Статус и порядок получения звания поставщика высочайшего двора. Выставка "Поставщики Двора Его Императорского Величества" в ЦДХ - отчёт Информировались ли подданные о медицинских обстоятельствах, приведших к смерти монарха

Христопродавец! Что ж ты опять кровь христианских младенцев хлебаешь, изверг? Тебя кто просил «Настольную книгу оленевода» писать, я тебя спрашиваю? Да еще посвящать ее хранителю вековых традиций Малых народов Севера Нибелунгу Кареновичу Аванесяну?
Вас же, двух носатых представителей Малых народов Севера, теперь точно разоблачат и удостоверения представителей Малых народов Севера отберут. Ну и чем вы тогда кормиться будете, захребетники? Нибелунгова Наташа как эту книгу в магазине увидела - так сразу в слезы.
- Живем, - говорит, - как сыр в масле катаемся. Две поделки Нибелунга из бивней мамонта даже в музей Соломона Гуггенхайма поместили. А тут ты пишешь, инсинуатор, что славный род каюров Аванесянов уходит своими корнями во времена, когда тундру бороздили стада мамонтов.
Разоблачат же вас - жуликов, и выкинут все из музея Гуггенхайма как подделку. Еще и уголовное дело заведут. Ты этого добиваешь!? Санитарушка, ну я ж тебя ублажаю как могу, хоть на кухне, хоть в спальне…
- Кукла Лена, я давно тебе хотел сказать: «В прихожей ты не дорабатываешь»...
- Гад! Масон и мировая закулиса. Мучитель и сексуальный рабовладелец зазравшийся мацы.
- Перестань плакать, кукла Лена. Каждая пол-литровая слеза, катящаяся по твоей румяной щеке, больно ранит мое и без того не очень здоровое сердце. Нас никто не разоблачит. Мы, я и Аванесян, патриархи, хранители мер и весов Малых народов Севера. Килограмм или карат отменить нельзя - это условный эталон.
Но на счет мацы ты угадала. Допустим, у меня опять возникнет проблема с национальным вопросом, и меня вычистят из Малых народов Севера. Ничего страшного. Переедем в Иерусалим, где я буду торговать мацой.
- Да кто у тебя что купит? Да там таких…
- Там таких, кукла Лена, я буду единственный. Потому что только у меня есть документ о том, что я происхожу из семьи официального поставщика мацы Двора Его Императорского Величества Николая II-го.
А поставщикам Двора Его Величества, кукла Лена, Высочайшим Указом от 1862 года дозволялось употребление государственного герба на вывесках и изделиях. Причем Звание Поставщика Двора присваивалось не компании, а владельцу лично.
Причем, с 1901-го года было введено изображение знака Поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывается, что именно обладатель данной ленты поставляет к императорскому двору.
В данном случае на ленте было начертано «Поставщик мацы Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества, а так же Великих князей и княжон».
Оное удостоверение было выдано моему прадеду непосредственно Канцелярией Министерства Императорского Двора. И на нем наличествует соответствующее цветное изображение знака.
- В подземном переходе купил? Или Нибелунг Аванесян изваял безлунной полярной ночью?
- Оригинальный документ музейного уровня. В нем подправлено только «купец 2-ой гильдии Аристарх Дормидонтович Мудроженов» на «купец 1-ой гильдии Моше-Хаимъ Гиршович Маковецкий» и «стерлядь» на «маца». В остальном - это подлинник.
- А откуда у тебя такая фамилия нерусская, нехристь?
- Это я тебя должен спросить, кукла Лена. Потому что еврейские фамилии - это сугубо интриги русских. Обязанность евреев принять наследственную фамилию была законодательно установлена «Положением о евреях», разработанным специально для этого созданным в 1802 году Комитетом и утвержденным Александром I-ым Именным Указом от 9 декабря 1804 года. До этого момента у евреев в Российской империи фамилий не было.
- А почему Моше-Хаимъ? Это же два имени.
- В среде ашкеназов принято любое имя заменить на Хаим или дать имя Хаим как дополнительное, если человек опасно заболевал. В народе считалось, что носитель имени Хаим (жизнь) выживет с большей вероятностью. Обычно таким образом Хаимами становились тяжело больные маленькие дети, взрослым меняли имена редко.
В случае девочки ее называли Хава. Европейский вариант этого еврейского имени «Ева». Переводится Хава точно также - «жизнь».
- А Елена как на иврите? Ведь ты же меня в Иерусалим перевести собрался.
- Илана. Но это по созвучию. Вообще-то «Елена» это греческое имя, в переводе «светящаяся, блистательная». А Илана по-арамейски и на мишнаитском иврите «дерево», но в хорошем смысле этого слова. Мол, туповатая, конечно, но кругленькая такая, пышненькая, крепенькая.
К этому имени обычно прибегают Лены, переехавшие в Израиль. Потому что в любом случае носитель иврита Елену назовет Иланой. Ломать язык «Еленой» никто не будет.
Но вернемся к хранящемуся у меня документу. Удостоенные поставщика Двора Его Императорского Величества являлся документов особой важности. Поэтому Самодержец Всероссийский подписывал его полным титулом.
Николай Второй по званию был царь всия Руси, а по должности был Божиею поспешествующею милостию «Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.
Причем «и прочая, и прочая, и прочая» была велика и многообразна. В частности там было и «герцогом Шлезвиг-Голштейнским, Стормарнским, Дитмарсенским и Ольденбургским», и что-то еще, связанное с Мальтой.
Быть официальном поставщиком мацы столь уважаемому человеку является в высшей степени почетным.. Так что в Иерусалиме у меня мацу покупать будут, глубоко убежден. Религиозные евреи очень консервативны и пользуются только тем, что проверено веками. Тем более что здесь речь идет не о чем-то второстепенном, а о маце.
- Расколют тебя, масон. Евреи, небось, не такие доверчивые, как Малые оленеводы Севера. Чем еврей глубже невежественен, тем напористее он себя называет «интеллектуалом». Ты - типичный случай. Да и вообще, я все про вас знаю, мне мама рассказала.
Вы, оказывается, мстите англичанам уже более семи веков за изгнание иудеев из Туманного Альбиона в 1290 году. В частности, еврейские банкиры финансировали Оливера Кромвеля, что, в конечном счете, привело к революции и казни законного короля Карла I Стюарта. А трагическая судьба Марии-Антуанеты!? Ее то за что, суки??
- Антуанету действительно жалко до слез. Как и императрицу Александру Федоровну. Но меня не расколют. Потому что с малолетства был хитер и коварен. И всегда уделял много внимания деталям(см. картинку над текстом).
Это меня всегда выручало.

Ювелирные сокровища Российского императорского двора Зимин Игорь Викторович

Ювелиры в Списке поставщиков Императорского двора

Блеск и пышность Императорского двора привычно поражала европейских путешественников. Мемуаристы-иностранцы все как один, описывая блеск Императорского двора, отмечали важную часть действительно блестящего зрелища – огромное количество драгоценностей, украшавших придворных особ и государственных сановников. Этот драгоценный блеск обеспечивался неустанной работой поколений ювелиров, поставлявших российской элите первоклассные драгоценности.

Самой привилегированной частью сообщества ювелиров считались те, кто работал на Императорскую фамилию в целом и, особенно, на Императорскую семью. Круг этих ювелиров никогда не был широк, и за заказы членов императорской фамилии шла постоянная борьба.

Результатом этой борьбы часто становилось звание придворного поставщика. Отметим, что с начала царствования Николая I при Кабинете служили три оценщика «без содержания». Ранее Кабинет выплачивал жалованье двум оценщикам. Эти оценщики фактически являлись придворными ювелирами, имея право изображать Государственный герб на своих вывесках. В николаевскую «обойму» ювелиров-поставщиков входили Яннаш (оценщик с 1802 г.), Кеммерер (оценщик с 1835 г.) и Ян (оценщик с 1835 г.).

Как уже говорилось ранее, официальные правила игры для приобретения высокого звания придворного поставщика утверждаются в 1856 г. В 1862 г. в Списке, составленном министром финансов, среди ювелиров, имевших право использовать Государственный герб в рекламных целях, значилось только три мастера .

Самый большой стаж имел Карл Эдуард Болин (1805–1864), в документе названный «золотых дел мастером». Бренд «Карл Эдуард Болин» значился среди ювелиров-поставщиков Высочайшего двора вплоть до 1917 г. Вторым назван Иоганн Вильгельм Кейбель (1788– 1862), в 1841 г. получивший звание «золотых дел мастера». К этому времени у него имелись весьма серьезные заслуги перед Императорским двором. Символично, что они были связаны с Николаем I. Дело в том, что именно И.В. Кейбель в 1826 г. изготовил малую Императорскую корону, которой венчалась на царство императрица Александра Федоровна, и он же в 1855 г. сделал погребальную корону Николая I, которая, однако, не подошла по размеру. Замыкает список 1862 г. «придворный ювелир» Людвиг Брейтфус (1820–1868), он в 1851 г. стал оценщиком Кабинета Е.И.В., а в 1859 г. получил звание придворного ювелира.

Списки придворных поставщиков обновлялись в начале каждого царствования. При этом те, кто значился поставщиками цесаревича, автоматически меняли статус, становясь поставщиками императора. Свой список поставщиков обновляли и императрицы. Некоторые подвижки происходили и среди ювелиров. Как правило, это было связано со смертью кого-либо из ювелиров. Поскольку звание поставщика даровалось не фирме, а физическому лицу, то наследникам приходилось стараться уже самим, поставляя драгоценности к Императорскому двору. Это могли быть и новые имена, которые в результате тяжелой борьбы прорывались в обойму придворных ювелиров.

В 1883 г., вскоре после коронации Александра III, Главное дворцовое управление собрало новые сведения о поставщиках «Высочайшего двора, находящихся в С.-Петербурге». По адресам поставщиков разослали стандартный вопросник: «Фирма магазина» (№ 1); «Звание, имя, отчество и фамилия содержателя магазина» (№ 2); «Время пожалования звания Поставщика Высочайшего двора» (№ 3); «Что поставляет или какие работы и когда произведена последняя поставка или работа и куда именно» (№ 4); «Откуда произведена уплата денег» (№ 5).

Ответы на предложенные вопросы прислали 9 придворных ювелиров. Эти ответы представляют определенный интерес, в том числе и потому, что они собственноручно составлялись придворными ювелирами (в данной и следующих таблицах, а также в списках, счетах, описях сохранен текст оригинала). Итак:

Как мы видим, к 1883 г. «обойма» придворных ювелиров сложилась крепко – «патрон к патрону». Через два года в этот список войдет и Карл Фаберже. Вместе с тем, следует иметь в виду, что степень интенсивности поставок к Императорскому двору даже у такого ограниченного числа придворных ювелиров была очень разной. Например, фирма «Болин К.Э.» работала и на Кабинет Е.И.В., и по личным заказам императорской четы. Также интенсивно работали фирмы «Ф. Бутц» и «Леопольд Зефтинген», которые справедливо отмечали, что их поставки «производятся беспрерывно».

Другие сотрудничали со структурами Императорского двора только время от времени. Так, «И. Вальян и Жиго де Вильфен» к августу 1883 г. не поставляли ко двору «золотые и ювелирные вещи» с 31 октября 1881 г. Вскоре фирма фактически выпала из «обоймы» придворных ювелиров.

Самыми давними из поставщиков в этом списке были фирмы Сазикова (с 1837 г.), «Леопольд Зефтинген» (с 1857 г.), «И. Вальян и Жиго де Вильфен» (с 1863 г.), «К.Э Болин.» (с 1864 г.) и «П.А. Овчинников» (с 1865 г.). То есть на момент составления списка (осень 1883 г.) бо?льшая часть поставщиков-ювелиров официально сотрудничала со структурами Министерства Императорского двора около 20 лет.

Говоря о составе обоймы ювелиров и интенсивности закупок у поставщиков-ювелиров, конечно, не следует считать, что драгоценные вещи приобретались только у них. Весьма активно ювелирные коллекции российских императриц пополнялись во время заграничных вояжей. Женщины всегда остаются женщинами, какое бы социальное положение они не занимали. И главным поводом для приобретения ювелирной безделушки у того или иного ювелира становилось пресловутое «понравилось». Просто «понравилось». Или «подходит к платью». Этого было вполне достаточно для того, чтобы потратить несколько тысяч рублей. Тем более что в материальном плане женская половина Российского Императорского двора была обеспечена значительно лучше, чем их европейские родственницы или коллеги.

Таблица 1

Следующий известный Список Высочайших поставщиков относится к 1902 г. В него вошли 394 персоны. Поводом для появления этого списка стало желание Министерства финансов «иметь для поставщиков Высочайшего Двора особый сопряженный с их званием знак, который, по форме, отличался бы от Государственного герба и тем самым, видимо, обусловил бы различие лиц, приобретших право изображения Государственного герба на выставках, от поставщиков Высочайшего Двора».

После взаимных консультаций Министерство Императорского двора и Министерство финансов выработали три основные позиции. Во-первых, поставщики Высочайшего двора используют вместо Государственного герба (орла) Малый Государственный герб. Под гербом обозначается год пожалования звания. Во-вторых, устанавливались жесткие размеры знака поставщика. В-третьих, замена Государственного герба новым знаком должна была быть произведена поставщиками в течение года.

Если говорить о ювелирах, то из 394 чел., упомянутых в списке, ювелиров значилось всего 18 чел. или 4,5 %. Из 9 ювелиров, упомянутых в списке 1883 г., в списке 1902 г. продолжали значиться фирмы «Вальян, Жан и Ж. де Виль», «Зефтинген Леопольд», «Овчинников», «Сазиков», «Соколов Александр», «Хлебников».

Из списка выпали «Болин К.Э.», «Бутц» и «Верховцев». Что касается этих утрат, то действительно фирма «Верховцев» перестает упоминаться в документах Кабинета уже в конце 1880-х гг. Что касается фирмы «Бутц», то Федор Бутц сохраняет свои позиции, как поставщик великокняжеских дворов.

Первая страница Списка лиц и фирм, числящихся по сведениям Министерства Императорского двора поставщиками. 1902 г.

Ювелир Ф. Бутц в Списке поставщиков Великих князей, великих княгинь и великокняжеских дворов

Непонятная ситуация с фирмой «Болин К.Э.». Дело в том, что закупки у фирмы «Болин К.Э.» шли вплоть до 1917 г. Возможно, что на момент составления списка 1902 г. фирма в результате внутренних реорганизаций на короткое время де-юре выпала из обоймы, сохраняя свое положение де-факто. Не исключено также, что составлявший список чиновник МВД просто упустил название фирмы или переврал его написание. В пользу последнего предположения говорит название неизвестной ювелирной фирмы «Буниц». Ни в архивных материалах, ни в исследованиях по теме упоминаний об этой фирме нет. Более чем вероятно, что это и есть искомый «Болин К.Э.».

Самыми мощными приобретениями в обойме ювелиров-поставщиков Высочайшего двора к 1902 г. стали фирмы «Карл Ган», «Фридрих Кехли» и «Карл Фаберже» (табл. 2).

Таблица 2

Ювелиры-поставщики Высочайшего двора (1902 г.)

В документах имеются списки поставщиков императриц, которые сформировались в 1895 г. Любопытно, что в списке поставщиков, составленном МВД в 1902 г. у императрицы Александры Федоровны «своих» ювелиров нет. Портной, шляпник и обувщик были, а ювелира не было. Конечно, это не значит, что императрица не могла доставить себе радости, отобрав из предложенных образцов какой-нибудь кулон. Просто она «пользовалась» услугами поставщиков Высочайшего двора, приведенных выше. Императрица Мария Федоровна также широко пользовалась услугами поставщиков-ювелиров Высочайшего двора, но при этом у нее был «свой» ювелир-поставщик «из молодых» – Фридрих Кехли.Что касается составленных в том же 1902 г. списков поставщиков великокняжеских дворов, то следует иметь в виду, что далеко не у всех князей и княгинь имелись «свои» ювелиры-поставщики. И дело тут не в материальном достатке, а в некой внутренней склонности к регулярным покупкам подобных вещей.

Например, не было «своих» ювелиров у интеллектуала великого князя Николая Михайловича или у Георгия Михайловича. С другой стороны, у великого князя Владимира Александровича «своих» поставщиков-ювелиров значится 7 человек. Причем бо?льшая часть из них входила в «большой» список Высочайшего двора. Отметим, что весьма квалифицированный ценитель ювелирных изделий великий князь Алексей Александрович имел только двух «собственных» поставщиков-ювелиров.

Были и географические нюансы. Например, великий князь Михаил Николаевич почти два десятилетия прожил на Кавказе. Маленьким следом этого биографического зигзага стало появление личных ювелиров из Тифлиса и Баку.

Как известно, главными «потребителями» драгоценностей всегда были женщины. Однако в великокняжеских списках «своих» ювелиров имели только три гранд-дамы. Самый обширный список имела старейшая из них великая княгиня Александра Иосифовна (она была участницей трех коронаций: 1856, 1883 и 1894 гг.). Но и этот список «по участникам» не выходил за стандартные рамки. Всего в великокняжеских списках упоминается 10 фамилий ювелиров-поставщиков. Самыми популярными из них были фирмы «Грачев» и «Кехли» (по 4 упоминания). Ненамного отстали от них фирмы «Бутц» и «Зефтинген» (по 3 упоминания) (табл. 3).

Таблица 3

Ювелиры-поставщики великих князей и княгинь

Последний список придворных поставщиков составили в начале 1915 г. Появление этого списка связано с антинемецкой кампанией, прокатившейся по России летом 1915 г. Впрочем, после начала Первой мировой войны (19 июля 1914 г. по ст. ст.), где непосредственными противниками России были Германская и Австро-Венгерские империи, их подданных немедленно исключили из списка придворных поставщиков. Однако летом 1915 г., после прорыва фронта и отступления русской армии, по Москве и по другим городам России прокатились погромы фирм, на вывесках которых присутствовали «немецкие» фамилии. Безусловно, что на этой мутной волне решались и проблемы конкуренции, и рейдерских захватов бизнеса. Кстати говоря, тогда были соответствующие обвинения и в адрес фирмы К. Фаберже (об этом ниже).

Все вышеперечисленное вызвало потребность скорректировать и выверить официальный список поставщиков. Всего в списке 1915 г. упомянуты имена 32 ювелиров. При этом следует иметь в виду, что в этом Списке имя К. Фаберже упомянуто дважды, сначала как ювелира, а затем, как придворного ювелира. Поэтому речь идет фактически о 31 ювелире.

Дело в том, что поставщиков Высочайшего двора называли просто ювелирами , и звание придворного ювелира не было ему идентичным. Придворных ювелиров было значительно меньше по сравнению с ювелирами-поставщиками. Это звание на протяжении XVIII – начала XX вв. имели только упомянутые выше ювелиры Яннаш, Генрих Вильгельм Кеммерер и Ян. Позже звание придворного ювелира получили Карл Болин, Карл Фаберже и Фридрих Христиан Кехли. Однако фактически эти терминологические расхождения не давали никаких реальных преимуществ. Так, сыновья Карла Фаберже, являвшегося с 1885 г. поставщиком Высочайшего двора, обнаружили эти терминологические различия только к 1910 г., когда они возбудили ходатайство о получении этого звания их отцом.

Из 31 ювелира-поставщика в Списке насчитывается 17 ювелиров иностранцев (54,8 %). Подбор ювелиров-иностранцев обусловлен как династическими, так и политическими предпочтениями российских монархов и их близких. При оценке позиции «по странам» – на первом месте в Списке французские ювелиры – 6 чел. (35,3 %), на втором английские 5 чел. (29,4 %). Третье место разделяют германские и датские ювелиры – по 3 чел. (17 %).

При подборке «по императорам» следует, что при Александре II звание придворных поставщиков получили 5 ювелиров-иностранцев (29,4 %). При этом лидирующую роль играли французские (2 чел.: 1867 и 1875 гг.) и германские (2 чел.: 1866 и 1868 гг.) ювелиры.

Париж издавна слыл Меккой российской аристократии, признанным законодателем моды, в том числе и ювелирной. Александр II довольно регулярно посещал Париж, и в результате этих посещений появлялись новые поставщики-ювелиры. С Германией Александра II связывали самые тесные родственные узы. Его мать – дочь прусского короля принцесса Луиза – в России императрица Александра Федоровна. Его жена – принцесса Гессен-Дармштадская – в православии императрица Мария Александровна. Кроме этого, все русские великие князья по традиции брали в жены немецких принцесс. А с Англией при Александре II сложились весьма сложные отношения, поэтому за время его царствования звание придворного поставщика получил только один ювелир (1876 г.), что было «следом» визита императора в Лондон.

При Александре III звание придворного поставщика получили 4 иностранца (23,5 %). При этом лидировали датчане (2 чел.: 1881 и 1885 гг.). По одному ювелиру представляли Англию (1881 г.) и Францию (1882 г.). При этом фирма «Тиффани», ставшая поставщиком Российского Императорского двора в 1883 г., значилась в Списке, как французская. Следует добавить, что кроме Высочайшего двора фирма «Тиффани» являлась официальным поставщиком великокняжеских дворов Алексея, Павла и Сергея Александровичей, младших братьев Александра III. Новых немецких ювелиров-поставщиков при Александре III не было. Это вполне объяснимо, поскольку и Александр III, и императрица Мария Федоровна испытывали неприязнь к Пруссии, которая «железом и кровью» объединила Германию, «откусив» небольшую территории и от Дании. Появление среди поставщиков датских ювелиров вполне объяснимо, поскольку, как уже упоминалось, Мария Федоровна на протяжении всей жизни в России не только лоббировала интересы предпринимателей и мастеров своей родины, но и охотно покупала там драгоценности.

При Николае II звание придворных поставщиков получили 8 иностранцев-ювелиров (25,8 %). Англичане (3 чел. – 1898, 1899 и 1910 гг.) и французы (3 чел. – 1898, 1898 и 1907 гг.) получили по три звания. Это было обусловлено как тесными родственными связями с английским двором, в том числе визитами, так и растущими политическими симпатиями к Франции. Да и звание законодательницы мод Франция не утратила. Так, в 1907 г. звание поставщика Высочайшего двора получила всемирно признанная фирма Пьера Людвига Картье. Германия (1899 г.) и Дания (1902 г.) получили по одному званию. Были и немцы, их число стало увеличиваться, начиная с осени 1896 г., когда семья Николая II совершила первое официальное европейское турне. Например, в списке поставщиков императора оказался (с 29.04.1897 г.) франкфуртский ювелир Robert Koch, у которого в октябре 1896 г. Николай II приобрел «колье с драгоценными камнями» стоимостью в 25 000 германских марок.

Российских ювелиров в Списке значится 13 чел. (45,2 %). Анализ списка по периодам правления императоров показывает, что при Александре II звание поставщика (после 1862 г.) получили 2 чел. (1865, 1869 гг.). При Александре III – 4 чел. (1881, 1883, 1885, 1891 гг.). При Николае II – 7 чел. (1895, 1898, 1901, 1903, 1906, 1912, 1913 гг.). Подчеркнем, что речь идет о звании придворного поставщика , а не придворного ювелира .

Приведенные данные позволяют утверждать, что именно Александр III и Николай II переориентировали Российский Императорский двор на приобретение изделий отечественных ювелиров. Начало этому процессу было положено при Александре III. Он последовательно и убежденно подчеркивал интерес к национальной культуре и искусству, будь то живопись или работы мастеров-ювелиров. При этом, напомним, российские подданные, следуя жестким правилам, получали высокое звание только после 8–10 лет действительно безупречного сотрудничества с Кабинетом Е.И.В. и императорской семьей, а иностранные ювелиры подчас получали высокое звание в результате высочайшего повеления «вне правил». Еще раз обратим внимание читателей на то, что именно личные предпочтения российских монархов Александра III и Николая II во многом способствовали взлету ювелирного искусства в России на рубеже XIX – начала XX вв.

Особое место в Списке занимают ювелиры, специализировавшиеся на производстве серебряных и мельхиоровых изделий. Их насчитывается 15 чел. Анализируя их состав, во-первых, следует отметить, что среди этой категории ювелиров-поставщиков иностранцев не было вообще. Русские мастера-ювелиры, специализировавшиеся на изготовлении серебряных вещей, славились издавна. Во-вторых, для мастеров была характерна высокая степень семейной преемственности. Например, Дмитрию Абросимову (поставщик с 1871 г.) наследовал Петр Абросимов (поставщик с 1881 г.). Преемником Александра Любавина (1900 г.) стал Николай Любавин (1905 г.). Московскому ювелиру Овчинникову (1881 г.) наследовали его сыновья Михаил, Алексей, Павел и Николай (с 1894 г.). Ивану Петровичу Хлебникову (с 1879 г.) наследовал Николай Иванович Хлебников (с 1898 г.).

Братины работы придворного поставщика Любавина

Итоговая цифра ювелиров-поставщиков достаточно плавающая. Это связано не только с тем, что в Списке 1915 г. многие мастера упомянуты дважды, но и с тем, что некоторые ювелиры меняли свое подданство. Так, напомним, в 1881 г. датские ювелиры Брик и Расмуссен получили звание поставщиков Российского Императорского двора. Но с 1883 г. Расмуссен значится в Списке как российский подданный, поставщик Высочайшего двора. Таким образом, если принять за основу цифру в 47 человек ювелиров-поставщиков, то иностранцев среди них было 17 чел. (36,2 %) против 30 российских подданных (63,8 %). Но вне зависимости от своей национальной принадлежности мастерство ювелиров обогащало российскую национальную культуру.

Сводный список поставщиков-ювелиров, включая ювелиров, работавших на великокняжеские дворы, выглядит следующим образом (табл. 4).

Есть и другие итоговые списки. Например, известный исследователь русского ювелирного искусства В. Скурлов перечисляет 56 имен, которые в разное время являлись поставщиками императорских и великокняжеских дворов, оценщиками Кабинета Е.И.В. и придворными ювелирами.

Таблица 4

Таблица 5

Владельцы фабрик и заводов, получившие награды на мануфактурных выставках в 1829-1861 гг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Бюджет Министерства Императорского двора До Павла I объемы финансирования Высочайшего двора определялись как прецедентами, так и реальными потребностями. Так, в 21 марта 1733 г. императрица Анна Иоанновна подписала именной указ «О назначении на содержание Высочайшаго

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Из книги На меже меж Голосом и Эхом. Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян автора Зайонц Людмила Олеговна

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Моника Спивак (Москва) О «гихловском» списке стихотворений Мандельштама «Памяти Андрея Белого» В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в фонде Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ. Ф. 613. Оп. 1. Ед. хр. 4686. Л. 1–4)

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Леонид Владимирович Выскочков Будни и праздники императорского

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Ювелиры-поставщики Императорского двора

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ювелирные «бренды» Императорского двора Сегодня история ювелирной фирмы, сконцентрированная в устоявшемся бренде, имеет важнейшее значение для ее коммерческого успеха. У солидных фирм эта история, как правило, восходит к XIX в., и жемчужиной семейной истории фирмы

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

Драгоценности церемониальной жизни Императорского двора Многовековым стандартом императорской власти было обилие драгоценностей. Драгоценности всегда являлись зримым воплощением власти. Поэтому в период средневековья их в одинаковой степени носили и женщины, и

Из книги автора

Драгоценности в повседневной жизни Российского Императорского

Из книги автора

Ювелиры, исполнявшие заказы августейшей четы Кристоф-Фридрих фон Мерц Золотых дел мастер Кристоф-Фридрих фон Мерц (1756–1809), в 1792 году проживавший «в Офицерской улице в Голцгаузеновом доме», продолжал исполнять многочисленные наградные сабли и шпаги, табакерки и

Идея отмечать качество российских товаров особым знаком принадлежала Петру I в начале XVIII века.. Именно при его правлении продукцию уральских заводчиков Демидовых впервые в стране стали клеймить «Знаком соболя». А в 1856 году был учрежден знак «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Знак поставщика Двора Его Императорского Величества Столь высокое звание промышленникам и купцам присваивал сам император «за состояние производства и влияние на жизнь страны», а их товарам - «за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены». К началу ХХ века титулом «Поставщик Двора» обладали 40 отечественных предпринимателей.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» ценился в России выше сословного звания. Получить его было непросто. Существовала целая система требований, которым должен был удовлетворять претендент.. Звание давалось «за изделия превосходного качества, при обширном и вполне рациональном устройстве самих заведений».
Претенденты должны были в течение минимум восьми лет исполнять заказы для Двора, участвовать во всех губернских выставках, утвержденных Министерством финансов России и императором лично, попадать в официальный «Список экспонатов, удостоенных похвальной грамоты». За весь этот период не должно было быть ни единой рекламации от потребителей. Нередко претендентам на титул приходилось дожидаться его не один десяток лет.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» являлся своего рода российским государственным брендом, известным всему миру. Министерство Императорского Двора могло в любой момент лишить компанию титула, если стандарты качества продукции не подтверждались.

Все, что изготавливалось для императорской семьи, подвергалось строжайшему отбору и контролю. Фирмы, желающие стать поставщиками, вступали в серьезную конкуренцию, в результате которой появлялись товары высочайшего качества. Государство таким образом активно содействовало созданию и продвижению на внутренний и внешний рынки лучших российских товаров и изделий.

К 40-м годам XIX века процедура присвоения титула «Поставщик Двора Его Императорского Величества» сложилась окончательно. Титул присваивал сам император. Звание поставщика нельзя было передавать от одного фабриканта другому. Оно присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново. Звание давалось только на период поставок.

На 1901 это звание присваивалось канцелярией Министерства Императорского Двора по прошениям поставщиков дважды в год, на Пасху и Рождество. Надо признать, что «правила игры» были весьма жесткие, и это звание действительно зарабатывалось и высочайшим качеством продуктов, и безупречной деловой репутацией.

После 1917 года звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» было упразднено.

Знак "Поставщика Двора Его Императорского Величества"

В 1824 купцы, постоянно поставлявшие товары ко двору, получают право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» ценился выше сословного звания и печатался не только на товаре и упаковке, но и на вывесках, бланках, визитках, даже помещался на доме обладателя.

В 1901 году было утверждено новое изображение знака Поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус Поставщика («Высочайшего Двора» - «Поставщика Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества», «Императрицы Марии Федоровны», «Императрицы Александры Федоровны» или Великих князей и княгинь). Указывался год присвоения звания, выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского Двора, с цветным изображением знака. Поставщики активно использовали государственный герб в своей рекламе. Для XIX – начала XX вв. это был настоящий «знак качества» продукции, производимой фирмой.

История торгового дома "Братья Елисеевы"

Торговое товарищество «Братья Елисеевы» открыло в начале ХХ в. знаменитый «Елисеевский» магазин колониальных товаров в Санкт-Петербурге. В Государственном архиве Ярославской области сохранились документы о знаменитом ярославском и петербургском купце Петре Елисеевиче Елисееве и его семье. На основе архивных документов удалось уточнить многие факты из его жизни и биографии, выявить сведения о происхождении его семейства, составить родословную роспись рода Елисеевых.

Наиболее древний документ, находящийся на хранении в Государственном архиве Ярославской области и содержащий сведения о представителях семьи Елисеевых, - ревизская сказка вотчины Спасопесоцкого монастыря деревни Новоселка Луцкого стана Ростово-Переславской провинции Московской губернии за 1745 год. В ревизских сказках были записаны люди, платившие так называемый подушный оклад. В 1745 году в подушном окладе состояло только мужское население государства. Следовательно, в ревизской сказке 1745 года перечислены только мужчины. Так, среди монастырских крестьян деревни Новоселка значится: Иван Герасимович - 72 года, два его сына: Тимофей 45 лет и Семен 28 лет, и внук от старшего сына 8 лет. Но вот ревизская сказка 1795 года содержит уже более обширную информацию о семье Елисеевых. Здесь повторяются сыновья и внуки Ивана Герасимовича. Указаны их жены, дети и даже внуки, среди которых и 19-летний Петр Елисеевич. Именно его судьба сложится совершенно иначе, нежели у братьев и других родственников. Следующая ревизская сказка составлялась в 1811 году, когда деревня Новоселка относилась уже к Родионовской экономической волости Ярославского уезда.

Церковь села Яковцево бывшего Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне-Борисоглебского района Ярославской области), к приходу которой относилась деревня Новоселка - родина семьи Елисеевых. Современный вид. Фото 2000 г.

В этой сказке опять записаны только мужчины и подробно указаны дети Петра Елисеевича, впоследствии сыгравшие очень важную роль в успехе семейного дела: Сергей (10 лет), Григорий (7 лет), родившийся 25 сентября 1804 года, и Степан (5 лет), родившийся 28 октября 1806 года.Деревня Новоселка состояла в приходе церкви Воскресения Христова села Яковцево. Сохранились (к сожалению, не полностью) исповедные росписи и метрические книги этой церкви. В росписях перечислены прихожане, бывшие и отсутствующие у исповеди. Среди них есть и семья Елисеевых: глава семьи - Елисей Семенович, его жена - Пелагея Яковлевна, трое их сыновей - Игнатий, Петр и Василий с женами и детьми. В конце 1811 года все Елисеевы, кроме Игнатия, Петра и Василия, были у исповеди. Против имени братьев Елисеевых в исповедной росписи отмечено: «Не были за отлучкой». Поэтому можно предположить, что уже в начале XIX века Петр Елисеев занимался отхожим промыслом. Постоянное же место жительства его было еще в деревне Новоселка. Последний раз упоминается Петр Елисеев с семьей среди казенных крестьян по седьмой ревизии 1816 года. В исповедных росписях за 1825 год семья Петра не указана в отличие от семей братьев Игнатия и Василия В Петербурге имя П.Е.Елисеев упоминается в связи с открытием собственной торговой лавки в 1813 году, на Невском проспекте, 18, в которой продавали вина и фрукты. Торговля шла бойко, за Елисеевым закрепилась репутация честного и справедливого купца. В 1819 году Елисеев и зачислился в купеческое сословие со всем родом. Что касается фамилии Елисеевых, то, видимо, она возникла от имени Елисея Семеновича. Крестьяне, если и имели фамилию, записывались в документах только по имени и отчеству. В данном случае Петр, Елисеев сын, при переходе из крестьян в купеческое сословие стал Петром Елисеевичем Елисеевым.

Вина Елисеевых на Васильевском острове Петербурга, пользовались спросом не только в России, но и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, даже в Бордо. Вина Елисеевых получали награды на многих международных выставках. В 50-е годы 19 века дела Елисеевых достигли колоссальных размеров. Среди русских импортеров по количеству заказов фирма не имела себе равных. Лучшие торговые дома Европы стремились завязать отношения с Елисеевым, благодаря чему фирма получала товар наивысшего качества. Елисеевский - это была марка, символ высокого класса, запечатленный навеки А.Н.Толстым в романе «Хождение по мукам»: «...чай и колбаса у нас первосортные, от Елисеевых». В 1874 году торговому дому «Братья Елисеевы» было присвоено почетное звание «Поставщик двора его императорского величества».

Торговый дом "Братья Елисеевы" был создан в 1857, а в 1874 году он уже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. Смелой задумкой Григория Елисеева было создание сети магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин. Первые крупные "Елисеевские" магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. В московском "Елисеевском" открылось пять отделов: бакалейный, кондитерский, колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара и самый большой фруктовый отдел. Гастроном познакомил жителей столицы с заморскими деликатесами: из Прованса привозилось особое оливковое масло, там продавались французские трюфели, устрицы, кокосовые орехи, бананы. Помимо заморских продуктов здесь продавались лакомства со всех концов России: окорока, балыки из белой и осетровой рыбы, лучшая икра. В "Елисеевском" был представлен огромный выбор чая и кофе. "Елисеевский" не был магазином исключительно для состоятельных покупателей, помимо деликатесов здесь можно было приобрести продукты по обычным ценам. В гастрономе очень строго следили за качеством продукции. Зарплаты сотрудников были очень высокими, но и требования соответствующие. Помимо огромного выбора товаров "Елисеевский" отличался огромным спектром своих производств. Здесь были пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также было налажено производство варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и др.

Купцы Елисеевы также всегда славились своей щедростью на поприще благотворительности Для получения более точных данных я рассмотрел балансовые отчеты торгового дома «Братья Елисеевы». Оказалось, что они тратили на нужды призреваемых ими домов и церквей более 25% своих годовых

Григорий Григорьевич Елисеев в центре

Г.Г. Елисеевым так характеризовал свою династию: «Я прежде всего с особенной радостью должен обратить внимание на то, что отличительной чертой представителей нашего рода была беззаветная преданность православной вере, русскому царю и своей родине».

Елисеевы были попечителями над школами, училищами, способствуя процветанию российского образования и тем самым России в целом. Больничная помощь также заняла одно из важнейших мест в благотворительности семьи. Ими был построен Дом призрения вдов и сирот духовного звания, создан дом бесплатных квартир, бесплатной женской рукодельной школы. На средства Елисеевых построено несколько церквей, в том числе две в Петербурге.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери (г. Санкт-Петербург) построенная на средства купцов Елисеевых

Илья Козлов
Лицей № 86

В Центральном Доме Художника на Крымском валу с 28 марта по 05 апреля 2015 года проходит XXXVIII Антикварный салон в рамках которого, создана небольшая экспозиция с изделиями поставщиков Двора Его Императорского Величества.
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет. Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестно поставлять двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново.

Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.


Впервые технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской шлифовальной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров "Агатовых комнат" в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы). Большие вазы, которые изготавливали по рисункам архитекторов русского классицизма (ныне экспонируются в петербургском Эрмитаже), также облицованы в технике "русской мозаики" пластинками малахита и лазурита. Сложнейшую работу на криволинейных поверхностях мастера довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем.

Фрагмент. Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.
Бронза, литье, патинирование, малахит «Русская мозаика». Частная коллекция.


Технология представляла собой следующий процесс: форму, выполненную предварительно из камня, меди или другого материала, покрывали горячей мастикой из канифоли и воска, на которую наклеивали малахитовые пластинки толщиной в несколько миллиметров, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Если между пластинками образовывались щели - швы, их затирали мастикой, смешанной с малахитовым порошком. Затем предмет шлифовали и полировали.

Одна из парных ваз с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г. Исполнитель Столетов.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.

Фрагмент. Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.


Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Подробнее об этом замечательном предприятии и его изделиях мы писали, когда освещали выставку в Царицыно (Подробнее читать ).

Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.
Исполнитель Столетов. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.


