Кто нарисован на картах. Игральные карты. Виды игральных карт и классификация карт за основными факторами. Английские названия карт и мастей

Микельанджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - Шулеры (1594)

Рихард Штраус (1864-1949) - Восход
Увертюра к симфонической поэме "Так говорил Заратустра" (1896)


Статуэтки "Пики, "Трефы", "Черви", "Бубны"
"Nao" Испания - 2000-е годы

Игральные карты - прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр. Полный набор игральных карт для игры называется колодой. Кроме того, карты используются для пасьянсов и гадания. А ещё карты - любимый атрибут фокусников.

Открытая сторона карт называется лицом, закрытая - рубашкой. На лице, как и положено, нанесены изображения масти и значения - веса карты в карточных играх. Рубашки всех карт в колоде одинаковы.
Для большинства современных игр используется обычная, так называемая, французская колода (54 карты), либо её урезанный вариант (36 карт). Есть игры, для которых используют специальные колоды.

Наверное, не ошибусь, сказав, что в каждом доме есть хотя бы одна колода обыкновенных игральных карт. Такой привычный утилитарный предмет, но у него, как и у всего, что нас окружает, есть своя история.

Первые игральные карты появились в Восточной Азии: в Китае существуют упоминания игры, в которой использовались продолговатые листы, - они относятся к IX веку - периоду правления в династии Тан (618-917). Позднее игра продолговатыми листами упоминается в Корее и в Японии.
До появления бумажных карт китайцы и японцы использовали плоские продолговатые таблички из дерева, бамбука или даже из слоновой кости. В разных культурах карты принимали различные формы и вид: в Индии, к примеру, играли круглыми картами, которые назывались Ганджифа.


Старинные китайские карты

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Прадо - Мадрид)
Достоверных сведений о том, как карты попали в Европу, нет. Но, скорей всего маршрут был таким: из Китая через Индию и Персию в Египет, а уже из Египта в Европу. Собственно, арабы, а точнее, арабские купцы и моряки, как правило, являлись обычными посредниками заимствований из Китая.
В Египте во времена мамлюкского султаната (1250-1517) появились свои карты, которые напоминали современные карты Таро. Запрет Корана на изображение людей мамлюки соблюдали и поэтому наносили на карты только строгие геометрические орнаменты - арабески.

Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к XIV столетию. Чаще всего эти упоминания связаны с запретом карточных игр в разных европейских странах. Но, несмотря на все запреты, к середине XVI века в Европе в карты играли все от простолюдинов до королей.

Есть версия, что карты, в виде очень близком к современному, придумал некто Жакмен Грингоннер - шут французского короля
Карла VI Безумного. Король страдал душевным расстройством, а потому пребывал в печали и унынии. Чтобы как-то развлечь своего господина, шут занимал его разными карточными играми, которые тоже придумывал сам. Случись это в наше время, Грингоннер мог бы запатентовать свои изобретения и, учитывая популярность карт, несказанно обогатиться. Но дело было в XIV веке, приблизительно в 1392-ом году, поэтому никаких материальных выгод Жакмен Грингоннер не получил, но, именно благодаря ему, современная колода из 54-х карт называется французской.

Поскольку в карты играли шут с королём, то и картам были приданы соответствующие значения. Теперь понятно, почему есть такие карты, как короли и джокеры, и почему самой главной картой стал именно джокер.)))

Все картинки на картах с королями, дамами и валетами соответствовали конкретным историческим и легендарным персонажам.

Средневековая западноевропейская гравюра


Статуэтка "Карточная игра"
Германия - начало XX века

Канон - Canon
Играет ансамбль "Nova era"

Король - игральная карта с изображением короля. Обычно по старшинству стоит выше дамы и соответствует числу 13. В различных играх старшинство короля может сильно различаться.

В средневековой Франции карточных королей ассоциировали со следующими лицами:

Король пик: Давид, библейский царь.
Король червей: Карл Великий, первый император Запада.
Король бубен: Юлий Цезарь, древнеримский полководец.
Король треф: Александр Македонский, создатель одной из крупнейших империй Древнего мира.

