Тела, вещества, частицы. Тела, вещества, частицы Тела вещества частицы урок смотреть онлайн

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое тело, вещество, частица?

Задачи:

Различать тела, вещества и частицы,

Ставить опыты, используя лабораторное оборудование

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

Различать тела и вещества, классифицировать их.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Личностные результаты

Мотивация учебной деятельности

Основные понятия и определения

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.

Рассмотри схему. На какие две группы мож-но разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.

Изучение нового материала

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами

ВЕЩЕСТВА

Тела состоят из веществ. Кусок сахара — те-ло, а сам сахар — вещество. Алюминиевая про-волока — тело, алюминий — вещество.

Есть тела, которые образованы не одним, а не-сколькими или многими веществами. Очень сложный состав имеют живые тела. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека

Итак, веществами называют то, из чего состо-ят тела

Различают твёрдые, жидкие и газообраз-ные вещества. Сахар, алюминий — примеры твёрдых веществ. Вода — жидкое вещество. Воз-дух состоит из нескольких газообразных ве-ществ (газов).

Тела и вещества

Тела . Вещества

Опыт . Из чего состоят вещества

Три состояния вещества

ЧАСТИЦЫ

Опыт. Возьмём тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опустим его в стакан с водой, помешаем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится неви-димым. Попробуем жидкость на вкус. Она слад-кая. Значит, сахар не исчез, он остался в ста-кане. Почему же мы не видим его? Выскажите предположение.

Кусочек сахара распался на мельчайшие, не видимые глазом частицы, из которых он состо-ял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.

Вывод: опыт доказывает, что вещества, а значит, и тела состоят из частиц.

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.

Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти проме-жутки совсем маленькие, в жидких побольше, в газах ещё больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

Осмысление и понимание полученных знаний

Презентация "Тела, вещества, молекулы"

Тела и вещества вокруг нас

1.Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

Вещества — это то, из чего состоят тела.

2. Выберите из списка сначала тела, потом вещества. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

Подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.

3.Покажите с помощью модели процесс раст-ворения кусочка сахара в воде.

4.Изобразите с помощью моделей располо-жение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.

Самостоятельное применение знаний

Что называют телами? Приведи примеры.

Что такое вещества? Приведи примеры. 3. Из чего состоят вещества? Как это доказать? 4. Что ты можешь рассказать о частицах?

Домашнее задание. Запиши в словарик: тело, вещество, частица.

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

"Тела и вещества"

Предмет : окружающий мир

Класс : 3-б

Цель:

Формирование представлений о телах и веществах, и определения детьми основных свойств веществ.

Тип урока: « открытие» новых знаний.

Задачи:

Помочь детям усвоить новые понятия «тело» и «вещество»;

Развивать познавательный интерес и кругозор;

Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Содействовать формированию личности ученика;

Прививать уважительное отношение друг к другу;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формирование целостного взгляда на мир;

Формирование мотивации к обучению;

Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам;

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний;

Извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в речевой форме;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Предметные УУД:

Формировать начальные представления о телах и веществах ;

Знать взаимосвязь между веществом и температурой, воздействующей на него.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

Компьютер, мультимедийная презентация;

Методы:

словесный

наглядный

практический

проблемный

поисковый.

Ход урока

1. Организационное начало

Начинаем урок окружающего мира. Кто угадает о чем я говорю, поднимает руку.

1. Он легко размягчается под теплом рук. Его используют на уроках труда (пластилин)

2. Это жидкость желтоватого цвета с резким запахом. Его получают из нефти. Это "еда" для автомобиля (бензин)

3. Эти вкусные полупрозрачные дольки похожи на желе. На его изготовление идет много сахара. Но его считают самым полезной сладостью (мармелад)

2. Формулировка темы урока

Сформулируйте тему урока (что из чего состоит)

Тема нашего урока

«Тела и вещества»

3. Изучение нового материала.

А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию. Я буду называть слова, а вы говорите, что себе представили.

