Сценарий викторины по экологии в старшей группе. Викторина по экологии «Звездный час» для детей старшего дошкольного возраста. Снег нас учит чистоте. Солнце учит доброте

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас»

Автор: Семененко Анна Сергеевна, воспитатель МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №127", город Ярославль
Описание материала: предлагаю вам конспект итоговой викторины для детей старшей группы 5-6 лет по теме «Природа вокруг нас!» Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект направлен на воспитание интереса к природе родного края, развитию любознательности, познавательного интереса у старших дошкольников.

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.
Методические приёмы : игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе.«Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного города Ярославля. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда – «Умники», вторая команда – «Умницы».
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Умникам», а вторая «Умницам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.
Итак готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка»:
Представляет собой блицопрос. За одну минуту(песочные часы) нужно
ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Умницы»:
Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные) Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
Сколько ног у паука? (восемь)
Какая птица лечит деревья? (дятел)
У какого дерева белый ствол? (у березы)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Умники»:
На каком дереве растут желуди? (на дубе)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
Сколько ног у жука? (шесть)
У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
Когда земляника поспевает? (летом)
Дополнительные вопросы (для болельщиков):
Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Кто в лесу плетет паутину? (паук)
Что такое зеленый покров Земли? (трава)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Кто носит свой дом на спине? (улитка)
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).
2 конкурс «Кто лишний?».
На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна, а для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды- Mолодцы!
Все на свете знают вроде бы, и для них сейчас игра «Угадай мелодию».
Дети отгадывают песню, а родители им помогают («Жил-был у бабушки серенький козлик", «Кузнечик» и поют её как «Хор лягушек»).
Как замечательно наши команды пели, какие они музыкальные, теперь
проверим какие они сообразительные.
Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника).
1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дуплеЧто хочешь на столе.(белка)
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.(лиса)
3: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?(волк)
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает?(заяц)
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её …(сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(сова)
8: Я на ёлке на суку
Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка)
Игра с мячом для болельщиков: «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)
Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины.(Награждение медалями.
Победила дружба.)
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
А в завершение нашей викторины давайте споём песенку «Улыбка» автор Пляцковский М., композитор Шаинский В.

Дарья Марченко
Экологическая викторина для старших дошкольников «Знатоки природы»

Экологическая викторина для детей старших дошкольников

«Знатоки природы »

Задачи :

формировать навыки экологической культуры воспитанников;

расширять знания детей о лесе и его обитателях,

воспитывать бережное отношение и любовь к ним;

закреплять умение детей вести себя в природе ;

развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Ход викторины

Ведущая : Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое жюри : я предлагаю выбрать Старичка-лесовичка . За каждый правильный ответ он будут давать карточку с изображением ягодку (показывает : вот такую) . В конце викторины мы увидим результат . Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится :

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи :

Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»

Ведущая : Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

Какие же загадки «растут» в нашем лесу :

Очень дружные ребята,

У пенька живут. (опята) .

У березок, посмотри :

Здесь один, тут целых три! (подберезовик)

Белая панамка,

Бледная. (поганка)

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас. (маслята) .

Под осиной гриб тот, дети,

В ярко-красненьком берете. (подосиновик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (мухомор)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (опята)

Вопросы викторины :

Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые) .

Что значит – ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)

Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)

Что значит – съедобные? Назовите их. (Ответы детей)

Ведущая : Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте :

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Красна, сладка, душиста

Растёт низко, к земле близко. (земляника)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки,

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (черника)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её пойди-ка :

Куст в колючках, будто ёж,-

Вот и назван … (ежевика)

В сенокос - горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (калина)

Ведущая : Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.

2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья»

Ведущая : Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины :

Вопросы викторины :

Как вы понимаете, что такое лес?

Какие деревья растут в наших лесах?

Зачем люди ходят в лес?

Как надо относиться к лесным обитателям?

Почему нельзя в лесу шуметь?

Сок какого дерева очень полезен людям?

Какую пользу приносит лес людям?

