Охота на ведьм исторические факты. Почему ведьм сжигали? История самой жестокой казни средневековья. Преследование ведьм началось

Колдовские ритуалы сопровождали людей всю их историю. С древнейших времен необъяснимые природные явления списывались на потусторонние силы, вступить в контакт с которыми могли только колдуны или ведьмы.

До распространения христианства к колдовству в Европе относились в основном спокойно. Языческие обряды германских, кельтских и славянских племен имели в своей основе магические ритуалы. Римская империя предпочитала не замечать магов и колдунов, пока те не причиняли своими действиями вред населению или государству. Все изменилось с распространением христианства в Европе.

Ересь катаров и война с колдовством

В ранние годы Церковь, конечно, осуждала занятия колдовством. Но полубезумные шаманы, прятавшиеся по лесам, мало могли навредить новой религии, и она их игнорировала.

Поворот в отношениях с ведьмами произошел в XII – XIII вв во время первых ересей. Возникшее на юге Франции течение катаров переманивало прихожан, уменьшая доходы Церкви, чем и привлекло внимание папского престола.

Жители региона были объявлены колдунами и ведьмами. Начался кровавый крестовый поход.

Понимая, что подобные ереси будут возникать постоянно, Церковь объявила масштабную войну ведьмам. Для противодействия колдунам была создана инквизиция.

Преследование ведьм началось

Почти сто лет инквизиторы боролись за чистоту веры достаточно гуманными способами. Проводились суды и расследования. Выносились приговоры. Иногда даже оправдательные.

Крупномасштабное преследование колдунов, а также обвинение в колдовстве и связях с дьяволом всех неугодных, началось при папе Иоанне XXII. Священнослужитель сразу по восшествии на престол сжег епископа из родного города.

Иоанн был по-настоящему одержим идеей уничтожить всех ведьм. Папские легаты отправлялись на юг Франции, в Швейцарию, Германию и север Италии. Число смертных приговоров в это время резко возрастает. Появляется обвинение в «еретическом колдовстве».

Как люди представляли себе ведьм

Врага надо было персонифицировать. Так как все обвинения в колдовстве в целом были ложными, то в категорию ведьм и колдунов попадали самые разные люди под самыми разными предлогами. Существовали обвинения в одержимости, нанесении порчи колдовством, сглазом и т.д.

Именно тогда сформировался классический образ ведьмы на метле; колдуньи, меняющей внешний вид и творящей зло людям.

Костры горят по всей Европе

В 60-х годах XV в уже вся Европа ловила ведьм. С особенным усердием колдунов уничтожали в Германии. Здесь даже были выпущены книги, посвященные борьбе со Злом: «Булла о ведовстве» и .

Обвиняемых арестовывали по любому поводу. Стоило соседу заглядеться на чужую усадьбу, как ее хозяин по доносу отправлялся в застенки инквизиции. Доносы распространились повсеместно. Чаще других страдали женщины, которые могли быть схвачены за косой взгляд, неправильное движение и даже за свою красоту.

Поначалу процессы вели инквизиторы. Существовало даже специальное уложение с перечнем действий, которые подпадали под определение колдовских. Однако достаточно быстро слушания по делу ведьм стали проводиться в мирских судах.

Если инквизиторский суд нередко оправдывал обвиняемых, то обычные суды наказывали почти всех.

Испытание ведьм

Особенно циничным видится поиск дьявольских отметок на теле обвиняемого и проводимые испытания ведьм.

За ведьмину отметину могли принять любую родинку, родимое пятно или дефект кожи. Все зависело от того, чего хотел судья: наказать или пощадить. В поисках отметок женщин подвергали жестоким пыткам и стригли налысо.

Распространенным испытанием было «испытание водой». Связанную женщину бросали в реку. Считалось, что вода, будучи материей чистой, сама определит ведьма перед ней или нет. Если женщина тонула, то она признавалась невиновной, так как «вода приняла ее».

Если же несчастная жертва всплывала, то она объявлялась виновной в колдовстве.

Казни, применяемые инквизиторами

Перед тем, как отправить жертву на костер, ее пытали, выбивая признание в злом умысле и колдовстве.

Казнь ведьмы через сожжение было публичным зрелищем, на которое собирался весь город. Часто мероприятия проводились в дни ярмарок и других народных гуляний.

Очень редко для казни использовали отсечение головы, утопление или повешение. Считалось, что смерть на костре является «чистой» по причине своей «бескровности», и таким образом церковники как бы прощали свою жертву и давали ей шанс на вечную жизнь.

Конец охоты на ведьм

Конец охоты на ведьм связан с развитием наук, возникновением протестантизма и Тридцатилетней войной, жестокость которой заставила европейцев по-новому взглянуть на собственную жизнь и церковные догматы.

Последняя ведьма в Европе умерла в 1782 году в Швейцарии. Ей отрубили голову.

Всего за время инквизиции было казнено примерно 100 000 человек, 20 000 из которых погибли в Германии.

Разумеется, публикация «Молота ведьм» не дала какого-то мгновенного эффекта. Из самого Генриха Крамера также не вышло предводителя будущей охоты: дав толчок к началу событий, вскоре он отошёл в сторону. В последние годы Крамер занимался преподаванием и некоторой административной работой, а потом и вовсе оказался предан забвению: предположительно, он скончался в 1505 году, а вот где и когда именно – исторической науке неизвестно.

Средневековому обществу, относительно инертному, реагирующему на всё отнюдь не с современными скоростями, потребовалось определённое время. Условно можно сказать, что настоящий пожар разгорелся уже ближе к середине XVI века. Развитие события было весьма неравномерным, и иногда в «охоте на ведьм» намечались достаточно парадоксальные тенденции.

