Назовите коренные народы западной сибири их занятия. Малые и большие народы сибири. Коренное население Сибири: список народов

Видеоурок «Восточная Сибирь. Население и хозяйство» познакомит вас с коренными народами Восточной Сибири, их бытом и культурой. Кроме того, преподаватель расскажет вам о крупнейших городах Восточно-Сибирского района и их роли в политической и экономической жизни. Из урока вы узнаете об основных отраслях хозяйства Восточной Сибири, географии их размещения по территории района.

Крупнейшие города: Красноярск (1,03 млн. чел.), Иркутск (600 тыс. чел.), Улан-Удэ (412 тыс. чел.).

Хозяйство.

Основные отрасли специализации:

1. цветная металлургия

2. угольная промышленность

3. электроэнергетика

4. химическая промышленность

5. лесная промышленность

6. пушной промысел

Хозяйство Восточно-Сибирского района формируется на основе собственных природных ресурсов. Восточная Сибирь, несмотря на еще недостаточную ее изученность в геологическом отношении, отличается исключительным богатством и широким разнообразием природных ресурсов. Здесь сосредоточена большая часть гидроэнергетических ресурсов и общегеологических запасов угля, находятся уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов (меди, никеля, кобальта, молибдена, ниобия, титана, золота, платины и др.), многих видов нерудного сырья (слюды, асбеста, талька, графита, магнезита, плавикового шпата и др.), открыты крупные запасы нефти и природного газа. Восточной Сибири принадлежит первое место в Российской Федерации по запасам древесины.

Геологические запасы угля достигают 3,7 трлн. т, что составляет более половины угольных ресурсов России и вдвое превышает угольные ресурсы США. Наиболее изученными и освоенными являются Канско-Ачинский, Минусинский и Иркутский угольные бассейны. Пока еще недостаточно разведаны и тем более освоены Таймырский, Тунгусский и Улугхемский бассейны.

Канско-Ачинский угольный бассейн простирается вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на расстояние около 800 км. Общие геологические запасы угля в нем составляют 640 млрд. т. Основные месторождения этого бассейна: Березовское, Ирша-Бородинское, Назаровское, Боготольское, Абанское, Урюпское. Угли - бурые, залегают мощными пластами (до 100 м) и близко к поверхности, что позволяет вести их добычу открытым способом.

Минусинский угольный бассейн обладает геологическими запасами угля 32,5 млрд. т. Он расположен вдоль берегов верхнего течения Енисея и его притока Абакана в Минусинской котловине. Угли - каменные, добычу их можно вести в основном шахтным способом.

Запасы Иркутского угольного бассейна оцениваются в 76,2 млрд. т. Лучшие по качеству каменные угли этого бассейна залегают в Черемховском, Ново-Метелкинском и Азейском месторождениях.

Богатые угольные залежи открыты на территории Тувы. Здесь выделяется Улугхемский бассейн с геологическими запасами около 18 млрд. т. каменного угля, который является хорошим энергетическим топливом и характеризуется небольшим содержанием золы, серы. Однако из-за отсутствия транспортных связей с промышленными центрами Восточной Сибири бассейн имеет пока лишь местное значение. Значительными запасами угля обладает Забайкалье. В Бурятии наиболее крупными месторождениями являются Гусиноозерское, Никольское, Тугунское. Угли - бурые с большим выходом летучих горючих веществ, вследствие чего они при длительном хранении могут самовозгораться. Угли Читинской области большей частью также относятся к бурым. Основные месторождения - Харанорское, Черновское, Тарбагатайское. В Букачачинском месторождении угли каменные.

Тунгусский угольный бассейн занимает большую часть (1 млн. кв. км.) Сибирской платформы между реками Леной и Енисеем. Изучен он пока еще слабо, и в связи с труднодоступностью и удаленностью от промышленных центров не эксплуатируется (ведется лишь добыча угля для нужд Норильска). Однако, по оценкам, геологические запасы угля в Тунгусском бассейне очень велики и составляют около 2299 млрд. т. В северной части полуострова Таймыр расположен Таймырский каменно- угольный бассейн с общими запасами 235 млрд. т. Он еще мало изучен из-за суровых природно-климатических условий и слабого развития транспортной сети. В пределах Красноярского края находится и часть Ленского угольного бассейна - Анабаро-Хатангский угленосный район с залежами бурого угля.

Нефть была обнаружена в 1960-х годах недалеко от Усть-Кута в районе села Марково. В последующие годы ресурсы нефти и природного газа были открыты не только на севере Иркутской области, но и в Эвенкии, Нижне-Ангарском районе Красноярского края, однако промышленная добыча их пока не ведется. Имеются также незначительные запасы горючих сланцев.

По богатствам гидроэнергетических ресурсов Восточная Сибирь занимает в России первое место. Базой для развития электроэнергетики являются угли Канско-Ачинского бассейна и гидропотенциал рек, в первую очередь, Ангары и Енисея. Район обеспечивает более 13% общероссийского производства электроэнергии. Важно и то, что значительная доля энергии производится на ГЭС, а значит, она имеет относительно невысокую себестоимость. На базе дешевой энергии развиваются энергоемкие отрасли.

Главная отрасль специализации Восточной Сибири - цветная металлургия. Здесь производится 1/3 российских цветных металлов. В первую очередь, это алюминий (3/4 российского производства), а также никель и медь. Кроме того, Восточная Сибирь - один из главных золотодобывающих регионов.

Также энергоемко целлюлозно-бумажное производство. В этом производстве используются местные лесные и водные ресурсы. Базовой отраслью формирования хозяйства является электроэнергетика. Основу энергетического хозяйства Восточно-Сибирского района составляют мощные ГЭС - Саяно-Шушенская и Красноярская на Енисее, а также Братская, Усть-Илимская и менее крупная Иркутская - на Ангаре. На базе дешевых бурых углей работают ГРЭС (тепловые станции районного значения) - Назаровская и Березовская.

Рис. 2. Красноярская ГЭС ()

Около ГЭС (источник дешевой электроэнергии) размещается производство алюминия. Главные центры - Красноярск, Братск, Шелехов, Саяногорск. В Норильске представлено производство меди, никеля, кобальта и других редких цветных металлов.

Рис. 3. Металлургический завод в Норильске ()

Единственный в Восточной Сибири нефтеперерабатывающий завод расположен в Ангарске. Важнейшие центры лесной промышленности - Братск, Красноярск, Усть-Илимск, Лесосибирск.

