Монастырь исцеление. Особенные случаи и явления чудотворной силы Божией, исходившей от места, где почивают св. мощи преподобных отцов наших Сергия и Германа Валаамских. Спасение от потопления фридрихсгамского мещанина Ильи Овчинникова

Иногда врачи только недоуменно пожимают плечами, рассматривая снимки или анализы человека, которого они некоторое время назад объявили неизлечимо больным. А когда начинают расспрашивать, то выясняется, что их пациент обратился к высшим силам и получил исцеление.

Чего тут больше – целительной силы святых мест, мощей и икон или процессов, запущенных подсознанием – каждому решать самостоятельно. Хотя то, что в России есть места, которые возвращают здоровье, сомнений уже не вызывает. Слишком много реальных свидетельств чудотворности и созидательной силы, которые не поддаются логическому объяснению.

сайт расскажет, где в нашей стране можно найти помощь и избавиться от различных недугов с помощью христианских реликвий. К сожалению, упомянуть обо всех таких местах просто нереально, поэтому мы ограничимся перечислением только некоторых из них.

Святые источники и целительные места

Дивеевские святые источники

Село Дивеево, находящееся в Дивеевском районе Нижегородской области, знаменито в первую очередь тем, что здесь жил и проповедовал Серафим Саровский, и тем, что в Серафимо-Дивеевском монастыре покоятся его мощи, обладающие невероятной целительной силой.

Однако не только они привлекают сюда страждущих. На территории села располагаются и святые источники, каждый их которых наделен особыми лечебными свойствами. Из каких-то водоемов можно только пить , а какие-то оборудованы удобными купальнями. Едут сюда с самыми разными заболеваниями, и, по словам тех, кто тут побывал, молящиеся получают не только физическое исцеление, но и облегчение душевных мук.

А вообще, в Дивеево находятся сразу несколько реликвий, которые считаются чудотворными. Это и мощи старцев Глинской пустоши (пустыни), и мощи Марфы Дивеевской, и список с иконы Божией Матери «Умиление», и знаменитая Святая Канавка (прим. ред. – у христиан дорожка по которой прошла Царица Небесная). И всем этим святыням приписывают способность исцелять.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Православный монастырь находится в селе Ошевенское Карпогольского района Архангельской области. К сожалению, он сохранился не полностью. Какие-то строения реставрируются, но что-то восстановлению, увы, не подлежит. Тем не менее, на территории монастыря есть несколько мест, осененных благодатью основателя этой обители – Александром Ошевенским.

Первым таким примечательным местом являются два камня-следовика. Создается впечатление, что на валуны встал человек и оставил на них свои следы. По поверьям – это отпечатки ног Александра Ошевенского. Считается, что если наступить «след в след», то исчезнут все недуги.

Есть здесь и святой источник, над которым стоит крест. Люди верят, если испить воды из этого родника, то утолятся печали,уйдет усталость и тоска, прекратится депрессия. Когда-то рядом с этим ключом отдыхал преподобный Александр и набирался сил и духовного смирения.

А под разрушенным Собором Успения Пресвятой Богородицы почивают мощи самого Александра Ошевенского. И, говорят, если побыть там некоторое время, то проходит любая физическая боль.

Чудотворный источник, село Алешня

В Дубровском районе Брянской области есть село Алешня. А в нем – святой источник. Рассказывают, что когда-то на этом месте странники-паломники останавливались на ночлег под большим раскидистым деревом. Но вот однажды в него ударила молния, и оно в одночасье рассыпалось. Однако там, где оно росло, забил родник, обладающий целительной силой.

Считается, что особенно его воды помогают тем, у кого проблемы с опорно-двигательной системой и исцеляют раны, полученные во время путешествий. Называют этот источник Громовым колодезем. Некоторое время назад его освятили, то есть он получил благословение церкви.

Уллу-тау – горный массив центрального Кавказа, гора Адырсу

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Местные говорят, что на Уллу-тау живут ангелы, дающие исцеление тем, кто в этом нуждается. А самым чудотворным местом считается подножье горы Адырсу. Именно сюда многие поколения аборигенов привозили неизлечимо больных и оставляли на некоторое время. Чудесные исцеления происходили настолько часто, что это уже перестало удивлять. Приходили сюда и матери, у которых рождались слабые и больные дети – и малыши тоже выздоравливали.

Еще один знаменитый список с этой иконы находится в Храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище в Москве. И тут часто наблюдают ее мироточение (прим. ред. – появление на иконах маслянистой влаги), что считается признаком особой чудотворности и целительной силы.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Мощи Саввы Сторожеского, первого и самого значимого ученика Сергия Радонежского, покоятся в Саввино-Старожевском монастыре в Звенигороде. Еще при жизни преподобный Савва славился своим целительским даром. К нему приезжали и простые люди, и влиятельные московские вельможи. Он никому не отказывал в помощи и в исцелении. И до сих пор от раки (прим. ред. – ящика, гроба) с его мощами исходит такая чудотворная сила, что телесные и душевные недуги проходят.

Св. Православная Церковь наша, как основанная на Востоке самим Господом Иисусом Христом, как Церковь, имеющая апостольское происхождение и неизменно сохранившая учение веры, благочестия и преемство иерархическое, имеет и благодать Св. Духа, которая проявляется в разных местах на её пространстве многообразными духовными дарованиями. Мы видели явления сей благодати в самых исторических судьбах Валаамской обители и в житиях её подвижников. Но Валаам есть место особенное. Там издревле обитало и процветало и благочестие во всей правоте и непорочности. Там до сих пор почивают св. мощи Первооснователей обители–преподобных отцов наших Сергия и Германа и многих других подвижников, Богу угодивших. Конечно, это обстоятельство сделало Валаам местом и источником особенной благодати Божией. Со дня обретения мощей св. Сергия и Германа сия благодать проявлялась в многоразличных чудотворениях. Старцы прежнего времени сохраняли дела милосердия Божьего, по своей простоте и смирению, только в памяти своей и путём предания передавала о них своим ученикам. Без всякого сомнения, многие из них были преданы и письму. Предки наши любили записывать и в книги повествования о делах Божиих. Но опустошения и разорения, каким подвергался монастырь в лице своих старцев, в своих памятниках и достоянии, все уничтожили. Впрочем, благодать и сила Божии несокрушимы...

Служба Валаамским чудотворцам Сергию и Герману до нынешнего столетия совершалась по общей Минее. Строитель коневский о. Илларион, бывший впоследствии архимандритом Тихвинского монастыря, по благословению преосвящ. митрополита Амвросия, составил в честь их особенную службу, с приложением и приличного слова на память их. Сия служба была рассмотрена, для церковного употребления, благословлена Св. Синодом и напечатана в первый раз в 1817 году. При совершении богослужения по сей службе, в Валаамской обители всегда читается и слово к ней приложенное, имеющее характер прославления Валаамских угодников.

