Тематика социальных проектов в школе. Социальный проект в начальной школе как средство создания единого педагогического пространства для сотрудничества семьи и школы. Тема «Книжкин дом»

Хозяшева Ольга Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ «Пешнигортская СОШ»

Кудымкарский район, Пермский край

Социальный проект в начальной школе

На сегодняшний день приоритетным в деятельности образовательных учреждений становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия и развитие личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для достижения этих целей в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Не остаются в стороне от этой работы и педагоги, главным предназначением которых является создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей образовательной и внеурочной деятельности в начальной школе. Научить детей мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию в процессе образования и воспитания.

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации детей, присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Поэтому педагоги все шире применяют метод, который как нельзя лучше подходит для решения стоящих перед ними образовательных и воспитательных задач.

«Одним из путей становления системы начального и общего образования как самостоятельной, конкурентоспособной сферы в актуальной на сегодняшний день парадигме непрерывного образования является ее развитие на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий проектного обучения».

Однако потенциал проектного подхода недостаточно осознан педагогическим сообществом и используется не в полной мере. Тогда как проектирование «дает в руки школ механизм повышения своего социального статуса, постоянного обновления содержания и организации деятельности, открытия новых путей, способов, приемов решения актуальных проблем в сфере образования».

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование.

Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений, главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта».

Солдатова Оксана Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 44

Володарский район

Социальный проект в начальной школе

На сегодняшний день приоритетным в деятельности образовательных учреждений становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия и развитие личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для достижения этих целей в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Не остаются в стороне от этой работы и педагоги, главным предназначением которых является создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей образовательной и внеурочной деятельности в начальной школе. Научить детей мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию в процессе образования и воспитания.

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации детей, присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Поэтому педагоги все шире применяют метод, который как нельзя лучше подходит для решения стоящих перед ними образовательных и воспитательных задач.

«Одним из путей становления системы начального и общего образования как самостоятельной, конкурентоспособной сферы в актуальной на сегодняшний день парадигме непрерывного образования является ее развитие на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий проектного обучения».

Однако потенциал проектного подхода недостаточно осознан педагогическим сообществом и используется не в полной мере. Тогда как проектирование «дает в руки школ механизм повышения своего социального статуса, постоянного обновления содержания и организации деятельности, открытия новых путей, способов, приемов решения актуальных проблем в сфере образования».

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование.

Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений, главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта».

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребенка к участию в социальном проекте, педагог способствует его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.

В самом общем виде социальный проект представляет собой действие, локализованное по месту, времени и ресурсам, ориентированное на достижение социально-значимой цели. Такая деятельность всегда направлена на улучшение социальной действительности, имеет целью благо других, устанавливает отношения ответственной зависимости. Ведь социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения, а «…реализация социального проекта должна вызвать определенные положительные изменения в качестве жизни социума».

Социальный проект – это еще и вид социального творчества.

А. Маслоу, известный американский психолог подчеркивал, что творчество, или вернее, приобщение к творчеству, может быть чрезвычайно полезно не только для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, но и для формирования самоактуализирующейся личности.

Как известно, при социальном проектировании деятельность строится на субъект – субъектных отношениях, то есть ребенок выступает в ней как участник, сотрудник. Цель взрослых и детей совпадает: это успех проекта, внедрение инновации в жизнь, конкретное благо для других. Здесь нет места «воспитательному воздействию», но, в то же время, организуется деятельность воспитывающая сама по себе.

Ход работы над проектом :

Этап 1 . Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Этап 2 . Привлечение участников для решения данного социального проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

В ходе работы над социальным проектом педагог последовательно:

Привлекает внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;

Подводит к пониманию сложности и противоречивости определенных ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как к важным социальным проблемами;

Включает обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;

Решает исследовательские или творческие задачи;

Обсуждает, совместно с детьми, вырабатывает пути решения социальных проблем.

Работа по подготовке и реализации социального проекта способствует повышению общего уровня культуры обучающихся за счет получения дополнительной информации, формированию различных личностных компетенции и способности осознанного социального поведения.

Участие в проектах данного вида способствует формированию творческой личности, приобретению гражданского самосознания. Развитию социальных и оргдеятельностных качеств личности, влияет на становление нравственной и эстетической культуры ребенка. А проблемно-поисковый подход, который применяется в социальном проекте, как и в любом другом, дает возможность обучающимся получить опыт исследовательской деятельности. Только предметом анализа здесь являются законы и явления жизни, понимание поступков людей и прочее.

К тому же такой проект прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. Отношение ответственной зависимости – единственная возможная форма отношений внутри проектной группы. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.

Работа над проектом – современная, творческая, воспитывающая деятельность, потенциал которой должны полнее использовать все педагоги, в том числе и дополнительного образования.

В социальном проекте есть исследовательская, творческая и коммуникативная составляющая, которые благоприятно воздействуют на развитие личности ребенка.

Исследовательская составляющая проявляется в том, что обучающиеся в проектах выступают как исследователи проблем современной жизни. Творческая составляющая заключается в том, что они сами являются создателями и исполнителями новой, придуманной ими деятельности, и могут представить это на суд своих сверстников. Коммуникативная – в том, что в процессе реализации проектов обучающиеся организовывают свою деятельность, работают в сотрудничестве, взаимодействуют с педагогом и друг с другом, выстраивают со всеми нами деловое партнерское общение.

Социальный творческий проект позволяет обучающимся разного возраста не только развивать свои творческие и организаторские способности, но и дает им возможность почувствовать значимость своего труда, испытать себя в многофункциональной деятельности, взаимодействовать с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и форме выражения ее в проекте.

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

Примерная тематика социальных проектов в начальной школе:

    «Елочка»

    «Театр здоровья»

    «Книжкин дом»

    «Ветеран живет рядом»

    «Подари праздник детям»

    «Предновогодние чудеса»

    «Загляните в мамины глаза»

    «Дети в стране чудес»

    «Праздник чая»

    «Встречаем Новый год»

    «Прощай, осень!»

    «Зимняя сказка»

    «Учимся играть в команде»

    «О дружбе и друзьях»

    «Дорожная Азбука» и другие.

Литература:

    Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К. Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. -131 с.

    Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина /и др./. Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

    Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова /и др/.-Влогоград: Учитель, 2013. 169 с.

    Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

Социальный проект в начальной школе как средство создания единого педагогического пространства для сотрудничества семьи и школы

, Владимирская область , МОУ ООШ № 3 г. Камешково, учитель начальных классов , стаж работы-15 лет, 1 кв. категория, лауреат районного конкурса «Учитель года-2010», e - mail : elena. naumova00@ list . ru

«Воспитание не ограничивается школой»

П. Валери.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовывать свою жизнь как проект : определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность , которая будет нацелена на развитие познавательного и творческого интереса учащихся, будет формировать их активную, самостоятельную и инициативную позицию, с помощью которой будет реализован принцип связи обучения с жизнью.

Считаю, что таковой и является проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Проектная деятельность в начальной школе - это особое направление внеклассной работы , тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Проектная деятельность способствует развитию социальных навыков, коммуникативной и информационной компетентности учащихся.

По мнению психологов и педагогов, в обществе в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы c целью создания единого педагогического пространства. Этот союз является важной составляющей частью возрождения семейных традиций и крепких семейных уз, создаёт условия для воспитания полноценно развивающейся и творчески активной личности ребёнка, способствует сближению интересов участников педагогического взаимодействия (классного руководителя , коллектива родителей и учеников). Понимая важность этого вопроса и его ценность в становлении гармонично развивающейся личности каждого ребёнка, я начинаю с 1 класса вводить в процесс обучения и воспитания младших школьников метод проектов .

По моему мнению, одним из успешно используемых проектов в начальной школе является социальный проект . Он, как и любая проектная деятельность, подразумевает творческую деятельность и со стороны педагога, и со стороны младших школьников, и со стороны родителей учащихся. Значит, социальны й проект – это всегда проект творческий . Без помощи и участия родителей трудно представить себе хотя бы одно внеклассное мероприятие в начальной школе. Считаю, что любой проект, в том числе и социальный , ориентирован, прежде всего, на внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием всех его участников, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Очень важно, что благодаря данному виду деятельности уже в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение.

В качестве примера социально – творческого проекта предлагаю рассмотреть этапы работы над проектом «Для моих самых любимых!...» (3 класс). Он был создан мною в конце ноября 2010 года и объединил в себе два праздника «День Матери» (28 ноября) и «День ребёнка» (20 ноября), которые отмечаются почти в одно и то же время.

I этап работы над проектом был определён мною как «Погружение» в проблему , её выбор и осознание».

Цель проекта : создать условия для взаимодействия и успешного сотрудничества родителей, учащихся класса и классного руководителя, объединив их усилия в процессе подготовки и проведения данного мероприятия.

Задачи:

· развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников;

· прививать учащимся и родителям навыки сотрудничества;

· активизировать навыки положительного эмоционального общения детей с членами семьи и с одноклассниками;

· развивать духовно – нравственные качества личности участников проекта.

На этом этапе необходимо мотивировать учащихся к обсуждению и созданию проекта. Замечая то, что многие родители загружены работой, им иногда не хватает времени для общения дома, я постаралась максимально сблизить детей и родителей с самого начала подготовки этого проекта. Данная работа началась за 2 -3 недели до намеченной даты проведения праздника.

На II этапе происходил сбор и обработка информации по теме проекта. Сейчас много различной литературы, Интернет – ресурсов и других источников информации для использования. Иногда в такой массе бывает сложно выбрать и найти то, что действительно для вас важно и интересно. Всегда находится несколько вариантов сценария, которые необходимо проработать, дополнить их нужной информацией. Мне часто помогает на этом этапе детский сайт «Солнышко». Стараюсь, чтобы каждое мероприятие было содержательным, хорошо продуманным, воспитывающим, волнующим, ярким и запоминающимся.

III этап: Реализация плана действий (проекта), осуществление деятельности по его подготовке.

В процессе творческой проектной деятельности, по мнению, формируются такие общеучебные умения и навыки, как умения и навыки работы в сотрудничестве, которые включают в себя:

Умение коллективного планирования;

Умение взаимодействовать с любым партнером;

Навыки делового партнерского общения.

Наглядно это очень хорошо видно при разработке и реализации плана действий проекта. Когда весь материал собран, то приступаю к разработке варианта реализации своей программы проекта. Всем находится занятие по душе. В подготовке проекта обязательно принимают участие и дети, и их родители, и именно здесь осуществляется единение коллектива. Вовлечение участников в проектную деятельность происходит постепенно.

На этом этапе класс был поделён мною на группы по интересам. 1 группа стали ведущими (4 чел. – 14,3 %). Они учили стихи и помогали классному руководителю вести праздничную программу. Во всех остальных группах было по 8 человек (по 28,6%). 2 группа – это артисты. Они участвовали в сценках и небольших миниатюрах. 3 группа – певцы. Они готовили музыкальное выступление, как основные солисты. 4 группа – писатели. Их задача состояла в том, чтобы презентовать свои выступления о родных: мини – сочинения, стихи и частушки о мамах, бабушках, тётях собственного сочинения.

5 группа состояла из родителей (9 чел. – 32,1 %). Они также участвовали в сценарии и готовили для детей поздравления. К тому же 5 человек из общего числа родителей класса участвовали в подготовке чаепития.

Кроме этого, все родители и учащиеся класса были также задействованы в подготовке к празднику. Данный социальный проект, как и многие в начальной школе, требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и физическая культура, и технология, и русский язык , и психология, и социализация младших школьников. Дети оформляли приглашения для родителей и родных на уроках труда и ИЗО, выполняли аппликации для мам и бабушек на уроках технологии. На уроке музыки разучивали песни. Были оформлены две праздничные газеты с поздравлениями: одна от детей с пожеланиями на листочках в виде сердечек, а другая – от родителей с поздравлениями и тёплыми словами детям на листочках в виде смайликов (оформляли на родительском собрании). Участвовали в создании газет все 100 % учащихся и семьи родителей (28 чел.).

IV этап : Презентация проекта

Любой творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи , театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Итогом данной проектной работы стал большой совместный праздник с использованием ИКТ – технологий, на котором собрались все ученики нашего класса и многие мамы, бабушки. Заканчивался праздник общим чаепитием.

V этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

После такой большой совместной работы осталась масса приятных воспоминаний и впечатлений и у учащихся, и у взрослых. Это показали следующие результаты работы:

Количество учащихся, принимающих участие в проекте – 28 чел. (100%);

Количество взрослых, принимающих участие в проекте – 14 чел. (50 % семей).

В подготовке данного проекта участвовали 28 семей (100%);

Удовлетворены степенью участия в проекте: 28 учащихся (100%) и 23 чел. взрослых (82, 1%), частично удовлетворены - 5 чел. взрослых (17,9%).

Оценка уровня проведённого мероприятия: высокая – у 28 учащихся (100 %);

У родителей: высокая оценка – 13 чел. из присутствующих (92, 9 %)

Средняя – 1 чел. (7,1%).

Таким образом, считаю, что результат работы над проектной деятельностью в начальной школе совместно с родительским коллективом учащихся следующий:

1. В процессе сотрудничества активно осуществляется положительное взаимодействие между учителем, учениками и их родителями (на первый план выходят ценность общения и ценность сотрудничества).

2. Наиболее интересными и содержательными получаются совместные проекты, организованные во внеучебной деятельности.

3. Родители больше времени проводят с детьми, участвуя в проектах, помогая им в работе.

4. Данные социально – психологической службы нашей школы показывают, что проектная деятельность способствует :

v Раскрытию индивидуального потенциала младших школьников.

учит:

v Работать в команде.

v Быть толерантным в общении с окружающими.

5. Дети, участвующие в проектах, быстрее адаптируются к школьной жизни, к коллективу одноклассников.

За последние 3 года мною были разработаны следующие социальные проекты:

1. Изучаем личность ребёнка: проект «Давайте познакомимся! Узнайте, какой я?» (1 класс);

2. Совместный проект родителей и учащихся «Моя семья самая…!» (2 класс);

3. «Моя родословная» (2 класс);

4. «Кто они - Защитники Отечества?» (2 класс);

5. Совместный проект родителей и учащихся « Моим самым любимым!» (3 класс);

6. «Герои с нашей улицы» (3 класс).

Работа в данном направлении будет мною продолжена.

Такое понятие, как «социальные проекты» имеет латинское происхождение. В переводе данный термин означает создание объекта, специфическую деятельность, в ходе которой изучается определенное явление или процесс. Проанализируем основные моменты, касающиеся социального проектирования.

Основа проектирования

Именно социальные проекты помогают моделировать некоторые ситуации. Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов.

Структура социального проекта

Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта:

  • планирование;
  • проекция;
  • предвидение;
  • предвосхищение;
  • прогнозирование результатов;
  • конструирование;
  • моделирование;
  • анализ результатов.

Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.


Особенности планирования

Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

Постановка гипотезы

Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

Литературный обзор

Любой социальный проект в школе, на производстве, невозможен без полноценного предварительного анализа той проблемы, о которой пойдет речь в исследовании. Нет необходимости «изобретать велосипед» заново, для начала нужно изучить литературу, выбрать ключевые моменты, связанные с тематикой исследования. Только после получения теоретических знаний, можно переходить к разработке собственного социального проекта.

Разработка плана действий по проекту

Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень.

Реализация поставленных задач

Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

Примеры социальных школьных проектов

Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научно-техническое, и гуманитарно-эстетическое. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

Также, приводя примеры социальных проектов, которые создаются и реализуются с участием школьников, можно выделить заботу о людях преклонного возраста. Ребята с удовольствием помогают ветеранам войны убирать помещения, укладывать дрова, полоть от сорняков грядки на приусадебном участке. Участие «трудных подростков» в подобных мероприятиях помогает им понять важность и значимость доброго отношения к взрослым. Ребята, которые помогают одиноким пожилым людям, меняют свои взгляды на жизнь, становятся добрее, не совершают противоправных поступков.

Проект «Доступная среда»

Есть и такие социальные проекты, которые направлены на помощь самим детям. В нашей стране функционирует проект, помогающий ребятам с проблемами в физическом развитии, получить полноценное образование. Проект «Доступная среда» предполагает создание в обычных государственных образовательных учреждениях нормальных условий для передвижения детей – колясочников. По данному социальному проекту, дети – инвалиды обучаются вместе со своими сверстниками, то есть их не лишают полноценного общения с ровесниками. Если по медицинским показаниям, подобный вариант обучения невозможен, существуют примеры социальных проектов, помогающих больным детям.

Инклюзивное обучение

Национальный проект «Образование» содержит специальный раздел, посвященный индивидуальному и домашнему обучению детей с отклонениями в развитии. Дистанционный педагог помогает ребенку не только получать определенные знания, но и становится его другом и полноценным собеседником. Прежде чем приступать к реализации данного проекта, и дети, и педагоги проходят специальную курсовую подготовку. Доступность обучения гарантирует больным детям не только теоретические знания по разным учебным дисциплинам, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка. Проект предполагает оснащение компьютерным оборудованием и воспитанника, и педагога. Обучение в рамках данного социального проекта для детей бесплатное.

Анализ результатов проекта

Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ. Например, если реализовывался проект, направленный на помощь в адаптации трудных подростков, проводится статистический обзор. В ходе анкетирования выявляется реальное количество участников проекта, их удовлетворенность в результате исследования. Далее, составляется диаграмма либо график, оценивается результативность проекта.

Заключение

В последнее время интерес к социальным проектам возрос. Если в прошлом веке подобного направления в школе практически не существовало, то на данный момент для каждой параллели разрабатываются и реализуются собственные направления исследования. Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, российских. Кроме того, существуют специальные программы по поддержке талантливых социальных проектов. Победители и призеры тех конкурсов, которые включены в специальный перечень, определенный Министерством образования РФ, имеют право на материальные гранты в размере 30 и 60 тысяч рублей.

Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований.

Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

Методика проведения социальных проектов в начальной школе

На сегодняшний день приоритетным в деятельности образовательных учреждений становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия и развитие личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для достижения этих целей в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Не остаются в стороне от этой работы и педагоги, главным предназначением которых является создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей образовательной и внеурочной деятельности в начальной школе. Научить детей мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию в процессе образования и воспитания.

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации детей, присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Поэтому педагоги все шире применяют метод, который как нельзя лучше подходит для решения стоящих перед ними образовательных и воспитательных задач.

«Одним из путей становления системы начального и общего образования как самостоятельной, конкурентоспособной сферы в актуальной на сегодняшний день парадигме непрерывного образования является ее развитие на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий проектного обучения».

Однако потенциал проектного подхода недостаточно осознан педагогическим сообществом и используется не в полной мере. Тогда как проектирование «дает в руки школ механизм повышения своего социального статуса, постоянного обновления содержания и организации деятельности, открытия новых путей, способов, приемов решения актуальных проблем в сфере образования».

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование.

Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений, главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта».

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребенка к участию в социальном проекте, педагог способствует его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.

В самом общем виде социальный проект представляет собой действие, локализованное по месту, времени и ресурсам, ориентированное на достижение социально-значимой цели. Такая деятельность всегда направлена на улучшение социальной действительности, имеет целью благо других, устанавливает отношения ответственной зависимости. Ведь социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения, а «…реализация социального проекта должна вызвать определенные положительные изменения в качестве жизни социума».

Социальный проект – это еще и вид социального творчества.

А. Маслоу, известный американский психолог подчеркивал, что творчество, или вернее, приобщение к творчеству, может быть чрезвычайно полезно не только для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, но и для формирования самоактуализирующейся личности.

Как известно, при социальном проектировании деятельность строится на субъект – субъектных отношениях, то есть ребенок выступает в ней как участник, сотрудник. Цель взрослых и детей совпадает: это успех проекта, внедрение инновации в жизнь, конкретное благо для других. Здесь нет места «воспитательному воздействию», но, в то же время, организуется деятельность воспитывающая сама по себе.

Ход работы над проектом :

Этап 1 . Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Этап 2 . Привлечение участников для решения данного социального проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

В ходе работы над социальным проектом педагог последовательно:

Привлекает внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;

Подводит к пониманию сложности и противоречивости определенных ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как к важным социальным проблемами;

Включает обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;

Решает исследовательские или творческие задачи;

Обсуждает, совместно с детьми, вырабатывает пути решения социальных проблем.

Работа по подготовке и реализации социального проекта способствует повышению общего уровня культуры обучающихся за счет получения дополнительной информации, формированию различных личностных компетенции и способности осознанного социального поведения.

Участие в проектах данного вида способствует формированию творческой личности, приобретению гражданского самосознания. Развитию социальных и оргдеятельностных качеств личности, влияет на становление нравственной и эстетической культуры ребенка. А проблемно-поисковый подход, который применяется в социальном проекте, как и в любом другом, дает возможность обучающимся получить опыт исследовательской деятельности. Только предметом анализа здесь являются законы и явления жизни, понимание поступков людей и прочее.

К тому же такой проект прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. Отношение ответственной зависимости – единственная возможная форма отношений внутри проектной группы. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.

Работа над проектом – современная, творческая, воспитывающая деятельность, потенциал которой должны полнее использовать все педагоги, в том числе и дополнительного образования.

В социальном проекте есть исследовательская, творческая и коммуникативная составляющая, которые благоприятно воздействуют на развитие личности ребенка.

Исследовательская составляющая проявляется в том, что обучающиеся в проектах выступают как исследователи проблем современной жизни. Творческая составляющая заключается в том, что они сами являются создателями и исполнителями новой, придуманной ими деятельности, и могут представить это на суд своих сверстников. Коммуникативная – в том, что в процессе реализации проектов обучающиеся организовывают свою деятельность, работают в сотрудничестве, взаимодействуют с педагогом и друг с другом, выстраивают со всеми нами деловое партнерское общение.

Социальный творческий проект позволяет обучающимся разного возраста не только развивать свои творческие и организаторские способности, но и дает им возможность почувствовать значимость своего труда, испытать себя в многофункциональной деятельности, взаимодействовать с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и форме выражения ее в проекте.

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

Примерная тематика социальных проектов в начальной школе:

    «Елочка»

    «Театр здоровья»

    «Книжкин дом»

    «Ветеран живет рядом»

    «Подари праздник детям»

    «Предновогодние чудеса»

    «Загляните в мамины глаза»

    «Дети в стране чудес»

    «Праздник чая»

    «Встречаем Новый год»

    «Прощай, осень!»

    «Зимняя сказка»

    «Учимся играть в команде»

    «О дружбе и друзьях»

    «Дорожная Азбука» и другие.

Литература:

    Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К. Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. -131 с.

    Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина /и др./. Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

    Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова /и др/.-Влогоград: Учитель, 2013. 169 с.

    Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.