На остепненных участках с плодородными почвами в южной части района выращивается яровая пшеница. На горных пастбищах выпасают полутонкорунных овец.

Национальный состав населения Восточной Сибири относительно однороден. 80% населения составляют русские, начавшие осваивать территорию Сибири с конца XVI века.

Домашнее задание:

П. 58, вопрос 2.

1. Назовите и найдите на карте главные промышленные центры Восточной Сибири.

2. Перечислите народы Восточной Сибири. Назовите крупнейшие города района.

Список литературы

Основная

1. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учебник для общеобраз. уч. / В. П. Дронов, В. Я. Ром. - М.: Дрофа, 2011. - 285 с.

2. География. 9 кл.: атлас. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа; ДИК, 2011 - 56 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2. Этнография: учебник / под ред. Ю. В. Бромлея, Г. Е. Маркова. — М.: Высшая школа, 1982. - С. 320. Глава 10. «Народы Сибири».

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е. А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 112 с.

2. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н. Е. Бургасова, С. В. Банников: учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

3. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В. И. Евдокимов. - М.: Экзамен, 2009. - 109 с.

4. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013. Учебное пособие / В. В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

5. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.

6. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

7. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Экзамен, 2003. - 160 с.

8. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. - 160 с.

Материалы в сети Интернет

Районами, в глубине российской территории, на значительном удалении от развитых Центральных районов.

Развитие района, богатого разнообразным спектром природных ресурсов (уголь, металлические руды, и ) напрямую зависит от сети транспортных артерий. Основные пути - Транссибирская и Байкало-Амурская железные дороги, водный путь по . Природно-климатические условия края суровые (1/4 территории лежит в Заполярье), поэтому освоение его требует больших капиталовложений.

Природные ресурсы Восточной Сибири очень богатые. В Восточной Сибири сосредоточено 70% угольных запасов России. Имеются крупные месторождения руд чёрных и цветных металлов (медь, олово, вольфрам и др.). Много нерудных - асбеста, графита, слюды, солей. Огромны ресурсы Енисея, Ангары; 20% мировой пресной воды содержится в уникальном . Ведущее место занимает Восточная Сибирь и по запасам древесины.

Размещено крайне неравномерно - основная часть сосредоточена на юге вдоль , на остальной территории заселение очаговое - по и в степных межгорных котловинах. Наблюдается дефицит . Степень высокая -72%, крупные города - Красноярск, Иркутск, Братск, Чита, Норильск.

Хозяйство Восточной Сибири . Освоение богатых ресурсов Восточной Сибири затруднено из-за суровых природных условий, отсутствия сети и дефицита трудовых ресурсов. В экономике страны регион выделяется как база производства дешевой электроэнергии.

Восточная Сибирь специализируется на производстве дешевой электроэнергии, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности.

На долю Восточной Сибири приходится 1/4 часть золота, добываемого в России.

На базе использования дешевой энергии, продуктов нефтепереработки, лесопиления, угля, поваренных и калийных солей развита химическая и . В районе производятся: химические волокна, синтетический каучук, глины, резинотехнические изделия, хлоропродукты. Центры - Ачинск и Ангарск. В Красноярске. Братске, Усть-Илимске, Лесосибирске, Байкальске, Селенгинске построены предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. Лес также транспортируется по Енисею, а затем - по Северному морскому пути в другие районы.

Района производит оборудование для горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии (Абакан, Красноярск, Иркутск, Черемхово), комбайны, речные суда, экскаваторы (Красноярск), приборы, станки, электротехническое оборудование.

Агропромышленный комплекс развит, в основном, на юге района. специализируется на зерновом хозяйстве и мясомолочном скотоводстве. В Читинской области, Бурятии и Туве развито овцеводство.

Ведущее место в принадлежит зерновым культурам. Возделываются яровая пшеница, овес, ячмень, кормовые культуры, выращиваются картофель, овощи. На севере разводят оленей. Развиты также охота и рыболовство

Представлена кожевенными (Чита, Улан-Удэ), обувными (Иркутск, Красноярск, Кызыл), меховыми (Красноярск, Чита), текстильными предприятиями и производством шерсти.

Транспорт. Важнейшими путями района являются Транссиб, БАМ, Енисей, а также проходящий у северного побережья Северный морской путь.

Отрасли специализации:

  • Углеэнергетика, использующая бурый уголь, добываемый в Канско-Ачинском бассейне открытым способом. Крупные ТЭС — Назаровская, Читинская, Иркутская.
  • Гидроэнергетика. Самые мощные в России ГЭС построены на Енисее (Саяно-Шушенская, Красноярская, на - Братская, Усть-Илимская).
  • Цветная металлургия представлена энергоемкими отраслями. В Братске, Красноярске, Саяногорске, Шелехово выплавляют алюминий, в Норильске - медь и никель, в Удокане - медь.
  • Химическая, нефте- и лесохимическая промышленность производит разнообразную водо-энергоемкую продукцию - пластмассы, химические волокна, полимеры. Сырьем служат продукты переработки (Ангарск, Усолье Сибирское) и древесины (Красноярск).
  • Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность развита в Иркутской области и Красноярском крае, - здесь производятся самые большие промышленные рубки леса в стране. Крупнейшие комбинаты построены в Братске, Усть-Илимске, Енисейске, Байкальске.

На базе взаимосвязанных производств угле - и гидроэнергетики, цветной металлургии, лесной и , а также в Восточной Сибири сформированы крупные ТПК-Норильский, Канско-Ачинский, Братско-Усть-Илимский, Иркутско-Черемховский.

Будущее Восточной Сибири связано с формированием транспортной сети, новых энергетических ТПК, развитием обрабатывающей промышленности, в том числе современных . Большую тревогу вызывает экологическая обстановка в районах концентрации промышленных производств - Норильске, котловине Байкала, вдоль трассы БАМа.

Население Сибири составляет около 24 млн чел. Крупнейшие города Сибири - Новосибирск 1 млн 390 тыс., Омск 1 млн 131 тыс., Красноярск 936,4 тыс., Барнаул 597 тыс., Иркутск 575,8 тыс., Новокузнецк 562 тыс. чел., Тюмень 538 тыс. чел. Этнически основная часть населения - русские, однако на данной территории проживает много других этнических групп и народностей, такие как Буряты, Долгане, Ненцы, Коми, Хакасы, Чукчи, Эвенки, Якуты и др.

Народы Сибири сильно различались по языку, хозяйственному укладу и социальному развитию. Юкагиры, чукчи, коряки, ительмены, нивхи, а так же азиатские эскимосы находились на наиболее ранней стадии социальной организации. Их развитие шло в направлении патриархально-родовых порядков, и некоторые черты были уже налицо (патриархальная семья, рабство), однако еще сохранились элементы матриархата: не было деления на роды и родовой экзогамии.

Большинство народов Сибири находилось на различных ступенях патриархально-родового строя. Это - эвенки, кузнецкие и чулымские татары, котты, качинцы и др. племена Южной Сибири. Пережитки патриархально- родовых отношений сохранились и у многих племен, вступивших на путь классообразования. Это - якуты, предки бурят, дауры, дючеры, ханты-мансийские племена. Только Сибирские татары, разгромленные Ермаком, имели свою государственность.

Население Восточной Сибири

Общая численность городского населения 71,5%. Наиболее урбанизированы Иркутская обл. и Красноярский край. Сельское население преобладает в автономных округах: в Бурятском Усть-Ордынском округе вообще нет городского населения, в Бурятском Агинском округе его только 32%, а в Эвенкийском - 29% .

Современный миграционный прирост населения ВСЭР отрицательный (-2,5 чел. на 1000 жителей), что обусловливает депопуляцию населения района. Причем отрицательная миграция из Таймырского и Эвенкийского АО на порядок выше средней и создает перспективу полного обезлюдения этих регионов.
Плотность населения в районе чрезвычайно низкая, в четыре раза ниже, чем в среднем по России. В Эвенкийском округе она составляет три человека на 100 км 2 - рекордно низкий уровень в стране. И только на юге - в лесостепной Хакасии плотность населения близка к среднероссийской.

Экономически активное население Восточной Сибири составляло 50%, что близко к среднему показателю по стране. В промышленности было занято около 23% работающего населения, в (в России соответственно 22,4% и 13,3%). Уровень общей безработицы очень высокий (в Республиках Бурятия и Тыва, а также в Читинской обл.

Уровень безработицы в ВСЭР достаточно высок, а в ее составе велик удельный вес скрытой безработицы.
Этнический состав населения Восточной Сибири сформировался в результате многовекового смешения коренного тюркско-монгольского и русского славянского населения при участии небольших малых народов Сибири, в том числе живущих в таежных районах и на Крайнем Севере.

Народы тюркской группы проживают в верховьях Енисея - тувинцы, хакасы. В горах и степях Предбайкалья и Забайкалья живут представители монгольской группы - буряты, в таежных районах центральной части Красноярского края - эвенки, относящиеся к тунгусе-маньжурской языковой группе. На полуострове Таймыр живут ненцы, нганасаны и т юрко-язычные долганы (родственные якутам). В низовьях Енисея живет небольшой народ кеты, имеющий изолированный, не входящий ни в одну из групп язык. Все перечисленные народы, за исключением крайне малочисленных кетов и нганасан, имеют собственные национально-территориальные образования - республики или округа.

Большая часть населения Восточной Сибири придерживается православного вероисповедания, за исключением бурят и тувинцев, являющихся буддистами (ламаистами). У малых народов Севера и эвенков сохраняются традиционные языческие верования.

Население Западно-Сибирского района

Общая численность городского населения 71%. Наиболее урбанизированными являются Кемеровская обл., где число городских жителей достигает 87%, и Ханты-Мансийский АО - 91%. В то же время в Республике Алтай 75% населения - сельски0 жители.
Район различается по плотности населения. Очень высокая плотность населения в Кемеровской обл. - около 32 чел./км 2 . Минимальная плотность в заполярном Ямало-Ненецком округе - 0,7 чел./км 2 .

Экономически активное население Западной Сибири составляло 50%, что немного превышало средний показатель по стране. В промышленности было занято около 21% работающего населения, в сельском хозяйстве - около 13,2% .

Уровень общей безработицы в Западной Сибири был ниже среднероссийского показателя только в Тюменской обл. В остальных регионах он превышал среднероссийский показатель. По уровню зарегистрированной безработицы в худшем положении относительно среднероссийского показателя (1,4%) находились все регионы, кроме Новосибирской обл. Больше всего зарегистрированных безработных в Томской области - 2,1% экономически активного населения. В нефтяном Ханты-Мансийском округе их число в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.

Этнический состав населения Западной Сибири представлен славянскими (в основном, русские), угорскими и самодийскими (ханты, манси, ненцы) и тюркскими (татары, казахи, алтайцы, шорцы) народами. Русское население численно преобладает во всех регионах ЗСЭР. Ненцы, входящие в самодийскую языковую группу уральской семьи, проживают, в основном, в Ямало-Ненецком АО и являются его коренным народом. Ханты и манси, входящие в угорскую группу уральской семьи, живут в Ханты-Мансийском АО. Тюркские народы - казахи и татары живут в степной и лесостепной зонах, а алтайцы и шорцы - в горных районах Алтая и Горной Шории в Кемеровской обл.

Русское население Западной Сибири, в основном, православное, верующие татары и казахи - мусульмане, алтайцы и шорцы отчасти православные, некоторые придерживаются традиционных языческих верований.


Издревле на территории Сибири проживали многочисленные народы. Их называли по-разному: скифы, сарматы, серы, исседоны, самарики, русы, русины и т.д. Из-за катаклизмов, изменения климата и по другим причинам, многие переселились, смешались с другими расами или погибли.

Те же, кто выжил в этих суровых условиях и дошел до наших дней, учёные представляют нам, как коренных жителей - но это в основном монголоиды и тюрки, а славянские народы появились в Сибири как бы после Ермака. Но так ли это на самом деле?

Самое известное определение названий древних народов, это арии и скифы, их артефакты, захоронения в курганах, не оставляют сомнений в том, что они европеоиды. Но наука делит нас на два лагеря, те артефакты, что найдены в Европе от скифов и ариев, причисляют к европейским народам, а что за пределами Европы к тюркам и монголоидам. Но новая наука генетика, расставила точки над "и", хотя и там имеются попытки подтасовок. Давайте посмотрим на славянские и другие народы, издревле заселявшие огромные просторы Сибири, которые дошли до наших времён.


Многие не могут понять, кто же такие остяки? Вот разрозненные понятия с разных источников.

Остяки - старое название обских угров - хантов и манси. Происходит от самоназвания Ас-ях - "человек с Большой реки". Ас-я - так называли угры реку Обь. Самоедами называли самодийские племена - например, ненцев. Остяко-самоеды - селькупы.