Пожар распространяется

Как мы уже знаем, местом зарождения «охоты на ведьм» в организованной форме стал самый центр средневековой Европы – юг современной Германии, тогда – территория Священной Римской империи. Здесь было кому продолжить дело Крамера. К тому же, постепенно разгонялся маховик Реформации: старые уклады рушились, начиналась религиозная вражда внутри христианского мира. Всё это способствовало ведовской истерии.

Ведьмин шабаш

Например, в 1562 году в Визенштайге было казнено 67 женщин. Уже в этой истории довольно ярко проявляются типичные детали подобных инцидентов. В предыдущие несколько лет город серьёзно страдал от эпидемий и неурожая, а в начале августа 1562 года по посевам ударил по-настоящему катастрофический град.

Это немедленно объявили прямым следствием злого колдовства. Интересно, что обвинителем выступил отнюдь не инквизитор: инициатива о начале арестов исходила непосредственно от правителя города, графа Ульриха фон Хелфенштайна.

Граф фон Хелфенштайн не просто не имел прямого отношения к церкви: он даже метался между католицизмом и лютеранством. Судя по всему, и «Молота ведьм» феодал не читал, но пользовался его, так сказать, «пиратской копией»: некой книгой под названием «О хитростях демонов», что попала в Германию из Франции.

Первоначально в Визенштайге осудили и казнили шесть женщин, но этого оказалось недостаточно. В итоге, ведовские процессы шли в городе до начала следующего года. Похоже, что на этой волне кто-то решил свести личные счёты: появились показания о связи местных ведьм с некими ведуньями из города Эслинген-ам-Неккар. Граждане Эслингена, однако, оказались куда рассудительнее: проведя короткое расследование, они освободили своих подозреваемых.

Пытка ведьмы водой

В представлении средневекового жителя Западной Европы, ведьмы вообще были социальными существами, нуждающимися в общении между собой, держащими отчёт перед демонами и имеющими строгую иерархию. Судя по всему, и в Винзенштайге придерживались мнения, что в целом ведьмами в области руководит некая королева, hexenkönigin, и до неё добраться никак невозможно. Рано или поздно «главведьма» сформирует новый «младший колдовской персонал», поэтому остаётся только уничтожать его по мере обнаружения. Потому процессы в несчастном городе в течение ближайших десятилетий повторятся ещё не раз.

Вслед за Германией и Францией «охота на ведьм» перекидывалась на соседние страны. Германия так и останется абсолютным лидером по числу процессов и жертв – правда, учитывая размытость средневековой статистики, приводить точных цифр сейчас не станем. Тем не менее, не стоит думать, что протестанты всерьёз отставали в этом мрачном деле от католиков.

В какой-то мере, ситуация была даже обратной. Всё-таки для католической церкви характерна достаточно чёткая структура, иерархия. Церкви протестантские только-только успели сформироваться. В них и порядка зачастую было меньше, и рвения – больше. Каждый желающий, кто внял идеям Крамера, писал уже собственные труды о методиках борьбы с колдовством, устанавливал новые правила следствия и суда.

Дюреровская ведьма, фрагмент

Нередко «нормативные акты» мирского и духовного происхождения, направленные против колдовства, у протестантов оказывались даже суровее католических.

На ниве преследования ведьм, к примеру, весьма отметился Кристиан IV, король Дании и Норвегии в 1588-1648 годах. Несмотря на то, что Кристиан являлся лютеранином, «охоту на ведьм» он горячо приветствовал, и велась она в протестантском Датском королевстве со всей свирепостью.

Об этом очень не любят вспоминать сами датчане, для которых Кристиан IV – один из величайших лидеров в истории страны. Действительно, для Дании он сделал многое, но это не отменяет также и злодеяний. Зато религиозный террор, что был развёрнут по распоряжению короля, великолепно помнят норвежцы. Несколько лет назад в Вардё, городке на самом севере страны (у самой границы с Россией), даже поставили памятник жертвам «охоты на ведьм» – Steilneset Memorial. При Кристиане IV здесь казнили 91 человека, а ныне живёт менее 2000. Впрочем, об обстоятельствах и мотивах этого можно много спорить.

При всем ужасе и иррациональности происходящего, мы должны ещё раз подчеркнуть: если опираться на заслуживающие доверия источники, большого числа жертв мы не увидим нигде. Обычно речь идёт о нескольких сотнях человек, казнённых в некой области за все века преследования колдовства. К примеру, адекватная оценка общего количества жертв «охоты на ведьм» в Шотландии, где она велась весьма активно, – около 4000 человек. Это много, но любая вспышка чумы убивала куда больше людей.

Кристиан IV

Поэтому, при всей кошмарности происходящих событий, стоит избавляться от стереотипа о непоправимом уроне европейскому генофонду (в просторечии – «сожгли всех красивых женщин»). Ничего подобного, конечно, не происходило: болезни, голод и войны убивали несравнимо больше, даже там, где накал борьбы с колдовством был максимален.

«Охота на ведьм» ужасает именно своим безумием, а не масштабом. Дело не в том, сколько людей убили: важно, каких и почему.

Типичная охота на ведьм

Если попытаться составить типичную картину начала «охоты на ведьм» на какой-то отдельно взятой территории, мы придём к выводу, что таковой не существует. Процесс мог начаться по разным причинам. Иногда его удавалось запустить экзальтированному фанатику, похожему на Крамера. В других случаях соображения борьбы с колдовством становились всего лишь ширмой для какой-то личной мести или меркантильных интересов.

