Спряжение глаголов в русском языке 5. Изучение частей речи: как определить спряжение глагола в русском языке. I спряжение II спряжение

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) .

Сколько можно получать "3" или, не дай Бог, "2" только из-за того, что вы до сих пор не поняли, как определить спряжение глаголов? В русском языке много таких "банановых шкурок", на которых легко поскользнуться. Тема "Спряжение глаголов" в русском языке - одна из самых сложных. Разберёмся же с ней раз и навсегда. В дебри науки мы лезть не будем, и много книг нам тоже не понадобится, но некоторые термины будут нужны.

Или неопределённая форма - это форма, которую принято считать начальной, исходной для всех остальных форм этого слова. Неопределённая она потому, что по ней нельзя узнать - ни кто производит действие, ни когда производит, ни сколько субъектов его производят, но она очень полезна для определения спряжения глаголов. "Что делать?", "что сделать?" - вопросы инфинитива.

Лицо глагола - указание на того, кто производит действие. Например, окончание -у (-ю) указывает на то, что действие произвожу я, то есть на 1 лицо. А вот окончание -ишь (-ешь) - на то, что действие производишь ты, то есть на 2 лицо.

Личные окончания - окончания глаголов во всех трёх лицах.

Эти маячки помогут разобраться с основными вопросами.

Заучивать это определение необязательно, важно понять следующее.

Как глаголы в русском языке распределяются по спряжениям? Основанием для такого распределения служит общность личных окончаний. Посмотрим на таблицу, чтобы в этом убедиться.

Система личных окончаний

I спряжение

II спряжение

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Теперь нетрудно сделать вывод: окончания с гласной - е в начале указывают на глагол I спр., а с гласной -и - на глагол II спр. Выбивается лишь 3 лицо множественного числа, но и тут запомнить легко: I спр -у/-ю -, II спр - а/-я.

Сделаем памятку, хорошенько посмотрим на неё и запомним.

I спр. - е, у/ю, II спр. - и, а/я

Теперь ответим на последний вопрос, самый главный.

Как определить спряжение глаголов в русском языке? Это очень легко сделать, если ударное. В этом случае достаточно воспроизвести внутренним зрением нашу памятку. А вот если оно безударное, возникают сложности с правописанием. Мы никогда не напишем "летем" вместо "летим", а "клеет" вместо "клеит" - запросто. Вот тут-то и пригодится следующий пошаговый алгоритм определения спряжения. Итак, у вас, например, такое задание - "ветер колыш..т ветки деревьев"

Шаг 1. Ставим глагол в инфинитив:

колыхать

Шаг 2. Смотрим на (это гласная перед -ть):

колыхать

Шаг 3. Спрашиваем себя: "Это гласная -и?"

Шаг 4. Отвечаем: "нет" или "да".

колыхать - не - и

Шаг 5. Если ответили "нет", то глагол I спр.

колыхать - I спр.

Если ответили "да", то глагол II спр.

Шаг 6. Выбираем окончание: I спр. - е, я, II спр. - и, а/я(см.памятку)

"Ветер колышет ветки деревьев"

Вот и всё: вы теперь знаете.

Но в русском языке ничто не обходится без подводных камней, в данном случае это глаголы-исключения. Это очень вредные глаголы, которые в инфинитиве (только в инфинитиве!) выглядят как глаголы I спр, а все личные окончания у них II спр. А 2 глагола - брить и стелить - наоборот, в инфинитиве притворяются глаголами II спр, а на самом деле - I спр. Их можно обезвредить, выучив стихотворение:

Видеть, слышать и обидеть,

Держать, гнать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, терпеть,

И зависеть, и вертеть

Брить, стелить.

В принципе, этой информации достаточно, чтобы смело поднимать руку на уроке.

Этим, конечно, спряжение в русском языке не исчерпывается.

Научить учащихся 5 класса определять спряжение глаголов через проблемную ситуацию. Способствовать формированию у детей орфографической зоркости, активизации познавательной деятельности через решение логических задач. Формировать умение сравнивать, анализировать, работатать в группе и самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

« Спряжение глаголов»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Цель урока: познакомить детей с изменением глагола по лицам и числам, т. е. спряжением

Задачи урока:

Образовательная:

  • Научить определять спряжение у глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию. Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе;
  • Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»;

Развивающая:

  • Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; активизация познавательной деятельности через решение логических задач. Развивать умение давать самооценку своей деятельности.продолжать формировать исследовательские умения(постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа,выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка), устанавливать причинно-следственные связи,

Воспитательная:

  • Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка; создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда. Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку.

