чувство патриотизма и любви к родине. Касьян, исходивший пол России восхищается красотой русской земли: бывал он в «Синбирске - славном граде», ходил в «Москву - золотую маковку». Приходилось ему бывать и на «Оке-кормилице», и на «Цне-голубке» и на «Волге-матушке». Многие «крестьяне в лаптях» бродят по миру и «правоты ищут». И свой рассказ, полный любви к родной земле, Касьян заканчивает словами, что «нет справедливости в человеке».

Патриотическое чувство главного героя сливается с жалостью к «добрым хрестьянам», закрепощенным барами. И представляет Касьян места свободные, где «живет птица Гамаюн», листья там зимой «с дерев» не сыплются, а человек живет «в довольстве и справедливости». Когда он рассказывает охотнику о своих мечтах, речь его становится «обдуманно-торжественно». Как показывает анализ и содержание «Касьяна с Красивой Мечи, Тургенев сделал «правдоискательство» основной темой произведения. Таким образом, он показал антикрепостническое настроение героев, так как в полный голос об этом говорить нельзя было.

Но правдоискательство народа неразрывно связано с социальной несправедливостью. Касьян, которого переселили с Родной Красивой Мечи по той причине, что барин там выкупил землю, отвергает право собственности на землю, считая, что это нарушает божьи законы. Поэтому он и отнесся с недоверием к охотнику, барину, одетому в «немецкое платье» и молчал всю дорогу. И, конечно, не остается незамеченной любовь Касьяна к природе, она принимает какой-то возвышенный, религиозный характер.

Особенности повествования

Наряду с идейным содержанием, «Записки охотника» имеют еще одну особенность, - образ охотника - рассказчика, от лица которого ведется повествование. Он не посторонний наблюдатель событий, а их участник, который не скрывает своего отношения к героям и никогда не остается безучастным к их поведению, чем и делится с читателем, как бы вовлекая его в происходящие события. Автор не называет читателю его имени. Приступая к краткому содержанию «Касьян с Красивой Мечи», назовем его условно «рассказчик».

Печальное шествие

Возвращаясь с охоты летним облачным днем, рассказчик дремал в тряской тележке. Но тут внимание его привлекли беспокойные движения кучера, - он задергал вожжами и стал покрикивать на лошадей. Оглядевшись, рассказчик увидал на узкой тропинке, которая пересекала их дорогу, похоронную процессию. В телеге ехали священник и дьячок, за телегой несли гроб четыре мужика, за ними шли две женщины и та, что помоложе, однообразно и безнадежно голосила.

Кучер погнал лошадей, чтобы опередить процессию, встретить покойника на дороге - плохая примета. Но не отъехали и ста шагов, как телега накренилась. Кучер, махнув рукой, сказал, что сломалась ось. Пока он прилаживал колесо, чтобы доехать до Юдиных выселок, печальное шествие поравнялась с ними. Безмолвно проводив их взглядом, кучер сказал: «Мартына-плотника хоронят». Приладив колесо, он предложил рассказчику сесть в телегу, чтобы потихоньку добраться до выселок. Но тот, отказавшись, пошел пешком.

Юдины выселки

Продолжаем краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи». Шесть покосившихся избушек на выселках были поставлены, очевидно, недавно, так как не все были обнесены плетнем. На улице - ни души. В первой избе рассказчик никого не обнаружил, кроме кошки, и отправился во второй дом. Во дворе, на самом припеке, лежал мальчик. Неподалеку, под навесом, стояла худая лошаденка. Он подошел к спящему ребенку, и стал его будить. Тот поднял голову и, увидев барина, сразу вскочил на ноги, спрашивая: «Что надо?».

Изумленный его наружностью, рассказчик не сразу ответил на вопрос. Перед ним стоял карлик лет пятидесяти со сморщенным лицом, едва заметными глазками, взгляд которых был так же странен, как и их обладатель. Придя в себя, он объяснил карлику, что им нужно достать новую ось. Странный старичок, узнав, что он охотник, на удивление молодым голосом, сказал, что пташек стрелять нехорошо. Оси у него нет, но можно сходить за ней на ссечки (на вырубку). Нехотя встав, старик вышел на улицу. Кучер, завидев старика, сообщил, что Мартын-плотник умер, и поинтересовался, отчего же он, Касьян, его не вылечил? Кучер запряг Касьянову лошадку, и они отправились в путь.

