Физическая культура - что такое? Программа по физкультуре в школе. Анализ учебных программ по физическому воспитанию Школьная программа по физической

2.1. Пояснительная записка

Преподавание предмета «Физическая культура» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

    Федеральный закон от 29.12.2012г№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

    Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р)

    «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).

    «О разработке рабочих учебных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).

    Областного базисного учебного плана(приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.04 №02-678), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 5мая 2005 года№01-571, от10 мая 2006 года №2-510, от 29 мая 2007 г № 02-567, от 5мая 2008г №04-387,от 6 мая №01-269, от 10.06 2011 №04-997.

    Учебного плана МКОУ СОШ № 20 г.Пласт на 2014-2015_учебный год.

    Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области « О преподавании учебного предмета «Физическая культура»в2014-2015учебном году»от 30.06.2014г№ 03-02214959.

    «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год». Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года № 2080

    «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986);

    «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600).

    Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования) по физической культуре, утвержденного Министерством образования России от 05.03.2004г №1089;

    Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 30 мая2014года №01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»

    «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровью к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» (письмо Минобрнауки России от 31 октября 2003г. № 13-51-263/123)

    «О введении третьего часа физической культуры» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.10.2010 г. №01/5139)

    Приказ Министерства образования и науки РФ от04. 10.2010г № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса иоборудования учебных помещений»

    Об утверждении СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучениявобщеобразовательных учреждениях»/Постановление Главного государственного санитарного врача РФот29.12.2010 № 02-600 (Заригистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290)

    Об объявлении в РФ Года культуры /Указ Президента РФ от 22.04.2013г №375

    О рассмотрении обращений граждан / Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014г

    Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическа деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от18.10.2013гш. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России от06.12.2013 №30550).

    Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г №1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013г №30067).

    Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14. 12.2009г №729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010г. №15987

    О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011г, №2(Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011г. №197339).

    О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012г№2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011г. №19739).

    Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области /Приказ Министерства Образования и науки Челябинской области от 128.03.3013г. №03/961.

    Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных учреждений Челябинской области на 2013-2015 год/ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013г.№01/4591

Рабочая программа разработана на основе Программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А.Зданевича (М, Просвещение, 2007).

2.2. Обоснование выбора системы обучения

В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части- базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, кроссовая подготовка заменена лыжной подготовкой. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по волейболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков.

Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать следующий уровень физической подготовленности, что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Цели и задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов направлены:

На содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стресса;.

На расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

На дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

На формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности;

На углубленное представление об основных видах спорта;

На закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;

На формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.

2.3.Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» ведется как обязательный предмет, на его преподавание отводится 102 часа в год (11кл), 105часов (10кл).

Социокультурные основы:

Медико-биологические основы:

Приемы саморегуляции:

Баскетбол:

Волейбол:

Легкая атлетика:

Лыжная подготовка.

Кроссовая подготовка.

2.4. Реализация национально – регионального компонента

РК включен в программу не отдельными темами, а как дополнение к основному материалу к разделу «Легкая атлетика» для развития физических качеств и изучения игры «Русская лапта», которая включена в 1-ой четверти на 6-ти уроках и в 4-ой четверти на 5-ти уроках.

Региональный компонент «Лапта» -10-11 класс.

1-ая четв.

4-ая четв.

Правила игры:

Кубковые системы проведения игр: с выбыванием двух и более поражений

Без выбывания

Схема игр

Техника игры;

Удар круглой битой снизу

Удар на дальность

Ловля- бросок в движении

Ловля в падении

Броски в прыжке

Тактика игры:

Совершенствование тактических действий

Учебная игра

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Социокультурные основы:

10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движения.

11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы:

10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания.

Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.

11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.

Медико-биологические основы:

10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

11 класс. Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.

Приемы саморегуляции:

10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и спихорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Баскетбол:

10-11 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетбола.

Волейбол:

10-11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях волейболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях волейбола.

Гимнастика с элементами акробатики:

10-11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.

Легкая атлетика:

10-11 классы. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила поведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

Лыжная подготовка.

Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Самоконтроль при занятиях лыжной подготовкой.

Кроссовая подготовка.

Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе. Самоконтроль при занятиях кроссовой подготовкой.

3. Перечень компонентов учебно – методического комплекса

Программа

Методическое пособие учителя

Лях.В.И, А,А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2007

Лях.В.И. Физическая культура 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2014.

