Рисунок к строкам полюбуйся весна наступает. Весна. Летят журавли. Поэтапное рисование для детей с фото. IV. Изучение нового материала

Полюбуйся, весна наступает!

(праздник для 1-2 классов)

Цель: расширить знания обучающихся о состоянии природной среды весной,

Развивать научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практическо-деятельностное отношение детей к окружающей среде.

Ведущий 1. Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Ведущий 2 . Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю потому, что не может жить без запаха листьев, без звонкой песни ручейка, без синей мохнатой головки василька в поле.

Земля нас окружила

Дивной красотой.

Земля нам подарила

Воздух степной и лесной,

Берег крутой с быстрой рекой,

Синее небо над головой.

Ведущий 1. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Но Весна – это время пробуждения природы от зимнего сна.

Полна чудес могучая природа,

И хороша она в любое время года.

Приближается весна,

Солнце светит ярко,

И бегут ручьи, звеня,

Дарят нам подарки.

Солнце встало высоко

Светит словно с кручи.

И плывут куда-то вдаль

Дымчатые тучи.

На экране воспроизводятся картины с изображениями ранней весны, фоном звучит музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского «Март».

Ведущий 1 . Солнце все выше и выше,

Все меньше и меньше мороз.

Начало капать с крыши,

Ветер холод унёс.

Ведущий 2 . Воздух сладок и тягуч,

Словно мед столетний.

И прохладный чистый ключ

Ивам моет ветви.

И звучит он по корням

С развесёлым смехом,

За собою вдаль маня

Туда, где вторит эхо.

Ведущий 1. Солнце, словно янтарь, засияло

Вновь укутало землю теплом,

Из-под снежного одеяла

Ручейки побежали кругом.

Легким шагом, пройдя по тропинкам,

К лесу мрачному вышла Весна,

И своею зелёной косынкой

Все деревья покрыла она.

Ведущий 2 . На ветвях, где снежинки лежали,

Изумрудом блеснула листва.

А внизу на земле появилась

Молодая трава-мурава.

Все вокруг так красиво, так звонко,

Ветерок нам поёт допоздна

А в тени под сосною тихонько

Облегченно вздыхает Весна.

Выходит Старик-годовик.

Старик-годовик . Здравствуйте, ребята. Я – Старик-годовик. Недавно прошёлся я по весеннему лесу, и вот какие разговоры услышал.

Появляются мальчик и девочка в костюмах вербы и дуба.

Верба. Послушай, Дубочек. Я проснулась и не понимаю – сейчас весна?

Дуб. Конечно, Вербочка, весна. Ранняя, но весна.

Верба . А почему же ты стоишь в желтых листьях, как осенью?

Дуб . Ты ещё махонькая и потому не знаешь. Я не просто дуб, я – зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Сброшу я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весну тоже не пропущу.

Выходят девочки в костюмах бабочки-крапивницы и мухи.

Крапивница. Пусти, муха, пусти бессовестная. Тут на брёвнышке мое место, я сама хочу на солнышке греться!

Муха . Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

Крапивница. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета!

Муха. Ну и лети к себе в крапиву!

Крапивница . Где крапива, когда ещё снег кругом?

Муха . А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, мое тёплое брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке под окошком.

Крапивница. И я спала в щёлочке под окошком. Ты с какой стороны?

Муха. С левой.

Крапивница. А я с правой! Я тоже здешняя!

Муха. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе и на весеннем солнышке погреемся.

Появляются мальчики в костюмах филина и зяблика.

Филин . Сиди, не бойся. Я тебя, зяблик, не трону, я тебя спросить хочу.

Зяблик. О чем, филин?

Филин. Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пение, и жаворонков, и тебя.

Зяблик . А что – у меня песенка хорошая!

Филин . Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда.

Зяблик . А какая у тебя песенка.

Филин . Замечательная! Вот послушай: пу-гу, пу-гу, пу-гу, пу-гу! Стой, куда ты? И этот удрал. И чем моя песенка не нравится?

Старик-годовик . Не огорчайся, филин, и твоя песенка хорошая. Она тоже о весне говорит. Да! Весна – время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время новых прилётных птиц, их хлопот и песен.

Звучит музыка «Песни и пляски птиц» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Появляются двое ребят со скворечниками.

1-й. Весна идет с капелями,

Ручьи журчат.

« Встречайте, прилетели мы!» -

Скворцы кричат.

Один присел на тополе,

Такой смешной.

В ладони мы захлопали

«А ну-ка, спой!»

Он посмотрел обиженно:

«У вас-то дом,

А мы себе и хижины

Не найдем!»

2-й. Кричим ему уверенно:

« Дружок-скворец,

Мы подарить намерены

Тебе дворец.

Его вчера повесили

Мы в школьный сад

Тебе в нем будет весело,

Ты будешь рад.