При этом список прототипов сильно варьировался: различные мастера подписывали карты с изображением королей различными именами, среди которых фигурировали, в частности, Соломон, Август, Константин Великий и Хлодвиг.

Изначально фигурки на картах изображались в полный рост и только после 1830-го года для удобства игры изображения стали симметричными.


Короли из французской колоды 1813-го года выпуска

Короли из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Карл I ВеликийГай Юлий Цезарь Александр МакедонскийЦарь Давид
Император Карл Великий - портрет кисти Альбрехта Дюрера (1471-1528).

Цезарь - портрет кисти Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Александр Великий в образе Афины Паллады - портрет кисти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).

Царь Давид - портрет (после 1483) кисти Педро Берругете (1450-1503 или 1504).

Дама - игральная карта с изображением женщины. По старшинству обычно стоит ниже короля, но выше валета и имеет числовое значение 12.

В средневековой Франции дамы соответствовали следующим лицам:

Дама пик: Афина, богиня мудрости в древнегреческой мифологии.
Дама червей: Юдифь, библейский персонаж.
Дама бубен: Рахиль, библейский персонаж.

Дама треф называлась "Argine". Происхождение слова точно не установлено. Возможно, это анаграмма латинского слова Regina, означающего Королева, или искажённое Argea (Аргия) - имя, принадлежащее нескольким персонажам древнегреческой мифологии. Иногда даму треф ассоциируют с Гвиневрой, легендарной супругой короля Артура. В неё, согласно эпическим сказаниям, был влюблен рыцарь Артура Ланселот, которому традиционно соответствует валет треф. Но чаще всего французские художники на картах, соответствующих даме треф, рисовали фавориток современного им короля.


Юдифь, выходящая из шатра Олоферна Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Сандро Ботичелли (1445-1510) Артемизия Джантилески (1593-1653)

При гадании на картах дама червей обозначает любовь, что не может не озадачивать, зная, с каким персонажем изначально ассоциировали эту карту. Для этого воистину нужно было иметь весьма своеобразное чувство юмора.
Нечто в подобном роде было лет 20 тому назад у нас во Львове: прямо напротив одного из городских отделений милиции находилось кафе под названием "Немезида", где, среди других прочих, обедали сотрудники этого отделения милиции. Сначала ментам нравилось красивое название, но потом им, видимо, кто-то его растолковал и кафе "попросили" переименовать.

Исходя из вышесказанного, дорогие мужчины, когда вам покажется, что вы наконец-то встретили свою червовую даму и вы потеряете из-за неё голову, вспомните, что потеря головы может из фигуральной стать буквальной.)))

В некоторых источниках утверждается, что прототипом червовой дамы была Елена Троянская, более известная как Елена Прекрасная. Конечно, это более подходящий персонаж на роль королевы любви, чем дама с такой активной жизненной позицией, как Юдифь. Но Елена эта тоже, знаете ли, девушка весьма своеобразная. Люди там, понимаешь ли, воюют из-за неё, а она сидит себе дура дурой и ждёт, чем сердце успокоится.


Елена Троянская (1898)
Эвелин де Морган (1855-1919)

Дамы из французской колоды 1813-го года выпуска

Дамы из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

ЮдифьРахиль Диана де Пуатье Афина Паллада
Юдифь - фрагмент картины "Юдифь" (около 1504) кисти Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - Джорджоне (1476/1477-1510).

Рахиль - портрет кисти Маурицио Готтлиба (1856-1879).

Диана де Пуатье - фрагмент картины "Туалет дамы - Диана де Пуатье" (около 1571) кисти Франсуа Клуэ (1515-1572).

Афина Паллада - фрагмент картины "Паллада и кентавр" (1483) кисти Сандро Ботичелли (1445-1510).

Имея выбор из множества фавориток французских королей, на роль дамы треф выбрала Диану де Пуатье - фаворитку Генриха II, которая была всю его жизнь его единственной любовью - он влюбился в Диану, когда было ему всего шесть лет - и его официальной фавориткой, будучи при этом на двадцать лет старше короля.

Валет - игральная карта с изображением молодого человека. Имеет числовое значение 11, то есть, ниже дамы и выше десятки.

В средневековой Франции валеты соответствовали следующим лицам:

Валет пик: Хольгер Датский, известный как Ожье Датчанин или Ожье Арденнский (один из героев французских эпических сказаний, в том числе цикла о деяних Карла Великого).
Правда, существует и иная версия, в которой прототипом валета пик является Роланд - знаменитейший из героев французских эпических сказаний о Карле Великом, маркграф Бретонской марки.
Валет червей: Ла Гир по прозвищу Сатана, французский полководец эпохи Столетней войны.
Валет бубен: Гектор, вождь троянского войска.
Валет треф: Ланселот Озерный, рыцарь Круглого стола.


Валеты из французской колоды 1813-го года выпуска

Валеты из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Ла Гир Гектор ЛанселотХольгер
Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (один из соратников Орлеанской девы - Жанны д’Арк) - портрет кисти Луи Феликса Амьеля (1802-1864).

Гектор - фрагмент картины "Гектор зовёт Париса на битву" кисти Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751-1829).

Ланселот - фрагмент картины "Гвинерва и Ланселот" кисти Герберта Джеймса Дрейпера (1863-1920).

Ожье Датчанин - статуя Ожье Датчанина в замке Кронборг в Дании, рядом с городом Хельсингёр на северо-восточной оконечности острова Зеландия.

В карты играют особы королевской крови...

Уильям Мау Эгли (1826-1916) - Анна Болейн и Екатерина Арагонская за игрой в карты (1852)

В карты играют представители духовенства...

Луиджи Зукколи (1815-1876) - Карточные игроки

Гаэтано Беллей (1857-1922) - Удачливая рука

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Церковь в опасности

Вот уж где, действительно, церковь в опасности.)))

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Гадалка

В карты играют на деньги...

Лукас Лейден (1494-1533) - Игроки в карты (около 1520)

Игрой в карты занимают досуг и коротают время...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Эрмитаж - Санкт-Петербург)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в триктрак (галерея Эгнью - Лондон)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты (Королевский музей - Антверпен)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты

За картами разгораются нешуточные страсти...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в нарды. Сражение над картами

Из-за карт разыгрываются настоящие трагедии...

Леон Мари Констант Дансейрт (1830-1909) - Дуэль

В карточной игре обманывают доверчивых простаков...

Жан-Луи Эрнест Мессонье (1815-1891) - Игра в пикет, или Шулеры и простаки

Жорж Дюмениль де Латур (1593-5) - Шулер с бубновым тузом (около 1630), (Лувр - Париж)

За картами приятно проводят время галантные кавалеры и дамы...

Ян ван Олис (1610-1676) - Элегантная компания, или Игроки в карты

Очаровательные барышни...

Джон Эверетт Милле (1829-1896) - Черви козыри

Солидные мужчины...

Гюстав Кайботт (1848-1894) - Игра в карты

Мужчины попроще...

Поль Сезанн (1839-1906) - Игроки в карты

Крестьяне...

Карл Остерзетцер (1850-1914) - Картёжники

И просто влюблённые парочки

Вильгельм Флокенхаус - Играющие в карты

Даты жизни художника, увы, нигде не нашла. Многие сайты предлагают купить постеры с этой картины, весьма небесплатно, но ничего имеющего отношения к биографии художника нигде нет.

Статуэтка "Пара, играющая в карты"
Германия - середина XX века

О картёжниках и об игре в карты фильмов снято много, особенно, в конце 90-х и в 2000-х годах. Те, кто любит кино, знают эти фильмы. Я же привожу в сюжете только старые зарубежные фильмы, которые были сняты до 1990-го года и которые стали знаменитыми. Фильмы эти сняты в разных жанрах: в жанре драмы и в жанре комедии и в них снимались очень известные артисты.


