Иван сирко - характерник, маг и атаман. Загадки истории: кошевой атаман Иван Сирко Участие кошевого ивана сирко в иностранных компаниях

Если оставить в стороне политические метания и предпочтения атамана, и говорить о нём просто, как о человеке, то вырисовывается образ совершенно нереальный. Он был наделён огромным талантом, фантастической храбростью и отвагой, необыкновенной смекалкой в сочетании со звериной хитростью. Не зря, даже при жизни атамана ходила байка о том, что он вовсе не человек, а оборотень. Как бы то ни было, а что-то помогало ему выпутываться из совершенно безвыходных ситуаций и выиграть 50(!) сражений. Волей-неволей, каждый исследователь жизни Ивана Сирко задумывался о его необычном рождении. К тому же, это был человек необыкновенно жестокий, даже по меркам того времени. Вспомним для примера крымский поход 1675 года, взятие Гезлева, Карасубазара, Бахчисарая и вызволение из плена 7 тысяч христиан.

«Тумы» - дети пленных рабов, рождённые в неволе, отказались идти с казаками, они уже не знали языка и обычаев…Сирко отпустил 3000 детей и они побрели назад. Когда дети отошли достаточно, что бы их не видели родители, по приказу атамана казаки поскакали за сопки. Да, да, убили все три тысячи, всех до одного!

Не зря я привёл в качестве примера поход 1675 года. И до этого, и после были удачные набеги Ивана Сирко на крымско-татарские улусы и города, но тот поход полнее всего отражает характер и полководческий талант атамана.

Поводом для того похода послужила неудачная попытка турецкого султана расправиться с запорожцами.
В канун Рождества 1675 года 15 000 янычар при поддержке сорока тысяч татар напали на казаков, объединённое войско окружило Запорожскую Сечь и янычары ночью незаметно прокрались внутрь. Кто не знает, янычары – это были отборные, лучшие воины турок. Христианских детей, взятых в плен или рождённых в плену, воспитывали в исламских традициях, а также обучали военному искусству. Из них получались элитные воины, они были гвардией турецких султанов.

В этом случае янычары допустили ошибку, не учли тесноты, в которой пришлось действовать. Зажатые между куренями, они были расстреляны в упор проснувшимися казаками. Татарское войско, вместе с оставшимися в живых янычарами, быстро ретировалось.

Кошевой атаман Сирко долго не задержался с ответом. Через год он во главе 20-тысячного войска через Сиваш вошёл в Крым. Разделившись на отряды, запорожцы практически разгромили всё ханство.
Когда Гезлев и Бахчисарай уже полыхали в огне, хан Эльхадж Селим Гирей бежал в горные районы, чтобы собрать там новое войско.
С 50-ю тысячами воинов он пошёл к переправе у Сиваша, с целью перехватить там запорожцев. Кого он хотел обмануть? Сирко?!
Там его уже ждали. Не менее десяти тысяч татарских воинов остались лежать на Сиваше, а хан едва успел унести ноги.

Вскоре после этого казаки получили письмо от турецкого султана. В угрожающей форме он предлагал запорожцам сдаться без сопротивления. Со школьных времён мы помним картину Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». С текстом этого письма детей до сих пор не знакомят, да и правильно, что не знакомят. В ответе запорожцев проявилось врождённое, как мне кажется, для всех украинцев, чувство юмора. Ну, а то, что письмо изобилует непечатными выражениями, так их можно понять, в литературных институтах не учились, а этикету обучались на полях сражений. Поэтому приведу лишь малую часть из этого письма, самый, что ни на есть, конец. Оригинальный текст, разумеется, на украинской мове, поэтому даю в современном переводе на русский язык.

«…Вот так тебе запорожцы ответили, никчемный (в оригинале – «плюгавче»)! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!»
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским.

Раз уж некоторые историки сравнивают набеги запорожцев с нападениями Моргана, то хочется, по-детски спросить: а кто всё- таки был круче, кошевой атаман Сирко или сэр Генри Морган?

По времени разгром и разграбление Крыма Иваном Сирко совпадает с нападением Генри Моргана на Панаму, разница составляет всего четыре года. Бросается в глаза, прежде всего, тактическая схожесть этих рейдов. В обоих случаях была выбрана сухопутная операция.

Казаки во главе с атаманом Сирко совершили молниеносный рейд через степи к Сивашскому перешейку. Разбив защищавшие Сиваш войска, казаки отрядами от 1500 до 2000 воинов совершили глубокий рейд на территорию Крымского ханства, грабя по пути все татарские улусы и города.

Морган также не стал атаковать с моря, а, высадившись со своими людьми (1200 человек) на атлантическом побережье, форсированным маршем пересёк Панамский перешеек и вышел к тихоокеанскому побережью Панамы с тыла.

А дальше… Обоим предводителям сопутствовала фантастическая удача. И тот, и другой проявили невероятную дерзость и отчаянную храбрость. Богатейшая и вожделенная для многих грабителей Панама, покорилась лишь Генри Моргану, а не менее богатое Крымско-татарское ханство разорил и разграбил кошевой атаман Сирко. И оба вернулись с огромной добычей.

Затрудняюсь ответить на детский вопрос: «Кто из них круче?». По моему, оба. Но в одном я нисколько не сомневаюсь. Феноменальное рождение Ивана Сирко, безусловно, сыграло свою роль. Говорил же когда-то его отец, что «этими зубами он будет грызть своих врагов». Так и случилось.

Рецензии

«Тумы» - дети пленных рабов, рождённые в неволе,» - по моим данным, «тумы» - прозвище низовых донских казаков (тума по-адыгейски - приблудный)
«янычары ночью незаметно прокрались внутрь» - сказка про белого бычка: 15 тыщ, понятно, в «Сечь» незаметно пролезть не могли, если Сечь – это остров Хортица; далее, если горстку янычар зажали в тесноте между куренями, то как это проснувшиеся казаки расстреляли врагов, не расстреляв друг друга? И почему янычары, пока казаки храпели, не влезли в курени и не порезали спящих? А сторожа на что - перепилась горилки? Это все украинский фольклор – байки про «характерне козацьтво».
Неплохо бы продолжить эти байки, рассказав, как бисовы ляхи разбили казаков и нагнали бежавших во главе с атаманом Сирко; ввиду неминуемого позорного плена, характерный атаман применил свои гипнотические способности: ляхи, загипнотизированные нашим героем, проскакали черт их знает куда, а беглецы благополучно скрылись в неизвестном для врагов направлении. Еще одна байка: на смертном одре атаман завещал товарищам: когда помру, отсеките мне руку (не помню, правую чи левую), храните ее, а в канун боя пронесите перед войском – это принесет вам перемогу. Далее украинскими сказочниками приводятся конкретные случаи, когда ампутированная рука таки приносила казакам конкретные победы. Правда, истории неизвестно, куда делась сиркова мощь – не иначе как кляты москали ее куда-то спрятали от греха подальше.

Уважаемый, Алексей! Ваши придирки не вполне корректны. Что касается "тумов", могу сообщить, что слово это взято из летописи Самуила Величко (Самийло Величко), авторитетность этого источника может оспаривать только дилетант. Другие придирки, тоже не корректны, но я не буду с Вами спорить. Ограничусь малым пояснением. Вы прочитали не историческую статью, а главку из повести "Атаман Сирко" о моем походе на паруснике из Днепропетровска в Хайфу. Это повествование было сдобрено историческими байками, часть из них я подверг сомнению, например, т.н. захват Сирком крепости Дюнкерк. Это абсолютная чушь, всплывшая на волне ура-национализма. Поймите, я не историк и не претендую на истину. Согласитесь, что сдобрить унылое повествование о парусной регате не вполне, с Вашей точки зрения, историчными байками - не является чем-то предосудительным. Верно?