В 1819 году 20-го октября, Св. Синод определил: внести дни памяти и перенесения св. мощей Валаамских угодников Сергия и Германа во все печатные месяцесловы с надлежащим, где следует, помещением тропаря и кондака. Память празднуется ежегодно 28-го июня, а перенесете мощей–11-го сентября. В Месяцеслове протоиерея Вершинского (Спб., изд. 1856 г.), на основами Исторического словаря о святых русской Церкви, говорится, что здесь разумеется перенесение св. мощей после последнего возобновления монастыря в 1718 году из Староладожского Никольского монастыря обратно на Валаам. Но эта ошибка требует исправления. Мы видели, что мощи преп. Сергия и Германа во время последнего разорения Валаама шведами, в 1611 году, оставались в покое на Валааме. Здесь разумеется перенесение св. мощей, бывшее в 1180 году, 11 сентября, из Новгорода на Валаам, который за 17 лет перед тем был разорён шведами, отчего и св. мощи в то время с Валаама были укрыты в Новгороде от поругания иноверцев.

С восстановлением обители и доселе не перестаёт действовать в ней чудодейственная сила Божия, обнаруживавшаяся и во дни запустения Валаамского монастыря. В последнее время, удостоившиеся чудотворных действий стали чаще и откровеннее заявлять о сем инокам Богоспасаемой Валаамской обители. В монастыре приняты были меры к точному изложению достоверных явлений чудотворной силы Божией, исходящей от места, в котором почивают св. мощи угодников Божиих Сергия и Германа Валаамских и всея России чудотворцев.

Из записи этих чудотворений со слов достоверных повествователей составлена целая книга, существующая на Валааме.

Выпишем из неё замечательнейшие из чудотворений для прославления имени Божия и Валаамских угодников, через которых действует благодать Божия.

Чудотворения, совершившиеся по молитвам преподобных Германа и Сергия, были весьма различны. Так: было весьма много случаев, что путники, подвергавшиеся на Ладожском озере опасности жизни, в разные времена года, были чудесно спасены по своему молитвенному обращению к Валаамским чудотворцам. В доказательство сего приведём из многих событий некоторые замечательнейшие.

1. Спасение трёх странников от потопления.

В 1789 году, при копании рвов для ограды, найден старинный деревянный резной крест, искусно сделанный. Неизвестно, кому достался этот крест и где находится он ныне.

Во время настоятельства о. игумена Ефрема обретена на Валааме чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Cиe обретение совершилось чудесным образом. Два прибрежных жителя из Олонецкой губернии шли раннею весною по льду в Валаамскую обитель для поклонения угодникам Божиим Сергию и Герману. На половине пути странников застиг ветер столь сильный, что взломал лёд и разметал его по озеру. Бедняки трое суток носились по необозримому пространству воды на уцелевшей под их ногами небольшой льдине. Одно только милосердие Божие могло спасти их от погибели в они молили преподобных Сергия и Германа предстательствовать перед Господом о их избавлении.

Внезапно нашло на них оцепенение, и в это время явились им два святолепные старца-монаха, которые, успокоив их близким спасением, повелевали, в благодарность за сие, по прибытии в Валаамскую обитель, воздать молебное пение пред иконою Пресвятой Богородицы, нарекаемая Смоленской и находящейся в монастырской чернорабочей избе. Удивленные странники вопросили иноков: кто вы и как попали к нам на эту льдину?–„Мы Валаамские старцы Сергий и Герман; уповайте на Бога и не страшитесь“. Погибшие очнулись с радостными чувствами и укреплёнными силами.

Взорам их представился Валаамский монастырь, у подножия которого стояла носившая их льдина. Восхвалив дивного во святых своих Господа, они сошли на берег и, пришедши в обитель, рассказали настоятелю и братии о своём приключении. По словам их, отыскали икону Смоленской Божией Матери и отпели Пречистой Деве и угодникам Божиим Сергию и Герману благодарственный молебен.

Признательные странники год трудились безвозмездно в святой обители и потом благополучно возвратились на родину.

Святая икона сия доныне находится на Валааме в тёплом Успенском соборе, за правым клиросом, подле дверей, ведущих в ризницу, и украшена позлащенною ризою с драгоценными каменьями.

Много чудотворных благодеяний изливает даже и до ныне Господь на поклоняющихся, с сокрушенным сердцем, Пречистой Деве Богородице пред сим Ея изображением.

2. Наказание зло умышлявших против обители.

В описанном случае преподобными Сергием и Германом была явлена помощь благочестивым чтителям угодников Божиих. Но в следующем обстоятельстве усматривается наказание зло умышлявших против обители. Дело сие совершилось так. Когда монастырь, по возобновлении его, в 1721 г., был еще деревянный, два бедные священника, жившие на Валааме, составили просьбу об уничтожении обители, ради её бедности, и собрались ехать в Петербург для представления оной куда следует. Ночью, накануне поездки, в сонном видении явились им два черноризца и советовали оставить такое предприятие, в противном случае–угрожали им погибелью. Священники не обратили внимания на это предостережете, отправились в путь, и едва отъехали вёрст пять–поднялась буря, потопила их, и снова сделалось тихо!... Мыс, близь которого это случилось, до сих пор называется Попов.

3. Спасение монаха Сергия с братией от потопления.

Св. угодники спасали иноков Валаамской обители и от внешних опасностей жизни. Это доказывает следующий случай, бывший при игумене Назарии. Валаамской обители инок Сергий с некоторыми из братии послан был игуменом Назарием, по монастырским нуждам, в шлюпке на финский берег. Едва они отъехали половину пути, на озере поднялась страшная буря; волны залили утлое судно, пловцы, сколько ни силились грести, не могли сдвинуться с места и с ужасом каждую минуту ожидали себе смерти. Сам Сергий, бывший в миру мореходцем, побледнел при виде неминуемой опасности; но, собравшись с духом, он стал молиться Богу и призывать в помощь преподобных Сергия и Германа. Спутники последовали его примеру, и многогенно ладья их поплыла как бы кем влекомая, и вскоре они очутились у берега. Всмотревшись в местность, они узнали, что их принесло к Валааму. Со слезами умиления возблагодарив дивных своих кормчих, Валаамских чудотворцев, спасенные отправились в монастырь, рассказали настоятелю и братии о избавлении своём предстательством святых угодников Божиих Сергия и Германа от явной смерти.

4. Спасение от погибели на озере.

Во дни о. игумена Иннокентия девять манинских рыбаков молитвами Валаамских чудотворцев спасены были от замерзания и голодной смерти. Это были крестьяне и ловили рыбу около Ярайского острова, верстах в двадцати от Валаама. Пища у них вся вышла, и пятеро из них решились ехать в монастырь за провизией.

На половине пути застиг их сильный мороз, лодку охватило льдом, так что ни взад, ни вперёд ехать было невозможно. Пешком пуститься тоже не было никакой возможности. Старший из них, рыбак Филипп Ильин, видя, что они находятся в неизбежной опасности, увещевал своих злополучных товарищей молить о спасении преподобных Сергия и Германа и сам первый начал совершать молитву, как умел. Все единодушно и искренно взывали к помощи Валаамских чудотворцев, давая обет, в случае спасения, совершить и благодарную молебную молитву. Так прошла ночь между опасностями жизни и молитвенною надеждою спасения... Стало рассветать, пахнул ветерок... По прямому направлению от их лодки до монастырского Предтеченского острова разломало лёд, и пред взорами погибших открылся довольно правильный канал. Неимоверно обрадованные рыбаки, славя преподобных Сергия и Германа, направили путь свой по каналу и приехали благополучно в обитель. Там, объявив о своём дивном спасении игумену Иннокентию, они вместе с братию воспели благодарственную песнь избавителям своим–Валаамским чудотворцам.

