Доступная социальная работа за рубежом. Научный этап становления социальной работы Становление соц работы за рубежом

Методология изучения зарубежного опыта социальной работы

Сложность методологии изучения зарубежного опыта обусловлена социальным конструированием форм и методов социальной работы в зависимости от пространства и времени, компаративности опыта отдельных стран.

Основная задача изучения международного опыта заключается в обосновании на основе теоретического осмысления опыта социальной работы, накопленного зарубежными странами, нахождении общих черт, которые определяют социальную работу как научное знание и как профессиональную деятельность.

Наряду с уникальностью, обусловленной социально-экономическими, идейно-политическими условиями, особенностями культуры и традиций каждой страны, социальной работе свойственно общее, без чего бы профессиональная деятельность утратила бы свои базисные характеристики. Это общее, основанное на качественных параметрах, можно сгруппировать по трем основным направлениям:

Профессиональная культура, включающая в себя универсальные общечеловеческие, общественно признанные базовые ценности, а также общие стандарты профессионального поведения;

Система научных и практических знаний (теория и методы социальной работы);

Общественное признание или социальный статус профессии.

К основным целямсоциальной работы за рубежом можно отнести следующие:

Поддержание нормальной жизнедеятельности человека, восстановление и укрепление функционирования индивидов, семей, социальных групп, организаций и общин;

Планирование, развитие и реализация социальной политики, услуг и программ, которые должны удовлетворить основные потребности человека, а также оказание помощи конкретным людям в развитии их способностей и навыков;

Использование средств социальной защиты населения, предусмотренных законодательством;

Повышение квалификации и действующей системы контроля уровня профессиональных знаний практикующих социальных работников.

При изучении зарубежного опыта социальной работы как правило используются две группы методов: общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.) и частные (опросные методы, наблюдение, анализ документов и др.).

Представим краткую характеристику каждого метода.

Так, с помощью исторического методаможно выяснить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных странах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.

Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития.

Изучение зарубежный опыт социальной работы как целостной системы, включающую в себя такие элементы, как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы позволяет системный метод. В этом случае также возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов.

С общими методами изучения зарубежного опыта социальной работы как в совокупности, так и каждого в отдельности используют и частные методы.

Особенности практической реализации моделей социальной работы в разных странах

С.И. Григорьев, анализируя современные модели социальной работы, выделяет три группы:

1. Психолого-оринтированные.

2. Социолого-ориентированные.

3. Комплексно-ориентированные.

Психолого-ориентированные модели социальной работы связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. Среди психолого-ориентированных моделей выделяют психодинамическую, экзистенциальную и гуманистическую модели.

Первая модельоснована на психодинамическом направлении теории социальной работы (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные идеи этой теории связаны с психоанализом, они заложили такие принципы индивидуальной социальной работы как индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи.

В рамках второй модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Таким образом, учитывая личностные конструкции, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта.

Гуманистическая модельопределяется принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Суть социальной работы в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели – технология «активного слушания».

Социолого-ориентированные модели связаны с социологическими концепциями (Л. Берталанфи). Основная идея данных моделей заключается в том, что социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее известные следующие социолого-ориентированные модели: «модель жизни» экологической теории, социально-радикальная и марксистская модели.

Деятельность социального работника в экологической теории связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей.

В основе социально-радикальной модели лежат положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп.

Марксистская модельосновывается на понимании деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе.

Комплексно-ориентированные модели социальной работы позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них выделяют: ролевую, социально-педагогическую, когнитивную и витально-ориентированную модели.

В ролевой модели (Я. Морено, Дж. Г. Мид) используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая теория служит для социального работника одой из форм социального объяснения, а также – средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента.

В социально-педагогическая моделивоспитание является частью процесса социализации и осуществляется при участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро).

Один из главных принципов когнитивной модели социальной работы– социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них.

В витально-ориентированной модели (концепции жизненных сил) социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека.

В практике большинства стран мира социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:

Социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;

Социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту, по полу, по интересам или схожим проблемам.

Социальная работа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического.

В мировой практике условно выделяются две исторически сложившиеся системы социальной работы: европейская и американская.

Для американской модели социальной работы свойственна направленность на работу с индивидуумом и его семьей, на улучшение функционирования личности, группы в существующей среде. Основные формы помощи – индивидуальная, групповая, общинная.

Основные формы государственного социального обеспечения – социальное страхование и государственное вспомоществование, которые имеют разное финансирование. Государственная поддержка существует только на уровне программ для самых беднейших слоев населения. Помимо этого существует система частного социального страхования.

Для европейской модели характерно большее внимание на изменение среды обитания индивида для поддержки, развития, защиты его и семьи. Основные формы работы связаны с социальным планированием, администрированием.

Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. В реализации задач социальной работы главное место уделяется местным органам самоуправления, а в своем содержании она охватывает разнообразные группы населения различными социальными услугами и видами помощи.

Во всех странах также развита и специализированная социальная работа, которой занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранении и медико-реабилитационных службах, системах образования, правозащиты, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах.

Контрольные вопросы и задания:

Социология, социальная работа и статистика

Основные тенденции истории социальной работы за рубежом Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов: 1.Развитие социальной работы в новое время середина XVII начало XX в.Развитие социальной работы в новейшее время XXв. Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1.

11.Основные тенденции истории социальной работы за рубежом

Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов:

1.Развитие общественных и государственных мер помощи нуждающимся у древних народов (II тыс.до н.э. – V в.н.э.).

2.Развитие благотворительности и участие власти в решении социальных проблем в эпоху средневековья (V – середина XVII в.).

3.Развитие социальной работы в новое время (середина XVII – начало XX в.).

4.Развитие социальной работы в новейшее время (XX в.- наст.вр.).

Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до рубежа Х I Х-ХХ вв.).

V. Период социальной работы (до настоящего времени).

В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были одними из важнейших нравственных заповедей. Это входило у древних китайцев в понятия "гуманность", "справедливости и долга". Они входили в китайскую этическую систему "пяти постоянств", разработанную Конфуцием и обозначающую отношения между ближними: "отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами".

Традиции милосердия, гуманного отношения к ближнему, сострадания были присущи духовной культуре древней Индии . В религиозных книгах древних индийцев можно встретить высказывания: “Будь благосклонен ко всем живым существам, радуйся при виде добродетели, сострадай и сочувствуй страдающим, будь терпим к праздным и ведущим себя дурно”.

Позднее стали появляться правовые документы регулирующие социальное взаимодействие – самый известный из этих документов «Законы Ману». В них описывалось формы брака, механизмы усыновления, особенности наследования имущества (исключались из числа наследников дети, слабоумные, бедные и больные).

Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира. В древней Греции считалось долгом поддерживать бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве или были так называемыми клиентами тех семейств, предки которых были основателями города-государства.

Именно в древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения.

Уже в героический период в силу религиозных верований чужестранцы и нищие считались находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем приехал; при отъезде давали ему хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах.

Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет. Размещение в гостинице не требовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам.

Поддержка бедных была одной из важнейших забот в греческих городах-полисах. Часто устраивались раздачи неимущим гражданам припасов и денег. В то же время принимались меры для призрения военных инвалидов, которые вместе с семейством содержались за счет государства. Солону (640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования, под угрозой лишения пенсии. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной.

Проблема организации социальной помощи стояла и перед правителями древнего Рима . Пытаясь обеспечить порядок в государстве филантропическим путем Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля.

Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах Нерве и Траяне различные поместья скупались государством и отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот.

Во период с II в. до н. э. по II в. н. э. оформилась правовая система древнего Рима — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения:

Усыновление – двух видов: для получения наследника при отсутствии собственных детей и усыновления для получение дополнительной рабочей силы в семью.

Опека и попечительство – была призвана выразить заботу об опекаемых, так как по римскому праву они не имели ни имущества и возможности им самостоятельно распоряжаться.

Виды опеки и попечительства выделяли в зависимости от зависимости от объекта опеки:

Попечение о несовершеннолетних;

Опека над женщинами;

Попечительство над безумными;

Попечительство над расточителями.

Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, так и устройство празднеств и зрелищ.

Эпоха Средневековья берет начало с падения Западной Римской империи в 5 в.н.э. и заканчивается в середине 17 в.победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются три этапа: 1) раннее средневековье (5-11 вв.); 2) классическое средневековье (11-15 вв.); 3) позднее средневековье (16-17 вв.) – период кризиса феодализма и становления буржуазного общества в европейских тсранах.

Сложившиеся в восточных странах в предыдущий период социальные отношения в эпоху средневековья не претерпели существенных изменений и сохранили свои основополагающие черты: принципы коллективизма, реализованные через общину для основной массы трудящихся классов, неограниченная власть правителя, вертикальные связи в обществе – все оставалось без изменений многие века.

Эпоха западного средневековья неразрывно связана с распространением христианства.

Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Сочувствие к низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекали из социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ее идеальным состоянием. Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. Сложились вполне определенные правила подачи милостыни:

1) ценна только непосредственная милостыня, подаваемая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви, причем обратная связь здесь необязательна.

Важным явлением стало возникновение «нищенских» монашеских орденов, возводивших бедность в идеал, таких, как ордена францисканцев, доминиканцев, премонстратов, картезианцев и цистерцианцев. Названные ордена также возникшие в ХI-ХII вв., противопоставляли себя монахам старых орденов (типа бенедиктинцев).

Церковь не ограничивалась лишь проповедями о необходимости милостыни, но стремилась на деле помочь нуждающимся. Так, до четверти церковных доходов употреблялись на культовые или благотворительные цели. Постепенно укрепление церковной системы привело к тому, что раздача хлеба и составление списков нуждающихся в помощи стало прерогативой церкви. В данном случае примечательна благотворительная деятельность епископа св. Василия (329-379), организовавшего у ворот города убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельню для слабых и увечных. В качестве источников для организации благотворительных заведений служили как церковные доходы, так и частные пожертвования прихожан.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Сложился своеобразный устрашающий цикл: ненастье -> неурожай -> рост цен -> голод -> употребление в пищу суррогатов -> эпидемия -> мор.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Еще одной напастью средневековой Европы были регулярные эпидемии всевозможных инфекционных заболеваний и ужасающая детская смертность, которая считалась нормальным.

Появление «горячки» лежало в основе появления особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов — госпитальеров. Так горячку с «успехом» пытались лечить почитатели св. Антония (антониты). На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни — проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке.

Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев , организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти— чума.

В условиях повторяющихся эпидемий именно монастыри как места относительной стабильности превращаются в центры раздачи милостыни. Роль монастырей в этот период трудно переоценить: помимо раздач милостыни они организовывали постоянную помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей.

Параллельно отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. В 1458 г. в Антверпене была учреждена так называемая Палата бедняков. Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет, в ряде итальянских портов появились особые надзиратели — «попечители здоровья».

В Великобритании первые указы, касающиеся социальных проблем, появились еще в 16 веке во времена правления Генриха VIII (1531г). Это была первая попытка перейти от церковной неконтролируемой благотворительности к централизованной системе. Уже тогда власти пришли к выводу, что путем некоторого перераспределения ресурсов общества в пользу тех или иных лиц можно устранить или хотя бы облегчить социальные проблемы.

