И так третий опознавательный признак орфограммы. Орфография, орфограмма, признаки орфограммы. Фонемный и буквен­ный анализ и синтез

Написания не по произношению называются орфограммами , т.е. правильными написаниями (в словах тра ва́, нож выделенные буквы являются орфограммами). Вместо орфограммы в слове может быть написана другая буква - неправильное написание, т. е. ошибка: лож ка - выделенная буква - орфограмма (правильное написание); «лош ка» - выделенная буква - орфографическая ошибка (т. е. неправильное написание). У пишущего ученика в уме постоянно происходит конкуренция, выбор между орфограммой и ошибкой. Причин для появления ошибок (вместо орфограмм) много (см. о них ниже).

У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:

У орфограмм - гласных букв: безударность гласных (ка то́к , сте на́ ,положение гласных после шипящих и ц (жё лудь , ци рк );

У орфограмм - согласных букв: стечение согласных (ясн ый , бумажк а ),конец слова (холод , нож );

У орфограмм - букв ь и ъ : а) у разделительных ъ и ь наличие звука [й’] после согласной (с [й’э]м , сем [й’а]); б) у неразделительного ь наличие мягких согласных в стечении согласных (ночн ой, се [л’]дь, ко [н’]ки , ба [н’]тик ), наличие шипящих на конце слова (рож ь , горяч , спряч ь , еш ь , сплош ь , лиш ь ),наличие в произношении глаголов [ца] (купатьс я , купаетс я );

У орфограмм - больших букв: начало предложения, наличие собственных имен (Б айкал )и собственных наименований (В еликая О течественная война );

У небуквенных орфограмм: наличие не и ни , предлогов и союзов, приставок в- , кое- , по- , суффиксов -либо , -нибудь , -таки , -ых (-их) , -ому , -ему , сложных слов, конец строки.

Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.

45. Методика работы над орфографическим правилом.

Психологической наукой выдвинут исключительно важный вопрос о необходимости обучения школьников приемам умственной работы. Об этом говорится в статье Д.Н. Богоявленского: «… способам умственной работы по применению теоретических знаний на практике надо уделять в обучении не меньше внимания, чем усвоению содержания научных понятий или правил». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение». 1987г.

Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.



С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.

Схема орфографического разбора определяется:

Последовательность.

Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.

Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.

Ученик должен:

Поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;

Обратить внимание на окончание;

Определить род имени существительного.

Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).

Итак, схема разбора - это предписание, определяющее, какие существенные признаки орфограммы и в какой последовательности необходимо выявить пишущему, чтобы верно применить соответствующее орфографическое правило, другими словами, схема орфографического разбора - это предписание, определяющее содержание и последовательность умственных действий по применению орфографических правил в практике письма.

Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:

После шипящих и Ц в суффиксах прилагательных под ударением пишется О, без ударения -Е: грошовый, ежовый, но: плюшевый, ситцевый.

Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:

а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;

б) часть речи;

в) место ударения.

Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.

Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.

Итак, при определении последовательности анализа орфограммы надо учитывать следующее: вначале указывается опознавательный признак орфограммы, затем - «выборочный» признак (или «выборочные» признаки), далее - «заключительный» признак (или «заключительные» признаки).

Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.

Объяснительное письмо.

Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.

Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».

При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).

При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.

Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.

Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.

Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.

То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения (см. приложение №) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.

Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.

И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.

«Для орфографических целей, - пишет Д.Н. Богоявленский, - совершенно необходима выработка умения быстро, по ходу работы (например, при диктовке), распознавать морфемы и грамматические категории. При этом надо заметить, что как при диктантах, так и при всякого рода творческих письменных работах определять все это ученику приходится либо при слуховом восприятии текста, либо при внутреннем произнесении его. Поэтому естественным кажется на занятиях по грамматике приучать учащихся производить грамматический разбор со слуха». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение».1987г.

, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Таким образом, понятие «орфографическая зоркость» подразумевает способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость неразделимо связана с умением оценивать каждый звук в слове, различать, в какой позиции он стоит. Обладать орфографической зоркостью – это значит уметь оценивать звучащее слово с точки зрения наличия «проблемных мест» в слове - слабых позиций. Умение обнаруживать и проверять орфограммы до их написания является базовым орфографическим умением.

Сформировать стойкие орфографические умения и навыки невозможно без развития умения обнаруживать опознавательные признаки орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм - своего рода сигналы, приметы орфограмм. Они заставляет ученика внимательно вслушиваться в звучащую речь, активизирует речеслуховое внимание на поиск орфограммы. К сожалению, резервы, содержащиеся в знании теоретических сведений об опознавательных признаках орфограмм и умении учащихся узнавать орфограммы на слух с опорой на эти признаки, недостаточно используются в школьной практике.

Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.

В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

Гласные - а, о, и, е;

Пары звонких и глухих согласных;

Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

Буквы я, е, е, ю;

Мягкие согласные;

Окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Что касается несовпадения буквы и звука, написания и произношения - главного признака орфограммы, то этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение. Однако в процессе письма под дик­товку младший школьник зачастую не может обнаружить несовпадения звука и буквы.

«Опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния) - сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений. В процессе обучения дети запоминают набор тех звуков и звукосоче­таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. С большинством из данных сочетаний учащимися знакомятся уже в период обучения грамоте.

Для того, чтобы научиться находить третий опознавательный признак орфограмм - морфемы в словах, сочетания морфем, ученик должен усвоить тему «Словообразование». Умея определять в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, так как знает, какие орфог­раммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в окончании или на стыке морфем. В этом может помочь таблица «Схема минного поля», предлагаемая в пособии для родителей «Как научить вашего ребёнка писать без ошибок». В схеме наглядно представлено, какие орфограммы могут встречаться в каждой из частей слова. Вооружившись таким «миноискателем» - указателем опознавательных признаков орфограмм в различных морфемах, школьник может постепенно освоить навык нахождения орфограммы в любой части слова.

Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.

Классификаци и опознавательных признаков орфограмм.

Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.

Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;

Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;

Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);

1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.

Тип буквенных

орфограмм

Опознавательные признаки орфограмм

Слабых позиций

Сильных позиций

Безударность гласного

Наличие шипящего и ц

перед гласными

согласные

Конец слова,

Стечение согласных

Н перед суффиксом,

Н перед окончанием

ь неразделительный

Мягкие согласные

-[ца] на конце глаголов,

Шипящие на конце слова

ь и ъ разделительные

Звук [й] после согласных

и перед гласными.

2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

Разделительный ь

наличие звука [ j] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

Разделительный ъ

а) наличие звука после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи : глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных - ого, - его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

3. Классификация опознавательных признаков орфограмм

Особенностью классификации опознавательных признаков орфограмм, представленной в учебно-методическом пособии «Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи» , является то, что кроме общих и частных опознавательных признаков орфограмм указаны принципы орфографии, которым соответствуют эти орфограммы. Так, например, орфограмме «Безударные гласные (проверяемые) в корне слова» соответствует морфологический принцип письма. К числу общих и частных опознавательных признаков орфограмм (то, что распознают дети) автор относит такие, как

А. Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке).

Б. Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В. Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными».

Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей.

Для обучения опознавать признаки орфограмм весьма эффективен приём моделирования . При моделировании орфограммы учитываются её общие и частные опознавательные признаки. Используются общепринятые в школьной практике символы: корень слова - дуга, сильная позиции гласного либо согласного - знак «плюс», слабая позиция – знак «минус». Использование моделей опирается на теорию формирования умственных действий и проходит следующие этапы:

Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внешней речи с использованием материальных опор (условных обозначений, схем)

Нахождение опознавательных признаков орфограмм только в речевом плане;

Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внутренней речи (в умственном плане).