5. Спасение от потопления фридрихсгамского мещанина Ильи Овчинникова.

Фридрихсгамский мещанин, по ремеслу маляр, Илья Овчинников раннею весною, когда лёд на Ладожском озере только-что сталь рыхнуть, переходил на Валаам, с намерением вступить в братство тамошней обители. Он был уже на половине пути, как внезапно поднялся ветер, и озеро стало трогаться. Льдину, на которой он стоял, оторвало и понесло в средину озера. Несчастный Илья считал себя погибшим; помощи ожидать было не откуда. Илья прощался уже с жизнью; но ему блеснула мысль обратиться с молитвою к преподобным Сергию и Герману. Святые Угодники вняли погибающему: вдруг льдину понесло в противную сторону и он очутился перед Валаамским островом. Тут на берегу рыбаки ловили рыбу–они заметили Илью, тотчас подъехали к нему на лодке, сняли со льдины, привели в свою избу, отогрели и проводили в монастырь.

6. Охранение странницы.

1831 года, в Рождественский мясоед, пришла в Валаамскую обитель странница и сказывала, что, переходя озеро от Манинского острова к Валааму, была застигнута бурею, при довольно сильном морозе. От холода и усталости она совсем уже изнемогала и стала молить преподобных Сергия и Германа, да спасут её от смерти без покаяния. В это время она заметила островок и на нём избушку. Радость возвратила ей силы и вскоре она была уже в хижине, но– увы! хижина стояла необитаема и без окон.

Отчаяние овладело бедною. Она упала на колени и просила Валаамских чудотворцев избавить ее от неминуемой гибели. Вдруг слышит глас: „не спи и будешь спасена!“ Странница ободрилась, но не надолго–усталость взяла свое; она прилегла на лавку и лишь только хотела уснуть, какая-то невидимая сила столкнула ее на пол, и опять раздался глас: „не спи, а ступай в дорогу!“ Странница встала; призвав на помощь угодников Божиих, отправилась в путь и под защитою их, благополучно достигла монастыря, пройдя, почти без устали, в самую страшную метель, открытым озером с лишком двенадцать вёрст.

7. Чудесная помощь зимой на озере расслабленному.

В 1850 году, на третьей неделе Великого поста, четыре солдата сердобольской инвалидной команды: Иван Дианко, Сидор Сердюк, Яким Абакумов и Емельян Иванов, из Сердоболя шли озером на Валаамский монастырь говеть. Один из них, Емельян Иванов, внезапно заболел на середине озера и так ослаб, что не мог сам продолжать пути; товарищи должны были нести его на руках. Вёрстах в десяти от монастыря страдания больного усилились, он почувствовал нестерпимую жажду, но утолить ее было нечем: у путников не случилось никакого орудия, чтобы разбить твердый лёд. Страждущий стал молить преподобных Сергия и Германа, облегчить его мучения; и вдруг пред ним явилась прорубь. Обрадованный больной припал к ней, напился и мгновенно почувствовал себя исцелённым, так что мог без помощи других продолжать дорогу. Один из товарищей хотел тоже утолить свою жажду, но едва приклонился к проруби, чудотворная вода исчезла и даже место, где она явилась, сделалось незаметным.

Больной пришёл в обитель совершенно здоровым; говел, сподобился таинств покаяния и святого причащения и поведал о дивном своём исцелении, по молитве к преподобным Сергию и Герману.

8. Вразумление сумнящемуся.

Преподобные Сергий и Герман, первооснователи и покровители Валаамской обители, способствуя молитвами своими благочестию иноков, откровениями своими вразумляли тех из них, которые впадали в сомнение или поддавались духу уныния. Так один монах-отшельник, подвизавшийся среди дремучего леса в пустынной хижине, кознями впал в сомнение относительно места, где почивают нетленные мощи чудотворцев Валаамских Сергия и Германа. Рассуждениями своими он смущал даже многих из братии. Зная, что сей род ничем же может изыти, токмо молитвою и постом (Марка гл. 9, ст. 29), инок

усугубил пост и просил Господа разрешить его сомнение. Чем сильнее была его, тем сильнее нападал на него дух лукавый; но милосердый Бог, не допустивший Фоме пасть от неверия, внял мольбе и сего подвижника: однажды ночью, когда старец боролся с этим грешным помыслом, вдруг сквозь тусклое окно яркий свет озарил труженическую келью. Удивленный пустынник торопливо вышел из хижины и видит, в стороне к монастырю, два, светом солнцу подобные, столпа возвышаются в воздухе. С благоговейным трепетом долго старец созерцал небесное явление, недоумевая о его значении. Возвратившись в хижину, он молил Господа вразумить ему тайну сего видения, и едва старец возлёг на одр свой и смежил утомлённые очи, слышит глас: „Маловер! престань чудиться сему видению, оно разрешает твое сомнение: два столпа суть сияние, изливающееся от нетленных мощей преподобных Сергия и Германа, для рассеяния маячащихся сомнением твоих мыслей“.

На другой день пустынник, со слезами раскаяния и умилённым сердцем, исповедал настоятелю и некоторым из братии свой и Господом ниспосланное ему чудесное вразумление.

9. Спасение бессловесного животного.

Молитвы Валаамских иноков доходили до слуха преп. Сергия и Германа даже в таком случае, если они взывали к ним о помощи бессловесным, работавшим для обители. Такой случай был при игумене Иннокентии. Когда в его управление отстраивался наружный флигель монастыря, лошадь, возившая материалы, оступилась и со всею упряжью и кладью упала с утёса, против юго- западной стороны монастыря, вниз на 17 сажён. Случившаяся тут братия, как бы невольно, воскликнула в один голос: „Преподобные Сергий и Герман, спасите ее!“ Глядят–лошадь упала на ноги невредима, и упряжь вся цела! Сбежавший за нею под гору работник нашёл ее спокойно щиплющую траву, привёл наверх и продолжал на ней работать, как бы ничего не случилось.

По молитвам Валаамских чудотворцев очень многие православные христиане, разных возрастов, званий и состояний получали исцеления от многоразличных телесных болезней и недугов душевных.

10. Исцеление двухлетнего младенца по обету родителей.

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Лунгули, крестьянина Ивана Антонова Меншакова сын двухлетний младенец Иоанн, слишком год страдал расстройством тела от внутренних болезней. Долго пользовали его разными средствами, но все бесполезно. Напоследок родители молили преподобных Сергия и Германа помочь их сыну, обещая, по выздоровлении, везти его во святую Валаамскую обитель – и малютка через несколько дней после сего обета совершенно выздоровел.

11. Исцеление больной руки четырехлетнего мальчика.

