Материалы для подготовки к гиа. Написание сжатого изложения Самостоятельная работа групп

Часть 2

Практикум по подготовке к сжатому изложению

Цели нашего занятия:

научиться выделять микротемы;

составлять план, собирать рабочие материалы;

использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

ПОВТОРИМ!

Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания изложения.

ПОПРОБУЕМ!

(Текст есть у вас на столах)

Микротема. - тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

1.Мамы давно уже нет… А

я всё ещё мысленно

говорю: «Прости меня,

2. Мы порой

Чересчур уж бездумно

принимаем жертвы

матерей своих

3. Естественной обязана

Быть наша готовность

противостоять благородной

«неразумности»

материнских щедрот.

4. «В муках мы мать

вспоминаем»,

5. Вовремя, при жизни их,

должны мы сказать всё

доброе и сделать для них

всё доброе

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама… (По А. Алексину)

Микротемы

Памятка:

приемы сокращения текста

исключение дополнительной информации;

замена однородных членов обобщающим словом,

исключение причастных и деепричастных оборотов, средств выразительности;

трансформация сложных предложений в простые;

замена прямой речи косвенной.

КОНКРЕТИЗИРУЕМ:

Исключения

Исключать можно:

Вводные слова,

Однородные члены предложения,

Повторы,

Однотипные примеры,

Риторические вопросы, восклицания,

Детали, не влияющие на ход мыслей,

Пояснения, описания, рассуждения,

Слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для

При исключении необходимо:

Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли

текста слова.

Убрать подробности и детали.

Объединить полученное, используя основные средства связи между

предложениями

Обобщение или объединение

1.Парцеллированные предложения.

2.Ряд предложений, связанных одной

3. Части сложных предложений.

4.Конкретные единичные факты, события,

При объединении необходимо:

1.Найти в тексте мелкие единичные факты.

2. Выявить общее.

3. Объединить факты на основе общего.

4. Сформулировать оставшееся в

предложения.

Заменять можно:

Однородные предложения обобщающим словом;

Сложные предложения простыми;

части предложения или ряд предложений

общим понятием или выражением;

Прямую речь косвенной;

Часть текста одним предложением.

При замене необходимо:

Найти слова, смысловые части или предложения,

которые можно сократить с помощью замены

обобщающим словом.

Сформулировать данное предложение.

Попробуем на практике.
Сократим первый абзац

Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)

Используем разные приёмы

А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ:

А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения.

Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами.

ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ:

Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы.

А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Сложное предложение,

ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.

Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ),

ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.

Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь.

Итак, что же у нас получилось?

Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.

Сейчас уже ничего не исправишь.

Поздно. (80 слов)

Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его.

«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н. А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама

Подсказка

Синий цвет – предложения с прямой речью.

Зелёный – сложные предложения.

Фиолетовый парцеллированное предложение.

Чёрный цвет – повторы.

Проверим?...

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.

Некрасов писал: «В муках мы мать вспоминаем». Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива…

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел… Прости меня, мама!

(113слов)

113 +80 =193 (А в исходном тексте было 284 слова).

Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели:

1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2. Правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее микротем текста.

3. Сохранили смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения

Текст из контрольной работы по русскому языку в 9 классе

(в формате новой формы итоговой аттестации).

АДМИНИСТРАЦИЯ

г. Владимира

Управление образования

ГОРОДСКОЙ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня,
мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким,
какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились,
уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от
житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас
до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём
запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в
назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я
понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые
были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать,
высказать! Поздно.
«Берегите матерей!» ­ провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы
добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы
красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы
порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны
всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и
наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», ­ писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских
недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» ­ шепчет
мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно…
Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и
сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама…
(По А. Алексину)
Микротемы
Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.
1. Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, Мама…»
2.
3. Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной
«неразумности» материнских щедрот.
4. «В муках мы мать вспоминаем»…
5. Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё
доброе

Готовимся к ГИА (9 класс)
Задание: пользуясь разными приёмами сжатия текста,
попытайся максимально сократить его.
«Берегите матерей!» ­ провозгласил в поэме один маститый
поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут
нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать,
может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно
принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз
задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без
чего не может выжить на земле человек?»
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана
быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности»
материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», ­ писал Н. А. Некрасов. И за спасением от
детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё
пройдёт…» ­ шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах,
если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то
мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе,
что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости
меня, мама!
Подсказка
 Синий цвет – предложения с прямой речью.
 Зелёный цвет – сложные предложения.
 Черный цвет ­ парцеллированное предложение.
 Красный цвет – повторы.

