Задания по морфологическим нормам презентация. Морфологические нормы. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. Употребление краткой и полной формы имени прилагательного

Ошибки в образовании форм существительного наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль, разные китайские рисы, в новом кине, известное клуб- кафе Ошибки в образовании форм прилагательного более красивее, самый ярчайший, слаже; В последней главе романа Татьяна становится наиболее прекрасной. Ошибки в образовании форм местоимений всехние работы, в ихнем доме, оставил при ём, евонная работа, сделал для её Ошибки в образовании форм глаголов дерзю, пылесосю, выжгет, лазию, едь быстрее, дети играются, угадовать, осиротенный, ждя


Образование формы родительного падежа количественных числительных Помните: количественные числительные необходимо склонять! При склонении сложных количественных числительных от пятидесяти и далее изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово: двести – двухсот – двумстам – двести – двумястами – (о) двухстах. Неверно! более пятиста человек При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: семьсот семьдесят семь – семисот семидесяти семи – семистам семидесяти семи.


Образование формы собирательных числительных - двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительных оба (мужской и средний) и обе (женский): И.п. оба обе пятеро Р.д. обоих обеих пятерых Д.п. обоим обеим пятерым В.п. оба обе пятерых Т.п. обоим обеими пятерыми П.п. (об) обоих (об) обеих (о) пятерых


Образование формы собирательных числительных Собирательные числительные сочетаются с: 1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола (трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 2) с существительными "дети", "люди", а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).


Образование формы собирательных числительных Собирательные числительные не сочетаются с: cуществительными, называющими лица женского пола или животных. В таких случаях употребляются сочетания с числительными, обозначающими целые числа. (три сестры, восемь овец, два медведя). В косвенных падежах предпочтительнее количественные числительные: с двумя друзьями (а не «с двоими друзьями), на двух санях (а не «на двоих санях)


Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных Множественное число именительный падеж (директоры или директора?) Из форм на -а(-я) нормативными являются следующие: адреса (но: в знач. "приветствие" и адресы), бока (но: руки в боки), борта, буера, буфера, веера, века (но: во веки веков, в кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, колокола, края, купола, кучера, обшлага, окорока, округа, ордера, острова, откупа, отпуска, отруба, паруса, паспорта, повара, погреба, потроха, профессора, снега, сорта, стога, сторожа, тетерева,тополя, черепа, шомпола


Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание -ы(-и) или -а(-я) в зависимости от значения, например: корпусы (туловища) – корпуса (здания, войсковые соединения) мехи (кузнечные; бурдюки) – меха (выделанные шкуры) образы (художественные) – образа (иконы) ордены (рыцарские и монашеские) – ордена (знаки отличия) ордеры (в архитектуре) – ордера (документы) пропуски (в тексте) – пропуска (документы) соболи (животные) – соболя (меха) тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета) тормозы (препятствия) – тормоза (устройство) учители (идейные руководители) – учителя (преподаватели) юнкеры (прусские помещики) – юнкера (в военных училищах до 1917 г.)


Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных Множественное число родительный падеж (носок или носков?) Существительные мужского рода имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание: 1) названия предметов, употребляющихся обычно парами: ботинок, валенок, мокасин, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков); (без) погон, эполет; 2) названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р: англичан, армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, мордвин, осетин, румын, сарацин, туркмен, турок, хазар, цыган; последний из могикан; но: бедуинов, берберов, бушменов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов, ойротов, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, якутов; 3) названия воинских групп, прежних родов войск и т.п.; (отряд) партизан, солдат; но: минеров, мичманов, саперов; при собирательном значении – рота гренадер, гардемарин, кадет; эскадрон гусар, драгун, улан; полк кирасир, рейтар; но (трех) гренадеров, гусаров, гардемаринов, драгунов, кадетов, кирасиров, рейтаров, уланов; 4)некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющиеся с именами числительными: (количество) ампер, ватт, вольт, ньютон, аршин, ангстрем, герц, гран, эрстед.


Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных Окончание -ов сохраняется в формах: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов. Нормативные формы некоторых существительных женского рода в родительном падеже: вафель, домен, кочерёг, кровель, розог, свадеб, сплетен, кеглей, пеней, саклей, цапель, нянь, тетей. Нормативные формы некоторых существительных среднего рода в родительном падеже: захолустий, побережий, снадобий, устьев (также подмастерьев, муж. р.), плеч, яблок, блюдец, зеркалец, полотенец, болотцев. Нормативные формы некоторых существительных, употребляющихся только во множественном числе: выкрутасов, заморозков, клавикордов, клипсов, лохмотьев, отрепьев, пантов, подонков; мокасин, нападок, панталон, потемок, рейтуз, сумерек, шаровар: будней, дровней, яслей.




Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Слова, употребляемые в форме мужского рода. Ботфорт, зал, занавес, мирт, овощ, погон, рельс, рояль - я, табель -я, толь -я, тюль -я, фильм, шампунь -я, эполет Слова, употребляемые в форме женского рода. Бакенбарда, вуаль –и, гроздь –и, катаракта, консоль –и, мозоль –и, чинара Слова, употребляемые в форме среднего рода. повидло




Образование формы сравнительной степени прилагательных Степени сравнения: сравнительная и превосходная. Простая форма сравнительной степени прилагательных образуется от основы начальной формы при помощи суффиксов -ее (ей), -е, -ше, -же. (высокий - выше, красивый - красивее) Составная форма сравнительной степени образуется путём соединения начальной формы прилагательного со словами "более", "менее": свежий более свежий менее свежий. Употребление слов "более/менее" с простой формой сравненительной степени - неверно! Ошибка: более свежее.


Образование формы превосходной степени прилагательных Простая форма превосходной степени образуется от основы начальной формы с помощью суффиксов -ейш, -айш, -ш: добрый добрейший, строгий - строжайший. Составная форма превосходной степени образуется тремя способами: 1) путём соединения начальной формы со словом самый (высокий самый высокий); 2) путём соединения начальной формы со словами "наиболее", "наименее" (интересный наиболее/наименее интересный); 3) путём соединения простой формы сравнительной степени прилагательного с местоимениями "всего", "всех" в родительном падеже (широкий шире всех, тёплый теплее всего). Употребление слов "самый/наиболее/наименее" с простой формой превосходной степени - неверно! Ошибка: самый свежайший, наиболее умнейший.


Укажите ошибки в образовании степеней сравнения, запишите правильный вариант а) удобный - удобнее б)здоровый – самый здоровейший в) дешёвый - дешевле г) умный - умнейший д) сильный – более сильный е) хороший - хорошее ж) крепкий - крепчайший з) милый - милейший и) плохой - плоше к) белый – более белейший


СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют форму сравнительной степени, которая совпадает с формой сравнительной степени соответствующих прилагательных: становиться умнее, читать лучше, быть смелее. Форма превосходной степени образуется путём соединения сравнительной степени наречия и местоимения "всех" ("всего"): бежать быстрее всех, летать выше всех, понять лучше всего.


ФОРМЫ НЕПРОДУКТИВНЫХ И ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ видеть (НЕ видать), слышать (НЕ слыхать), поднимать (НЕ подымать) сох (НЕ сохнул) глох (НЕ глохнул), гас, зяб, мёрз, пах, вверг, вторгся, постиг, смолк, стих и др. мерить - мерю, меришь, мерит, мерят лазить - лажу, лазишь и т.д. жечь, течь, печь - жжёт, течёт, печёт От глаголов: колеблет, машет, пашет, плещет, полощет, рыщет, сыплет, треплет, хнычет, щиплет, образуются формы соответственно: машу, пашу; маши, паши; машущий, пашущий и т.д. От многих непродуктивных глаголов нельзя образовать форму 1-го лица: победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др. Повелительное наклонение: ляг, беги, не тронь, погоди, выйди, выложи и др. Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и нек. др. После гласной пишется в возвратных глаголах пишется суффикс -СЬ- (НЕ -СЯ-): радуюсь(правильно) - радуюся (ошибка)




ФОРМЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 3-го ЛИЦА "Н" добавляется к личным местоимениям 3-го лица только в косвенных падежах после предлогов. Не добавляется "Н к местоимениям - после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, благодаря ему. -после сочетания простого предлога и имени существительного: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их. - после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) бдительные сторожа 2) нижайшая просьба 3) несколько басен 4) на ширине плечей 1) большие очереди 2) шестидесятью двумя рублями 3) выжжет 4) об аэропорте 1) известные гербы 2) пять гектар 3) тишайший царь 4) килограмм вишен


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) несправедливые приговоры 2) у князьёв 3) с пятьюдесятью двумя тетрадями 4) положи на полку 1) девятисот восьмидесяти тетрадей 2) деревянные ворота 3) в бою 4) выедь пораньше 1) на лбу 2) усечённые конуса 3) шестисот семи человек 4) погиб



Слайд 1

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

Готовимся к ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

Слайд 2

Образование падежных форм числительных:

Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

Слайд 3

У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

Слайд 4

1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

Слайд 5

Употребление собирательных числительных:

Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; с существительными дети, люди: четверо людей; с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Слайд 6

Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

Слайд 7

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Слайд 8

Слайд 9

Образование некоторых форм имен существительных:

При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

Слайд 10

Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Слайд 11

В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Слайд 12

Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:

Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

Слайд 14

Образование степеней сравнения наречий:

При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

Слайд 15

Образование некоторых глагольных форм:

В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

Слайд 16

Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

Слайд 17

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

Слайд 18

Образование и употребление форм местоимений:

Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

Слайд 19

Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

Слайд 20

Слайд 21

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами

Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э. .

Великие о речи… Для интеллигентного Неправильное человека дурно употребление слов говорить должно бы ведет за собой ошибки считаться таким же в области мысли и неприличием, как не потом в практике уметь читать и жизни. писать. Д. И. Писарев А. П. Чехов

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Нормалитературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: Неправильно: их слезай красивее ихний слазь красивше или более красивее трое студенток три студентки

существительных опасность представляют вариантные формы. 6 В форме И. п. мн. ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола, кузова, купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы, диспетчеры, договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄, шоферы. слайд № 1 12. 02. 2018

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р. п. мн. ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др. ;

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен. р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р. п. мн. ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср. р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных 9 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов, хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген Акров, байтов, граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров, саперов, мичманов. слайд № 1 12. 02. 2018

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И. п. мн. ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Существительные среднего рода без ударения -ье Р. п. мн. ч. -ья 11 -ИЙ Р. п. мн. ч. Побережье - побережий, соленье - солений - ИЙ Оладья - оладий Плясунья- плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев Существительные среднего рода под ударением -ье Р. п. мн. ч. Ружье - ру΄жей -ья - ЕЙ Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий. слайд № 1 12. 02. 2018

Сущ. ср. р. в И. п. на –ЦЕ в Р. п. мн. ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце 12 полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р. п. мн. ч. у ряда сущ. ж. р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед -НЯ стоит гласная окончание мягкое: богинябогинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое: баснябасен слайд № 1 12. 02. 2018

Способы образования сравнительной степени прилагательных Простая форма Сложная (составная) форма Образуется путём - при помощи суффикса –ЕЕ (- прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. ЕЙ): красивее – красивей; - при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; - при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше.

Превосходная степень Простая форма Сложная (составная) форма Образуется - при помощи суффиксов – - прибавлением к ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; - при помощи суффикса –Ш: высший, низший; - иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; - от других основ: хороший – лучший прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; - прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее

Обратите внимание! НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более умнее, наименее красивее. МОЖНО самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

Запомни! Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше.

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные Порядковые -обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; -различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р. п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т. п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И. , В. – полтора (м. , ср. р.), полторы (ж. р.) полтораста Р. , Д. , Т. , П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И. , В. – сорок, девяносто, сто Р. , Д. , Т. , П. – окончание –а.

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И. , В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем. . . 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

Следует запомнить обе оба обоих, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

Особенности употребления глаголов Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Инфинитив Ед. число Множ. число глядеть глядите ехать поезжайте лазать лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь лягте трогать трогайте класть кладите Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите

Особенности употребления местоимений Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму. НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный Запомнить: Скучать, грустить по вас, по нас после простых предлогов типа в, без, к, до и после наречных предлогов возле, мимо, после, около к личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н: к нему, у неё, за ней, около них. После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат. падежом, начальное Н НЕ прибавляется: навстречу ему, вопреки ей.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) клади портфель 2) более семиста студентов 3) до две тысячи пятого года 4) её диплом Ответ: 2) более сем. Исот студентов 1) полутораста книгам 2) трое жеребят 3) ихний кабинет 4) наименее удобный. Ответ: 3) ИХ кабинет

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) с шестьюдесятью миллионами 2) более трехсот заданий 3) положи на полку 4) скучаю по вам Ответ: 4) скучаю по ВАС 1) обеим старушкам 2) семеро нас 3) свойственен им 4) более модный. Ответ: 3) свойств. ЕН им