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, в деревне Лунгули, у крестьянского четырёхлетнего мальчика Артемия Антонова Меншакова с лишком два года болела рука, подле самой кисти, и малютка не мог ею владеть. Все пособия местного врача оставались безуспешны. Родители Артемия опасались уже, что он на веки останется калекою. Мать ребенка с усердною молитвою обещала отслужить преподобным Сергию и Герману молебен. Язва на руке мальчика с того же дня стала заживать и в короткое время совершенно закрылась.

12. Исцеление, по обету родителей, малолетней священнической дочери Марии, болевшей глазами и расслаблением ног.

Дочь священника Либерского прихода, деревни Тайболя (в Финляндии), Михаила Петровича Болотинского, Мария, два года страдала болью глаз и расслаблением ног. Родители, не видя пособий от человеческих врачеваний, прибегли с молитвою к угодникам Божиим Сергию и Герману, прося их предстательства пред Господом о исцелении болящей Марии. Они дали обет, если облегчится недуг дочери, везти ее на поклонение чудотворным их мощам. Вскоре Мария совершенно выздоровела. Благодарная мать в июле 1850 г. приезжала на Валаам с исцелённою и другими двумя дочерьми, где, прославляя Бога и преподобных Его Сергия и Германа, поведала чудесное уврачевание дочери своей святою их помощью.

13. Исцеление расслабленной девицы.

Двадцатилетняя девица Агафья Иоаникиева Макарова, крестьянка Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Гиеви, что на острове Старая Мыза, зимою 1849 года внезапно впала в расслабление всего тела, которое продолжалось с лишком пять недель. Особенно она страдала болью в голове, так что не могла ею пошевелить. Агафья не имела никаких медицинских пособий, просила лишь преподобных Сергия и Германа о своём исцелении, обещая, по выздоровлении, идти пешком на поклонение чудотворным мощам Валаамских угодников. её была услышана: ей вдруг стало легче и в короткое время она была в состоянии исполнить свой обет. На день празднества Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1849 году, приходила на Валаам уже совершенно здоровою и поведала о случившемся с нею проживающему в монастыре родному дяде своему, Василию Юдину Макарову, впоследствии монаху Варлааму.

14. Исцеление хромого Феодора Гаугине.

Уроженец Манинского острова, деревни Пелтози, Фёдор Иванов Гаугине, будучи на работе, внезапно почувствовал боль в ноге, которая быстро усилилась, и вскоре он принуждён был ходить на деревяшке. В этом жалком состоянии, Фёдор обратился с молитвой к преподобным Сергию и Герману, прося от них исцеления. его была услышана: ноге стало тот час же легче. Фёдор поехал в Валаамский монастырь и там в скором времени нога его совершенно исцелела. В благодарность к преподобным, Фёдор жил два года работником при монастыре.

15. Исцеление с. -петербургского купца Капитона Михайловича Михайлова от холеры.

Летом 1849 года, с.-петербургский купец Капитон Михайлович Михайлов, проводив супругу свою на богомолье в Валаамский монастырь, внезапно заболел холерою. Болезнь развилась быстро и достигла той степени, что все усилия помочь страдальцу остались безуспешны. Болящий это заметил и стал уже мысленно прощаться с отсутствующею своею супругой. Горько жалел он, что не поехал с нею и вспомнил, что не раз давал обещание поклониться Валаамским чудотворцам, но всё по житейским нуждам отлагал до удобнейшего, по его расчётам, времени, и вот, как бы в наказание, умирает в разлуке с женою! Он стал просить угодников Божиих, да простят его согрешение и помолятся Господу Богу о душе его, обещая, если получит исцеление, немедленно ехать на Валаам. Едва эта была произнесена–припадки болезни остановились, умирающий стал мало-помалу оживать. Это случилось в 11 часу ночи, а в 6 часов утра Капитон Михайлович почти совершенно здоровый, ехал уже на пароходе „Пётр Великий“ в Валаамскую обитель воздать благодарение преподобным Сергию и Герману, столь скоро услышавшим его раскаяние и молитву, и так чудно исцелившим его.

16. Исцеление с.-петербургского купеческого сына Ивана Старцева от падучей болезни.

Купеческий сын Иван Старцев на четырнадцатом году своего возраста подвергся припадкам падучей болезни, которые мучили его почти каждый день. Год и десять месяцев (1848) пользовали его в с.-петербургской детской больнице, но все старания врачей оставались безуспешны. Напоследок Иван так изнурился, что отчаивались уже в его жизни. Крестная мать Ивана, купчиха Фёкла Матвеевна Погодина, посоветовала ему молиться о своём исцелении Валаамским чудотворцам Сергию и Герману и положить обещание трудиться в их святой обители несколько времени. Юноша, вняв благочестивому совету крестной матери, стал молиться угодникам Божиим–и припадки прекратились, силы его начали укрепляться и через полгода он был в состоянии исполнить свой обет. В феврале 1850 года приехал он в Валаамский монастырь и прожил там около года в совершенном здоровье.

17. Исцеление от пьянства.

Крестьянин Выборгской губернии, Сердобольского уезда, деревни Рандова, Михаил Ильин Вайтине, в течение многих лет был одержим пьянством. Запои его продолжались по несколько месяцев и почти всегда сопровождаемы были белою горячкою, припадки коей иногда бывали так сильны, что Михаил впадал в неистовство и несколько раз покушался на самоубийство. О призраках, которые его смущали в это время, до сих пор он не может вспомнить без ужаса. Все старания родных, и в особенности человеколюбивого купца Семена Ивановича Дружинина, у которого Вайтне жил в работниках на кюменьских рыбных ловлях, не имели успеха удержать его от этой пагубной страсти.

Наконец, Михаил достиг обыкновенных неизбежных следствий пьянства–телесного расслабления и даже слабоумия. Но , не хотя смерти грешника, вразумил благочестивых людей пользовать недуг его словами Христовой веры: страдальца расположили к молитве. Михаил прибег к предстательству и защите Валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Скоро в смущенной душе его водворились мир и благопокорность. Он стал укрепляться и телесными силами. Напоследок, сознавая, что ходатайством преподобных Сергия и Германа спасён от вечной погибели, возжелал посвятить остаток дней своих служению угодникам Божиим в их обители и поселился на Валааме, где из лютеран присоединился к св. православной Церкви и потом пострижен в мантию, с именем Михея.

18. Исцеление от умопомешательства и глухоты.

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Имбиляхтинского погоста, деревни Хучука, крестьянин Семён Константинов в 1847 году впал в умопомешательство и оглох.

Родные его усердно молились преподобным Сергию и Герману, да облегчать недуг страдальца, и, веруя твердо, что угодники Божии не отвергнут их молений, повезли больного в Валаамскую обитель. Здесь, по окончании Божественной литургии и молебного пения богоносным отцам, повели Семена к многоцелебной раке нетленных мощей Валаамских чудотворцев, и едва больной приложился к ней – на лице его выразилось радостное спокойствие: ходатайством преподобных Сергия и Германа, Господь совершенно исцелил больного, и потом крестьянин Семён Константинов, прославляя угодников Божиих, совершенно здоровым и наравне с другими выполнял все обязанности своего быта.

