Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны. Вооруженный конфликт: начало, приостановление, прекращение, правовые последствия Формы прекращения состояния войны

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по международному гуманитарному праву. Пособие составлено на основе новейшего международного законодательства и полностью соответствует программе курса «Международное гуманитарное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении международного гуманитарного права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

13. Прекращение военных действий

Окончание войны – деятельность, которая направлена на восстановление мирных отношений между конфликтующими государствами и прекращение военных действий.

Основные формы прекращения военных действий :

1) перемирие;

2) капитуляция.

Перемирие – это временное прекращение военных действий, осуществление которого основывается на взаимном соглашении между участниками вооруженного конфликта.

Перемирие бывает местное и общее.

К местному перемирию относятся действия следующего характера :

1) подбор раненых и больных;

2) погребение мертвых;

3) эвакуация из осажденных районов гражданского населения;

4) иные действия.

Оно заключается как командующим войсками, так и старшим военным начальником на определенном участке фронта.

Общее перемирие предполагает, что:

1) военные действия временно приостанавливаются на всем театре военных действий;

2) возможно прекращение военных действий.

В отличие от местного перемирия, общее заключается компетентными органами государств, которые занимаются решением вопросов относительно прекращения военных действий по всей линии фронта.

Отличительной чертой перемирия является то, что в его процессе конфронтация сторон приобретает формальное и юридическое равенство.

В современный период времени перемирие между сторонами, находящимися в конфликте, в основном заключается по волеизъявлению Организации Объединенных Наций, которая оговаривает со сторонами место и время, подготавливает проект соответствующих документов.

Капитуляция представляет собой всякое прекращение противоборства вооруженных сил или их части. Помимо этого, при ней капитулирующая сторона наделяется статусом побежденного государства и лишается всякого формального равенства с победителем.

Существуют два вида капитуляции – безоговорочная и на определенных условиях.

Но при любом ее виде сторона-победитель повергнутым государствам диктует свои условия.

При данной форме прекращения военных действий все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят в собственность противника, а капитулирующие войска попадают в военный плен.

Несоблюдение основных условий капитуляции является правонарушением международного характера, но только если оно совершено по приказу правительства конфликтующей стороны, либо военным преступлением, если его совершение произошло без такого указания.

Основные формы прекращения состояния войны между конфликтующими государствами :

1) заключение мирного договора. Данный вид договора рассматривает наиболее значимые вопросы относительно урегулирования политической, экономической, территориальной и иной проблемы вследствие прекращения военных действий между конфликтующими сторонами.

К таким договорам можно отнести заключенные СССР в 1948 г. мирные договоры с государствами-сателлитами фашистской Германии;

2) односторонняя декларация (например, СССР окончил войну с фашистской Германией Указом Президиума ВС СССР от 25 января 1955 г.), а также двусторонняя декларация (например, Советско-японская декларация от 10 октября 1956 г.).

К правовым последствиям прекращения военных действий относятся :

1) восстановление дипломатических и консульских отношений;

2) возобновление действий, отношений в области экономики;

3) разрешение территориального вопроса;

4) обмен военнопленными;

5) разрешение вопросов, касающихся ответственности государств и индивидов, иными словами, наступление ответственности государств в любом ее проявлении.

Вопросы международно-правового оформления окончания войны играют особую роль, поскольку переход государств от одного международно-правового состояния к другому, в частности от мирных отношений к войне и от войны к мирным отношениям, связан с рядом юридических и политических последствий. Окончание любого вооруженного конфликта должно быть оформлено юридически в интересах нормализации и развития послевоенных отношений, урегулирования территориальных, экономических и других проблем.

Окончание войны – прекращение состояния войны, т. е. восстановление между воюющими государствами мирных отношений с вытекающими отсюда международно-правовыми последствиями.

Окончание войны имеет следующие правовые последствия: прекращают действие нормы международного права; устанавливаются дипломатические отношения между государствами; возобновляется действие ранее заключенных международных договоров; осуществляется репатриация военнопленных, а также гражданского населения, оказавшегося на территории бывшего противника; разрешаются вопросы политической и материальной ответственности государств, а также уголовной ответственности физических лиц и др.

