Катер Метеор: технические характеристики. Пассажирские суда на подводных крыльях. Судно на подводных крыльях "Комета" - "Живой" журнал в картинках

«Метео́р» , проект 342Э - серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.

История

Т/х «Метеор»

Производились с 1961 по 1991 год на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1.

Описание


Теплоход Метеор проекта 342Э - дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом - на 26, 44 и 44 места соответственно. Переход пассажиров из среднего в кормовой салон осуществляется по имеющей крышу палубе (на фотографиях видна как «горб»), с палубы двери ведут в туалет, машинное отделение и подсобное помещение. В среднем салоне находится буфет.

Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.


В качестве главных двигателей на теплоходе установлены два дизеля типа М-400 (12ЧНС18/20) правого и левого вращения двенадцатицилиндровые, четырёхтактные, с турбонаддувом, с водяным охлаждением, реверсивной муфтой, номинальной мощностью 1000 л.с. каждый при 1700 об./мин, конвертированные из авиационных М-40. Движители - два пятилопастных гребных винта фиксированного шага ø 710 мм. Для обслуживания силовой установки и судовых нужд установлен комбинированный агрегат дизель-генератор-компрессор-помпа. Агрегат состоит из дизельного двигателя мощностью 12 л.с. при 1500 об./мин. со стартерным и ручным пуском, генератора мощностью 5,6 кВт, компрессора и вихревого самовсасывающего насоса. Механическая установка теплохода управляется с постов в ходовой рубке и в машинном отделении.

Источники электроэнергии

Основным источником электроэнергии в ходовом режиме являются два ходовых генератора постоянного тока мощностью по 1 кВт каждый при нормальном напряжении 27,5 В, установленные на главных двигателях. Имеется автомат параллельной работы генератора и аккумуляторных батарей. Для питания потребителей электроэнергии на стоянке установлен вспомогательный генератор постоянного тока мощностью 5,6 кВт номинальным напряжением 28 В.


«Метеор-236» на Лене

  • Первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
  • В центре Сормовского района Нижнего Новгорода на площади Буревестника была установлена модель «Метеора». В данное время модель перенесена в сквер перед Политехническим техникумом вблизи Сормовского парка.
  • Около Казанского речного техникума установлена модель «Метеора».






Теплоход Метеор-86

Судно VIP-класса!
В 2011 году был полностью обновлён салон судна, изменена отделка и планировка помещения (носовой и средний отсеки были объединены). Оснащён кожаными сиденьями с откидными деревянными столиками, есть гардероб и отдельные столы для проведения переговоров.
Пассажировместимость = 86 человек
На корабле функционирует бар, организовать питание на борту также можно путём развозки закусок с помощью специальных тележек (как в самолёте). Помимо этого, в наличии имеется прекрасно оборудованный клозет.
Окна затонированы, есть встроенная система кондиционирования.
Трюму теплохода также было уделено должное внимание: новые заклёпки, выпрямленные флоры, свежее лакокрасочное покрытие. Необходимый уход получила и обшивка судна.
Теплоход оснащён новейшим радионавигационным оборудованием по классу О2.0. Для ведения спецсвязи при сопровождении VIP-рейсов оборудована отдельная каюта.
Кроме того, была обновлена дизельная силовая установка: предприятие осуществило капитальный ремонт двух двигателей М419 (2200 л.с. в совокупности). Дополнительно установлен генератор Westerbeke на 220 В.

Вконтакте

Наверняка, многие читатели еще помнят те славные времена, когда "Ракеты", "Кометы", "Восходы" и "Метеоры" бороздили ведущие водные артерии СССР, позволяя за несколько часов добраться от Ярославля до Самары, или от Ялты до Сочи. Интервал движения судов по Волге, еще в 1990-ом году составлял порядка 15 минут, что, конечно же, было очень удобно. В середине 90-х "Ракеты" начали исчезать - слишком нерентабельны оказались они для эксплуатации в условиях рыночной экономики. Но потребность в судах не исчезла, и в наши дни суда на подводных крыльях нужны речному флоту страны как воздух.

"Ракеты" славили Россию

Отечественные кораблестроители по праву гордились пассажирскими теплоходами на подводных крыльях. Головное судно проекта "Ракета", построенное на заводе "Красное Сормово", поступило в эксплуатацию в 1957-ом году. Как раз к международному фестивалю молодежи и студентов в Москве, представив миру гениальные разработки советских ученых. С 1959 по 1976 год массовое производство "Ракет" происходило на феодосийском судостроительном заводе «Море». За эти годы было сооружено порядка 400 теплоходов. Им на смену пришли "Метеоры" — более комфортные и отвечавшие требованиям времени суда. Для эксплуатации на Черном море с 1960-го года строились "Кометы" — суда, рассчитанные на работу в условиях более сильного волнения. Это была эпоха освоения космоса, веры в научно-технический прогресс и торжество социалистических идей. «Ракеты» быстро стали мегапопулярны, их название стало нарицательным и зачастую все суда подобного типа именовали именно "Ракетами". Поездка на таком теплоходе по живописным местам была любимейшим и относительно дешевым, видом семейного отдыха советского человека. Да и просто прекрасной возможностью за считанные часы преодолеть большие расстояния по родной стране.

Возрождение легенды

Увы, но в "лихие девяностые" строительство подобных теплоходов прекратилось, поскольку они оказались нерентабельны в условиях рыночной экономики. Сегодня скоростных судов на российских реках почти не осталось. Есть два "Метеора", обслуживающих пригородную линию вокруг Ярославля, несколько восстановленных "Ракет" и "Восходов" на Москва-реке, и еще несколько "Метеоров" выполняющих экскурсионные рейсы от Санкт-Петербурга до Петергофа. В остальном же, работающие в наше время на пассажирских линиях речные корабли слишком медленные, их скорость не превышает 25 км/час. Как утверждают специалисты, учитывая цену топлива и маршруты на Российских реках, чтобы теплоход был современным и рентабельным, нужен совершенно новый тип, способный разгоняться до 40 км/час как минимум. И крылатые "Ракеты" нового поколения идеально подойдут для восполнения этой ниши.

Ещё несколько лет назад на государственном уровне был проведен конкурс на разработку новых моделей судов на подводных крыльях, способных стать достойными продолжателями славных традиций отечественного кораблестроения. Победителем конкурса был назван проект ЦКБ им. Крылова (г. Нижний Новгород). Прототип «Валдай 45» — быстроходное судно с углепластиковым корпусом длиной 21 метр, вмещающее до сорока пяти пассажиров и способное развивать скорость до 60 км/час. И сколько бы ни злословили злопыхатели, но, пройдя все необходимые испытания, судно запущено в серийное производство. Учитывая, что Нижегородские верфи способны выпускать по нескольку теплоходов в месяц, совсем скоро на водных линиях страны будет работать порядка полутысячи «Валдаев».

Катер "Метеор" - это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.

История "Метеора"

Катер "Метеор" ведет свою историю с 1959 года. Именно тогда первое такое экспериментальное судно было спущено на воду. Ходовые испытания проходили почти три недели. В их рамках самый первый катер "Метеор" прошел расстояние от Горького до Феодосии. Судно было построено на заводе под названием "Красное Сормово".

В Феодосии "Метеор" зазимовал. В свой обратный путь он отправился уже только весной 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы доплыть от Феодосии до Горького. Испытания были признаны успешными всеми участниками.

Серийное производство


Характеристики судна всех устраивали, поэтому уже в 1961 году его отдали в серийное производство. Оно было налажено на судостроительном заводе имени Горького, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь было выпущено более 400 теплоходов из этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые, усовершенствованные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили делать "Метеор" на подводных крыльях. При этом применялись импортные двигатели и кондиционеры. История этого судна завершилась только в 2007 году, когда линию окончательно демонтировали, перестроив ее под теплоходы нового класса.

Изобретатель "Метеора"


По праву создателем катера "Метеор" считается кораблестроитель Ростислав Алексеев. Помимо судов на воздушных крыльях, его заслуга - появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных аппаратов, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранолетов (использующих экранный эффект для полетов).