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись :

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (ели)

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет :

Листья-звезды яркие,

Золотые, жаркие. (клен)

Не береза, не сосна

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит

Вся листва на ней дрожит. (осина)

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна – потечёт слеза. (берёза)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью красные кораллы надела. (рябина)

Он качает пышной кроной,

Шелестит листвой зелёной.

Погляди, среди ветвей,

Сколько спеет желудей. (дуб)

Ведущая : А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«С какого дерева листок?»

Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки) .

Ведущая : Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество «ягод» - увеличилось, отправляем их в корзинку и отправляемся дальше.

3 остановка - «В гостях у птиц»

Ведущая : Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка) : прослушивание записи пения птиц (Ответы детей : кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

Вопросы викторины :

Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие) .

Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

Всё вертится, суетится,

Ей на месте не сидится,

Это бойкая (синица)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (снегирь)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

Спереди шильце, сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу - белое полотенце. (ласточка)

Угадайте, что за птица,

Света яркого боится,

Клюв – крючком, глаза – пятачком

Ушастая голова, это (сова)

Ведущая : А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка» .

Подвижная игра «Совушка»

В уголке группы - обруч. Это «гнездо совы» . В него становится ребёнок, который избран «совушкой» . Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки» . Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

На слова воспитателя : «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

На слова воспитателя : «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет : «День» . Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, игра начинается сначала.

Ведущая : Ребята, вы - молодцы, можете узнать птиц по голосу , за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше

4 остановка - «Звериное царство»

Ведущая : Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте :

Куцехвостик, длинноушка,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал.

От лисички убежал? (заяц)

На спине его иголки,

Удивительно как колки,

Их руками не возьмёшь,

Потому что это(ёж)

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.

Страшно я могу реветь,

Кто же я, скажи?. (медведь)

Стройный, быстрый, рога ветвисты

Пасётся весь день, кто это?. (олень)

Юркий, маленький зверёк,

По деревьям прыг да скок. (белка)

Разбойник он серый, нет ему веры. (волк)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Вопросы викторины :

Как заяц готовится к зиме?

Где живёт белка?

У какого дикого животного есть рога и копыта?

Что такое «Красная книга» ?

Ведущая : Ребята, кто же прячется от нас в лесной глуши. Узнать нам поможет игра .

«Чьи следы?»

Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются ягодки - очки. (Ответы детей : лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Ведущая : Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей)

Ведущая : А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Охраняет - кто?.

Дети : Лесничий.

Ведущая : Да, ребята, лесничий (или егерь) главный человек в лесу.

В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

Ведущая : Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края , и теперь настало время подвести итоги. Старичок -лесовичок готов подвести итоги нашей викторины . (Подсчет ягод-очков) .

Ведущая : Давайте положим все «ягодки» в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок , а вы слушайте внимательно :

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.

(открываем коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).

Ведущая : Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль» !

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Провела воспитатель МБДОУ д/с №28: Гетманская Е.В.

Цели: активизировать знания в области экологии, развивать логическое мышление, творческое воображение, память, внимание, комбинаторские способности; дать возможность почувствовать радость от решения познавательных задач; способствовать развитию умения взаимодействовать в коллективе, воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Оборудование: 2 набора домашние и дикие животные, 2 мольберта, мелки, 2 косынки, аудиодиск — звуковое сопровождение к занятиям «Добро пожаловать в экологию», дидактические игры: «Разрезные картинки», «Что где растёт?», таблички с цифрами (1,2,3,4) на каждую команду, картинки с заданиями.

Воспитатель: Ребята, вы уже участвовали в различных викторинах, интеллектуальных играх. Давайте вспомним, что же такое интеллектуальная игра?

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам принять участие в игре, которая называется «Звездный час». Вы скоро закончите подготовительную группу детского сада и начнете новую, школьную жизнь. Сейчас вы находитесь на вершине дошкольного возраста, а это главная вершина вашего детства, которая близка к небу, к звездам. Вы – наши звезды, а это игра станет для вас «звездным часом».

Воспитатель: Для проведения игры необходимо разделиться на две команды. Одна команда будет называться «Бельчата», другая «Котята». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное

выполнение задания команды будут получать фишки «Бельчата» — орешки, «Котята» — рыбку. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

Разминочный тур

Воспитатель:

Сначала давайте немножко разомнёмся.

Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечайте. Вопросы задаются каждой команде по очереди.

Команде «Котята»

1) У какого животного есть иголки? (Ёж).

2) Кто в лесу зимою спит? (Медведь)

3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)

4) Корова – дикое или домашнее животное? (Домашнее)

5) Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, любит корки (Мышь)

6) Кто на голове своей носит рога? (Олень)

7) Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур крадет (Лиса)

Команде «Бельчата»

1) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Зимой)

2) Лев – это дикое или домашнее животное? (Дикое)

3) Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца)

4) У какого домашнего животного есть рога? (Корова)

5) Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (Кошка)

6) Апельсины и бананы очень любят … (Обезьяны)

7) Разлинована лошадка, словно школьная тетрадка (Зебра)

Первый тур

Задание 1 «Помоги зверям и животным попасть домой»

Воспитатель: На лугу встретились дикие звери и домашние животные. Они играли и не заметили, как наступил вечер. Заплакали дикие звери и домашние животные. Не знают, куда кому идти. Помоги зверям и животным попасть домой. Выиграет та команда, которая быстро и правильно поможет животным попасть домой.

Задание 2

Воспитатель:Нарисовать с зарытыми глазами рыбку, цветок, мордочку кота. Воспитанникам завязывают глаза косынкой, рисуют по сигналу воспитателя.

Воспитатель: Прослушайте запись «Домашние животные» и определите, кому они принадлежат»

Воспитатель по очереди включает каждой команде разные звуки голосов животных, нужно назвать все известные голоса животных.

Второй тур

Задание 1 Дидактическая игра: «Разрезные картинки»

Воспитатель: На столах перед вами лежат разрезные картинки. Ваша задача правильно из них собрать целую картинку, та команда, которая первая это сделает и победит.

Задание 2 Дидактическая игра «Что где растёт?»

Воспитатель: На столах лежат картинки овощей и фруктов для каждой команды. Нужно правильно расставить овощи и фрукты по месту их произрастания. Фрукты – на дерево, овощи – на грядку.

Воспитатель: На столах разложены картинки с изображением различных животных. Посмотрите на картинки, на каждой указан номер-ответ. Нужно поднять вверх табличку с соответствующей ответу цифрой-номером.

1.Кто из этих животных является рыбой? (Дельфин, кит, акула, осьминог) 2.Кто из этих животных не живет в море? (Медуза, краб, морская звезда, щука)

3.Какое из этих животных не несет яйца? (Кенгуру, курица, змея, крокодил)

Третий тур

Задание 1

Воспитатель: Не далеко, не близко, не за тридевять земель, а в нашем лесном государстве, живёт, говорят, в дремучей чаще старик-годовик – добрый старик. А волшебник, говорят, каких свет не видывал. И есть у этого старика-Годовика четыре дочери. Все, как одна, красавицы писаные, глаз не отвести. Порядок у него в семье. Ни одна дочь не смеет Годовика ослушаться. Да и меж собой они дружны. Бывает, рассорятся на денёк – другой, да уж тут же и мирятся. Что это за дочери Годовика?

Задание 2

Воспитатель:Я начну, а вы кончайте, детёнышей зверей вы называйте.

Команде «Бельчата»

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой

Топал … слонёнок.

За мамой лисицей

Крался … лисёнок.

За мамой зайчихой

Прыгал … зайчонок.

За мамой медведицей

Шёл … медвежонок.

За мамой волчицей

Плёлся … волчонок.

Команде «Котята».

Раз, два, три, четыре, пять пошли животные гулять.

Коза с … козлёнком,

Корова с …телёнком,

Лошадь с … жеребёнком,

Кошка с … котёнком,

Свинья с …поросёнком.

Задание 3 «Расскажи без слов»

Команде «Бельчата»

«Покажите, стало холодно» (дети ежатся, греют руки, надевают шапки, шарфы)

«Покажите, что дует сильный ветер» (руки вверх, качают ими)

Команде «Котята».

