Стадии социальных конфликтов. Основные стадии развития конфликта Что такое социальный конфликт его стадии

Общепринятым является выделение таких стадий конфликта: конфликтная ситуация , в рамках которой формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную напряженность; осознание социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторов, определяющих формирование целей и путей их достижения; открытое конфликтное взаимодействие , где особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта; завершение конфликта , где наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий, как предшествующего противоборства, так и способа его регулирования.

Известно, что на практике определить начало конфликта, границу перехода конфликтной ситуации в открытое противоборство далеко не всегда удается точно. Еще сложнее определить границы стадий.

В западной социально-психологической литературе динамика конфликта понимается в двух планах: широком и узком. В широком смысле слова динамика трактуется как последовательная смена определенных стадий или этапов, характеризующих процесс развертывания конфликта от возникновения конфликтной ситуации до разрешения конфликта. В узком смысле слова динамика конфликта рассматривается в контексте лишь одной, но наиболее острой его стадии - конфликтного взаимодействия.

Например:

Появление причин конфликта;

Возникновение чувства неудовлетворенности (обиды, возмущения);

Предложение устранить причины конфликта;

Невыполнение этого требования;

Конфликт.

В данном случае фактически раскрыто начало конфликта, но не показана динамика от начала конфликта до его разрешения.

Многие авторы, исследуя динамику конфликта, делают акцент на соотношении объективных и субъективных факторов, где определяющим является все же субъективный (осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон). Указывая на важность осознания конфликтной ситуации, они утверждают, что социальные явления и процессы прогнозируемы и управляемы. Личность, иногда включенная в них независимо от ее воли и сознания, может вносить свой вклад в развитие событий.

Таким образом, мы отмечаем, что конфликт - это сложное динамическое образование, имеющее свои границы, содержание, этапы и свои формы динамики.

Все многообразие форм динамики конфликтов можно свести к трем основным формам.

1. Конфликт имеет циклический характер и проходит предсказуемую последовательность стадий. Конфликт зарождается, развивается, интенсивность единоборства достигает апогея, а затем, после принятых мер по урегулированию ситуации, постепенно или быстро напряженность спадает.

2. Конфликт - это фазовый процесс. Взаимодействие субъектов ведет к преобразованию социальной ситуации. Меняются условия жизнедеятельности, характер и содержание общественных отношений, принципы и правила поведения личности, социальная структура и статус личности или социальных групп.



3. Конфликт является взаимодействием двух субъектов (индивидов, социальных групп), в котором действия одной стороны, являются реакцией на действия другой стороны.

В реальной общественной жизни эти формы редко встречаются в чистом виде. Как правило, конфликты имеют смешанные формы. Очень часто конфликт вначале имеет одну форму, затем переходит в другие. Особенно это характерно для затяжных конфликтов. Даже забастовка, представляя относительно чистую форму циклического конфликта с выраженными стадиями, может переходить в фазовую форму.

Наибольший интерес представляет почти универсальная схема динамики развития конфликта, где выделяют латентный (предконфликтный) период, открытый период (собственно конфликт), латентный период (послеконфликтная ситуация).

Более полное и достоверное представление о динамике конфликта предполагает выделение в ней следующих стадий:

1) латентная стадия;

2) стадия идентификации;

3) инцидент;

4) стадия эскалации;

5) критическая стадия;

6) стадия деэскалации;

7) стадия прекращения.

Латентнаястадия потенциальные соперники еще не осознают себя таковыми. Эта стадия включает следующие этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев возникновения ложного конфликта, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, действиями, мотивами, стремлениями и т. п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя.

Одно из условий такого перехода - осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Попытка сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречия не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто хотя бы одна из них пытается решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликт воспринимается как угроза безопасности одной из сторон взаимодействия, угроза каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (это характерно для проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственнойугрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной ситуации называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные действия.

Отличительная особенность латентной стадии и стадии идентификации заключается в том, что они образуют предпосылку перехода к активным конфликтным действиям, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной намеченных целей и реализовать собственные намерения. Тем самым поочередно происходит инцидент и начинается стадия эскалации конфликта.

Инцидент (от лат. incidens - случай, случающийся) представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство - убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществ­ленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу - это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным «кто есть кто», ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему раз­витию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее «ввязаться в драку» и победить, а с другой - трудно входить в воду «не зная броду».