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) ляжьте на пол 2) более мудрый старец 1) о ста странах 3) до одна тысяча 2) три аспирантки девятьсот семнадцатого года 4) шире реки Ответ: 1) ля. Гте на пол 3) к семидесяти двум 4) прибавить к девяностам трем. Ответ: 4) прибавить к девяност. А трем

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) самый скучный день 2) едь быстрее 1) о полтора тоннах 3) клади на стол 2) обоих друзей 4) грущу по вас 3) мокла под дождем Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ быстрее 4) легче всего. Ответ: 1) о пол. Утора тоннах

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) обеими руками 2) четверо ножниц 1) о трех поросятах 3) не лазейте по 2) наиболее деревьям 4) к их мнению Ответ: 3) не лаз. Айте по деревьям. ответственный пост 3) положи ручку 4) чудю на уроке. Ответ: 4) нельзя образовать!

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) около пятиста снимков 2) в течение тридцати семи минут 3) выложи на парту 4) самый яркий Ответ: 2) около пяти. СОТ снимков 1) семьюдесятью процентами 2) ехай вперёд 3) высох быстро 4) быстрейший спортсмен. Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ вперед

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) разрежь батон 2) попробуем 1) на обоих берегах 3) красивше всех 2) лягте на кушетку 4) более резкий крик 3) ответ медлен Ответ: 3) краси. ВЕЕ всех 4) более выше. Ответ: 4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ

Д. С. Лихачев Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое грамматика Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Cлайд 3

Ответьте на вопросы: Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Cлайд 4

Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и спряжении глаголов.

Cлайд 5

Имя существительное. Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Cлайд 6

Род имен существительных Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Cлайд 7

Существительные общего рода Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Cлайд 8

Существительные общего рода Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Cлайд 9

Род сущ., обозначающих профессии Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Cлайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Cлайд 11

Род несклоняемых существительных М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Cлайд 12

Род несклоняемых существительных Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК, Онтарио, МИД

Cлайд 13

Число имен существительных Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Cлайд 14

Запомните!!! Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Cлайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч. Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Cлайд 17

    Слайд 1

    Авторы-составители: Гаар Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6» г.Юрги Гафурова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 45» г.Прокопьевска Москвичева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г.Прокопьевска Кемерово 2011 Подготовка к ЕГЭ Задание А 3

    Слайд 2

    Дорогие друзья! Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по русскому языку самым эффективным и быстрым способом? Вы хотите избежать на реальном ЕГЭ фатальных технических ошибок?Вы желаете узнать о сюрпризах и ловушках, которые вас ожидают?Вам интересно, что и как следует делать, чтобы получить на ЕГЭ по русскому языку максимум баллов?Вы хотите по результатам ЕГЭ поступить в вуз на бюджет?Вы хотите приобрести в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку практическую грамотность, которая будет способствовать всей вашей дальнейшей карьере?Если на большую часть вопросов вы ответили "ДА!", то это значит, что вы нашли именно то, что вам нужно в данный момент. Сделайте первый шаг к успеху!

    Слайд 3

    Морфологические нормы Морфологическая норма – правильное образование грамматической формы слова (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Соблюдение этих норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности, искажение норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам. .

    Слайд 4

    Задание А - 3 имя прилагательное, наречие имя существительное глагол местоимение имя числительное предлоги

    Слайд 5

    имя существительное Род несклоняемых имен существительных Правописание имен существительных род.п. множественного числа Варианты падежных окончаний имен существительных Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Склонение собственных имен существительных Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура) Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Названия обуви и парных предметов

    Слайд 6

    Правописание имен существительных род. п. множественного числа существительные, обозначающие название овощей и фруктов, имеют окончание -ов (томатов, апельсинов) НО: яблок, гранат, маслин существительные, обозначающие название парных предметов, имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет) НО: носков, гольфов, клипсов существительные ж.р. на –няимеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен) существительные, обозначающие название национальностей, имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван) НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др. существительные ср.р. на -ьеимеют окончание –ий (селенье- селений, побережье - побережий, раздумье - раздумий) НО: платьев, устьев и некоторые другие

    Слайд 7

    Род несклоняемых имен существительных

    Слайд 8

    Варианты падежных окончаний имен существительных Окончания –ы, - и употребляются: У заимствованных существительных на –ер, -ёр. Например: шофёры У заимствованных одушевленных и неодушевленных существительных на –тор, -сор. Например: редукторы, конструкторы, инспекторы. НО: директора, профессора Окончания –у, -ю употребляются: У вещественных существительных при указании на количество. Например: стакан чаю. У отвлеченных и собирательных существительных в сочетании со словами много или мало. Например: много шуму, мало народу.