Касьян

Краткое содержание произведения «Касьян с Красивой Мечи» рассказчик продолжает описанием их с Касьяном поездки на ссечку. Лошадка, на удивление, бежала скоро. Да и Касьян шагал проворно, оправдывая свое прозвище Блоха. Доехав до ссечек, им удалось у приказчиков раздобыть ось. Рассказчик знал, что на вырубках частенько водятся тетерева, и отправился поохотиться. Касьян, молчавший всю дорогу, вдруг напросился идти с барином. По пути он срывал какие-то травки, и странным взглядом поглядывал на своего попутчика, который забыв про охоту, смотрел все больше на Касьяна. Тот перекликался с птицами, а они, совершенно не боясь карлика, кружили над ним. Не найдя ни какой дичи, охотники отправились на соседние вырубки. Завидев коростеля, рассказчик выстрелил, а Касьян прикрыв глаза ладонью, шептал: «Грех это, грех».

Нестерпимая жара загнала их в рощу. Так как Касьян собеседником был никаким и по-прежнему молчал, рассказчик прилег отдохнуть под дерево. К его удивлению, старик первым заговорил, объясняя, что лесную птицу грех убивать, домашняя - другое дело, она Богом определена для человека. Речь Касьяна звучало торжественно и странно, не по-мужицки. Он рассказал, что ловит соловьев для удовольствия человеческого, не продает, а отдает. Касьян был грамотным, но бессемейным. Переселили их сюда с Красивой Мечи. Очень тосковал по родным краям. Иногда лечит людей травами, за это его называют лекарем, с чем он категорически не согласен. Мартына ему спасти не удалось, потому как обратились они к Касьяну слишком поздно, - плотник был уже не жилец. Побывал старик во многих городах, и другие крестьяне по миру ходят, правды ищут. «Справедливости нет в человеке», - подытожил он и тихонько запел.

Аннушка

Продолжим краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» встречей с Аннушкой. Касьян вздрогнул и стал пристально всматриваться в чащу. Рассказчик оглянулся и увидел маленькую девчушку в синем сарафане с плетеным кузовком в руках. Старик ласково подозвал ее. Когда она подошла ближе, стало видно, что лет ей 13 - 14. Просто она была худенькой, маленькой, стройной и очень похожей на Касьяна: те же ловкие движения, острые черты и лукавый взгляд. На вопрос, не его ли это дочь, Касьян небрежно ответил, что сродственница. При этом во всем облике его читалась любовь и нежность.

Рассказ Ерофея

Завершает краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» возвращение охотников. Охота не удалась, и они повернули на выселки. Дорогою Касьян сказал, что это он отвел дичь. Убедить его в том, что это невозможно, рассказчику не удалось. На выселках его ждал Ерофей, недовольный тем, что ему не удалось раздобыть что-нибудь съестное. Аннушки в избе не было, но кузовок с грибами стоял. Кучер приладил новую ось, и они выехали с выселок. Дорогой Ерофей ему рассказал, что знает Касьяна давно. Чудной он человек, с дядьями своими работал, потом стал дома жить, но не сиделось ему - «уж точно блоха». То молчит как сыч, то вдруг заговорит невесть о чем. Но поет очень хорошо. Аннушка его - сирота, и матери ее никто не знает. Но девушка хорошая растет, Касьян в ней души не чает, того и гляди - грамоте учить вздумает. Дорогою Ерофей несколько раз останавливался, чтобы облить водой разгоряченную ось. Уже затемно они вернулись домой.

Вывод

Что нужно отметить, прочитав краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи»? Тургенев показал, через образ Касьяна, что крестьянину свойственна любовь к природе, в ней он черпает свои силы, она дарит ему мечты о лучшей жизни и свободе. Касьян слился с ней настолько, что и в лесу-то ведет себя, как в родном доме: то «срывал какие-то травки», то «перекликался» с птицами. Это обуславливает в таких людях необыкновенную силу духа, которой лишен человек, выпавший из природы. Поэтому и глубокие эстетические чувства Касьяна неотделимы от вольнолюбивых идеалов. Он мечтает о привольных местах, где была бы не только плодородная земля, но луга, леса, поля и реки. Как на Красивой Мечи - чтобы открывались взору безбрежные дали.

Сборник И. С. Тургенева «Записки охотника» называют жемчужиной мировой литературы. Как справедливо заметил А. Н. Бенуа: «Это в своем роде, печальная, но глубоко волнующая и полная энциклопедия о русской жизни, русской земле, русском человеке». Особенно явно это просматривается в рассказе Касьяна с Красивой Мечи: «Взойдешь на холм, - и река-то, и луга, и лес. Далече видно, далече».