А что нам говорит "Вики": "Остяки - устаревшее название народов, проживающих в Сибири: хантов, кетов (также енисейские остяки), югров (также сымские остяки), селькупов (также остяки-самоеды)".

А вот что говорит нам об остяках Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

"Остяки угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе губернии. Разделяется на три группы: северных - в Березовском округе, восточных - в Сургутском, в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских - в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д. Название Остяк придается также так называемым енисейским, живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети. Но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими остяками и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям"...

А вот что говорит древняя летопись: "Пегая же Орда, Остяки и Самоядь закона не имеют, но идолам поклоняются и жертву приносят яко Богу" ... Отсюда возникает вопрос, а что же это за Пегая Орда и её некоторые представители Остяки и Самоядь с гаплогруппой N, сегодня они известны как финно-угры.


Если вспомнить, то вооруженные силы Великой Русской Средневековой Империи делились на Орды. Наиболее знаменитые из них Золотая Орда - Великая Русь, Белая Орда - Белоруссия и Синяя Орда - Малороссия (современная Украина). Эти три основные старые русские Орды дошли до наших времён и узнаваемы. Запомним цвета: красный, белый и синий. Синяя Орда предавала нас не раз, много раз была под гнётом завоевателей из западных стран, поэтому столица из Киевской Руси окончательно переместилась в Москву.

Но была ещё одна Орда, в Сибири и называлась она Пегой Ордой, её родной цвет - зелёный. Пегая Орда Сибири была многонациональна, одни из её племён - тюрки, дали цвет знамени многим мусульманским странам. Упоминание о ней мы находим, например, в "Словаре русского языка XI-XVII веков", из которого видно, что Пегая Орда существовала в Сибири, до границ Китая еще и в XVII веке: "Чертеж... Московскому государству... от реки Оби вверх по Оби Обдорскую и Югорскую и Сибирскую землю до Нарыма, до Пегие Орды" (790), с. 64.

Пегая Орда в Сибири замалчивается или данные о ней искажаются, в свидетельствах о прошлом этой Орды, её многие воинские отряды несли службу в Руси-Орде. Эти некоторые племена фигурируют под названиями МАДЬЯРы, МАДЖАРы, МОГОЛы, МОНГОЛы, УГРы, БАШКИРы, ЯСы, ЯЗЫГи, ВЕНГРы, ХУНы, КУНы, ГУННы, ПЕЧЕНЕГи. Например, было среди них и такое воинское племя, у которого на знамени была изображена собака, для них это было культовое животное. От того в Европе их называли псоглавцы, от песьей головы. Последний раз так называли Чешских казаков "ходов", т.е. пеших воинов. Ходы-казаки жили вдоль границы Чехии и Баварии. Они сохраняли типичный казачий уклад жизни, по крайней мере, до середины семнадцатого века. В последний раз казаки-псоглавцы несли свою воинскую службу в 1620 году, когда Чехия утратила национальную независимость. Но не надо их путать с песьеголовыми - в средние века это были редкие дикие люди, предположительно неандертальцы.

Все эти выше перечисленные народы, в прошлом скифы, сарматы, арии... Это в Пегой Орде Сибири, разрозненные войска Разина, а потом и Пугачёва, набирали пополнение в свои ряды и ушли в Китай, где соединились с манжурами, что свидетельствует о том, что манжуры были своими для Волжских, Яицких и Сибирских казаков, а также для калмыков. Кстати, калмыки, жившие в Донской области в России до 1917 года, состояли в звании казаков.

По своей культуре, религии, образу жизни и внешнему виду члены пегих орд кардинально отличались от народов Центральной Европы. Поэтому их появление в регионе современники восприняли как яркое событие и отразили его в своих свидетельствах. Мужчины пегих орд были в основном носителями гаплогруппы R1a1. Поэтому их потомки не выделяются среди современных европейцев и венгров. Среди последних по одним данным 60% (выборка 45 человек) носителей гаплогруппы R1a1 (Semino, 2000, The genetic), по другим (выборка 113 человек) - 20,4 % (Tambets, 2004).

В 15 веке потомки пегих орд Венгрии приняли участие в балканских войнах и завоевании турками Византии. Скорее всего, слово ТУРКи было одним из их названий. Часть уже венгерских участников этих войн осталась на Балканах и в Анатолии. После обособления из Руси-Орды Аттоманской империи, территория Среднедунайской равнины оказалась в ее составе. После поражения в 1683 году турецкой армии около Вены, начался постепенный переход территории равнины под власть Вены. Часть выходцев из племён Пегой Орды сохранили свои цвета на флагах теперь уже разных стран, вот некоторые из них.

Значительная часть русского народа заражены многовековой тюркофобией, привнесенной из Византии греческими миссионерами, которые исподволь навязывали русским свой реваншизм за её потерю. Поэтому русскому человеку, вместо того, чтобы признать часть своих тюркских корней, милее считать всех скифов и сарматов славянами, отделяя их из тюрок, а фактически и от себя тоже. Влияние византийского реваншизма на ход русской истории и русского духа другая большая тема, кстати тема неисследованная, но что об этом говорит нам генетика.

Взглянем на ископаемые гаплотипы скифов гаплогруппы R1a (3800-3400 лет назад):

13 25 16 11 11 14 10 14 11 32 15 14 20 12 16 11 23 (скифы, андроновская культура).

В той же работе провели раскопки с датировкой 2800-1900 лет назад, в захоронениях тагарской культуры, на той же территории, и обнаружили опять только гаплотипы группы R1a. Хотя прошли тысяча - полторы тысячи лет, гаплотипы остались почти такими же:

13 24/25 16 11 11 14 10 13/14 11 31 15 14 20 12/13 16 11 23 (тагарцы, R1a).

Есть пара-тройка вариантов мутаций, аллели (так называются эти числа) начали чуть расходиться, но и то не у всех. Двойные величины - это варианты разных гаплотипов из раскопок, или неопределенности в идентификации. Так что действительно гаплотипы очень похожи, несмотря на довольно большую временную дистанцию, 1000-1500 лет. В этом надежность гаплотипов - во времени меняются незначительно. Уж если изменились по нескольким маркерам - значит, прошли тысячелетия. Еще здесь важно то, что и через тысячу с лишним лет в тех же местах продолжают жить скифы, того же рода, R1a. Прошли десятки поколений, а скифы на Алтае имеют те же ДНК-генеалогические линии. Время: I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э., "официальные» скифские времена". А вот:

13/14 25 16 11 11 14 10 12/13 Х 30 14/15 14 19 13 15/16 11 23 (Германия, R1a, 4600 лет).