В международном праве различают три формы прекращения состояния войны и перехода к мирным отношениям между государствами: односторонняя декларация победителя, двухсторонняя декларация и мирный договор.

Основной международно-правовой формой прекращения состояния войны является заключение мирного договора . По содержанию он охватывает широкий круг вопросов: прекращение состояния войны, восстановление мирных отношений, а также ответственность военных преступников, разрешение территориальных вопросов, обмен военнопленными, возмещение убытков, возвращение имущества и т. п.

Принятие односторонней декларации означает, что между государствами не ведутся переговоры, а восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны.

При заключении двусторонней декларации состояние войны прекращается в результате переговоров.

Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие (местное или общее, срочное или бессрочное) и капитуляция (местная, общая, почетная, безоговорочная).

Капитуляция – это окончание военных действий, прекращение сопротивления вооруженных сил противника на условиях, предъявленных ему победителем. В результате общей капитуляции на побежденное государство могут быть возложены определенные политические, экономические и военные обязательства. При капитуляции, как правило, все вооружение переходит к победителю, личный состав передается в качестве военнопленных. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Если перед агрессором капитулирует правительство, тем самым создавая своему народу препятствия для ведения борьбы против вторжения противника, то такая капитуляция не может считаться правомерной и не обязывает народ соблюдать ее положения.


Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция.

Перемирие – временное прекращение военных (боевых) действий по соглашению воюющих сторон. Перемирие может быть общим и местным.

Общее перемирие прекращает военные действия, причем оно распространяется на весь театр войны и в силу этого представляет собой акт не только военный, но и политический, а поэтому заключается воюющими сторонами от имени государственных органов. При определенных обстоятельствах оно способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. Решение о заключении общего перемирия принимается высшими государственными органами.

Местное перемирие имеет своей целью приостановление военных действий между отдельными воинскими подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий с тем, чтобы подобрать раненых и больных, произвести погребение мертвых, эвакуировать из осажденных районов женщин и детей. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны предусматривает возможность заключения в этих целях местных соглашений.

Контрольные вопросы и задания :

1. Назовите основные правовые последствия окончания войны.

2. Раскройте содержание основных международно-правовых форм прекращения войны.

3. Поясните содержание понятий «капитуляция» и «перемирие».

Окончание военных действий и состояния войны - это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действии являются перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями. В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о “временных мерах”, которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).



Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

Согласно обычной норме международного права, нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно/совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния воины между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т. п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими. Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде ряда мирных договоров 1919 - 1920 годов, которые составили так называемую Версальскую систему мирных договоров.

После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 году выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Начало войны - это момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим не следует фактического начала боевых действий. Началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Гаагская конвенция III об открытии военных действий 1907 г: устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления войны, либо ультиматума с условным объявлением войны.

Мотивированное объявление войны может быть взято назад, если государство, которому объявлена война, ликвидирует обстоятельства, послужившие причиной объявления войны. Ультиматум (категоричное объявление войны) не допускает никаких возражений против требований одного государства к другому под угрозой начала против него боевых действий (1999 г. - ультиматум США, предъявленный Сербии).

Сам факт объявления войны, не являющейся актом самообороны, не превращает войну противоправную в войну законную и в соответствии с Определением агрессии 1974 г. представляет собой акт агрессии. Само объявление войны - это преступление против мира, угроза применения силы. Однако начало войны без ее предварительного и недвусмысленного предупреждения является отягчающим обстоятельством другого преступления против мира - ведения агрессивной войны. На Нюрнбергском процессе был специально отмечен факт нападения Германии на СССР без объявления войны, т.е. нарушение нормы Гаагской конвенции III.

Институт объявления войны не потерял своего значения и в современном мире, - он должен использоваться при реализации права на индивидуальную или коллективную самооборону, при начале операции по поддержанию мира по мандату ООН (1990 г. - Ираку в соответствии с резолюцией Совета Безопасности была предоставлена «пауза мира» для вывода войск с территории Кувейта).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается фактическим началом боевых действий, является началом юридического состояния войны вплоть до его официального прекращения (с другой стороны, фактическое начало военных действий между государствам» может и не привести к началу состояния войны - советско-китайский конфликт в 1969 г.).