Цинциннати Кид (1965) - художественный фильм производства США

Большой куш для маленькой леди (1966) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Генри Фонда и Джоан Вудворт

Афера (1973) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Пол Ньюмен и Роберт Редфорд

Покер Алиса (1987) - художественный фильм производства США
В главной роли - Элизабет Тэйлор

Блеф (1976) - фильм производства Италии

Туз (1981) - фильм производства Италии
В главной роли - Адриано Челентано

Фрагмент фильма "Туз" (1981) производства Италии
В роли Ассо - Адриано Челентано
Статуэтка "Картёжники"
Италия - конец XX века

Azzurro - Лазурь
Поёт Адриано Челентано

Лазурное небо этим вечером слишком голубое. Я сажусь в поезд и еду к тебе, но поезд моих желаний идёт в противоположном направлении...

Статуэтка "Игроки в карты"
Италия - конец XX века

Гадание на картах распространилось практически одновременно с игрой в карты. Особенно это дело полюбилось цыганкам и стало, что называется, их основным профессиональным умением.
А сколько книжных и оперных гадалок леденили душу своими зловещими предсказаниями!


Джузеппе Верди - сцена гадания Ульрики из оперы "Бал маскарад"
Ульрика - Ирина Богачёва
Фрагмент оперного спектакля Большого театра СССР из фильма-концерта Ленинградского телевидения "Поёт Ирина Богачёва" (1971)

(Оцени первым)

Вконтакте

Одноклассники

Редкий современный человек не держал в руках игральных карт. Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.

У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Есть две главные версии . Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Китайцы усложнили игру в кости и получили домино. Затем вместо точек на табличках стали изображать фигуры, цветы и бытовые сцены. Такие таблички использовались для напоминающей пасьянс игры "маджонг", распространённой в Китае и Японии. Суть игры в том, чтобы из множества высыпанных на стол табличек составить пары одинаковых. Из Азии итальянские путешественники привезли в Европу идею использовать для игр карточки с изображениями. Удивительно, но ни кости, ни домино, ни маджонг не исчезли с появлением карт - прекрасный пример сосуществования разных ветвей эволюции.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов". Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья". Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

— легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. " " выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз — слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого "диаболос" — рассеиватель клеветы.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово "валет" вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Все же каждый исследователь приводит свои толкования мастей и фигур. Отец Менестрье считал, что карты — это символы великих монархий (иудейская, греческая, римская, французская), а четыре дамы — не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. Другие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как Мария Анжуйская, Агнесса Сорель, Изабелла Баварская и Жанна д"Арк. Но гипотезы так и остаются гипотезами.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман.

Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея — Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои — . И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня - страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,"…и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт. Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа. Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля. Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.


С конца XVIII века начался настоящий , охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет". Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес". В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, бридж, ) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.

На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти — "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

  • «Магия "Монополии"» заключается в возможности начисто разорить своего лучшего друга без причинения ему реального вреда». Эдвард П. Паркер (Edward P. Parker) […]
  • Белоруссия готова построить свой Монте-Карло. В пику Москве, решившей ограничить деятельность казино четырьмя зонами, Минск готовит правительственное постановление об открытии […]
  • Вконтакте

    Редкий современный человек не держал в руках игральных карт.

    Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.
    У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, но это всего лишь легенда. Ведь уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

    Есть несколько версий происхождения карт:

    Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить.
    Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино.
    Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов.
    Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет.
    А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл.
    Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.


    Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами.
    Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.
    Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро.
    Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.
    Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

    Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века.
    Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители.
    В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина.
    Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты.
    Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним.
    Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

    Существует предположение, что колода — не случайный набор карт.
    52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года.
    Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды.
    В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик.
    Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги.
    Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха.
    На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

    Не было единообразия в карточных мастях.
    В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов".
    Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть.
    Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы".
    На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".
    Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

    Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий.
    В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно.
    К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

    Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).
    В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной.
    Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк.
    В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца.
    Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину —аллегорию суеты и тщеславия.