Они оказались очень похожими на гаплотип общего предка гаплогруппы R1a у этнических русских, то есть восточных славян, к которому сходятся современные гаплотипы:

13 25 16 11 11 14 10 13 11 30 15 14 20 12 16 11 23 (этнические русские R1a).

Только две аллели (так называются эти числа) у ископаемых гаплотипов отличаются от гаплотипов этнических русских, и они выделены жирным шрифтом.

Две мутации между гаплотипами означают, что общий предок "пра-славянского" и "пра-немецкого" гаплотипов жил примерно за 575 лет до них, то есть около 5000 лет назад. Это определяется довольно просто - константа скорости мутации для приведенных гаплотипов равна 0.044 мутации на гаплотип на условное поколение в 25 лет. Поэтому получаем, что их общий предок жил за 2/2/0.044 = 23 поколения, то есть за 23х25 = 575 лет до них. Это помещает их общего предка на (4600+4800+575)/2 = 5000 лет назад, что согласуется (в пределах погрешности расчетов) с"возрастом" общего предка рода R1a на Русской равнине, определенным независимым путем.

Смотрим выше на гаплотип из Германии и на гаплотипы восточных славян, для сравнения с гаплотипами скифов из Минусинской котловины:

13 25 16 11 11 14 10 14 11 32 15 14 20 12 16 11 23 (скифы, R1a)

Разница гаплотипа скифов с гаплотипом общего предка славян - только в паре 14-32 у ископаемых гаплотипов (отмечено) и 13-30 у предков русских славян.

Иначе говоря, восточные славяне и скифы Минусинской котловины - это не только один род, R1a, но и прямое и довольно близкое родство на уровне гаплотипов.

Ниже - примеры современных гаплотипов их прямых потомков:

13 25 15 11 11 14 12 12 10 14 11 32 - Индия
13 25 15 10 11 14 12 13 10 14 11 32 - Иран
13 25 16 11 11 13 12 12 11 14 11 32 - ОАЭ
13 24 15 10 11 14 12 12 10 14 11 32 - Саудовская Аравия
13 25 16 11 11 14 Х Х 10 14 11 32 - Ископаемый гаплотип скифов, 3800-3400 лет.

А у киргизов этот гаплотип является предковым для всей киргизской популяции гаплогруппы R1a-L342.2:
13 25 16 11 11 14 12 12 10 14 11 32 - 15 9 11 11 11 23 14 21 31 12 15 15 16 с общим предком, который жил 2100, плюс-минус 250 лет назад. "Классические" времена скифов, конец прошлой эры. Получается, что киргизы гаплогруппы R1a (которой у них много) - прямые потомки древних скифов.

Вот и приходим к выводу, что в отношении происхождения родов и племен, гаплогрупп и субкладов в ДНК-генеалогии, понятия ариев, скифов, восточных славян в ряде контекстов взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Мы просто относим их к разным временным периодам, и порой к разным территориям. Это именно мы относим, для упрощения рассмотрения, а скорее, на основе устоявшихся традиций исторической науки. Ясно, что киргизы - не славяне, как не славяне и арабы. Но все они - потомки арийских общих предков. Это ветви одного дерева, славяне и скифы - потомки одних и тех же общих предков, ариев, носителей гаплогруппы R1a.

Ниже представлена таблица частоты ключевых гаплогрупп Y-хромосомы народов Евразии (Tambets, 2004)

Продолжим.

Удивительно, что в русской картографии и исторической науке название страны или местности на территории Сибири - Лукомория, не было известно. Следовательно, западные картографы пользовались более ранними, задолго до Ермака, сведениями о Лукомории.

На карте 1683г Дж. Кантелли, южнее Лукомории (Lucomoria), сделана надпись Самарики (Samaricgui, или Samariegui). Кто или что такое самарики, выяснила недавно Томский доктор исторических наук, Галина Ивановна Пелих (1922 - 1999). Она опубликовала обстоятельную статью о первых русских поселенцах, которых звали самары и которые, по преданиям, пришли в Сибирь с реки Самара, впадающей слева в Днепр. Но так ли было это на самом деле? Галина Пелих стала заниматься этим вопросом и предположила, что уход самаров в смутные ХIII-ХIV века из-за Дона в Сибирь может быть был вызван тем, что там начались "страшенные войны". Наверное, поэтому прижилось в Сибири название этих людей как челдонов-чалдонов (человек с Дона). Но Дон на старорусском означает реку и где бы не протекали реки, они в обиходе назывались Дон (вода). Отсюда: до дна, днище, судно и т.д. Наряду с обобщённым названием, рекам давали имя.

При исследовании этих названий на картах мира, как известных, так и неизвестных авторов из коллекции графа Воронцова, на них локализация Грустины менее определенная и изменяется вдоль Оби от озера Зайсана до устья Иртыша. Кроме Грустины на всех этих картах указан город Cambalech (Ханбалык), располагавшийся в верховьях Оби и Серпонов, меняющий свою локализацию от верховьев Кети до верховьев Полуя.


Коренное население Сибири четко различало послеермаковских переселенцев, считавшихся колонизаторами, и местных русских, как живших здесь, так и пришедших "за Камень" (Уральские горы) много раньше своих соотечественников, не похожих на европейских собратьев ни диалектом, ни менталитетом.

После Ермака русские переселенцы, встретив в Сибири своих единокровцев, называли их чалдонами и кержаками. Различались между собой так: кержаки - это староверы, сбежавшие в Сибирь от религиозных притеснений, чалдоны - это старожилы Сибири, проживающие здесь испокон веку, смешавшиеся с переселенцами с Дона, Днепра и Самары, которые так же вынуждены были покинуть свои родные места из-за религиозных войн, связанных с христианизацией Руси. Поэтому чалдонами в Сибири принято называть старожилов и потомков первых русских поселенцев, отличающих себя от сибирских казаков и коренных жителей.

Галина Ивановна Пелих долгое время успешно работала в городе Томске, это был замечательный ученый-этнограф, профессор кафедры археологии и истории краеведения Томского университета. Специализировалась она на изучении быта, языка, истории и культуры селькупов, малочисленного народа Севера.

С давних пор этот народ самодийской языковой группы живет двумя изолированными анклавами. Одна часть - в верховьях реки Таз и в приполярном Енисее, а другая - в среднем течении Оби, а точнее в Томской области.
За свою научную жизнь Галина Ивановна исколесила многие глухие места Западной Сибири. Среди ее респондентов и случайных знакомых в ходе экспедиций попадались и русские старожилы чалдоны.

