Куприн "Слон" (3класс). Урок по литературному чтению на тему И.А. Куприн "Слон" (3класс) Чтение 3 кл куприн слон

Cлайд 1

Cлайд 2

Речевая разминка 1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте скороговоркой. Работа над скороговоркой. Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапке кошке.

Cлайд 3

Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – всё потерял. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Cлайд 4

Прочитайте еще раз пословицы и поговорки. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон». Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое. 2)Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял. 3)Здоровье приходит днями, а уходит часами. Они подходят к рассказу «Слон». 1.В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. 2.В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное. 3.Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.

Cлайд 5

А.И. Куприн в книге поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план. Откройте страницу 41 учебника. Прочитайте, что такое план. План в сжатой форме передает основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий. Каким бывает план?

Cлайд 6

Деление текста на части. кратким развёрнутым подробным Прочитайте, что нужно для составления плана?

Cлайд 7

Деление текста на части Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...». Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...». Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...». Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...». Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...». Шестая часть: до конца.









8 А. Куприн «Слон» Краткое содержание рассказа. Маленькая девочка Надя (6 лет) заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить развеселить. Но девочка ничего не хочет. Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мёртвый. Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Немец сначала не понимает, но папа все объяснил. Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет, возможно ли это (есть ли большая комната, крепкий пол, широкие двери). Ночью слона ведут в дом. Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж, папа покупает для него фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаевничают: девочка пьет чай, слон сахарную воду с булками. Надя знакомит его с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним и видит сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток». Слона уводят. Утром девочка просыпается бодрая и, узнав, что слон ушёл и звал её в гости, просит передать, что она уже совсем здорова.


9


10























Ход урока:

1.Организация класса. (1 - 2 мин.) 8.30-8.31

Цель: включить детей в деятельность.

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

Садитесь, пожалуйста.

Речевая разминка.

Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиком заслон:

Всех сейчас окатит…(Слон).

Прочитайте, разделив слова на слоги.

Прочитайте сердито.

А сейчас весело.

2. Подведение к теме урока.Актуализация опорных знаний . (5-7мин.) 8.31-8.36

Ребята, попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

3. Объявление темы.

Тема урока: А. И. Куприн "Слон". (дети сообщают).

Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом А. И. Куприна "Слон". Мы будем работать над содержанием этого произведения, чтобы лучше понять, осмыслить содержание текста.

4. Беседа о А. И. Куприне.

Что вы знаете о творчествеАлександра Ивановича Куприна?

- Александр Иванович Куприн 1870- 1938 (прожил 68 лет)

Куприн был мускулистым силачом с зоркими глазами, человеком энергичным, волевым, азартным и даже рискованным.

Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.

Он любил жизнь, любил цирк, животных , особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство Куприна.

Его мама рано стала вдовой и в 6 лет его отдали на воспитание в сиротское училище. “Бывало, в раннем детстве, вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, пахнет свежей краской, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день, еще крепишься…Но когда настанет вечер, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой душой! Грызешь подушку, чтоб тебя никто не слышал, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь жаркими слезами и знаешь, что никто не поможет твоему горю”.

Он с детства узнал горечь жизни, стал чуток к чужим страданиям .

Писать Куприн начал рано. Он работал много и упорно. Чтобы знать жизнь и лучше писать, он много ездил, переменил несколько профессий: был рыбаком, актером, грузчиком, певцом.

Алек-сандр Иванович был человек очень смелый. Однажды он во-шел в клетку со львами . Побыв в клетке несколько мгнове-ний, пока звери не опомнились, он благополучно вышел. А львы были свирепы и злы и могли растерзать его.

Куприн долго жил и работал в Гатчине.

Куприн горячо любил Россию. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных.

Александр Иванович написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах, птицах.

Мне нравится просто-та, правдивость, лукавый юмор его произведений. Я ду-маю, что его произведения вам тоже понравятся и запом-нятся надолго.

5. Проверка домашнего задания.

А. И. Куприна "Слон",

рассказать сведения о слонах,

найти и объяснить смысл непонятных слов.)

Какие сведения о слонах вы знаете?

(Ответы детей - чтение сообщений).

1) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 - 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.

2) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста - пальца, а у индийского - один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

3) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.

4) В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

6. Физминутка???

Из всего сказанного вами я делаю вывод, что слон - животное в России экзотическое, в природе не встречающееся. Где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).

7. Словарная работа.

В тексте есть слова, над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста.

Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?

(Гостиная - комната для приема гостей.

Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.

Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.

Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

Вершок=4,4 см.

Пуд= 16,38 кг.

Зверинец - место, где содержат зверей для показа.

Аршин - русская мера длины, равная 0,71 м.

Высота 3· 0.71=2,13м 4.4́·4=17.6 см 2.13м+17.6см=2м 30см

Длина 4·0.71=2м84см

Вес 112·16.38=1834.56 кг

Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.

Хе́рес - сорт крепкого виноградного вина.

Ром - род крепкого алкогольного напитка.

Передняя - нежилое. Первое от входа помещение в квартире, прихожая.

Мы объяснили смысл слов, которые могли вызвать затруднения для понимания текста. А были ли ребята, которые только сейчас узнали для себя более точное значение слов? Поднимите руку.

Мы работали не зря ваш словарный запас пополнился.

Чтение отрывков из д\з……………….???

Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца. (с.30- 32: со слов: Представление оканчивается.

хозяин зверинца- … ,

До слов: «Я сам хозяин этого дома.»)

6. Физминутка???

7. Анализ прочитанного. Беседа по вопросам.

Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.)

О чём это произведение?

(Тема. Счастье, здоровье, благополучие детей).

(О силе родительской любви.)

(Сбывшаяся мечта - самое лучшее лекарство).

Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы.

А сейчас, вспомните, с чего начинается история?

(Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью - равнодушием к жизни. Чтобы её вылечить доктора советовали родителям исполнять все её желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего. Живого слона. Надин папа отправился в зоопарк.)

Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)

Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.

(Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.)

Найдите и прочитайте описание слона.(стр. 35)

(Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину за-нимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги „толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как ло-пухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы им до окна.)

Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?

(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.)

Каким было первое впечатление Нади от встречи со слоном? (с.35)

(Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного.

Как девочка понимает “ дружбу со слоном?

(Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)

Какие эмоции испытывала Надя от общения с Томми? (с.36, с.37)

(Надя хохочет и хлопает в ладоши.

А девочка радостно хохочет).

Как закончился необычный день? (с.39)

(Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать, Однако её невозможно оттащить от слона. Она и засыпает около него, и её уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как её раздевают.)

Как закончилась эта история? (с.40)

(Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была ещё здо-рова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:

— Мо-лоч-ка!

Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.

Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:

— А слон?

Ей объясняют, что слон ушёл домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждёт её к себе в гости, когда она будет здорова. Девочка хитро улыбается и говорит:

— Передайте Томми, что я уже совсем здорова!)

Прочитайте пословицы. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу «Слон».

1.Детство - время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)

2.Здоровье приходит днями, а уходит часами.

(В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)

8.Итог урока:

Подведём итог. Осталось ответить на вопрос урока: Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН»?

(Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья - самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.)

А вы как относитесь к своим родителям?

……………..

9. Домашнее задание:

Дома разделить рассказ на части.

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

А о чем мечтаете вы?

Уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

VIII. Рефлексия.

За что вы можете себя похвалить в данный момент?

Самоанализ урока чтения в 3 классе

Тема урока. А. И. Куприн "Слон".

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

В данной теме А. И. Куприн "Слон",урок второй, на эту тему отводится - 3часов, в курсе по разделу «Были- небылицы» - 8 урок. С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее во 2 классе:

1. . «Работает» на последующую тему «Составление плана и пересказ». Специфика урока в использовании парной работы и здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии. Тип урока - усвоение новых знаний и формирования умений и навыков.

2. При подготовке к данному уроку были учтены программные требования: по работе над текстом, по развитию устной и письменной речи, науки о здоровье - валеологии (физминутки, смена деятельности, учёт высокой активности человека с 10 - до 13 часов, первые 3-5 минут на уроке - врабатываемость, поэтому нагрузка небольшая, а следующие 15-20 минут - оптимальная устойчивость то есть нагрузка по максимуму, далее нагрузку следует снизить), особенности учебной деятельности: активность, осознанность, системность, психологические особенности младших школьников, знание которых требует бережного отношения к их психике, смене видов деятельности, индивидуальные и возрастные особенности и реальные возможности учеников 3 -«д» класса. Была опора на диагностику общеучебных специальных умений.

В моём классе 25 человек:

Уровень умственного развития (по исследованию психолога):

Низкий - 12 человек;

Средний - 9 человек;

Высокий - 1 человек.

Детей с логопедическими проблемами - 10 человек;

Преобладает зрительная память - у 16 человек;

Слуховой вид памяти - у 5 человек;

Деятельный вид памяти - у 1 человек;

Высокий уровень концентрации внимания - у 3 человек;

Средний уровень концентрации внимания - у 5 человек;

Низкий уровень концентрации внимания - у 14 человек;

Развиты коммуникативные умения - у 15 человек;

7 человек испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Поэтому невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально - волевая сфера.