Анализ произведения

Рассказ «Касьян с Красивой Мечи», с кратким содержанием которого мы познакомимся в этой статье, был написан в 1851 году. В нем автор освещает еще одну сторону жизни народа - правдоискательство, характерное для того времени. Крепостной строй не смог подавить в крестьянине чувство патриотизма и любви к родине. Касьян, исходивший пол России восхищается красотой русской земли: бывал он в «Синбирске - славном граде», ходил в «Москву - золотую маковку». Приходилось ему бывать и на «Оке-кормилице», и на «Цне-голубке» и на «Волге-матушке». Многие «крестьяне в лаптях» бродят по миру и «правоты ищут». И свой рассказ, полный любви к родной земле, Касьян заканчивает словами, что «нет справедливости в человеке».

Патриотическое чувство главного героя сливается с жалостью к «добрым хрестьянам», закрепощенным барами. И представляет Касьян места свободные, где «живет птица Гамаюн», листья там зимой «с дерев» не сыплются, а человек живет «в довольстве и справедливости». Когда он рассказывает охотнику о своих мечтах, речь его становится «обдуманно-торжественно». Как показывает анализ и содержание «Касьяна с Красивой Мечи, Тургенев сделал «правдоискательство» основной темой произведения. Таким образом, он показал антикрепостническое настроение героев, так как в полный голос об этом говорить нельзя было.

Но правдоискательство народа неразрывно связано с социальной несправедливостью. Касьян, которого переселили с Родной Красивой Мечи по той причине, что барин там выкупил землю, отвергает право собственности на землю, считая, что это нарушает божьи законы. Поэтому он и отнесся с недоверием к охотнику, барину, одетому в «немецкое платье» и молчал всю дорогу. И, конечно, не остается незамеченной любовь Касьяна к природе, она принимает какой-то возвышенный, религиозный характер.

Особенности повествования

Наряду с идейным содержанием, «Записки охотника» имеют еще одну особенность, - образ охотника - рассказчика, от лица которого ведется повествование. Он не посторонний наблюдатель событий, а их участник, который не скрывает своего отношения к героям и никогда не остается безучастным к их поведению, чем и делится с читателем, как бы вовлекая его в происходящие события. Автор не называет читателю его имени. Приступая к краткому содержанию «Касьян с Красивой Мечи», назовем его условно «рассказчик».

Печальное шествие

Возвращаясь с охоты летним облачным днем, рассказчик дремал в тряской тележке. Но тут внимание его привлекли беспокойные движения кучера, - он задергал вожжами и стал покрикивать на лошадей. Оглядевшись, рассказчик увидал на узкой тропинке, которая пересекала их дорогу, похоронную процессию. В телеге ехали священник и дьячок, за телегой несли гроб четыре мужика, за ними шли две женщины и та, что помоложе, однообразно и безнадежно голосила.

Кучер погнал лошадей, чтобы опередить процессию, встретить покойника на дороге - плохая примета. Но не отъехали и ста шагов, как телега накренилась. Кучер, махнув рукой, сказал, что сломалась ось. Пока он прилаживал колесо, чтобы доехать до Юдиных выселок, печальное шествие поравнялась с ними. Безмолвно проводив их взглядом, кучер сказал: «Мартына-плотника хоронят». Приладив колесо, он предложил рассказчику сесть в телегу, чтобы потихоньку добраться до выселок. Но тот, отказавшись, пошел пешком.

Юдины выселки

Продолжаем краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи». Шесть покосившихся избушек на выселках были поставлены, очевидно, недавно, так как не все были обнесены плетнем. На улице - ни души. В первой избе рассказчик никого не обнаружил, кроме кошки, и отправился во второй дом. Во дворе, на самом припеке, лежал мальчик. Неподалеку, под навесом, стояла худая лошаденка. Он подошел к спящему ребенку, и стал его будить. Тот поднял голову и, увидев барина, сразу вскочил на ноги, спрашивая: «Что надо?».

Изумленный его наружностью, рассказчик не сразу ответил на вопрос. Перед ним стоял карлик лет пятидесяти со сморщенным лицом, едва заметными глазками, взгляд которых был так же странен, как и их обладатель. Придя в себя, он объяснил карлику, что им нужно достать новую ось. Странный старичок, узнав, что он охотник, на удивление молодым голосом, сказал, что пташек стрелять нехорошо. Оси у него нет, но можно сходить за ней на ссечки (на вырубку). Нехотя встав, старик вышел на улицу. Кучер, завидев старика, сообщил, что Мартын-плотник умер, и поинтересовался, отчего же он, Касьян, его не вылечил? Кучер запряг Касьянову лошадку, и они отправились в путь.