Встречались ей и такие, которые никакого отношения к народам, бежавшим в Сибирь из-за религиозных притеснений, не имели. Также не имели они никакого отношения к чердынцам, мезенцам и устюжанам и др.
Но что же это за народ такой, чалдоны?

Галина Ивановна в своих научных экспедициях, попутно записывала рассказы, предания и легенды чалдонских старожилов. Незадолго до смерти она, наконец, выкроила время, чтобы отвлечься от селькупской тематики и обратить внимание на скопившиеся за десятки лет материалы по чалдонам. Она писала: "Мне приходилось неоднократно на протяжении 30 лет (начиная с 40-х годов) бывать в различных поселках Среднего Приобья, собирая материал по этнографии Нарымских селькупов. Русское население тех мест меня мало интересовало. Сейчас при просмотре экспедиционных материалов прошлых лет, обнаружились многочисленные упоминания о неких Каяловых и ряд рассказов, записанных с их слов, как о селькупах, так и о самих сибирских старожилах Каяловых и о их далекой прародине на реке Каяле".

На специалистов, изучающих историю Сибири, её статья "Обские Каяловы о реке Каяле" произвела эффект разорвавшейся бомбы. Правда большинство ученых так и не выразили свою оценку этому мощному по своей значимости, но небольшому по объему, материалу. Может они его так и не читали, а может, не захотели читать. Хотя не все. Профессор Томского и Алтайского государственных университетов Алексей Михайлович Малолетко, сделал многое для популяризации открытий Галины Ивановны, а также смог предложить свое видение на историю происхождения чалдонов. Его статья "Первая русская колония в Сибири" нашла большой отклик у читателей. Задолго до указанных авторов, Михаил Федорович Розен, алтайский ученый и краевед, обращал внимание на сообщения многих доермаковских источников о привычных для Европейской России старинных географических названиях, распространенных в Сибири: "Лукоморье", "Самары", "Грустина" и т.д.


Итак, что собой представляет этот народ? Чалдоны на протяжении сотен веков жили в Сибири замкнутыми общинами, сумев сохранить русский язык в оригинальном исполнении, что позволяет твердо их идентифицировать как народ русского происхождения. Множество устаревших форм звучания русских слов, выпавшие из нашего языка термины, оригинальные обороты и многое другое, даже при беглом ознакомлении с образцами речи чалдонов, позволяют сделать лингвистам определенный вывод о давнем отделении представителей данного народа от основного русскоязычного массива.

Столыпинская реформа и события советского периода, полностью разрушили привычный уклад чалдонских деревень. В настоящее время таких населенных пунктов на территории Сибири практически не осталось. Некоторая часть переселенцев, примкнувших к Сибирским старожилам, сохранили предания о своём прошлом. Галине Ивановне выпала счастливая возможность записать легенды и рассказы некоторой части чалдонов, сохранивших устойчивую устную традицию собственной истории.

По их рассказам, чалдоны пришли в Сибирь за 10-15 поколений до Ермака, т.е. не позднее XIII века. Рассказчики передали Галине Пелих устную информацию всего лишь о нескольких семьях (родах), сославшись при этом, что пришли они в Сибирь в места, давно уже освоенные другими семьями чалдонов. До этого они жили в черноморских степях в междуречье Дона и Днепра. Там их называли "самарами" и обзывали "паджо".

По словам Каяловых, на их старой родине вокруг них жили такие же, как они, русские люди, называвшие себя "самарами": "Голимо было там самарских!" Сами Каяловы жили на притоке реки Самары, впадающей в Днепр. Название она имела - Каяла. Свою фамилию они вели от имени этой реки. Название её в этом виде до настоящего времени не сохранилось.

Чалдоны были в основном язычниками, только некоторая часть из них, будучи переселенцами, в стародавние времена подверглась христианизации. Но за отсутствием связи с религиозными центрами их христианская вера выродилась, создав некий упрощенный симбиоз язычества с элементами христианства.

Официальная церковь не могла этого допустить, считая их язычниками и вероотступниками и поэтому слово «чалдон» в устах казаков и других сибирских новопоселенцев стало намеренно носить издевательский, уничижительный характер: недалекий, упрямый, недоразвитый.

Данные факторы повлияли не только на негативное отношение к чалдонам, но и на замалчивание их заслуг в освоении Сибири. Ни одна летопись, ни один документ Московского царства, прямо о раннем чалдонском населении Сибири не говорят, так же, как и о других русских народах и о казачестве Сибири, еще до Ермаковских времен. Кое-какие сведения о чалдонах и самарах есть у Семёна Ульяновича Ремезова в его "Истории Сибири" и в некоторых других русских документах XVI-XVII веков.

На карте нидерландского картографа Абрахама Ортелиуса, изданной за одиннадцать лет до похода Ермака, в Среднем Приобье было показано поселение Цинголо (чалдоны).

Галина Пелих отмечала, что некоторая часть чалдонов делит себя на две группы. Те, что пришли с Дона называли себя чалдонами. А те, что пришли "из-за Дона" - самарами. Обе группы высмеивают друг друга за манеру говорить, привычки и т.д. Но среди пришлых чалдонов, были и коренные жители, те, к которым примкнули переселенцы. Этих коренных, до этого не имевших названия, в ещё более древние времена называли синдонами, исседонами, они же серы с локализацией проживания в стране Серика (Сибирь) - прямые предки сербов.

Если вспомнить, в скифские времена на территории нынешней Сибири жили, как учёные их называют - андроновцы. Часть их переселилась на территорию нынешней Индии и именно там сохранился их язык, называемый санскрит, а по сути это и есть древнерусский язык. Но как бы их не называли, это и есть, те древние прарусские народы, малой частью дошедшие до наших времён. Это показательный пример одинаковой языковой группы, когда наши предки заселяли Индию (Дравидию), древнерусский и санскрит Вам будет понятен без перевода. Еще показателен пример переселения народов и обмена культур, когда некоторая часть праславянских народов из Индии переселилась обратно, минуя территорию Средней Азии, пройдя Каспий, перейдя Волгу, они поселились на территории Кубани, это были синды. После они составили основу азовского казачьего войска. Примерно в XIII веке, часть из них ушла в устье Днепра, где стали называться запорожскими казаками. Но праславянские народы Сибири совершившие длительный переход в Индию, а потом на Кубань, долгое время среди остальных казаков России назывались тартарами, а потом татарами.