В 1607 году королева Елизавета свела все законы и указы в один “Закон о бедных”, который просуществовал очень долго, часто пересматривался, с течением времени в него вносились многочисленные изменения, придававшие социальной помощи все более гуманный характер. Закон предусматривал:

Помощь престарелым, немощным и бедным;

Поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорившимся;

Помощь или освобождение заключенных или пленников.

На смену средневековью пришло новое время. В европейских странах стала развиваться промышленная или индустриальная цивилизация, противоположная традиционному обществу.

Так, в Англии в 1834 г. принят закон о бедняках, согласно которому расходы на бедных были сокращены до минимума.

Ответом трудящихся и нуждающихся слоев общества было появление чартизма – первого общенационального движения. Был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 8-часовой рабочий день, отмена закона о бедных и т.д.

Еще одним каналом защиты интересов трудящихся и малообеспеченных слоев стали профсоюзы (с 1824г.). В середине 19 века в Англии уже были внедрены адресные программы помощи конкретным социальным группам, причем этот круг лиц, имеющих право на социальную помощь, постоянно расширялся.

К концу 19 в. В европейских странах сложились определенные подходы в решении некоторых социальных проблем. При этом использовались две формы социальной деятельности: через государственные органы власти и социальное законодательство, с одной стороны, и через частную благотворительность отдельных лиц, организаций, церкви, с другой стороны.

С 1909 года в Великобритании было принято много новых законов, которые отражали перемены, произошедшие в массовом сознании и изменения в социальной политике. В 1911 году был принят Закон о национальном страховании, вводивший обязательное страхование на случай болезни и безработицы. В 1925 – законы о пенсиях по старости и о пособиях вдовам и сиротам. В 1934 году вышел Закон о безработных, в соответствии с которым оказывалась помощь лицам, не имеющим страховки, выплачивались дополнительные пособия пенсионерам и вдовам. Таким образом, в 30-е гг. в Великобритании централизованную помощь получали безработные, вдовы, сироты и инвалиды войны. Другие категории населения получали социальную помощь от местных администраций (советов графств).

В других европейских странах системы социальной защиты населения не имеют столь глубоких истоков. Но, как и в Великобритании в таких странах, как Германия, Швеция, Дания, Финляндия, социальная защита как система законодательных, экономических и социальных гарантий для всех групп населения начала складываться примерно в то же время, к концу 19 века.

Например, в Германии Бисмарк, чтобы избежать создания самостоятельной системы самими рабочими, принимает серию социальных законов: закон о страховании на случай болезни (1884), закон о страховании от несчастных случаев (1885), закон о страховании в связи со старостью и инвалидностью (1891). Созданная система социальной защиты была связана в то время в Германии, в основном, с трудом на промышленных предприятиях.

В Швеции развитие системы социального страхования началось в то же время, что и в Германии, в 80-е годы XIX века, и главное внимание сначала уделялось социальной помощи по месту работы. С 1913 года начала осуществляться первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий). Следующий, третий этап развития социального страхования в Швеции связан с выходом Закона о социальных услугах в 1982 году, включающего все сферы социальной деятельности государства.

В США в 1935 году президент Рузвельт принимает Закон о социальном страховании, который включает в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице.

С 1935 года социальная работа развивается в Северной Америке в контексте активного вмешательства государства в социальную сферу.

Необходимо отметить также возникновение в 19 веке движения сеттльментов («поселение», «заселение»). В этом движении принимали участие представители образованной, обеспеченной части общества. Живя по соседству с бедняками, ощущая на себе все последствия бедности, они становились помощниками местных жителей. Движение поселенцев (сеттльментов) выступало за социальные реформы. Основная идея этого движения заключалась в том, что окружающая среда больна, и ее необходимо менять, чтобы покончить с бедностью и несчастьями людей. В конце 19 – начале 20 в.движение сеттльмента вышло за пределы Великобритании и распространилось в большинстве западноевропейских стран, США, Юго-Восточной Азии и Японии.

Движение сеттльментов сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.

Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.

В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соломон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы.

В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке социальных работников.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.

Областями (направлениями) практической социальной работы того времени были:

1. изучение условий жизни неблагополучных семей;

2. социальная работа в медицине;

3. социальная работа в школе;

4. социальная психиатрия.

Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение индивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обоснованный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е гг.