Будь, скворушка, хозяином –

Твой дом не плох!»

Гостей своих встречаем мы

Всегда тепло!

Появляется мальчик в костюме скворца.

Скворец. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаёте? Разрешите представиться.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… скворец!

Из года в год, из века век живу там, где живет человек. Селюсь я с людьми рядом, слежу за его садами и полями, очищаю растения от вредных букашек, поедаю жучков и клопов-черепашек. И поэтому я не просто скворец, а Скворец-молодец.

Старик -годовик . Конечно, молодец! Немало у скворца забот весной. Первая – найти дом, если скворечники не повесили; вторая забота – не прозевать на лошадях да коровах покататься, когда тех в поле выгонят; а третья – от трактора не отставать, когда тот землю пашет. Скворцам забота, а вам загадки:

Где гнездятся скворцы, когда скворечен нет?

Для чего скворцы садятся на лошадей и коров?

Почему скворцы за трактором перелетают?

Ведущий 1 . Пришла весна, пришла красна,

Цветы пестреют в поле,

И неба ширь светла, ясна,

И все живет на воле.

Ручей бежит, бежит, шумит,

И шепчет лес листвою;

От птичьих песен лес звенит

Как хорошо весною!

Старик-годовик . Апрель – замечательный месяц. В апреле запестрели весенние цветы: белые звёздочки ветреницы, розовые кустики волчьего лыка, лиловые колокольчики сон-травы, разноцветные красно-сине-фиолетовые стебельки медуницы. Чуть зазеленела берёзка, у черёмухи наливаются бутоны. В апреле выходит из берлоги медведь, вылезают из нор барсуки. На заре весело распевают скворцы. Но особенно хороши песни жаворонка.

Ведущий 2 . Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

Старик-годовик. Весна вступила в свои права, в воздухе веет тёплый ласковый ветерок. Вот и май – месяц расцвета земли, зелёного шума и первых гроз. В конце мая весна дарит свой самый лучший праздник – бело-розовое душистое море цветущих яблонь, вишен, груш, черёмух.

А в лесу начинается настоящий праздник. Засвистал, защёлкал в кустах соловей. В каждой луже заурчали и заквакали лягушки. Майские жуки с гудением носятся между ветвями. Звонко кукует кукушка…

Ведущий 1 . Пришёл сегодня день чудес

Пришёл он не напрасно.

В лесной глуши раздался треск,

И ожил день ненастный.

И лес проснулся на заре,

Очнулся от печали,

Прислушайтесь: в лесной тиши

Вдруг птицы зазвучали.

Поют лесные песни:

«Весна идёт, весна идёт,

И нет её чудесней».

Ведущий 2 . В добрый час, Весна тебе,

Расплескайся по земле

Ты весёлыми ручьями,

Солнца добрыми лучами!

Исполняется «Весенняя песенка» сл. И.Белоусова, муз. Ц.Кюи

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
"Полюбуйся: весна наступает"

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

Ильина Роза Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Нартасская школа-интернат"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, п.Нартас
Наименование материала: Конспект урока в 4 классе
Тема: Стихотворение И.Никитина "Полюбуйся, весна наступает"
Дата публикации: 09.10.2017
Раздел: начальное образование

Тема. Стихотворение И. Никитина « Полюбуйся, весна наступает…»

Цель. Познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина

«Полюбуйся,

весна наступает…»

Задачи: 1) образовательные:

2) коррекционно-развивающие:

Развивать познавательную активность через использование комплексных

технологий, мышление, зрительное восприятие.

3) воспитательные:

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовый

материал, учебник

Ход урока.

Организационный момент.

Рапорт дежурного.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Чтение хором. (слайд 2.)

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят - отвечаю.

Упражнение на дыхание.

Мы подуем далеко.

Мы подуем близко.

Мы подуем высоко.

Мы подуем низко.

Чистоговорки.

А сейчас мы с вами поиграем в игру „Сочиним потешку".

На-на-на, наконец пришла …

Чи-чи-чи, прилетели к нам …

Усь -усь -усь, на лугу гуляет …

Ло-ло-ло, от солнышка …

Са-са-са, на цветке сидит …

Шо-шо-шо, в лесу очень …

Проверка домашнего задания

- Надо выполнить следующее задание: прочитать слова по стрелке. (слайд 3)

Какое время года подарило нам эти слова?

Назовите весенние месяцы. (слайд 4)

А какой сейчас месяц?

Какое чувство возникло?

Что было задано на дом? (Учиться выразительно читать рассказ Л. Н.

Толстого «Весна») (слайд 5)

о таянии снега;

О каких птицах, которые прилетают к нам весной, рассказал Л. Толстой?

