Стали дни поспевает и от птичьего. Заучивание стихотворения "Осень" К. Бальмонт. план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему. Краткий анализ стиха «Осень» Бальмонт К. Д

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта

Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень» — образец лирики о природе рубежа XIX и XX веков, сочетание символизма и классического взгляда на это время года. Анализ стихотворения, средств художественной выразительности позволяют лучше понять его идею.

История создания, жанр, размер

Поэт написал «Осень» в 1899 году. Ему исполнилось 32 года, он много путешествует, занимается переводами, готовится к переломному моменту в своем творчестве, в результате которого появится его знаменитый сборник «Горящие здания».

Размер стихотворения — двухстопный анапест с перекрестной рифмой, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, элегию.

Основная тема и композиция

Стихотворение состоит из 3 четверостиший, лирический герой появляется уже в первой строфе. Смена эпох, времен года, предчувствие перемен в собственной жизни занимают его. Описание ранней осени реалистично и мелодично, проникнуто любовью к родному краю. В последней строфе лирический герой уступает место образу осени, которой поэт придает черты одушевления.

Выразительные средства

Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.

Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).

Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.

Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.

В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.


«Речевое развитие »:

· Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.

· Активизировать словарь детей: октябрь, осень, благовонье.

· Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

· Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности
в средней группе

Воспитатель: Сакулина Н.С.

Тема: «Осень» К. Бальмонт
Заучивание стихотворения


Образовательные области: приоритетная – речевое развитие;
в интеграции – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие »:

  • Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.
  • Активизировать словарь детей: октябрь, осень, благовонье.
  • Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
  • Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей

«Познавательное развитие»:

  • Формировать представления о сезонных изменениях в природе.

«Художественно – эстетическое развитие»:

  • Развивать у детей творческие способности.

«Физическое развитие»:

  • Сохранение и укрепление физического здоровья детей.

Планируемые результаты НОД:
Интегративные качества: эмоционально – отзывчивый; любознательный, активный; имеющий первичные представления о природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Оборудование для педагога:
Мольберт, иллюстрация осеннего пейзажа, магнитофон, фонограмма с музыкой, альбомные листы, цветные карандаши.


Индивидуальная работа:
с Ваней – учить отвечать на вопросы по содержанию.

Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, чтение рассказов об осени.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и проходят на свои места.
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, садитесь красиво и послушайте стихотворение:
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи.
А.С. Пушкин

Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года эти стихи? (Об осени).
- Назовите месяцы осени (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Скажите, к какому месяцу относится эта иллюстрация? (К октябрю). Правильно, ребята, так как именно в октябре осень раскрашивает деревья разноцветными красками. Сейчас как раз и идет этот месяц – октябрь.

Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, вы хотите послушать еще одно стихотворение про осень? (Да). Тогда слушайте внимательно. Стихотворение называется «Осень», а написал его Константин Бальмонт.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось стихотворение? (Да). Кто автор? (Константин Бальмонт). Какое оно веселое или грустное? (Грустное). Правильно, грустное: стали дни холоднее, улетели птички, солнышко реже появляется, часто идут дожди. Давайте все вместе повторим строчку из стихотворения: «И от птичьего крика в сердце только грустнее» .
Воспитатель: - Ребята, почему осень заплачет, как вы это понимаете? (Часто идут дожди). Правильно, идут дожди, будто осень плачет. Какими словами автор говорит об этом? Кто помнит? «Скоро осень проснется и заплачет спросонья» (Дети читают по одному).
Воспитатель: - А почему плачет она спросонья? (Потому что осень спала). Почему осень спала? (Потому что было лето, а за летом осень пришла – проснулась). Правильно, молодцы.
Воспитатель: - Слово «благовонье» интересное. Приятные запахи называют этим словом. Цветы приятно пахнут, а осенние цветы уже не пахнут, нет в них благовонья. Давайте хором повторим это слово (Благовонье). Дети повторяют слово хором и индивидуально. А теперь давайте повторим всю строчку целиком: «Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья».
Воспитатель: - Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение еще раз. Будьте внимательны, запоминайте, будем учить его наизусть.
Читает выразительно. Дает время припомнить. Затем дети читают по одному четверостишию – эстафетно. Воспитатель активно помогает: начинает строчку, проговаривает вместе с ребенком, подсказывает тихо слово-не допускает длинных пауз. Поощряет и оценивает положительно. Первая тройка детей – дети, которые быстро запоминают стихи. Вторая тройка детей – дети, которые запоминают медленнее. За ними воспитатель читает стихотворение еще раз.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я вас приглашаю на прогулку в осенний лес.
Проводится физминутка под музыку.
- Листья осенние тихо кружатся, (
кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения руками вправо – влево)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
По окончании физминутки воспитатель предлагает произнести звуки «ш-ш-ш», как будто листья шуршат под ногами.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь поиграем в игру «Кто больше скажет слов».
- Что можно назвать словом – «осенний»? (День, дождь, ветер, погода, листья, лес, грибы, туча, небо, солнце).
Все слова дети говорят в сочетании со словом «осенний». – Молодцы! Много слов назвали.
-А сейчас я загадаю вам осенние загадки. Слушайте внимательно.
Дни стали короче, длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (
Осенью)

Без рук, без ног, а деревья гнет.
(Ветер)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
- Молодцы! Все загадки отгадали.
- Ребята, а сейчас проходите и присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам нарисовать осеннюю картинку. Можно нарисовать дерево с разноцветными листьями или дождик.
Дети рисуют по впечатлениям от занятия под музыку.

Заключительная часть.
- Ребята, чем сегодня занимались на занятии? (разучивали стихотворение).
- Кто запомнил название стихотворения? (ответы детей).
- Что еще делали? (отгадывали загадки, играли в игру, рисовали).
- Сегодня хорошо отвечал … , были активны… .
Занятие окончено.

«Осень» Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей , тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику . В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта . Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

***

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
(С. Маршак) ©



Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.


Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.


Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт) ©



Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,


Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
(А. Фет) ©



Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.


Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.


И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.


Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.


Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
(С. Есенин) ©



Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.


Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.


Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.


Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев) ©



Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.


С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.


Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.


Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
(А. Фет) ©



Осень ранняя.
Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист - это мордочка лисья...
Вот земля, на которой живу.


Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит - дождички скоро польют.


По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол - это тело оленье...
Вот земля, на которой живу.


Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины...
Осторожней:
топор под ногами!
А дороги назад сожжены!


Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву...
Ничего не попишешь:
природа!
Вот земля, на которой живу
(Б. Окуджава) ©



Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
(А. Толстой) ©



Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин) ©



Осенний мир осмысленно устроен
И населен.
Войди в него и будь душой спокоен,
Как этот клен.


И если пыль на миг тебя покроет,
Не помертвей.
Пусть на заре листы твои умоет
Роса полей.


Когда ж гроза над миром разразится
И ураган,
Они заставят до земли склониться
Твой тонкий стан.


Но даже впав в смертельную истому
От этих мук,
Подобно древу осени простому,
Смолчи, мой друг.


Не забывай, что выпрямится снова,
Не искривлен,
Но умудрен от разума земного,
Осенний клен.
(Н. Заболоцкий) ©

Мир нуждается в красоте. В красоте стихов, в красоте осени. Увидеть необычные краски осенней природы, штрихи красоты, учуять малейшие запахи, услышать звуки – вот что хотел донести до нас К.Бальмонт. Стихи про осень Бальмонта полны тихого очарования.

«Напоследки»
Вот и Осень золотая
‎К нам приходит вновь.
Гуще дымка, утром тая,
И оделся лес, блистая,
‎В листья, красные как кровь.

Я бы думал, что весною
‎Место для огня.
А меж тем, как будто зною,
Всей листвою расписною,
Служит в осень головня.

Раскутился напоследки
‎Зорно-красный цвет.
Лист ярчей, но листья редки,
И паук, сплетая сетки,
Чинит листьев рваный след.

Как падет рубин шуршащий
‎В паутинный свод,
Рухнет вдруг балкон дрожащий,
И на зимний сон, из чащи,
‎Осень зодчего зовет.

Но паук, ее не слыша,
‎Протянул канат.
Вот готова стенка, ниша,
Скреплена узорно крыша,
‎Ждет гостей, любому рад.

Про осень Бальмонт писал по-особому – задушевно, сердечно. В его стихах нет излишнего нагромождения поэтических украшений. Всё понятно, лаконично.

«Осень»
Влага прохладною стала.
Вечером - где он, рубин?
Зори - в мерцаньях опала,
Облачки - полчища льдин.

Осень серпом однозубым
Сжала вплотную поля.
Воздух стал жёстким и грубым,
Сохлой листвой шевеля.

Минуло красное лето,
Спи же, цветов не ища.
Хочешь ли красного цвета?
Вот тебе листья плюща.

Бальмонт – знаток поэзии, его стихи привлекают силой и выразительностью художественного языка, яркостью и живописностью образов и картин.

«Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

«Осенний лес»
Лесная чаща. В изумруд,
Еще недавно, там и тут,
Рубины изливались, рдея.
Теперь, парча листвы, сполна,
Как дымно-желтая стена,
Броня дерев шуршит, редея.
Цвет постаревший, – не седой,
А серо-пепельный, подседный, –
Скользит по этой сказке медной,
И, вспыхнув, гаснет чередой.
Так в час вечерний, козодой,
В лазури неба, перед нами,
Мелькнет неверными крылами,
Свершая быстро путь витой,
И вдруг исчезнет над водой,
Где, взор души слияв с мечтами,
Последний медлит луч златой.

«Весёлая осень»
Щебетанье воробьёв,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поёт лучу.

В грёзе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

«Осенний праздник»
Ещё осень моя не настала,
Но высокое лето прошло,
И деревья напевом хорала
Овевают мой праздник светло.

Это праздник великий сознанья,
Что затих огнемётный дракон,
И огонь не уменьшил сиянья,
Но возник как рубиновый трон.

Над вершинами алое чудо,
Благодать снизошла с высоты,
И исполнены долгого гуда
Озарённые краской листы.

Широко, как последние пчёлы,
Перекатная сказка поёт,
Уходя за соседние долы,
Упадая в сознанье как мёд.

Высоко, к благодатностям Юга,
Улетают семьёй журавли,
Я как точка безмерного круга,
Всё - моё, и вблизи, и вдали.