Что такое тот свет после смерти. Загробный мир реален – что видит душа. Существует ли загробная жизнь

Один из самых волнующих разум людей вопросов — “есть ли что-то там, после смерти, или нет?”. Создано много религий, раскрывающих каждая по-своему тайну загробного мира. Написаны библиотеки книг по теме жизни после смерти.. Да и, в конце концов, туда, в неизвестную реальность и далекое небытие, ушли уже миллиарды душ, бывших когда-то жителями бренной земли. И они-то в курсе всех секретов, но нам не расскажут. Между миром мертвых и живых огромная пропасть . Но это при условии, что мир мертвых существует.

Различные религиозные учения, из которых каждое по-своему трактует дальнейший путь человека после выхода из тела, в целом поддерживают версию о том, что душа есть и она бессмертна. Исключения составляют религиозные направления Адвентисты Седьмого Дня и Свидетели Иеговы, они придерживаются версии о тленности души. И загробный мир, Ад и Рай, квинтэссенции вариаций послежизненного существования, согласно большинству вероисповеданий, для истинных поклонников Бога будут представлены в значительно лучшем виде, чем то, то есть на земле. Вера в превосходное после смерти, в высшую справедливость, в вечное продолжение жизни и является основой многих религиозных мировоззрений.

И хотя ученые и атеисты утверждают, что человек надеется, потому что это заложено в его природе на генетическом уровне, мол, “ему просто нужно во что-то верить, и желательно глобальное, со спасительной миссией ”, — “противоядием” тяги к религиям это не становиться. Даже если брать в расчет генетическую тягу к Богу, откуда она взялась в чистом сознании?

Душа, и где она находится

Душа — это бессмертная субстанция, не осязаемая и не измеряемая с помощью материальных мерок. Нечто соединяющее дух и тело, индивидуальное, идентифицирующее человека как личность. Людей похожих внешне много, братья и сестры близнецы бывают просто копиями друг друга, “двойников”, не имеющих кровного родства, тоже достаточно. Но внутренним духовным наполнением эти люди всегда будут различаться, и это касается не уровня, качества и масштаба мыслей, желаний, а прежде всего способностей, граней, особенностей, потенциала личности. Душа — нечто, сопровождающее нас на земле, оживляющее смертную оболочку.

Большинство людей уверены, что душа находится в сердце, или где-то в области солнечного сплетения, есть мнения, что она в голове, мозге. Ученые же в ходе ряда экспериментов установили, что при убиении с помощью тока животных на мясокомбинате некая эфирная субстанция выходит в момент прекращения жизни именно из верхней части головы (черепа). Душу измеряли: в ходе проведенных в начале 20-го века американским медиком Дунканом МакДугаллом экспериментов был установлен вес души — 21 грамм . Примерно такую массу теряли 6 пациентов в момент смерти, что доктор смог зафиксировать с помощью сверхчувствительных кровати-весов, на которых лежали умирающие. Однако позже проведенные другими медиками опыты установили, что сходную массу тела человек теряет и при погружении в сон.

Смерть — просто долгий (вечный) сон?

Библия гласит, что душа находится в крови . Во времена Ветхого Завета, да и доныне, христианам запрещалось пить и употреблять в пищу в обработанном виде кровь животных.

“Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится” (Ветхий завет, Книга Левит 17:14)

“…а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так” (Книга Бытие 1:30)

То есть, у живности есть душа, но они лишены возможности мыслить, принимать решения, у них отсутствует высокоорганизованная психическая деятельность. Если любая душа бессмертна, то и звери будут в духовном воплощении в загробном мире. Однако в том же Ветхом Завете говорится о том, что ранее все животные просто прекращали свое существование после физической смерти, без иного своего продолжения. Утверждалась основная цель их жизни: быть съеденными; рожденные на “уловление и истребление”. Также ставилась под сомнение и бессмертность души человека.

“Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?” (Екклесиаст 3:18-21)

Но надежда для христиан на то, что зверушки в одной из своих ипостасей нетленны сохраняется, ведь в Новом Завете, в частности в Откровении Иоанна Богослова, есть строки о том, что в Царстве Небесном будет много животных.

В Новом Завете говорится о том, что принятие жертвы Христа дарует жизнь всем людям, желающим спасение. Те же, кто не принимают этого, согласно Библии, не имеют Жизни Вечной. Означает ли это, что они пойдут в Ад или что зависнут где-то в состоянии “духовного инвалида” — неизвестно. В буддистских учений реинкарнация подразумевает, что душа, ранее принадлежавшая человеку, его сопровождавшая, может в следующей жизни поселиться в животном. Да и сам человек в Буддизме занимает двоякую позицию, то есть, вроде и не “прессуется” как в Христианстве, но и не является Венцом Творения, господином над всеми живущими.

А находится где-то между низшими сущностями, “бесами” да другой нечистью и высшими, просветленными Буддами. Его путь и последующее перевоплощение зависят от степени просветления в сегодняшней жизни. Астрологи говорят о существовании семи тел человека, а не только души, духа и тела. Эфирное, астральное, ментальное, каузальное, будхиальное, атманическое и, естественно, физическое . По мнению эзотериков шесть тел входят в состав души, по мнению же отдельных эзотериков — сопровождают душу на земных путях.

Учений, трактатов и доктрин, по-своему истолковывающих суть бытия, жизни и смерти множество. И, конечно, не все истинны, истина, она как говорится, одна. Запутаться в дебрях чужих мировоззрении легко, важно все-таки придерживаться выбранной однажды позиции. Потому что если бы все было просто и мы знали ответ о том, что там, на другом конце жизни, не было бы столько догадок, и как следствие глобальных, кардинально различающихся между собой версий.

Христианство выделяет дух, душу и тело человека:

“В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти”. (Иов 12:10)

Причем, сомнений в том, что дух и душа — разные явления не остается, только в чем их разница? Дух (упоминается о его наличии и у животных) ли уходит после смерти в иной мир или душа? И если уходит дух, что происходит с душой?

Прекращение жизни и клиническая смерть

Врачи выделяют биологическую, клиническую и окончательную смерть. Биологическая смерть подразумевает остановку сердечной деятельности, дыхания, кровообращения, угнетение с последующим прекращением рефлексов центральной нервной системы. Окончательная — все перечисленные признаки биологической смерти, включая смерть мозга. Клиническая же смерть предшествует биологической смерти, является обратимым переходным от жизни к смерти состоянием.

После остановки дыхания и сердцебиения, при проведении реанимационных мероприятий, вернуть человека к жизни без тяжелого ущерба для здоровья возможно лишь в первые несколько минут: максимум до 5 минут, чаще в течение 2-3 минут после прекращения пульса .