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание). Так, после первого инцидента во Второй мировой войне - вторжения Германии в Польшу - последовали другие, не менее опасные. Уже в апреле - мае 1940 г. немецкие войска оккупировали Данию и Норвегию, в мае - вторглись в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, а затем и во Францию. В апреле 1941 г. Германия захватила территорию Греции и Югославии, а 22 июня 1941 г. напала на Советский Союз.

Эскалация конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Вопрос стоит только гак: «кто кого», ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и других.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие:

1) созданиеобраза врага;

2) демонстрацию силы и угрозу ее применения;

3) применение насилия;

4) тенденцию к расширению и углублению конфликта.

На стадии эскалации , согласно Д. Пруитту и Д. Рабину, конфликт претерпевает следующие трансформации.

1. От легкого к тяжелому. Конфликт более легких форм перерастает в конфликт с более тяжелыми формами взаимодействия (например, простое расхождение во мнениях, взглядах и т.д. перерастает в жесткое соперничество).

2. От малого к большому. Стороны все больше вовлекаются в борьбу и привлекают постоянно увеличивающиеся ресурсы в стремлении достичь преобразования.

3. От специфического к общему. В ходе эскалации конфликта происходит «потеря» его объекта и цели. Расширяется предметная зона конфликта.

4. От эффективных действий - к победе и, далее, к нанесению ущерба другой стороне.

5. От нескольких ко многому . Вначале осуществляются эпизодические конфликтные столкновения по отдельным вопросам. В ходе эскалации «стычки» становятся постоянными и по любому поводу.

Таким образом, даже самый, казалось бы, незначительный конфликт может разрастаться подобно снежному кому, захватывая все большее количество участников, обрастая новыми инцидентами и усиливая напряженность отношений между враждующими сторонами.

Достигнув своего пика – критической стадии, стороны продолжают оказывать сбалансированное противодействие, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Угасание (деэскалация) конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы ипрекращению конфликта по любым причинам. На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;

Обнаружившееся преобладающеепревосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

Появление в конфликте третьей стороны и ее способность, и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента илиобоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позицийобеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встре­чающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру стадия прекращения конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

победоносной;

Компромиссной;

Пораженческой;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

мирной;

Насильственной;

3) с точки зрения функций конфликта:

Конструктивной;

Деструктивной;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

полностью и коренным образом завершенной;

Отложенной на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть: урегулирование, затухание (угасание) конфликта, устранение конфликта, перерастание конфликта в другой конфликт .

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:

  1. 1) предконфликтная стадия;
  2. 2) собственно конфликт;
  3. 3) разрешение конфликта;
  4. 4) послеконфликтная стадия.

1. Предконфликтная стадия.

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Однако противоречия, как уже говорилось, не всегда влекут за собой конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам. Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.

Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции. Следовательно, определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе является вполне естественным как защитная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение определенного (оптимального) уровня социальной напряженности может привести к конфликтам.

В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут «накладываться» одна на другую или подменяться одна другой. Например, негативные отношения к рынку у части российских граждан вызваны прежде всего экономическими трудностями, но часто проявляются как ценностные ориентации. И наоборот, ценностные ориентации, как правило, обосновываются экономическими причинами.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансформация неудовлетворенности из субъективнообъективных отношений в субъективно-субъективные. Суть этой трансформации заключается в том, что потенциальный субъект конфликта, недовольный объективно существующим положением дел, выявляет (персонифицирует) реальных и предполагаемых виновников неудовлетворенности. Одновременно происходит осознание субъектом (субъектами) конфликта неразрешимости сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Однако сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., послужило формальным поводом для начала Первой мировой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество.

В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:

  • 1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
  • 2) одна из сторон делает вид, что ничего особенного не произошло (уход от конфликта);
  • 3) инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.

Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.

2. Собственно конфликт.

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:

  • активно-конфликтное поведение (вызов);
  • пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
  • конфликтно-компромиссное поведение;
  • компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оправданием» для эскалации конфликта. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:

  • 1) переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами;
  • 2) дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым;
  • 3) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

3. Стадия разрешения конфликта.