Но самый распространённый вариант описать всё-таки можно. Чаще всего, масштабному преследованию колдовства на некой территории предшествовали некие бедствия, её поразившие: неурожай, эпидемии, война. Такие события превращали и без того тяжёлую жизнь средневекового простолюдина в нечто совершенно невыносимое.

Нет ничего удивительного в том, что многие представители власти, вроде упомянутого выше Ульриха фон Хелфенштайна, предпочитали возложить ответственность на колдуний: костры всё-таки лучше бунта.

Показателен случай в шотландском Норт-Бервик, где преследования ведьм начались в 1590 году и продолжались несколько лет. Всё это было связано с королём Шотландии Яковом VI Стюартом (он же – король Англии Яков I).

Как известно, Яков был склонен поддерживать протестантов, что в итоге вылилось в знаменитый Пороховой заговор – попытку католиков убить монарха, главным героем которой стал Гай Фокс. Но до неудавшегося теракта оставалось ещё 15 лет, а пока Яков задумал жениться на принцессе Анне, сестре того самого датского короля Кристиана IV.

На обратном пути из Дании корабль страдал от жестоких штормов, в чём немедленно обвинили датских ведьм. Королю действительно пришлось несладко в дороге, поскольку экспедиция не была снаряжена должным образом и, по-видимому, моряки не вполне справились со своими обязанностями. Разгорелся скандал. Первоначально процесс начался в Дании, где несчастная Анна Колдингс оказалась крайней: на неё указал Кристофер Валкендоф – один из датских министров, которому изначально и задали неудобные вопросы.

Свалить всё на ведьм оказалось для Валкендорфа прекрасным решением. Под пытками Анна Колдингс оговорила ещё нескольких женщин, но на этом дело не окончилось. Когда король Яков узнал о том, кто якобы повинен в пережитых им неудобствах, он тут же повелел организовать процессы и у себя на родине.

События в Норт-Брейвике

Яков Стюарт справедливо полагал, что его религиозные взгляды по душе далеко не всем: если в Англии Генрих VIII, порвавший отношения с Ватиканом, уже давно провел «Реформацию сверху», то в Шотландии католиков хватало. Возможно, он рассчитывал создать прецедент, позволяющий обвинять в связах с Нечистым тех, кому был не по душе протестантизм. А может, просто бросил неосторожное «вот и нам бы так», которое желающие выслужиться перед монархом тут же бросились исполнять со всем рвением.

Результаты вышли, разумеется, печальными. Но и весьма интересными – с точки зрения стереотипов об «охоте на ведьм».

Первыми обвиняемыми в Норт-Бревике стали знатная женщина Агнес Сэмпсон и учитель Джон Фиан. Как видим, во-первых, речь шла уже не только о женщинах, – и затем в Норт-Бревике будет осуждено ещё немало мужчин. Во-вторых, обвинены были не какие-то бесправные крестьяне, а люди, занимающие серьёзное положение в обществе. Теперь мы можем только гадать, произошло ли это случайно, или с Сэмпсон и Фианом кто-то ловко свёл счёты.

Обоих обвиняемых подвергли ужасным пыткам, под которыми они признались во всём, включая посещение шабашей, списочный состав участников которых постепенно называли – уж трудно сказать, под диктовку или сами вспоминали неугодных. В списке также были как женщины, так и мужчины, хотя слабый пол преобладал. Полностью список не сохранился, но известны довольно многие имена. Согласно показаниям в ходе процесса, всё это был масштабный заговор с целью устроить шторм, который погубит короля.

Напомним, шёл 1590 год – уже далеко не тёмные века, нетронутые просвещением. Давно открыта Америка, давно написаны труды Коперника, много лет идёт Реформация. И никакая Святая Инквизиция тут была ни при чём: действовали протестанты, когда-то протестовавшие как раз против индульгенций и прочих пороков католической церкви. Века не прошло со времён «95 тезисов» Мартина Лютера и Лейпцигского диспута – но, увы, евангелистский подход приводил к тем же печальным результатам.

Многие жертвы оказались совершенно случайными людьми. Например, служанка Гиллис Дункан пострадала из-за того, что её ночные отлучки из дома (наверняка для встреч с любовником или чего-то подобного) сочли посещением шабашей. Кстати, строки из шекспировского «Макбета», хорошо многим знакомые, отсылают именно к этим событиям: «purposely to be cassin into the sea to raise winds for destruction of ships».

Ведьмы или колдуны?

В действительности, там, где напрямую не руководствовались идеями Крамера, мужчин также нередко обвиняли в колдовстве. Особенно характерно это было именно для протестантов, которых труды доминиканца, разумеется, уже не так интересовали. Скажем, можно вспомнить события в Пендл-Хилл, «Ланкаширских ведьм» 1612 года: из одиннадцати осуждённых двое были мужчинами.

События в Пендл-Хилл – уже прямое проявление именно борьбы протестантской англиканской церкви с инакомыслием в Британии. Как известно, главой церкви в Англии теперь являлся сам король – и нежелание перейти в англиканство, фактически, рассматривалось как прямая измена монарху.

Справедливости ради стоит также отметить, что в Ланкашире действительно пострадали люди, занимавшиеся целительством – тем самым, обвинения против них имели хоть какие-то разумные основания в глазах средневекового человека.

В том же 1612 году состоялся процесс в Сэмлсбери, который современные английские историки напрямую называют эпизодом «антикатолической пропаганды». Горькая историческая ирония в том, что спустя чуть больше века после папской буллы, католики напрямую стали ассоциироваться с колдунами – и не где-то в глуши, а в одной из самых мощных и просвещённых держав Европы.

Антиведьминская листовка, Дернебург, 1555 год

Одним из известнейших ведовских процессов в Германии является преследование ведьм в Вюрцбурге, что длилось несколько лет в ходе Тридцатилетней войны. Существует подробный список казнённых, в котором мужчин хватает: упомянуты три трактирщика, три члена городского совета, четырнадцать викариев, некто Штейнахер – богатый бюргер. А также целый ряд мальчиков 10-12 лет и просто «подозрительные мужчины». Это не считая множества женщин самого разного положения, разумеется, включая «самую красивую девушку города» (увы).

Что касается вопроса о мужчинах-колдунах в целом, то отношение к нему в Европе бывало разным. Существует демонологическая концепция, отрицающая описанную выше идею hexenkönigin, «королевы ведьм». Согласно этому взгляду, напротив, связующим звеном между демонами и ведьмами всегда является некий колдун мужского пола. Это вполне естественная идея для патриархального общества, в котором многим тяжело было признать способность женщин самостоятельно организовываться и налаживать некое администрирование деятельности.

В этом месте стоит вспомнить и мнение Ольги Тогоевой, известной российской медиевистки. Тогоева высказывает предположение, что мужчины не просто преследовались во время «охоты на ведьм», а более того: составляли большинство осуждённых. Разумеется, однозначно доказать данный тезис нельзя из-за невозможности составить полноценную статистику: даже общая оценка числа жертв «гуляет» на сотню-другую тысяч человек в обе стороны, но принять мнение во внимание необходимо.

Впрочем, Тогоева не делает акцента именно на событиях, случившихся после написания «Молота ведьм». Она справедливо указывает, что демонология в целом сложилась как самостоятельная богословская дисциплина значительно раньше, и ещё деятельность Фомы Аквинского (тоже, кстати, монаха Доминиканского ордена) сформировала в общественном сознании мысль о том, что колдовство – это, во-первых, реальность, а во-вторых, преступление. В связи с этим, она приводит в пример деятельность римского понтифика Иоанна XXII (пост он занимал в 1316-1334 годах, задолго до рождения Генриха Крамера).

При нём имели место резонансные процессы по делам о ведовстве именно против мужчин: например, в 1322 году под стражу по обвинению в колдовстве был заключён самый настоящий епископ! В конце концов, даже дело Жиля де Ре, прообраза «Синей Бороды», не обошлось без колдовских мотивов.

«Ведьмин шабаш» Ханса Бальдунга, фрагмент, 1514 год

Какой вывод мы можем сделать из этого? Акцент именно на преследовании женщин, судя по всему, действительно личная заслуга Генриха Крамера и написанной им книги. И степень следования ему на практике – вопрос именно отношения к «Молоту ведьм» как руководству на местах. В целом же, жгли далеко не только женщин.

Однако, если брать сохранившиеся документы по масштабным ведовским процессам эпохи «охоты на ведьм», то есть начиная с рубежа XV-XVI веков, то почти всегда мы ясно увидим преобладание слабого пола среди обвиняемых.

Разобравшись с этим вопросом, мы должны перейти к следующей теме, неизменно всплывающей в ходе обсуждения «охоты на ведьм». До сих пор разговор шёл о Европе, но что же происходило на Руси?

«Ибо искони бес женщину прельстил»

Очень распространено мнение о том, что на Руси никакого преследования ведьм не было. К сожалению, это далеко не так.

Конечно, масштабы проблемы на Руси были существенно меньше, и причина тому совершенно прозрачна: в русском православии вообще не сложилось такой дисциплины, как демонология. А без научной базы, естественно, затруднительно было организовать систематическую работу по искоренению явления: почему это так, мы увидели уже на примере Крамера. Тем не менее, как церковь, так и мирские власти на Руси были вполне заинтересованы в поиске и наказании колдуний.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно изучить самый главный, всем известный источник о жизни Руси эпохи Средневековья: «Повесть временных лет». Там, в частности, сказано следующее: «Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями». Как видите, это практически те же слова, что написал в «Молоте ведьм» Крамер.

Фрагмент «Повести временных лет» , перепись XV века

Итак, демонологии как науки у православных не имелось, так что настоящих научных трудов, систематизирующих имеющиеся сведения и подробно излагающих официальную богословскую позицию, также не было. Значит, русские – от крестьянина до князя – руководствовались некими фольклорными категориями, а также мнением местного духовенства. Общие народные представления о колдовстве и ведьмах на Руси, как ни странно, были предельно схожи с европейскими.

Не так уж часто русские предания и суеверия почти точно повторяют, например, немецкие. Сравните образ дракона на Руси и в Британии. А вот ведьма – она ведьма и есть, во всём христианском мире.

Во что же это выливалось на практике? Некоего единого документа, «окончательного решения ведовского вопроса», на Руси действительно так и не появилось, но распоряжения о необходимости искать и наказывать ведьм постоянно прослеживаются как в церковных или монастырских уставах, так и в судебниках.

Не всегда наказание бывало столь же суровым, как в Европе. Например, церковный устав Ярослава Мудрого содержит следующее положение: «Аще жена будетъ чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, доличив, казнить ю, а не лишиться». Здесь нужно понимать тонкости языка: имеется в виду некое наказание, при котором жена у мужа, однако, останется.

Ярослав Мудрый

Увы, на практике не всегда бывало так. Существуют документы о нередких сожжениях ведьм во Пскове, Новгороде и других городах Руси – причём, как и в Европе, речь иногда идёт о десятке-другом колдуний за раз.

Страдали и знатные люди: например, Карамзин приводит сведения об осуждении можайской боярыни Марьи Мамоновой как ведьмы – она была сожжена. Марья была, между прочим, матерью одного из воевод Ивана III. В 1462 году в Можайске казнили по аналогичному обвинению и боярина Андрея Дмитриевича. Примеров, к сожалению, масса.

Нужно отметить одну важную деталь. Примерно до XV века в таких процессах речь больше шла об обвинениях в язычестве, чем собственно в колдовстве: скажем, Ардалион Попов (в труде «Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву») чётко разделяет эти понятия, описывая казни в 1024 году в Суздале, в 1071 году в Новгороде и там же в 1227 году. Со временем «волхование» и «колдовство» смешивались в некий единый порок.

Наконец, при Иване Грозном в Русском царстве появился, по сути дела, свой «Молот ведьм». Данная книга носила название «Повесть о волховании» (обратите внимание – проблема язычества уже не стоит, и термин несколько сменил значение), и несла совершенно ту же функцию, что и работа Крамера. К сожалению, автор её неизвестен. Зато текст прямо ссылается на распоряжение самого царя: «написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и в весех заповеда таких огнём пожечи».

Иван Грозный

Не отставал и царь Алексей Михайлович, который в 1648 году повелел белгородским властям относительно знахарей и колдунов следующее: «Таких злых людей и врагов Божиих велено в срубах сжечь безо всякие пощады и домы их велено разорить до основания».

Правда, жечь в срубе предлагалось только тех, кого не вразумил комплекс более «мягких» мер, массово принятых ранее. Эти меры включали в себя телесные наказания и изгнания из города. Государь желал добиться, чтобы в Белгороде «…впредь никаких богомерзких дел не держались и те бы отреченные и еретические книги, и письма, и заговоры, и гадательные книжки, и коренья, и отравы пожгли, и к ведунам и ворожеям не ходили и никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожили и людей не портили».

Как и в Европе, на Руси преследовались колдуны обоих полов. Но, как и в Европе, документы чаще показывают нам судебные процессы над женщинами. Некоторые исследователи, однако, полагают, что сохранившиеся документальные источники не отражают реальной картины: якобы, в Великом Княжестве Литовском и на Руси всё-таки чаще отправлялись мужчины. Стоит ли всерьёз спорить об этом? Едва ли, тем более, что однозначно установить истину едва ли возможно.

На самом деле, не приходится сомневаться: существуй среди наших предков кто-то вроде Якоба Шпренгера – и масштаб репрессий оказался бы примерно таким же. На Руси существовали абсолютно все те же предпосылки для «охоты на ведьм», что и в Европе. Отсутствия кризиса Реформации вполне компенсировалось длительной борьбой с пережитками язычества, наличием под боком иноверцев, тем же вопросом старообрядцев.

Раскол РПЦ в XVII веке только подливал масла в огонь религиозной нервозности

Никуда не делись законы против колдовства и при Романовых. К примеру, при Петре I воинский устав содержал вполне однозначное указание: казнь через сожжение, «ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет». Другой вопрос, что основная масса ведовских процессов на Руси случилась всё же в XVI-XVII веках, как и в Европе.

Сожжение ведьм практиковалось как в обычной для Европы форме, так и в более оригинальных. Например, сжигали в срубе или же на соломе. Кроме того, иногда способ казни был иным, поскольку многие русские документы, предписывающие казнить ведьм, не оговаривали, как именно это следует делать.

Ещё один интересный момент: прослеживается некоторое смещение акцента в преследовании колдовства с вопросов собственно веры (преступление против Господа) на личность Государя. Напоминает Якова I Стюарта, не правда ли? В этом плане очень показателен ведовской процесс, который шёл в Москве в 1638-1639 годах. Речь шла о «попытках» навести порчу на саму царицу – дело нешуточное! Вдвойне серьёзным оно стало, когда оказалось, что подозреваемые связаны с литвинами. Опять же, трудно не увидеть явных параллелей.

Словом, придётся констатировать: «охота на ведьм» на Руси всё-таки была. Причём, равно как и в Европе, закреплённая нормативными актами на высшем уровне, а вовсе не в форме редких эпизодов самосуда.

Сколько всего было пострадавших? Увы, точно мы этого уже не узнаем. Исследователи называют цифры примерно в 200-250 задокументированных судебных процессов по делам о колдовстве на территории Руси. Как уже было сказано выше, зачастую при этом речь шла отнюдь не об одном обвиняемом. Последние случаи датируются XVIII веком.

Конечно, масштабов того, что творилось в Британии, и особенно – в Германии, русские охотники на ведьм не достигли, но с другими европейскими странами размах вполне сравним. Говорить о том, что подобного явления в нашей стране не было – не только неправильно, но и просто-напросто невежественно. Ведь совершенно однозначные сведения о преследования колдовства содержатся в тех источниках по средневековой Руси, с которыми должен быть знаком любой историк.

Ада нет, кроме того, что рядом

На тот факт, что действительные причины «охоты на ведьм» в меньшей степени лежат именно в религиозной сфере, явно указывает одно.

Прошла Эпоха Возрождения. Победила Реформация, и с 1648 года говорить о какой-то реально власти в руках церкви было уже бессмысленно. Европа стремительно просвещалась: развивалась наука, общество обретало всё более современные черты, уходил в прошлое феодализм. Теми же Нидерландами уже управлял парламент, а не за горами (по историческим меркам) была и Великая Французская революция. Всё более обычным явлением становилось вовсе не верить в бога, не говоря уже о неких кознях его противника. Но ведьм всё равно продолжали жечь.

Это и позволяет говорить о том, что «охота на ведьм» – скорее, социальное явление, нежели религиозное. О конкретных причинах, побуждавших сжигать мнимых колдуний, выше уже было сказано немало. А в заключительной части статьи, помимо подведения итогов «охоты на ведьм», мы поговорим также и об одном ярком случае, на примере которого особенно хорошо видно, что здесь важнее: именно религия или социальная психология в целом.

Магические упражнения, известные под общим названием «колдовство», возникли ещё на заре человечества. Практически во всех ранних культурах так или иначе появлялись группы людей, пытавшихся воздействовать на силы природы с помощью различных обрядов.

Отношение к колдунам часто зависело от результатов их деятельности, меняясь от обожания и почитания до ненависти и стремления к физической расправе.

С появлением первых государств власть стала рассматривать колдунов как лиц, своим влиянием способных подорвать авторитет правителей.

Ещё в знаменитых древних законах царя Хаммурапи предусматривалась ответственность за колдовство: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». Человек, признанный виновным в колдовстве, при наличии убедительных доказательств подлежал смертной казни.

В Древнем Риме колдовство каралось в зависимости от степени нанесённого ущерба в рамках так называемого талионного права. Если человек, признанный виновным в нанесении увечья другому при помощи колдовства, не мог выплатить пострадавшему компенсации, то ему должно было быть нанесено такое же увечье. Нанесение смерти путём колдовства аналогичным образом каралось смертью.

Опасная ересь катаров

Борьба с колдовством вышла на новый уровень с утверждением христианства в Европе. Стремясь окончательно искоренить язычество, богословы объявляли языческих богов демонами и запрещали какое бы то ни было общение с ними, называя это идолопоклонничеством. На первых порах, впрочем, идолопоклонничество грозило лишь отлучением от церкви.

При этом христианские богословы I тысячелетия не были склонны преувеличивать возможности колдунов. Так, епископ Бурхард Вормсский призывал святых отцов разоблачать ложь о ночных полётах колдуний, которые они якобы совершают в свите языческих богов.

В начале II тысячелетия церковь столкнулась с новой проблемой — возникновением христианских сект, отрицающих догматы веры и выступающих против власти господства римских первосвященников. Особенно большого влияния достигла секта катаров, или «Добрых христиан», как они сами себя называли.

Катары исповедовали неоманихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле, причём материальный мир рассматривался как зло.

В XIII веке, стремясь покончить с усилением влияния катаров, Римский Папа Иннокентий III санкционировал первый в истории крестовый поход в христианские земли. Катарский, или альбигойский, крестовый поход, начавшийся в 1209 году, растянулся на 20 лет и закончился полным поражением катаров. Этим, однако, дело не ограничилось — римская церковь предоставила особому церковному суду, получившему название «инквизиция», широкие полномочия для искоренения ереси, в том числе путём физического устранения её носителей.

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в. Фото: www.globallookpress.com

«Дьявол» в качестве аргумента

Но широким слоям населения был непонятны глубокие богословские споры между различными ветвями христианства. Для многих это выглядело так: по велению Римского Папы одни христиане истребляют других.

Для того, чтобы избавиться от подобной неловкости, катаров стали активно обвинять в колдовстве и связях с дьяволом. Под пытками еретики признавались в отрицании Христа , поклонении дьявольским силам и тех самых ночных полётах, которые за несколько веков до этого богословы называли ложью и бредом.

Соответственно, теперь ситуация для широких масс выглядела так: церковь борется не с христианами, а с кознями дьявола и с теми, кто, поддавшись его влиянию, встал на службу врагу человечества.

Подобные обвинения оказались весьма эффективным и действенным инструментом и после окончательного уничтожения катаров стали активно использоваться инквизицией и против других врагов церкви.

Пытки обвиняемой в ведовстве. 1577 г. Источник: Public Domain

Карьера инквизитора Крамера

Средневековая Европа представляла собой идеальное место для появления слухов о многочисленных ведьмах и колдунах. Регулярные неурожаи, эпидемии смертельных болезней, войны порождали в жителях Старого Света панику и отчаяние. При этом поиски виновного как в крупном, так и в мелком бедствии были довольно краткосрочными — «во всём виноваты ведьмы и колдуны». На эту роль мог быть зачислен любой, кто по каким-то причинам был несимпатичен обвинителю. Оправдаться обвиняемому в колдовстве было крайне непросто.

Во второй половине XV века широкую известность приобрёл уроженец вольного города Шлеттштадта Генрих Крамер . Выходец из бедной семьи, он вступил в орден доминиканцев и дослужился до должности инвизитора.

Свою карьеру в качестве инквизитора Крамер начал с расследования в Триенте, где группа евреев была обвинена в ритуальном убийстве двухлетнего мальчика. Итогом разбирательства стал смертный приговор для девяти обвиняемых.

После этого процесса инквизитор Крамер занялся борьбой против ведьм и сект. В Равенсбурге он провёл процесс, на котором две женщины были признаны виновными в колдовстве и сожжены на костре.

Папа даёт добро

Крамер, однако, полагал, что его возможности недостаточны для борьбы с прислужниками дьявола. В 1484 году ему удалось убедить Римского Папу Иннокентия VII освятить борьбу с ведьмами своим авторитетом.

Булла Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души») датируется 5 декабря 1484 года. Официально признавая существование ведьм, она давала полное папское одобрение действиям инквизиции с разрешением использовать для этого все необходимые средства. Попытки воспрепятствовать действиям инквизиции карались отлучением от церкви.

В первую очередь булла относилась к Рейнской области, где действовали Генрих Крамер и его единомышленник, инквизитор Якоб Шпренгер , однако фактически она дала старт большой охоте на ведьм в Европе.

Инквизитор Крамер, получивший особые полномочия, развернул настоящий террор, жертвами которого стали десятки «ведьм» и «колдунов». Рвение борца с дьяволом оценили далеко не все — в 1485 году против Крамера поднялось настоящее восстание в Инсбруке, и местные власти предпочли освободить всех схваченных им женщин, а самого инквизитора изгнать из города.

«Молот, подобный мечу»

Уязвлённый таким оборотом дела Крамер, не отступившийся от своих идей, решил изложить своё видение проблемы и путей её решения в письменном виде.

Трактат из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов был написан на латыни в 1486 году и впервые опубликован в городе Шпайере в 1487 году. Соавтором Генриха Крамера стал его соратник Якоб Шпренгер.

Обложка книги Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм». Фото: www.globallookpress.com

Полное название этого трактата — «Молот ведьм, уничтожающий ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», однако он более известен под коротким названием «Молот ведьм».

В первой части излагалась точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось. Считалось, что, кроме вреда людям, ещё одна задача ведьм — умножать на Земле нечистую силу и создавать проклятые места.

Кроме того, авторы приводили деление ведьм на различные типы и разъясняли основы судопроизводства по их делам. В частности, подчёркивалось, что с учётом исключительной вины обвиняемых, в таких делах показания разрешается давать любым свидетелям, в том числе отлучённым от церкви, осуждённым преступникам, иностранцам и так далее.

Секс, женщины и сатана

Вторая, самая большая часть «Молота», состоящая из 26 глав, посвящена описанию теории существования и деятельности ведьм, а также способам борьбы с ними.

Среди всевозможных видов ведовства, таких как оборотничество, насылание болезней и управление стихиями, наибольшее место отведено сексуальным вопросам, связанным с ведьмами. Подробно разбираются темы полового сношения с демонами и инкубами, а также рождения детей от дьявола, любовного колдовства над людьми и насильственного соблазнения их к половому акту.

Хотя авторы «Молота ведьм» и посвятили отдельную главу мужчинам-колдунам, очевидно, что не в них инквизиторы видели главную угрозу. Прямым текстом говорилось о том, что колдуны встречаются значительно реже и несут меньшую угрозу, нежели женщины. Женский пол рассматривался авторами «Молота ведьм» как лёгкая добыча дьявола по причине своей изначальной нестойкости в вере и склонности к греху.

Третья часть трактата содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. В неё включены 35 вопросов и ответов на них, которые призваны разъяснить все возможные аспекты процесса над ведьмой.

«Молот ведьм» очень быстро превратился в своеобразную настольную книгу инквизиторов. За последующие 200 лет он выдержал более двух десятков изданий, превратившись в настоящий символ охоты на ведьм.

Жгите с нами, жгите, как мы, жгите больше нас

Инквизитор Генрих Крамер, подписавший «Молот ведьм» латинским вариантом имени Генрикус Инститор, заявлял, что лично отправил на костёр 200 ведьм. Но труды самого автора были только началом безумия, охватившего Европу.

В XVI-XVII веках охотники на ведьм отправляли на смерть сотни и тысячи женщин. Европейская Реформация не только не изменила, но даже ухудшила ситуацию, ибо в протестантских государствах законы о колдовстве оказывались значительно жёстче, чем в католических.

В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии некий изобретательный инквизитор придумал специальную печь для сожжения ведьм, куда только в 1651 году отправил 42 человека, включая малолетних детей.

Парадокс ситуации заключается в том, что люди, недовольные засильем церкви, вытеснив инквизицию, не отказались от преследования колдунов, а передали этот процесс в руки светских властей, после чего количество жертв заметно увеличилось.

Люди, обвинённые в колдовстве, из страха и под пытками начинали свидетельствовать против своих родных, соседей, случайных знакомых. Арест 12-летнего «прислужника дьявола» в немецком городе Ройтлинген привёл к тому, что на основании его показаний были схвачены ещё 170 «ведьм и колдунов».

Массовая казнь ведьм в Шотландии. 1659 год. Фото: www.globallookpress.com

«Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола»

Картина происходящего в немецком городе Бонне в начале XVII века запечатлена в письме некоего священника, адресованном графу Вернеру фон Сальму : «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».

Однажды начавшаяся в городе или деревне охота на ведьм уже не могла остановиться. В жернова террора затягивались как представители низших слоёв, так и представители знати. Кое-где дело доходило до полного истребления женщин, а в других населённых пунктах судьи сожалели, что процесс остановился из-за… нехватки дров.

Американские отголоски европейской эпидемии

Общее число жертв охоты на ведьм сегодня установить сложно. Процесс был длительным, порой затухая и вновь вспыхивая в период серьёзных социальных потрясений. Чаще всего современные исследователи говорят о 40 000 - 100 000 погибших в результате охоты на ведьм, хотя некоторые полагают, что жертв могло быть значительно больше.

Европейская истерия затронула и территорию современных США. Самым знаменитым случаем охоты на ведьм в Новом Свете стал «процесс над салемскими ведьмами», в результате которого было повешено 19 человек, один умер под пытками, а в тюрьме оказалось ещё около 200 обвиняемых в колдовстве. Лишь то, что обвинения, основывавшиеся на показаниях малолетних девочек, были поставлены под сомнения, позволило прекратить дальнейшие расправы.

Лишь в XVIII веке европейские правители введением новых законов сумели прекратить охоту на ведьм. Способствовало этому и улучшение условий жизни в Европе.

Последним человеком, казнённым в Европе за колдовство, считается швейцарка Анна Гельди . Женщина под пытками призналась в занятиях чёрной магией, что в совокупности с обвинением в отравлении стало причиной для вынесения смертного приговора.

Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

«Козел отпущения»

В начале 1324 года епископ Оссорский обвинил влиятельную горожанку ирландского Килкенни Алису Кайтелер сразу в нескольких преступлениях. Женщина якобы состояла в связи с «низшим демоном ада», знала рецепт смертоносных снадобий, при помощи которых травила одного мужа за другим, узнавала будущее, отрекшись от Церкви и Господа. Влияния женщины хватило на то, чтобы противостоять обвинениям, и ей удалось бежать в Англию. А вот ее служанке повезло меньше. После долгих пыток та подтвердила всё, что требовалось: якобы ее хозяйка регулярно посещает демонические оргии и является «искуснейшей ведьмой». Признание и раскаяние не спасло женщину - через год она была казнена.

Портрет настоящей ведьмы

На основе средневекового фольклора сложился первый образ ведьмы – злобной старухи. К XV веку в различных теологических трудах она превращается в роковую обольстительницу, обменявшую бессмертную душу на сверхспособности и вечную молодость. Одной из примет дьяволиц всегда считалось родимое пятно или родинки – именно они зачастую становились основными доказательствами дьявольской сущности. Если женщине с завязанными руками удавалось удержаться на воде или стойко сносить пытки, она также была обречена сгореть на костре.

Борьба с ересью

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о том, что именног провоцировало массовые истребления. По одной из версий, ведовские процессы стали частью начатой в XII веке борьбой с еретиками. Тогда ведьмы рассматривались исключительно в составе различных сатанинских культов. На появление «прислужников Сатаны» папская церковь отреагировала однозначно – была создана инквизиция.

Ведьмы «попадали под раздачу» тогда, когда были замечены в связи с еретиками. В других случаях выносился оправдательный приговор.

Уже к XV веку ситуация меняется – колдовство официально признается одним из исключительных преступлений, а значит, дает право инквизиции использовать любые пытки. Достаточным основанием для их применения становится элементарный донос.

Массовый психоз

Многие исследователи убеждены, что причиной «войн» стал массовый психоз. Не кажутся абсолютно убедительными перечисляемые причины – голод, эпидемии и отправление различными ядовитыми веществами, которые попадали в пищу или воду, и вот почему.

Опять вина на «СМИ»?

Мнение о том, что на массовую истерию влияло издание различных трактатов с рекомендациями по выявлению и уничтожению ведьм, кажется более состоятельными. В 1487 году по инициативе папы Иннокентия VIII выходит «Молот ведьм» - знаменитая инструкция, написанная монахами Шпренгером и Инститорисом. Переизданная за два века 30 раз книга стала главным «учебником» при проведении допросов.

В XVI веке подобных сочинений издавалось немало и многие из них «нагнетали обстановку», повествуя о мире людей, которым управляет Дьявол при помощи многочисленных ведьм.

Вот только несколько примеров массовых расправ над «ведьмами». В Кведлинбурге (Саксония) за один только день на костре сгорело 133 человека. Другой случай описывает, как силезийский палач сконструировал специальную печь, в которой сжигал не только взрослых, но и детей, обвиненных в колдовстве. Один из священников описывал творящееся в Бонне как безумство, которым охвачено полгорода: заживо сожжен влиятельный чиновник и его жена, после пыток отправилась на костер набожная воспитанница епископа, а также признанные любовниками Сатаны дети, студенты, профессора. «В царившем хаосе люди не понимали, кому еще можно доверять», - заключал очевидец.

«Салемское дело»

Самым громким стало «Салемское дело» в Новой Англии. За пару лет в небольшом пуританском городке приговор был вынесен 185 мужчинам и женщинам. Исследователи считают, что на такой маленькой территории сработал принцип «снежного кома», когда арестованные под пытками начинали рассказывать о шабашах, на которых они якобы видели других горожан.

А началось всё с попытки объяснить странную болезнь некоторых детей, которые странно себя вели.

Любое нервное заболевание в те времена чаще объяснилось как одержимость бесами, и девочки из Салема не стали исключением.

Под давлением взрослых одна из них оговорила сначала темнокожую служанку, которая часто рассказывала детям «страшилки» о вуду и языческих проклятиях, а затем нищенку и сварливую соседку, которая «давно не посещала церковь». «Снежный ком покатился», и вскоре многие жители начали припоминать о собственных несчастьях, объясняя их дьявольскими проклятиями.

Список обвиняемых разросся настолько, что для рассмотрения дел пришлось создать специальный судебный орган. В итоге 19 человек были казнены, одного забили камнями, четверо не вынесли пыток и умерли в тюрьме. Убиты были даже две собаки по обвинению в пособничестве ведьмам. Большинство исследователей склоняется к мнению, что трагедия была вызвана психическими расстройствами у девочек в результате особенностей пуританского воспитания.

Мэтью Хопкинс

Стоит сказать, что Россию «охота на ведьм» почти не затронула.

Православные иначе воспринимали женскую сущность и их меньше пугала мысль о греховности дочерей Евы.

К тому же Петр I в 1715 году велел наказывать кликуш, запрещая им огульно обвинять людей в колдовстве. Некоторые ученые уверены, что в России не охотились на ведьм еще и потому, что в стране не было таких, как Мэтью Хопкинс. Этот англичанин собрал команду единомышленников и направил все силы на истребление «врагов», полагая, что обладает уникальным даром «видеть сподвижниц дьявола». Он не только выполнял частные заказы, но и выслеживал ведьм в деревнях по всей Британии, объясняя любую болезнь или происшествие их проклятием и колдовством. «Стараниями» одного человека было уничтожено двести человек. И если сначала Хопкинс действовал по «велению сердца», то затем, вполне вероятно, им руководила корысть, ведь каждый заказ хорошо оплачивался.

В современном мире словосочетание «охота на ведьм» стало фразеологизмом, обозначающим преследования тех, кто мыслит или действует «неправильно». Об этом забывают те исследователи, которые уверяют, что это явление осталось в прошлом.