Описаны случаи благополучного возвращения и после 10 минут пребывания в клинической смерти. Реанимация проводится в течение 30 минут после остановки сердца, дыхания или потери сознания при отсутствии обстоятельств, делающих возобновление жизни невозможным. Иногда для развития необратимых изменений мозга достаточно 3-х минут. В случаях гибели человека в условиях пониженной температуры, когда метаболизм замедлен, интервал благополучного “возврата” к жизни увеличивается, и может достигать 2 часа после остановки сердца. Несмотря на прочное мнение, основанное на врачебной практике, что после 8 минут без сердцебиения и дыхания пациента маловероятно вернуть к жизни без тяжелых последствий для его здоровья в будущем, сердца начинают биться, люди оживают. И встречают дальнейшую жизнь без серьезных нарушений функций и систем организма. Иногда 31-я минута реанимации оказывается решающей. Тем не менее, большинство людей, переживших длительную клиническую смерть, редко возвращаются к прежней полноте существования, некоторые переходят в вегетативное состояние.

Бывали случаи, когда врачи ошибочно фиксировали биологическую смерть, а пациент позже приходил в себя, пугая работников морга более чем все фильмы ужасов, которые они когда-либо смотрели. Летаргические сны, снижение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем при угнетении сознания и рефлексов, но сохранении жизни — реальность, и возможно спутать мнимую смерть с истинной.

И вот все-таки парадокс: если душа находится в крови, как гласит Библии, то где она у человека, находящегося в вегетативном состоянии или в “запредельной коме”? Которому с помощью аппаратов искусственно поддерживают жизнь, но врачами уже давно констатированы необратимые изменения мозга или гибель мозга? В то же время отрицать факт того, что при остановившемся кровообращении жизнь прекращается — нелепо.

Увидеть Бога и не умереть

Так что же видели они, люди, пережившие клиническую смерть? Свидетельств масса. Кто-то говорит о том, что пред ним в красках предстали Ад и Рай, кто-то видел ангелов, демонов, умерших родственников, общался с ними. Кто-то путешествовал, летая словно птица, по всей земле, не чувствуя ни голода, ни боли, ни себя прежнего. Перед другим за мгновение проносится вся его жизнь в картинках, иной видит себя, врачей со стороны.

Но в большинстве описаний присутствует знаменитый загадочно-смертельный образ света в конце тоннеля. Видение света в конце тоннеля объясняется несколькими теориями. По мнению психолога Пайэлла Уотсона, это прообраз прохождения через родовые пути, человек во время смерти вспоминает свое рождение. По мнению российского врача-реаниматолога Николая Губина — проявления токсического психоза .

В ходе проведенного американскими учеными эксперимента с лабораторными мышами было установлено, что и зверушки при переживании клинической смерти видят тот самый тоннель со светом в конце. И причина куда банальнее, чем приближение озаряющего темноту загробного мира. Мозг в первые минуты после прекращения сердцебиения и дыхания производит мощные импульсы, которые и принимаются умирающими как выше описанный образ. Причем активность мозга в эти самые мгновения невероятно высокая, что и способствует появлению ярких видений, галлюцинаций.

Появление картинок из прошлого связано с тем, что первыми начинают угасать новые структуры мозга, затем старые, при возобновлении жизнедеятельности мозга процесс происходит в обратном порядке: сначала начинают функционировать старые, затем новые участки коры головного мозга. Что обуславливает “всплывание” в появляющемся сознании самых значимых картинок прошлого, затем настоящего. Не хочется верить, что все так просто, правда ведь? Очень желается, чтобы все было запутано на мистике, замешано на самых причудливых предположениях, показано в ярких красках, с чувствами, зрелищами, трюками.

В обычную смерть без тайны, без продолжения отказывается верить сознание многих людей . И разве можно на самом деле согласиться с тем, что тебя когда-то не станет совсем? И не будет вечности, или хоть какого-нибудь продолжения… Когда вглядываешься внутрь себя, иногда самое ужасное ощущать безысходность положения, конечность бытия, неизвестность, не знать, что дальше и шагать в пропасть с завязанными глазами.

“Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все — как будто бы под небом И не было меня!” М. Цветаева “Монолог”

Лирика может быть бесконечной, поскольку смерть самая большая загадка, всем, кто бы как не уходил от размышлений на эту тему, предстоит пережить все на своем опыте. Если бы картина была однозначна, очевидна и прозрачна — нас давно убедили бы тысячи открытий ученых, полученные в результате экспериментов ошеломляющие результаты, версии различных учений об абсолютной смертности тела и души. Но никому со стопроцентной точностью не удалось установить и доказать, что нас ждет на другом конце жизни. Христиане ждут Рая, буддисты реинкарнации, эзотерики полета в астрал, туристы продолжения путешествий и т.д.

Но признавать существование Бога — разумно, поскольку многие, при жизни отрицавшие высшую справедливость на Том Свете, перед смертью часто каются в своей горячности. Вспоминают о Том, кого так часто лишали места в своем душевном храме.

Видели ли пережившие клиническую смерть Бога? Если Вы когда-то слышали или услышите о том, что кто-то в состоянии клинической смерти видел Бога — сильно сомневайтесь.

Во-первых, Бог не будет встречать у “ворот”, он не швейцар… На суд Божий предстанут все уже во время Апокалипсиса, то есть для большинства — после стадии трупного окоченения. К тому времени вернуться и рассказать о Том Свете уже вряд ли кто-то сможет. “Увидеть Бога” — вообще приключение не для слабонервных. В Ветхом Завете (во Второзаконии) есть слова о том, что еще никто не видел Бога и оставался живым. Бог говорил к Моисею и народу на Хориве из среды огня, не являя образа, и даже к Богу в скрытом виде люди боялись подойти близко.

Также в Библии утверждается о том, что Бог есть дух, а дух нематериален, соответственно, увидеть его как друг друга мы не можем. Хотя чудеса, совершаемые Христом во времена Его пребывания на земле во плоти, говорили об обратном: можно вернуться в мир живых уже во время или после похорон. Вспомним воскресшего Лазаря, который был оживлен на 4-й день, когда уже начало смердеть. И его свидетельство об ином мире. Но христианству больше 2000 лет, за это время разве много нашлось людей (не считая верующих), прочитавших строки о Лазаре в Новом Завете, и уверовавших на основание этого в Бога? Так и тысячи свидетельств, чудес для тех, кто заранее убежден в обратном — могут быть бессмысленны, напрасны.

Иногда, чтобы поверить — нужно увидеть все самому. Но даже личный опыт имеет свойство забываться. Есть момент замены действительного желаемым, излишней впечатлительности — когда люди сильно хотят увидеть что-то, при жизни часто и много рисуют себе это в уме, а во время и после клинической смерти на основании ощущений дорисовывают впечатления. По статистике большинство людей, увидевших после остановки сердца нечто грандиозное, Ад, Рай, Бога, демонов и т.д. — были психически неуравновешенны. Врачи-реаниматологи, наблюдавшие не раз состояния клинических смертей, спасавшие людей, говорят о том, что в подавляющем количестве случаев пациенты не видели ничего.

Так получилось, что и автор этих строк побывала однажды на Том Свете. Мне было 18 лет. Относительно легкая операция обернулась по причине передозировки наркоза врачами чуть ли не реальной смертью. Свет в конце тоннеля, тоннель похожий на нескончаемый больничный коридор. Как раз за пару дней до того, как оказаться в больнице я размышляла о смерти. Думала о том, что у человека должно быть движение, присутствовать цель развития, в конце концов, семья, дети, карьера, учеба, и все это должно быть любимо им. Но как-то столько “депрессухи” было вокруг на тот момент, что мне показалось будто все тщетно, жизнь бессмысленна, и, может, неплохо уйти пока эта “мука” еще не началась в полной мере. Я имею ввиду не суицидальные мысли, а скорее страх перед неизвестностью и будущим. Сложные семейные обстоятельства, работа и учеба.