    Слайд 9

    Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура)

    Слайд 10

    Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Ко второму склонению и к мужскому роду относятся слова: аэрозоль, полироль, пасквиль, водевиль, квантиль, квартиль, эндшпиль, тюль, толь, бемоль К третьему склонению и женскому роду относятся: антресоль, мозоль, канифоль, вакуоль, триоль

    Слайд 11

    Склонение собственных имен существительных Собственные имена существительные склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: Иноязычные и русские фамилии на согласный. Например: к Олегу Финкелю и к Марии Финкель; от Ивана Волка и от Ирины Волк. Фамилии на –ч. Например: у Вулича Саши, от Марии Романович. Фамилии, совпадающие с именами нарицательными или географическими названиями типа Нос, Чуб, Ремень. Например: об Александре Рысе, роль Елены Соловей. Фамилии на -ок, -ек, -ец. Например: у Александра Починка, Юрия Коринца и Марии Коринец.

    Слайд 12

    Склонение собственных имен существительных Не склоняются: Русские фамилии на -ЫХ, -ИХ. Например: Алексею Седых от Нины Черных. Мужские и женские фамилии на -ово, -ако, -аго, -яго. Например: речь Плевако, Живаго, Дурново. Иностранные фамилии на гласный. Например: пьеса Бернарда Шоу. Фамилии на -иа и финские фамилии на –а. Например: Гулиа, Эриа. Фамилии на -ко, -о. Например: от Клары Лучко. Склоняются: Фамилии на –ия. Например: стихи Гарсии. Фамилии на –а, -я. Например: у Григория Сковороды. Запомни: у фамилий русского происхождения в тв.п. м.р. окончание –ым (сделано Ивановым), а у фамилий иностранного происхождения окончание –ом (сделано Дарвином)

    Слайд 13

    Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Не склоняются: Названия княжеств, герцогств, штатов, провинций. Названия озёр, урочищ, островов, гор, пустынь, мысов. Например: в пустыне Сахара. Приложения и названия, выраженные словосочетаниями. Например: в городке Санта-Барбара. Наименования заключены в кавычки. Склоняются вместе с родовым наименованием: Географические названия, представляющие собой полные формы прилагательных. Например: на горе Железной. Географические названия на согласный. Например: из города Красноярска. Запомни: у имен собственных, обозначающих географические названия, оканчивающихся на –о, в творительном падеже окончание –ым (под Беловым)

    Слайд 14

    Названия обуви и парных предметов А также: гамаши - одна гамаша, гетры - одна гетра, бакенбарды - одна бакенбарда, краги - одна крага НО: гольфы - один гольф, рельсы - один рельс, коррективы - один корректив Следует запомнить:

    Слайд 15

    Образование форм степеней сравнения прилагательных, наречий Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший

    Слайд 16

    глагол Употребление форм возвратных глаголов Образование форм повелительного наклонения Особенности употребления в речи глагола класть

    Слайд 17

    Образование форм повелительного наклонения Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить!

    Слайд 18

    Употребление форм возвратных глаголов В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс - сь: Запомни! Существует только форма извините, извинитесь (в повелительном наклонении), употребление возвратного суффикса –СЬ- в изъявительном наклонении недопустимо (извиняюсь - ошибка)

    Слайд 19

    Особенности употребления в речи глагола класть Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой: положить, выложить, переложить и др.

    Слайд 20

    имя числительное Особенности склонения числительных 40, 90, 100 Склонение сложных количественных числительных Употребление собирательных числительных с существительными Склонение числительных по типу прилагательных Особенности склонения числительных полтора, полтораста Склонение составных количественных и порядковых числительных

    Слайд 21

    Употребление собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей). Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг; с существительными дети, люди, а также обозначающими названия детёнышей животных: четверо детей, семеро козлят. Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных: двое волков; с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов: двое саней; числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода: оба брата, а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода: обе сестры.

    Слайд 22

    Особенности склонения числительных 40, 90, 100 У числительных 40, 90, 100 существует только две формы:

    Слайд 23

    Склонение сложных количественных числительных У сложных количественных числительных склоняются обе части:

    Слайд 24

    Склонение числительных по типу прилагательных Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных: :

    Слайд 25

    Склонение составных количественных и порядковых числительных

    Слайд 26

    Особенности склонения числительных полтора, полтораста У числительных полтора, полтораста существует только две формы:

    Слайд 27

    местоимение Притяжательные местоимения их, его, её имеют только эту форму. Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя, евошний, евонный, еёшняя)!

    Слайд 28

    предлоги Употребление предлога –по Употребление производных предлогов Употребление предлогов -под и -против

    Слайд 29

    Употребление производных предлогов Производные предлоги благодаря и вопреки употребляются в конструкциях с дательным падежом: благодаря усилиям, вопреки указаниям. Предлог благодаря связан лексически с глаголом благодарить, поэтому употребление этого предлога указывает на причину, которая влияет на положительный результат (нельзя говорить благодаря болезни я не смог всё выполнить - в данном случае уместно использование непроизводного предлога из-за). Предлог вопреки имеет значение «несмотря на что-нибудь или кого-нибудь»

    Слайд 30

    Употребление предлога –по Наиболее употребительным является предлог по. В современном языке часто встречается неуместное и тавтологическое его употребление, нарушающее нормы литературного языка: По завершению информационной программы состоится премьера телефильма (по вместо после)

    Слайд 31

    Употребление предлогов -под и -против В речи встречаются ошибки в употреблении предлогов под и против. В соответствии с морфологическими нормами нельзя употреблять предлог под в сочетании с существительными, имеющими абстрактное значение: выделить средства под проведение праздничных мероприятий надо: выделить средства для проведения праздничных мероприятий

    Слайд 32

    Инструкция по работе с учебным тренажёром Дорогой друг! Ты повторил теоретический материал к заданию А 3. Чтобы закрепить его, тебе необходимо пройти два уровня подготовки. Первый уровень – это тренажер, при помощи которого ты закрепишь свои знания на практике, второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку. Ты готов? Тогда действуй! И запомни: Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс» 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус» 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу

    Слайд 33

    много облаков поезжай хорошо проповедовает с двумястами бойцами - - + - 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 34

    двое подружек свыше четырех тысяч метров несколько яблок старые профессора - - + - 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 35

    к две тысячи пятому году жгёт костер пачка макарон фильм интереснее - - + - 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 36

    в течение тридцати пяти минут дамских туфель молодые бухгалтеры ихней работы - - + - 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 37

    поезжай домой менее значительный прочитая рассказ в две тысячи пятом году - - + - 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 38

    оденьтесь теплее с пятидесятью рублями высохла спелых абрикосов - - + - 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 39

    выдвинуть сто четыре кандидата в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году по семьдесят лет около четырех миллионов книг - - + - 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 40

    пара ботинок много баклажанов пара носок пара чулок - - + - 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 41

    блюдцев яблонь свечей платьев - - + - 9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 42

    глубочайшее озеро положи на место трое суток повары вкусно готовили - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 43

    Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Знания отличные! Перехожу к тесту! Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Слайд 50

    лежать на береге много цапель в обеих руках две пятых потребляемой энергии - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 55

    Подведём итоги Повторить тест Внимательно подсчитай количество правильных ответов 10 правильных ответов – «5» 8-9 правильных ответов – «4» 5-7 правильных ответов – «3» 1-4 правильных ответов – нужно вернуться назад Помни - лучше всего начать работу с повторения теоретического материала! Вернуться к теории

    Слайд 56

    Список литературы Академический Международный Институт [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ, 2010.- Режим доступа: Академический Международный Институт http://ami-map.ru/ Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы [Текст]: учеб, пособие/ В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004. – 295с. Баронова, М.М. Русский язык: полный справочник [Текст] /М.М. Баронова. 2010, c. – (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену). Пучкова, Л.И. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания [Текст] / Л.И. Пучкова. «Экзамен», 2011. – 158, c. (Серия «ЕГЭ 2011. Типовые задания») Рахимкулова Г.Ф.Репетитор по русскому языку: схемы, таблицы, тесты, ответы / Г.Ф. Рахимкулова, А.А.Чернавина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 Текучева, И.В. Русский язык: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / И.В.Текучева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. И.П. Цыбулько, Ю.Н. ГостеваОтличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий [Текст] / ФИПИ.2011 – 224 с. Методический кабинет (русский язык, литература, история, математика, начальная школа, дошкольное образование и воспитание) [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий, 2010.- Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html

Посмотреть все слайды