Наступление состояния войны независимо от фактического начала военных действий влечет за собой международно-правовые последствия:

1. Прекращаются все мирные отношения между участниками конфликта. Дипломатический и консульский персонал вправе беспрепятственно покинуть территорию государства пребывания. В соответствии с Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях (1961 и 1963 гг.) государство пребывания обязано оказать содействие для выезда таких лиц и при необходимости предоставить им средства передвижения.

2. Между воюющими сторонами прекращают действовать все двусторонние договоры, рассчитанные на мирное время. Вступают в силу договоры, специально заключенные на случай войны, - прежде всего, Гаагские 1907 г. и Женевские 1949 г. конвенции (которые запрещено денонсировать во время войны).

3. Запрещаются торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельского государства, личные и коммерческие отношения между гражданами воюющих государств.

4. К гражданам неприятельского государства, пребывающим на территории военного противника, применяются различные ограничения (специальный негативный режим), включая интернирование или

принудительное проживание в определенном районе на период войны. Интернированные лица сохраняют свою гражданскую право и дееспособность и вправе осуществлять их в той мере, в какой это совместимо с интернированием.

5. Имущество, принадлежащее вражескому государству (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств), подлежит конфискации. Имущество частных лиц в принципе считается неприкосновенным.

6. Торговым судам воюющих сторон, находящимся к началу войны в неприятельских водах и портах, дается определенный срок («индульт»), в течение которого они должны покинуть территорию вражеского государства. По истечении этого срока суда могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от их принадлежности (государству или частным лицам).

С началом состояния войны вступает в действие система «держава покровительниц» (установлена Дополнительным протоколом I). Держава-покровительница - это не участвующее в конфликте государство (несколько государств), признанное воюющими сторонами назначенное для охраны интересов обеих воюющих сторон. Если такой Державы нет, - ее функции обязаны выполнять Международный Комитет Красного Креста или другие международные организации субституты»). Представлять интересы воюющих государств может любое нейтральное государство (во время Второй мировой войны интересы СССР в Германии представляла Швеция; она же представляла германские интересы в СССР). Через Державу-покровительницу, субститут или нейтральное государство поддерживается связь между воюющими сторонами.

Окончание войны и его международно-правовые последствия

Окончание войны в юридическом смысле - это прекращение состояния войны, т.е. между воюющими сторонами восстанавливаются мирные отношения: дипломатические, консульские, торговые и т.п. Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Прекращение военных действий и прекращение состояния войны - это различные акты, отличающиеся как по юридическому оформлению, так и по юридическим последствиям. Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется официальными актами:

1. Перемирие - временное приостановление военных действий по взаимному соглашению сторон. Перемирие может быть общим и частным (местным) - на отдельных участках фронта, срочным и бессрочным.

Местное (частное) перемирие заключается с целью приостановления военных действий между отдельными частями на отдельных участках фронта. Оно направлено на подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуацию гражданского населения, направление парламентеров, празднование общенационального или религиозного праздника. Местное перемирие, как правило, имеет краткий характер.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона. Местные перемирия или одностороннее прекращение военных действий имели место во Вьетнаме, в Афганистане, в Нагорном Карабахе, Грузии, Чечне.

Срочное перемирие может быть прервано в связи с истечением установленного в нем срока, с наступлением оговоренных в соглашений о перемирии условий или событий. При бессрочном перемирий воюющие стороны могут возобновить боевые действия в любое вредно обязаны заранее предупредить об этом другую сторону.

При общем перемирии (общем прекращении огня) военные действия приостанавливаются на всем театре войны. Общее перемирие является полным и бессрочным и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Общее перемирие не только способствует приостановлению военных действий (например, стороны конфликта формально не заявили о наличии состояния войны), но приводит к их прекращению. Общее перемирие является не только ценным, но и политическим актом, и оформляется в договорно-прававом порядке: Соглашение о военном перемирии в Корее 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме 1973 г., Соглашение о прекращении огня между Ираком и Ираном 1988 г. - все эти соглашения о перемирии содержали положения о прекращении военных действий и о взаимном возвращении военнопленных.