И вот полет в небытие. Уже после этого тоннеля — а после тоннеля я просто увидела девушку, в лицо которой смотрит врач, закрывает покрывалом, надевает бирку на палец ноги — я слышу вопрос. И этот вопрос, пожалуй, единственное, чему я никак не могла найти объяснение, откуда, кто его задавал. “Хотела уйти. Пойдешь?” А я как будто слушаю, но не слышу никого, ни голос, ни то, что происходит вокруг, я в шоке от того, что смерть-то существует. Весь период, пока наблюдала все и потом, после возвращения сознания, повторяла один и тот же вопрос, свой, “Так что, смерть — это реальность? Я могу умереть? Я умерла? И я сейчас увижу Бога?”.

Сначала видела со стороны врачей, себя, но не в точных видах, а размыто и хаотично, вперемешку с другими образами. Совершенно не понимала, что спасают меня. Чем больше производили манипуляций, тем больше мне казалось, что спасают кого-то другого. Слышала названия лекарств, разговоры врачей, крики, и, будто лениво зевая, решила тоже подбодрить спасаемого, стала говорить в унисон паникерам “Дыши, открывай глаза. Приди в себя и т.д.”. Искренне переживала за него. Вертелась вокруг всей толпы, потом словно увидела все что будет дальше: тоннель, морг с биркой, какие-то санитары взвешивают мои грехи на советских весах…

Становлюсь каким-то маленьким рисовым зернышком (именно такие ассоциации у меня возникают при воспоминаниях). Мыслей нет, только ощущения, и звали меня совсем не так, как звали мама с папой, имя вообще было временным земным номером. И казалось, что я побыла живой всего тысячную долю от вечности, в которую иду. Но я не ощущала себя человеком, какой-то маленькой субстанцией, уж не знаю, духом или душой, все понимаю, но никак не могу среагировать. Не понимаю, как прежде, а осознаю новую реальность, только привыкнуть не могу, было сильно не по себе. Моя жизнь казалась искрой, горевшей секунду, потухшей быстро и незаметно.

Было ощущение, что впереди экзамен (не суд, а какой-то отбор), к которому я не готовилась, но и предъявлять мне ничего серьезного не буду, я ни зла, ни добра не сотворила в стоящей мере. Но будто застыла в моменте смерти, и невозможно что-то изменить, как-то повлиять на судьбу. Не было ни боли, ни сожалений, но преследовало ощущение дискомфорта и смятения от того, как же я такая маленькая, размером с зернышко, буду жить. Без мыслей, их не было, все на уровне чувств. После нахождения в комнате (так понимаю, морге), где я долго пребывала около тела с биркой на пальце и не могла покинуть это место, я начинаю искать выход, потому что хочу лететь дальше, здесь скучно и меня здесь больше нет. Вылетаю через окно и лечу к свету, со скоростью, вдруг вспышка, сродни взрыву. Все очень ярко. Видимо в этот момент наступает возврат обратно.

Промежуток тишины и пустоты, и опять комната с врачами, манипуляции со мной, но будто с кем-то другим. Последним помню невероятно сильную боль и резь в глазах от того, что светят фонарем. А боль во всем теле адская, я опять влажу в себя земную, и как-то неправильно, ноги, кажется, в руки запихала. Было ощущение, что я корова, что квадратная, что из пластилина, очень не хотелось назад, но запихали. Я уже почти смирилась с тем, что ушла, а тут опять обратно надо. Влезла. Больно было еще долго, началась истерика от увиденного, но не говорить, ни даже объяснить причину рева никому не могла. В течение дальнейшей жизни я переносила еще раз наркоз в несколько часов, все достаточно благополучно, не считая озноба после. Никаких видений не было. С момента моего “полета” прошло десятилетие, и много, конечно, случилось в жизни с тех пор. И я довольно редко кому-то рассказывала о том давнем событии, но когда все-таки делилась, большинство слушающих очень волновал ответ на вопрос “так увидела я Бога или нет?”. И хотя я сто раз повторяла, что не видела Бога, меня, бывало, переспрашивали еще раз и с подковыркой: “А Ад или Рай?”. Не видела… Это не значит, что их нет, это значит, что я их не видела.

Вернемся к статье, точнее закончим ее. Кстати, прочитанная мной уже после клинической смерти повесть В. Зазубрина “Щепка” оставила серьезный отпечаток на отношении к жизни в целом. Может, рассказ и депрессивный, слишком реалистичный и кровавый, однако именно так мне и казалось: жизнь — щепка…

Но сквозь все революции, расстрелы, войны, смерти, болезни виделось то, что вечно: душа. А на тот свет попасть не страшно, страшно попасть и не мочь ничего изменить, осознавая при этом то, что испытание не прошел. Но жить стоит, однозначно, как минимум для того, чтобы сдавать экзамены…

А Вы для чего живете?..

Загробную жизнь описывают, как прави­ло, в привычных для нас земных образах. Если воспринимать эти образы буквально, реально существующими, то в большинстве случаев это может вызвать недоумение. Как же иначе, ведь описываю яблоневые сады, дома и города, восход и заход солнца.

Бети Мальц на протяжении 28-и мин. была . О своих виде­ниях, своем посмертном опыте она опублико­вала не только интервью в газетах, но и выпустила книгу. Она описала, как она моментально оказалась “идущей вверх по прелестному зеленому холму… Я шла по траве такого ярко зеленого цвета, какой мне никогда не доводилось видеть”. Она писала о том, что ее сопровождала другая “высокая мужская фигура в широких одеждах”. “Мне подумалось, не ангел ли это… Слева от меня рос­ли разноцветные цветы. Также деревья, кус­ты… Мы вышли к великолепному серебрис­тому сооружению. Оно походило на дво­рец, но без башен. Когда мы шли к нему, я слышала голоса. Они были мелодичны, гар­моничны, сливались в хор, и я слышала сло­ва “Иисус”…


Ангел шагнул вперед и ладо­нью прикоснулся к воротам, которых вначале было я и не увидела. Ворота в высоту до четырех метров были из цельного жемчужно­го листа”. После того, как ворота открылись, “я увидала внутри то, что представлялось улицей золотого цвета с перекрытием из стекла и воды. Появив­шийся желтый цвет был слепящим. Невозможно описать его. Я никого не видела, но ощущала чье-то присутствие. Неожиданно я осознала, что этот свет был Иисус”. Бети Мальц получила приглашение пройти в ворота, но она тут вспомнила об отце, который мо­лился о ней, о том, чтобы она ожила. Тем временем ворота за­крылись, и она вернулась вниз по холму. Интересно, что при этом она заметила солнце, которое восходило над стеной. Со временем этот удивительный восход солнца превратился в реальный восход солнца над ее городом, в больнице которого она вновь возвратилась к жизни.