Алексеев родился в Черниговской губернии еще в 1916 году. В 1933 году переехал с семьей в Горький, где и сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, дипломную работу защищал по глиссерам на подводных крыльях. Начал работать инженером-кораблестроителем.

Во время Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило руководство советского военно-морского флота. Правда, их создание затянулось, поэтому они так и не успели принять участие непосредственно в военных действиях. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Работа над "Метеором"


"Метеор" на подводных крыльях группа ученых начала разрабатывать под руководством Алексеева. Первоначально он получил символическое название "Ракета".

Мировой общественности об этом проекте стало известно в 1957 году. Корабль был презентован на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. После этого началось активное судостроение. Помимо катера "Метеор", технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями "Буревестник", "Волга", "Восход", "Спутник" и "Комета".

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для военно-морского флота и отдельный проект для воздушно-десантных войск. Если высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог подниматься на высоту сравнимую с самолетами - до семи с половиной километров.

В 70-х Алексеев получил заказ на десантный экранолет "Орленок". В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение военно-морского флота, как официальная боевая единица. Алексеев сам регулярно испытывал свои транспортные средства. В январе 1980 года при обкатке новой модели пассажирского гражданского экранолет, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде, он потерпел крушение. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Он был экстренно госпитализирован. Врачи боролись за его жизнь, были проведены две операции. Но 9 февраля он все-таки скончался. Ему было 63 года.

Судна на подводных крыльях


"Метеор" на подводных крыльях - яркий пример судов такого класса. Под корпусом у него расположены подводные крылья.

Среди преимуществ таких летательных аппаратов отмечают высокую скорость передвижения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к качке и высокую проходимость.

При этом у них имеются и существенные недостатки. Их главный минус низкая экономичность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом при волнениях на воде у них начинаются проблемы. К тому же они не приспособлены к необорудованным стоянкам, а для движения им необходимы одновременно мощные и компактные двигатели.

Описание "Метеора"


"Метеор" - теплоход на подводных крыльях, который предназначен для скоростной перевозки пассажиров. Он работает на дизеле, сам является однопалубным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также возможно его перемещение по пресным водохранилищам и озерам, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Управляется дистанционно, контроль за его движением осуществляется непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры находятся в трех салонах с удобными и мягкими креслами. Они располагаются в носовой, средней и кормовой частях судна. Всего помещается 114 пассажиров. Перемещение между частями судна осуществляется через палубу, с которой двери ведут в туалет, подсобные помещения и машинное отделение. В среднем салоне даже имеется буфет для желающих подкрепиться.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья и закрылки. Их закрепляют на бортах и днищевых стойках.

Основными двигателями являются два дизельных. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Механическая установка управляется из ходовой рубки и машинного отделения.

Электропитание теплохода


"Метеор" - теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два ходовых генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также имеется автомат для одновременной работы аккумуляторных батарей и генератора. Существует также вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход "Метеор" обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке - 5,63 метра, при ходе на крыльях - 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором - 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. Скорость катера "Метеор" максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов "Метеора" - расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить - примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой - всего три человека.

Страны распространения "Метеора"

В настоящее время серийное производство "Метеоров" прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Безопасное путешествие

Увлекательные речные путешествия и прогулки и сегодня организуют, используя "Метеор". Безопасность на теплоходе для пассажиров гарантируется специальной системой управления и регулярного тщательного технического обслуживания всех устройств и механизмов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, отправляясь в плавание на "Метеоре", вы ничем не рискуете.

Прокатиться на этом речном судне можно в разных уголках страны. Например, сегодня весьма популярны экскурсии из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется в путь по живописным местам Невы, туристы могут насладиться удивительными красотами Северной Пальмиры. Причем все сделано для удобства людей, необязательно даже тратить время в очереди в кассах, достаточно приобрести билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует вас плавным ходом, который обеспечивают мощные и надежные современные двигатели. На борту каждого судна есть системы радионавигационного управления, связи и обязательно кондиционирования воздуха.

В трех комфортабельных салонах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, которые принимают форму туриста, они могут полноценно отдохнуть, перекусить, воспользовавшись раскладывающимися деревянными столиками, спрятанными в подлокотниках.

Между креслами также установлены круглые столики из натуральной древесины, которые значительно больше. Они пригодятся, если в пути вы путешествуете дружной компанией.

Сервис для туристов

Стоит отметить, что сегодня эти транспортные средства в основном используют в туристических целях. Поэтому на них организуют максимально комфортное времяпрепровождения. Сервису уделяется огромное внимание.

Компании, организующие такие речные круизы, предоставляют полный спектр услуг, предусматривая все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают в себя не только перевозку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательные развлекательные программы и познавательные экскурсии.

Воспользовавшись удобной формой по заказу билетов на эти речные теплоходы в сети интернет, вы не только сэкономите время, но и полноценно насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Судну "Метеор" посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием "Крылатые суда России", в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна "Метеор", которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика - Алексеева - разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену "Метеору" пришло пассажирское судно "Лена", которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.


Теплоход «Ракета» был предназначен для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях, протяженностью до 500 км, с заходом в водохранилища Длина – 27 м. Ширина – 5 м. Осадка на плаву – 1,8 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,1 м. Мощность силовой установки – 850 л.с. Скорость – 60 км/ч. Пассажировместимость – 64 человека.

Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.

Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини. Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42,5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.
В 30-e годы немецкий инженер Ганс фон Шертель с большой группой ученых и специалистов-практиков очень серьезно работал над идеей скоростного судна с подводными крыльями. К тому времени появились и подходящие материалы для конструкции корпуса и вполне пригодные мощные двигатели. Не существовало лишь одного – оптимальной формы подводного крыла.
Шертель испытывал модели самых немыслимых очертаний, но ничего не получалось. Судно не шло. В одних случаях ему не хватало остойчивости при движении на воде, в других – недостаточной оказывалась подъемная сила крыла и судно не поднималось над водой. Золотая середина так и не была найдена, хотя система подводных крыльев, созданная Шертелем, нашла применение. И все же полное практическое осуществление идеи подводного крыла не давалось зарубежным исследователям.

Примерно в те же годы студента кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева заинтересовала статья в сборнике научных трудов ЦАГИ. В статье рассматривалось поведение крыла самолета в некоем плотном потоке, например, в воде. Автор доказывал: чем сильнее поток, тем быстрее возникают гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла.

Молодого человека захватила идея – заставить служить те гидродинамические силы, которые как раз не позволяли судам увеличивать скорость, делали водный транспорт тихоходным. Словом, решил врага обратить в друга.
И обратил!

Осенью сорок первого года Ростислав Алексеев – выпускник института – защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации.



Салон «Ракеты»

В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей – одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса – примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности, постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим. Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды. Вся эта система впервые была испытана на небольшом катерке, который приводил в движение 77-сильный автомобильный двигатель.

После защиты диплома Р. Е. Алексеев получил направление на горьковский завод «Красное Сормово», в отдел технического контроля: молодой судостроитель стал контролером ОТК по приему танков – главной продукции завода. Время-то было военное.

На первом своем катере Р. Е. Алексеев в 1946 году отправился в Москву. Его приняли в заинтересованных организациях, специалисты познакомились с судном. У идеи судна на подводных крыльях появились первые сторонники не только в Горьком, но и в Москве. Крохотный коллектив лаборатории принялся за технический проект первого в мире судна на подводных крыльях под условным названием «Ракета».

Первое пассажирское судно на подводных крыльях под таким же названием поступило в эксплуатацию в 1957 году. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.

«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.

В Нижнем Новгороде «Ракеты»использовались в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.

В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна Ростислав Евгеньевич Алексеев и лично продемонстрировал её Хрущёву.

На базе разработок Алексеева в России было построено большое количество коммерческих судов на подводных крыльях: «Ракета», «Стрела», «Спутник», «Метеор», «Комета», «Циклон», «Буревестник», «Восход». Строились и военные суда, в том числе и самое большое судно этого класса в мире – «Бабочка», ему предшествовали «Пчела», «Турья» и «Саранча».

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

Существовала также пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» - 90 м. Подача воды - 800 куб. м/час.