Чайный сервиз. Россия, Москва. Фирма К. Фаберже. 1896 г. Серебро, кость, эмаль, золочение.
Высота сахарницы -9,5 см.
Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Чайно-кофейный сервиз. Россия, Москва. Фирма И. Хлебникова. 1891 г.
Серебро, гравировка, золочение. Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-1871 гг. основал фирму в Москве. В художественной культуре второй половины ХIХ - начала ХХ.века фирма сыграла выдающуюся роль и внесла огромный вклад в ювелирное искусство. Её мастера неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для императорской семьи благодаря сочетанию высокого профессионализма, оригинальности замыслов и знанию национальных традиций - фирма удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". 24 июня 1917 г. фабрика закрылась. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой. Тюль, пайетки, бисер, стеклярус.
Атласная вставка расшита жемчугом, стразами, шелком и металлической нитью. Частная коллекция Татьяны Абрамовой.


Надежда Петровна Ламанова (14 декабря 1861, Шутилово, Российская Империя — 14 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. В 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей двора Ея Императорского Величества. Также Н. Ламанова являлась главным модельером Художественного театра.


Спектакли МХТ шли только в её костюмах. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книппер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Мы видим её костюмы во многих советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский».

Фрагмент. Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой.

Лансере Е.А. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх).
Модель 1878 г. Россия, Санкт-Петербург.
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена. 1878-1888 г. Бронза, литье, чеканка, монтировка 48,5х50х23 см. На поземе в литье в воспроизведение подписи скульптора: «Е: ЛАНСЕРЕ:», клейом отливщика: «ОТЛИ. ШОПЕНЪ. И БЕРТО», круглый штамп Министерства финансов «ОТЪ: М.Ф. /1878/ НА 10: ЛЕТЪ:». Из коллекции К.В. Журомского.


Евгений Александрович Лансере (24 августа 1848, Моршанск — 4 апреля 1886, Нескучное, Харьковская область) — русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876). В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере Е.А. Фрагмент. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх). Модель 1878 г.


1777 год считается датой основания Потемкинского, а затем (после смерти его хозяина перешел в ведение казны) - с 1792 г. Императорского Стеклянного завода. Завод сам стал художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые путеводители по столице и рекомендовали ознакомиться всем гостям.

Стакан кавалерский. ИСЗ. 1840-1850 гг. Бесцветный хрусталь, полировка.
Частная коллекция. Михаил и Екатерина Гаджикасимовы.


С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Подробнее прочитать про продукцию стеклянных заводов России можно .
Вот такие шедевры представлены в экспозиции на XXXVIII Антикварном салоне в ЦДХ. Здесь можно увидеть предметы высочайшего мастерства, признанные современниками. Ведь знак поставщика Двора Его Императорского Величества являлся гарантией качества и получить его желали многие промышленники.

Антикварный салон продлится с 28 марта по 05 апреля 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 500 руб. Подробнее .

На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил из крестьян графа .

Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи . Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Петр Арсеньевич Смирнов»

Пётр Арсеньевич Смирнов приехал в Москву в 1860 году, когда получил вольную, и сразу же открыл небольшую винную лавку на девять служащих. Его мечта была наладить выпуск качественной водки вместо того, что в то время пили в кабаках и трактирах. В 1863 году он строит у Чугунного моста на Овчинниковской набережной небольшой водочный завод, который сразу же начал выпускать товар хорошего качества и быстро нашел широкое распространение.

Пётр Арсеньевич Смирнов купил этот трехэтажный дом у купца Морковкина в 1867 году. Смирнову достался добротный дом c большим двором, несколькими пристройками и глубоким подвалом, где можно было держать бочки с вином. Особняк на Пятницкой был приобретен специально, чтобы сам Пётр Арсеньевич мог контролировать качество производства напитков, так как очень дорожил своей репутацией. Через девять лет он перестраивает здание по проекту архитектора Н. А. Гейнца. Вход был украшен чугунным крыльцом-навесом с двуглавыми орлами, точно такими же, как на этикетках «Смирновской» водки. В советские годы этот навес был снесён, а вход заложен. И только в конце 1990-х годов восстановлен вновь.

В 1873 году потомственный почетный гражданин Петр Смирнов решает принять участие в международной промышленной выставке в Вене, где имеет невероятный успех и получает диплом и медаль участника выставки. С этого момента началось настоящее признание дела купца Смирнова. Спустя некоторое время, царь Александр III самолично пожелал, чтобы купец Смирнов стал Поставщиком Высочайшего Двора. В 1886 году Смирнов был награждён орденом Станислава III степени и отметил это событие на своем доме: на фасаде со стороны Пятницкой виднеется надпись «Поставщик дв. Его Императорского Величества Петр Арсеньевич Смирнов».

Ассортимент товаров и их качество поражали даже самых серьезных иностранных ценителей алкоголя: «Вишнёвая водка», «Нежинская рябина», «Финь-Шампань», не говоря уже о всеми любимом столовом вине № 21. Императрица Мария Федоровна очень любила ликер «Белая слива», который выпускался исключительно Петром Смирновым. В конце XIX века ассортимент смирновского завода состоял из более чем четырёхсот наименований продукции.

После революции в 1918 году завод и дом у Чугунного моста стали «народным достоянием» и прекратили свою работу. Сын Петра Смирнова продал права на фирму «П. А. Смирнов» американскому подданному, который стал выпускать водку «Smirnoff», правда, совсем по другой технологии.

Дом у Чугунного моста на углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной до сих пор является настоящим символом водки П. А. Смирнова. Сейчас в особняке находится торговый дом и магазин, где продают напитки по рецептам родоначальника славной купеческой фамилии.