(Жаворонки, журавли, гуси) (слайды 6, 7, 8)

А вы знаете, какие ещё птицы прилетают к нам весной? (слайд 9)

III. Сообщение темы урока, постановка цели.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений о весне, будем

вместе с поэтом наблюдать за приходом весны, за красотой русской природы.

(слайд 10)

IV. Изучение нового материала.

Сейчас стихотворение прочитаю я, а вы послушайте как поэт описывает

наступление весны.

Какое чувство вызывает у поэта наступление весны? (Чувство радости)

в). Словарная работа. (слайд 11)

Прочитаем слова, которые встретились нам в стихотворении. Будем учиться

произносить их правильно при чтении.

полюбуйся

понавьют

день-деньской

– Как понимаете?

Физкультминутка

Жура-жура-Журавель! . (взмахи руками)

Облетел он сто земель. (повороты туловища)

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил. (шаги на месте)

Мы спросили журавля: (наклоны головы)

«Где же лучшая земля?» (взмах указательным пальцем)

Отвечал он пролетая: (взмахи руками)

«Лучше нет родного края!»

V. Применение знаний и способов действий

а) Чтение стихотворения хором

В ярком золоте день утопает. Как понимаете это выражение?

Кого поэт называет гостями? (Птиц, которые прилетают к нам с юга)

Найдите и прочитайте, что говорит поэт о пении птиц

(2 последние строчки)

Гимнастика для глаз

Быстро поморгать (15 сек)

Крепко зажмурить-открыть

Взгляд ↓

Взгляд → ←

VI. Обобщение знаний

Ребята, И. Никитин не озаглавил своё стихотворение. А какой заголовок мы

можем придумать к прочитанному произведению?

И ручьи………

Журавли……

Сколько….

в) «Дополни словосочетания» (слайд 12)

Посмотрите! Даны словосочетания, нужно их дополнить с помощью

вопросов.

Физкультминутка.

– А сейчас отдохнем!

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Тест (слайды 13, 14)

А сейчас я вас проверю. Я раздам листочки. Там записаны слова. Вы

прочитаете эти слова про себя.

Подчеркните

встречались

стихотворении.

ЖАВОРОНКИ

Чтение стихотворения одним учеником

VII. Домашнее задании. (слайд 15)

Выучить наизусть стихотворение и ответить на вопросы после

стихотворения.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия .

подходит

знакомство

весенней

природой,

обитателями не кончается. И в этом нам помогут замечательные стихи и

рассказы, помещенные в нашей книге для чтения.

Чему учились на уроке?

Что вы запомнили на уроке?

Понравился ли вам урок?

Что понравилось?

Вы сегодня - МОЛОДЦЫ.

Погладьте себя по голове этой рукой.

Оценки за урок.

Урок окончен. (слайд 16)

Что именно понравилось?

А что особенно запомнилось?

Я хочу поблагодарить вас за урок. Сегодня мы хорошо поработали.

Покажите весне свое настроение. (показывают смайлики)

В ответ весна прислала вам еще один сюрприз. (слайд 18)

Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе с использованием

здоровьесберегающих технологий составлена в соответствии с требованиями

государственного стандарта и на основе примерной программы специальных

(коррекционных) учреждений восьмого вида под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.

соответствует

структуре,

Ло г и ч е с ка я

последовательность и взаимосвязь этапов прослеживается в течение всего

урока. Целесообразно распределено время урока.

Темп урока оптимальный. В урок включены разнообразные виды учебной

направленные

развитие

правильного

осознанного

чтения; связной речи; навыков работы с учебником.

ориентированы

развитие

фонематического

отработки

произносительной стороны речи, формирование зрительного восприятия с

учетом индивидуальных особенностей детей.

Применялись различные методы, которые создавали оптимальные условия

включения

обучающегося

активную

познавательную

деятельность и влияли на их работоспособность.

соблюдался

охранительно-педагогический

предотвращения

перегрузок,

перенапряжения

обеспечения

успешного обучения детей с ОВЗ, сохранения их здоровья. Урок насыщен

различными видами

деятельности ,

обеспечивало

занятость

способностей

предотвращало

утомляемость.

Учитывались

психические и психологические особенности обучающихся.

В течение урока были проведены две физкультминутки (проводились на

начальном этапе утомления), гимнастика для глаз, шло цветовое воздействие

с помощью цветных кругов над доской. Позы обучающихся чередовались в

зависимости

характера

выполняемой

работоспособность детей и лучшее усвоение учебного материала.

благоприятный

психологический

позитивно

воздействует

здоровье

участников

образовательного

процесса.

осуществлено

проветривание

осуществлена с учётом их здоровья, роста.

используя

различные

технологии, цель урока была достигнута. Урок имел положительное влияние

на укрепление и развитие здоровья как педагога, так и обучающихся.