Иван Сирко

По поверью появление зубастого младенца обозначало, что родился будущий убийца, напуганные селяне советовали родителям избавиться от ребенка. Но мальчика спас отец - он вынес ребенка к толпе и торжественно сказал: «Этими зубами он будет грызть врагов!». Тогда никто еще не знал – это родился украинский дьявол.

Через несколько лет он научиться останавливать время, ловить пули руками и убивать врага взглядом. Про него будут говорить: «Он оборотень». Днем – знаменитый полководец Иван Сирко, а ночью – волк, урус – шайтан. Его именем татары будут пугать своих детей.

Иван Сирко сын Дмитрия родился в простой казацкой семье на Левобережной или Слободской Украине (Харьковщина). Семья его, впрочем, была не из бедных, владела и домами и мельницей и многочисленным имуществом, все это добыто нелегким трудом и не только мирным, но и ратным – военным. В остальном ничем от остальных вольных казаков Сирки не отличались, а сам Иван Сирко до конца жизни даже грамоте не обучился, что оказалось вообщем редкостью в среде запорожской старшины, любившей щегольнуть своей просвещенностью.

И друзья, и недруги одинаково отзывались о нем как о человеке замечательных военных дарований, и именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества. Иван Сирко проделал около 60 военных походов, в которых не имел ни одного значительного поражения. Под знаменами Богдана Хмельницкого атаман участвовал в морском походе на Трапезунд, во франко-испанской войне и взятии в 1646 году крепости Дюнкерк. Немало натерпелся от славного атамана и его войска турецкий султан, осуществлявший военные вторжения в Украину и Россию. Известно, что именем легендарного полководца подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV, а сам процесс составления письма запечатлен на известной картине Ильи Репина.

Запорожцы говорили, что равного ему в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом (старославянское название волка). Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко подстрелил черта серебряной пуговицей, тот только «мликнул» (мелькнул) ногами, после этого Иван Сирко навсегда стал неуязвимым в бою, обрел отчаянную смелость и твердую руку.

Он владел тайными знаниями находить клады, заговаривать раны, и, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой!» Считалось, что характерники способны обращаться в волков. Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко. Недаром слово «сирко» - один из эпитетов волка. Не случайно и то, что от слова «хорт» происходит название острова Хортица. Сами запорожцы говорили, что равного Сирку не было, не будет и никогда не может быть, и на то есть заклятие самого Сирка: «Хто ляже рядом зi мною, то ще брат, а хто вище мене - той проклят». Говорили, что будто после смерти своего кошевого запорожцы отрезали правую руку его и с ней везде ходили на войну, а в случае беды выставляли ее вперед, говоря: «Стой, душа и рука Сирка с нами!» Лишь после разрушения Запорожья казаки схоронили руку его.

Свидетельств о первых 35-40 годах жизни Сирко почти нет*.

*По информации Юрия Игнатовича Трощея молодой Иван Сирко, как и Кондор Долмат ставший Василием Касперовичем (суперинтендантом финансов Запорожского войска 1668 г.), вернулся в Запорожскую Сечь из святилища Света бакши-характерников на горе Солнца в ущелье Саймапы Таш за перевалом Кугарт в горах Тянь-шаня.

Саймалы-Таш (в переводе с тюрского — рисованный камень)

Саймалы-Таш (в переводе с тюрского — рисованный камень)

Каждый камень ущелья покрыт рисунками, и наиболее древние петроглифы датируются началом эпохи бронзы, то есть III тысячелетием до нашей эры.

Первое историческое упоминание об Иване Сирко мы находим во время франко-испанской войне при взятии в 1646 году крепости Дюнкерк: Франция, истощенная продолжительной войной, попросила помощи у Польши, потому что жена польского короля Владислава IV - Мария-Людовика Гонзага - происходила из французского рода Бурбонов. Однако просителям посоветовали нанять для такого дела не поляков, а украинских казаков - им можно было меньше платить. Кроме того, казаки славились большой выносливостью в полевых условиях.

В 1644 году Богдан Хмельницкий как военный писарь Войска Запорожского в Варшаве встречался с послом Франции графом де Брежи, был подписан договор-контракт, и 2500 казаков добрались до французского порта Кале.

Возглавлял этот отряд полковник Сирко. Впереди их ожидали - осада и штурм неприступной (для французов) испанской крепости Дюнкерк - «ключа от Ла-Манша»). Её неоднократно во время многих конфликтов пытались взять французы, но всегда безрезультатно…

А украинцы захватили город за несколько дней.

Следующее упоминание о Сирко находим лишь в 1653 году, когда он после Жванецкой кампании во время Национальной революции догнал со своим отрядом союзников Богдана Хмельницкого - крымских татар - и наголову разгромил их, освободив «ясыр», пленников-подолян. В следующем году он выступает против Переяславской рады, как и большинство запорожцев отказывается от присяги московскому царю Алексею, после чего удаляется в Запорожье, где пребывает в неизвестности до 1659 г.

Сирко присоединяется к народному восстанию 1658- 1659 гг. и руководит военными действиями вместе с Иваном Богуном.

После победы гетмана Ивана Выговского над московитами под Конотопом в 1659 году Сирко во главе запорожцев наносит поражение союзникам гетманцев - крымским татарам под Аккерманом и опустошает степной Крым. Через несколько месяцев он также отказывается ставить свою подпись, даже в присутствии гетмана Юрия Хмельницкого, под Переяславскими статьями 1659 года. Это был еще более неравноправный договор с Кремлем. Так же кошевой выступал и против Гадячского соглашения 1658 г. между Речью Посполитой и Гетманской Украиной.

Весной 1660 г. из Сечи вышло два казацких отряда. Первый спустился Днепром к тому месту, где с обеих сторон реки стояли турецкие крепости, караулила засада. Второй направился в Очаков, вблизи которого сосредоточились турецкие и татарские войска. Эти отряды нанесли одновременно два удара по крепостям Аслам-Кермень и Очаков. Отряд, действиями которого руководил Иван Сирко, по свидетельству игумена Трахтемиривского монастыря Иосафа, «в Очакове посад высек и полон… взял». Запорожцы обоих отрядов благополучно вернулись на Сечь, привели много пленных татар для обмена на пленников.

А в конце 1660 года Сирко окончательно порывает с Ю.Хмельницким и отправляется на Чартомлыцкую Сечь.

В течение десятилетия этот воин неоднократно меняет политическую ориентацию: то содействует победе промосковски настроенного Ивана Брюховецкого в борьбе за гетманскую булаву, то оставляет ряды его сторонников; то воюет с войсками правобережного гетмана Павла Тетери и его польскими союзниками. «Нужда закон змінює», - часто говорил Сирко и действовал в соответствии с любимой поговоркой.

В 1663 г. Серко сделался кошевым атаманом Запорожского войска и одержал ряд блестящих побед над крымцами, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине, близ Умани и др., С 1663 года, на протяжении семнадцати лет пребывания в Запорожской Сечи, казаки восемь раз избирали его кошевым.

8 января 1664 р. Иван Дмитриевич, сдав свое кошевое атаманство Пилипчати, водил отряд запорожцев к Днепру, на Тягин, вокруг которого стояли турецкие поселения.