В короткий срок суда на подводных крыльях стали одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, комфорт, высокая экономичность позволяли крылатым судам успешно конкурировать с другими видами транспорта. Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. Помимо «Ракеты» в СССР строились и другие типы гражданских теплоходов на подводных крыльях. К 1985 году на водных магистралях страны использовались более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета», десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь». В нашей стране суда на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 миллионов пассажиров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны, в том числе в США, ФРГ, Францию, Италию и Великобританию.

С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». Так, например, в 2009 году эксплуатировалось четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246.



Теплоход «Беларусь» отличался тем, что имел очень малую осадку: на плаву - 0,91, при ходе на крыльях - 0,3 метра. Для сравнения: те же параметры у теплохода «Ракета» - 1,8 и 1,1 метра. «Беларусь» обслуживал пригородные и местные речные линии протяженностью до 320 километров. Судно брала на борт 40 пассажиров и при эксплуатационной мощности 600 лошадиных сил развивает скорость 65 километров в час.



Катер «Волга» был предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей. Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км. Длина – 8,5 м. Ширина – 2,1 м. Осадка на плаву – 0,85 м. Осадка при ходе на крыльях – 0,55 м. Скорость – 60 км/ч. Мощность – 70 л.с. Пассажиры – 6 человек.



Теплоход «Метеор» предназначался для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км. Длина – 34,6 м. Ширина – 9,5 м. Осадка на плаву – 2,3 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,2 м. Скорость – 65 км/ч. Силовая установка – 2x850 л.с.. Пассажиры – 124 человек. «Метеоры» производились с 1961 по 1991 годы на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе была демонтирована.



Теплоход «Комета» был предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль. Длина – 35,1 м. Ширина – 9,6 м. Осадка на плаву – 3,2 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,45 м. Скорость – 32 – 34 узла. Силовая установка – 2x850 л.с.. Пассажиры – 118 чел.



Теплоход «Восход» был создан для замены более старых судов на подводных крыльях – «Ракет» и «Метеоров». Длина – 27,6 м. Ширина – 6,4 м. Осадка на плаву – 2,1 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,1 м. Скорость – 65 км/ч. Силовая установка – 2x500 л.с.. Пассажиры – 71человек. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Ленинградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя.



Газотурбоход «Буревестник» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 500 км Длина – 43,2м. Ширина – 7,4 м. Осадка на плаву – 2,0 м. Осадка при ходе на крыльях – 0,6м. Скорость – 90 км/ч. Мощность – 2x2700 л.с.. Пассажиры – 150 чел. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных от самолёта Ил-18. «Буревестник» существовал в единственном экземпляре. Эксплуатировался он c 1964 года до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.

Статья из газеты «Новости Югры»:

ТИТАНИК НА ИРТЫШЕ

В конце лета 1998 года на реке Иртыш едва не случилась трагедия: теплоход «Метеор-222» на полном ходу врезался в берег. Были пострадавшие. По поводу происшедшего ходили разные слухи. Мы не стали делать свои выводы до окончания официального расследования. Его проводила транспортная прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа (прокурор, старший советник юстиции А.Хмелинин). Чтобы полностью восстановить картину происшедшего, выяснить обстоятельства, приведшие к драме на воде, у старшего следователя В.Лаптия на это ушло немало времени.
Чрезвычайные происшествия на транспорте вызывают у населения повышенный интерес, так как каждый из нас примеривает на себя: а если бы я оказался в летящем под откос поезде, падающем самолете, тонущем корабле - что было бы со мной? Интерес проявляется не только к последствиям трагедии, но и к ее причинам.
Так что же произошло в ту роковую ночь на борту мчащегося теплохода? Теперь об этом можно говорить открыто, тем более, что совсем недавно оценку этому чрезвычайному происшествию дал суд.
Рано утром 25 августа 1998 года «Метеор-222», принадлежащий окружному пассажирскому управлению, должен был отшвартоваться от причала райцентра Березово и взять курс на Ханты-Мансийск. Лето близилось к своему закату, ночи стали холодные, с туманами, и в редкие дни теплоходы отправлялись точно по графику. На промежуточных остановках пассажиры терпеливо ждали на причалах, всматриваясь в даль сквозь клубы молочного тумана.
В этот день вместо 6 часов утра «Метеор» отошел от пристани в половине одиннадцатого. Команда судна состояла из механика - сменного капитана В.Родионова, сменного капитана - сменного механика П.Зиберта, а также двух рулевых мотористов и двух кассиров-мотористов. Так заведено, что вахта капитанов длится по два часа и первым на нее заступил П.Зиберт. В поселке Карымкары его сменил В.Родионов. Вообще весь этот день для экипажа складывался неудачно, начиная с задержки рейса почти на четыре с половиной часа и заканчивая последующими драматическими событиями.
Как раз в момент отхода «Метеора» от пристани поселка Перегребное сломался один двигатель, что сразу же отразилось на скорости теплохода. Родионов отправился с мотористом в машинное отделение, вместо него на вахту встал Зиберт.
Наконец поломку устранили, и дальше теплоход двигался на полной скорости. В 20 часов 20 минут «Метеор» еще только подошел к пристани поселка Горнореченск, хотя в это время он уже должен был давно прибыть в Ханты-Мансийск, если бы не было вынужденных задержек. Здесь на вахту вновь заступил Родионов, Зиберт отправился отдыхать в каюту. Но сон не шел, какая-то тревога охватила сменного капитана: Родионов, как старший на теплоходе, так и не сказал ему - где команда и пассажиры проведут ночь, где причалят на ночлег? Неужели капитан принял решение идти до Ханты-Мансийска, когда уже были глубокие сумерки?
Петр Иванович Зиберт вернулся в рубку теплохода. Минул всего час, как он ее покинул, но обстановка на реке сильно изменилась. Все менее различимы были видны берега. В этот момент он и спросил Родионова напрямую: где команда остановится на ночлег - в Кедровом или Елизарово? Капитан ответил, что принял решение идти до Ханты-Мансийска. В этой ситуации Зиберт ничего сделать не мог, вся ответственность лежала на капитане.
И Зиберт, а тем более Родионов как старший на судне, прекрасно знали, что «использовать скоростное судно» в темное время суток по существующим правилам плавания запрещено. Как потом заявил Зиберт следователю: принимая такое решение, Родионов был, наверное, уверен в себе и правильности своих действий.
Петр Иванович из рубки не ушел, он до последнего момента находился рядом с капитаном и помогал определять ориентиры во время движения судна. А оно мчалось «на всех парах» со скоростью 60 километров в час. Правда, когда проходили Усть-Иртышский перекат, скорость сбросили до 10- 12 километров, потом ее снова восстановили. Ситуацию осложнили мелькавшие вдали огни города - из-за резкого светового контраста невозможно было определить точные ориентиры: где река, где берег, и в половине двенадцатого ночи «Метеор-222» на полном ходу врезался в берег...
Больше всех в эту ночь пострадал рулевой-моторист Евгений Болдышев. За несколько минут до столкновения теплохода с берегом он спустился в машинное отделение. От резкого удара Евгений ударился головой и упал на пол. Лежащего у входа Евгения обнаружил его напарник рулевой-моторист Владимир Маморов. Все лицо у Евгения было в крови, говорить он не мог, только стонал от боли.
Маморов помог Болдышеву подняться на палубу. Здесь кассир Абрамова оказала ему первую помощь. Как потом оказалось, Евгений Болдышев получил сотрясение головного мозга, перелом правого подколенника, перелом носа, на лбу, губах и подбородке были раны. Все это повлекло за собой длительное расстройство здоровья.