Тема:

Цель:

Задачи: 1) образовательные:

Познакомить обучающихся с весенними приметами;

Формировать навыки сознательного и выразительного чтения;

Совершенствовать технику чтения;

Развивать умения давать полные ответы.

2) коррекционно-развивающие:

Развивать познавательную активность через использование комплексных технологий,

мышление, зрительное восприятие.

Развивать здоровосберегающий потенциал

3) воспитательные:

Воспитывать мотивацию к учению;

Воспитывать любовь к родной природе.

Здоровьесберегающий

аспект:

предупреждению

сохранению

здоровья

обучающихся:

профилактика

выработки

правильного

поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока : Изучение нового материала.

Форма урока:

Методы обучения : -словесные (объяснение, беседа, частично-поисковый)

Синхронно-моделированный (слайды включены во все этапы урока).

Оборудование:

2. Мультимедийный проектор.

4. Слайдовый материал.

5. Учебник З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. «Книга для чтения». Учебник для 4 класса

специальных

(коррекционных)

общеобразовательных

учреждений VIII в и д а.

«Просвещение», 2010

План-конспект урока чтения и развития речи

для обучающихся 4 класса МКОУ СКОШ №45 VIII вида

Учитель начальных классов – Ефимова Людмила Степановна

Краткая характеристика

В классе обучаются дети по программе 4 класса. Наполняемость

класса – 10 человек

И. Никиин «Полюбуйся: весна наступает…»

Познакомить обучающихся со стихотворение И. Никитина

1) образовательные:

Познакомить обучающихся с весенними приметами;

Формировать навыки сознательного и выразительного чтения;

Совершенствовать технику чтения;

Развивать умения давать полные ответы.

2) коррекционно-развивающие:

Развивать познавательную активность через использование

комплексных технологий, мышление, зрительное восприятие.

Развивать здоровосберегающий потенциал

3) воспитательные:

Воспитывать мотивацию к учению;

Воспитывать любовь к родной природе.

Здоровьесберегающий

Работа по предупреждению и сохранению здоровья

обучающихся: профилактика зрения, осанки, выработки

правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение

утомляемости.

Тип урока

Изучение нового материала.

Форма урока

Традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения

Словесные (объяснение, беседа, частично-поисковый)

Наглядные (работа с учебником, демонстрация слайдов)

Практические (различные задания)

Синхронно-моделированный (слайды включены во все этапы

Оборудование

1. Компьютер, как средство обучения.

2. Мультимедийный проектор.

4. Слайдовый материал.

5. Цветовое воздействие: цветные круги над доской

(красный, зеленый, желтый, синий).

6. Учебник З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. «Книга для чтения».

Учебник для 4 класса специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение»,

Этапы урока

Организационный момент

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Проверка домашнего задания

Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока

Физкультминутка

6) Изучение нового материала

7) Гимнастика для глаз

8) Применение знаний и способов действий

9) Физкультминутка

10) Обобщение знаний

12) Чтение стихотворения одним учеником

13) Информация о домашнем задании.

14) Итог. Рефлексия

План урока.

Этап урока. Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

1.Организационный. Проверка готовности класса к

Цель:

Эмоционально-положительный настрой на урок;

Психологическая подготовка к общению и

предстоящему занятию.

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят - отвечаю (слайд 2)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Цель :

Укрепление мышц дыхательного аппарата;

- включить класс в речевую деятельность;

- акцентировать внимание на чёткости дикции, силе

деятельности

Развитие мимических движений

I Упражнения на дыхание

Глубокий вдох (руки медленно поднимите до

уровня груди). Задержите дыхание (внимание

сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно

выдохните (руки опустите вдоль тела).

Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней

точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с

открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со

звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).

Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите

через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе.

Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А. Руки

медленно опустите. Вдохните. Руки медленно

поднимите до уровня плеч через стороны.

Задержите дыхание. Медленно выдохните с силь-

ным звуком 0-0-0, обнимите себя за плечи, опустив

голову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки

поднимите до уровня груди. Задержите дыхание.

Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У. Руки

опустите вниз, голову на грудь.

Читают четверостишие.

Эмоционально настраиваются на урок.

Выполняют упражнения по инструкции

II Артикуляционная гимнастика (слайд3)

1. Язык широкий положи

И спокойно удержи.

2. Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

3. Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

4. Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну.

III Чистоговорки.

Развитие мимических движений

Отработка интонационной стороны речи

Развитие фонематического слуха

Игра „Сочиним потешку".

На-на-на, наконец пришла

Чи-чи-чи, прилетели к нам

Усь -усь -усь, на лугу гуляет

Ло-ло-ло, от солнышка

Са-са-са, на цветке сидит

Шо-шо-шо, в лесу очень

От желтого к зеленому, потом наоборот

3.Проверка домашнего задания.