Гаагская конвенция IV о законах и обычаях сухопутной войны устанавливает, что нарушение перемирия одной стороной дает другой стороне право отказаться от перемирия и немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Нарушение актов о перемирии представляет собой противоправное посягательство на законы и обычаи войны, акт агрессии, влекущие международную ответственность. Нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственной инициативе, дает право требовать наказания виновных и возмещения понесенных потерь (ст. 41).

2. Выполнение решения Совета Безопасности ООН (ст. 40 Устава ООН) о временных мерах - прекращении огня, освобождении оккупированной территории.

3. Капитуляция. Происходит на условиях, поставленных победителем (это не соглашение сторон, как перемирие). Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишена даже формального равенства с победителем. Это прекращение сопротивления одной из воюющих сторон. При капитуляции все вооружение, военная техника и военное имущество переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену.

Виды капитуляции: простая (обычная, местная) - прекращение сопротивления отдельных крепостей и районов (капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) - и общая; безоговорочная и почетная (капитуляция гарнизона крепости с сохранением оружия и знамен).

Почетная капитуляция - это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами. капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или денный город со знаменами, техникой и оружием и направиться

на соединение со своими вооруженными силами для ведения дальнейших боевых действий (почетная капитуляция и выход палестинцев осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.)

Простая (обычная) капитуляция - это прекращение военных действий на отдельном участке фронта (сдача крепости, города, зоны, разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, но может оказать серьезное влияние на военно-политическое положение воюющих сторон (капитуляция Порт-Артура в русско-японской войне 1904-1905 гг.).

Общая капитуляция - это повсеместное прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. Общая капитуляция предполагает разоружение всех вооруженных сил побежденного государства; его территория может быть оккупирована и на государство наложена политическая и материальная ответственность (в 1991 г. Правительство Ирака в письме на имя Председателя Совета Безопасности ООН выразило согласие выполнить все резолюции Совета Безопасности).

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного: Берлинский акт о военной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 г.; Токийский акт о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г. Эти акты предусматривали безоговорочную капитуляцию германских и японских вооруженных сил, их разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

При безоговорочной капитуляции побежденное государство лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верховная власть осуществляется военным командованием государства-победителя. Победитель и его союзники определяют политическое урегулирование, санкции, виды и формы политической и материальной ответственности, основы мирного договора. Побежденное государство не вправе отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее.

В соответствии с обычной нормой международного права нарушение условий капитуляции является международным правонарушением, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военным преступлением, если такого указания нет. Данное нарушение может повлечь за собой либо ответные меры, либо наказание виновных как военных преступников.

Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войн. Прекращение состояния войны - это окончательное урегулирован политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершением войны и прекращением военных действий. Правовые последствия прекращения состояния войны: восстановлением между бывшими противниками официальных, отношений, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее действовавших международных договоров, прекращение действия договоров военного времени. Формы прекращения состояния войны - мирный договор или односторонний акт одной из воюющих сторон.

1947 г. - страны антигитлеровской коалиции подписали выработанные на Парижской мирной конференции договоры с Болгарией, Венгрией, Румынией, Италией, Финляндией о прекращении состояния войны. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны. В договорах устанавливались границы соответствующих государств, их политические обязательства, обязательства по репарациям и реституциям в пользу стран антигитлеровской коалиции, по репатриации военнопленных и т.д. В 1951 г. Великобритания, США и Франция заключили мирный договор с Японией.

1951 г. - Англия, Франция и США в одностороннем заявлении объявили о прекращении войны с Германией.

1955 г. - одностороннее заявление СССР о прекращении состояния войны с Германией; отмена всех ограничений в отношении германских граждан (как граждан вражеского государства), введенных в связи с войной. Полное урегулирование вопросов войны с Германией имело место только в 1990 г.: Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (СССР, США, Великобритания, Франция, ФРГ, ГДР) - объединенная Германия обрела полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами; прекратилось действие прав и ответственности союзных держав в отношении Берлина и Германии в целом.