    К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе.
    С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и азартные игры считались греховными.
    Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня - страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов.
    Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.
    Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города.
    Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка.
    После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие.
    Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику.
    Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты.
    Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

    В России карты появились в начале XVII столетия.
    К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.
    Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,"...и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр.
    Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.
    Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих.
    Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию.
    Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.
    В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт.
    Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман.
    Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа.
    Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.
    А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля.
    Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.
    Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия.
    Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления.
    Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани.
    Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах.
    В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.

    С конца XVIII века начался настоящий карточный бум, охвативший всю русскую культуру.
    Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет".
    Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес".
    В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.
    Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай.
    Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.
    На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу.
    Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий.
    Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа.
    Но это совсем другая игра.
    Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода.
    В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм.
    А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти —"серпы", "молоты" и "звезды".
    Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

    Игральные карты известны во всем мире. Но вот где и когда они появились, не знает никто. Некоторые средневековые теологи считали их «дьявольской выдумкой», которую сатана изобрел, чтобы множить людские грехи. Более здравомыслящие доказывали, что этого не может быть, потому что изначально карты использовались для гадания и других магических ритуалов, то есть для познания воли Божьей.

    В качестве доказательств приводились весьма любопытные свидетельства, которые наверняка будут небезынтересны всем, кто когда-либо брал в руки атласную колоду. По одной из версий, изобретение карт приписывалось древнеегипетскому богу Тоту — родоначальнику письменности, счета и календаря. С помощью карт он поведал людям о четырех составляющих мироздания — огне, воде, воздухе и земле, которые олицетворяют четыре карточные масти. Гораздо позднее, уже в средние века, евреи-каббалисты конкретизировали это древнее послание. По их утверждению, масти воплощают четыре класса стихийных духов: бубны — духов огня саламандр, черви — повелителей воздушных стихий сильфов, трефы — духов воды ундин и пики — владык подземного мира гномов.

    Другие средневековые мистики считали, что карты символизируют четыре «главные стороны человеческой натуры»: червовая масть олицетворяет любовь; трефы стремление к познанию; бубны страсть к деньгам, а о смерти предупреждают пики. Необыкновенное же разнообразие карточных игр, сложная логика взаимоотношений и соподчинений, чередование взлетов и падений, внезапных неудач и удивительных везений отражает нашу жизнь во всей ее сложности и непредсказуемости. Отсюда и проистекает завораживающая сила азарта, таящаяся в них к вящему негодованию пуритан и ханжей всех времен и народов, в этом смысле с картами не сравнятся ни шахматы, ни домино, да и вообще никакие другие игры.

    Впрочем, не менее любопытна и версия, согласно которой в картах якобы отражается... время. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, а не всем понятный джокер символизирует еще и високосный год. Четыре же масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму — в 12, короля — в 13, а туза принять за единицу, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, получим число дней в году. Ну а число лунных месяцев — 13 соответствует количеству карт каждой масти.

    Если же спуститься с заоблачно-туманных высот мистики на почву реальности, то наиболее вероятными представляются две версии происхождения карт. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800-го года нашей эры. Другая же версия гласит, что карты появились в Китае в VIII веке в период правления Танской династии. Дело в том, что бумажные деньги служили подданным Поднебесной империи не только для расчетов, но и для азартных игр. Помимо цифровых номинаций на банкнотах были изображены императоры, их жены, губернаторы провинций, что и обозначало достоинство той или иной купюры. А поскольку у игроков не всегда было достаточное количество банкнот, они применяли вместо них дубликаты, нарисованные на листках бумаги, которые в конце концов вытеснили из игр настоящие деньги.