Цель:

Развитие логического мышления, анализа и

синтеза, речи

Выполняют упражнения в соответствии с

Активизация мыслительной деятельности

обучающихся

Заинтересованность в предстоящей работе

Подготовка обучающихся к активному и

сознательному усвоению нового материала.

Прочитайте слова по стрелкам

(слайд 4-7)

ЫНИДЬЛ ИКЧОП ЬНЕЛЕЗ

Какое время подарило нам эти слова?

Назовите весенние месяцы. (слайд 8)

А какой сейчас месяц?

Закройте глаза и произнесите: ВЕСНА

Какое чувство возникло?

Что было задано на дом? (Учиться выразительно

Найдите и прочитайте о морозах;

о таянии снега;

О каких птицах, которые прилетают к нам весной,

рассказал Л. Толстой?

(Жаворонки, журавли, гуси)

А вы знаете, какие ещё птицы прилетают к нам

весной? (слайд 11)

Четко и правильно стараются выполнить

упражнения,проговорить чистоговорки,

хором Индивидуально обучающиеся с

нарушениями произношения.

Созерцают круги.

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

От желтого к красному. Потом наоборот.

4. Сообщение темы урока, постановка

цели и задач урока. (слайд 12)

Сегодня на уроке мы продолжим чтение

произведений о весне, будем учиться правильно и

вместе с поэтом наблюдать за приходом весны, за

красотой русской природы.

5. Физкультминутка (слайд 13)

Цель:

Применение здоровьесберегающих технологий для

снятия умственного и психического напряжения у

учащихся путем переключения на другой вид

деятельности

Формировать умения соотносить речь с

движениями.

Мы подуем далеко.

Мы подуем близко.

Мы подуем высоко.

Мы подуем низко.

6. Изучение нового материала.

Цель:

Обогащение жизненного опыта ребёнка через

литературные примеры;

Активизация и обогащение словарного запаса

ребят и коммуникативных навыков общения;

Формирование навыков комплексного анализа

а). Чтение стихотворения учителем

Цель:

Развитие восприятия и осмысливания услышанного

Читают слова по стрелочкам: льдины,

почки, зелень, журавли.

Полные ответы детей на вопросы.

Дети с закрытыми глазами произносят

слово «весна»

Ответы детей (Стало светло, радостно).

Выборочное чтение нужных отрывков.

Ответы детей на вопросы учителя.

Ответы детей: (кукушки, скворцы, грачи,

ласточки).

Откройте учебники по закладке.

Сейчас стихотворение прочитаю я, а вы

послушайте как поэт описывает наступление весны.

(чтение стихотворения учителем)

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

От желтого к синему, потом наоборот.

б). Проверка первичного восприятия

О каком времени года рассказал поэт?

Какое чувство вызывает у поэта наступление

(Чувство радости)

в). Словарная работа. (слайды 14-18) - Прочитаем

слова, которые встретились нам в стихотворении.

Будем учиться произносить их правильно при

полюбуйся

понавьют

день-деньской

– Как понимаете?

7. Гимнастика для глаз:(слайд 19-20)

Цель:

Профилактиканарушения зрения

Снятие общего и локального утомления

Подготовка обучающихся к чтению текста учебника

Быстро поморгать (15 сек)

Крепко зажмурить-открыть

Созерцают круги.

Применение знаний и способов действий

а) Чтение стихотворения хором

Цель:

Отработка навыков правильного и выразительного

В ярком золоте день утопает.

Как понимаете это выражение?

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

От желтого к зеленому, потом наоборот.

б) Чтение «цепочкой» по одной строчке

Цель:

Формирование навыков сознательного и

выразительного чтения.

Кого поэт называет гостями? (Птиц, которые

прилетают к нам с юга)

Найдите и прочитайте, что говорит поэт о пении

(2 последние строчки)

9.Физминутка. Упражнения для формирования

правильной осанки. (слайд 21)

Цель:

Сменить вид деятельности и привести мышцы в

Снятие утомляемости и эмоциональной

скованности и тревожности.

– А сейчас отдохнем!

Все ребята дружно встали

Делают упражнения в соответствии с

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

10. Обобщение знаний

а) Озаглавливание стихотворения

Цель:

Развитие логического мышления, воображения.

Ребята, И. Никитин не озаглавил своё

стихотворение. А какой заголовок мы можем

придумать к прочитанному произведению?

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

Посмотреть от желтого к красному, потом

наоборот.

б) Игра «Голова и хвост». Групповая работа.

Цель:

Закрепление новых знаний и отдых;

Эмоциональное раскрепощение;

Развитие коммуникативных отношений.

конца. Вы должны найти эту строчку в учебнике и

Созерцают круги.

Участвуют в учебном диалоге.

И ручьи………

Журавли……

Сколько….

в) «Дополни словосочетания» (слайд 22)

Посмотрите! Даны словосочетания, нужно их

дополнить с помощью вопросов.