19. Исцеление елеем от лампады преп. Сергия и Германа очей крестьянина Алексея Иванова.

У крестьянина Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, Алексея Иванова, промыслом рыбака, долгое время болели глаза. Не получая никакого облегчения от употребляемых им средств, он отправился на Валаам и там, помолясь усердно пред чудотворною ракою Угодников Божиих Сергия и Германа, взял из висящей перед нею лампадки елея, помазал им больные свои очи–и тут же получил исцеление. Возвратясь на родину, уделил и другим болящим взятого им от святых мощей елея: все, употреблявшие его с верою, получили облегчение своим недугам.

20. Исцеление купеческой вдовы А. С. Андреевой.

1828 года, июля 6 дня, прибыла из С.-Петербурга 1-й гильдии умершего купца Семена Евстафьева, сына Андреева, жена Агрипина Семеновна, сопровождаемая двумя родственницами, служащими ей в дороге. Она была подвержена беснованию и страдала от него 22 года. В продолжение сего времени она ужасно мучилась: в церкви, особенно во время литургии, в выходы малый и великий, при чтении св. Евангелия и во время Причащения дух злобы то изгонял ее из храма, то ударял о землю, то мучил и терзал, и почти постоянно подвергал ее страшным мучениям, на которые нельзя было смотреть без слёз. Она не могла терпеть ладана и с упорством отвращалась от него; при раздаче антидора, целовании св. Креста, кроплении св. водою и помазании св. елеем случились с нею ужасные перемены: она то кривлялась, то смеялась, сильно ударяема была о земь, испускала изо рта пену и кричала.

В сих страданиях Андреева искала пособия от врачей земных, и не находила. Наконец, в начале июня 1828 г., в сонном видении узрела она светолепных мужей, возвестивших ей искать помощи в Валаамской обители, которой она особенно благодетельствовала. Она исполнила это повеление и, несмотря на препятствия со стороны родственников её – приехала в помянутую обитель.

Здесь от 6 до 8-го числа, при каждой литургии в означенные священнодействия, случались с нею ужасные припадки. Вследствие чего, казначей сего монастыря, иеромонах о. Арсений, вместе с другими старцами, соборно служил преподобным всенощное бдение и молебен; по окончании оного, приступлено было к чтению над нею церковных заклинательных молитв (по большому Требнику). Дело сие поручено было иеромонаху о. Иезекиилю. При начале заклинании, 8 июля, сначала казалась она спокойною, стояла со вниманием, усмехалась изредка. Когда возложили на нее св. Крест, она сильно противилась сему: рвалась, кричала и едва, при помощи её спутниц и некоторых богомольцев, удержана была на месте.

В следующий день, 9-го июля, по окончании ранней литургии, снова приступлено было к чтению над ней заклинаний. В это время она также неистовствовала. Наложение на нее св. Креста происходило с величайшим усилием. Заклинания усилены–и дух злобы, видя свое изнеможение и скорое изгнание, поверг болящую и с трепетом сказал свое имя. Получив сведение об имени мучащего духа, заклинатель с большею ревностью, с сильнейшею верою, восстал на него, приказывая ему именем Господа Иисуса немедленно оставить болящую и выйти вон. Долго продолжалось это настоятельное требование; дух злобы долго противился, говоря: не выйду, но, побеждаемый силою Креста Господня, не мог противиться более. После невольного слова: выйду, пошла изо рта у болящей густая слюна, и сделался сильный, отвратительный запах в церкви, который в ту же минуту и прошёл. Это было знаком исхождения из неё духа злобы. После сего она села, успокоилась и крепко заснула. Окончание заклинаний происходило уже над сонною: выйдя из церкви, она весь день спала, и ничего не знала, что с ней происходило.

Сомневаясь, впрочем, действительно ли вышел из неё дух злобы, или на время только притаился, чтобы дав отдохновение страждущей, снова и с большею силой напасть на нее, – за нужное сочтено, для большего удостоверения, еще раз повторить над нею заклинания. Почему 10-го числа в третий раз читаны были над нею заклинательные молитвы; но уже ничего не найдено, ибо дух злобы действительно оставил ее. Она была спокойна, благодушна, слушала молитвы с особенным вниманием и молилась Богу прилежно. По окончании всего прочитана Господу Богу, спасающему страждущих от духов нечистых, с коленопреклонением молитва. Приложившись к раке преподобных и воздав им благодарение, она попросила святой воды, ладана и золы из кадила и, смешав оное, выпила, мазалась также св. маслом из лампады преподобных– чего прежде терпеть не могла, того уже сама просила. Выйдя из церкви, она спокойно беседовала с духовником, пользовалась его наставлениями, ходила по острову, посещала больных и, пробыв в монастыре неделю, причастилась Святых Тайн, которых столь долгое время лишалась; затем отправилась благополучно в С.-Петербург, славя Господа и угодников Его преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Действие продолжалось в первый день с литургией четыре часа, во второй–пять часов, в третий–три часа с половиной.

21 Защита сирот.

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Реймеля, немеющий родства, семнадцатилетней пастух Пётр, за неплатёж казённых повинностей, был преследуем местными властями и приговорён к сдаче в военную службу. Из сострадания к сироте, крестьянин той же деревни, Терентий Трофимович Торговый, принял в нём участие и молил преподобных Сергия и Германа помочь защитить Петра, обещая, в случае успеха, послать его на полгода в Валаамскую обитель трудиться бесплатно. Заступлением угодников Божиих Пётр был освобождён и с дозволения начальства приписался к семье Терентия Торгового.

В излияние своей благодарности защитникам своим преподобным Сергию и Герману, Пётр, вместо обещанных благодетелем его шести месяцев, служил святой обители целый год.

22. Исцеление двух крестьян, замечательное по участию в нём Валаамского схимонаха Григория, в мире шведского короля Магнуса.

1839 года накануне памяти преподобных отцов Сергия и Германа пришли в Валаамскую обитель два крестьянина из финнов и просили у игумена Дамаскина благословения отпеть панихиду над могилою в Бозе почившего здесь шведского короля Магнуса-Смека, который в 1371 г., возвращаясь из неудачного похода на Великий Новгород около берегов Валаама потерпел кораблекрушение. Спутники его погибли, а сам он Всевышним промыслом спасён был от потопления. Трое суток ладожские волны носили на хребтах своих венценосного норманна, и лишь утлый обломок кормила служил ему оплотом против бушующей стихии. По воле Божией, волны принесли его к подножию Валаамской обители. Благочестивые отшельники радостно приняли венценосного гостя. Познав тщету земной жизни, в глубокой благодарности к Богу и преподобным Герману и Сергию, Валаамским чудотворцам, за свое избавление, он радостно внимал рассказам иноков об истинах православной веры и Церкви и сознавая в своей судьбе особый промысел Божий, царскую порфиру заменил простою одеждою инока–присоединился к православной Церкви и принял схиму, с именем Григория. После трехдневной молитвы, Господь отозвал его в вечный мир.

Валаамские старцы погребли бренные останки короля-инока на своём кладбище.