3.Цель урока: развивать умения самостоятельно добывать знания, принимать и решать учебную задачу на материале темы А. И. Куприна "Слон".

Исходя из этого, на уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

Обобщить знания детей о творчествеА. И. Куприна;

Продолжить знакомство с произведением А. И. Куприна "Слон", для осмысления содержания;

Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;

Закрепить знания учащихся о том, что семья - самое ценное;

Формировать умение осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку;

Развивающие:

Развивать речь, мышление, память, кругозор;

Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

Совершенствовать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся умения: самостоятельно добывать знания, принять и решать учебную задачу;

Воспитывать аккуратность;

Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;

(рациональное чередование видов деятельности,

физминутки-40-60 секунд на 20 и 35 минуте,

гигиена-свежесть воздуха, рациональность освещения, поза и положение книги,

4 -7 видов учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, рассказ, рассматривание, ответы на вопросы; их продолжительность 7-10 мин.

Виды преподавания: словесный, наглядный, аудио- визуальный, сам.раб. (не менее трёх, ЧЕРЕДОВАТЬ ЧЕРЕЗ 10-15 МИН),

мотивация (похвала, поддержка, оценка, соревновательный момент),

эмоциональные разрядки(2-3).

Была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей. Главными, стержневыми задачами были задачи развития. Главная задача урока: продолжить знакомство с произведением А. И. Куприна "Слон", для осмысления содержания.

В целях учтены особенности всего класса и отдельных групп детей (с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития).

4.Была выбрана рациональная структура проблемного урока: (Организация класса, включающая эмоциональный настрой, мотивирование на результат;

Словарная работа, подводящая к теме и задачам урока. Актуализация опорных знаний;

Постановка проблемы. Изучение нового материала, «добывание» знаний в форме диалога;

«Открытие » детьми нового знания. Здесь формировались интеллектуальные умения (сравнить, сделать выводы;

Физкультминутка;

При этом развивались коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого);

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе; Физкультминутка;

Повторение. Применяли полученные знания на практике;

Итог с рефлексией. Сделали выводы о значимости изучаемой темы в речи).

И рационально распределено время на отдельные этапы урока, «связки» между ними логичны, это позволило решить задачи урока.

5. Главный акцент делался на этапах урока: 3. Постановка проблемы. Изучение нового материала и 4.«Открытие » детьми нового знания.

6.Было выбрано такое сочетание методов обучения как наглядно - дедуктивные (карточки для индивидуальной работы), проблемные, практические, стимулирующие интерес к учению и расширяющие кругозор, методы устного и письменного контроля и самоконтроля (фронтальный опрос, выполнение упражнений). Оно позволило достигнуть цель и решить все задачи.

7. Для закрепления материала использовались следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа, самооценка и самоанализ, рефлексия, работа по учебнику, дополнительный материал, обобщение. Данный материал учебника позволяет обеспечить получение детьми мотивации, надёжных и системных знаний.

8. На уроке был необходим дифференцированный подход (задания разной степени трудности). Это позволило усвоить знания.

9. Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, сигнальных карточек («обратная связь»), самоконтроля по образцу и самооценки.

10. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности и продолжительностью их не более 7 - 10 минут (письмо, чтение, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, рассказы ребят), применением здоровьесберегающих технологий (физминутки, поддержание гигиенических условий в классе: освещение и проветривание).

11. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась диалоговым подходом к обучению, самими формами индивидуальной и парной работы, в результате снималась тревожность, мнительность, нерешительность и общение на уроке было продуктивным и качественным. Знания, умения и навыки получены на основе отношений сотрудничества.

12. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка учащихся.

13. На случай непредвиденной ситуации на уроке были продуманы следующие ходы: если не хватит времени, будут сокращены вопросы, если время останется, будут использованы дополнительные вопросы из учебника, если ребёнок не захочет выполнять работу из своего варианта, предусмотрена возможность выбора.

14. Все поставленные задачи удалось реализовать.

Результативность урока.

На уроке детьми проанализировано и записано 26 слов с приставками. Не допустили ошибок при списывании - 16- человек. Были ошибки, но сами исправили до проверки - 2 человека () - это высокий уровень самоконтроля. Допустили ошибки, но исправили после проверки - 4 человека (1-2 ошибки - 4 человека

,) - это средний уровень самоконтроля. Этих заданий было достаточно для эффективности запоминания правописания слов с приставками, потому что не было учащихся, которые оставили много ошибок, не исправленных даже после проверки - это низкий уровень самопроверки.

Подчеркнули приставку:

Нашли всё на полном уровне самостоятельности - 16 чел.,

Нашёл всё, но с небольшой подсказкой (оказывала помощь - вспоминали правило правописания слов с приставкой)- 4 чел.,

Нашёл всё только после помощи - 2 чел.

Дети пользуются терминологией, что говорит об усвоении теоретических знаний. Старалась создать условия для развития детей разного уровня (и сильного, и слабого). Характер заданий - развивающий. Вопросы ставила так, чтобы они были развивающими. Повторение изученного было «мостиком» к обобщению. Стараюсь идти вместе с детьми, не подавлять их.

Цели: ознакомить с рассказом Куприна “Слон”, дать представление о жизни и творчестве писателя, учить понимать поступки героев и их эмоциональное состояние.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание художественного и научно-популярного текста, задавать вопросы к прочитанному тексту; согласованно работать в паре; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; высказывать своё мнение о прочитанном произведении; подводить итог своей деятельности на уроке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, карточки с текстом о слоне, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся –
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.

Сегодня на уроке на примере нового рассказа мы поведём разговор о том, как добро, понимание, отзывчивость могут сотворить чудо, спасти жизнь.

2. Разминка речевого аппарата. (Презентация. Слайд 3 )

Прочитайте загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит…(слон).

– Прочитайте по слогам орфографически.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте весело.
– Прочитайте грустно.

У вас на столах лежат карточки с текстом о слонах. Вы будете работать в паре. Ваша задача внимательно прочитать текст, постараться запомнить как можно больше информации. После почтения вы должны придумать 2–3 вопроса.

1-й ряд – к первому абзацу текста.

2-й ряд – ко второму абзацу текста.

3-й ряд – к третьему абзацу текста.

Договоритесь, кто какой вопрос будет задавать и кого вы бы хотели спросить. Пара, закончившая работу подает знак о готовности (дети берутся за руки и поднимают руки вверх).

Проверяем задание: задайте свой вопрос, назовите от кого вы хотите услышать ответ, оцените правильность ответа.

Мы много интересного узнали о слонах. а сейчас давайте полюбуемся этими могучими животными. (Слайд 3, 4, 5)

– Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем читать?

(Слайд 6)

– Как называется рассказ? Интересно ли вам узнать его содержание?
– Кто написал? Знаете ли вы о жизни и творчестве этого писателя?
– Давайте поставим цели нашего урока.

(Слайд 7)

Познакомиться с жизнью и творчеством Куприна.

Познакомиться с содержанием рассказа “Слон”.

Работать над грамотностью, скоростью чтения.

4. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

(Слайд 8).

Рассказ учителя.

Александр Иванович Куприн родился 7сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику шёл второй год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Позднее Куприн писал о своём детстве “Бывало, в раннем детстве вернёшься после долгих летних каникул в пансион. Всё серо, казарменно, пахнет свежей краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день ещё крепишься кое-как, но когда настанет вечер, и возня в полутёмной спальне уляжется, о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызёшь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…” Часто люди, испытывающие трудности в детстве, учатся стойко их преодолевать. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года научился плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и знакомые были удивительными людьми: известный борец, дрессировщик, клоун, певец, писатель. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.

5. Работа по теме урока.

  • Прогнозирование содержания рассказа.

(Слайд 8)

– Перед чтением рассказа я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к рассказу “Слон” и попробовать понять, о чем этот рассказ. (Выслушиваются предположения детей.)

  • Зарядка для глаз.
(Слайд 10)
  • Чтение рассказа “Слон” учителем и учащимися.
  • – Во время чтения мне потребуется ваша помощь. О чем должен помнить читающий ученик, чтобы его было интересно слушать?

    • Беседа по первичному восприятию.

    – Понравился ли вам рассказ?
    – Что вы испытывали при чтении текста?
    – Выберите из предложенных слов те, которые передают ваше настроение в начале и в конце произведения. (Слайд 11)

    6. Подведение итогов.

    – Что вы узнали о жизни и творчестве А.И.Куприна?
    – Что помогло больной девочке выздороветь?
    – Чтение кого из детей показалось вам наиболее интересным? Почему?

    7. Рефлексия. (Слайд 12)

    Литература:

    1. “Литературное чтение” Учебник для 3 класса начальной школы. Часть 2. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Издательство “Просвещение”, 2012, 2013.
    2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Москва, “Вако”, 2013.