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

Посмотреть от желтого к синему, потом наоборот.

11. ТЕСТ (слайд 23-24)

Избежать монотонности на уроке

Проверить осознанность чтения

А сейчас я вас проверю. Я раздам листочки. Там

записаны слова. Вы прочитаете эти слова про себя.

Подчеркните только те слова, которые

встречались вам сегодня в стихотворении.

ЖАВОРОНКИ

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

Посмотреть на желтый круг

Читают слова по слогам, полностью,

хором, индивидуально – учащиеся с

нарушениями звукопроизношения.

Объясняют значение слов.

Выполняют движения глазами по

инструкции учителя стоя.

Читают хором.

12. Чтение стихотворения одним учеником

Формирование целостности восприятия

произведения

А сейчас всё стихотворение прочитает …

Информация о

домашнем задании. (слайд 25)

Цель : сообщить учащимся о домашнем задании.

Стихотворение И. Никитина - Зоя и Дима: учиться

Даша, Глеб, Руслан и Андрей – выучить наизусть

стихотворение и ответить на вопросы после

стихотворения.

14.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель:

Формирование интереса к предмету, умения

сравнивать и делать собственные выводы.

Снятие эмоционального,

умственного и физического напряжения

Наш урок подходит к концу. Но знакомство с

весенней природой, её обитателями не кончается. И

в этом нам помогут замечательные стихи и

рассказы, помещенные в нашей книге для чтения.

Чему учились на уроке?

Что вы запомнили на уроке?

Понравился ли вам урок?

Что понравилось?

А мне понравилось, как вы работали.

Вы сегодня… (слайд 26) МОЛОДЦЫ.

Поднимите руки, кто считает, что он молодец.

Погладьте себя по головке этой рукой.

(Очень много солнца.)

Созерцают круги.

Читают по очереди по одной строчке.

Участвуют в учебном диалоге, выборочно

Выполняют упражнения коллективно и

Оценки за урок.

Урок окончен.

Ответы детей. (Детям 2 группы – помощь

наводящими вопросами)

Варианты ответов детей:

«Весна идет», «Весенние мотивы»,

«Весенняя песня».

Созерцают круги.

Выборочное чтение обучающимися.

Работа в группах.

Детям 2 группы индивидуальная помощь

Созерцают круги.

Самостоятельная работа

Дети 2 группы соединяют точки,

прочитывают получившиеся слова и

подчеркивают только те слова, которые

встречались в стихотворении. (ВЕСНА.

ГУСИ)-подчеркивают слово ГУСИ

Созерцают круги.

Стихотворение читает один ученик.

Подводят итог.

Поднимают руки.

Гладят себя по голове

Список информационных источников

1. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках. Начальная школа. – 2006. – № 8

2. Белецкая В. И. Школьная гигиена. – Спб., 2003

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1 – 4 классы.

4. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.

5. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008.

Разработка урока Сладковой Татьяны Анатольевны, учителя предшкольной подготовки, с учащимися 2 класса Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ.

Тема: “Полюбуйся, весна наступает”.

Цели:
- способствовать пониманию учащимися поэтического произведения с помощью других видов искусств (ИЗО, музыки);
- развивать познавательный эмоциональный интерес к работе с текстом,
- углубить, расширить образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.
Оборудование: презентация «Биография И.С.Никитина», пьеса “Апрель” П.И. Чайковского; репродукции картин И.И. Левитана “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”; стихотворение И.С. Никитина “Полюбуйся, весна наступает …”

Ход урока

I. Психологический настрой

Учитель. Представьте себе, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение (на экране весенняя картинка)
Учитель выразительно читает стихотворение И.С.Никитина “Полюбуйся, весна наступает …”.
- Какие у вас появились впечатления, желания?
(Мне захотелось в окно посмотреть.)
(А я хочу выскочить на улицу.)
- Кому знакомо это стихотворение?

II. Сообщение темы урока и его целей

Вот мы и опять встретились с русским поэтом Никитиным – замечательным художником русского слова. Мне кажется, что живое слово поэта уже разбудило у многих из нас “душу и ум”. Так пусть оно введет нас в мир красоты. Мы будем вдыхать “аромат” художественного слова поэта, ценить его открытия.

III. Сведения о поэте (презентация)

Обратите внимание на годы жизни поэта. Он жил в позапрошлом веке – почти 200 лет назад. Но поэт не умер, хотя обозначена дата смерти. Мы читаем его стихи, значит, он жив.
Родился Иван Саввич Никитин в 1824 году в г. Воронеже, на окраине города в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын был ученым лекарем. С 6 лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Потом он учился в духовном училище, в семинарии. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился, и надо было ему во всем помогать. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Все свободное время читал, а позднее стал писать стихи.
С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открывались неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.
Прочитайте слова самого поэта.
- О чем очень любил писать поэт?
(О родной природе).
Прошло уже более 40 лет, когда я впервые услышала стихотворение, и всегда строки поэта вспоминаются весной. Можно я его еще раз прочитаю?
Учитель повторно читает стихотворение.