В книге Джон Майерс “Голоса на краю вечности” (1973 год) описывается посмертный опыт женщины, которая после того как умерла пришла в обильно залитое светом место. Свет изливался из “окна на небо”. Она вспоминала так: “То, что я видела там, заставило поблекнуть все земные радости. Я зхотела присоединиться к ра­достной толпе детей, которые пели и резвились в яблоневом саду… На деревьях были сразу и благоухающие цветы, и зрелые крас­ные плоды. Когда я сидела там, упиваясь красотой, я постепен­но начала ощущать Присутствие, Присутствие радости, гармо­нии и сочувствия. Сердце мое рвалось к тому, чтобы стать час­тью этой красоты”.

В книге “Возвращение из завтра” говорится о “по­смертном” опыте врача из Вирджинии Джорджа Ричи. В книге описывается, как Ричи возвратился в малень­кую комнату, где лежало его тело, и только после этого осознал, что он мертв, и при этом комната обильно наполнилась светом, который он ощущал как присутствие Христа, “присутствие настолько утешительное, настолько радостное и всепоглощающее, что я захотел навсегда целиком погрузиться в его созерцание”.

Потом он уви­дел три видения. Первые два, казалось, имели отношение к “совсем иному миру, занимающему то же пространство, что и наша Зем­ля, и тоже имеющему много земных черт - улицы и сельская местность, университеты, библиотеки, лаборатории. От другого же мира я имел лишь мимолетное впечатление. Теперь ка­залось, мы уже больше не на Земле, но невероятно далеко, вне вся­кой связи с ней. И тут, все еще на большом расстоянии, я уви­дал город - но город, если такое можно помыслить, построен­ный из света, где стены, дома, улицы, казалось, излучают свет, а вдоль них двигались настолько же ослепительные яркие существа, как и Некто, стоящий рядом со мной. Это было только мгновенное видение, потому как в следующий момент стены маленькой комнаты со­мкнулись надо мной, ослепительный свет померк, и странный сон овладел мной”.

Имеет смысл привести здесь и некоторые описания загроб­ного мира, которые привел Эмануил Сведенборг (1688-1772 г.г.). Он является автором 150 научных трудов, многие из которых по своей значимости и новизне опережали свое вре­мя. Таким, к примеру, был его анатомический четырехтомный трактат “Мозг”.

Когда Сведенборгу исполнилось 56 лет, он начал видеть ви­дения. В следующие 25 лет своей жизни он написал огромное число религиозных произведений. В них он описывает Небо, ад, ангелов, духов. Все основывалось на собственном опыте авто­ра. Отношение к Сведенборгу в этот второй период его жизни было разным. Одни принимали его за почти что сумасшедшего, а другие считали - божеством. Интересно, что его современник выдаю­щийся немецкий философ Иммануил Кант относился к Сведенборгу весьма серьезно и верил в его “ясновидения”. Кстати, ясновидения Сведенборга были известны, как пишут, всей Европе. Американ­ский философ Р.Эмерсон в своей книге “Избранники человече­ства” назвал Сведенборга “одним из гигантов литературы, ко­торого не измерят целые колледжи заурядных ученых”.

И в наши дни видения Сведенборга анализируют ученые, занимающиеся проблемой . Они полагают, что яснови­дение его не ограничено доктрианальным христианством, пото­му очень любопытно, т.к. более объективно. Серафим Роуз писал, что “мало может быть сомнений относительно того, что Сведенборг был в действительности в контакте с духами и что он получил от них свое “откровение”.

Наследие Сведенборга довольно большое: это 2 300 страниц “Духовного дневника” и “Дневника сновидений”. Как он опи­сал ? Воспользуемся текстом Серафима Роуза: “Его описания невидимых сфер разочаровывающе при­землены: в общем же они согласуются с описаниями, которые возможно найти в большей части оккультной литературы. Когда человек умирает, то, по рассказу Сведенборга, он входит в “мир духов”, который находится на полпути между Небесами и адом.

Этот мир, хоть он духовный и нематериальный, до такой степени похож на материальную реальность, что вначале человек не осознает, что он умер, его “тело” и чувства такого же типа, как и на земле. В момент смерти наблюдается видение света - чего-то яркого и туманного, и имеет место “пересмотр” собственной жизни, ее добрых и дурных дел. Он встречается с друзьями и знакомыми из этого мира и какое-то время продолжает существование, очень сходное с земным с тем только исключением, что все намного боль­ше “обращено внутрь”: человека привлекают те вещи и люди, которых он любил, а реальность определяется мыслью - стоит лишь подумать о любимом, и это лицо появляется как по вызо­ву. Как только человек привыкает к пребыванию в мире духов, его друзья рассказывают ему , и его отводят в разные города, сады и парки.

В этом промежуточном “мире духов” человек в ходе обуче­ния, которое длится где-то от нескольких дней до года, “приготавли­вается” для Неба. Но само “Небо”, как его описывает Сведенборг, не слишком отличается от “мира духов”, и оба очень схо­жи с землей. Там есть внутренние дворы и залы, как на земле, парки и сады, дома и спальни “ангелов”, и масса перемен платья для них. Там есть “правительство и законы, и суды - все, ко­нечно, более “духовно”, чем на земле. Там есть церковные зда­ния и службы, и духовенство говорит там проповеди и смущает­ся, если кто-то из прихожан не согласен с ними. Там есть браки, школы, обучение и воспитание детей, общественная жизнь, ко­роче, почти все то, что встречается на земле, что может стать “духовным”. Сам Сведенборг разговаривал на Небе со многими “ан­гелами” (все они, как он считал, были ), а также со странными обитателями Меркурия, Юпитера и других пла­нет, он спорил на небе с Мартином Лютером и обратил его в свою веру, но не смог разубедить Кальвина в его вере в “предоп­ределение”. тоже напоминает какое-то место на земле, его обитатели характеризуются эгоизмом и дурными по­ступками”.

Как видим, здесь все тривиально и банально, говоря слова­ми Юнга. Но “за этой тривиальностью стоит философия реаль­ности потустороннего мира, которая находит отклик в совре­менных исследованиях” (С.Роуз).

Из всех сообщений о встречах с привидениями наибольшую значимость имеют рассказы, повествующие о диалогах с выходцами из замогильной тьмы. Только в таких сообщениях содержатся крохотные крупицы информации о загробной цивилизации

К сожалению, сообщения привидений на сей счет полны темноты и туманных недомолвок. Читая откровения призраков, понимаешь, что разговаривающие привидения всячески увиливают от прямых ответов на задаваемые им вопросы, уклоняются от серьезного осмысленного обсуждения темы посмертного бытия.

«Я жив, хотя и умер»

В конце прошлого века умер молодой служитель церкви Николай Семенович Веселов. Его друг протоиерей Соколов, пребывавший в тот момент в другом городе, ничего не знал о смерти Веселова. Но вот вдруг приснился ему необычайно яркий сон. Оказался протоиерей Соколов в том сне на херсонском кладбище возле памятника, в котором образовалось от вывалившихся камней широкое отверстие.

«Из любопытства я влез через отверстие вовнутрь памятника, - вспоминает детали своего сна Соколов. - Блеснул свет... Я вышел и очутился в прекрасном саду. На одной из аллей сада вдруг идет навстречу мне Веселов.

Николай Семенович, какими судьбами? - воскликнул я.

Я умер, и вот видишь... - ответил тот.

Лицо его сияло, глаза блестели. Я бросился к нему, чтобы поцеловать его, но он отскочил назад и, отстраняясь от меня руками, сказал:

Я умер. Не приближайся.

Веселов прошел мимо меня. Я пошел рядом с ним, не дотрагиваясь до него.

Я жив, хотя и умер. Умер и жив - все равно, - сказал он».

Вскоре протоиерей Соколов получил известие о смерти Веселова.

Какую информацию можно вычленить как важную из этого «контактного сна»? Да самую незатейливую. Дух умершего человека сообщает: «Я жив, хотя и умер. Умер и жив - все равно». Тем самым дух просто лишь подтверждает факт наличия в природе посмертной реальности.

Или - еще одна «контактная история», случившаяся тоже в минувшем веке:

«В один из дней я сидел в своем кабинете в полном сознании, не имеющем ничего общего со сном или дремотой. Внезапно в одном из углов комнаты стало светлеть. В появившемся свете я стал замечать фигуру человека. Это был монах

Я задрожал от страха. Фигура приблизилась ко мне, и я услышал голос:

Что ты дрожишь? Боишься? Я твой родственник - Московский митрополит Филарет. Из всех моих близких-родных ты один остался в живых, и лишь ты можешь мне помочь восстановить могилу моей матери. Эта могила сейчас совсем срыта. Плита с нее и крест хранятся около храма при кладбище. Цела и дощечка с надписью. Ты должен пойти к настоятелю церкви при кладбище и добиться того, чтобы на могиле все было восстановлено.

Я был в большом волнении, мысли путались, и я начал расспрашивать митрополита, где в храме хранятся плита и крест. Митрополит точно указал мне место, где их найти. После нашей беседы фигура митрополита как бы растаяла.

Настоятель церкви при кладбище отнесся скептически к моему видению и категорически отказался что-либо предпринимать по восстановлению могилы.

Спустя немного времени мне снова явился митрополит Филарет и настаивал на том, чтобы я выполнил его просьбу. Он сказал, что придет ко мне еще раз, но уже перед самой моей смертью.

Я буду твоим проводником в тот мир, когда ты умрешь, - сказал мне между прочим митрополит.

После второго посещения призрака мне удалось подать через настоятеля Троице-Сергиевой лавры соответствующую записку патриарху. В результате распоряжения патриарха могила матери митрополита Филарета была полностью восстановлена. И крест, и надгробная плита были найдены точно в том месте, где указывал митрополит...»

Что можем мы узнать из этой истории о загробной цивилизации? Опять-таки почти ничего за исключением единственного фактика. Оказывается, на тот свет можно попасть, по всей видимости, только с помощью проводника. И дух покойного митрополита Филарета обещает своему родственнику выступить в роли проводника для его души, когда тот умрет.

«Ад разрушен»

А вот история, куда более интересная. В ней содержится кое-какая информация о загробной цивилизации - не знаю уж, достоверная или нет. Происшествие случилось опять-таки в прошлом веке.

Рассказывает архимандрит Антоний, наместник Троице-Сергиевой лавры:

«Монах Иона имел сына Коему, жившего в послушниках в Чудове монастыре и в пост умершего... В пятницу, на Лазареву субботу, около полуночи отец умершего встал поправить лампадку, очень нагоревшую. Хочет ложиться опять в постель и видит, что дверь отворяется и в комнату входит сын в белой рубашке, а за ним два маленьких мальчика, прекрасно одетые.

Отец, испугавшись, говорит:

Косма, зачем ты пришел? Не тронь меня. Я боюсь тебя.

Не бойся, батюшка. Я ничего тебе не сделаю...

Отец тогда спрашивает:

Каково тебе, Косма, там?

Сын говорит:

Слава Богу, батюшка, мне хорошо.

Отец спрашивает:

Чай, муки-то там какие?

Сын говорит:

Ад разрушен. - Но затем, тяжело вздохнув, прибавил: - Только там река огненная, и редкий кто минует ее. А сколько в ней народу! Ужас как много!

Отец хотел еще спросить о реке, но сын встал и поспешно сказал:

Прости, батюшка, мне нужно навестить старца.

А какого старца - не объяснил. И пошел вместе с мальчиками вон из кельи. Это было просто наяву!»

Информация, сообщенная призраком Космы, носит, прямо скажу, сенсационный характер: «Ад разрушен» И - далее: «Только там река огненная, и редкий кто минует ее. А сколько в ней народу! Ужас как много!» Само собой, достоверность информации пребывает под большим, даже очень большим знаком вопроса.

«Для ангелов мы чужды»

Рассказывает другой контактер с призраком покойного, Ярославский архиепископ Нил:

«В 1871 году А. Я., состоявший в нашем певческом хоре, прожил не более двадцати четырех лет и умер от холеры. Через десять дней после смерти явился он мне во сне. На нем был знакомый мне сюртук, только почему-то удлиненный до пят.

Я обратился к А. Я. с вопросом:

Где находишься ты, отшедши от нас?

Как бы в заключенном замке.

Имеете ли вы какое-либо сближение с ангелами?

Для ангелов мы чужды.

А к Богу имеете ли какое отношение?

Об этом после когда-нибудь скажу.

Кто с тобою?

Всякий сброд.

Имеете ли вы какое развлечение?

Никакого. У нас даже звуки не слышатся никогда, ибо духи не говорят между собою.

А пища какая-либо есть у духов?

Ни-ни... - Звуки эти были произнесены с явным неудовольствием и, конечно, по причине неуместности вопроса.

Ты же как чувствуешь себя?

Я тоскую...

Нужно ли испрашивать у кого-либо дозволения на отлучку?

Ответ заключался в одном слове: «Да». И слово это было произнесено протяжно, уныло и как бы по принуждению».

Что в итоге?

Итак, душа человека, угодившая на тот свет, попадает там в нечто вроде «карантинной зоны», «как бы заключенного замка». Находясь там, она пребывает пока «для ангелов чуждой». Вместе с ней в «предбаннике» посмертного бытия обретается «всякий сброд» людской. В «карантинной зоне» отсутствуют какие-либо развлечения.

Духи не питаются никакой материальной пищей. Между собой они общаются не на акустическом уровне, а, вероятно, на телепатическом. И - последнее: они «тоскуют» в той зоне. Кроме того, нужно испрашивать у некоего «стража» или «начальника» разрешение на кратковременную отлучку из «предбанника» в мир живых людей.

Все это навевает некоторое уныние. Загробная цивилизация определенно существует в природе. Вспомните слова духа Веселова: «Я жив, хотя и умер. Умер и жив - все равно». Однако попасть на просторы той цивилизации можно только, наверное, с помощью некоего проводника или, пользуясь более откровенной терминологией, с помощью строгого охранника-сопроводителя.

На том свете ходят слухи, что «ад разрушен». Но попутно сообщается и другое: знаменитая огненная река, упоминаемая почти во всех религиях мира, осталась между тем на своем прежнем законном месте. И очень многие люди якобы не смогли пересечь ее огненный барьер. А те, кто умудрился как-то пересечь его, попадали с ходу в «карантинную зону», где томились от скуки и безделья в ожидания решения их участи.

Вот и все. Больше нам ничего не известно о загробной цивилизации. В сообщениях о ней слабым пунктиром обозначены лишь подступы к ее порогу. Причем вполне можно допустить, что все подряд описания этих подступов являются не более чем хорошо продуманной дезинформацией сугубо запугивающего свойства. Мы не располагаем никакой возможностью проверить достоверность сообщаемого.

Если мы издали посмотрим на историю человечества, то заметим: в каждую эпоху существовали свои запреты. И зачастую вокруг этих запретов формировались целые пласты культуры.

Запрет языческих правителей Европы христианства обернулась невероятной популярностью учения Иисуса Христа, которое постепенно уничтожило язычество как верование.

Теории о центральном положении солнца и круглой земле появились в строгое Средневековье, где полагалось под страхом инквизиции верить только в мнение, высказанное церковью. В 19 столетии были табуированы темы секса - возник фрейдовский психоанализ, захлестнувший умы современников.

Сейчас, в наш век, негласный запрет существует на всё, что связано со смертью. В первую очередь это касается западного общества. По умершим правителям средневековой Монголии соблюдали траур не менее 2 лет. Сейчас же известия о жертвах катастроф забываются буквально на следующий день, скорбь по родственникам длится только у самых их близких потомков. Размышления на эту тему положено делать только в храмах, на время общенациональных трауров, на поминках.

Румынский философ Эмиль Чоран как-то заметил: «Умереть это означает принести неудобства другим». Если человек всерьёз задумывается есть ли жизнь после смерти, то это становится пометкой в блокноте психиатра (изучите на досуге руководство по психиатрии DSM 5).

Возможно, это всё создано из-за боязни мировых правительств слишком умных людей. Тот, кто познал бренность бытия, верит в бессмертие души, перестаёт быть винтиком системы, безропотным потребителем.

Что толку в твоей работе в поте лица ради покупки брендовой шмотки, если смерть помножит всё на ноль? Эти и подобные мысли у граждан не выгодны политикам и транснациональным компаниям. Поэтому-то и негласно поощряется всеобщее вытеснение тем загробной жизни.


Смерть: конец или только начало?

Начнём с того: есть ли жизнь после смерти или нет. Тут можно разобрать два подхода:

  • этой жизни нет, человек со своим разумом просто исчезает. Позиция атеистов;
  • жизнь есть.

В последнем пункте можно разобрать ещё одно разделение мнений. Они все имеют общее верование в существовании души:

  1. душа человека переселяется в нового человека или же в животное, растение и т.п. Так считают индуисты, буддисты и некоторые другие культы.;
  2. душа переходит в конкретные места: рай, ад, нирвана. Это позиция почти всех мировых религий.
  3. душа остаётся в мире , может помогать своим родственникам или наоборот вредить и т.д. (синтоизм).


Клиническая смерть как способ изучения

Очень часто врачи рассказывают удивительные истории , связанные с их пациентами, пережившими клиническую смерть. Это состояние, когда у человека остановилось сердце и он как бы мёртв, но при этом в течение 10 минут с помощью реанимационных мероприятий его можно вернуть к жизни.

Так, эти люди рассказывают о разных предметах, которые они видели в больнице, «летая» по ней.

Одна пациентка заметила забытую туфлю под лестницей, хотя она никак не могла знать о ней, потому что была доставлена без сознания. Каково же было удивление медперсонала, когда на указанном месте действительно лежала одинокая туфля!

Другие, думая что они уже умерли, начинали «идти» к себе домой и видеть происходящее там.

Одна пациентка заметила разбившуюся чашку и новое платье синего цвета у её сестры. Когда женщину удалось оживить, к ней пришла та самая сестра. Она рассказала, что действительно в то время, когда сестра была в состоянии полусмерти, у неё разбилась чашка. И платье было новое, синее…

Жизнь после смерти Исповедь покойника

Кстати! Продлить жизнь и улучшить ее качество вам поможет

Научные доказательства жизни после смерти

До последнего времени (кстати, неспроста. Астрологи говорят о наступившей эпохе управления умами Плутоном, который возбуждает в людях интерес к смерти, тайнам, синтезу науки и метафизики) учёные мужи на вопрос существования жизни после смерти отвечали однозначно отрицательно.

Теперь это казалось бы непоколебимое мнение меняется. В частности, квантовая физика прямо говорит о параллельных мирах, представляющих собой линии. Человек постоянно перемещается по ним и тем самым выбирает судьбу. Смерть означает лишь исчезновение предмета на этой линии, но продолжение на другой. То есть вечная жизнь.

Психотерапевты приводят в пример регрессивный гипноз. Он позволяет заглянуть в прошлое человека, причём и в прошлые жизни.

Так, в США одна американка после сеанса такого гипноза объявила себя воплощением шведской крестьянки. Можно было бы предположить о помутнение рассудка и посмеяться, однако когда женщина начала свободно разговаривать на неизвестном ей доселе древнем шведском диалекте, стало уже не до смеха.

Факты существования потусторонней жизни

Многие сообщают о пришедших к ним умерших людях. Этих историй множество. Скептики говорят, что это всё выдумки. Поэтому обратимся к задокументированным фактам от людей, которые не были склонны к фантазии и помешательствам.

Например, мать Наполеона Бонапарта Летиция сообщила, как нежно любящий её сын, заточённый на острове святой Елены, как-то пришёл к ней в дом и сообщил сегодняшнюю дату и время, а затем растворился. И только через два месяца пришло сообщение о его кончине. Произошла она ровно в то же время, когда он в виде призрака пришёл к матери.

В азиатских странах существует обычай делать пометки на коже мертвеца, чтобы после реинкарнации родственники могли его узнать.

Задокументирован случай о родившемся мальчике , у которого было родимое пятно ровно в том же месте, где была сделана отметина у его родного дедушки, умершего за несколько дней до родов.

По такому же принципу до сих пор ищут будущих тибетских лам - лидеров буддизма. Нынешний Далай-лама Лхамо Тхондруб (14-й по счёту) считается одним и тем же человеком, как и его предшественники. Он ещё в детстве узнавал вещи 13-го Далай-ламы, видел сны из прошлого воплощения и т.д.

Ещё один лама - , сохранился с момента в смерти в 1927 году в нетленном виде. Медицинские эксперты доказали: состав волос мумии, ногтей, кожи имеют прижизненные характеристики. Объяснить это они так и не смогли, однако как факт признали. Сами буддисты говорят об учителе как о перешедшем в нирвану. Вернуться в своё тело он может в любой момент.

Кстати! Помните победителя битвы экстрасенсов Свами Даши? Так вот вы можете заказать у него , который кардинально изменит вашу жизнь к лучшему!

Кстати, существуют и другие подобные мумии, но их местонахождение известно очень узкому кругу лиц.