Физическая культура1-11 классы:подвижные игры на уроках и во внеурочное время/ авт-сост. С.Л.Садыкова, Е.И.Лебедева-Волгоград: Учитель,2008

Осинцев В.В.Лыжная подготовка в школе:1-11 кл: методическое пособие.- М.: ВЛАДОС-Пресс

Тестовые задания по физической культуре: учебно-методическое пособие для учителей и учащихся/ авт-сост. П.А.Киселев, С.Б. Киселева.- М.: издательство»Глобус», 2010.

Приложение

1.Стенка гимнастическая

2.Козел гимнастический

3.Перекладина гимнастическая

4.Канат для лазанья

7.Гантели наборные

8.Маты гимнастические

10.Мяч малый (теннисный)

11.Скакалка гимнастическая

12.Палка гимнастическая

13.Обруч гимнастический

Лыжная подготовка

Лыжные ботинки

Лыжные палки

Подвижные и спортивные игры

Сетка волейбольная

Мячи волейбольные

Мячи футбольные

Туризм

Измерительные приборы

Рулетка измерительная 50м

Секундомер

Весы медицинские

Средства первой помощи

Аптечка медицинская

Спортивный зал

Спортивный зал игровой

Кабинет учителя

Легкоатлетическая дорожка

Сектор для прыжков в длину

Площадка игровая волейбольная

Полоса препятствий

Лыжная трасса

2.3 . Учебно-тематический план

по физической культуре

Вид программного материала

Базовая часть

Основы знаний о физ. культуре

В процессе

В процессе

В процессе

В процессе

Спортивные игры (баскетбол)

Гимнастика с элементами акробатики

Легкая атлетика

Кроссовая подготовка

Вариативная часть

Волейбол

Лыжная подготовка

Легкая атлетика

4.Требования к уровню подготовки учащихся .

По окончании средней школы учащийся сдает дифференцированный зачет.

Демонстрировать:

Физическая полготовленность

Физические упражнения

Скоростные

Бег 100 м, с

Бег 30 м, с

Подтягивание на высокой перекладине, количество раз

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, количество раз

Прыжок в длину с места, см

К выносливости

Бег 2000м, мин

Бег 3000м, мин

5.Характеристика контрольно- измерительных материалов

Оценка техники владения двигательными действиями и навыками осуществляется по следующим примерным критериям:

«5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; учащиеся по заданию учителя используют его в нестандартных условиях;

«4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;

«3» – двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

«2» – двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Нормативы

«5» «4» «3»

«5» «4» «3»

Бег 100м юн-

Бег 2000м юн

Ч/б 3х10м юн-

Прыжки в длину с места

Прыжки в длину с разбега юн-

Прыжки через скакалку за 1 мин юн-

Отжимание юн-

Подтягивание юн-

из виса лежа дев-

Метание гранаты

Поднимание туловища за 1мин юн-

Приседания за 1мин юн-

Лыжные гонки классический ход 5 км

коньковый ход 5 км юн-

свободный ход 10 км юн

11.00 11.30 12.3

14.30 15.00 15.30

26.00 27.30 29.30

16.30 17.00 18.00

23.00 24.00 25.30

15.30 16.00 17.30

Без учета времени

Без учета времени

10.00 10.40 12.0

14.00 14.30 15.00

24.00 25.00 26.30

16.00 16.30 17.00

22.00 23.00 24.00

14.30 15.30 16.30

Без учета времени

Без учета времени

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Стенка гимнастическая

2.Козел гимнастический

3.Перекладина гимнастическая

4.Канат для лазанья

5.Мост гимнастический подкидной

6.Скамейка гимнастическая жесткая

7.Гантели наборные

8.Маты гимнастические

9.Мяч набивной (1 кг, 2 кг,3 кг)

10.Мяч малый (теннисный)

11.Скакалка гимнастическая

12.Палка гимнастическая

13.Обруч гимнастический

Лыжная подготовка

Лыжные ботинки

Лыжные палки

Подвижные и спортивные игры

Щиты баскетбольные навесные кольцами и сеткой

Мячи баскетбольные для мини-игры

Сетка волейбольная

Мячи волейбольные

Мячи футбольные

Туризм

Палатка туристская (двухместная)