IV. Анализ произведения

Какие картины вы представляете себе, слушая стихотворение?
(- Какое красивое стихотворение).
(- Да, даже захотелось посмотреть на журавлей).
(- А я услышала песенку ручейка).

А что ты увидел?
(Ласковое солнышко, посветлевшие деревья, птичьи гнезда).

Прочитайте стихотворение еще раз сами.
(Дети читают стихотворение про себя.)

Что радует поэта?
(- Весна).
(- Ему весело, он любуется солнцем).
(- Поэт даже так написал (читает первую строку).

Прочитаем первое слово шепотом.
(Все читают, стараясь голосом показать любование природой.)

Зачем мы сделали паузу?
(Чтобы успеть полюбоваться природой).

А Никитин чем любуется?
(Весной).

Чем еще весна радует поэта?
(Птицами).

Журавли как летят?
(Караваном).

Это как?
(Значит, друг за другом).

Чем еще любуется поэт?
(Днем солнечным, ярким, на небе нет облаков).

Найдите эту строку.
(“В ярком золоте день утопает…”)

(Это как будто день утопает, как яблони в цвету или лужайка в одуванчиках. Так много света.)

Учитель. “Яркое золото дня” – это находка поэта для описания солнечного дня. Это его открытие, вызывающее удивление своей точностью, красотой и емкостью. Вот что значит художественный язык. Из необычного сочетания обычных слов создается образ. В нескольких словах поэт рассказал о многом. За это и называют поэта художником слова.
Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали, прочитав это стихотворение?
(Радостную, счастливую).

Учитель. А я бы вот какую: когда весна наступает – торжественную, громкую; а журавли летят – чуть бы замедленную. Они ведь не могут быстро лететь, так как устали. А потом – просто счастливую.
Обратите внимание, в конце строки “Ручьи по оврагам шумят…” стоит не точка, а многоточие. Почему?
(Не закончилось стихотворение).
Да. Сейчас зазвучит музыка. Вслушайтесь в нее сердцем, поживите с ней несколько минут и покажите в движениях ту картину, которую не досказал поэт.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” – “Апрель”. Дети внимательно слушают.
Скажите, а чему еще радуется поэт?
(- Птицам).
(- Он рад увидеть гостей).
И опять находка поэта. Почему птиц называет гостями?
(- Они то прилетают, то улетают; как гости – приедут и уедут).
Учитель. Молодцы, ребята! Птицы соберутся в родном месте, которое описывает поэт. Здесь их ждут гнезда, люди. А в благодарность за заботу они будут петь песни “День-деньской от зари до зари”.
Что узнали об авторе из этих строк?
(- Поэт не говорит, что любит птиц, а мы это чувствуем).
(- Он любит птиц, мы это чувствуем).
В стихотворении мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Мы вместе с вами сделали открытие. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь голос поэта. Кто хочет сам прочитать стихотворение?
(Желающих много. Все читают выразительно, каждый по-своему. Учитель отмечает то, что особенно удалось передать при чтении.)
В заключение урока дети находят общее в картинах И.И. Левитана “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”(на экране) и находят строки к картинам.

V. Домашнее задание
Какое бы задание вы хотели бы выполнить дома?
(- Выучу наизусть).
(- Попробую написать о весне).
(- Нарисую картинку).

Аликова Самиха Хасановна
Конспект открытого интегрированного занятия «Полюбуйся, Весна наступает»

Программные задачи : Продолжать работу над составлением сказки на предложенную тему, передавая особенности жанра; учить говорить полными предложениями, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными, упражнять в подборе синонимов, антонимов; продолжать работать над словообразованием. Развивать художественно-творческие способности детей, умение передавать интонацией, мимикой эмоциональное состояние. Продолжать воспитывать любовь к родной природе, развивать интерес к ней , делиться своими впечатлениями.

Предварительная работа : Чтение и заучивание стихов о весне . Чтение сказок и рассказов о весне . Рассматривание репродукций картин. Прослушивание произведения П. И. Чайковского "Времена года". Рисование красками и карандашами на тему "Весна ". Словесные игры с детьми .

Материал : Репродукции картин художников о весне . Аудиозапись "Апрель" П. И. Чайковский "Времена года". Краски и карандаши для рисования. Муляж солнечного луча, "волшебный сундучок".

Ход занятия .

Дети входят в зал, украшенный репродукциями картин о весне , звучит музыка. Воспитатель читает стихотворение "Вот уж снег последний в поле тает".