Нейрофизиолог, академик Наталья Бехтерева, всю жизнь изучавшая мозг, писала, что видела призрак своего мужа после его смерти. Он делился мыслями для своей незаконченной книги. Не доверять учёному с мировым именем трудно.

Заключение

Хотелось бы завершить статью цитатой древнеримского поэта и философа Лукреция.

«Где есть я, там нет смерти. А где есть смерть - там нет меня. Поэтому смерть есть ничто для меня».

Тит Лукреций Кар

Поэтому не стоит бояться темы смерти, загробной жизни. Размышления о ней дисциплинируют ум и не дают ему скатиться в недостойную для человека праздность.

После смерти что нас ждет? Этим вопросом задавался, наверное, каждый из нас. Смерть пугает многих людей. Обычно именно страх заставляет искать ответ на вопрос: "После смерти что нас ждет?" Однако не только он. Люди часто не могут смириться с потерей близких, и это вынуждает их искать доказательства того, что жизнь после смерти есть. Иногда и простое любопытство движет нами в этом вопросе. Так или иначе, жизнь после смерти интересует многих.

Загробная жизнь эллинов

Пожалуй, небытие - самое страшное в смерти. Людей пугает неизвестность, пустота. В этом отношении древние жители Земли были защищеннее нас. Эллин, например, точно знал, что его предстанет перед судом, а затем пройдет через коридор Эребуса (преисподней). В случае если она окажется недостойной, то отправится в Тартар. Если же она хорошо себя зарекомендует, то получит бессмертие и будет находиться на Елисейских полях в блаженстве и радости. Поэтому эллин жил, не ведая страха неопределенности. Однако нашим современникам не так просто. Многие из живущих ныне сомневаются в том, что ждет нас после смерти.

- вот в чем сходятся все религии

Религии и священные писания всех времен и народов мира, разнясь во множестве положений и вопросов, проявляют единодушие в том, что существование людей после смерти продолжается. В Древнем Египте, Греции, Индии, Вавилоне верили в бессмертие души. Поэтому можно говорить о том, что это коллективный опыт человечества. Однако мог ли он появиться случайно? Есть ли в нем какая-то другая основа, кроме желания вечной жизни и От чего же отталкиваются современные отцы церкви, которые не сомневаются в том, что душа бессмертна?

Вы можете сказать, что, конечно, с ними все ясно. История про ад и рай известна всем. Отцы церкви в этом вопросе похожи на эллинов, которые закованы в броню веры и не боятся ничего. Действительно, Священные писания (Новый и Ветхий заветы) для христиан являются главным источником их веры в жизнь после смерти. Подкрепляют ее Послания апостолов и др. Верующие не боятся физической смерти, так как она представляется им всего лишь входом в жизнь иную, в существование вместе с Христом.

Жизнь после смерти с точки зрения христианства

Согласно Библии, земное бытие является приготовлением к будущей жизни. После смерти с душой остается все, что она делала плохого и хорошего. Поэтому с самой смерти физического тела (еще до Суда) для нее начинаются радости или же страдания. Это определяется тем, как жила на земле та или иная душа. Дни поминок после смерти - 3, 9 и 40 день. Почему же именно они? Давайте разберемся.

Сразу после смерти душа покидает тело. В первые 2 дня она, освободившись от его оков, наслаждается свободой. В это время душа может посетить те места на земле, которые были ей особенно дороги при жизни. Однако на 3 день после смерти она оказывается уже в других областях. В христианстве известно откровение, которое дано св. Макарию Александрийскому (умер в 395 году) ангелом. Он сообщил, что когда в церкви в 3 день совершается приношение, душа покойного получает от ангела, стерегущего ее, облегчение в скорби из-за разлучения с телом. Она его получает потому, что совершено приношение и славословие в церкви, отчего в душе появляется благая надежда. Также ангел сообщил, что в течение 2-х дней умершему позволяется ходить по земле вместе с ангелами, находящимися при нем. Если душа любит тело, то иногда скитается возле дома, в котором рассталась с ним, или же около гроба, где оно положено. А душа добродетельная отправляется в места, где творила правду. В третий день она возносится на небеса для того, чтобы поклониться Богу. Затем, после поклонения ему, он показывает ей красоту рая и обители святых. Душа рассматривает все это в течение 6-ти дней, прославляя Создателя. Любуясь всей этой красотой, она изменяется и перестает скорбеть. Однако если душа виновна в каких-либо грехах, то она начинает укорять себя, видя наслаждения святых. Она осознает, что в земной жизни занималась удовлетворением своих похотей и не служила Богу, поэтому не имеет права удостоиться его благости.

После того как в течение 6-ти дней душа рассмотрела все радости праведных, то есть на 9-й день после смерти, она вновь возносится на поклонение Богу ангелами. Именно поэтому церковь в 9-й день совершает службы и приношения за покойного. Бог после вторичного поклонения повелевает теперь уже отправить душу в ад и показать места мучений, находящиеся там. В течение 30-ти дней душа носится по этим местам, трепеща. Она не хочет быть осужденной на пребывание в аду. Что происходит на 40 день после смерти? Душа вновь возносится для того, чтобы поклониться Богу. После этого он определяет место, которого она достойна, согласно ее делам. Таким образом, 40 день - рубеж, окончательно отделяющий жизнь земную от жизни вечной. С религиозной точки зрения это даже более трагическая дата, чем факт физической кончины. 3, 9 и 40 дней после смерти - это время, когда следует особенно активно молиться за усопшего. Молитвы могут помочь его душе в загробном мире.

Возникает вопрос и о том, что происходит с человеком после года смерти. Почему каждый год совершаются поминки? Нужно сказать, что они больше нужны не для покойного, а для нас, чтобы мы помнили умершего человека. Годовщина никак не связана с мытарствами, которые заканчиваются на 40 день. Кстати, если душа отправлена в ад, это еще не значит, что она окончательно погибла. Во время Страшного Суда решается судьба всех людей, в том числе и умерших.

Мнение мусульман, иудаистов и буддистов

Мусульманин также убежден, что его душа после физической гибели перемещается в иной мир. Здесь она ждет судного дня. Буддисты полагают, что она постоянно перерождается, меняя тело. После смерти она вновь воплощается в другом облике - происходит реинкарнация. Иудаизм, пожалуй, говорит о загробной жизни меньше всего. Внеземное существование в книгах Моисея упоминается очень редко. В большинстве своем евреи считают, что и ад, и рай существуют на земле. Однако и они убеждены в том, что жизнь является вечной. Она продолжается после смерти в детях и внуках.

Как считают кришнаиты

И лишь кришнаиты, которые тоже убеждены в обращаются к эмпирическим и логическим аргументам. На помощь им приходят многочисленные сведения о клинических смертях, пережитых разными людьми. Многие из них описывали то, что они поднялись над телами и парили по неведомому свету к тоннелю. также приходит на помощь кришнаитам. Один известный ведический аргумент в пользу того, что душа бессмертна, заключается в том, что мы, живя в теле, наблюдаем за его изменениями. Мы превращаемся через годы из ребенка в старика. Однако сам факт того, что мы способны созерцать эти изменения, свидетельствует о том, что мы существуем вне изменений тела, так как наблюдатель всегда в стороне.