Прекращение состояния войны может иметь место и в результате Двусторонней декларации, основанной на соглашении сторон: 1956 г. - СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией (который не подписан до сих пор). Иногда акт прекращения военных Действий одновременно является актом прекращения состояния войны (Соглашение во Вьетнаме 1973 г., Женевские соглашения об урегулировании положения в Афганистане 1987 г.).

Обращение к двусторонним и односторонним декларациям объяснятся, в частности, существованием неурегулированных территориальных вопросов (СССР - Япония), расколом государства (ФРГ - ГДР).

Правовые последствия окончания войны наступают для всех государств - и воюющих, и нейтральных, и невоюющих. Для воюющих государств прекращают свое действие законы и обычаи войны, устанавливаются официальные мирные отношения, возвращаются военнопленные, производятся репатриация гражданского населения и вывод оккупационных войск, создаются гарантии для недопущения войны в будущем.

К таким условиям и гарантиям относятся, например, политика «трех Д» (демилитаризация, демонополизация, денацификация)в Германии; лишение колоний (Германия, Италия); отказ от войны и создания армии (Япония); раздел военных флотов побежденных государств (Германия, Италия, Япония); полная или частичная демилитаризация стратегически важных островов и районов (Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море); создание демилитаризованных зон (Корея, между Ираком и Ираном, между Ираком и Кувейтом); ограничения военного характера (Германия, Ирак).

Для эвентуально нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в данной войне; для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны.

Перемирие может быть местным (на ограниченном театре военных действий для подбора и транспортировки раненых, больных, погибших, эвакуации гражданского населения, ведения переговоров и т.п.) или общим, которое заключается высшим командованием вооруженных сил от имени государства и является важным шагом к прекращению войны. Нарушение общего перемирия рассматривается как . Капитуляция - это прекращение вооруженного сопротивления вследствие утраты равенства с победителем. Она может быть трех видов: а) простая (обычная) со сдачей оружия, боевой техники и пленением личного состава; б) общая - повсеместное общее прекращение военных действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне (при этом разоружаются все капитулирующего государства); в) безоговорочная осуществляется без каких бы то ни было условий, побежденное лишается своего суверенитета, его территории оккупируется, а верховная переходит к военной администрации победителей. П.в.д. не прекращает между государствами.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ" в других словарях:

    ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - осуществляется в форме перемирия или капитуляции. Перемирие может быть местным (на ограниченном театре военных действий для подбора и транспортировки раненых, больных, погибших, эвакуации гражданского населения, ведения переговоров и т.п.) или… … Юридическая энциклопедия

    Форма приостановления боевых операций на всем фронте или его части, сопровождается прекращением огня. Обычно является частью общего перемирия или капитуляции, но не выводит стороны из состояния войны. Оформляется специальным соглашением. Совету… … Морской словарь

    - (см. ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Первая мировая война Западный фронт Окопы на западном фронте Дата 1914 1918 … Википедия

    Австро прусско итальянская война Богемия (Чехия) – Италия – Майн – Адриатика – Северное море – Балтика … Википедия

    ПРЕКРАЩЕНИЕ, прекращения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. прекратить прекращать. Прекращение военных действий обеими враждующими сторонами. 2. Действие по гл. прекратиться прекращаться, остановка, конец. После прекращения прений сторон суд… … Толковый словарь Ушакова

    Прекращение огня одна из форм временного приостановления или прекращения военных действий в определённом районе. Применяется для решения частных задач подбора раненых и обмена ранеными, направления парламентёров и т. д.… … Википедия

    ПРЕКРАЩЕНИЕ ОГНЯ - одно из условий прекращения военных действий; иногда употребляется как его синоним. Используется также при решении частных задач, например, подбор раненых и обмен ими, посылка парламентеров. Вводится в заранее обусловленное сторонами время … Юридическая энциклопедия

    Прекращение огня - 1) одно из условий прекращения военных действий; иногда употребляется как его синоним. Используется также в частных случаях: при подборе раненых и обмене ими, посылке парламентёров и т. п. Вводится в заранее обусловленное сторонами время; 2)… … Словарь военных терминов

    перемирие общее - прекращение военных действий на всем театре военных действий, осуществляемое, как правило, на основе межправительственных соглашений. Нередко П.о. влечет полное прекращение военных действий … Большой юридический словарь