Воспитатель : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картины и скажите, какое время года изображено на них?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Вы послушали стихотворение, увидели картины, прослушали произведение Чайковского "Апрель" из цикла "Времена года". Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети : О весне .

Неожиданно появляется Незнайка.

Ой, ребята, как тут вас много! Чем вы тут занимаетесь?

(Ответы детей) .

Незнайка : Я тоже выучил стихотворение и картину нарисовал о весне . Хотите послушать меня?

(Незнайка рассказывает о зиме, показывает свой рисунок (не о весне ) .

Воспитатель : Ребята, по рисунку Незнайки, мы видим, что в лесу наступила весна ?

Дети : Нет!

Воспитатель : "Правильные" стихи о весне прочитал Незнайка ?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Незнайке, расскажем о весне , а потом и рисунок поможем дорисовать. А ты, Незнайка, внимательно слушай.

Воспитатель :

Ребята, какие загадки о весне вы знаете ?

Назовите народные приметы о весне .

Назовите весенние месяцы.

Как называют в народе март, апрель, май?

Как в народе делят весну ? (полевая, речная, лесная) .

А какие признаки весны вы знаете ?

Как зима борется с весной ?

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам поиграть со словами :

Подобрать родственные слова к следующим словам : весна , зима, снег.

Подберите прилагательные к словам : зима весна .

О чём я могу сказать?

Весенний ….

Весенняя ….

Весенние ….

Воспитатель : А теперь поиграем в игру "Облака".

Малоподвижная игра "Облака"

Воспитатель : Ребята, мы продолжаем наш разговор о весне . Кто же помогает весне победить зиму ?

Дети : Солнце!

Воспитатель : Да, ребята, солнце – это самое главное для жизни на земле. Ему посвящены стихи, песни, хороводы.

Раздаётся стук в дверь.

Входит ребёнок в костюме солнечного лучика, в руках шкатулка.

Воспитатель : Ребята, солнышко услышало, что о нём говорим, и прислало свой лучик. Мы с вами знаем стихотворение, про солнечный лучик.

Чтение стихотворения "Утром ранним….".

Воспитатель : Мы с Незнайкой посмотрим, что там в шкатулке и вам покажем.

Незнайка : Ой, тут картинки!

Воспитатель : Сейчас мы посмотрим, какие здесь картинки.

Показывает картинки детям.

Воспитатель : Ребята, почему, солнышко, прислало эти картинки.

(ответы детей) .

Воспитатель : Спасибо солнышку за подарок детям.

Незнайка : Дайте мне их, я их приклею на свой рисунок и он станет весенним!

Воспитатель : Ребята, что делать будем? А я придумала что-то.

Солнышко нам подарило картинки, и мы тоже могли бы сделать ему приятное. Например, придумать небольшие сказки по картинкам, а лучик их передаст. А рисунок Незнайки сами поможем дорисовать.

Давайте сначала рассмотрим картинки. Посмотрите, какой красивый подснежник!

Чтение стихотворение "Подснежник" Т. Белозёрова.

Воспитатель : А теперь каждый вспомнит, какие стихи, сказки о весне знаете , может это вам поможет.

Включается музыка.

Воспитатель : Обдумываем каждый свою сказку, чтобы ваша картинка "ожила". А некоторые дети, помогут Незнайке дорисовать. А ты Незнайка поучись у наших художников и сказки послушай. Расскажешь своим друзьям. И может быть даже наши сказки с "волшебными картинками" помогут быстрее прогнать зиму.

(Когда дети дорисуют, рассмотреть рисунок, оценить его, похвалить детей. Напомнить схему составления сказки. Послушать две сказки).

Воспитатель : Ребята, пока мы с вами работали, рисовали, придумывали сказки, у нас появился ещё гость, который часто приходит с нами поиграть.

Игра "Чудо заморское, доброе".

Воспитатель : Ребята, чем мы сегодня занимались?

Ответы детей :

Помогли Незнайке (рассказали о весне , дорисовали картинку) .

Получили подарок от солнышка.

Сами сделали подарок солнышку.

(Вернуть Незнайке рисунок, попрощаться с ним) .

Воспитатель : Ребята, я слышу какие-то шаги. Наверное, это весна к нам торопится .

Звучит музыка Чайковского из цикла "Времена года".

Ребёнок читает стихотворение "Кто пришёл так тихо-тихо….".

Публикации по теме:

Конспект интегрированного бинарного занятия в средней группе «Весна» Цель: - Осознание детьми природных взаимосвязей; Обобщение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Задачи: - Расширять и уточнять.

Конспект интегрированного занятия «Что весна нам принесла?» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «ФЭМП», «Чтение художественной.

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» по теме.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны.

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Весна пришла» Программное содержание. Закреплять знания о признаках весны; Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах; Продолжать обучать.