Прошло почти пять веков–много изменений потерпела Валаамская обитель: огнь и меч не раз стирали с лица земли убежище Божиих тружеников. Но через все перевороты веков уцелела еще на северной стороне нынешнего монастыря одна могила, и к этой-то могиле призывали теперь два пришедшие финна настоятеля Валаамского.

У игумена случилась тогда вся соборная братия, несколько монахов и два богомольца из мирян, всего двенадцать свидетелей. Все любопытствовали знать причину такого благоговения к державному иноку, и один из поселян, со свойственным ему простодушием, рассказал, что с начала весны настоящего года он захворал тяжкою болезнью и до первых чисел июня месяца лежал в бедной своей хижине, почти без всякого движения. Беспрестанные нужды многочисленного семейства его раздирали сердце доброго финна: он предвидел, что если скоро не выздоровеет и не примется за работу, то семью его ожидает зимою голодная смерть.

Бедняк всею силою души своей молил Господа исцелить недуг его и отвратить также страшное несчастье.

Но „близь Господь сокрушённых сердец и смиренные духом, спасёт!“–В одну ночь в сонном видении предстали болящему два старца– монахи и вещали ему: „молитва твоя услышана, и, по предстательству богоугодного короля шведского Магнуса, возвращается тебе здравие. Восстань и иди в Валаамский монастырь; там над могилой сего богоугодного мужа воздай хвалу Господу“.

Я проснулся, продолжал финн, здоровым, немедленно отправился в дорогу на Валаам; на пути встретился с этим человеком, моим соседом по деревне, и он рассказал мне, что ему было такое же видение и такое же приказание и что он тоже был исцелён. Мы согласились идти на Валаам вместе.

Второй финн подтвердил слова товарища своего. Все восхвалили дивного во святых своих Господа.

Настоятель благословил отслужить панихиду о упокоении души схимонаха Григория и всех почивших на монастырском кладбище. Финны эти исповедуют православную веру.

Чудеса исцелений во все времена вызывали благоговейный трепет. В них верили и не верили, их искали и ждали. Люди, страдающие тяжелым недугом, или их любящие родственники готовы были предпринимать долгие и трудные паломничества лишь для того, чтобы поклонится мощам почитаемого святого, и другим святыням.

Чудеса становились весомым аргументом и в пользу канонизации почивших праведных людей.

Чудеса исцелений в 1903 году

В 1903 году в Москве в Успенском соборе была выставлена для поклонения мантия святого преподобного Серафима Саровского. И тогда было записано несколько случаев чудесных исцелений.

У одного дворянина 30 лет наблюдались сильные желудочные боли. Под конец он ослаб и еле ходил. Тем не менее он надеялся на исцеление и потому поехал ко всенощной в Успенский собор 18 июля. Он приложился к иконе святого и его мантии, и выйдя из храма сразу же почувствовал, что боли нет. К нему вернулась бодрость, и впоследствии он стал совершенно здоровым.

В то же время рязанский помещик Шатилов привез к мантии преподобного Серафима Саровского свою расслабленную родственницу. В собор ее несли на руках, а на следующий день она самостоятельно стояла на службе и сердечно благодарила батюшку Серафима за исцеление.

Серафимо–Дивеевский монастырь: отзывы об исцелении

В наши дни, как и в прошлом веке, фиксируют случаи исцелений для укрепления веры сомневающихся в святости преподобного Серафима Саровского. Речь идет о чудесах, записанных со слов исцелившихся или их родственников.

Вот несколько из них.

В 1999 году Алевтина, страдающая сильными болями в ногах, так что приходилось постоянно из перевязывать, приехала в Дивеево. Алевтина молилась от души и очень надеялась на исцеление, когда окуналась . Чудо произошло и домой она вернулась с развязанными ногами и без болей.

Шилина Ирина из города Нижний Новгород приехала в Дивеево в 1994 году. 25 лет она болела кожным заболеванием, а после купания в источнике батюшки Серафима получила исцеление.

Олега Кудрявцева из Чебоксар с сильными головными болями привез в Дивеево его брат. Врачи обнаружили опухоль в голове у молодого человека. После купания в источнике батюшки Серафима, боль ушла. А повторное медицинское обследование через неделю показало отсутствие опухоли.

А вот несколько случаев, когда страждущие получали исцеления от болезней после помазания маслом б. Серафима. Освященное масло из лампады, горящей у мощей святого преподобного Серафима Саровского, можно взять в монастыре совершенно свободно в Преображенском соборе.

Так, верующей женщине Александре привезли освященное масло из Дивеева. Она помолилась и помазала святым маслом свою ногу, пораженную гангреной. И исцелилась! Чудо было таким явным, что поразило многих. Женщина жива и ходит. Обе ее ноги белые, хотя ранее пораженная нога была черного цвета.

В 1996 году был еще один интересный случай. Семинарист П. из Троице–Сергиевой лавры от сильной боли в желудке не мог ходить. Тогда он с благословения выпил теплого масла из лампады у , и боль покинула его. Во вторую свою поездку в Дивеево юноша сообщил, что болезнь его более не беспокоит.

О чем просят Серафима Саровского

В молитве к святым угодникам Божиим можно высказать любую свою нужду и сердечно помолиться. И все же исторически так складывается, что у каждого святого, есть как бы своя «сфера», в которой он наиболее часто помогает обращающимся к нему. Так, Николаю Угоднику молятся об успешном замужестве и помощи в финансовых вопросах; святым Петру и Февронии Муромским – о семейном благополучии; а болезней ног, суставов, боли в спине и голове.

Как просить святого преподобного Серафима Саровского об исцелении

Прежде всего настройтесь на молитвенный труд и приступайте к нему с благоговением. Помните, что тяжелые недуги даются нам не просто так. Порой они нужны для укрепления в вере (многие приходят к Богу именно через страдания). Иногда такие болезни даются исключительно для славы Божией – дабы через исцеление люди увидели чудо. Но бывает и так, что болезнь дается как жизненное испытание.

Возможно именно поэтому и чудеса происходят по-разному. Одним помощь дается с первого раза, как только оказываются в Дивеево, другим приходится совершать молитвенный труд по несколько месяцев, и даже лет, не раз приезжая в Дивеевскую обитель. А кто-то так и остается не исцеленным от физического недуга, но получает духовное утешение, облегчение болей, терпение и мир в душе.

Но никто, чье сердце открыто, не остаются неутешенными. Дивеево – особое место, где благодать разлита в воздухе и чудеса – реальность. А еще, батюшка Серафим – очень любвеобильный святой. Всех приходящих к нему при жизни, он встречал словами пасхального приветствия: «Радость моя, Христос Воскресе!». И эту пасхальную радость можно ощутить и после его кончины, здесь, в Дивеево.

Татьяна Страхова

Верующие едут сюда за исцелением от различных недугов, ведь в монастыре хранятся мощи и вериги преподобного Никиты Столпника , прославившегося не только монашеским подвигом, но и способностью избавлять от хворей.

Раскаявшийся грешник

Точная дата рождения преподобного Никиты неизвест-на, однако ясно, что жил он в XII веке и служил сборщиком податей при князе Юрии Долгоруком. Никита отличался жестоким нравом - притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, собирал неправедную мзду и тем самым нажил себе богатство.