    Столь же неопределенно и время появления карт в Европе, хотя большинство историков сходится на том, что скорее всего их привезли с собой участники крестовых походов в XI-XIII веке. Правда, не исключено, что сей предмет азарта появился на нашем континенте в результате вторжения в Италию в X веке сарацин, как называли тогда арабов, у которых местные жители заимствовали карты. Во всяком случае, в 1254 году Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания кнутом карточные игры во Франции.

    В Европе арабский оригинал подвергся значительной переработке, поскольку Коран запрещал правоверным рисовать изображения людей. Предположительно родиной карт с фигурами королей, дам и оруженосцев—валетов была Франция, где на рубеже XIII-XIV веков художник Грэгоннер разрисовал для Карла VI картонные листы.

    Самая ранняя из известных европейских карточных колод «Таро» (Иногда встречаются названия Тарот илиТарок — прим. ред.) была изготовлена в XIV веке в Ломбардии. В ней были четыре масти, изображенные в виде чаш, мечей, денег и жезлов или дубинок. Каждая масть состояла из десяти карт с цифрами и четырех картинок: короля, королевы, рыцаря и оруженосца. Кроме этих 56 карт, она включала еще 22 козырные карты с цифрами от 0 до 21, носившие следующие названия: шут, фокусник, монахиня, императрица, император, монах, любовник, колесница, правосудие, отшельник, судьба, сила, палач, смерть, умеренность, дьявол, гостиница, звезда, луна, солнце, мир и судилище.

    По мере роста популярности карточных игр в Европе в течение всего XIV века из колоды Таро постепенно исчезли все козырные карты и четыре рыцаря. Правда, остался шут, переименованный уже в наши дни в «джокера». Полные же колоды сохранились только для гадания.

    Причин для этого было несколько. Во-первых — стремление отделить мир азарта от таинств оккультизма и магии. Потом, правила игр с таким большим количеством карт были слишком сложны для запоминания. И, наконец, то, что до изобретения печатного станка карты размечали и раскрашивали вручную, и поэтому стоили они очень дорого. Поэтому в целях экономии колода «похудела» до нынешних 52 карт.

    Что же касается обозначения мастей, то из исходной итальянской системы с ее мечами — аналог будущих пик, булавами — треф, кубками — червей и монетами — бу-бей, позже выделились три: швейцарская с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая с желудями, листьями, сердцами и колоколами, и французская с трефами, пиками, червами и бубнами. Наиболее устойчивой оказалась французская система изображения мастей, которая после Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти повсюду.

    За последующие 300 лет не один художник пытался ввести в обиход новую карточную символику. Время от времени появлялись колоды, в которых четыре масти представали в виде зверей, растений, птиц, рыб, предметов домашнего обихода, посуды. В самом начале этого процесса в Германии масти изображались в виде ларцов для церковных пожертвований, гребня, кузнечных мехов и короны. Во Франции появились аллегорические фигуры Свободы, Равенства, Братства и Здоровья. Позднее приверженцы социализма даже пытались выпускать карты с изображениями президентов, комиссаров, промышленников и рабочих. Впрочем, все эти «изобретения» оказались слишком искусственными и поэтому так и не привились. А вот с картами-картинками дело сложилось иначе.

    Сегодня редко кто из игроков интересуется биографиями давно исчезнувших персонажей карточных фигур, да и рисунки на картах-картинках в современных колодах мало чем напоминают реально существовавшие личности. Это — не что иное, как стилизация стилизаций, бесконечно далекая от первоначальных оригиналов. Между тем первоначально, например, четыре короля символизировали легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы в средние века: Карл Великий, король франков, возглавлял червонную масть, пастух и певец Давид — пиковую, поскольку благодаря своим подвигам он стал легендарным древнееврейским царем; Юлию Цезарю и Александру Македонскому соответственно были отданы бубновая и трефовая масти.