PAGE 8


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65356. ГІДРОІМПУЛЬСНИЙ ПРИВОД МЕМБРАННОГО НАСОСНОГО АГРЕГАТУ ДЛЯ ПЕРЕКАЧУВАННЯ ВИСОКОВ’ЯЗКИХ, АГРЕСИВНИХ ТА АБРАЗИВОВМІСНИХ СЕРЕДОВИЩ 235.5 KB
Використання гідроімпульсних приводів для насосних агрегатів у вищезазначених галузях промисловості суттєво поліпшить вихідні параметри та характеристики вже морально застарілих та малоефективних приводів насосів а саме...
65357. Удосконалення методу оцінки характеристик вихідного сигналу ферозонда при контролі дефектів суцільності феромагнітних виробів 675.5 KB
Також існує необхідність у методиці розрахунків вихідного сигналу ферозонда що вимірює поле дефекту йдеться про методику яка могла б урахувати не тільки параметри ферозонда але й вплив на функцію перетворення ферозонда...
65358. Програмно-педагогічне забезпечення міжпредметних зв’язків інформатики з математикою і фізикою у навчанні майбутніх інженерів 322.5 KB
Сучасна комп’ютерна техніка розвивається стрімкими темпами, а також плідно взаємодіючи з фізикою, математикою, біологією та іншими науками. Створюються нові інформаційні технології, програмні засоби, що дозволяють моделювати різні явища.
65359. Моделі, методи та засоби обробки наборів зображень 1.55 MB
Одним із об"єднувальних базисів для усіх цих задач є попередня обробка зображень наборів зображень та відеопослідовностей яка сьогодні ґрунтується на опрацюванні окремих зображень. Цим зумовлювався розвиток лише методів малої алґоритмічної складності які стосувались окремих зображень.
65360. Системи компенсації техногенних спотворень геомагнітного поля на робочих місцях оперативного персоналу електроенергетичних об’єктів 347.5 KB
За відсутності спотворень геомагнітне поле ГМП є стаціонарним має високу однорідність і величину модуля вектора індукції в широтній зоні України близько 50 мкТл. Так в дні магнітних бур при яких індукція ГМП змінюється менш ніж на...
65361. САМОУЩІЛЬНЮЮЧІ БЕТОНИ З КАРБОНАТНИМ НАПОВНЮВАЧЕМ 3 MB
Мета досліджень науково-технічне обґрунтування ефективності використання карбонатного наповнювача для виготовлення самоущільнюючого бетону. Для досягнення поставленої мети необхідно вирішити такі задачі: виявити особливості самоущільнюючих бетонів...
65362. ТРИБОВІБРОГРАВІТАЦІЙНА СЕПАРАЦІЯ КАМ’ЯНОГО ВУГІЛЛЯ 1.16 MB
Одним із напрямів збільшення виробництва палива є його вилучення із вуглевміщуючих матеріалів, під якими розуміються високозольне крупно-кускове рядове вугілля, шахтна порода, відходи та промпродукт вуглезбагачувальних фабрик.
65363. ВПЛИВ ПАРАТИПОВИХ ФАКТОРІВ НА РЕЗИСТЕНТНІСТЬ ЖЕРЕБЦІВ-ПЛІДНИКІВ УКРАЇНСЬКОЇ ВЕРХОВОЇ ПОРОДИ 581.66 KB
Мета роботи дослідження природної резистентності стану здоров"я жеребцівплідників української верхової породи за дії різних абіотичних факторів мікроклімат стаєнь якість годівлі способи утримання та інтенсивність використання тварин.
65364. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТІЙКОСТІ ГІРНИЧИХ ВИРОБОК ВИБУХОВИМ РОЗВАНТАЖЕННЯМ ПОРІД ПОКРІВЛІ 4.18 MB
Більше 70 гірничих виробок кріплять металевим податливим кріпленням з них близько 1520 знаходиться в незадовільному стані. Для охорони виробок найбільше застосовують на шахтах пасивні способи ремонти й заміну кріплення які лише усувають негативні наслідки гірського тиску.

1. Определить основные этапы становления и развития социальной работы с семьей «группы риска» за рубежом.

2. Охарактеризовать основные этапы становления и развития социальной работы с семьей «группы риска» за рубежом.

В современной литературе можно выделить пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. - первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

2. Филантропический период (приблизительно до V вв. н.э.).

3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

4. Период государственной благотворительности (до рубежа ХIХ-ХХ вв.).

5. Период социальной работы (продолжающий настоящее время) .

Говоря о социальной работе за рубежом, обычно имеют ввиду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах.

Только с конца XIX – начала ХХ в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время. Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использовать ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) методы. Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных станах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа. Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно выделять страны капиталистические и некапиталистические .

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя, такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы.



Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками “группы риска“ в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на “трудных“ и осужденных подростков. Многообразные задачи и функции школьного социального работника остаются неизменными. Лучше всего охарактеризовать эту профессию, направленную на “человека в среде“, путем разбора его деятельности в определенных обстоятельствах. Используя системный подход к детям, семьям и их социальному окружению, школьный социальный работник способствует переменам во всех сферах жизни ребенка и его семьи . XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Здесь особое внимание уделяют семье, в частности «группам риска» данной категории. Социальная работа обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование – процессы, сопровождающие всю жизнь человека. Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Общее же в них то, что и социальная педагогика, и социальная работа ориентированы на изменение социального поведения человека и социальных отношений .



В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками, направлена на осуществление педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и педагогической, требует разнообразных методов воспитания. Последние тесно переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы – приемы которые выполняются в определенной последовательности. Социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, приемы педагога (социального работника), так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они – дети или взрослые. Таким образом, каждый метод воспитания представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия, приемы двух его субъектов – воспитателя или социального работника, с одной стороны, или воспитанника или клиента – с другой .

Наиболее трудные проблемы, с которыми сталкиваются семьи и дети в развивающихся странах, обусловлены более общими и всеохватывающими проблемами: нищета, безработица, безземельность, недоедание, плохое здоровье, недостаток образования, неудовлетворительные санитарные условия, плохое и перенаселенное жилище, высокий уровень заболеваемости и смертности, эксплуатация детского труда и др.

В плане ликвидации этих недостатков в стране было рекомендовано следующее: всем работникам, занятым одной проблемной семьей договориться о координации усилий или делегировать кому-то одному полную ответственность. Однако существующая разобщенность различных социальных служб препятствует подобному практическому решению проблемы.

Поэтому забота о проблемных семьях – это как раз та область, в которой социальный работник мог бы оказать существенную помощь, становясь связующим звеном не только между детьми и родителями, но и между семьей и ее окружением, особенно социальными и воспитательными службами.

Первые ростки благотворительной деятельности, вдохновляемой идеями милосердия, гуманности, человечности уходят в первобытнообщинный строй. Эта особенности помощи в полной мере относится и к развитию системы социальной помощи семьям за рубежом.

Так, еще Ч. Дарвин отмечал, что человек сохранил с отдаленных времен некоторого рода инстинктивную любовь и сочувствие к своим сородичам . А английский исследователь жизни аборигенов Австралии Ф. Роуз рассказывает: «Когда мужчина приносил крупное животное, его готовили и делили между всеми членами производственной группы, которая могла состоять из нескольких семей, таким образом, мясную пищу получал более широкий круг родственников» .

Можно предположить, что общность постепенно формировала и другие институты поддержки людей в пределах своего родового, общинного пространства. Первоначально, возможно, это были чисто экономические мотивы, но они возникали в системных связях внутриобщинных отношений. Так, еще на стадии первобытной коммуны возникли связи между членами разных общин - дарообмен (или потлач) . Дар представлял собой переход вещей из собственности одного субъекта в собственность другого и обязательно предполагал отдар.

Почти во всех древних обществах существовал социальный институт «potlach» - американский социальный антрополог Франц Боас, исследовавший быт североамериканских индейцев, определил этот термин как «система обмена дарами», такой же институт существовал и в славянских племенах . Это пример всеобщей системы дарения, в которой объединены честолюбивые стремления дарителя и получателя. Система достаточно проста: каждый дар должен быть возвращен дарителю в каком-либо виде. Это правило лежит в основе всех социальных отношений. Такая форма мирного перераспределения имущества и натуральных продуктов, выступала механизмом экономического равновесия в ситуациях социального и экономического неравенства. Институт дарения был связан с появлением излишков продуктов.

Поскольку в силу неразвитости хозяйственных отношений и сохранения первобытнообщинных традиций излишки не могли быть обращены в сокровища, то общественное мнение заставляло их собственников раздавать эти излишки соплеменникам. Поводом для этого могло быть строительство нового дома, рождение, смерть, поминки и т.п.

У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники по Древнему Египту донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: «Я давал хлеб голодному, одевал нагого», а в «Поучении Птахотепа» говорится: «Не будь алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы» . У древних египтян уже имеется представление о милосердии - «вспомоществование» и «бескорыстие». Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира.

Католическая церковь, оформившаяся после разделения в 1054 года христианства на западное и восточное, накопила большой опыт милосердной и благотворительной деятельности которую на Западе принято называть каритативной деятельностью. Делами милосердия и благотворительности в католицизме занимались и занимаются приходы, монастыри, монашеские ордена, благотворительные центры, разветвленная сеть различных организаций мирян.

Католическая церковь органически связана с концепцией спасения - путем совершения различного рода «добрых дел» в пользу неимущих, нищих, страдающих . В католической литературе обычно подразделяются милосердные деяния на два направления - материального и духовного характера.

Дальнейшее развитие теории и практики благотворитель­ности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе.

К XVII веку церковь утратила свои позиции единственного благотворителя, западноевропейский мир вернулся к идеям Пла­тона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязан­ности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология хри­стианского милосердия была заменена идеями социальной инже­нерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность.

Такой переход от церковной благотворительности к госу­дарственной был вызван многими причинами, важнейшими из которых были:

а) банкротство средневековой системы бесконтрольной раз­дачи милостыни, приведшей к образованию профессионального нищенства;

б) усложнение социальной организации общества;

в) переход от натурального хозяйства к денежному .

Все эти причины вызвали потребность научно-организаци­онной помощи со стороны государства, и, начиная с XIX века, осуществляются поиски и подходы к решению важнейших соци­альных проблем.

Параллельно с государственной системой призрения нуждающихся формировалась система благотворительных учреждений, на­правленных на оказание, в первую очередь, индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 году в Стокгольме создается орга­низация «открытой благотворительности» - «Общественный Союз покровительства».

В 1869 году в Лондоне основывается Благотво­рительное общество для координации оказываемой помощи (составляется центральный ка­талог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать).

По­добные организации создаются и в других странах мира. К концу XIX века во многих странах существовали общественные организации для помощи различным категориям нуждающихся, в т.ч. семьям «группы риска», раз­личные формы благотворительности частных лиц и организа­ций, а также благотворительная деятельность церкви.

На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государ­ствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями. Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включа­ется и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства, и основание социальных учреж­дений, направленных на создание системы социальной поддерж­ки.

Долг милосердия - фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете. Бог призывал к справедливости в отношении бедных - им следует воздать то, чего они лишены, - и к состраданию к ним - сочувствие должно дать им облегчение. В последующих учениях Христа и его учеников проявление милосердия стало выражением бескорыстия, которое рассматривалось в качестве характерной черты человеческого братства перед Богом. Незави­симо от того, ограничивалась ли благотворительная деятельность рамками определенных сект или распространялась на весь мир в целом, добродетель милосердия стала краеугольным камнем иудей­ской и христианской религии. Эти ценности давали западному человеку возможность обосновать и организовать свои человеческие импульсы и даже по­рождали благие порывы.

Конечно, один из корней социальной работы в США следует искать именно здесь. На чем бы ни бази­ровалась социальная работа (на религиозных убеждениях или на принципах гуманизма), основная ее цель - оказание помощи тем, кто в ней нуждается, - уходит своими корнями в иудео-христианские заповеди. Если говорить более конкретно, боль­шинство современных форм социальной работы имеет в основ­ном религиозное начало: в церковной программе, во вдохнов­ленном церковью социальном движении или в индивидуальных проявлениях христианского и иудейского духовенства мирян, ко­торые следуют зову своей совести.

Одним из первых и результативных деятелей в области со­циальной работы для бедных (в т.ч. и семей «группы риска») был священник-униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни данной категории граждан были предприняты в начале XIX в. по его же собственным про­ектам и в конечном итоге путем организации некоего Общества милосердия более чем на полвека определили направление аме­риканской социальной работы.

В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профес­сиональной социальной работы и заложила теоретические осно­вы социального обеспечения. Конференция была созвана по ини­циативе советов благотворительности и преображения несколь­ких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни, а в особо сложных и безнадежных случаях были вы­нуждены заниматься отношениями с властями штатов, а также финансовыми вопросами. Советы решали также, какие социальные учреждения и программы должны поддержать законодатели .