Пострадали несколько пассажиров. Их на борту судна было 15. Если бы салон «Метеора-222» был полон, можно предположить, что и раненых было бы гораздо больше...
Александра Петровна Карп села в «Метеор» на пристани Перегребное, после четырех с половиной часов ожидания. Ничто не предвещало беды. Остановки мелькали одна за другой, ровный гул двигателя убаюкивал, да и темнота за окном была кромешная. Облокотившись о стол, Александра Петровна дремала. От сильного толчка она откинулась на спинку кресла и ударилась головой о перегородку за спинкой - ...Александра Петровна сидела спиной к входной двери. На какое-то время потеряла сознание. Очнулась от крика моториста, который получил травму головы. Превозмогая боль, поспешила к нему на помощь, но возле Евгения уже находились кассир и одна из пассажирок, назвавшаяся медсестрой. Они сказали, что все необходимое уже сделали.
...Виктор Алексеевич Желтых ехал из Березово. Для него, хорошо разбиравшегося в технике, стало понятно, что случилась поломка и теплоход потерял скорость.
Потом, как он понял, «Метеор-222» снова набрал ход. Желтых сидел в среднем салоне слева и в момент удара он ногой сломал столик и оказался у двери, выходящей на палубу. Когда поднялся, понял, что нога травмирована.
...Тамара Ивановна Васильева, жительница Советского района, ехала в окружной центр по личным делам. До станции Приобье она добралась поездом, а потом пересела на «Метеор». Из всех пассажиров она оказалась самой настойчивой.
Когда теплоход в 18 часов вместо 11 причалил к пристани Приобье, она поинтересовалась у капитана Родионова: почему так поздно отходим, ведь не хватит времени засветло дойти до Ханты-Мансийска, а ночью плыть не разрешается? Капитан успокоил ее, как и своего сменщика: «Успеем, мы будем идти быстро».
Тамара Ивановна проснулась от удара. Толчок был так силен, что она оказалась на два кресла впереди, лежа на полу без сознания. Когда очнулась, услышала шум, крики. На лице, ногах были ссадины и кровоподтеки.
На счастье в это время из протоки на реку Иртыш выходил теплоход «Связь-1». Экипаж увидел проходящее мимо на большой скорости судно, но к какому типу оно относится, определить не смог, так как было очень темно и виднелись только кормовые огни. Вскоре огни стали приближаться, было ясно, что судно стоит. Когда подошли ближе, увидели, что «Метеор» ударился о берег левым бортом. Теплоход вышел на связь и попросил забрать пострадавшего моториста.
Сменный диспетчер окружного пассажирского управления Н.Тишкин в полночь получил сообщение с судна «РТ-643», что на теплоходе «Связь-1» находится раненый, который нуждается в срочной медицинской помощи. Поступило и другое сообщение: на «Метеоре» находятся пассажиры и их необходимо снять. Что именно произошло, команда «РТ-643» не сообщила, сославшись на плохую связь. Н.Тишкин вызвал «скорую помощь» в РЭБ связи, а сам сел на теплоход «Москва» и отправился на 7-ой километр реки Иртыш к месту аварии. «Метеор-222» стоял на правом берегу Иртыша. Носовая пассажирская площадка была загнута вверх, видимых повреждений не было обнаружено. Позже стало ясно, что теплоход получил повреждение корпуса и деформацию крыльевого устройства, в результате чего пассажирскому управлению был причинен ущерб на 57,4 тысячи рублей.
Оценку чрезвычайному происшествию на воде дали специалисты судоходной инспекции, которые не только тщательно обследовали судно, но и сопоставили все действия капитана с существующими инструкциями и правилами эксплуатации судов. Были выявлены грубые нарушения правил безопасности судоходства, которые допустил не рядовой член экипажа, а сам капитан, в результате чего пострадали люди и судно.
Тщательно расследовав обстоятельства дела, старший следователь транспортной прокуратуры В.Лаптий пришел к выводу, что В.Родионов совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации речного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью и причинение крупного ущерба предприятию.
Как нам стало известно, недавно Ханты-Мансийский районный суд рассмотрел дело по обвинению В.Родионова. Он осужден на два года лишения свободы условно с испытательным сроком один год. Кроме того, Родионов на два года лишен права управлять транспортным средством, то есть фактически он отстранен от своей основной работы. Такова цена, заплаченная им за бездумное лихачество и русское «авось пронесет».
...Чаще всего в основе всех транспортных происшествий лежит как раз именно «человеческий фактор», завышение самооценки того, кто находится за рулем, пультом, штурвалом, элементарное пренебрежение нормами и правилами, которые, как говорят специалисты, пишутся кровью.
В 2012-2016 году находится в Тобольске на РЭБ флота. Не работает.