Далее осенью в 1667 г., когда Иван Сирко и кошевой Иван Риг, который заменил его на атаманстве, повели из Сечи многотысячное войско на Крымское ханство. Казаки прошли через весь полуостров и перебывали там свыше недели. Пленные татары Енакий-Атемаш, Чинасек и другие рассказывали, что Сирко повел казаков от Кафы к Ширинбаивских улусам, то есть к владениям наиболее влиятельных феодалов-мурз. С подходом свежих сил хана, который стоял в Перекопе, готовый отправиться на Украину, началась большая битва, которая продолжалась три дня и две ночи. Казаки терпели значительные потери, а еще больше - ханские орды. Летописец Самовидець записал о последствиях этого похода так: «Казаки орду сломали, и должен был хан уступить». Запорожцы тогда освободили почти две тысячи пленников, среди них - украинцев, россиян, белорусов, силой обращенных в рабство. Полторы тысячи невольников ушли на Запорожье.

После походов в 1667 г. Иван Сирко отправился на Слобожанщину, где становится полковником Харьковского слободского полка (дислоцировавшегося в Мерефе). «Там он поддерживает связи с предводителем крестьянской войны в Московщине С.Разиным. Зиму 1667-1668 лет он провел с семьей в слободе Артемивци (поблизости Мерефи), где жила его жена София с сыновьями Петром и Романом и двумя дочерьми. В слободе и дошла до него весть о народном восстании против царских воевод. Он сразу же создает небольшой отряд, с которым идет на об’єднання с повстанцами, а затем возглавляет их. В 1668 г. Серко перешел на сторону Дорошенко, «воевал» украинские города, идя «против бояр и воевод», и в то же время не переставал теснить крымцев.

Кроме того, имеются данные о четырех походах в Крым в течение 1668 г. Во время третьего были уничтожены три тысячи ордынцев, а полтысячи восторженно в плен. Четвертый же знаменательный тем, что запорожцы вместе с донскими казаками и калмыками дошли до Бахчисарая, напали на ханскую столицу.

В 1670 г., Сирко сжег Очаков, поддержал крестьянского царя Стеньку Разина.

Тот, кого не могли уловить турки, татары, шляхта… Зато это удалось сделать своим: в апреле в 1672 г. Ивана Сирка коварно схватил, закуковал в кандалы и выдал царским властям полтавский полковник Федор Жученко, который с несколькими генеральными старшинами выдвинул лживые обвинения против прославленного запорозького полководца.

Мотив этого вероломства известен - борьба старшинских группировок за власть. Федор Жученко и его единомышленники, сместив из гетманства Дем’яна Многогришного, желали видеть на его месте Ивана Самойловича. Поэтому они не желали допустить на избирательный совет ни широкие массы казачества, ни тем более запорожцев, возглавленных Сирком, которые имели огромный авторитет и могли решительно повлиять на ход совета в нежелательном для этой старшины направлении. Именно из-за подстрекательства Самойловича, который очень боялся, чтобы вместо него гетманом не избрали Ивана Дмитриевича, из Батурина Сирка сначала отвезли в Москву, а дальше царское правительство без суда и следствия заслало «державного злочинця» Сирка в Сибирь, в Тобольск. Москва не желала иметь в Украине гетманом такого энергичного, беспокойного, популярного, предприимчивого человека. Не забыли Сирку и руководство восстанием против воевод.

Для запорозьких казаков арест и ссылка любимого полководца были тяжелым ударом. Сечь сразу же начала беспокоиться о возвращении своего атамана - специальное посольство отбыло в Москву. «Полевой наш вождь добрый и правитель, бусурмана страшный воин должен быть отпущен - писали в своей челобитной запорожцы - для того, что у нас второго такого полевого воина и бусурмана гонителя нет». Запорожцы сообщали: когда в Крыму узнали, что «страшного в Крыму промышленника и счастливого победителя, который их всех поражал и побивал и христиан из неволи освобождал», - знаменитого Сирка - забрали из Украины, то татарские мурзы все чаще стали нападать на Сечь. Вмешался в это дело коронный гетман, а впоследствии польский король Ян Собеский, который настаивал на освобождении Ивана Сирка, указывая царю на возросшую угрозу России и Польши со стороны Османской империи.

Московский царь Алексей внял голосу разума и приказал снова доставить Сирка в Москву, где заставил экс-атамана принести личную присягу на верность, в царских палатах, да еще в присутствии патриарха всея Руси Питирима. Но и после этого старый “лис” Сирко не перестал плутовать и до самой смерти вел сложные политические игры. Единственным постоянным пунктом в “программе” Ивана Сирка была защита православной веры. И в этом пункте, бывало, он доходил до крайней жестокости.

В 1673 г. он возглавляет поход запорозьких казаков против турецкой крепости на Днепре - Аслам-кермень, а затем - против турецкой крепости Очаков. Едва завершив один поход, он выступал в другой. Окруженный ореолом непобедимости, славный кошевой вызывал у врагов страх. Существует легенда, что султан выдал специальный фирман, в котором распорядился молиться в мечетях за гибель Сирка, а татары, напуганные Сирковой храбростью, называли его «шайтаном». В том же году Серко выдал Москве лжецаревича Симеона Алексеевича и получил от царя богатое «пожалование», но, не получая удовлетворения некоторых своих просьб, стал сноситься с поляками, от которых ничего не добился; снова сделался приверженцем московского царя и склонил на его сторону Петра Дорошенко.

Однако наклонные лета и старые раны давали о себе знать. К тому же в одном из боев во время похода в Крым в 1673 г. погиб сын Ивана Сирка - Петр. Народная дума («Дума о вдове Сирчиху») рассказывает о гибели Петра Сирка под Тором.

Тяжело переживая страдания Украины, что возникли в результате внутренней междоусобицы и посягательств чужестранцев, хорошо понимал те скрытые мотивы, которыми руководствовались гетманы в борьбе за власть. Впоследствии, в 1674 г., он говорил: «Теперь у нас четыре гетмана: Самойлович, Суховей, Ханенко, Дорошенко, да нет от кого ничего хорошего нет; дома сидят и только христианскую кровь проливают за гетманство, за поместья, за мельницы».

Наверное ни один из украинских гетьманов и атаманов не нанес столько урона крымско-татарским и турецким ордам, как Иван Сирко, турки к нему даже наемных убийц подсылали, но покушение было раскрыто, судьба стояла на стороне Сирко. Одна из его самых известных побед – “рождественское побоище” 1675 года. Той зимой турецкий султан задумал уничтожить в корне “разбойничье гнездо”, Запорожскую сечь. Более чем 50-тысячное войско, в том числе 15 тысяч отборных турецких янычар тайно подошло к Сечи прямо в рождественскую ночь, но произошло “чудо” в результате которого почти все янычары были перебиты, а татары едва спаслись бегством. Нередко Сирко ходил походами на Крым, однажды неожиданным ударом захватил тогдашнюю ханскую столицу Бахчисарай, а крымский хан едва успел спастись бегством.

Весной в 1675 г. казацкий атаман отправился со своим войском против ханских орд и турецких янычаров Ибрагима-паши, которые ворвались на украинские земли. Нападающие испытали сокрушительный удар от об’єднаних сил запорожцев, донских казаков и калмыков. А в следующие годы им осуществлено еще несколько блестящих операций, которые остановили поход Оттоманской Порты на Чигирин.

Летом 1676 года запорожцы ворвались в Крым и в ответ на зимнее нападение, произвели очередное опустошение полуострова. Среди богатой добычи, как обычно, находились и освобожденные пленники, около 7 тысяч человек. Выйдя из Крыма Сирко обратился к бывшим пленным с речью, в которой предложил людям самостоятельно решить свою судьбу. В результате около трех тысяч человек решили возвратиться в Крым, где они успели обзавестись семьями и нашли свою новую родину. Сирко отпустил их и подождав, когда они отойдут подальше от лагеря, послал молодых казаков с приказом: “уничтожить всех до единого человека”. Чуть позже поехал и сам, чтобы убедиться как выполнен приказ.

В 1678 г. к Чигирину пришло 200 тысяч турецких и татарских войск, которое взяло крепость в осаду, планируя после завоевания этого города сделать его плацдармом для захватывания Правобережной, а затем и всей Украины. им противостояли 70-тысячная царская армия и 50 тысяч украинских казаков. И этот поход оказался бесплодным для турецко-татарских войск, после безуспешной трехнедельной осады турки и татары вынужденные были отступить.

После этого запорозьке войско наносит удары по тылам турецко-татарских войск. Основные силы запорожцев, которые возглавлял Иван Сирко, действовали над Лиманом. На военном совете решили уничтожить большой морской транспорт с продовольствием, который был отправлен из Константинополя. В Очакове хлебные запасы через мелководье Днепра были перегружены из 15 каторг и 7 кораблей на 130 мелких судов. Оттуда паша двинулся к Кизи-керменя, который турецкое командование пыталось использовать в качестве продовольственную базу для снабжения своих войск.

Запорожцы пропустили турецкие корабли в Днепр, а затем из тыла ударили по ним. Бой был короток. Казаки уничтожили турков, а гребцив каторг - пленных - освободили. В письме к Самойловичу Иван Сирко писал: «…липня 12 числа против Краснякова на устье Карабельном, ударил на тех все суда, овладели есми ими одно только судно парусами и многими гребци ушло». Было взято 500 пленных, а также восторженно 7 пушек, 20 флагов и все продовольствие. Для турецкого войска, которое и до того терпело от недостатка продовольствия и фуража, это была большая потеря.

Весной 1679 г. ведя подготовку к новому наступлению, султанские войска приступили к сооружению в низовье Днепра двух фортець-«городків». Турецкое правительство уже давно намеревалось построить на Днепре крепости, которые были бы опорными пунктами во время походов на Левобережную Украину. 25-тысячное войско должно было выступить против Запорозькой Сечи. Именно с этим турецким походом историческая традиция связывает знаменитый ответ запорожцев и их кошевого атамана Ивана Сирка турецкому султану.

Завершающая военная акция прославленного кошевого - поход в 1680 г. Накануне Иван Сирко послал специальное обращение донскому казачеству, приглашая побратимов к общему походу на Крымское ханство. Это был последний документ мужественного рыцаря. Вскоре он тяжело занемог и поехал из Сечи за десять верст на пасеку в село Грушовку.

Но согласно преданию, Иван Сирко за два дня до своей смерти провел еще одну, последнюю, битву с турками-янычарами, возвращавшимися из-под Чигирина:

”Иван Сирко был очень болен, когда в Грушевку к нему приехала целая делегация из Сечи. Доложили, что из-под Чигирина возвращается 15-тысячная турецко-татарская армия, которую возглавляет Кара-Мухамед. К тому же Кара-Мухамед обещает разрушить Сечь и знает, что кошевой тяжело болен. Сирко собирает все свои силы, приезжает на Сечь, собирает остатки (около 3000) казаков-сечевиков и ведет их в бой (основная масса казачества из Сечи была отправлена кошевым под Киев, на помощь воеводе Г. Ромодановскому). Кошевой просчитывает место переправы Кара-Мухамеда через Днепр, и казаки на месте будущей битвы соорудили на яворе наблюдательный пункт для атамана.

Иван Сирко, пользуясь французской подзорной трубой, с высокого явора руководит битвой и разбивает турок…”

Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями, но cогласно легенде гроб с телом Сирка пять лет хранился на Запорожье и его даже возили в военные походы, поскольку умершего считали “характерником”, то есть казацким колдуном, хранившим Сечь от военных неудач и после физической смерти. Затем тело все-таки предали земле, но перед этим отрубили правую руку, которая продолжала присутствовать в военных кампаниях, сохраняя “дух Сирка”.

Известно, что, после неудачной попытки гетмана Ивана Мазепы получить для Украины независимость в 1709-м российский царь Петр І приказал разрушить Сечь. Тогда же разорили кладбище. Арканами развалили кресты. Со свежих могил вытягивали казацкие тела, отрубали им головы, вешали. Россияне хотели поглумиться и с Ивана Сирко, но капуляне спасли тело. Напоили карателей. Украли труп атамана и перепохоронили его в Риге. В 1732 году казаки выкупили у капуловского деда Мазая кусок земли и перенесли могилу Сирко.

Тоже самое произошло и при окончательной ликвидации Сечи по приказу Екатерины ІІ. В обоих случаях была осквернена и могила Сирка, но местные жители каждый раз сохраняли останки легендарного атамана и снова предавали их земле.

Могила простояла до 1967 года, пока Каховское водохранилище не подступило к ней впритык.

В результате строительства Днепрогэс и создания Каховского водохранилища был уничтожен так называемый Великий Луг, огромные земельные массивы, сердце казацкого края покрыла вода. Могила Сирка оказалась прямо на крутом берегу рукотворного «моря».

Перенесение праха народного вожака планировалось на остров Хортицу, но руководители Никопольского района перезахоронили останки Сирко на Бабьем кургане поблизости села Капуливка. При этом были нарушены элементарные правила раскопок, а также требования к перенесению захоронений:

Курган разрыли при свете фар и фонариков, - вспоминают старожилы. - Повредили бульдозером гроб. Кости атамана переложили в простой сосновый гроб и похоронили на нынешнем месте. Положили Сирко в чужой курган - в могилу какого-то скифского царя. Голову отправили в Москву, чтобы там сделали скульптурный портрет.

Эксгумированные останки Ивана Сирка, после долгой волокиты и отчаянного письма национально настроенной интеллигенции за подписью самого Олеся Гончара, перезахоронили у села Капуливка, а череп Сирка… доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам. Академик сделал свое дело, а безголовые останки Сирко продолжали лежать на берегу речки Чертомлык, поскольку никто не думал возвращать череп украинского героя в предназначенное ему место.

Свыше 20 лет череп национального героя оставался в фондах Института этнографии Академии наук СССР в Москве. Никто из организаторов перезахоронения не позаботился о перенесении его в Украину. Это были десятилетия, которые теперь называют застойными, когда на казацкую тематику вообще было наложено табу.

Ничего не изменилось и в 1990 году, когда у села Капуливка с большим размахом прошли торжества, посвященные 500-летию основания Запорожского казачества. Сотни людей со всей Украины, среди которых присутствовал и автор этого материала, собрались у, по-прежнему оскверненной, могилы кошевого атамана. В некоторых выступлениях звучала проблема «головы Сирка», раздавались гневные слова, призывающие Москву вернуть на Украину останки народного героя. И вдруг рядом со мной раздался негромкий голос мужчины, обращенный даже не к выступавшим, а к тем, кто стоял рядом с ним. «Да здесь уже череп, я его сам видел на днях у одного чиновника в Днепропетровске!». Поскольку чиновник был по национальности татарин,в Капуловке горько шутят, что гроза татар Иван Сирко нежданно - негаданно попал в татарский плен.

К гробу пришлось подбираться сбоку, так как сверху этому мешали бетонные стяжки и гранитные плиты. Археолог в специальном костюме биологической защиты долго шарил в дыре, проделанной в гробу, после чего смущенно развел руками и произнес: «Похоже здесь ноги!». Дело в том, что по христианскому обычаю, покойников хоронят головой на запад. Но при предыдущем захоронении в 1967 году этот обычай был нарушен, что и ввело в заблуждение эксгуматоров. Только теперь было решено извлечь гроб целиком и сделать все, как положено. Так в очередной раз, уже в 2000 году обрел покой легендарный казацкий атаман Иван Сирко. Хотелось бы верить, что навсегда.

Ведь по еще одной легенде смута и беда будут на Украине, пока не успокоится православная душа атамана.

Иван Дмитриевич Сирко (около 1610 — ум. 1680) — кошевой атаман Запорожской Сечи. За период пребывания в должности атамана провел 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побежденным.
Рождение Сирко

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов». Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.

Великий характерник
Самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…» Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только мелькнул ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов. Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи. А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Брак казака Сирко
Старые характерники предостерегали Серко от брака, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана - раздвоилась: в семье - один, а в бою - другой.

Спасение Москвы
Легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за рукой Сирко. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена. Так Иван Сирко помог русской армии победить французов.

Полковник Войска Запорожского
На службе у французского короля :
Утверждается, что в 1644 году Богдан Хмельницкий, как военный писарь Войска Запорожского, во время встречи в Варшаве с послом Франции графом де Брежи подписал договор о найме 2 500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 года казацкий отряд Балтийским морем прибыл во французский порт Кале. C 7 сентября 1646 года 2 000 казаков под командованием Хмельницкого, Солтенко и Серко, который командовал к этому времени полком, а также 3 000 польских пехотинцев, участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк, находившейся в руках испанцев. 11 октября осажденная крепость сдалась. Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого. Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2400 польских наемников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро.
Участие в восстании Хмельницкого :
Принял участие в восстании Богдана Хмельницкого, также в походах против Турции и крымских татар. В 1654 году, будучи полковником, не захотел принять присягу русскому царю и удалился на Запорожье, но уже 1659 году он выступил сторонником царя, против польского короля. В 1658—1660 годах — винницкий полковник.
В 1659 году, по поручению гетмана Беспалого, совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея, позванного гетманом Выговским и разорявшего украинские и русские земли, уйти с Украины, обеспечив казакам возможность лишить власти мятежного гетмана. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что «…в Запорожье полковник Серко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Серка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Серко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей.»

Кошевой атаман Запорожской Сечи
С 1663 года в течение 12 лет избирался кошевым атаманом Запорожской Cечи. Одержал ряд побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани. Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 году. Сохранилось письмо Серко к царю Алексею Михайловичу, написанное в мае 1664 года: «Исполняя с Войском Запорожским службу
вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр, где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах»
В 1660, 1664—1665, 1667—1668 годах — полковник Харьковского слободского казачьего полка. В 1667 году совершил поход на Кафу, взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увел с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек. В 1668 перешел на сторону Петра Дорошенко, «воевал» украинские города, идя «против бояр и воевод», но в 1670 году порвал с ним. В 1672 году, желая стать гетманом, возглавил оппозицию казацкой старшины против кандидатуры в гетманы Ивана Самойловича, в связи с чем был отправлен в ссылку в Тобольск, но вскоре возвращен на Украину. В 70-х годах организовал ряд успешных походов в Крым.
Колебания Сирко между службой русскому и польскому государству:
Заслуживает внимание мнение Д. И. Яворницкого о колебаниях Серко между службой польскому королю или русскому царю: Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Серко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, — людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами.

Посмертные скитания
Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение. В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим череп атамана изъяли из могилы. Во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой — в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же кургана. А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко. После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Легенды
Рассказывали, что Сирко, с наступлением сумерек, превращался в волка и проникал во враждебный лагерь. Он узнавал, где что стоит, как располагаются защитники, и на утро возвращался к казакам, детально рисуя все, что видел. Казаки начинали наступление и всегда побеждали. Напуганные враги рассказывали, что Сирко в разгар боя мог взлетать в воздух и вызывать ненастье. В страхе, конечно же, глаза велики и каждый видел то, что хотел, но когда вражеские войска слышали, что на них идет кошевой Сирко, то знали - они обречены на поражение. Казаки были убеждены, пока с ними Сирко, то войско будет непобедимым. Именно поэтому на призывы атамана идти в бой они, обычно, отвечали: «Веди нас, мы с тобой до конца!» Сирко владел удивительной силой стратегического предвидения и в совершенстве владел искусством маневрирования в бою.
Казаки рассказывали, что как-то вечером, стоя на берегу Хортицы, Иван Сирко встретился с чертом. Тот соблазнял его славой, золотом и властью. Предлагал ему гетманскую булаву и пожизненный почет побратимов. На все эти искушения нечистого
Сирко только рассмеялся и выстрелил в черта из пистоля. С того времени казаки начали говорить: «Сирко сам черт не страшен!»
Враги решили забрать у атамана его душу - его семью. Сирко имел удивительный нрав. Рассказывали, что на поле боя он заживлял раны своих побратимов, однако свою душевную рану он заживить так и не смог. Невзирая на всю характерницкую и непобедимую силу, Иван Сирко так и не смог пережить смерть своей жены и двух сынов, которые погибли от рук врагов. Сирко был разбит, его село сожгли, семьи у него больше не было, кому в наследство передать свое знание и умение характерницкой силы. Так враги нашли способ, как отобрать у непобедимого воина его душу, а, заодно отобрав у него то, что делало его человеком. В страшном гневе Иван Сирко возвращается на Сечь. Зверь проснулся в атамане. Сирко приказал сзывать поход на турков. На своем пути Сирко не жалел никого. Он выходил на бой к врагам голыми руками, без оружия. Переводы рассказывают, что в бою перед Сирком враги умирали от страха. Сирко приказал пленных не брать, после себя атаман оставлял только пепелища. Но даже тот триумфально победный поход не принес Сирко душевного покоя. Дома его так никто и не ждал. Сирко был убит горем, он начал терять свою силу, душа его раздвоилась, жажда враждебной крови угомонилась и Сирко пожелал умереть. Он ожидал смерти как благословления, но смерть не приходила. Тогда Сирко смастерил себе гроб, сам лег в него и умер (1680).

Завещание атамана Сирка
На смертном ложе Сирко оставил завещание своим побратимам: «Кто семь лет подряд перед Пасхой будет носить на мою могилу землю - получит мою силу». Но, настоящее место захоронения атамана-характерника так и осталось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Серко несколько раз перезахоранивали, а место его захоронения знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко хранился на Сечи. И даже возили ее с собой в военные походы.
Еще одно завещание оставил Сирко побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!». Казаки выполнили завещание кошевое. Они отрезали десницу Сирко и еще двадцать лет возили ее с собой в походы. Когда бой был особенно тяжелым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжелым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Говорят именно так Сирко после смерти и помогал казакам в походах.

(1680 )

Ива́н Дми́триевич Серко́ или Сирко́ (укр. Іван Дмитрович Сірко ; род. около , Мурафа , Брацлавщина , Речь Посполитая - 1 августа, 1680, Грушевка (Капуловка) , Войско Запорожское) - кошевой атаман Запорожской Сечи . За период пребывания в должности атамана провёл 244 больших и малых сражения. Герой украинских изустных преданий и песен.

Киевского генерала-губернатора М. И. Драгомирова изобразил в виде атамана Серко И. Е. Репин на знаменитой картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Документальный фильм Сергея Андриенко АТАМАН Жизнь Ивана Дмитриевича Сирко

Субтитры

Происхождение

Иван Серко представлял собой примечательную личность среди всех низовых казаков за всё время исторического существования Запорожья. Традиционно считается, что он происходил родом из села Мурафа на Брацлавщине , Речь Посполитая . Согласно преданию, уже рождение Ивана было необычным - мальчик появился на свет с зубами, чем сильно напугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что сын «зубами будет грызть врагов». Однако это мало успокоило селян, считавших, что дитя с рождения отмечено дьяволом. К ребёнку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто фантастическими. Народная молва гласит, что у Ивана Серко и его жены Софьи было два сына - Пётр и Роман - и две дочери.

Черты характера. Отношение к религии

И друзья и враги одинаково отзывались о Серко, как о человеке замечательных военных дарований. Турки называли Серко Урус-шайтаном, то есть «русским чёртом», а турчанки-матери пугали своих детей его именем. Серко всегда стоял и ратовал за православную веру. Также о Серко известно, что атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал себе военной добычи. Хотя известен случай, когда в 1675 году, возвращаясь из очередного крымского похода, он приказал перебить около трёх тысяч освобождённых невольников славянского происхождения, принявших в плену ислам и отказавшихся возвращаться в Гетманщину .

Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был отважен, страстен; по воспоминаниям польских послов «был непьющим, что для козака большая редкость». Представление о характере атамана Серко также даёт его известное высказывание: Нужда закон меняет .

Полковник Войска Запорожского

На службе французского короля

Утверждается, что в 1644 году Хмельницкий, Богдан Михайлович\Богдан Хмельницкий как военный писарь Войска Запорожского во время встречи в Варшаве с послом Франции графом де Брежи подписал договор о найме 2500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 года казацкий отряд Балтийским морем прибыл во французский порт Кале . C 7 сентября 1646 года 2000 казаков под командованием Хмельницкого, Золотаренко и Серко, который командовал к этому времени полком, а также 3000 польских пехотинцев участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк (Siège de Dunkerque), находившейся в руках испанцев. 11 октября осаждённая крепость сдалась .

Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и советского историка казачества Владимира Голобуцкого . Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовали 2400 польских наёмников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро .

Участие в восстании Хмельницкого

В 1659 году совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея , позванного гетманом Выговским и разорявшего казацкие и русские земли, уйти с Гетманщины, обеспечив казакам возможность лишить власти гетмана, изменившего присяге царю Алексею Михайловичу. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что

«…в Запорожье полковник Серко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву ; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Серка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Серко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей.»

Кошевой атаман Запорожской Сечи

С 1663 года 20 раз Серко избирался кошевым атаманом Запорожской (Чертомлыкской) Сечи (атаманы на Сечи выбирались один раз в год, иногда - и два раза). Одержал ряд блестящих побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко в Капустяной долине и близ Умани . Совместно с царскими ратниками под предводительством Григория Косагова , донскими казаками и калмыками ходил к Перекопу , где громил значительно превосходящие силы крымских татар и турецких янычар, разрушив часть крепости и вынудив войска крымского хана оставить короля Яна II Казимира в его зимнем походе на Левобережную Гетманщину 1663-1664 годов.

В 1660, 1664-1665, 1667-1668 годах - полковник Харьковского слободского казачьего полка . В 1667 году совершил поход на Кафу , взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увёл с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек.

Дата смерти кошевого атамана И. Д. Серко указана на надгробной стеле (04.05.1680 г.) по всей видимости ошибочно. После измены гетмана И.Мазепы и части низового казачества присяге данной Петру Первому и переход на сторону шведского короля Карла Двенадцатого в 1708 г. (в период Северной войны) по указу Петра Первого от 1709 г. Чертомлыкская сечь была разрушена. Экспедицией руководил полковник Яковлев. Частично разрушено было и кладбище. Видимо в тот же период и был утерян надгробный камень с могилы кошевого атамана. В более позднее время по всей вероятности и была изготовлена новая стела. Дата смерти И. Д. Серко (01.08.1680 г.) зафиксирована в документах составленных полковым писарем Быховцом. Могила находилась за околицей села Капуловка (на топографических картах 1919 г. село именуется: Копыловка) в огороде крестьянина Н. А. Мазая (устье реки Чертомлык) по крайней мере до 1894 г. Могила представляла собой небольшой холм, обсаженный шелковицами и тополями. На могиле была установлена стела, которая и по настоящее время стоит у подножия Баба-Могилы - места последнего упокоения Великого Атамана. Эти факты установлены Д. И. Яворницким и изложены в исторической повести «Иван Дмитриевич Серко».

После этого череп Серко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году , перед празднованием 500-летия украинского казачества, при содействии украинского антрополога С. П. Сегеды . Однако после празднования юбилея череп Ивана Серко попал в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал ещё семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 года , после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Серко вместе с другими останками в кургане Баба-могила, находящемся в Никопольском районе близ поселка Капуловка.

Facebook

Twitter

"Берега" нашей истории "подмывает" беспамятство

Езды от Днепропетровска до старинного казацкого села Капуловка (через районный центр Никополь) – часа четыре. Вернее сказать, Капуловки-2, которую перенесли на нынешнее место – чтобы повыше было. Сама же Капуловка-1 (в прежнем его расположении) с 1958 года покоится на дне Каховского водохранилища – как и остатки Чертомлыцкой сечи (1652-1709), возле которой это сельцо в свое время и выросло…


Каждый год "море" (как все на Днепропетровщине называют водохранилище) "съедает" по 5-10 метров берега. Берега, бесценного не только своим плодороднейшим черноземом, но и тем, что земля эта – просто Клондайк для археологии! В ней сокрыто великое множество уникальных исторических реликвий - не только времен запорожского казачества, а еще тех лет, когда в здешних степях обитали трипольцы, скифы, сарматы.

Однако так же, как на историю нашу наступают мутные волны водохранилища, так же неумолимо "съедают" ее современное нашенское невежество и беспамятство. Мыслимое ли дело, что еще и в XXI веке информация, например, о последней битве (как всегда, победной) легендарного атамана Ивана Сирко до сих пор хранится не в книгах-учебниках да не на жестких дисках академических компьютеров, а в… голове современных Гомеров!

Пращур служил оруженосцем у самого Сирко!

Нашим корреспондентам посчастливилось встретиться с таким человеком. Украинского Гомера зовут Владимир Иванович Соломаха, живет он в Капуловке.

Вместо рабочего стола у Владимира Соломахи - "рабочая" кровать, вся обложенная книгами по истории и краеведению. Покидает он ее редко: вот уже семь лет из-за проблем с позвоночником не может ходить. Но ради нашего интервью, сцепив зубы, потомок запорожских рыцарей все-таки встал.

Далекий пращур Владимира Ивановича – Михайло Соломаха – в начале 70-х годов XVII века служил джурой* у самого Сирко! На Сечи юного Михайла называли Нелипой. Вернее, Неклипой: парень был настолько бесстрашным и хладнокровным, что мог спокойно, не моргая, смотреть, как перед его лицом хлопали в ладоши, размахивали саблей и т. п. Но позже, когда джура уже сам стал казаком и вносил в сечевой реестр имя (свое и сына), писарь пропустил букву "к". И чтобы не переделывать заново весь громаднейший список, писарчук упросил Михайла оставить себе и отпрыску фамилию Нелипа…

С тех пор в семье Соломах из поколения в поколение, из уст в уста передаются сказания о непобедимом кошевом атамане Иване Сирко. Последний из рода, кто помнит эти устные предания, – Владимир Иванович. Однако историки записывать его уникальные воспоминания не спешат.

Зато нам потомок казака-оруженосца рассказывал о последнем сражении атамана Сирко – 56-м – в мельчайших подробностях. Эту последнюю свою победу Иван Дмитриевич спланировал и одержал в конце июля 1680 года (по старому стилю).

Как татары надумали обойтись без турок и что из этого вышло

В 1679 году турецкий султан во второй раз пошел на приступ Чигирина, - говорит Владимир Соломаха. - И в этот раз он взял город, разгромив российско-украинские войска. Дальше турки чуть было не захватили и Киев, но его спасло то, что в тылу у неприятеля оставался Сирко. Запорожцы перехватывали провиант, фураж, оружие и боеприпасы, громили небольшие отряды пополнения, которые шли из Турции к основным силам осман под Чигирином.

Турки после взятия Чигирина неожиданно пошли войной на Австрию, повернув на Вену. И в это самое время перекопский мурза Ширин-бей узнал, что в Сечи заболел и отошел от дел непобедимый "урус шайтан" Сирко. Надумал татарин утереть нос султану – собственноручно уничтожить ненавистную им Сечь. Ведь за 4 года до этого, аккурат на Рождество, турки с татарами уже приходили к Сечи – чтобы неожиданно ее разгромить. Об этом, слава Богу, в истории есть немало упоминаний: полегло тогда 15 тысяч янычар да 20 тысяч татарской конницы (правда, тот же академик Яворницкий вслед за летописцем Самуилом Величко писал, что басурманов казаки обнаружили случайно – но это неправда!). Так что злиться на сечевиков неприятелю было отчего…

На этот раз Ширин-бей присоединил к своей орде ногайцев и часть белгородской орды, и пошел по Украине. Татарские войска переправились в низовьях Днепра на правый берег, и захватили на Подолье и Волыни (где не успели похозяйничать турки) огромный ясырь - 30 тысяч человек. Охраняло его 25 тысяч орды. И по пути домой, в Крым, хан решил "заглянуть" и на Сечь.

Ивану Сирко помог его ученик Семен Палий

В Сечи в это время оставалось всего тысяча казаков. Остальные ушли с наказным кошевым атаманом Стягайлом под Киев рыть оборонные рвы.
Узнав о приближении татар, к больному Сирко прискакала делегация казаков: "А он бы ничего не захотел съесть?! Может, ерша ему?!" - глаза Ивана Дмитриевича загорелись решимостью.

Приехал Сирко в Сечь. "А ну, быстро посылайте верховых по ближайшим зимовникам!" - скомандовал он. За счет тамошних рыбаков, охотников и пастухов его армия выросла до 2,5 тысяч человек.

Вслед за этим Сирко послал две сотни левым берегом до места, где татары переправились (примерно, возле нынешней Каховки). Они сожгли лодки, но охрану убивать не стали - разогнали ее, да так, что татары сумели сбежать на правый берег. Беглецы потом рассказали мурзе, что запорожцы разгромили переправу, и Ширин-бей вынужден был повернуть свое войско и невольников на единственный свободный брод Ляпотиха. Однако там, на берегах Конки, их уже поджидала засада.

Кстати, вместе с Сирко остался на Сечи и его верный товарищ, а некогда - ученик, Семен Палий, - продолжает Владимир Иванович. - Его куреню, в котором было около 500 казаков, Сирко и поставил основную задачу - нанести главный удар по татарскому лагерю.

Также запорожцы по приказу Сирко снарядили 10 чаек, посадив на них около двухсот гребцов и стрелков.

Для самого же атамана неподалеку от места предполагаемого сражения соорудили меж трех осокорей помост. И даже нашли для Ивана Дмитриевича среди трофеев подзорную трубу, в которую он и осматривал поле будущего боя. Там, где Конка впадала в Днепр, была большая песчаная коса, за которой начинались сухие таврийские степи. Ширин-бей приказал варить здесь сытный обед, хорошо накормить невольников, запастись водой. И подождать несколько дней, покуда он с 10-тысячным отрядом сделает налет на Сечь…

Казаки палили по татарам даже из… ракет!

Татары переправились легко и быстро. Боевой отряд Ширин-бея (до 15 тысяч воинов), быстро обшарил ближайшие заросли - никаких следов запорожцев. Голодные степняки принялись разводить костры. А невольников послали с охраной в плавни и лески возле Конки собирать хворост.

И тут сработала хитрость Сирко. На Запорожье ведь были люди разных национальностей, даже турки и татары. Вот их-то и переодел Сирко в татарские одежды, да послал туда же в плавни - перемешаться с настоящими татарами. По дороге назад в лагерь эти казаки-разведчики незаметно раздавали пленным ножи, сказав: "Ждите сигнал - залп по лагерю и по скотине". А татары как раз напоили угнанных животных (коней, овец) и неподалеку от лагеря…

И как только прогремел первый залп запорожцев, невольники-мужчины, освободившись от пут, схватили брошенное татарами оружие (татары как раз пообедали и пошли насиловать украинок). Внутри лагеря завязалась сеча…

Сразу же после первого залпа с запада по татарам ударили сотни Палия, а с юга - еще один отряд казаков! В это же время по реке к лагерю приблизились чайки. Татары бросились по мелководью навстречу этой небольшой эскадре.

И тут Сирко дал команду тем, что на чайках, - прыгать в воду и делать вид, что казаки собираются сойтись с татарами врукопашную. Но как только татары кинулись навстречу, с чаек пришла команда: "Ныряйте!"

Казаки-"десантники" нырнули, а в это время с судов прогремел пушечный залп. Картечь скосила сотни татар! Нырнули и во второй раз казаки - еще один залп, еще сотни убитых врагов. А потом прозвучала команда "десанту" возвращаться на чайки. Вернувшиеся из воды тоже приложились к своим мушкетам…

Кстати, по словам Владимира Соломахи, в том бою стреляли казаки не только из пушек, но и… ракетами! Однако это "белое пятно" истории запорожского казачества наш собеседник обещал раскрыть при следующей беседе:

Это отдельная тема – поговорим о ней в другой раз.

Сирко ушел в могилу непобежденным

Татары не могли быстро выбраться из воды: в спину им вели огонь с чаек, а на берегу уже поджидали казаки Палия, выскочившие из засады. Шла жестокая рубка и в самом лагере.

У казаков такой способ ведения боя назывался "розгордіяш", - говорит Владимир Иванович. - Это когда запорожцы группируются небольшими отрядами (по 6-8 человек) и, прикрывая друг друга со спины, врываются в середину вражеских порядков. И тогда победить их было практически невозможно.

Затем пришел приказ от Сирко: в лагере остаться только отряду Палия, остальным же окружить место боя и не выпустить живым ни одного татарина. У тех оставался один путь к отступлению - через Днепр на правый берег. Но там их поджидала еще одна засада. До заката солнца сражение уже завершилось…

При свете факелов казаки и освобожденные невольники переправляли на правый берег погибших товарищей – чтобы там их похоронить.