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

  • 1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
  • 2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;
  • 3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;
  • 4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;
  • 5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся ясные условия его прекращения. В полностью институционализированном конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же конфликт не институционализирован или институционализирован частично, то возникают дополнительные проблемы его завершения.

Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Следовательно, чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов, что конфликт будет локализован во времени и пространстве и тем меньше потребуется жертв для его разрешения.

Существуют много способов завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами, а именно:

  • 1) устранение объекта конфликта;
  • 2) замена одного объекта другим;
  • 3) устранение одной стороны участников конфликта;
  • 4) изменение позиции одной из сторон;
  • 5) изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
  • 6) получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий;
  • 7) недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников;
  • 8) приход участников конфликта к единому решению (консенсусу) или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любому его решению.

Существуют и другие способы завершения конфликта. Например, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон.

Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Однако возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают следующие возможные процедуры:

  • 1) признание наличия конфликта;
  • 2) утверждение процедурных правил и норм;
  • 3) выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);
  • 4) исследование возможных вариантов решения проблем;
  • 5) поиск соглашений по каждому спорному вопросу и по урегулированию конфликта в целом;
  • 6) документальное оформление достигнутых договоренностей;
  • 7) выполнение всех принятых взаимных обязательств.

Переговоры могут отличаться друг от друга с точки зрения как уровня договаривающихся сторон, так и существующих между ними разногласий, но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод ориентированный на совместное решение существующих проблем.

Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, от отношения с союзниками, а также от других внеконфликтных факторов.

4. После конфликтная стадия.

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

  • насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;
  • какими методами и способами велась борьба;
  • насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
  • насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
  • удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
  • какие методы были положены в основу переговорного процесса;
  • насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
  • был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некоей «третьей силой») или явился результатом взаимного поиска разрешения конфликта;
  • какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, послужившие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.

Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение сушествующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война буквально заставила высшее российское руководство по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском регионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России.

Время на чтение: 2 мин

Стадии конфликта. Социологи утверждают, что конфликтное взаимодействие является нормальным состоянием социума. Ведь любое общество вне зависимости от эпохи характеризуется наличием ситуаций конфронтации. Даже, когда межличностное взаимодействие выстраивается гармонично и основывается на взаимопонимании, столкновения неизбежны. Чтобы противостояния не разрушали жизнь социума, чтобы общественное взаимодействие было адекватным, необходимо знать основные стадии развития конфликта, которые помогут выявить момент зарождения конфронтации, эффективно сглаживать острые углы в спорах и разногласия. Большинство психологов рекомендуют использовать конфронтацию в качестве источника самообучения и жизненного опыта. Анализ конфликтной ситуации позволяет узнать больше о собственной персоне, вовлеченных в противостояние субъектов и ситуации, спровоцировавшей конфронтацию.

Стадии развития конфликта

Принято выделять четыре понятия стадии развития конфликтов: предконфликтную стадию, непосредственно сам конфликт, стадию разрешения противоречия и послеконфликтную стадию.

Итак, основные стадии конфликта: предконфликтная стадия. Начинается она с предконфликтной ситуации, поскольку любому противостоянию вначале предшествует рост напряженности во взаимодействии потенциальных субъектов конфликтного процесса, спровоцированного определенными противоречиями. При этом далеко не все противоречия и не всегда ведут к возникновению конфликта. Лишь те расхождения влекут за собой конфликтный процесс, которые осознаются субъектами конфронтации как противопоставление целей, интересов и ценностей. Напряженность являет собой психологическое состояние индивидов, которое носит скрытый характер до начала конфликтного процесса.

Неудовлетворенность считается одним из ключевых факторов возникновения конфликтов.

Скопление неудовлетворенности из-за существующего положения вещей или развития событий приводит к увеличению напряженности. Потенциальный субъект конфликтного противостояния, недовольный объективно сложившимся положением вещей, находит предполагаемых и реальных виновников его неудовлетворенности. Одновременно с этим у субъектов конфликтного столкновения происходит понимание неразрешимости сформировавшейся ситуации конфронтации привычными способами взаимодействия. Таким путем постепенно проблемная ситуация перерастает в явное столкновение. При этом спорная ситуация существовать независимо от субъективно-объективных условий может продолжительное время, не трансформируясь непосредственно в конфликт. Чтобы конфликтный процесс начался, нужен инцидент, то есть формальный предлог для возникновения прямого столкновения участников. Инцидент может появиться случайно или быть спровоцированным субъектом конфликтного противостояния. Более того, он может являться и результатом естественного течения событий.

Конфликтная ситуация, как стадия развития конфликта бывает выявлена далеко не всегда, поскольку нередко столкновение может начинаться непосредственно со столкновения сторон, другими словами начинается с инцидента.

По характеру зарождения выделяют четыре разновидности конфликтной ситуации: объективно-целенаправленная и нецеленаправленная, субъективно-целенаправленная и нецеленаправленная.

Конфликтная ситуация, как стадия конфликта создается одним оппонентом или несколькими участниками взаимодействия и чаще всего является условием зарождения конфликтного процесса.

Как было выше сказано, для возникновения непосредственно столкновения необходимо наличие инцидента вкупе с ситуацией конфронтации. При этом ситуация противостояния зарождается до инцидента (происшествия). Она может образовываться объективно, то есть вне желания людей, и субъективно, вследствие мотивов поведения, сознательных устремлений оппонирующих участников.

Основные стадии развития конфликта – непосредственно конфликт.

Начало явного противоборства участников является следствием конфликтного стиля поведенческого реагирования, под которым понимаются поступки, направленные на конфронтирующую сторону ради завладения, удержания объекта спора либо принуждение соперника к изменению собственных намерений или отречению от них.

Можно выделить четыре формы конфликтного стиля поведения:

Вызов или активно-конфликтный стиль;

Ответ на вызов или пассивно-конфликтный стиль;

Конфликтно-компромиссная модель;

Компромиссное поведение.

Противостояние обретает собственную логику и развитие в зависимости от проблемной установки и стиля конфликтного поведенческого реагирования участников. Развивающееся противостояние характеризуется тенденцией образовывать дополнительные поводы для собственного обострения и разрастания. Поэтому каждая конфронтация имеет свои стадии динамики конфликта и в определенной мере является уникальной.

Противостояние может развиваться по двум сценариям: войти в фазу эскалации либо миновать ее. Другими словами динамика развития столкновения на стадии конфликта обозначается термином эскалация, которая характеризуется возрастанием деструктивных действий противоборствующих сторон. Эскалация конфликтов часто может приводить к необратимым последствиям.

Обычно выделяют три основные стадии динамики конфликта, проистекающие на этом этапе:

Перерастание противостояния из латентной формы в открытое столкновение оппонентов;

Дальнейшее нарастание (эскалация) конфликта;

Противоборство достигает своего пика и принимает вид всеобщей войны, на которой не гнушаются никакими средствами.

На последней стадии конфликта развитие происходит следующим образом: конфликтующие участники «забывают» настоящие причины конфликта. Для них главной целью становится причинение максимального ущерба противнику.

Основные стадии развития конфликта – разрешение противостояния.

Интенсивность и длительность конфронтации зависят от множества условий и факторов. На определенной стадии протекания конфронтации у противоборствующих участников могут значительно измениться мнение о собственном потенциале и о возможностях соперника. То есть наступила пора «переоценки ценностей», обусловленная обновленными, возникшими вследствие конфликта, взаимоотношениями, осознанием непомерной «стоимости» успеха либо невозможности достичь целей. Это подталкивает оппонентов на трансформацию тактики и стиля конфликтного противостояния. На этом этапе одно противоборствующая сторона либо обе стремятся отыскать пути разрешения проблемной ситуации, вследствие чего, как правило, накал борьбы идет на спад. С этого и начинается процесс окончания конфликтного взаимодействия. Однако нового обострения это не исключает.

Завершающая стадия конфронтации – после конфликтная.

Окончание непосредственно противостояния оппонентов далеко не всегда знаменует полное разрешение конфронтации. Во многом степень удовлетворенности субъектов конфликтного взаимодействия либо неудовлетворенности участников «заключенными мирными соглашениями» характеризуется зависимостью от нижеприведенных положений:

Достигнута ли цель, преследуемая конфликтом, и насколько она удовлетворена;

Какими средствами и методами велось противоборство;

Насколько велик ущерб сторон (например, материальный);

Насколько высока степень ущемления чувства достоинства оппонентов;

Получилось ли в ходе заключения «мира» ликвидировать эмоциональное напряжение участников;

Какие способы были базисом переговорного взаимодействия;

Насколько получилось согласовать интересы участников;

Было ли компромиссное решение навязано в результате принуждения или явилось итогом взаимного нахождений пути разрешения столкновения;

Какова реакция социального окружения на результаты конфликта.

Стадии социального конфликта

Принимая непосредственное участие в противостоянии, довольно сложно абстрагироваться и мыслить о чем-то ином, поскольку часто расхождение во взглядах бывает довольно острым. При этом наблюдатели конфронтации могут без труда выделить основные стадии социального конфликта. Обычно социологи расходятся во мнениях о количестве стадий социального противостояния. Зато все они сходны в определении социального противоборства. В узком смысле, социальным противостоянием именуют конфронтацию, причиной которой стали разногласия социальных общностей в обосновании трудовой деятельности, в целом ухудшение экономического состояния и статусного положения либо в сравнении с иными коллективами, снижение уровня удовлетворенности совместной деятельностью. Характерным признаком социального противостояния считается существование объекта противоборства, обладание которым имеет связь с индивидов, вовлеченных в социальную конфронтацию.

Основные стадии социального конфликта: латентная (скрытое нарастание недовольства), пик социального напряжения (явное выражение противостояния, активные действия участников), разрешение столкновения (снижение социальной напряженности путем преодоления кризиса).

Латентная стадия знаменует этап зарождение конфликта. Часто она даже незаметна для стороннего наблюдателя. Все действия этой стадии развиваются на социально-бытовом и психологическом уровне.

Примеры стадии конфликта - зарождение (разговоры в курилках или кабинетах). Нарастание этой фазы можно отследить по ряду косвенных признаков. На латентной стадии конфликта примеры признаков можно привести следующие: рост числа прогулов, увольнений.

Данный этап может быть довольно растянутым по длительности.

Пиковая фаза является критической точкой противостояния. На пиковой стадии протекания конфликта взаимодействие между противоборствующими сторонами достигает предельной остроты и интенсивности. Важно суметь выявить прохождение данной точки, поскольку ситуация конфронтации после своего пика, как правило, поддается управлению. Одновременно с этим социологи утверждают, что вмешательство в столкновение на пиковой фазе бесполезно, нередко даже опасно.

На пиковой стадии конфликта примеры можно привести следующие: вооруженные массовые восстания, территориальные разногласия держав, забастовки.

Угасание конфронтации происходит вследствие либо исчерпания ресурсов одной из участвующих сторон, либо достижения соглашения.

Стадии разрешения конфликта

Социальное противостояние будет наблюдаться, пока не возникнут очевидные и ясные условия для его завершения. Внешним признаком прекращения конфликта может являться окончание инцидента, что означает прекращение конфликтного взаимодействия между субъектами противостояния. Завершение конфликтного взаимодействия считается необходимым, но при этом недостаточным условием для угасания противоборства. Поскольку в определенных обстоятельствах угасший конфликт может воспламениться вновь. Другими словами, ситуация не до конца разрешенного конфликта провоцирует его возобновление на том же фундаменте либо вследствие новой причины.

Однако неполное разрешение конфронтации все же нельзя рассматривать в качестве ущербного действия. Зачастую оно обусловлено объективно, так как не всякое столкновение разрешается с первой попытки и навсегда. Напротив, человеческое бытие наполнено конфликтами, которые разрешаются либо временно, либо частично.

Понятия стадии конфликтов дают возможность субъектам противостояния наметить наиболее адекватную поведенческую модель.

Стадия разрешения конфронтации предполагает следующие вариации развития ситуации:

Явное превосходство одного субъекта взаимодействия позволяет ему навязать оппоненту собственные условия завершения столкновения;

Борьба может тянуться до капитуляции одного из участников;

Вследствие дефицита ресурсов борьба приобретает длительный, вялотекущий характер;

Использовав все ресурсы, не выявив бесспорного победителя, субъекты идут на уступки;

Конфронтация может быть прекращена под давлением третьей стороны.

Стадия разрешение конфликтного взаимодействия при умении регулировать противостояние может и даже должна начинаться до возникновения непосредственно конфликта. С этой целью рекомендуется применять следующие формы конструктивного разрешения: коллективное обсуждение, переговоры и т.п.

Существует множество способов конструктивного завершения противостояния. В большинстве своем эти способы направлены на видоизменение самой ситуации конфронтации, также применяется воздействие на субъектов конфликта или изменение характеристики конфликтного объекта.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов:

  1. физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.);
  2. потребности в безопасности;
  3. социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии);
  4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
  5. высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие нового плана действий.

Продолжая пример, представим себе, что человек, пытающийся утолить жажду, видит, что в графине нет воды. Для преодоления этой блокады он может налить воды из крана, вскипятить ее или выпить сырой. Можно заменить воду молоком из холодильника. В любом случае человек должен поставить перед собой новые цели, разработать новый план действий, чтобы преодолеть блокаду. Ситуация блокирования - это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый Человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Если блокада, стоящая на пути удовлетворения потребности, слишком велика или если в состоянии ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспособление может не привести к успеху. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов:

  1. сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности;
  2. подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они являются причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

  1. Личностный конфликт . Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
  2. Межличностный конфликт . Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. В этом конфликте индивиды стоят «лицом к лицу», как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.
  3. Межгрупповой конфликт . Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
  4. Конфликт принадлежности . Такой конфликт происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
  5. Конфликт с внешней средой . Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего, со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

1. Предконфликтная стадия . Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят и их агрессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие и конфликта, ка правило, не бывает.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные социальные действия.

Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. Например, правительство в какой-либо стране пытается избежать недовольства своими действиями путем перекладывания вины на национальные группы или отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. В нашем случае под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, «плацдарм»), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. Соперники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.

Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.

2. Непосредственно конфликт . Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить их на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, сформулированному В. Лефевром , рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию. Таким образом, любые «обманные движения», провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например, передача правдивой информации, чтобы ее приняли за ложную.

Для того чтобы понять, каким образом осуществляется рефлексивное управление в конфликте, приведем пример скрытого конфликтного взаимодействия. Предположим, что руководители двух соперничающих фирм стремятся захватить часть рынка сбыта продукции, но для этого им необходимо вступить в борьбу, чтобы устранить соперника с рынка (это могут быть и политические партии, борющиеся за влияние и стремящиеся убрать соперника с политической арены). Руководство одной из соперничающих фирм X выходит на реальный рынок П (назовем его плацдармом действий). Не имея детализированной картины рыночных отношений, X представляет себе плацдарм исходя из своего знания о нем в виде Пх. Видение, осознание плацдарма со стороны X не адекватно реальному П, и X должен принимать решения, основываясь на Пх. Руководители фирмы X имеют определенную цель Цх - добиться успеха на рынке с помощью продажи товаров по более низким ценам (исходя из П). Для достижения поставленной цели фирма X предполагает заключить сделки с рядом предприятий для реализации своей более дешевой продукции. Таким образом, фирма X формирует некоторый предполагаемый способ действий, или доктрину Дх. В результате X имеет некоторую цель, соотнесенную с его видением плацдарма, и доктрину или способ для достижения этой цели, которые служат для принятия решения Рх, также зависящего от видения плацдарма со стороны X.

Введение 3

1. Основные аспекты социальных конфликтов 4

1.1.Классификация конфликтов 6

1.2.Характеристика конфликтов 8

2. Стадии протекания социальных конфликтов 13

Заключение 18

Введение

Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.

Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Так профессор Н.В.Михайлов писал: “Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло”.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

1. Основные аспекты социальных конфликтов

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гиденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии. Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.

Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:

1) Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

2) Вторичные группы - стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной.

3) Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.

Предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную . Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого поведения.

Большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов 1 . Сила - это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

Физическую силу, включая технические средства, применяемые как инструмент насилия;

Информационно цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.;

Социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.);

Прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников, и т.д.

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

    1. Классификация конфликтов

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт . Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные 2 . К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается, и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы.

Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

    1. Характеристика конфликтов

Несмотря на многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, его длительность и последствия 3 . Рассматривая эти характеристики, можно определить сходство и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликтов.

Определения понятия характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин:

1.Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта.

2.Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и в основополагающих мировоззрениях у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

3.Причины конфликтов, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры, и т.п.) между индивидами и группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.