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Родину рыжих кенгуру назвать райским местом никак нельзя. В основном - это внутренние районы континента, те самые, которые справедливо называют «Мёртвым сердцем» Австралии. Воды здесь мало, и на дождь надеяться нечего: в год выпадают осадки, еле смачивающие иссушенную землю. Растительность здесь небогатая: лишь отдельные островки жёсткой травы, ещё реже - заросли австралийского колючего кустарника. Чувствовать себя комфортно в подобных условиях могут лишь очень выносливые существа - рыжие кенгуру - самые крупные из ныне живущих сумчатых животных. «Рыжими» по праву могут именоваться только самцы, мех самок обычно голубовато-серого цвета.

У рыжих кенгуру короткие передние лапки и длинные мощные задние. Существует легенда, что когда-то все кенгуру ходили на четырёх ногах, но потом передние сильно обгорели во время пожара, и им пришлось научиться передвигаться на двух. Правда, легенда эта к эволюции не имеет никакого отношения, но факт остаётся фактом: с помощью задних ног эти животные передвигаются прыжками со скоростью до 65 километров в час, а за один энергичный прыжок преодолевают более девяти метров. Мускулистые, вооружённые стальными когтями «ноги» животные используют и как оружие обороны. Но к такому способу борьбы они прибегают крайне редко, когда их «прижмут к стенке» и отступать некуда, во всех остальных случаях они предпочитают убегать. А передними лапами в брачный период ловко «боксируют» самцы, нанося друг другу весьма чувствительные удары. Мощный широкий хвост используется в качестве опоры или балансира при беге. Гигантский рыжий кенгуру не умеет двигаться назад, он всегда устремлён только вперёд. Сумчатый абориген и в целом молодец хоть куда: мускулист, непривередлив, вынослив, что позволяет ему отлично приспосабливаться к засушливому климату.

Рыжие кенгуру - настоящие пустынники. Они не только крайне неприхотливы к еде, но стойко переносят и недостаток воды. (265 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Родина рыжих кенгуру - это внутренние районы Австралии с тяжёлым климатом и условиями жизни

2 - Мощные задние лапы и хвост рыжих кенгуру хорошо приспособлены для перемещения в пустыне

3 - В случае нападения кенгуру используют лапы как оружие

4 - Рыжие кенгуру неприхотливы к еде и переносят недостаток воды

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Мамы давно уже нет... (2) А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама». (3) Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (4) Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. (5) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (6) Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (7) Случалось, забывал позвонить в назначенный час, но мама не обижалась: «Я понимаю, ты так занят!»

(8) Иногда раздражался по пустякам, а она не отвечала тем же: «Я понимаю, как ты устал!» (9) Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (10) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (11) Поздно.

(12) В истории Второй мировой войны много и таких трагических фактов, которые полузабыты или вовсе поросли сорняками забвения.

(13) Алюминиевые предприятия до войны были расположены в местах весьма уязвимых, недалеко от западной границы, и все те заводы были уничтожены в первые же месяцы битвы. (14) Страна практически осталась без алюминия, это было событием катастрофическим. (15) И тогда было решено на базе маленького уральского алюминиевого завода в кратчайший срок и, естественно, «не считаясь с потерями» создать гигант алюминиевой промышленности. (16) Самый мощный и опытный в стране строительный коллектив, в котором работала мама, был брошен на выполнение «исторического» задания.

(17) «Ты будешь нам нужен!» - сказал мне начальник стройки Андрей Никитич Прокофьев, которого любили и называли стариком, хотя теперь я понимаю, что ему было едва за пятьдесят. (18) Он знал меня и потому, что я был сыном своей мамы, и потому, что уже тогда, в мальчишеском возрасте, часто печатался и выступал по радио. (19) Одним словом, мы с мамой отправились вместе.

(20) Эшелон добирался до места назначения полмесяца, и мама в пути заболела... (21) Помню первое ноября сорок первого года, когда мы выгрузились, покинули эшелон, и перед нами простёрлось неоглядное, промозглое пространство: разбухшая, вся в лужах и ямах земля, бараки, палатки, одинокие, закопчённые дома и цеха. (22) Холодный, унылый дождь, казалось, заладил навечно...