А на второй день после этой победы умер и Иван Дмитриевич, - завершил свой рассказ капуловский Гомер.

Почему не спешат записать семейные предания Соломах?

…Кстати, то, что в Капуловке теперь ежегодно проводят пышные поминки Ивана Сирко именно первого августа, - это ошибка. Действительно, у того же Дмитрия Яворницкого в "Истории запорожских казаков" дата смерти славного кошевого атамана - 1 августа, но по старому стилю! По новому же стилю, нынешнему летоисчислению, это будет 14 августа. Но никто из историков так до сих пор и не подсказал местным жителям, что логичнее было бы проводить какие-то мероприятия, посвященные памяти Ивана Дмитриевича, именно в середине месяца.

Да и вообще - разве только в этом можно упрекнуть наших историков? Обиднее то, что не спешат эти специалисты наперегонки к Владимиру Соломахе! Ведь уникальный же человек – живой носитель ценной информации. Человеческий век недолог – почему же никто не идет к нему, не записывает каждое слово?! Сейчас ведь это уже – легче простого, с диктофонами-то!

В конце XIX – начале ХХ века Дмитрий Яворницкий, Яков Новицкий и другие историки и этнографы вдоль и поперек исходили Екатеринославщину, записывая каждое слово казачьих потомков. И теперь эти воспоминания регулярно появляются, как фрагменты, в различных научных и популярных публикациях о казацкой старине, об истории края. Так почему же нельзя ввести в научный обиход и те семейные предания, которые хранит в своей голове Владимир Соломаха?

* Джура - молодой оруженосец, ученик у старого, опытного воина-сечевика.

В ТЕМУ

Потомки казаков – звезды экрана

У Ивана Сирко было двое сыновей и две дочери. Парни погибли в боях, а о судьбе девушек историкам ничего не известно. Зато сегодня всем хорошо знакома потомок родного брата Ивана Дмитриевича - известная украинская артистка Мария Капнист. Она снималась в фильмах "Бронзовая птица", "Дикая охота короля Стаха", "Олеся", "Руслан и Людмила". Она, потомственная графиня, родилась в 1915 году. В 1990-м, на празднование 500-летия казачества, приезжала на могилу своего славного предка.


Двое суток артистка жила у местного краеведа Леонида Бурды, с которым и проговорила о своем славном пращуре ночи напролет.

Люди в селе тогда еще дивились и указывали пальцем на бюст Сирко возле местной школы: "А ведь похожа!"

Кстати, нынешний бюст на могиле атамана, сделанный по эскизам профессора Герасимова, в Капуловке недолюбливают. Говорят, уж слишком он тут "миролюбивый". Потомкам же запорожцев больше по душе решительный взгляд Сирко со старого бюста ("срисованного" скульптором с репинских "Запорожцев"), который теперь стоит возле капуловской школы.

Спрашивали мы и у известного ныне телеведущего и кавээнщика Максима Нелипы: не из тех ли самых он Нелип, о которых написано выше?

Да, в нашей семье существует легенда, что род наш берет начало еще с запорожских казаков. Правда, с того ли самого, что был джурой у Сирко, в ней не упоминается... Но, знаете, вы меня заинтересовали: завтра же спрошу у своего папы, что еще он об этом помнит. Может, и правда? - загорелся Максим.


КСТАТИ

Бесценные реликвии запорожских казаков оказалась в России

Вывезенные из Кубани в 1918 году реликвии Запорожской Сечи, в 1949-м были выставлены в Войсковом музее кубанского казачества аж в Америке, в городке Ховелл (штат Нью-Джерси). Среди самых ценных экспонатов – пергаментная грамота Екатерины II, которая дарила Черноморскому казачьему войску земли Кубани, войсковая печать, 35 знамен Войска Запорожского низового (каждое ценою от 50 тысяч долларов!) и т. п. А также 14 атаманских и гетманских булав.

Сделаем небольшое отступление: самой главной казацкой булавы, легендарной, которая имеет для украинцев по сути мистическое значение, так называемой булавы Ивана Сирко, которая была символом верховной власти у украинских казаков, которую держали в руках также и Богдан Хмельницкий, и другие славные мужи, среди них, к счастью, не было.

Премьер-министр уничтоженной большевиками Кубанской народной республики и последний атаман Кубанского казачества Василий Иванис, который и организовал вывоз запорожских сокровищ за рубеж, прожил в США до 1974 года. Перед смертью он написал завещание, согласно которому булава Сирко и его личный архив передавались в Коллегию святого Андрея в Виннипеге (Канада). Но не навечно: в случае если Кубань когда-либо войдет в состав Украины, Иванис просил передать ценности в Краснодар. Если же Украина станет независимой без Кубани – казачьи реликвии должны быть переправлены в Днепропетровский исторический музей имени Яворницкого. Увы, хоть Украина уже 19 лет – независимое государство, булава Сирко до сих пор остается в Канаде…

Что же касается сокровищ музея в Ховелле, атаман Американского казачества Сергей Цапенко со своими товарищами собирался разделить те раритеты по-честному: отдать Украине все, что связано с Запорожской Сечью, а России – все, что связано с Кубанью. Но и этого сделано не было.

Как утверждает редактор журнала "Музеи Украины" Виктор Тригуб, в борьбу за ВСЕ эти бесценные экспонаты включились российские спецслужбы. В Украине тоже озаботились этой проблемой на самом высоком уровне: для поиска и возвращения государству исторических реликвий в СБУ был создан даже специальный отдел. Также в той воистину детективной истории, кульминация которой пришлась на декабрь 2006 года, были задействованы и другие спецслужбы – контрразведка ФБР, ЦРУ, даже какие-то спецы из ООН!

Увы, победу одержали россияне. По словам Виктора Тригуба, они попросту выкрали реликвии из музея и тайно вывезли их из Америки в РФ. Так что теперь запорожские реликвии находятся в Оружейной палате. Интересная деталь: вопреки первоначальным обещаниям из Москвы, в Краснодар ее так и не привезли…

Кстати, говорят, не в последнюю очередь за казацкими булавами все гоняются из-за того, что на них есть значки-шифры – где искать спрятанные "на черный день" нашими гетманами да атаманами сокровища…

НАША СПРАВКА

Иван Дмитриевич СИРКО родился, как утверждает большинство исследователей, примерно в 1610 году в селе Мерефа на Слобожанщине (нынешняя Харьковская область). Его отец был казаком по фамилии Половец. О первых 35-40 годах жизни Ивана данных практически нет, есть лишь многочисленные легенды. Будто бы в 12 лет мальчишка в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) пропал из дому. Появился в родном селе лишь через три дня - вместе с волчонком, мать которого он задушил голыми руками. С тех пор и называл себя Сирком - другом волков. Это же прозвище оставили за ним и на Сечи, куда он попал приблизительно в 13-14 лет.

Первое из достоверных свидетельств о его деятельности датировано 1634 годом: это сообщение об участии запорожцев во главе с полковником Сирко в Тридцатилетней войне на стороне французов. Тогда 2,5 тысячи казаков за несколько дней овладели неприступной доселе испанской крепостью Дюнкерк.

Сирко был непобедимым полководцем: им выиграно 56 крупных битв и множество мелких стычек.

Сечевики избирали Ивана Сирко кошевым атаманом 12 раз (с 1659 по 1680 год, то есть до самой смерти).

Умер 1 августа 1680 года (по старому стилю) на хуторе Грушевка возле Чертомлыцкой (Старой) сечи.