Вода ( Ручей, море, из крана, озеро, дождь, река…)
- Капля воды
( Кругленькая маленькая капля.)
(На доску вывешивается рисунок капли)
- Глина (Кирпич, кувшин, игрушка.)
- Глиняный кувшин. (
На доску вывешивается рисунок кувшина)
- Металл ( Молоток, ложка …)
Вывешивается рисунок молотка.
- В каком случае вы точно представляли предмет, его очертания? Когда я задавала первый вопрос о металле, глине, воде, или когда спрашивала о капле, кувшине, молотке?
( О капле, кувшине, молотке.)
- Сделайте вывод.
( Легко представить было конкретный предмет.)
- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Прочитайте в учебнике на стр. 72 первое предложение.

Что такое тела?

Назовите тела, которые вас окружают.

Солнце, луна, любую планету называют Небесными телами.

Перед вами список тел. На какие две группы можно разделить эти тела? (Солнце, будильник, граммофон, кот, бабочка, заяц, кактусы, ножницы)

Тела делятся на два вида: естественные, созданные природой и искусственные, созданные человеком.

Тела в свою очередь состоят из веществ.

Вам необходимо назвать, из каких веществ состоят тела: кусочек сахара, мячик, кирпич.

Проведем игру "Тело - вещество": если я называю тело, вы садитесь, а если вещество - прыгаете.

Стол, учебник, железо, стекло, ваза для цветов, сталь, кастрюля, свечка, самолет, пластмасса.

Сахарница

Сахар

Солонка

Соль

Ведро с водой

Вода

Воздушный шарик

Углекислый газ

Данные слова вам необходимо разделить на два столбика: тела и вещества.

А все ли вещества одинаковы? Прочитайте в учебнике на стр. 72 последний абзац.

4. Подведение итогов.

Что нового вы узнали? (Вещества могут находится в твердом, жидком и газообразном состоянии)

Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

Все, что нас окружает, называется…. телами.

Тела бывают естественные и искусственные .

То, из чего состоят тела, это... вещества

Вещества бывают... твердые, жидкие и газообразные.

Перед вами слова, которые разделены на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Найдите ошибку.

Вы дружно работали.

Узнаем, кто был самым внимательной на уроке.

Что называется телом?

Приведите пример тел.

Какие бывают тела?

Что такое вещество?

В каком состоянии могут находится вещества?

Спасибо за урок!

1. Определи, в каком ряду изображены только естественные тела. Закрась кружок зеленым. В каком ряду изображены только искусственные тела? Закрась кружок голубым. А какие тела изображены в оставшемся ряду? Подумай, как лучше закрасить кружок возле этого ряда. Сделай это. Объясни своё решение.

2. Приведите примеры (не менее трёх в каждом пункте). Не повторяйте того, что было изображено на рисунках в задании № 1.

а) Естественные тела: звезда, олень, цветок, бабочка
б) Искусственные тела: компьютер, линейка, ковер, нож.

Какие примеры привели другие ребята? Добавьте в каждый пункт по одному примеру из их ответов.

3. Выпиши из текста учебника примеры веществ.

Сахар, алюминий, вода, крахмал.

4. Муравей Вопросик интересуется, что из перечисленного - тела, а что - вещества. Укажи стрелками.

5. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным. Сделай это сначала простым карандашом.

Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветными карандашами (по своему выбору).

Тела, вещества, частицы

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока - это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами.

Тела можно разделить на две группы.

Тела, созданные самой природой, называются естественные тела .
Тела, созданные руками человека, называются искусственные тела .

Рассмотри рисунки. Под естественными телами закрась кружочки зелёным цветом, под искусственными - коричневым.

Тела состоят из веществ . Кусок сахара - тело, а сам сахар - вещество. Алюминиевая проволока - тело, алюминий - вещество. Есть тела, которые образованы не одним, а несколькими или многими веществами.

Вещества - это то, из чего состоят тела.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества .
Сахар, алюминий - примеры твёрдых веществ. Вода - жидкое вещество. Воздух состоит из нескольких газообразных веществ (газов).

Запиши, из какого вещества сделано тело.

Какое тело имеет определённую форму?
Ответ: Твердые тела имеют постоянную форму.

Заполни таблицу

Алюминий, серебро, тетрадь, древесина, телевизор, чайник, вода, пила, шкаф, крахмал.

Вещества, а значит и тела состоят из частиц.
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.
Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, а в газах еще больше. В любом веществе все частицы движутся.
Частицы можно изобразить с помощью моделей, например шариков.