    Правда, в некоторых колодах червонный король попеременно изображался то в виде волосатого Исава, то Константина, то Карла I, то Виктора Гюго, то французского генерала Буланже. И все-таки в споре за обладание короной бескровную победу одержал Карл Великий. Современные карты любовно, практически без изменений, хранят героические черты этого прославленного мужа в виде мудрого старца, укутанного в горностаевую мантию — символ богатства. В левой руке у него меч — символ мужества и власти.

    Изображение Давида изначально украшала арфа — как напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Во время наполеоновских войн пикового короля недолго изображали в виде Наполеона Бонапарта во Франции и герцога Веллингтона в Пруссии. Но потом справедливость восторжествовала и Давид вновь занял свое законное место среди карточных царственных особ.

    Хотя Юлий Цезарь никогда не был королем, он тоже вошел в венценосный ареопаг. Его обычно рисовали в профиль, причем на некоторых старинных французских и итальянских картах Цезаря изображали с вытянутой рукой, словно он намеревается что-то схватить. Это должно было говорить о том, что бубновая масть традиционно отождествлялась с деньгами и богатством.

    Александр Македонский — единственный из карточных королей, в руку которого была вложена держава символ монархии. Правда, на современных картах ее часто заменяет меч — как свидетельство его полководческих талантов. К сожалению, внешность трефового короля стала жертвой безжалостной моды и из мужественного героя с яростным взглядом он превратился в изнеженного царедворца со щегольской бородкой и элегантными усами.

    Первой дамой червей была Елена Троянская. Кроме нее в роли претенденток на этот трон выступали Элисса, основательница Карфагена, в римской мифологии — Дидона, Жанна д"Арк, Елизавета I Английская, Роксана, Рахиль и Фауста. Однако долгожительницей оказалась героиня библейской легенды Юдифь, чей образ на протяжении веков кочевал из колоды в колоду.

    Что касается дамы пик, то ее было принято изображать в виде греческой богини мудрости и войны Афины Паллады. Правда, тевтоны и скандинавы отдавали предпочтение собственным мифологическим персонажам, олицетворявшим войну.

    В XIV-XV веках художники не смогли прийти к согласию, кого избрать в качестве прототипа дамы бубен. Исключением была лишь Франция, где им стала королева амазонок, в греческой мифологии — Панфизелия. В XVI веке кто-то придал даме бубен черты Рахили, героини библейской легенды о жизни Иакова. Поскольку, по преданию, она была женщиной жадной, ее амплуа в качестве «королевы денег» пришлось по вкусу широкой публике, и она утвердилась на этом троне.

    Долгое время ни одна из мифологических или исторических героинь не претендовала на роль дамы треф. Иногда в колодах мелькали фигуры правительницы Трои Гекубы или Флоримелы, олицетворения женского обаяния, созданного талантом английского поэта Спенсера. Но они не сумели утвердиться в этой роли. В конце концов французам пришла в голову мысль изобразить даму треф в виде этакой, как теперь говорят, секс-бомбы и назвать ее Аргиной (от латинского слова «регина» — «царственная»). Затея оказалась настолько удачной, что прижилась и стала традицией. Больше того, все королевы, очередные фаворитки и любовницы французских монархов, героини злых пасквилей и фривольных острот, стали носить имя Аргина.

    Первоначально в роли валетов выступали четыре безымянных рыцаря. Хотя название этой карты переводится скорее как «слуга, лакей», и у игроков эта фигура традиционно отождествлялась с искателем приключений, не всегда почитающим закон, но чуждым низкого коварства. Подобное толкование слова «валет» прекрасно соответствует образу валета червей. Пытаясь подобрать для него достойный образ, французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже — Этьене де Виньеле, служившем в войсках Карла VII. Он был доблестным воином, храбрым, щедрым, безжалостным и язвительным. Некоторое время он состоял советником при Жанне д"Арк и сохранился в памяти потомков как герой народного фольклора, наподобие Тиля Уленшпигеля, Вильгельма Телля и Робина Гуда. Может быть, поэтому без всяких возражений со стороны других наций Этьен де Виньель прочно занял место валета червей.