Тратил деньги Никита вовсе не на благие дела, а на кутежи с друзьями. Но как-то раз, проходя мимо церкви, Никита услышал слова пророка Исайи , произнесённые во время богослужения: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих». Сказанное потрясло мытаря - он не спал всю ночь, а на следующее утро, чтобы забыть страшный голос, устроил весёлую пирушку. По легенде, жена Никиты отправилась готовить угощение для гостей, однако вдруг вода в котле превратилась в кровь. В ужасе женщина позвала мужа, и тот увидел прямо в котле лица убитых им людей. Никита понял, что пришло время отказаться от прежней жизни. Он оставил жену, бросил имущество и отправился в монастырь, умоляя игумена помочь ему отмолить совершённые грехи.

Игумен принял грешника и назначил ему покаяние - он приказал Никите в течение трёх дней стоять у монастырских ворот, исповедуясь всем входящим в своих жестоких поступках. Никита выполнил волю игумена, однако после этого не вернулся в монастырь, а исчез. Спустя несколько дней монахи нашли его в болоте, тело раскаявшегося грешника было настолько изъе-дено комарами, что буквально сочилось кровью. Никите показалось мало того покаяния, что возложил на него монастырский игумен, и он решил подвергнуть себя дополнительным испытаниям.

Иноки привели Никиту в монастырь, где тот и остался.

Икона Никиты Столпника. Фото: Public Domain

Чудеса исцеления

Монастырская жизнь показалась Никите слишком лёгкой. И тогда он облачился во власяницу, вериги (металлические цепи - те, что полегче, Никита носил под одеждой, а тяжёлые, весом в два с половиной пуда, возлагал поверх власяницы), надел каменную шапку и удалился в отшельничество. Неподалёку от монастыря Никита выкопал яму, на дне устроил столп и отдался молитве. Рядом он собственноручно ископал источник. За столь трудный монашеский подвиг Господь наградил столпника даром исцеления. Молва о чудотворце разносилась по всей Руси. Дошла она и до князя Черниговского Михаила . Князь с юности страдал от тяжкой болезни - мышцы его тела постепенно слабели, и Михаил уже не мог ходить. Вместе со своими боярами он отправился к Никите за исцелением. Неподалёку от монастыря Михаил остановился и послал одного из слуг к столпнику просить помолиться о княжьем здоровье. Однако молиться Никита не стал, вместо этого он дал боярину посох и велел, чтобы тяжелобольной князь сам явился к нему, опираясь лишь на эту палку. Боярин усомнился - князь был настолько слаб, что не смог бы пройти и двух шагов. Но перечить монаху княжий человек не осмелился и отправился к Михаилу с посохом. Как только князь взял посох, он почувствовал, как прибывают его силы, и на своих ногах направился к столпнику. В память об этом чуде в одной версте (около километра) от Никитского монастыря воздвигнута каменная часовня.

Мученическая смерть

Умер Никита от рук лихих людей. Они решили похитить вериги столпника - от постоянного ношения железные цепи сделались настолько гладкими, что сияли будто серебряные. В ночь на 24 мая 1186 года разбойники напали на монаха, убили его, сняли тяжёлые цепи и пустились прочь. На берегу Волги грабители остановились, чтобы поделить добычу. Тут-то и выяснилось, что вериги вовсе не были серебряными. Тогда разбойники бросили их в воду и скрылись. В ту же ночь монахи заметили над рекой три ярких луча, которые поднимались от воды. Горожане и иноки собрались на берегу и увидели, что вериги не утонули - они качались на поверх-ности, «яко древо, в волжских водах плавающее». Цепи извлекли из воды и с молебном внесли их в церковь, положив рядом с гробом преподобного Никиты. Говорят, что те, кто присутствовал на заупокойной службе и прикасался к веригам, получили исцеление. Тело Никиты похоронили вблизи монастыря, а цепи оставили для поклонения верующим.

В 2000 году по благословению патриарха Алексия II мощи были извлечены из земли и перенесены в Никитский монастырь, где они и хранятся вместе с веригами.

Верующие поклоняются мощам преподобного, чтобы попросить об исцелении от телесной слабости. Говорят, что в ответ на молитвы святой помогает справиться с болезнями конечностей, восстановиться после травм, справиться с бессонницей.

Вода из святого источника, выкопанного Никитой, считается целебной. На источнике устроены купальни, куда паломники приходят окунуться. А в день смерти Никиты, 23 и 24 мая по юлианскому календарю (5-6 июня по новому стилю), православные верую-щие отмечают День памяти преподобного Никиты.

Чем ещё заняться в Переславле-Залесском

  • Посетить Переславский кремль. Главный собор кремля - Спасо-Преображенский - был построен в XII веке.
  • Отдохнуть на Плещеевом озере. Заодно можно посетить музей-усадьбу «Ботик Петра I» - именно на этом озере юный царь построил свою знаменитую потешную флотилию. Также на берегу Плещеева озера раскинулся одноимённый национальный парк с дендрарием. На территории парка находится Александрова гора - священное место древних славян - и Синий камень. Наши предки верили, что камень обладает чудодейственными свойствами. По сей день жива древняя легенда о том, что женщине стоит присесть на Синий камень, чтобы зачать долгожданного ребёнка.
  • Погулять по небольшим музеям. Например, можно сходить в Музей утюга, Музей чайника или Музей ряпушки.

Большинство случаев таинственного исцеления людей от различных недугов, с которыми не смогла справиться современная медицина, связаны со святыми местами, к которым относятся монастыри, церкви, источники с освященной водой. Кроме этого, многие люди исцелялись от различных болезней при помощи молитв и различных заговоров.

Целительные силы мест, на которых расположены церкви и монастыри, можно объяснить особой энергетикой, которая порождается самой природой и оказывает положительное воздействие на организм человека. До принятия на Руси христианства языческие шаманы на таких местах Силы размещали капища. После пребывания в этих местах человек возвращается наполненным новыми силами и с окрепшим здоровьем. Жрецы утверждали, что в таких местах происходит соединение всех энергий природы.

Очень много случаев исцеления связаны с Саровским источником. Такие факты подтверждались представителями официальной власти, а также обычными свидетелями из народа. Например, известен случай исцеления девятнадцатилетней девушки по имени Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания в святом источнике Серафима Саровского она встала, конечности ее расправились, и девушка смогла свободно и уверенно ходить. Кроме этого, после купания в источнике чудесным образом излечилась от паралича крестьянка Ефимия Ивановна Смольникова, которая после купания почувствовала себя абсолютно здоровой. Искупавшись в источнике, сумел исцелиться от малярии учитель народного училища из Нижнего Новгорода.

Кроме источника, целебными свойствами обладает могила Серафима Саровского. Пришедшая на поклонение в город Саров крестьянка Тульской губернии Матрена не владела рукой, но после того как она приложилась к могиле святого, рука полностью восстановилась.