Тип занятия: урок усвоения знаний

Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, тесты, словарь, презентация.

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является; совершенный, несовершенный вид глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов 1 и 2 –го спряжения; глаголы – исключения 2-го спряжения.

Метапредметные: познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я пришла на урок с хорошим настроением, так как урок русского языка – мой любимый урок, поэтому стараюсь привить эту любовь вам. Ребята, поделитесь своей улыбкой.с товарищем по парте Поработаем с палитрой, покажите свое настроение на урок

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол !)

Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголом. Ч тобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

II. Актуализация знаний учащихся. Восстановите “слепой” текст с пропущенными словами.

1. Работа с карточкой: в предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1 )Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………………. называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …

3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы……
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
………
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …………….., а в единственном числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по... …………………..
6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … …….. .

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………

2. Работа со словарем.

Как вы можете дать лексическое значение слова “глагол”?

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”.

Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…

Рассказать нам об этом может “ Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля : “ ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке ”.

III. Новый материал.

Проблемный вопрос урока : « Как определить спряжение глагола и правильно написать безударное окончание глагола?»

  1. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

Ребята, что такое спряжение глагола?

А для чего нужно определять спряжение глагола?

А вы знаете, какие глаголы относятся к I спр?

А ко II спр?

Какое окончание пишется в безударном положение в ед. ч, и во

Мн. ч у глаголов I и II спр?

2.Работа с учебником (сопоставление ответов учащихся с теорией,

Данной в учебнике, работа с опознавательным признаком

Орфограммы параграф № 118, стр.121-122). Записываем правило в стихотворной форме для запоминания:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.

IV. Этап первичного закрепления. Учитель читает предложения из разных сказок, дети пишут диктант с программированием . Ключ к диктанту на обратной стороне доски (или на мониторе),дети проверяют и ставят оценку себе сами, используя цветные кружочки

Нап ри мер: 1 .Ничего ты не получ…шь.Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м,какова у тебя сила,вид…шь, там сивая кобыла?

3.Дорогой дам за себя откуп: откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка: « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т,лошадь запряжет,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч.ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове гоняешь ,т.к начальная форма –гонять,а не гнать)

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

VI. Минутка релаксации: Упражнение "Загораем"

Учитель: Представьте себе, что вы загораете на солнышке вместе с Львенком и Черепахой (отодвинуть стул назад, вытянуть ноги вперед, сидя за партой ). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы ). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза. Аналогичное упражнение проводится для рук.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги (руки) поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.

VII. Этап применения изученного материала. Работа с учебником.
1. Работа по определению спряжения.
Выполним упр.674, стр. 123
Как определили спряжение? (по окончанию).

Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
  3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

Сопряжение глаголов

Отдельные нюансы

Глаголы брезжить, бежать и хотеть занимают особое место среди своих собратьев. Языковеды определили, что при изменении данных лексем наблюдается следующее: они приобретают флексии, как 1, так и 2 спряжения. По этой причине их называют разноспрягаемыми.

Лингвисты выделяют глаголы «есть» и «дать» в отдельную группу, потому что при изменении они показывают личные окончания, не относящиеся к традиционным. Их уникальность и обуславливает определение их в отдельную группу.

Видеоурок. Спряжение глагола в русском языке

Спряжение глаголов 1 часть. Что нужно знать, чтобы определить спряжение.

Вывод

Важно усвоить этот материал, чтобы дальнейшее знакомство с причастиями и деепричастиями не вызывало трудностей. Потратьте немного времени и качественно выучите правило, которое поможет не делать орфографических ошибок на письме во время выполнения экзаменационных заданий.

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?

Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.

Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.

1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:

1 спряжение

Лицо Окончания Ед. ч. Окончания Мн. Ч. Пример
1 -у/ю -ем Рису ю/Растё м
2 -ешь -ете Рису ешь/Растё те
3 -ет -ут/ют Рису ет/Рису ют

2 спряжение

Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.

Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:

  • глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
  • глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
  • три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
  • все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
  • все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
  • семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
  • четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,

Хотеть, чтить, бежать, прощать

Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.