Продолжение

Российская Федерация - большое многонациональное государство. Этнический состав страны уникален. Здесь проживает более 190 народов, среди которых коренные, малые и автохтонные, отличающиеся культурой, традициями и бытом.

На российских землях живет 65 народностей, численность которых не превышает тысячи человек. Их них 25 занимают территории Сибири и Дальнего Востока.

Географическое положение Сибири

Это большой историко-географический регион, расположенный в Азиатской части света и охватывающий северо-восточные территории материка Евразия.

Ее земли протянулись с запада на восток от Уральского горного массива до тихоокеанских акваторий, охватывая весь Дальний восток, где крайней точкой являются водораздельные хребты побережья. Северные и южные окраины совпадают с государственными границами.

Занимает около 74 % общей площади РФ, что составляет примерно 13,1 млн. км 2 . Население 36 млн. человек, или 25 % от общероссийского.

Общую площадь региона условно разделяют на две основные части: Западную и Восточную Сибирь, в которых выделяют Южную (горную) область, Северо-восточную и Среднюю.

История заселения

Удивительный таежный мир под названием Сибирь стал частью России в период XVI-XVII веков. Название (по одной из версий) произошло от монгольского «Шибир», что означает «болотистая местность, поросшая лесом». Предполагается, что во времена Чингисхана монгольские народы так называли приграничную часть тайги.

Распространение понятия на большие территории связано с названием столичного города Сибирского ханства, захваченного Русским царством во времена правления Ивана Грозного. Именно тогда началось освоение земель, расположенных восточнее Урала.

История завоевания начинается с отказа зауральских племен платить дань русскому царю. Частые набеги ханской конницы на русские деревни, принадлежавшие семье Строгановых, вынудили их призвать наемников для борьбы с нежелательными гостями. Тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алениным Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.

После этого началось массовое переселение в западно-сибирские земли. Следом за казаками туда потянулись охотничьи отряды, крестьяне, духовники и чиновники. Оказавшись за Уралом, пришедшие становились вольными. Здесь не действовало крепостное право и не было помещичьего землевладения. Единственной платой стал государственный налог. Местные племена облагались меховой данью, которая стала существенным вкладом в государственную казну.

Позднее здесь были построены форпосты, служившие оборонительными укреплениями для дальнейшего покорения края. Вокруг них постепенно выросли города. Так, в 1604 году началось возведение Томска, ставшего крупным культурным и экономическим центром. Вскоре были выстроены Енисейский и Кузнецкий остроги, где расположились администрация и военные гарнизоны, контролировавшие сбор дани.

Самым массовым процесс переселения стал в конце Смутного времени. Тогда была освоена Восточная Сибирь. В начале XVII века осуществилось заселение берегов Иртыша, Оби и прилегающие к Енисею области. Начали возводиться крупные города - Тюмень, Тобольск, Красноярск. К завершению столетия русские достигли побережья Тихого океана.

В начале двадцатого века толчком к развитию края стало строительство Транссибирской магистрали. В период Второй Мировой войны сюда эвакуировали многие военно-промышленные предприятия, что привело к резкому росту населения региона. Только в первые годы войны в Сибирь перебралось более 1 млн. человек.

В послевоенное время началось бурное строительство дорог, заводов, электростанций и железнодорожных линий. Так появились современные символы Сибири - БАМ, Братская ГЭС, Новороссийский Академгородок и иные сооружения.

Коренные народы

Современный этнический состав этих земель включает не только русскоязычное население, но и ряд малочисленных народов, проживающих здесь с глубокой древности.

Тюркские

Отличаются культурой, бытом и религиозным укладом. Основная масса современных тюрок являются мусульманами. Но некоторые проповедуют православие, буддизм (тувинцы), существуют бурханисты (алтайская семья), тенгрианцы (хакасы, шорцы, якуты, телеуты).

Этнокультурные традиции тюркских общин складывались поколениями, со времен средневековья, из разных источников. Но постепенно сформировались особенности, присущие только тюркоязычному этносу. Сюда относят форму ведения хозяйства, жилища, национальную одежду, украшения, пищу и даже средства перемещения. Тюрки обладают собственной духовной культурой, искусством, фольклором и письменностью.

Тюркские кочевые племена занимаются оленеводством, охотничьим промыслом и рыболовством. Некоторые, например, Чулымцы - мастера деревообработки, изготавливающие лодки, посуду, лыжи и другие изделия из дерева.

В разных сибирских областях проживает несколько этнических групп, относящихся к тюркоязычным:

  1. Чулымцы. Разместились с северных областях Сибири.
  2. Тофалары. Проживают на территории трех поселений: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара и в западной части Иркутской области.
  3. Шорцы. Обосновались в Кемеровской области, малыми общинами в Хакасии, Красноярском и Алтайском краях.
  4. Долганы. Православный народ Якутии и Красноярского края. Образовался как самостоятельный этнос в начале 20 века, из переселенцев - эвенков, якутов, энцев и крестьян, живших в тундре.
  5. Алтайцы. В состав алтайской семьи входит несколько малочисленных групп, объединенных культурой, языковой принадлежностью и основами хозяйственной деятельности. Это теленгиты, кумандинцы, телеуты, тубалары, челканцы, сойоты, тувинцы.

Монгольские

В РФ занимают территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Среди них в зависимости от области расселения выделяют 4 основные группы: восточные, западные, северные и южные.

Буряты относятся к самым северным монгольским народам. Как самостоятельный этнос образовались на землях Баргуджин-Токум (территория современной Республики Бурятия).

До момента признания буддизма в качестве одной из официальных религий РФ, буряты были приверженцами шаманизма и шаман занимал главенствующую позицию в общине. Но с конца 19 века начался период бурного расцвета новой веры (буддизма) в Бурятии. Он стал важным фактором развития культуры, формирования национального образа жизни, нравственности и искусства региона.

Самодийские

Народы, объединенные в одну (самодийскую) группу уральской языковой семьи.