(23) Ко мне подошёл Яков Белопольский, впоследствии знаменитый архитектор, лауреат всех и всяческих премий.

(24) - Толя, ты должен быть мужчиной, - сказал он. - (25) Мама, ты знаешь, в дороге тяжело заболела... (26) И помочь ей здесь никто не сумеет. (27) Нужна срочная операция! (28) А до города, сказали, довезти не успеют...

(29) Помню, я сразу же, по наитию свыше, рухнул коленями на мокрую землю и воздел руки к небу:

Господи, спаси мою мамочку!

(30) Минут через пятнадцать выяснилось, что жена одного из инженеров - искусный хирург, что она привезла с собой инструменты, лекарства. (31) В барачных, воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию, и мама прожила ещё тридцать семь лет, а я с того дня, с первого ноября сорок первого года, стал верить в Бога. (32) Он услышал меня... (33) Могу ли я сомневаться?..

(По А. Алексину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём больше всего сожалеет автор?»

  1. Он недостаточно помогал матери.
  2. Он не смог упасти её от болезней.
  3. Он часто приходил домой раздражённый.
  4. Он недостаточно говорил матери о своей сыновней любви.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «житейских» (предложение 4).

  1. жизненных
  2. бытовых
  3. семейных
  4. личных

А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является градация .

  1. Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама».
  2. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы.
  3. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын...
  4. Самый мощный и опытный в стране строительный коллектив, в котором работала мама, был брошен на выполнение «исторического» задания.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПРОСЬБЫ (предложение 4) в результате озвончения слышится согласный звук [з’].
  2. В слове БЛИЗКИМ (предложение 3) слышится звук [з].
  3. В слове БУДЕШЬ (предложение 17) буква Ь (мягкий знак) не обозначает мягкость согласного.
  4. В слове ДОЖДЬ (предложение 22) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. раздражался
  2. интересов
  3. расположены
  4. эшелон

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. разбухшая
  2. подступают
  3. исправить
  4. воздел

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что слово произошло от прилагательного с таким же количеством букв Н ?

  1. мысленно
  2. назначенный
  3. закопчённые
  4. переполнен

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ВОЗДЕЛ из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ (предложение 16), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4 Среди предложений 12-16 найдите предложение с однородными сказуемыми

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Он знал меня и потому,(1) что я был сыном своей мамы,(2) и потому,(3) что уже тогда,(4) в мальчишеском возрасте,(5) часто печатался и выступал по радио. Одним словом,(6) мы с мамой отправились вместе.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Он знал меня и потому(1), что я был сыном своей мамы,(2) и потому, (3)что уже тогда,(4) в мальчишеском возрасте,(5) часто печатался и выступал по радио.

В8 Среди предложений 17-23 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1-11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-4; А2-2; АЗ-3; А4-2; А5-1; А6-3; А7-1.

Б1-поднял; Б2-коллектив строителей; Б3-можно было бы позвонить, прибежать, высказать; Б4-12; Б5-6; Б6-3; Б7-1,2,3; Б8-17; Б9-3.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Словом можно убить и оживить, рассеять сомнения, повергнуть в уныние, вдохновить и привести в оцепенение силы души».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.А. Сухомлинского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Слова играют важную роль в жизни человека. Словом можно обозначить всё то, что мы видим, о чём мы думаем. Слова бывают разными. Следует осторожно подбирать слова, так как словом можно как обрадовать, так и ранить человека.

Примеры

Е.А.Антипова

Самостоятельная работа №2

Урок подготовки к написанию сжатого изложению в 9 классе.

Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями.

Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа.

Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать структурированное восприятие и содержание текста,

Формировать умение видеть логику рассуждения,

Формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.

Развивающие:

Продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере сжатия публицистического текста,

Уметь выделять микротемы текста,

Расширять словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету,

Содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

Показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Форма организации познавательной деятельности : коллективная, групповая, самостоятельная.

Методы : проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок-практикум по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения.

Цель нашего урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии.

II. Работа с исходным текстом.

1. Первое чтение текста

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...” Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

“Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.

“В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!”

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама... (По А. Алексину, 284 слова)

2. Беседа по вопросам

Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему? Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.

Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Этап абзацного членения текста: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.

3. Определение микротем исходного текста (работа в группах)

4. Составление плана изложения.

1.Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”.

2.Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.

3.Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.

