Проходит проверка фсс. Проверки ФСС: правила игры изменились. Порядок проведения выездной проверки

В данной статье будут рассмотрены основные вопросы, которые потребуют к себе особого внимания бухгалтера при проверке ФСС. Стоит отметить, что порядок проведения камеральных проверок установлен ст.34 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ.

18.08.2014
Российский налоговый портал

Проверкой кого занимается ФСС?

Специалистами ФСС РФ ведется контроль над правильностью исчисления и своевременностью уплаты соответствующих страховых взносов за 3 года (календарные), которые предшествуют году, когда было вынесено решение относительно проведения выездных проверок.

В обязательном порядке проверка ожидает тех, кто попадает хотя бы под один из перечисленных критериев:

  1. В форме 4-ФСС (4а-ФСС) организацией показываются немалые расходы, ориентированные на цели соцстраха.
  2. Организация в систематическом порядке получает из ФСС достаточно крупные суммы, с целью финансирования соответствующих расходов.
  3. При проверке взносов от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве проверяющими были обнаружены ошибки, а также некоторые несовпадения в формах 4-ФСС, 4а-ФСС, при этом организация не исправила их по требованию органов.

Как проходит камеральная проверка?

Основные правила проведения камеральных проверок страхователей очень похожи с порядком проведения налоговых камеральных проверок, установленным ст.88 НК РФ.

Так, камеральную проверку проводят в территориальном отделении ФСС, другими словами, по месту, где находится проверяющий орган. Чтобы провести камералку совершенно необязательно иметь на руках специальное решение руководителя отделения ФСС (это оговорено ст.34 Закона №212).

Проведение проверки может быть основано на факте подачи отчетности по страховым взносам (форма 4 ФСС). Сроки проведения проверки - 3 месяца с того дня, когда плательщик представил расчеты. В качестве предмета проверки буде выступать непосредственно форма 4 ФСС, сюда также относятся документы относительно деятельности плательщика страховых взносов, которые имеются у фонда, об этом гласит ст.34 Закона №212.

Что касается камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование при временной нетрудоспособности, а также по причине материнства ФСС РФ, их особенность заключается в следующем. На момент их проведения фонд имеет право на одновременное проведение камеральной проверки относительно правильности расходов на выплаты, целью которых является обязательное страховое обеспечение по определенному виду страхования. По этой причине проверяющие могут потребовать представить плательщика документы, которые подтверждают соответствующие виды расходов.

Проверкой чего занимается ФСС?

При проверках инспектора обычно интересуются расходованием средств на такие категории, как социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов, расходы на оплату путевок для санитарно-курортного лечения сотрудников организации/фирмы, а также их детей.

Сотрудниками ФСС во время проверок сличаются даты, анализируется порядок расчета всевозможных показателей, проверяются подписи.

Особый акцент при проверке делается на следующее:

  1. Правильно ли указаны даты отсутствия работника на рабочем месте по табелю и листкам нетрудоспособности, выданным лечебными учреждениями.
  2. Правильно ли проведен расчет страхового стажа.
  3. Чьей подписью заверена правильность расчет страхового стажа в больничных листах.

Безусловно, случайная ошибка может привести к немаленьким проблемам. Для того чтобы избежать этого следует перед проведением расчетов по больничным листам тщательно проверить их, правильно ли они заполнены.

Обязательно в листках нетрудоспособности инспекторы проверяют:

  • подпись, штамп, печать;
  • допущенные исправления;
  • указание места работы;
  • вид нетрудоспособности;
  • указание фамилий, инициалов работников;
  • продление больничных листов.

Проверяя конкретный больничный лист, специалисты ФСС могут проверять и другие вопросы относительно специального оформления листков нетрудоспособности.

Результаты проверки

Если никаких правонарушений не было выявлено, то о результатах камеральной проверки сотрудниками ФСС РФ страховать не будет оповещен. Здесь акт проверки составлен не будет, а, соответственно, о ее результатах плательщик проинформирован не будет.

Если в расчетах были допущены ошибки, некоторые несоответствия или противоречия, то контролерами ФСС РФ будет направлено требование к плательщику, согласно которому необходимо будет представить пояснения относительно той или иной ошибки в течение 5 дней.

Что касается поведения работодателя во время оформления акта проверки, то ему необходимо обратить особое внимание на итоговую часть акта камеральной проверки, а именно правильно ли она составлена. В нее должно входить следующее:

  1. Выводы относительно взыскания с плательщика суммы по неуплаченным страховым взносам, пени за их неуплату либо несвоевременную уплату.
  2. Предложения относительно внесения требующихся исправлений в документы бухучета, а также другие предложения относительно устранения выявленных нарушений законодательства о страховых платежах.

Если выводы и нарушения не удовлетворяют плательщика, то в течение 15 дней он имеет право отправить свои возражения в письменном виде в территориальный орган фонда, которым проводилась проверка. Дополнительно к пакету документов о возражении можно приложить соответствующие документы, обосновывающие свои возражения.

Контроль за отчислениями предприятий страховых взносов в ФСС и осуществлением расходов производится региональными отделениями Фонда. Оперативным мероприятием контроля является камеральная проверка, проверяемый период которой составляет 3 месяца. Срок проведения процедуры исчисляется от даты представления налогоплательщиком расчета о начисленных и уплаченных взносах. В статье рассмотрим как проходит камеральная проверка ФСС, ее сроки и необходимые документы.

Основные моменты проведения камеральной проверки

Процедура проведения камерального мероприятия контроля имеет особенности:

  • Основанием для начала проверки служит расчет, представленный налогоплательщиком.
  • Для открытия проверки не требуется издание специального решения руководителя. Основанием для начала процедуры служит подача организацией или ИП отчетности – квартального расчета взносов. Мероприятия контроля охватывают предприятия, имеющие предпосылки к проверке.
  • Проверка производится ревизорами Фонда в отделении ФСС без уведомления налогоплательщика. При отсутствии ошибок или необходимости подтверждения расходов предприятие не знакомят с процедурой и результатом.
  • Проверяющий компанию ревизор учреждения имеет право запросить первичные документы для подтверждения отчислений или расходов.

Право, предоставляемое законодательством фонду для проведения контроля, установлено в ст. 37 Федерального Закона № 212-ФЗ от 24.07. 2009г. Камеральные проверки ФСС проводятся по аналогии с проверками ИФНС, порядок проведения которых установлен ст. 34 указанного ФЗ. Процедуры камерального контроля учреждений ФСС и ИФНС имеют совпадения по документообороту, срокам, основаниям проверки и оформлению результатов. Читайте так же статью: → , →

Предпосылки для проведения проверки

Налогоплательщики, регулярно представляющие отчетность, своевременно уплачивающие взносы и производящие умеренные расходы, редко подвергаются проверке ФСС. Под проверку попадают компании в случаях:

  • Наличия значительного числа ошибок в отчетности и нарушений, противоречащих законодательству.
  • Представления отчетности с пропуском сроков.
  • Систематического превышения показателей расходов над начисленными взносами.
  • Регулярного получения существенных сумм из бюджета для покрытия расходов, направляемых на социальные нужды.Возмещение производится при недостаточности собственных средств для покрытия расходов социального страхования.

Безусловным основанием для проведения камеральной проверки является подача налогоплательщиком расчета с заявлением на возмещение расходов.

Документы, проверяемые в ходе ревизии

Камеральная проверка преследует цель выявления соответствия учетных данных фактическим, законодательным нормам и подтверждения целевого расходования средств. Если в процессе проверки выявляются ошибки или данные, требующие подтверждения, предприятию предоставляется 5 дней на подготовку и подачу оправдательных документов. Инспектор ФСС имеет право затребовать документы, касающиеся начисленных, уплаченных взносов и произведенных расходов периода.

Проверяемые документы Показатели, подвергаемые контролю
Договоры о трудоустройстве Датыприема на работу
Расчетные ведомости учета заработной платы Начисленные суммы в соответствии с отчетностью
Лицевые счета работников Суммы вознаграждений конкретного работника
Табели учета трудового времени Наличие сведений о работнике при проверке нахождения лица в отпуске, по болезни, использовании выходного дня
Справки-расчеты Верность расчета
Заявления работников Дата, соответствие назначению
Приказы на отпуск, предоставление дополнительного выходного дня Соответствие дат
Расходные кассовые ордера (РКО) или платежное поручение с выпиской при оплате безналичным расчетом Факт осуществления выплаты
Свидетельство о рождении ребенка Подтверждение даты рождения
Листки нетрудоспособности Назначение, даты, период, суммы расчета
Справка с места работы супруга Проверка отсутствия двойных выплат

При проверке документов ревизором могут быть запрошены общие сведения о предприятии и деятельности. При выявлении ошибочных данных ответственные лица представляют объяснительные по поводу фактов допущенных нарушений.

Назначения выплат, проверяемые Фондом

В процессе контроля расходов ревизоры ФСС проверяют целевые затраты работодателя, направляемые на оплату:

  • Пособий, выплачиваемых при наступлении временной нетрудоспособности, включая выплаты по беременности и родам.
  • Единовременных выплат при рождении ребенка.
  • Пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • Пособий на погребение.
  • Оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
  • Путевок в оздоровительные учреждения.
  • Расходов по травматизму и профессиональным заболеваниям.

Каждое направление расходов имеет свой перечень оправдательных документов, используемых при проверке инспектором. О наличии подтверждающих выплаты документов работодатель и сотрудники бухгалтерии должны позаботиться до произведения расчетов.

При подаче в Фонд пакета бумаг для подтверждения целевого назначения расходов перечень документов уточняется у ревизора.

Рассмотрим пример №1 перечня документов при выплате единовременного пособия при рождении ребенка. Работник предприятия ООО «Восток» Ковалева В.М. обратилась к работодателю за выплатой пособия при рождении ребенка. В бухгалтерию организации Ковалева В.М предоставила: заявление с просьбой о выплате пособия, копию свидетельства о рождении ребенка, оригинал справки из органов ЗАГСа о регистрации ребенка, оригинал справки, выданной работодателем супруга об отсутствии выплат.

По итогам квартала ООО «Восток» произвело возмещение расходов из бюджета и предоставило документы для проверки. Камеральная проверка ТО ФСС определила полноту документов для произведения выплаты.

Проверка выплат по листкам нетрудоспособности. Пример

Преимущественные суммы затрат направляются работодателями на выплаты по листкам нетрудоспособности. Работник получает на время отсутствия средний заработок, рассчитанный на основании предшествующих случаю 2-х лет. При проверке соответствия требованиям расчетов ревизором Фонда определяется полнота сведений.

Показатели к проверке

Детализация

Реквизиты листка Наличие штампа, печати, подписей ответственных лиц медицинского учреждения.
Корректность заполнения Отсутствие исправлений, полнота сведений
Данные лица и работодателя Наличие и соответствие данных документам
Период действия документа Даты начала, окончания и продления
Стаж работника Общий суммарный период работы, рассчитываемый по трудовой книжке
Расчетные данные выплаты Точность определения среднедневного заработка и суммы к выплате
Применение коэффициентов Наличие понижающих (при работе с оформлением на половину ставки) и повышающих (при работе в местах Крайнего Севера) коэффициентов

Контроль ревизора направлен на подтверждение:

  • Полноты реквизитов листка нетрудоспособности.
  • Соответствия всех документов по датам – табеля учета рабочего времени, дат листка.
  • Верности определения среднего заработка и стажа работника.
  • Точности промежуточных данных расчета и итоговой суммы.