В 1880 г. воз­никшие в ряде крупных, прогрессивно развивающихся городов, общества организации благотворительности и преображения вошли в Национальную конференцию благотворительности и преобра­жения. Главы этих обществ вели активную деятельность в мест­ных добровольческих благотворительных ассоциациях, воплощая принцип «положение обязывает».

Основная проблема, которая все чаще возникает в этот пе­риод, связывалась с личностью нуждающегося. Подходы к лич­ности нуждающегося оформлялись в тесной связи с существо­вавшей практикой помощи. Можно наблюдать, как намечается спе­цифическое видение человека в обществе, связанное с его ре­альными потребностями и потребностями общества на основе социально-правовых норм. Так в научном познании появляется «человек нуждающий­ся», а, следовательно, начинает оформляться специфическая про­блематика и иное знание о человеке . Причем характерной осо­бенностью нового мышления является тот факт, что личность нуждающегося рассматривается не только в контексте социаль­ной проблематики, но и неотрывно от способа помощи. Выделены объективные факторы, которые могут иметь для клиента решающее значение в изменении жизненного сценария: пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Различ­ные комбинации этих факторов дают представление об особенностях субъектов, которым необходима помощь. Объектом по­мощи может стать только такой индивид, который помочь себе не в состоянии.

Большое внимание при разработке подходов к оказанию по­мощи уделялось исследованию социального положения нуждаю­щегося. В центре были вопросы условий его жизни: проживание, рента, здоровье и другие проблемы. Таким образом, начинают постепенно формироваться под­ходы к проблемам социальной помощи в аспекте не только их оперативных, но и долговременных задач, а это требовало опре­деленных способов передачи накопившегося опыта, способов обобщения того знания, которое было накоплено в практичес­кой деятельности добровольных помощников, постановки перс­пективных задач дальнейшего развития социальной помощи.

Все это удалось решить Мэри Ричмонд, известной исследо­вательнице социальных проблем, заложившей основы будущей теории и практики социальной работы как новой профессии и научного знания. Отправной точкой исследователей-либералов была не раз­работка лучшей политической экономии, способной разрешить социальные проблемы, а идея, что предшествовшая практика оказания помощи была ошибочной, обрекающей себя на неуда­чу . Они назвали свою концепцию научной благотворительностью, или научной филантропией.

Итак, профессиональная социальная работа получила свое начало в движении пропагандистов научной благотворительнос­ти, или научной филантропии в конце XIX в. Они критически проанализировали политику различных организаций и програм­мы, называемых в то время «благотворительность и преображе­ние», а также систему управления ими, другими словами, дея­тельность местных общественных и частных агентств и учрежде­ний штатов.

История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств. Можно проанализировать эту общую тенденцию в те­чение трех периодов:

а) 1 период: 1900-1930 гг., когда тенденция действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой Об­щественного фонда.

б) 2 период: 1930-1968 гг., когда федеральное правительство пред­приняло важные инициативы в области социального обеспечения. В течение этого периода значительно возросла роль федераль­ного правительства в деле социального обеспечения. Федеральное правительство приняло ряд мер для развития системы социального обеспечения нуждающихся, инвалидов, также были претворены в жизнь и новые программы, затрагивающие сферы занятости, гражданских прав и пр.

в) 3 период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма. Федеральное правительство про­должало ориентироваться на местные программы, предоставляя местному правительству федеральные фонды для удовлетворе­ния потребностей общин в развитии, обучении рабочей силы, транспорте, образовании и сильную политическую роль. Основная цель политики - создать более рационально уст­роенное общество, где все будут делиться благами, источниками которых должны быть федеральные и местные власти и зажиточ­ные граждане. При таком подходе социальное обеспечение оста­ется общенациональным делом, но доступ к нему и возможнос­ти его расширения ограничены. Большинство других социальных потребностей должны удовлетворять, прежде всего, семья, затем благотворительность, корпорации и компании и совместно влас­ти штатов и местные органы.

Отличительной чертой системы социальной защиты населе­ния в США является децентрализация . Это проявляется в нали­чии и реализации разных социальных программ на разных уров­нях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной систе­мы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны. С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены такие виды страхования как пенсии по старости, медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше.

Продовольственная помощь осуществляется главным обра­зом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов, которые предоставляются им бесплатно или по сниженным це­нам.

Выводы по параграфу 1.2:

1.Становление и развитие социальной работы за рубежом прошло свои особенные этапы: архаический период благотворительности; филантропический период; период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.); период государственной благотворительности (до рубежа ХIХ-ХХ вв.); период социальной работы, который продолжается по настоящее время.

2.Сегодня практическая социальная работа представляет собой комп­лекс методов и навыков, базирующихся на различных знаниях и теориях. При этом в каждый определенный период возникают свои социальные вопросы, даже если удалось разрешить старые.

3.Необходимо отметить, что каждое десятилетие требует своего подхода к проблемам общества. Потребности общества - один из основных объектов деятельности социальных работников, при этом, по мере расширения кругозора социальных работников и увеличения их роли раздвигаются и границы их деятельности, охватывая все больший круг проблем общества.

На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла ср как вид проф деятельности, кот развивалась наряду с благотворительными организациями.

период интенсивного развития капитализма
1. Переход от общинной формы соц жизни к более индивидуализированной;
2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту;
3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому. легитимизация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом;

Долг милосердия - фундаментальный принцип всех иудеохристианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете.

Одним из первых деятелей в области ср для бедных был священник-униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона в начале XIX в. путем организации Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано священнослужителем - Стивеном Хамфрисом Гертином. Это движение способствовало появлению Общественного совета соц защиты и агентства по проблемам семьи.

Одно из направлений в истории ср в СШÀ было связано со сферой оказания мат помощи. «Дружелюбные посетители» из организации благотворительности могут считаться первыми соц работниками.

Àссоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х в целях оказания мат помощи бедным людям. внимание на выяснении условий, приводивших к нищете.

Эти организации- предшественники совр системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Они считали, что посещения заменяют дома призрения, во время посещений ведется изучение, регистрация, сотрудничество и координационная работа в целях определения того, что должна представлять собой необходимая поддержка.

Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности.

В основе движения по созданию благотворительных организаций лежало убеждение, что оно даст средства, которые помогут спасти города от пороков нищенства и справиться с антагонизмами, вытекающими из соц различий. упор на религиозные ценности, любовь к ближнему. Главная цель- спасти «несчастных от греха нищеты». Благотворительные организации создавали службы по обеспечению работой, оказывали юр помощь и предоставляли услуги адвокатов. К концу столетия на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих.


Советы благотворительности и преображения штатов. В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профессиональной ср и заложила теоретические основы соц обеспечения. Конференция была созвана по инициативе советов благотворительности и преображения нескольких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни и тюрьмы, были вынуждены заниматься отношениями с властями штатов, а также фин вопросами. решали какие соц учреждения и программы должны поддержать законодатели.

становление профессиональной системы ср:

В историческом плане к наиболее известным школам в теории ср относятся диагностическая и функциональная. Диагностическая школа связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка ср. назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоц проблем ветеранов Первой мировой войны.

Мэри Ричмонд- сущность метода индивидуальной ср.

бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент в роли своеобразного больного, и задача ср- «соц врачевание» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, подготовка подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.

Дальнейшее осмысление- В. Робертсон и Г. Хамильтон. Представители диагностической школы ср утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.

В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, и процесс помощи строить на основе данных доминант. Осн акцент на сбор информации о прошлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.

Г. Хамильтон. Диагноз как основа метода им переосмысляется; он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы.

Отношения между клиентом и социальным работником превращаются почти в авторитарные, а задачей последнего становится «лечение» клиента.

Другой подход.Функциональная школа (О. Ранк).желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. осн внимание уделяли началу процесса изменений. оригинальная методика по организации аппарата помощи - предоставление и прием помощи.

основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное в создании и развитии техник и методов помощи клиенту. Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение» - право клиента решать за себя. происходит переход к современному пониманию сущности ср и отказ от авторитарных и формальных отношений.

Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, кот постоянно стремится к своему саморазвитию, позитивному росту.

История развития институтов по подготовке кадров в США:

I этап - «ученический» , этап допрофессионального образования (1877-1898 гг.), связан с образовательной деятельностью, осуществляемой благотворительными организациями и соц агентствами. Начало 1877 г., когда было создано первое в США «Общество организованной благотворительности», с деятельностью которого и связано начало становления системы профессиональной подготовки социальных работников в США;

II этап - «школьный» ,этап профессионализации образования в области ср (1898-1913 гг.), связан с образовательной деятельностью школ социальной работы. начало в 1898 г. в США появилась первая такая школа, что ознаменовало собой окончание этапа допрофессионального образования и начало нового - «школьного»;

III этап - «кейс» -этап, этап университетского образования в области ср (1913-1929 гг.), связан с интеграцией школ ср в структуру американских университетов. начало1913 г.,;

IV этап - «милфордский» ,этап стандартизации образования в области ср (1929 - начало 1930-х гг.), связан с деятельностью так называемой Милфордской ассоциации организаций по ср.

Социальная работа, возникнув как общественное явление, определенный общественный институт, сфера деятельности людей, постепенно становится объектом разностороннего научного исследования. И к исходу XX века уже можно говорить об истории теоретического, научного осмысления такого явления общественной жизни. Эта история связана не только с теоретическим освоением проблем практики социальной защиты "слабых" слоев населения, человека в кризисной ситуации, но и с эволюцией, саморазвитием теоретического знания, деятельностью отдельных ученых.

В зарубежной научной традиции существует целый ряд работ, где, так или иначе, затрагиваются вопросы истории теоретического изучения социальной работы, эволюции научных представлений о ней. Тем более важно представить некоторые важнейшие этапы и особенности эволюции теоретических представлений о социальной работе, ее научного изучения в XIX-XX веках.

При этом следует подчеркнуть различие двух взаимосвязанных явлений в науке о социальной работе: с одной стороны, ее историю, написанную уже достаточно подробно, определение места социальной работы в ходе развития социальной истории, истории общества в целом, а с другой - историю научного изучения социальной работы как специфического объекта исследования, эволюцию теории социальной работы, ее взаимодействия с другими науками о человеке и обществе.

Анализ научной литературы свидетельствует, что теоретическая традиция в истории научного осмысления социальной работы складывалась по мере изучения социальной роли и смысла такого явления общественной жизни, как благотворительность, а также в связи с попытками сопоставить научное изучение социальной помощи нуждающимся с различными психологическими, социологическими, психотерапевтическими доктринами . В большинстве имеющихся обзоров истории социальной работы за рубежом ее происхождение как профессии идентифицируется с возникновением и развитием благотворительных обществ, с которыми связываются и первые ступени ее теоретического обоснования. В ранних теоретических трудах по вопросам социальной работы во второй половине XIX - начале XX в. обычно рассматривалось эффективное (неэффективное) воздействие субъекта социальной помощи на способность личности поправить, улучшить свои социально-бытовые и финансовые дела, особенно - в контексте семейного благополучия (неблагополучия), определенных обязательств.

Помощь семье обычно представлялась как известный моральный долг общества и государства, а также личности. Теоретические построения, научное осмысление проблем социальной работы касалось в этой связи вопросов методологии обоснования справедливости тех или иных мер социальной помощи, поиска оптимальных вариантов действия социальных служб, которые должны опираться на достоверные данные, корректные методы изучения условий жизни людей, социального развития общества и человека, отдельных слоев населения.