    Прототипом валета пик был Огиер Датский. Согласно историческим хроникам в многочисленных битвах его оружием были два клинка толедской стали, которые обычно рисовали на этой карте. В многочисленных сказаниях этот герой совершал многочисленные подвиги: побеждал великанов, возвращал околдованным принцам их владения, а сам пользовался покровительством феи Морганы, сестры сказочного короля Артура, которая, обручившись с Гиером, даровала ему вечную молодость.

    Первым валетом бубен стал Роланд, легендарный племянник Карла Великого. Однако позднее, без явных на то причин, его сменил Гектор де Марэ, один из рыцарей Круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере, именно этот герой сегодня ассоциируется с валетом бубен, хотя знаменитое благородство рыцаря де Марэ плохо вяжется с дурной славой, приписываемой этому валету.

    Валетом треф карточных дел мастера избрали самого сэра Ланселота, старшего из рыцарей Круглого стола. Первоначально он был самым ярким из валетов. Но постепенно манера рисунка менялась, и валет треф лишился своего роскошного камзола, хотя в руках у него остался лук символ его непревзойденного мастерства лучника. Впрочем, в современном валете треф трудно узнать того могучего воина, который, будучи ранен в бедро стрелой, тем не менее сумел одержать верх над тридцатью рыцарями...
    Такова галерея фамильных портретов, о которой не подозревает никто из игроков, беря в руки атласную колоду.

    Первая карта , о которой есть упоминание, была создана на куске глины .

    Д ля чего нужны карты?

    Представьте, как было бы трудно на словах дать описание всех и зданий вашего города. Проще изобразить или их положение.

    Вот и получилась карта!

    Первая карта, о которой есть упоминание, была создана на куске глины, который затем обожгли. Это было в Египте более 4000 лет назад.

    К ак использовались карты?

    В древности землевладельцы изображали на картах своих владений, короли - земли своего королевства.

    Но когда человек попытался изобразить на карте местоположение удалённых объектов, он столкнулся с .

    Это связано с тем, что Земля круглая, поэтому измерить большие достаточно .

    А строномы помогли в создании карт

    Большую помощь первым картографам оказали астрономы, так как их исследования были связаны с размером и формой Земли.

    Эратосфен, который родился в 276 году до нашей эры в Греции, определил диаметр Земли. Его данные были близки к действительным.

    Его методика впервые позволила правильно рассчитать расстояние на север и на юг.

    П араллели и меридианы

    Примерно в то же самое время Гиппарх предложил разделить карту мира на равные части вдоль параллелей и меридианов.

    Точное положение этих воображаемых линий, как он считал, будет основано на изучении .

    Птолемей во втором веке нашей эры, используя эту идею, создал исправленную карту, разделённую на равные части параллелями и меридианами.

    Его учебник по географии был основным по данному предмету и после открытия . Открытия и других путешественников расширили интерес к картам и схемам.

    К огда был издан первый сборник карт?

    В 1570 году Авраам Ортелиус издал в Антверпене первый сборник карт. Основоположником современной картографии является Герадус Меркатор.

    На его картах прямые линии соответствовали кривым линиям на глобусе. Это дало возможность провести на карте прямую линию между двумя точками, а также определять по компасу.

    Такая карта называется «проекция», она «проектирует», или переводит поверхность Земли на карту.

    П очему карты ещё называют а́тласом?

    На титульном листе книги (сборника карт) Авраама Ортелиуса был изображён гигант А́тлас.

    Вот почему сборник карт сегодня мы называем «атласом».

    Изобретение английского картографа

    Первый в мире пазл был изобретён английским картографом Джоном Спилсбури около 1760 года. Но предназначался он не для развлечения, а для образовательных целей, так как представлял собой нарезанную на государства карту Европы. Такой метод обучения был весьма наглядным и очень понравился детям, и только спустя много лет другие люди придумали выпускать игровые пазлы.

    ❀ ❀ ❀