При определении длительности стажа, используемого для выплат по листкам нетрудоспособности, учитывается общий стаж. Рассмотрим один из распространенных случаев ошибок, допускаемых при расчете.

Предприятие ПО «Искра» выплатило пособие по нетрудоспособности работнику М., имеющего общий стаж менее 6 месяцев. На момент наступления болезни (открытия листка) стаж работника составил 5 месяцев 20 дней. На дату закрытия листка стаж составил 6 месяцев 3 дня. Бухгалтерский работник ПО «Искра» определила стаж на момент расчета, что противоречило дате наступления страхового случая. Выплата была произведена из расчета среднего заработка.

При проведении камеральной проверки ТО ФСС ревизор выявил расхождение данных, что привело к до начислению налога. Выплата работнику М. должна быть произведена из расчета размера МРОТ.

Порядок представления документов, запрашиваемых в ходе проверки

Документы, подаваемые в ФСС, представляются в виде дубликатов, заверенных установленным образом. Инспектор имеет право затребовать для сличения подлинники форм, представленных дубликатами. Нотариально заверенные документы для проверки в ФСС не представляются.

Порядок удостоверения документов зависит от организационной формы предприятия.

Работодатель должен заверить каждый документ, представляемый на проверку. Состав документов указывается в сопроводительном письме, содержащем номер и дату согласно журнала регистрации исходящих документов. Письмо заверяется подписью ответственного лица (руководителя, главбуха, ИП) и оттиском печати при ее использовании предприятием.Допускается представление документов в электронном виде, направляемых по каналам связи.

Составление акта камеральной проверки

При отсутствии у налогоплательщика документов, подтверждающих обоснованность расходов или выявлении не устраняемых ошибок начисления, а также при игнорировании запросов ФСС составляется акт проверки.На оформление акта отводится 10 дней, исчисляемый от даты окончания проверки.

Акт проверки не составляется, если нарушений законодательных норм в расчетах налогоплательщика не выявлено.

Ознакомление с актом руководителя проверяемого предприятия и подпись производятся в течение 5 дней. При отсутствии связи с предприятием или отказе в получении акт по истечении срока пересылается по почте. Датой вручения признается 6-й день после отправки (или 11-й день от даты издания). Возражения по факту проверки представляются в течение 15 дней, исчисляемых от даты получения акта.

Возражения по акту проверки

Налогоплательщик имеет право опротестовать данные акта камеральной проверки. Возражения, поданные в письменном виде по материалам проверки, направляются на имя начальника территориального отделения Фонда. Период рассмотрения начальником ТО ФСС возражений составляет 10 дней, рассчитываемый от даты подачи возражений (регистрации документа в ФСС). На основании представленных доказательств принимается решение об отказе в претензиях Фонда или привлечения к ответственности. Опротестовать решение можно только в порядке судебного делопроизводства.

Рассмотрим ответы на наиболее актуальные вопросы налогоплательщиков

Вопрос № 1. Сколько лет необходимо хранить документы, подтверждающие выплаты из ФСС?

Проверке подлежат расходы, направляемые на социальные страховые выплаты, произведенные в течение 3-х лет. При расчете ряда выплат используются суммы, полученные работником за предшествующие случаю 2 года, что нужно учитывать при сдаче документов в архив. Все документы, связанные с выплатами работников, хранятся в течение 6 лет согласно ст. 28 Закона № 212-ФЗ. В случае проведения камеральной проверки проверкой охватываются только документы, подтверждающие расходы по расчету.

Вопрос № 2. Может ли отделение ФСС затребовать документы, касающиеся предыдущего периода в рамках камеральной проверки?

Основанием для проведения камерального контроля служит расчет, представленный налогоплательщиком. Запрашивать документы, подтверждающие расходы предыдущих периодов, Фонд может только в рамках выездной проверки.

Вопрос № 3. Могут ли ревизоры ФСС производить опросы работников о величине заработной платы в рамках камеральной проверки?

Опросы свидетелей на предмет выявления величины вознаграждений работников не разрешены законодательством.

Вопрос № 4. Какой срок отводится предприятию на оплату сумм, указанных в требовании по решению камеральной проверки.

На погашение долга перед ФСС в виде недоимки, пени или штрафа налогоплательщику предоставляется 10 дней от даты получения требования.

Как показывает практика, у плательщиков страховых взносов возникает множество вопросов, касающихся проверок, которые проводит ФСС. Поэтому мы решили напомнить о том, кто контролирует правильность исчисления работодателями, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование. Кроме того, остановимся на вопросах, непосредственно связанных с самой процедурой проведения проверки. Какие же конкретно документы интересны проверяющим из ФСС в первую очередь? Какие бухгалтерские и налоговые регистры они проверят наиболее тщательно? На какие выплаты в пользу физических лиц будет обращено самое пристальное внимание?

Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в ФСС и его территориальные органы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется посредством проведения соответствующего контроля.

ФСС вправе проверить деятельность любого работодателя. Существуют два вида проверок: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)).

Камеральная проверка

Камеральная проверка отчетности проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ ). Такая проверка проводится по месту нахождения территориального органа ФСС. При этом специального решения руководителя территориального органа ФСС для нее не требуется.

В рамках камеральной проверки осуществляется контроль:

– отчетности, представленной страхователями в отделение ФСС;
– правильности произведенных расходов при обращении страхователя за выделением средств.

Кроме того, отделения ФСС вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» , а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 7 ст. 34 Закона № 212-ФЗ ).

Выездные проверки

Территориальные органы ФСС разрабатывают ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут осуществлять контроль соблюдения законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ ). Заранее извещать лиц о предстоящей проверке органы ФСС не обязаны.

Применяя свои контрольные полномочия, территориальные органы ПФР и ФСС вправе проводить не чаще одного раза в три года совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ ). При этом государственные (муниципальные) учреждения не являются исключением для таких проверок. Кроме того, в рамках выездной проверки ФСС вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов.

Отметим, что в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 определены основные критерии, по которым отбирают страхователей для проведения проверки. К ним относятся, в частности:

– количество расчетов (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС (их количество должно совпадать);
– наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств ФСС (например, пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются начиная с четвертого дня болезни работника);
– осуществление страхователем выплат в пользу физических лиц, не облагаемых страховыми взносами (например, выдача материальной помощи, командировочных расходов);
– применение пониженных тарифов страховых взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок);
– несоответствия в расчетах (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);
– недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;
– нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;
– уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;
– неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам;
– поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.

При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие:

– организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;
– организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;
– камеральная проверка.

Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика.

Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.

Что проверяют органы ФСС?

ФСС и его территориальные органы проверяют:

– правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ;
– правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

К сведению: федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР. Повторные проверки по страховым взносам проводиться не должны.

При выездной проверке учреждения, а также по ее результатам должностные лица ФСС имеют право (ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ ):

– требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и подтверждают правильность такого исчисления (уплаты);
– получать пояснения;
– сверять данные учета и отчетности;
– определять суммы страховых взносов расчетным путем на основании имеющейся у них информации.

Обратите внимание: в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ срок хранения документов, подтверждающих расходование средств на обязательное социальное страхование, составляет шесть лет.

При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя. Если контролеры проводят выездную проверку, вы вправе присутствовать на ней.

Если вы откажетесь впустить проверяющих к себе на территорию или в помещение, они имеют право самостоятельно рассчитать за вас суммы страховых взносов к уплате на основании имеющейся у них информации о страхователе и данных об аналогичных организациях и учреждениях. Аналогично будет производиться расчет в случае отсутствия учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, не позволяющим исчислить страховые взносы.

Какие документы готовить для проверки?

Проверяющие из ФСС вправе истребовать у учреждения копии необходимых для проверки документов (ст. 37 Закона № 212-ФЗ ). Перечень этих документов должен содержаться во вручаемом организации требовании об их представлении.

Итак, проверяющим для проведения проверки могут понадобиться:

1) учредительные документы. По ним устанавливается соответствие между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, видах деятельности и пр.;

2) учетная политика. Изучается выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов, принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета;

3) лицензии, действующие в проверяемом периоде и другие документы;

4) отчетность по страховым взносам. Проверяются своевременность и полнота представления расчетов в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. В случае представления уточненных расчетов проверяются периоды, за которые они были представлены, даты представления уточненных расчетов с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При этом выездной проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в ФСС до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки;

5) бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов, синтетические регистры бухгалтерского учета за проверяемый период. Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета, в частности, по расчетам с персоналом по оплате труда, расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по кассе и расчетным счетам в банке, по расчетам с подотчетными лицами с суммами (пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм), отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. При этом отдельно проверяются суммы выплат, отраженные в регистре бухгалтерского учета по счету «Касса», и суммы выплат, отраженные в расчетных ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, премий и других вознаграждений, расходных кассовых ордерах и других документах;

6) аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам расчетов по оплате труда, прочим выплатам персоналу и начислениям на указанные выплаты, расчетов по страховым взносам и прочих расчетов.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме 4-ФСС;

7) организационно-распорядительные документы, например, приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера. Другими словами, изучаются документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

8) операции по всем лицевым и банковским счетам, кассовым операциям.

Особое внимание уделяется выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов.

Следует отметить, что тщательной проверке подвергаются и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.

Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами и др.

Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета.

Кроме того, при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Закона № 212-ФЗ , а также документальное подтверждение и размер выплаты.

Отдельно укажем документы, которые могут быть истребованы проверяющими для подтверждения правильности расходования средств ФСС:

1) пособие по временной нетрудоспособности:

– листки нетрудоспособности;
– расчет пособия;
– приказы о приеме на работу;
– табели учета рабочего времени;
– расчетно-платежные ведомости;
– трудовые книжки работников;

2) пособие по беременности и родам:

– документы, перечисленные в п. 1;
– заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам;
– приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам;

3) пособие по уходу за усыновленным ребенком на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения (при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 дней со дня их рождения):

– заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности;
– приказ о предоставлении отпуска в связи с усыновлением;
– расчет пособия;
– копия решения суда об усыновлении;
– справка о рождении, выданная органом загса (копия свидетельства о рождении);
– справка с места работы (службы) другого супруга, о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам;

4) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности:


– справка из медицинской организации, в которой женщина встала на учет в ранние сроки беременности;

5) единовременное пособие при рождении ребенка:

– заявление о назначении пособия;
– справка о рождении, выданная органом загс;
– справка с места работы (службы) другого супруга, о том, что пособие ему не выплачивалось;

6) пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:

– заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;
– приказ о предоставлении отпуска;
– копия свидетельства о рождении ребенка;
– справка с места работы другого родителя, что он не находится в отпуске по уходу за этим ребенком и ему это пособие не выплачивается;

7) пособие на погребение (выплачивается работодателем по последнему месту работы):

– заявление на выплату пособия;
– справка о смерти, выдаваемая органом загс;

К сведению: возможность получения материальной помощи при организации похорон, как правило, дается родственникам усопшего. Однако оформить названное пособие может любой человек, взявший на себя ответственность и расходы на проведение действий по захоронению, независимо от степени родства с покойным (например, сотрудники, друзья и др.).

8) оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами:

– заявление о предоставлении дополнительных выходных дней;
– расчет среднего заработка;
– копия свидетельства о рождении и об инвалидности ребенка и справка органов социального обеспечения о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении;
– приказ (распоряжение) руководителя организации о предоставлении работнику дополнительных выходных дней;
– справка с места работы другого родителя о том, что ему не предоставляются дополнительные выходные дни.

В случае непредставления требуемых документов контролеры могут наложить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ ).

Не исключено, что проверяющие захотят провести опрос сотрудников учреждения о том, какую конкретно заработную плату оно им выплачивало, например, если будут подозрения, что имели место так называемые схемы уменьшения размеров страховых взносов. Однако Закон № 212-ФЗ не наделил контролеров правом проводить подобные опросы и привлекать работников организации и иных лиц в качестве свидетелей. Также законодательством не предусмотрено, что полученные свидетельские показания должны учитываться при вынесении решения по результатам контрольных мероприятий.

едавно ФСС России принял 3 новых регламента проведения проверок страхователей. Два из них посвящены выездным документальным проверкам , третий — камеральным . По мнению специалистов фонда, принятие этих документов обусловлено изменением нормативно-правовой базы в сфере обязательного социального страхования. Согласно новому порядку назначения выездных проверок по обязательному социальному страхованию одновременно с их проведением (они, как и раньше, проходят в соответствии с квартальным планом) могут проводиться проверки порядка уплаты взносов по страхованию от несчастных случаев. В настоящее время планы контрольных мероприятий составляют с использованием аналитических возможностей единой интегрированной информационной системы фонда "Соцстрах". В новых регламентах более подробно прописаны сроки проведения выездной проверки. Расширен перечень оснований для проведения повторной проверки страхователя. Об этих и других изменениях, а также о некоторых нюансах социального законодательства нам рассказал Дмитрий Геннадьевич Беловалов, заместитель начальника отдела организации назначения и осуществления страховых выплат ФСС России.

Дмитрий Геннадьевич, расскажите, какие изменения в связи с принятием новых методических указаний произошли в критериях отбора страхователей для проверки? Снизится ли в связи с этим, на ваш взгляд, общее количество проверок?

Из перечня критериев, по которым будут отбирать страхователей для проверки, остались неизменными два:

  • отбор согласно рекомендации по результатам камеральной проверки, проведенной в соответствии с Методическими указаниями по проведению камеральных проверок;
  • значительные расходы по обязательному социальному страхованию, понесенные компанией.

Важное отличие заключается в следующем. Раньше страхователей отбирали по критерию значительности сумм, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию . Новыми же методическими указаниями закреплено, что получение таких сумм должно носить систематический характер . В связи с этим, возможно, общее количество проверок компаний, отобранных по данному критерию, хоть и незначительно, но снизится.

Кстати, в новых методических указаниях больше не сказано, что проверки нельзя проводить реже одного раза в 3 года.

С двух до одного месяца сократилась продолжительность выездной проверки. Однако тут есть оговорка, что данный период может быть продлен. Расскажите, в каких случаях и на какой срок это может быть сделано.

Действительно, теперь выездная проверка ограничена рамками одного месяца. Однако этот срок может быть продлен до 2, а в исключительных случаях — до 3 месяцев. Это делают по мотивированному ходатайству (запросу) проверяющего, на основании решения управляющего (заместителя управляющего) отделением фонда. Срок каждой конкретной проверки определяют с учетом объема расходов фирмы, численности работающих на ней застрахованных лиц, отдаленности страхователя, транспортных и других условий.

Подача уточненной расчетной ведомости по средствам фонда — теперь повод для повторной проверки

В перечень оснований для повторной проверки компании добавился пункт о представлении ею уточненной расчетной ведомости по средствам фонда. Прокомментируйте, пожалуйста, это нововведение.

Да, для назначения повторной проверки добавилось еще одно основание. Такая проверка может быть назначена в случае подачи страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам фонда, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости.

Это вполне логичное дополнение.

Рассмотрим ситуацию, когда выездная проверка не выявила никаких нарушений со стороны страхователя, о чем ревизоры составили соответствующий акт. При этом проверяющие оценили наличие (отсутствие) количественного и суммарного расхождения между данными отчетности фирмы и фактическими данными первичных и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета.

И вот эта компания сдает уточненную форму 4-ФСС, в которой указаны иные данные, чем в той, что была представлена ранее. Получается, что скорректированные сведения не соответствуют первичным данным. Целью повторной проверки как раз и является выявление таких несоответствий и причин их возникновения.

Изменился ли срок, в течение которого страхователь обязан представить документы для проверки ФСС России? Есть ли у компании возможность продлить этот срок?

По сравнению со старой методичкой в новой сроки подачи документов представителю соцстраха увеличены вдвое. Если организация во время проверки не подала запрашиваемых документов, ревизор вправе получить их на основании требования о представлении документов. Компания обязана предъявить эти бумаги в 10-дневный срок в виде заверенных должным образом копий. В случае необходимости проверяющий вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Вместе с тем у страхователя есть возможность данный срок продлить. Для этого организация в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представить документы в 10-днев-ный срок. Указываются причины, по которым документы не могут быть направлены вовремя, и сроки, в течение которых страхователь может представить необходимые бумаги. На основании этого уведомления руководитель (его заместитель) отделения или филиала отделения фонда вправе в течение 2 рабочих дней со дня получения такого уведомления продлить сроки представления документов или же отказать в продлении сроков. Об этом выносится отдельное решение. Хочу подчеркнуть, что продление сроков является правом, а не обязанностью руководителя отделения фонда.

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам должны производиться по месту работы застрахованного лица. Но как быть в ситуации, когда специалист работает в нескольких компаниях? На какой максимальный размер пособия в таком случае он может рассчитывать?

Если застрахованное лицо работает в нескольких местах, пособие по временной нетрудоспособности назначает и выплачивает ему каждый работодатель . При этом его сумма не может превышать максимального размера пособия по каждому месту работы .

Допустим, что гражданин на условиях внешнего совместительства работает в нескольких организациях. Тогда в случае временной нетрудоспособности ему необходимо одновременно выдавать несколько больничных листков для предъявления по каждому месту работы. Аналогичного мнения придерживаются и в Минздравсоцразвития России . При этом медицинские учреждения обязаны на лицевой стороне листка нетрудоспособности старого образца (в верхнем правом углу), предъявляемого по основному месту работы, делать запись "Основной". На листке, выдаваемом для предъявления по месту работы по совместительству, должна быть сделана запись "Внешнее совместительство".

К примеру, специалист работает в 2 фирмах в местности, где нет районных коэффициентов. Он проболел полный календарный месяц. Предположим, сумма пособия, исчисленная исходя из фактического среднего заработка и страхового стажа сотрудника по первому месту работы, составляет 22 000 рублей, а по второму — 12 000 рублей. Тогда назначенное пособие составит в общей сложности 29 250 рублей, в том числе по первому месту работы 17 250 рублей (максимальный размер, установленный на 2008 г.) и по второму месту работы — 12 000 рублей.

К сожалению, довольно часто лечебно-профилактические учреждения, выдающие листки нетрудоспособности, допускают небрежность при их заполнении. Если во время проверки эти погрешности будут расценены как нарушение порядка выдачи больничного, то есть ли у компании шанс, что понесенные ею расходы фонд все-таки зачтет?

Действительно, на практике медучреждения зачастую выдают неверно оформленные листки нетрудоспособности. Поэтому перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам специалисты соцстраха должны обращать внимание на заполнение реквизитов больничного листка как финансового документа. На нем должны быть разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации. А при выдаче листка нетрудоспособности врачом, занимающимся частной медицинской практикой, в этом документе указывают его фамилию и номер лицензии на право осуществления экспертизы временной нетрудоспособности. Исправления или зачеркнутый текст в больничном листка подтверждаются записью "Исправленному верить", подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. В листок нетрудоспособности нельзя вносить более 2 исправлений. Кроме того, проверяющие также будут смотреть, нет ли в таких документах нарушений Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности .

При наличии вышеуказанных нарушений отделение (филиал отделения) фонда в ходе проверки выберет один из 3 вариантов:

  • предоставит возможность устранить нарушение;
  • примет решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки;
  • примет меры к ЛПУ, выдавшему больничный листок с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.

Дмитрий Геннадьевич, расскажите, какие документы во время проведения проверки будут рассматриваться в качестве основания для предоставления отпуска по беременности и родам женщине, усыновившей ребенка?

Работникам, усыновившим ребенка, положен отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения . По желанию работника, усыновившего ребенка (детей), ему предоставляют отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) 3 лет. При этом женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо такого отпуска полагается отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения, а при одновременном усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения. Порядок предоставления указанных отпусков, обеспечивающий сохранение тайны усыновления, утвержден Правительством РФ .

Ревизоры обязательно проверят в бухгалтерии страхователя наличие:

  • приказа о предоставлении работнику отпуска на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения;
  • заявления о предоставлении отпуска с указанием в нем вида отпуска и его продолжительности;
  • копии решения суда об усыновлении ребенка (детей);
  • копии свидетельства о рождении ребенка (детей);
  • справки с места работы (учебы, службы) другого супруга о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка (детей) им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам.

Требование об уплате недоимки должно быть исполнено в течение 10 календарных дней

Указан ли в новой "травматической" методичке конкретный срок для добровольной уплаты недоимки по взносам от несчастных случаев?

Да, такой срок определен в одном из постановлений ФСС России .

Провинившейся компании направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Основание — решение о привлечении к ответственности, вынесенное руководителем отделения (филиала отделения) фонда по результатам проверки.

Срок, в течение которого следует уплатить недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, определяется отделением (филиалом отделения) фонда. При этом требование об уплате должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период времени не указан в самом требовании. Если же требование об уплате в установленный срок не исполнено, отделение (филиал отделения) ФСС России взыщет недоимку по страховым взносам, а также пени и штраф в принудительном порядке.

А изменилось ли что-то в порядке и сроках принудительного взыскания?

Как и раньше, взыскание недоимки, пеней и штрафов производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) фонда в принудительном порядке. В банк, в котором открыты счета страхователя, направляются поручения на списание и перечисление на счет отделения (филиала отделения) соцстраха необходимых денежных средств со счетов компании.

Решение о взыскании принимают после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее 2 месяцев (по старым методичкам срок составлял 60 дней) после истечения указанного срока. Это решение должно быть доведено до страхователя в течение 6 дней (по старым методичкам срок — 5 дней) после его вынесения.

Решение о взыскании, принятое по истечении установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае отделение (филиал отделения) фонда может обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Заявление можно подать в суд в течение 6 месяцев по истечении срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней и штрафов.

Обратите внимание: в новых методических указаниях появилось важное положение. Допустим, вручить фирме решение о взыскании под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, невозможно. Тогда это решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления данного письма.

Отмечу, что увеличен срок для направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения на списание. По новым методическим указаниям данный срок — один месяц (по старой методичке он составлял 10 дней) со дня принятия решения о взыскании.

Также изменились некоторые сроки при взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет иного имущества страхователя. Речь идет о ситуации, когда денежных средств на счетах организации недостаточно либо они отсутствуют. Или же отсутствует информация о счетах компании.

Новые методические указания (так же как и старые) закрепляют, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества страхователя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) фонда. В течение 3 дней с момента вынесения такого решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление. Это делается в порядке, предусмотренном законодательством .

Решение о взыскании принимается в течение одного года по истечении срока исполнения требования об уплате

Учтите, что вышеуказанное решение о взыскании принимается в течение одного года по истечении срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Раньше срок предъявления к исполнению постановления отделения (филиала отделения) фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за счет имущества страхователя был равен 6 месяцам. Он отсчитывался со дня возвращения банком или кредитной организацией инкассового поручения (распоряжения) отделения (филиала отделения) соцстраха с отметкой о полном или частичном неисполнении взыскания.

В методичке по травматизму в части порядка взыскания недоимки за счет имущества фирмы содержится прямая отсылка к статьям 45—47 Налогового кодекса. В предыдущем варианте методических указаний подобной нормы не было. Прокомментируйте, пожалуйста, суть данного нововведения.

Компания несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей по своевременной:

При этом соцстрах привлекает фирму к ответственности в таком же порядке, что и за налоговые правонарушения. Так что вполне логично было указать в новой методичке по травматизму конкретные нормы Налогового кодекса.

В каком порядке следует вносить изменения в отчетность "по травме", если компания обнаружила те или иные ошибки? Есть 2 варианта. Первый — изменения вносятся в уже сданную отчетность (т. е. в фонд представляют "уточненку"). Второй — ошибка исправляется в текущем периоде. Какой из этих вариантов правильный?

При выявлении ошибок в отчетности, представленной в фонд, исправления в расчетную ведомость по средствам ФСС России вносят в том же порядке, что и в налоговые декларации.

Предположим, компания обнаружила в направленной в соцстрах расчетной ведомости неотражение или неполное отражение сведений или же ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате. Тогда фирма обязана внести изменения именно в эту ведомость.

Отмечу, что, даже если ошибки в поданной расчетной ведомости не были выявлены страхователем самостоятельно, ему дается возможность эти недочеты устранить. Допустим, камеральной проверкой обнаружены ошибки в заполнении отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. В таком случае об этом не позднее 3 рабочих дней сообщается страхователю. От него требуется внести в течение 5 дней соответствующие исправления в отчетность .

Если изменения в отчетность были внесены, их заносят в базу данных отделений (филиалов отделений) фонда для формирования сводного финансового отчета:

  • данного отчетного периода (если исправления внесены в пределах установленного срока представления отчетности);
  • следующего отчетного периода (если исправления внесены по истечении установленного срока представления отчетности).

Теперь допустим, что страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок. Если есть основания полагать, что это фирма допустила нарушения, за которые предусмотрена ответственность, ее рекомендуется включить в план документальных выездных проверок.

Выявив нарушения, проверяющие составят не докладную записку, а акт

Согласно новой камеральной методичке проверяющие, выявив нарушения, будут составлять не докладную записку, а акт. В чем принципиальная разница между этими документами?

Различия между этими 2 документами принципиальные и имеют огромное значение. Докладная записка, по сути, является внутренним документом отделения (филиала отделения) фонда. Требование ознакомить с ней страхователя, допустившего выявленные нарушения, старыми методическими указаниями не предусматривалось.

В новой же методичке регламентированы следующие действия ревизоров при выявлении по результатам камеральной проверки допущенных компанией нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного соцстрахования. В таком случае лицо, которое проводило проверку, составляет акт по установленной форме в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки. Этот акт должны подписать как проверяющие лица, так и страхователь.

Затем акт камеральной проверки должен быть вручен страхователю или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если организация или ее представитель уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражают в акте камеральной проверки. Тогда акт направляют по почте заказным письмом по месту нахождения фирмы (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В таком случае датой вручения этого документа считается 6-й день, начиная с даты отправки заказного письма.

Таким образом, введение процедуры составления акта направлено на защиту при проведении камеральной проверки интересов самих компаний.

Дмитрий Геннадьевич, благодарим Вас за обстоятельные ответы.

Беседу провела Т.Н. Телушкина,
эксперт журнала

Правительство Англии, заботясь о пищевом рационе женщины во время беременности, предлагает ввести систему пособий для будущих мам.
Власти планируют, что начиная с апреля 2009 года женщины, которые находятся на 29-й неделе беременности, смогут получить 200 фунтов стерлингов на свой банковский счет. Эти выплаты должны позволить будущим мамам покупать себе так называемую здоровую пищу. Несомненно, предложение правительства вызвало положительную реакцию общества. Однако некоторые эксперты все-таки сомневаются в его эффективности. Скептики ссылаются на то, что проконтролировать, куда женщина фактически потратила полученное пособие, будет невозможно. К ним присоединяются и врачи, которые отмечают, что питаться нормально женщина должна на протяжении всей беременности, а не только после 29-й недели.
Нужно отметить, что существующее на сегодняшний день в Англии пособие будущим мамам не слишком велико. Так, сумму в 500 фунтов могут получить только женщины из малообеспеченных слоев общества.
Вместе с тем британская система пособий для матерей-одиночек, по мнению некоторых экспертов, либеральна настолько, что способствует росту числа одиноких матерей. Действительно, размер такого пособия практически не отличается от среднего дохода британской работающей семьи. А в это время количество подростковых беременностей в Англии в последние годы стремительно растет. Страна уже вышла на первое место в мире по данному показателю. При этом матери несовершеннолетних ругают систему британского образования, а чиновники — чересчур развитую систему соцобеспечения.

ФСС имеет право самостоятельно проводить выездные проверки. Посмотрите, что проверяет ФСС в 2017 году, какой регламент взаимодействия с налоговыми органами, какие штрафы могут быть предъявлены компании по результатам проверки, а также какой порядок действий, если вы не согласны с ее результатами.

Что проверяет ФСС на выездной проверке

Выездные проверки ФСС регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ и Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ.

ФСС проводит 2 вида проверок:

  • По взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональны заболеваний ("травматизм");
  • По взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ)

Мы составили для вас удобную таблицу по видам выездных проверок ФСС с указанием того, что проверяют контролеры. Посмотрите ее ниже.

Таблица. Что проверяет ФСС в рамках выездной проверки

Вид проверки

Что проверяют

Основания

По взносам на травматизм

1. Верно ли рассчитаны, полностью и своевременно ли уплачены взносы

2. Правомерно ли осуществлены расходы на выплату страхового обеспечения

1. Включение в план выездных проверок ФСС

По взносам на ВНиМ

Правильно ли осуществлены расходы на выплату страхового обеспечения

1. Одновременно с выездной налоговой проверкой, при получении информации от налоговой о расходах на выплату страхового обеспечения

2. При обращении в ФСС за выплатами страхового возмещения

3. При получении жалобы от застрахованного лица (физлица) об отказе в выплате или неправильной сумме выплаты страхового обеспечения

1. Правильно ли рассчитаны, полностью и своевременно ли уплачены страховые взносы

2. Правильно ли осуществлены расходы на выплату страхового обеспечения

1. Включение в план проверок совместно с ПФР

2. Ликвидация или реорганизация

Какие выездные проверки проводит ФСС с 1 января 2017 года

Напомним, что с этого года взносы в ФСС уплачиваются только в части взносов на травматизм, остальные взносы уплачиваются в налоговую инспекцию. В связи с этим с 1 января этого года произошли изменения в части проведения выездных проверок.

  1. Проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов за период до 1 января 2017 года.
  2. Внеплановые выездные проверки на основании жалобы физлица о том, что ему не выплачено или неправильно выплачено страховое обеспечение, т.е. пособие по ВНиМ (проверки будет осуществлена только в части расходов на данное пособие).
  3. Плановые выездные проверки совместно с налоговиками. ФСС проверяет правильность расходов компании на выплаты по пособиям (ВНиМ).
  4. Выездные проверки по взносам на травматизм.

Подробнее о взаимодействие ФСС и ФНС с 2017 года можно ознакомиться в памятке "Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года" размещенной на официальном сайте ФСС РФ.

Штрафы по итогам выездной проверки ФСС

В зависимости от того, что проверяет ФСС в рамках выездной проверки, компания может быть привлечена к 2 видам штрафа:

1. ФСС РФ проверял правильность уплаты взносов на травматизм и выявил нарушение (например, не принял расходы). Привлечение к ответственности осуществляет ФСС в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы и 40 %, если действия осуществлены умышлено.

2. В рамках совместной выездной проверки с налоговиками ФСС не принял в зачет расходы на выплату пособий (ВНиМ), а значит, образовалась недоимка по взносам. В этом случае ФСС сообщает об этом налоговой и к ответственности компанию привлекает уже налоговая инспекция. Размер штрафа в этом случае 20 % от неуплаченной суммы взносов и 40 %, если действие осуществлено умышленно.

Возражения на акт выездной проверки ФСС России

Результаты совместной выездной проверки с налоговыми органами будут оформлены в акте, составляемом налоговиками. В настоящей статье мы рассмотрим порядок возражения на акт выездной проверки ФСС по взносам на травматизм.

Обратите внимание, что в настоящее время формы акта выездной проверки, а также требования к оформлению акта выездной проверки утв. приказом ФСС РФ от 25.01.2017 № 9. Если вы получили акт, который не соответствует этим требованиям, то это повод его обжаловать и признать составленным с нарушением требований законодательства.

Мы составили подробную таблицу по срокам и порядку действий по результатам осуществления выездной проверки ФСС по взносам на травматизм. Посмотрите ее ниже.

Скачайте себе эту таблицу, чтобы не забыть важные сроки.

Таблица. Порядок действий по итогам выездной проверки ФСС РФ

Действие

Срок

Составление справки о проведении проверки

В последний день выездной налоговой проверки

Составление акта выездной проверки ФСС РФ

В течение 2 месяцев со дня составления справки

Вручение представителю проверяемой компании

В течение 5 дней с даты подписания акта начальником (лично под расписку, по почте или по ТКС)

Подача возражение (в случае несогласия)

15 дней со дня получения акта

Рассмотрения письменных возражений

В течение 10 дней со дня истечения срока для подачи возражений. Срок может быть продлен не более чем на месяц

Вынесение решения по итогам рассмотрения возражений

Вручается представителю компании в течение 5 дней после вынесения решения (лично под расписку, по почте или ТКС)

Если вы не согласны с результатами проверки, составьте возражение на акт и подайте его в свой территориальный орган ФСС. Посмотрите пример возражений.