4.“В муках мы мать вспоминаем”.

5.Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе.

5. Работа над сжатием исходного текста.

Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).

Задача сжатого изложения: Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется? Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.

6. Способы компрессии текста (приемы сжатия): исключение подробностей деталей (удаление), обобщение конкретных, единичных явлений (объединение), сочетание исключения и обобщения (замена).

Удаление. Исключать можно: вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, восклицания, цитаты, детали, не влияющие на ход мыслей, пояснения, описания, рассуждения, слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.

При исключении необходимо: выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова, убрать подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Объединение. Объединять можно: парцеллированные предложения, ряд предложений, связанных одной мыслью, части сложных предложений, конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: найти в тексте мелкие единичные факты, выявить общее, объединить факты на основе общего, сформулировать оставшееся в предложения.

Замена. Заменять можно: однородные предложения обобщающим словом, сложные предложения простыми, части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением. При замене необходимо: найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, сформулировать данное предложение.

7. Самостоятельная работа групп

I.Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын : очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня . Я и в самом деле старался спасти её от болезней , от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал . Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)

Что применили?

1) Замена прямой речи.

2)Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

3)Замена придаточного предложения.

4)Удаление вводных слов.

5)Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)

II. “Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?” ( 61 слово)

Что применили?

1) Замена прямой речи.

2)Удаление повторов.

3)Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

III. Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот. (14 слов)

Что применили?

Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты. (6 слов)

IV. “В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!” (29 слов)

Что применили?

Замена прямой речи другим выражением.

Что получилось?

Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива... (25 слов)

V. Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой . То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их , должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама! (28 слов)

Что применили?

Замена парцеллированного предложения.

Удаление уточняющего члена предложения.

Объединение структуры СП.

Что получилось?

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (19 слов)

8. Результат компрессии исходного текста.

Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно.

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.

Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива...

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (167 слов, в исходном тексте - 284 слова).

9. Итоги работы над исходным текстом.

Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

(Возможно 2-ой урок).

10. Второе чтение текста

11. Написание изложения

Список используемой литературы и Интернет-источников

1.Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. - М.: КноРус, 2008.

2.Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2010, № 3, с.15-16.

3.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме), М., “Экзамен”, 2012 .

4.Пахнова Т.М.г. Как подготовиться к сжатому изложению. Примеры упражнений, М., Просвещение, 2010.






Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания изложения. ПОПРОБУЕМ! (Текст есть у вас на столах) Микротема. тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.


Текст Микротемы Прости меня, мама Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?» Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!» Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама… (По А. Алексину) 284 слова 1.Мамы давно уже нет … А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, Мама…» 2. Мы порой Чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих 3. Естественной обязана Быть наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. 4. «В муках мы мать вспоминаем», 5. Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе


Памятка: приемы сокращения текста -исключение дополнительной информации; -замена однородных членов обобщающим словом, -исключение причастных и деепричастных оборотов, средств выразительности; -трансформация сложных предложений в простые; -замена прямой речи косвенной. КОНКРЕТИЗИРУЕМ:


Исключения Исключать можно: -вводные слова, - однородные члены предложения, -повторы, -однотипные примеры, -риторические вопросы, восклицания, -цитаты, -детали, не влияющие на ход мыслей, -пояснения, описания, рассуждения, -слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста. При исключении необходимо: Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова. Убрать подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями


Обобщение или объединение 1.Парцеллированные предложения. 2.Ряд предложений, связанных одной мыслью. 3. Части сложных предложений. 4.Конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: 1.Найти в тексте мелкие единичные факты. 2. Выявить общее. 3. Объединить факты на основе общего. 4. Сформулировать оставшееся в предложения.


Замена Заменять можно: -однородные предложения обобщающим словом; - сложные предложения простыми; -части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением; - прямую речь косвенной; - часть текста одним предложением. При замене необходимо: -Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом. - Сформулировать данное предложение.


Попробуем на практике. Сократим первый абзац Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал.


Используем разные приёмы А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ: А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами. ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ: Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Сложное предложение, ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.


Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ), ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь. Поздно.


Итак, что же у нас получилось? Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)


Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его. « Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?» Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н. А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!» Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама




Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели: 1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2. Правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее микротем текста. 3. Сохранили смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения


Текст из контрольной работы по русскому языку в 9 классе (в формате новой формы итоговой аттестации). АДМИНИСТРАЦИЯ г. Владимира Управление образования ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР