Основные этапы мировой культуры (VI-XX вв.). Проблемы современной культуры. Изучение нового материала. Мбоу « чульская основная общеобразовательная школа»

Урок истории

МБОУ « Чульская основная общеобразовательная школа»

Учитель истории Демко Е.Н


Тема урока: Культура стран халифата.Цель урока : - продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;

Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;

Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата

Само искусство Мухаммада содержит множество художественных проявлений, соответствующих разной степени эволюции его культуры, в цивилизации, которая расширилась на обширной территории, став ее фактором единства с религией. На этот раз исламское искусство в Португалии соответствует определенному моменту цивилизационной эволюции музули, взаимодействуя с людьми, чья культура была совершенно иной и, прежде всего, в религиозном секторе, который управлял жизнями обоих народов: арабов и Португальский. Это действительно понятно, даже потому, что мусульмане вошли на нашу территорию, чтобы вторгнуться и узурпировать ее для вестгот.

План:

1.Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата2. Образование.3. Научные знание.4. Искусство.5. Значение культуры Арабского халифата.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания .2. Изучение нового материала. Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из восточных стран - Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Арабский язык становиться государственным в странах халифата, языком литературы и науки.Образование Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе. К образованным людям, знатокам Корана, относились с почтением. Все знатные люди желали иметь в своей свите как можно больше поэтов, ученых, знатоков Корана.Научные знание В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства. Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу. В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералоги, фармакологии, геологии и др. аль - Бируни владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов.Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, Африки и Восточной Европы. Они составляли карты известных им стран и морей.-Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980- , в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному словуЗнакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.Искусство Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде. (сл. 22) - вид дворца. В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено. Значение культуры Арабского халифата.Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний, получили новую систему счета, название многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, пользоваться компасом и глобусом.С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые. В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи, труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабом.

Домашнее задание : § 5; ответить на вопросы к параграфуПодготовить сообщения: «Авиценна - великий ученый Арабского халифата»;« Аль-Бируни - великий ученый Арабского халифата»;« Альгамбра - жемчужина мавританского зотчества».

Несмотря на конфликт, искусство было, в некотором смысле, хорошо принятым и легко ассимилированным маврами, оставив их остатки и влияния. Исламский культурный феномен характеризуется его ассимиляцией, созданием и распространением определенных художественных форм. В декоративной области достаточно присутствовать на самом красивом арабском письме, оригинальные тексты которого были полностью или частично нарисованы на стенах, окрашены или украшены прекрасными рельефами. Так много для украшения. Или плитки, воспроизводящие части текстов или геометрические мотивы красивых цветов.

Культура стран арабского халифата

Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области

План урока

1. Образование.
2. Наука.
3. Литература.
4. Искусство.
5. Значение культуры халифата.

Задание на урок

Сравните уровень развития культуры в Западной Европе и странах халифата?

Жизнь Мухаммедана определяется неким единством, основным фактором которого является Религия. Однако это эмпирическое единство не заставит нас почувствовать в своей художественной культуре, которая в высшей степени однородна. Огромная область исламского господства, которая от одного до другого, исходящая от огромного Востока до Пиренейского полуострова, охватывающая всю Северную Африку, привела к появлению различных формальных представлений в разных регионах, из которых наш Полуостров является прекрасным примером, Берберская художественная культура, распространяемая захватчиками, взаимодействовала с местной традицией, обогащая и изменяя свои собственные оригинальные формулировки.

1. Образование.

В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Исламская экспансия в других культурах имела прямое значение для производства художественного разнообразия в соответствии с регионами имплантации. Помимо его влияния на искусство господствующих народов, еще один фактор породил многообразие художественной культуры ислама.

В начале Арббия не знала монументальной архитектуры. Когда мусульмане оккупировали Сирию и Ирак, они были проникнуты византийским влиянием династий Сасанидов на тех территориях, где исходили художественные аспекты Средиземноморского и Азиатского мира.

После поражения Успения парфян сассинниды из Центрального Ирана построили империю, которая охватывала этот регион, Месопотамию и долину Инда и Ганг. Исламское искусство, как правило, со времени его первого воздействия на цивилизацию, характеризовалось его синкретизмом, в более или менее запутанном смешивании разных доктрин и постепенно определяло собственную личность, но с ее региональными различиями. Его архитектура оказалась в центре внимания других искусств.

1. Образование.

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

Здание, в целом, является настоящей поддержкой украшения. Мы возвращаемся к берберскому вторжению на Пиренейский полуостров, начатый в 711 году, традиционно названный датой. Вторжение, которому предшествовала запись подтверждения в предыдущем году под командованием Тарифа, которая была успешной и быстрой, сопровождалась двумя близкими разрушениями, завоеванием, возглавляемыми одним из них Муазой и одним Тариком. Всего за три года это привело к почти полному завоеванию латиноамериканской территории, без сомнения, в 716 году, уже в процессе реорганизации.

1. Образование.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

Мусульманское господство поддерживается длительное время из-за гибкости этих людей над завоеванными, приняв, в определенной мере, свою религию и образ жизни. Первоначально провинцию Андалус возглавлял свергнутый губернатор Кайпуо. По мнению некоторых авторов, нельзя сказать об исламском искусстве в первые 75 лет оккупации территории из-за ситуации политической нестабильности и численной неполноценности захватчиков по отношению к завоеванным и того факта, что, использовали христианские церкви в качестве мечетей.

Первая демонстрация в Кордове, эмирата Кордована, - это мечеть. В этом, элементы испанско-римской и вестготовской традиции, с синдикальными и североафриканскими влияниями объединены; хронология этой мечети включает в себя пространство 758 а, а падение халифата в А Фитне в Аль-Андалусе было периодом нестабильности и гражданской войны, которые привели бы к гибели халифата Кордовы.

«Важнейшее украшение человека - знание», - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.
В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Раши-де и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

На заднем плане были также такие проблемы, как раздражающее фискальное давление, необходимое для финансирования расходов на бюджетные усилия. Кордова и ее пригороды были разграблены снова и снова. Поэтому падение Халифата означало для халифата окончательную потерю гегемонии аль-Андалуса и ее гибели как мегаполиса.

Мечеть Кордовы является важным свидетельством исламского наследия на Пиренейском полуострове, и в нем видны конструктивные действия каждого из кордовских эмиров и халифов в расширениях и модификациях. Конструкции, направленные на адаптацию пространства к нуждам растущего города, в дополнение к увековечению имени губернатора в Истории. Хотя каждый из лидеров правительства оставил свой след, было уважение к работам предшественников и поиск эстетического единства группы, не забывая идентифицировать каждую конструктивную фазу или имена архитекторов, которые всегда появляются.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

Курс ислама начался с проповеди пророка Мухаммада и его народа. Однако в начале его проповеди это не увенчалось успехом, и по этой причине пришлось эмигрировать в другой город, объясняя Хигире. Тем не менее, позже произошла смена обозначения этого города на Мдину во время пребывания Маоми в городе. Однако настоящее объяснение неоднозначно, поскольку город происхождения пророка является Меккой, и город по-прежнему остается святым местом мусульман.

Долги остаются в отношении объяснения смены названия городского центра Ятриба. Но термин «Медина» останется обозначать исламский город, каждый со своей мечетью или местом поклонения, как это было после 622 года, когда в Медине была построена первая мечеть. Покоряющиеся мусульмане поселились в завоеванных городах, обжигая сельскую местность, в городских центрах, таких как Дамаск и большинство городов Иберийского полуострова. На Иберийском полуострове упоминаются основания городов Мурсия, Лерида и Альмерия.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

По словам Торрерса-Балбаса, на полуострове насчитывается двадцать два мусульманских города. В то время на завоеванных территориях власть была организована на Иберийском полуострове под Омиадами. Это была первая династия халифов Пророка Мухаммада, которая, хотя и не от его крови, также принадлежала племени Мекки - курикситам. Первая династия царила с 651 года по иронии судьбы, клика курайсита, откуда пришли Омейяды, была в прошлом врагом собственного маоми. Омейяд ибн Абд Шамс, гражданин Мекки и член племени Кораи, который жил как минимум два поколения до Пророка Мухаммада, Абд аль-Малик, построивший Мечеть Иерусалимского крестового похода, выпустил первую мусульманскую монету и принял использование арабского языка как официального языка администрации.

Слайд №10

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

Слайд №11

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Великая мечеть Дамаска и мечеть Аксы в Иерусалиме были построены Омни. Ни один из халифов династии Марван не властвовал долгое время, кроме Хишама, который правил с 724 года. В этот период мусульмане расширили исламскую территорию во Францию, когда их прервали франки в 736 году. Когда Хишам умер в 743 году, тюремное заключение участвовало в серии восстаний, и именно в это время Аббасиды преуспели в свержении династии Омейядов. Аббасиды были потомками аль-Аббаса, отцовского дяди Пророка Мухаммада.

Лидером Аббасидов был Абул Аббас, который взял на себя халифат и положил конец династии Омейядов, заставив ее уступить в 750 году Аббасидам. В Иберийском регионе развилась богатая цивилизация - ислам, которая затем оставила бы широкое культурное наследие. Мусульмане несли с собой культурное наследие персидского, греко-византийского и римско-христианского миров. Мусульмане особенно восхищались Константинополем.

Слайд №12

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

Географическое расположение города мусульманами имело определенную отдачу от близости берегов рек, чтобы сосчитать надолго достаточное количество воды для питья, необходимое для омовения, пять размывов всех людей пять раз в день, прежде чем молиться в мечетях или где бы они ни находились, поскольку они обратились в Мекку. Это было также полезно для сельского хозяйства, которое имело большое развитие в области овощей и фруктов, а также за его роль в мусульманском мире. Ибн Хслдын говорит, что существование воды является первым условием выбора города, объясняя, что вода - это дар Бога.

Слайд №13

3. Литература.

Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Для этой цели цистерны были прочно выровнены с местным камнем. Как любопытство, важно упомянуть о значении, которое мусульмане придают астрологии в качестве помощи в выборе даты начала строительства города. Мавританский захватчик нашел очень развитую и подготовленную среду для урбанизации, заполнив городские конверты этой цивилизации города. Он предложил новый менталитет, новую культуру и построил инновационное административное и политическое здание. Цивилизация обратилась к Богу; регулируемые религией, правом, искусством и архитектурой; Коран, в котором Бог один и всеведущий, и Маоме, его Пророк, и, как мы уже упоминали, из него сформулирована исламская хронология.

Слайд №14

3. Литература.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Из этой «городской цивилизации» рождаются процветающие города, такие как Кордова, Толедо и Мертола, о которых уже упоминалось выше. Новая концепция городского центра, реализованная сарацинами в Португалии, была сосредоточена в нескольких параметрах, среди которых наиболее важным является, несомненно, защитный вопрос, конкретизированный военной архитектурой. В мавританском духе было важно, чтобы город был обеспечен хорошими защитными условиями, чтобы быть защищенным от нападений королей северных королевств или против короля Португалии, а наиболее часто используемыми средствами были строительство стен и укрепление зданий, Обратите внимание на мост Уканха с его башней, построенный на мавританских фондах.

Слайд №15

3. Литература.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.
Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

Слайд №16

4. Искусство.

Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

Слайд №17

4. Искусство.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.
Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама..

Слайд №18

4. Искусство.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - «вязь из букв».