В ее состав входят:

  1. Ненцы. Коренные жители земель от Кольского полуострова до Таймыра. Делятся на две подгруппы: европейские и азиатские. Азиатские ненцы проживают Тюменской области, Ямало-Ненецком АО. Коренные народы Красноярского края небольшими группами расселились в Ханты-Мансийском АО и Республике Коми. Основной род хозяйства - оленеводство, рыбный и охотничий промысел.
  2. Селькупы. Занимают север Томской и Тюменской области и Красноярского края. Основное направление в религии - православие, но многие селькупы проповедуют шаманизм и анимизм. Кроме промыслового хозяйства занимаются выращиванием сельхоз культур. Развито гончарное дело и керамическое производство.
  3. Нганасаны. Коренной народ Сибири с полуострова Таймыр. Как и многие местные жители, они занимаются разведением оленей, заготовкой пушнины, охотой (включая водоплавающих птиц). Женская половина изготавливает одежду, выделывает шкуры и мастерит поделки.
  4. Энцы. На момент последней переписи практически все энцы были сосредоточены на территории Долгано-Ненецкого АО. Национальный язык практически не используется. Основу быта составляет скотоводство, охота на диких оленей, рыбный и пушной промысел.

Тунгусо-манчжурские

Общая численность - 71 794 человека. Сюда входит несколько народов, населяющих различные территории.

А именно:

  1. Эвенки. Коренные народы Якутии и Восточной Сибири, занимающие земли от Енисея до Охотского моря (территории Бурятии, Красноярска, Забайкальского и Хабаровского края и Иркутской, Амурской, Сахалинской областей).
  2. Эвены. Родственный эвенкам народ, проживающий в основном в Магаданской и Камчатской областях. Кочевые оленеводы и рыболовы.
  3. Нанайцы. Малый этнос, проживающий на побережьях Амура, Уссури и Сунгари. В хозяйстве широко распространено собаководство.

Кроме крупных этносов на этих землях проживают маленькие группы, численностью не более 3000 человек. Это ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы и ороки.

Финно-угорские

К финно-угорской языковой группе относятся ханты, манси, вепсы, саамы.

Немного подробнее:

  1. Ханты и Манси. Их основная часть разместилась в ХМАО и Ямало-Ненецком АО. Основной род занятий - рыбная ловля, стадное оленеводство и таежная охота. В религии придерживаются веры своих предков - шаманизма, хотя многие проповедуют православное христианство.
  2. Вепсы и саамы. Большей частью проживают в европейской части России, но с 2006 года включены в перечень коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока РФ.

Чукотско-камчатские

Это большая группа, где наибольшую численность среди других народностей имеют чукчи - коренной народ крайних северо-восточных земель Азии. Самая большая группа проживает на Чукотке, где является основным населением в регионе. Деятельность береговых чукчей - охота на крупное морское животное - тюленя. В летнее время добывают китов и моржей. Дом чукчей называется яранга. Это небольшие многоугольные шатры, закрытые оленьими шкурами.

Кроме них в Чукотско-камчатскую группу входят коряки, ительмены, алюторцы, камчадалы и кереки.

Эскимосо-алеутские

Народы одной языковой семьи: эскимосы и алеуты. Алеуты считаются вымирающим этносом, имеющим в России самую маленькую численность.

Нивхи

Являются автохтонным коренным населением территории Приамурья и о. Сахалин. В хозяйственной деятельности основное место занимает рыбный промысел. Менее развито охотничье дело, собирательство и собаководство. Религия нивхов основывалась на анимизме и промысловом культе. Они верили в духов, обитающих везде - на небе, на земле, в воде, тайге.

Енисейские

В Сибири проживает народность, относящаяся к Енисейской группе, - кеты. В 2002 году их насчитывалось 1494 человека. Расселены по территории нескольких районов Красноярского края.

Русское население

Численность русского населения на землях восточнее Урала быстро увеличивалась в период присоединения Сибири. Причиной стала не только добровольная колонизация, но и принудительное переселение и ссылки. К концу 17 века здесь насчитывалось более 11 тысяч русских крестьянских дворов. К началу 18 века численность русскоязычного населения достигала 180 тысяч. По данным статистики 2002 года, на территории Сибирского Федерального округа проживало 17 530 900 человек русских, что составляло 87,4 % от общего населения региона.

Традиции

На российских землях проживает огромное количество народов. Каждый из них отличается собственной культурой, религией, формой хозяйственной деятельности и обычаями, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся на протяжении веков.

Каждый малый этнос имеет свой национальный костюм, жилище (дом, чум или иные строения) и уникальные обычаи. Многие из них, особенно приверженцы шаманизма, верили, что всем управляют духи, обитающие повсюду: в воде, земле и небе.

По поверьям северных народов, животные (к примеру, медведь или волк) являлись личными тотемами мужчин и женщин, достигающих зрелости.

В сибирских землях существуют коренной народ с очень низкой численностью и практически исчезнувший, культура которого может навсегда затеряться.

В видео рассказывается о традициях коренных народов Сибири.

Многочисленные и малые народы

За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.

Название Общая численность в регионе Соотношение (в %)
Якуты 478 100 1,83
Буряты 461 389 1,76
Тувинцы 263 934 1,01
Хакасы 72 959 0,28
Алтайцы 70 800 0,27
Ненцы 44 640 0,17
Эвенки 38 396 0,15
Ханты 30 943 0,12
Эвены 21 830 0,08
Чукчи 15 908 0,06
Нанайцы 12 160 0,05
Манси 12 269 0,05
Шорцы 12 888 0,05
Коряки 8 743 0,03
Долганы 7 885 0,03
Сибирские татары 6 779 0,03
Нивхи 5 162 0,019
Селькупы 4 249 0,016
Сойоты 3 579 0,086
Ительмены 3 180
Ульчи 2 913
Телеуты 2 643
Эскимосы 1 738
Удэгейцы 1 657
Кеты 1 492
Чуванцы 1 087
Чулымцы 355 0,018
Тофалары 761
Орочи 686
Негидальцы 567
Ороки 346
Нганасаны 834
Энцы 237
Тазы 276
Алюторцы 40
Кереки 4
Алеуты 482

Зауральский регион хранит множество тайн и интересных фактов.

Вот некоторые из них:

  1. Понятие «Сибирь», уходящее корнями в пятый век, имеет более древнее происхождение чем термин «Русь».
  2. Первые русские переселенцы обосновались в Западной Сибири в 1483 году, еще до начала массового освоения земель, к востоку от Урала.
  3. С конца 17 века сюда активно ссылали каторжан, что привело к увеличению численности населения и разнообразию этнического состава региона.
  4. Жители таежной полосы - прекрасные оленеводы, охотники и рыболовы. Это составляет основу хозяйственной деятельности местных жителей.
  5. Многонациональный состав сибирского населения и суровые условия климата способствуют развитию особого «сибирского характера» - выносливого и многообразного. изучайте по ссылке.

Видео

Смотрите увлекательное видео о жизни за Уралом.