Пиком развития этой тенденции в научном изучении социальной работы, ее теоретического обоснования на рубеже XIX-XX веков стала "Научная социальная работа", в частности публикации 1915-1920 гг. Мери Ричмонд, предложившей обширный набор схем оценок, экспертиз качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику. Эта традиция в истории развития теории социальной работы может быть представлена как этико-терапевтическая (морально-терапевтическая), опиравшаяся на осмысление разнообразных форм благотворительности.

Тяга к повышению уровня научного обоснования практики социальной работы уже в 20-30-е годы, бум популярности психоаналитических идей 3. Фрейда и его последователей выдвинули уже тогда в теоретическом осмыслении социальной работы на передний план психодинамические конструкции. Это позволило утверждать некоторым видным специалистам на Западе, что психодинамический подход вырос из признания того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность, привнесла в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, того, что базировалось лишь на здравом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Иначе говоря, усложнение деятельности социальных работников, ее профессионализация, выдающиеся достижения сторонников фрейдизма, прежде всего самого 3. Фрейда, их широкое использование в медицине и социально-реабилитационной практике уже в 20-30-е годы привели к доминированию теоретических, методологических построений психодинамической ориентации в моделях социальной работы. Они господствовали до 50-х годов, когда были потеснены, с одной стороны, достижениями эго-психологии, а с другой - распространением и растущим влиянием системных, социальных исследований .

Возросшее влияние эго-психологии привело к активизации разработок, росту внимания к теоретическому осмыслению работы с социальными группами, оказания помощи индивиду в микросреде обитания, но месту жительства. Это активизировало анализ терапевтических возможностей, социально-педагогических потенций общин, а также среды их жизнедеятельности, проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни.

В этой связи стали особенно важными два аспекта теоретического роста научного знания в области социальной работы. Первый из них касался усиления интереса и значения системы психологического объяснения поведения, бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминировании познавательных ориентации, соответствующих им стимулов. Второй аспект был связан с ростом интереса и влияния в сфере обоснования теоретических предпосылок развития социальной работы социологических теорий и исследовательской социологической практики. Значительные успехи социологических исследований середины и второй половины XX века, обусловившие не только модернизацию классических парадигм социального мышления, но и выход на формирование основ новых концепций, определили и весьма существенные изменения в теории социальной работы.

Прежде всего, однако, следует учесть нараставшее влияние к середине века и его третьей четверти марксистской социологической парадигмы, особенно в Европе, которое усиливалось политическим доминированием левых сил в большинстве индустриально развитых стран, Это вело к росту интереса правительств к социальной проблематике, влиянию идеологии социального переустройства общества, соответствующим образом ориентировало теоретические разработки а социологии и социальной работе. В США в этот период разрабатываются программы борьбы с бедностью, обосновываются преобразования на уровне общин, местного самоуправления. Формируются оптимальные модели социальной работы в Швеции, Канаде, Франции, а затем и в Германии, Японии, Сингапуре, Южной Корее.

Серьезное значение имели ликвидация неграмотности и безработицы в ряде стран бывшего социалистического лагеря, а также процесс осмысления деколонизации и сама деколонизация стран "третьего мира", как общественное явление. В развивающихся странах "третьего мира" стали весьма распространенными "левые настроения", социалистические ориентации, скорректированные местной идеологией и социокультурной, общественно-политической практикой. Они отдавили приоритет государственным формам социальной защиты населения, национально-культурным особенностям жизнеосуществления, поддержки населения в условиях кризисного развития. Государственно-централизованные программы и ориентации на коллективно-общественные формы поддержки населения становятся здесь доминирующими в теоретических построениях, обосновывающих эффективную социальную политику и социальную работу. В то же время этот процесс привел к отделению систем социальной благотворительности от государственных программ, дальнейшей централизации социальной помощи, возросло внимание к национально-региональной, общественной специфике социальной работы, ее теоретическому обоснованию .

Усиление внимания к социальным аспектам общественного развития привело к некоторым существенным изменениям в теории социальной работы. Среди них, по крайней мере, отметим два. С одной стороны, это усилило интеграционные взаимосвязи различных подходов к осмыслению содержания важнейших проблем социальной работы. При этом рост внимания к социально-организационным факторам в число важнейших проблем теоретико-методологического обоснования социальной работы выдвинул ее правовые аспекты, создание юридического фундамента технологии социальной защиты, а также общественно-политической поддержки реализации социальной политики и др.

С другой стороны, в связи с этим в теории социальной работы все более заметное влияние начинают оказывать системные представления о человеке и обществе, их гармоничном, целостном развитии. Возрастание роли системности в теории социальной работы, ориентация ее на целостный подход усилили стремление к радикальному реформированию общественного устройства, практики социальной работы. При этом обычно провозглашалась, обосновывалась необходимость существенных социальных перемен, обеспечения целостности, гармоничного развития человека и общества в обществе, коллективе.

В рамках этой тенденции развития научных представлений, теории социальной работы и в связи с ней возникло несколько альтернативных перспектив, которые, так или иначе, касаются всех основных традиций, сложившихся в научном знании о социальной защите человека. Это касается и прагматической традиции, развитие которой основывалось на разработке законодательства о помощи бедным, о действии официальных учреждений социальной помощи, о правовых и административных запретах, разрешающих актах. Данные влияния не могли не коснуться социально-реформаторской, социально-организационной, а также терапевтической традиций осмысления проблем социальной работы, имеющей дело с отдельными людьми, их группами, которые переживают специфические социальные и персонифицированные проблемы.

Углубление понимания характера этих взаимовлияний полезно при рассмотрении важнейших моделей организации социальной работы, сложившихся к началу XXI века.