Однако не всегда к людям приходит исцеление сразу от всех недугов. Послушница Серафимо-Дивеевского монастыря Наталия Михайловна в течение долгого времени страдала изнурительным кровотечением. Несмотря на все старания, врачи ей не сумели помочь, и тогда она пешком отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь, где она перед иконой Божьей матери попросила исцеление от тяжелого недуга, который ее мучил в течение семи лет. Болезнь прошла, однако ее несчастья на этом не закончились. Она вновь заболела. Врачи нашли у нее в животе страшную опухоль, которая не позволяла ей свободно передвигаться. Ей было очень трудно ходить, нагибаться, выполнение любой работы превращалось для нее в настоящую муку, она постоянно чувствовала внутри своего тела сильный жар и испытывала жажду. Болезнь продолжала мучить послушницу в течение пяти лет. В итоге она, преодолевая сильную боль, вновь отправилась в монастырь. Вместе с ней отправилась монахиня, мать Феврония.

Они пришли в обитель, где исповедались, а затем стали молиться, прося у Бога исцеления от недуга. После они отправились в гостиницу. Этой же ночью Наталье привиделось, что кто-то зашел к ним в комнату и проговорил: «Ты пришла к убогому Серафиму исцелиться; искупайся три раза в моем источнике, и у тебя все пройдет». Она разбудила свою соседку и рассказала ей о видении, потом осмотрела дверь и увидела, что она заперта. Послушница поняла, что к ней во сне пришел сам отец Серафим.

Женщины оделись, сходили к утрене и после этого решили посетить целебный источник. По дороге у Натальи снова началось сильное кровотечение, однако, искупавшись, она почувствовала себя свободной от своей болезни, и поняла, что опухоль, которая ее мучила в течение всего этого времени, спала. Наталья искупалась еще дважды и, проснувшись утром, почувствовала себя переродившейся.

Помимо вышеперечисленных случаев бывало и такое, что во сне Серафим приходил к больным людям и говорил им, что нужно сделать, чтобы исцелиться. Одна девушка, Прасковья Ивановна Киселева, два года страдала заболеванием ног. Она все собиралась посетить отца Серафима, чтобы получить исцеление, однако у нее постоянно возникали различные преграды на пути к этому: не было либо денег, либо возможности. Однажды она приехала в деревню к старушке-травнице и осталась у нее ночевать. Ночью ей привиделся сон, будто в дом входит некий старичок, подходит к месту, где спит Прасковья, и тихо говорит ей: «Что же ты не едешь к отцу Серафиму?». Девушка ему ответила, что у нее совсем нет денег для такой далекой поездки. Тогда старец сказал ей, что нужно продать вышитый холст, который она принесла с собой, и на вырученные деньги приехать к святому источнику. Проснувшись, девушка рассказала о своем сне травнице, и они решили последовать совету старца. Старушка сама продала холст, снарядила лошадь и вместе с девушкой отправилась к святому источнику.

По дороге они думали, что Прасковье будет нужна помощь, чтобы выбраться из телеги, когда они приедут. Но когда путницы приехали в Саров, то случилось чудо - девушка сумела самостоятельно выбраться из тележки и пойти поклониться святому Серафиму. После этого Прасковья пошла к святому источнику и искупалась в нем, - она полностью исцелилась от болезней, которые ее мучили. У нее больше не было проблем с ногами. А когда после исцеления она вернулась домой, то снова увидела сон, в котором к ней в дом пришел старец; теперь она отчетливо видела, что это Серафим Саровский, он подошел к ней, улыбнулся и перекрестил ее.

Помимо святой воды целебными свойствами обладают мироточивые иконы. Примером может быть история сестры милосердия Натальи. Однажды в клинику в предместье Парижа попал один молодой француз с искалеченной в результате автомобильной аварии ногой. После катастрофы его нога постоянно гноилась, доставляя больному невыносимую боль и источая сильный неприятный запах. Хирург, который работал в этой больнице, чтобы избавить больного от страданий, сделал ему несколько сложных операций. Врач несколько раз пересаживал ему мускулы и артерии, однако после каждой операции у пациента появлялись ужасные наросты мяса, которые приходилось срезать. Все это не давало возможности приступить к основной и очень сложной операции, которая подразумевала пересадку берцовой кости и артерии с больной кости на здоровую.

Все это продолжалось в течение двух лет, и когда болезнь дошла до критического момента, врачи сказали, что необходимо произвести ампутацию ноги. От сильного шока бедный юноша едва не окончил жизнь самоубийством. В этот момент с ним решила поговорить сестра милосердия Наталья. Она рассказала ему о Боге, о святой чудотворной мироточивой иконе Божьей Матери, которая помогает исцелиться от самых разных заболеваний. Эта икона находится в Лесненской обители, что в ста километрах от Парижа. Наталья предложила отвезти его туда на своем автомобиле, и юноша согласился.

После того как они приехали в обитель, Наталья рассказала матушке игуменье Афанасии о проблеме ее попутчика. Та, в свою очередь, передала ее слова двум монахиням, и они стали молиться об исцелении молодого человека. Протоиерей обители отслужил молебен и помазал раны на ногах больного целебным миром. Под вечер они отправились обратно в клинику.

После путешествия в обитель из ран молодого человека стала непрерывно вытекать непонятная серая жидкость. Через три дня после этого, когда доктор проводил перевязку ран, он увидел, что они полностью очистились, и долгожданная необходимая операция стала возможной. В результате этого операция прошла успешно, даже хирург удивился тому, насколько все благополучно закончилось. Вскоре юноша встал на ноги, и его кошмар остался в прошлом.

Еще одну историю о целебном воздействии мира рассказал иерей Николай. Однажды его полуторагодовалый сын Алексей заболел каким-то непонятным желудочным заболеванием, которое выражалось в поносе и рвоте после приема пищи. Болезнь не проходила в течение двух лет и прогрессировала. Лечащий врач Алексея давал ему очень сильное лекарство, которое представляло собой капли на водной основе. Кроме этих капель, желудок ничего другого принимать не хотел. В результате заболевания ребенок очень сильно потерял в весе и дошел до грани обезвоживания. В конце концов, этого мальчика доставили в больницу. Специалист хотел назначить мальчику искусственное питание, так как тот был очень худ и бледен. Но по просьбе родителей согласился оставить им мальчика на шесть часов в последней надежде, что он все-таки сможет принимать пищу и лекарственные препараты обычным путем.

Родители больного мальчика стали молить Бога об исцелении. Они дважды пробовали дать ему лекарства, но из этого ничего не получилось. Тогда матушка Алексея решила закапать в сосуд с лекарственным раствором целебное миро. И, к удивлению всех, впервые мальчик спокойно выпил лекарство и заснул без рвоты. После у ребенка больше не появлялось рвоты, в течение ночи ребенок спокойно принимал лекарства, а на утро во время Божественной Литургии в обители Алексей даже попросил поесть. На следующий день во время медицинского осмотра врач был очень сильно поражен волшебным выздоровлением малыша. А в ближайшее воскресенье родители малыша поехали к чудотворной иконе Иверской, для того чтобы возблагодарить Господа. Мальчик приник к мироточивой иконе и так сильно обнял ее, что родителям не сразу удалось увести его от нее. После этого случая мальчик называл икону Иверской Божьей Матери «своей».