Измерительные приборы

Рулетка измерительная 50м

Секундомер

Весы медицинские

Средства первой помощи

Аптечка медицинская

Спортивный зал

Спортивный зал игровой

Кабинет учителя

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Пришкольный стадион (площадка)

Легкоатлетическая дорожка

Сектор для прыжков в длину

Игровое роле для футбола (мини-футбола)

Площадка игровая баскетбольная

Площадка игровая волейбольная

Полоса препятствий

Лыжная трасса

Особое значение в настоящее время в школе приобрела физическая культура. Что такое физическое воспитание в образовательной организации? Как можно построить планирование по данной учебной дисциплине? Будем искать ответы на данные вопросы, чтобы понять сущность и специфику преподавания физкультуры в своевременной школе.

Роль и место в ОУ

Какое место занимает и спорт в отечественном образовании? Начнем с того, что в настоящее время во всех классах добавлен один час преподавания данной учебной дисциплины.

Причиной подобного решения стало существенное ухудшение физического здоровья подрастающего поколения, а также отсутствие позитивного отношения к здоровому образу жизни у школьников.

ФГОС по физической культуре разработаны так, чтобы основной акцент преподаватели обращали именно на сохранение здоровья школьников, формирование у них активного желания заниматься спортом.

Структура занятия и его особенности

Проводятся уроки в спортивном зале либо на улице. Программа по составляется так, чтобы в каждом уроке было три раздела:

  • вводная часть;
  • основное содержание;
  • заключение.

На вводном этапе преподаватель предлагает ребятам упражнения в виде разминки. Основной блок предназначен для разучивания новой игры, упражнений, метания, прыжков, лазанья по канату, бега, заданий на координацию движений, подвижных игр, командных эстафет.

Учитель физической культуры в заключительной части занятия дает ребятам время для налаживания пульса и дыхания, приведения своего организма в обычный режим функционирования.

Важные аспекты

Что подразумевает понятие «физическая культура»? Что такое школьное физвоспитание? Отметим, что физкультура в обычной школе не ограничивается только уроками, к ней вполне можно отнести и небольшие разгрузочные физминутки, проводят которые не только физруки, но и учителя иных учебных дисциплин.

Также сюда необходимо включить и систематические медицинские осмотры, проводимые ежегодно в образовательных учреждениях. Они предназначены для оценки развития, состояния здоровья, а также физической подготовки обучающихся. В совокупности все это и есть физическая культура. Что такое программа по физкультуре для российской школы? Остановимся на данном вопросе подробнее.

Специфика программы

В ней выделяют несколько форм и компонентов:

  • базовую часть;
  • реабилитационную и оздоровительную часть;
  • «фоновую» физическую культуру.

Первая часть является фундаментальной основой предмета. Она включает в себя системы воспитательных и образовательных целей, а также подбор приемов и методов работы, способствующих достижению поставленных целей и задач. Именно на этой части и основывается физическая культура. Что такое оздоровительная часть программы? Педагог обязан в полной мере выполнять социальный заказ, создавать оптимальные условия для сохранения физического здоровья подрастающего поколения.

Именно поэтому в обычную программу по данной учебной дисциплине дополнительно (при необходимости) включаются комплексы упражнений, способствующие коррекции различных навыков. К примеру, педагог делает с детьми в рамках урока физической культуры дыхательную гимнастику, упражнения для коррекции осанки.

Программа для начальной школы

В нее включаются элементы, предполагающие развитие выносливости, ловкости, координации движений, навыки работы в команде. На занятиях физкультуры учитель обучает детей основам правильного дыхания, сочетая его с движениями.

В программу входит знакомство с элементами командных и спортивных игр, обучение плаванию, лазанью по канату, метанию мяча на разном расстоянии, забрасыванию его в волейбольную сетку.

Особенности программы по физкультуре для старшеклассников

На старшей ступени обучения учитель использует для организации уроков разнообразные методы работы. Они представляют собой единую совокупность методических приемов, позволяющих выстраивать для каждого воспитанника собственную развивающую траекторию, прививать подросткам позитивное отношение к спорту, здоровому образу жизни.

Уроки включают обучение навыкам закаливания, психорегуляции, самоконтроля, массажа. Данный предмет направлен на формирование у старшеклассников привычки к занятию спортом на всю последующую жизнь. Именно данный предмет позволяет педагогам вести профилактику ассоциативного поведения старшеклассников.

В составляется пояснительная записка, в которой отмечаются все основные приемы и методы работы. Актуальность и особенность физического воспитания.

Далее учитель расписывает поурочное тематическое планирование, указывая количество часов, предназначенных на каждую игру, упражнения, бег и другие виды деятельности. По требованиям ФГОС особое внимание уделено тем универсальным навыкам, которыми должны овладеть школьники.

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

продолжать развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах само контроля;

углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.

Подростковый возраст -- переломный период в развитии двигательных функций ребёнка. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазание и т.д. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости, скоростных и гибкости) способностей учащихся, а также их сочетаний. В этом возрасте продолжается овладение школьниками базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание).

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

В конце 40-х - начале 50-х гг. задачи физкультурных организаций страны были скорректированы с учетом престижа советского спорта на международной арене. Особенности, присущие спортивной направленности в развитии физической культуры в стране, не могли не сказаться на содержании учебных программ всех учебных заведений.

С 1954/55 учебного года вводится новая программа по физической культуре для начальных, семилетних и средних школ. Она была подготовлена Главным управлением школ Министерства просвещения РСФСР и Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. В программе, в частности, говорилось о необходимости уделять больше внимания спорту, гимнастика и легкая атлетика выделялись в самостоятельные разделы.

В качестве основных задач школьной физической культуры были названы образовательные задачи: в 1 -4-х классах - “обучение учащихся умениям и навыкам в основных видах гимнастики, спорта и игр”; в 5-7-х классах - “обучение учащихся основным видам спорта, играм и гимнастике”; в 8 -10-х классах - “обучение учащихся гимнастике, играм и основным видам спорта”. Решение образовательных задач осуществлялось по принципу последовательного, от младших классов к старшим, выполнения простых двигательных заданий, а затем более сложных умений и навыков в гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и т.д. Для закрепления и совершенствования двигательных действий программой предусматривались домашние задания.

В программе 1954 г. на предмет “Физическая культура” во всех классах отводилось 66 ч в год (по 2 ч в неделю).

Учебный материал по физической культуре 1-2-х классов состоял из гимнастики и игр, 3-4-х классов - из гимнастики, игр и лыжной подготовки. В разделе “Лыжная подготовка” были указаны раздельные учебные нормативы для мальчиков и девочек. В программе отмечалось, что “...Учебной работе должна содействовать внеклассная и внешкольная физкультурная и спортивная работа в школе, домах пионеров, детских парках, пионерских лагерях и т. д.”

Программа 5-7-х классов включала основной материал, который должен быть полностью пройден во всех школах, и дополнительный материал, изучаемый в зависимости от географических, климатических и других местных условий. Основной материал содержал следующие дисциплины: гимнастику, легкую атлетику, подвижные игры, лыжную подготовку. Материал по гимнастике дифференцировался для девочек и мальчиков. Для девочек в меньшем объеме были представлены упражнения в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, были короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков. Для каждого класса в программе предназначался дополнительный материал по основным видам спорта: гимнастике, легкой атлетике, плаванию, лыжному и конькобежному спорту. В программе содержались учебные нормативы для школьников, а также говорилось, что “...в результате занятий по физической культуре учащиеся должны сдать нормы БГТО в 7-м классе”.

Для 8-10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей по тем же разделам, что и в 5-7-х классах. В соответствии с требованиями программы школьники выпускного, 10-го, класса должны были выполнить нормы и требования комплекса ГТО I ступени.

В конце 50-х - начале 60-х гг. перед физкультурными организациями страны были поставлены очередные новые задачи. В эти годы было объявлено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно, страна вступила в период развитого социализма. Декларировалось, что непрерывный рост экономики, рост благосостояния советских людей создали широкие возможности для перерастания массового физкультурного движения в общенародное, для поднятия спорта высших достижений на более высокую ступень.

В марте 1960 г. Министерством просвещения РСФСР были утверждены новые учебные планы и программы для 1 -8-х классов. По сравнению с программой 1954 г. они не имели принципиальных отличий в содержании. Однако по форме представления программный материал включал ряд новшеств. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Так, например, для 6-го класса по гимнастике были сформулированы четыре задачи: “1. Научить кувырку назад. Научить стойке на лопатках после седа с прямыми ногами. 2. Учить лазанию по канату в 2 приема. Научить лазанию в 3 приема. 3. Научить опорному прыжку ноги врозь. Учить опорному прыжку согнув ноги. 4. Учить простым висам и смешанным упорам”. Далее в программе предлагался перечень различных упражнений: строевых, общеразвивающих, танцевальных, акробатических, лазаний, висов и упоров.

Впервые уже с 3-го класса выделен раздел “Легкая атлетика”, в число подвижных игр включены игры, подготовительные к спортивным.

В программе подчеркивалась важность комплексного физического воспитания школьников. В пояснительной записке говорилось: “Организация физического воспитания не может ограничиваться только проведением уроков физической культуры. Учебные занятия по этому предмету могут дать положительные результаты только в том случае, если они будут систематически подкрепляться правильным режимом учебного дня, в том числе физкультурно-оздоровительными мероприятиями (гимнастикой до занятий, физкультминутами на уроках, играми и физическими упражнениями на переменах, профилактической гимнастикой на уроках труда). Физкультминуты (как кратковременный отдых учащихся от умственного напряжения) систематически проводятся на третьем и четвертом уроках по общеобразовательным предметам во второй половине урока (на 25 -30-й минуте). Их продолжительность 2-3 мин. Большое внимание должно также уделяться внеклассной работе по физической культуре (массовым физкультурным праздникам и соревнованиям, занятиям в спортивных секциях и др.)”.

Отличительной особенностью программы 5-7-х классов было ее построение. Она состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу; вторая излагала материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. В пояснительной записке говорилось: “Помимо I части программы, для школы является обязательным прохождение одного из разделов II части. Если школа, например, выбирает гимнастику, в этом случае изучается учебный материал по легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу I части программы и учебный материал по гимнастике II части программы”. В этой связи в программе были предложены две схемы примерного годового распределения учебных часов при углубленных занятиях в школах гимнастикой и волейболом. В программе так же, как и в предыдущей, делался акцент на решении образовательных задач физического воспитания.

Начиная с 1970-х гг. содержание школьных программ изменялось по трем основным направлениям. Во-первых, в направлении упрощения задач, связанных с обучением двигательным действиям: из программы исключили сложные двигательные умения и навыки, подходы к обучению движениям становятся более дифференцированными применительно к юношам и девушкам. Во-вторых направлении перемещения акцента на развитие физических качеств благодаря повышению моторной плотности уроков, отведению на их развитие большего времени и совершенствованию организации и методов проведения уроков. В-третьих, в направлении разработки содержания и обоснования необходимости и обязательности самостоятельных занятий школьников физической культурой.

Фактически с 70-х гг. начал смещаться акцент школьной физической культуры с решения преимущественно образовательных задач, т. е. овладения навыками в тех видах спорта, которые были представлены в программах, на постановку и решение оздоровительных задач путем развития основных физических качеств.

В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10-х классах ею предусматривалось «...научить новым видам движений из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, классической (греко-римской) борьбы, спортивных игр, совершенствовать умение применять их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества». Впервые в послевоенное время вновь вводился кроссовый бег. Из спортивных игр предпочтение отдавалось ручному мячу, так как «...в этой игре учащиеся могут совершенствоваться в беге, прыжках и метании для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО». В усовершенствованной программе обращалось внимание на то, чтобы систематически воздействовать на развитие физических качеств. Впервые в каждом разделе программы учителю для этого предлагался конкретный практический материал в виде перечня специально подобранных физических упражнений. В 4-8-х классах, говорилось в программе, развитию физических качеств следует отводить не менее 8 -10 мин, а в 9- 10-х классах - не менее 10-20 мин времени урока. «Эффективность применения упражнений для развития физических качеств достигается и рациональной организацией занимающихся, обеспечивающей высокую плотность занятий (выполнение упражнений фронтально, поточно или небольшими группами по "станциям")», - говорилось в программе. С 1970 г. началось активное использование метода «круговой тренировки», основу которого составляет серийное повторение упражнений в процессе последовательной смены «станций».

Для юношей и девушек старших классов программа была различной. Впервые для юношей был введен раздел «Борьба классическая». На это нововведение тут же последовала реакция учителей физической культуры и администрации школ. Если юноши-старшеклассники с интересом отнеслись к занятиям борьбой, то материально-техническая и профессиональная базы для этого вида двигательной деятельности совершенно не отвечали элементарным требованиям. Вместе с тем многие школьники из-за низкого уровня физической подготовки испытывали значительные трудности в освоении названного вида спорта. Этот пример наглядно демонстрирует, что развитие физических качеств (физическая подготовка) должно предшествовать освоению умений и навыков (технической подготовке).

Традиционно программный материал для старшеклассников увязывался с военно-физической подготовкой к службе в армии: “...На каждом уроке физической культуры учитель должен предъявлять к учащимся строгие требования к правильному и четкому выполнению всех команд и строевых приемов в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил СССР”. Для обучения юношей умению реализовывать двигательные действия в различных усложненных условиях рекомендовалось сооружение стандартной полосы препятствий, т. е. полосы препятствий из комплекса ГТО, но дополненной препятствиями из наставления по физической подготовке Вооруженных Сил СССР.

Впервые для старшеклассниц в программе сделан акцент на воспитании красоты движений. В разделе “Гимнастика” был выделен материал по художественной гимнастике. Он содержал несложные упражнения с предметами: лентой и обручем.

В 1977 г. программа частично изменилась, главным образом в сторону упрощения разделов “Гимнастика” и “Борьба классическая”.

В 1983 г. была вновь подготовлена и утверждена очередная школьная программа по физической культуре для учащихся 4 - 10-х классов. В пояснительной записке говорилось, что ее появление определялось необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Принципиальных изменений программа не претерпела. Однако некоторые изменения были: программа включила содержание теоретических требований, приводился перечень двигательных умений и навыков по традиционным разделам (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, кроссовая подготовка, конькобежная подготовка, плавание, борьба). В раздел спортивных игр дополнительно был включен футбол. Элементы художественной гимнастики для старшеклассниц были дополнены современными и национальными танцами.

Впервые в программу были включены два раздела - “Навыки и умения самостоятельных занятий” и “Межпредметные связи”. В первом программа определила требования для каждого класса по теоретическим знаниям, практическим заданиям. Во втором были обозначены связи между физической культурой, с одной стороны, и природоведением, математикой, физикой, анатомией, гигиеной - с другой.

Новая программа по сравнению с предыдущей уже не требовала освоения элементов различных видов спорта в 4-8-х классах и навыков основных видов спорта - в 9 - 10-х классах. В ней говорилось, что обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям будет осуществляться применительно к различным по сложности условиям.

Так, если в программе 1975 г. юношам 10-го класса предлагалось выполнять «прыжки в длину и высоту с разбега избранным спортивным способом», т. е. «перекидным» (при прыжке в высоту), «ножницами» или «прогнувшись» (при прыжке в длину), то программа 1983 г. предлагала упрощенные варианты прыжков - «перешагиванием» и «согнув ноги».

Из программы необоснованно был изъят раздел «Материал для развития физических качеств», однако в ней говорилось: «...развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся. В связи с этим необходимо, согласно содержанию и задачам данного урока, включать соответствующие упражнения».

Провозглашенная в 1984 г. реформа общеобразовательной и профессиональной школы, опубликованные в печати материалы о состоянии здоровья подрастающего поколения со всей очевидностью поставили вопрос об оздоровительной направленности школьного физического воспитания.

В начале 1980-х гг. в специальной литературе отмечалось, что не изменяется устойчивая, а в последние годы прогрессирующая динамика ухудшения состояния здоровья школьников. Так, журнал «Гигиена и санитария» в 1982 г. опубликовал результаты проведенных исследований, которые зафиксировали удручающую картину состояния здоровья, физического развития и подготовленности школьников: около 43 % учащихся страдают различными хроническими заболеваниями, у 50 % детей и подростков выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата, у 63 % отмечено нарушение осанки, 33 % выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья. Выявлена связь между заболеваемостью и уровнем физического развития и подготовки школьников. Данные ВНИИФКа и Госкомитета СССР по народному образованию подтвердили эти негативные явления. Стало совершенно очевидно, что два школьных урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита двигательной активности школьников. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребностей, ни привычки в физическом самосовершенствовании и в итоге не могут решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой.

Реформа общеобразовательной школы предусматривала необходимость организации ежедневных занятий физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, но по существу не решила его. Остаточный принцип финансирования народного образования, чрезвычайно низкий уровень материально-технического обеспечения, работа многих городских школ в две смены, нехватка учителей физкультуры и другие причины практически свели на нет провозглашенные цели реформы.

В 1985/86 учебном году была введена “Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 2-х классов общеобразовательной школы”. Как и ранее, она была единой для всех школ страны и называлась комплексной. Фактически она объединила различные формы двигательной активности школьников, ранее уже включенные в практику работы школ. Программа состояла из четырех частей: первая часть - “Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня”, вторая - “Уроки физической культуры”, третья - “Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом”, четвертая - “Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия”. В заключение приводились впервые предложенные примерные объемы двигательной активности и перечень примерных упражнений для развития основных физических качеств, используемых в самостоятельных занятиях.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы состояли из так называемых малых форм двигательной активности: гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут во время общеобразовательных уроков (для школьников 1-4-х классов), физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня (для школьников 1 - 8-х классов).

Основной формой физического воспитания школьников вновь признавался урок. В качестве важнейших требований к нему были названы: “...обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой”. Содержание программы составили те же разделы, что и в предыдущих. Структура программного материала на уроках была следующей: основы знаний; навыки, умения, развитие физических качеств; учебные нормативы.

Программой предусматривались увеличение дистанции в беге, лыжных гонках, кроссах, что связано с более высокими требованиями к общей выносливости как физическому качеству, в наибольшей степени обеспечивающему здоровье.

В программу был включен дополнительный материал военно-прикладного характера: усложнена полоса препятствий, в раздел «Гимнастика» внесены упражнения военно-прикладной (преимущественно силовой) направленности. Школьная программа традиционно напоминала, что «на каждом уроке во всех классах необходимо выделять время для четкого и правильного выполнения строевых команд, видов перестроений и передвижений в строю, предусмотренных Строевым уставом Вооруженных Сил СССР».

Комплексная программа придавала особое значение самостоятельным занятиям школьников как важной дополнительной форме двигательной активности. Программа подчеркивала важную роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. В программе говорилось, что задания для самостоятельных занятий школьники получают непосредственно от учителя физической культуры на уроках.

Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные Дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристские походы и слеты, физкультурные праздники) преследовали цель приобщения школьников к систематическим занятиям физкультурой, повышения их двигательной активности. Содержание ежемесячных Дней здоровья и спорта в программе представлено по классам: 1-е, 2-7-е, 8 -11-е. Спортивные соревнования должны были проводиться по видам, представленным в комплексе ГТО.

В пояснительной записке отмечалось, что необходимым условием успешной реализации всех форм физической культуры в школе являются совместные действия педагогического коллектива школ, физкультурного актива самих учащихся и шефствующих организаций.

В 1987 г. в комплексную программу были внесены некоторые дополнения и изменения непринципиального характера. Прежде всего это коснулось второй части программы - «Уроки физической культуры». Во 2-4-х классах был включен дополнительный материал по кроссовой подготовке. Более подробно описаны общеразвивающие упражнения, двигательные умения и навыки в 1 -4-х классах. Это было сделано потому, что во многих школах в начальных классах уроки проводят учителя, не имеющие специального физкультурного образования.

В 5 -8-х классах частично упростились образовательные задачи и больше внимания стало уделяться физической подготовке школьников.

Для занятий старшеклассников военно-прикладной подготовкой была предложена типовая полоса препятствий, в разделы “Легкая атлетика” и “Гимнастика” вновь дополнительно включены упражнения военно-прикладной и преимущественно силовой направленности. В 11-м классе для юношей были дополнительно введены следующие нормативы: кроссовый бег на 1000 м, лазанье по канату без помощи ног, подъем силой на перекладине и челночный бег 10 х 10 м.

Изменились и требования к учащимся, оканчивающим начальную, неполную среднюю и среднюю школу, т. е. 4, 9, 11-й классы. Например, требования к школьникам, оканчивающим начальную школу, в программе 1987 г. сформулированы так: “...владеть навыками основных циклических движений: бег, передвижение на лыжах; умение выполнять гимнастические упражнения без снарядов и на снарядах, плавать, метать мяч, прыгать в длину и высоту с разбега, играть в подвижные игры. Систематически выполнять утреннюю гимнастику и домашние задания. Сдать нормы Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО (в соответствии с возрастом)”.

В самостоятельную, третью, часть программы была выделена “Профессионально-прикладная физическая подготовка” (для юношей и девушек 9 - 11-х классов), где требования и средства подготовки изложены для восьми групп профессий.