Касьян

Краткое содержание произведения «Касьян с Красивой Мечи» рассказчик продолжает описанием их с Касьяном поездки на ссечку. Лошадка, на удивление, бежала скоро. Да и Касьян шагал проворно, оправдывая свое прозвище Блоха. Доехав до ссечек, им удалось у приказчиков раздобыть ось. Рассказчик знал, что на вырубках частенько водятся тетерева, и отправился поохотиться. Касьян, молчавший всю дорогу, вдруг напросился идти с барином. По пути он срывал какие-то травки, и странным взглядом поглядывал на своего попутчика, который забыв про охоту, смотрел все больше на Касьяна. Тот перекликался с птицами, а они, совершенно не боясь карлика, кружили над ним. Не найдя ни какой дичи, охотники отправились на соседние вырубки. Завидев коростеля, рассказчик выстрелил, а Касьян прикрыв глаза ладонью, шептал: «Грех это, грех».

Нестерпимая жара загнала их в рощу. Так как Касьян собеседником был никаким и по-прежнему молчал, рассказчик прилег отдохнуть под дерево. К его удивлению, старик первым заговорил, объясняя, что лесную птицу грех убивать, домашняя - другое дело, она Богом определена для человека. Речь Касьяна звучало торжественно и странно, не по-мужицки. Он рассказал, что ловит соловьев для удовольствия человеческого, не продает, а отдает. Касьян был грамотным, но бессемейным. Переселили их сюда с Красивой Мечи. Очень тосковал по родным краям. Иногда лечит людей травами, за это его называют лекарем, с чем он категорически не согласен. Мартына ему спасти не удалось, потому как обратились они к Касьяну слишком поздно, - плотник был уже не жилец. Побывал старик во многих городах, и другие крестьяне по миру ходят, правды ищут. «Справедливости нет в человеке», - подытожил он и тихонько запел.

Аннушка

Продолжим краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» встречей с Аннушкой. Касьян вздрогнул и стал пристально всматриваться в чащу. Рассказчик оглянулся и увидел маленькую девчушку в синем сарафане с плетеным кузовком в руках. Старик ласково подозвал ее. Когда она подошла ближе, стало видно, что лет ей 13 - 14. Просто она была худенькой, маленькой, стройной и очень похожей на Касьяна: те же ловкие движения, острые черты и лукавый взгляд. На вопрос, не его ли это дочь, Касьян небрежно ответил, что сродственница. При этом во всем облике его читалась любовь и нежность.

Рассказ Ерофея

Завершает краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» возвращение охотников. Охота не удалась, и они повернули на выселки. Дорогою Касьян сказал, что это он отвел дичь. Убедить его в том, что это невозможно, рассказчику не удалось. На выселках его ждал Ерофей, недовольный тем, что ему не удалось раздобыть что-нибудь съестное. Аннушки в избе не было, но кузовок с грибами стоял. Кучер приладил новую ось, и они выехали с выселок. Дорогой Ерофей ему рассказал, что знает Касьяна давно. Чудной он человек, с дядьями своими работал, потом стал дома жить, но не сиделось ему - «уж точно блоха». То молчит как сыч, то вдруг заговорит невесть о чем. Но поет очень хорошо. Аннушка его - сирота, и матери ее никто не знает. Но девушка хорошая растет, Касьян в ней того и гляди - грамоте учить вздумает. Дорогою Ерофей несколько раз останавливался, чтобы облить водой разгоряченную ось. Уже затемно они вернулись домой.

Вывод

Что нужно отметить, прочитав краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи»? Тургенев показал, через образ Касьяна, что крестьянину свойственна любовь к природе, в ней он черпает свои силы, она дарит ему мечты о лучшей жизни и свободе. Касьян слился с ней настолько, что и в лесу-то ведет себя, как в родном доме: то «срывал какие-то травки», то «перекликался» с птицами. Это обуславливает в таких людях необыкновенную силу духа, которой лишен человек, выпавший из природы. Поэтому и глубокие эстетические чувства Касьяна неотделимы от вольнолюбивых идеалов. Он мечтает о привольных местах, где была бы не только плодородная земля, но луга, леса, поля и реки. Как на Красивой Мечи - чтобы открывались взору безбрежные дали.