Что говорят врачи

Согласно здравому смыслу, мы не можем узнать, что случается с человеком после смерти. Тем более удивительно то, что целый ряд ученых придерживается другого мнения. Это в первую очередь медики. Врачебная практика многих из них опровергает аксиому о том, что никому не удалось вернуться с того света. Врачи знакомы не понаслышке с сотнями "возвращенцев". Да и многие из вас наверняка хотя бы что-то слышали о клинической смерти.

Сценарий выхода души из тела после клинической смерти

Все происходит обычно по одному сценарию. Во время операции у пациента останавливается сердце. После этого врачи констатируют наступление клинической смерти. Они начинают реанимацию, пытаясь всеми силами запустить сердце. Счет идет на секунды, так как головной мозг и другие жизненно важные органы уже через 5-6 минут начинают страдать от нехватки кислорода (гипоксии), что чревато печальными последствиями.

Тем временем пациент "выходит" из тела, наблюдает какое-то время за собой и действиями медиков сверху, а затем плывет к свету по длинному коридору. А потом, если верить статистике, которую британские ученые собрали за последние 20 лет, около 72 % "умерших" оказываются в раю. Благодать нисходит на них, они видят ангелов или умерших друзей и родственников. Все смеются и ликуют. Однако другие 28 % описывают далеко не радостную картину. Это те, кто после "смерти" оказываются в аду. Поэтому, когда какая-то божественная сущность, появляющаяся чаще всего как сгусток света, сообщает им, что их время еще не наступило, они очень радуются, а затем возвращаются в тело. Врачи откачивают пациента, сердце которого опять начинает биться. Те, кому удалось заглянуть за порог смерти, помнят об этом всю свою жизнь. А многие из них делятся с близкими родственниками и лечащими врачами полученным откровением.

Аргументы скептиков

В 1970 годах начались исследования так называемых околосмертных переживаний. Они продолжаются и по сей день, хотя на этот счет было сломано немало копий. Кто-то разглядел в феномене этих переживаний доказательство вечной жизни, а другие, напротив, и в наши дни стремятся убедить всех в том, что ад и рай, и вообще "тот свет" находятся где-то внутри нас. Это якобы не реальные места, а галлюцинации, возникающие при угасании сознания. Можно согласиться с этим предположением, однако почему тогда эти галлюцинации у всех так похожи? И на этот вопрос скептики дают свой ответ. Они говорят, что мозг лишается обогащенной кислородом крови. Очень быстро при этом выключаются части зрительной доли полушарий, а вот полюса затылочных долей, которые имеют двойную систему кровоснабжения, все еще функционируют. Из-за этого значительно сужается поле зрения. Остается только узкая полоса, которая обеспечивает "трубное", центральное зрение. Это и есть искомый тоннель. Так, по крайней мере, считает Сергей Левицкий, член-корреспондент РАМН.

Случай с зубным протезом

Однако те, кому удалось вернуться с того света, возражают ему. Они детально описывают действия бригады врачей, которые во время остановки сердца "колдовали" над телом. Пациенты рассказывают и о своих родственниках, которые горевали в коридорах. К примеру, один пациент, придя в себя спустя 7 дней после клинической смерти, попросил врачей, чтобы они отдали ему зубной протез, который был вынут во время операции. Доктора не могли вспомнить, куда же в суматохе положили его. И тогда очнувшийся пациент точно назвал место, где находился протез, сообщив при этом, что во время "путешествия" запомнил его. Выходит, что медицина сегодня не имеет неопровержимых доказательств того, что жизни после смерти нет.

Свидетельство Натальи Бехтеревой

На эту проблему есть возможность посмотреть и с другой стороны. Во-первых, можно вспомнить закон сохранения энергии. Кроме того, можно обратиться к тому факту, что энергетическое начало лежит в основе любого вида вещества. Оно имеется и в человеке. Конечно, после смерти тела оно никуда не исчезает. Это начало остается в энергоинформационном поле нашей планеты. Однако имеются и исключения.

В частности, Наталья Бехтерева свидетельствовала о том, ее супруга мозг человека стал загадкой для нее. Дело в том, что призрак мужа начал являться к женщине даже днем. Он давал ей советы, делился мыслями, подсказывал, где можно найти что-то. Заметим, что Бехтерева является ученым с мировым именем. Однако в реальности происходящего она не усомнилась. Наталья говорит, что не знает, было ли это видение продуктом ее собственного сознания, которое оказалось в состоянии стресса, или же чем-то другим. Но женщина утверждает, что знает наверняка - муж ей не померещился, она видела его на самом деле.

"Эффект Соляриса"

Ученые называют появление "призраков" близких или родных, которые умерли, "эффектом Соляриса". Другое название - материализация по методу Лемма. Однако это случается крайне редко. Вероятнее всего, "эффект Соляриса" наблюдается только в случаях, когда у скорбящих имеется довольно большая энергетическая сила для того, чтобы из поля нашей планеты "притянуть" фантом дорогого человека.

Опыт Всеволода Запорожца

Если же сил недостаточно, на помощь приходят медиумы. Именно это и произошло со Всеволодом Запорожцем, ученым-геофизиком. Он был сторонником научного материализма долгие годы. Однако в 70 лет, после смерти супруги, он изменил свое мнение. Ученый не мог смириться с утратой и принялся изучать литературу о духах и спиритизме. В общей сложности он осуществил около 460 сеансов, а также создал книгу "Контуры мироздания", где описал методику, с помощью которой можно доказать реальность существования жизни после смерти. Важнее всего то, что ему удалось связаться с супругой. В загробном мире она молода и прекрасна, как и все другие, живущие там. По мнению Запорожца, объяснение этому простое: мир умерших является продуктом воплощения их желаний. В этом он схож с земным миром и даже лучше него. Обычно души, пребывающие в нем, представлены в красивом обличье и в молодом возрасте. Они ощущают себя вещественными, как и жители Земли. Населяющие загробный мир осознают свою телесность и могут наслаждаться жизнью. Желанием и мыслью отошедшего создается одежда. Любовь в этом мире сохраняется или же обретается вновь. Однако отношения между полами лишены сексуальности, но все же отличаются от обычных дружеских чувств. В этом мире нет деторождения. Не нужно питаться для поддержания жизни, однако некоторые едят ради удовольствия или в силу земной привычки. В основном они употребляют фрукты, которые растут в изобилии и очень красивы. Такая вот интересная история. После смерти, возможно, именно это ожидает нас. Если так, то, кроме собственных желаний, бояться нечего.

Мы рассмотрели самые популярные ответы на вопрос: "После смерти что нас ждет?". Конечно, это в некоторой степени лишь догадки, которые можно принимать на веру. Ведь наука в этом вопросе до сих пор бессильна. Методы, которые она использует сегодня, вряд ли помогут выяснить, после смерти что нас ждет. Вероятно, эта загадка еще долго будет мучить ученых и многих из нас. Однако мы можем констатировать: свидетельств, что жизнь после смерти реальна, существует намного больше, чем доводов скептиков.