«Покажите, что идет холодный дождь» (Открывают зонты, капюшон)

«Покажите, что вновь светит солнце» (бегают, веселятся)

Подведение итогов. Награждение команд.

Садыкова Лилия Нурисламовна, воспитатель МАДОУ «ЦРР - д/с №25» г.Казань

На праздник приглашаются все желающие жители микрорайона.

Предварительная работа: объявленияприглашения для жителей микрорайона, подготовка саженцев, цветочной рассады, оборудования для их высадки.

Задачи: Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям; воспитывать гуманного эмоциональноположительного, бережного отношения к миру природы и окружающего мира в целом.

Праздник проходит на летней спортивной площадке. Территория украшена цветными воздушными шарами, флажками, рисунками детей о природе. Звучит песня В. Шаинокого "Рассвет-чародей".

Ведущий:

В небе радуга-дуга

Опустилась на луга.

В небе солнышко играет,

Оживилось все кругом

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнем.

Музыкальная композиция "Цветы" (исполняют воспитанники)

Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

А вы, дорогие гости, любите свою землю? Но землю мало любить, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому сегодня мы объявляем конкурс "Знатоков природы". А участвовать в нем может каж­дый, кто ответит на вопrосы. (отвечающим раздаются карточки с правильным ответом зелёного и голубого цвета)

Вопросы:

Голубой шатер всю землю покрыл (небо)

Красная девушка по небу ходит (солнце)

Много рук, а нога одна (дерево)

Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)

Кто в лесу без топора строит избу без угла (муравьи)

Летит орлица по синему небу, крылья расмастала, солнышко застала (туча)

Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)

Похож я с виду на горах, где пройду -переполох (град)

Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел (одуванчик)

Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)

Ведущий: Теперь я попрошу участников, разделится на 2 команды по цвету ваших карточек. И сразу вам задание. Повторите ответы на загадки и поду­майте к объектам какой природы они относятся.

(карточки зеленого цвета к живой природе, карточки голубого цвета - к неживой природе)

Зрители приветствуют команды аплодисментами.

Конкурс 1. "Художники"

Нарисовать эмблему своей команды, рассказать о ней.

Конкурс 2. "Лесные Айболиты".

Какой цветок лечит сердце? (ландыш)

Какое растение богато витамином С? (шиповник)

Какое растение лечит" ссадины и раны? (подорожник)

Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

(после каждого ответа вывешиваются картинки названных растений)

Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем.

Ведущий: Поговорили о цветах и растениях - как к нам слетелись жучки, паучки, бабочки. Как назвать их одним словом? (обращается к зрителям) . Правильно, насекомые.

Танец насекомых. В конце танца дети вносят два кроссворда.

Конкурс 3. Реши кроссворды:"Дары леса". "Явления природы".

Игра со зрителями: "как вести себя в природе"

Зачем в лесу комары?

Что делать, если ты нашел а лесу птенца?

Какие цветы нельзя рвать в лесу?

Куда деть консервную банку?

Почему в лесу нельзя шуметь?

Конкурс 4. "Сластена

На столе стаканчики с вареньем. Нужно отгадать с завязанными глазами, какое варенье лекарственное и от какой болезни.

Конкурс 5. "Экологическая цепочка".

Установить экологическую зависимость между объектами природы указанными на карточках противоположной команды.

(небо, ветер, солнце. туча, град, вода)

(дерево, муравьи. орехи, лес, подснежник, одуванчик)

Музыкальная пауза "Танец друзей".

Конкурс 6. Загадки-отгадки.

Командам поочередно предлагаются загадки о животных, ответ надо не называть, а показать.

Конкурс 7. Поющая природа.

Команды по очереди поют песни о лесе, птицах, животных, растениях, побеждает та команда, которая знает больше песен.

Подведение итогов. Награждение команд.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

А сейчас мы приглашаем детей и взрослых украсить нашу 3емлю цветами. Посадить в нашем детском саду цветы и деревья. И летом они будут радовать нас, защищать от зноя и пыли.

Звучит музыка. Дети и взрослые участвуют в высадке цветочной рассады и саженцев.