Такая последовательность работы позволяет формировать навык определения существенных опознавательных признаков и минимального орфографического поля орфограммы с постепенным переводом процесса их нахождения во внутренний план. Это обусловлено тем, что для младших школьников свойственно наглядно-образное мышление. Введение схематического изображения орфограммы позволяет преобразовать орфограмму в модель или схему, что создаёт условия для развития наглядно-схематического, логического мышления. Навык опознавать отличительные признаки орфограмм будет стойким в том случае, если учащиеся сами принимали участие в их «открытии».

Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий.

Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азова работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие.- М., Российский университет дружбы народов, 2007

2. Алгазина орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987

4. Богоявленский усвоения орфографии. / – М., 1966

5. Богоявленский принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/// Начальная школа. –2003 - №4-С.39

6. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64

7. Жедек обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах //Под ред. . –М.: Просвещение. с.

8. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах / ,. Светловская –М.: Просвещение, 19с.

9. Львов орфографии в начальных классах///Начальная школа. –1984. №12-С.67

10. Львов в начальных классах/. –М.: Просвещение, с.

11.Шклярова научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4

Орфография - это исторически сложившая­ся система единообразных написаний, кото­рую принимает и которой пользуется общество.

1. Это система или совокупность правил, обеспечивающих единообразие в тех случаях, где возможны варианты.

2. Раздел науки о языке, определяющий еди­нообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных (де­фисов, пробелов, запятых) графических средств.

Офография опирается на те или иные прин­ципы, среди которых выделяется основной принцип, определяющий характер данной ор­фографии.

Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип напи­сания. Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флек­сии), повторяющиеся в разных словах и фор­мах, пишутся всегда одинаково независимо от того, как они произносятся. Тот или иной ко­рень, повторяясь в родственных словах в разной фонетической огласовке, те или иные приставки, суффиксы и флексии, полу­чая в разных словах разное звучание, на пись­ме всегда имеют одно и то же обозначение. Например, воды, вода, водяной (корень «вод» пишется одинаково во всех словах, но произ­носятся по-разному).

В русском языке есть случаи отступления от единообразия в написании значимых частей слова, в данном случае действует фонетиче­ский принцип.

Более мелкими единицами, чем орфограм­мы, считаются опознавательные признаки ор­фограмм. А крупные орфографические едини­цы - орфографические правила.

Орфограмма - это такое написание в сло­ве и между словами, которое может быть изо­бражено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: - безударность, после ши­пящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: - на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)- мягкие со­гласные.

Неразделительный ь- шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные - звук [й] после со­гласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы - начало предложения, текста, наличие собственных имен и соб­ственных наименований.

Дефис - Сложные слова; приставки кое-, в-, по-; суффиксы -нибудь, -либо, -что; части­цы -то, -ка.

Черточка (при переносе) - конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограм­му, следует определить, что необходимо на­писать в том или ином случае.

Более мелкими единицами, чем орфограммы, считаются опознавательные признаки орфограмм. А крупные орфографические единицы – орфографические правила.

Орфограмма – это такое написание в слове и между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: – безударность, после шипящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: – на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)– мягкие согласные.

Неразделительный ь– шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные – звук [й] после согласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы – начало предложения, текста, наличие собственных имен и собственных наименований.

Дефис – Сложные слова; приставки кое-, в-, по-; суффиксы -нибудь, -либо, -что; частицы -то, -ка.

Черточка (при переносе) – конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует определить, что необходимо написать в том или ином случае.

Выбор правильного написания слов осуществляется с учетом морфологических, синтаксических, фонетических признаков, словообразовательных и смысловых особенностей слов. Все это и способствует правильному выбору букв при написании слов.

В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных о и е в суффиксе прилагательных -ов– (-ев-) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формируется таким образом, что в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения буква – е. Например, грошовый, ежовый, сторожевой, плечевой.

Фонетические особенности слов – это позиция и характер фонемы (мягкость, ударность и безударность, звонкое звучание и глухое).

Словообразовательный способ – зависимость способа проверки орфограммы от расположения в слове.

Морфологические условия – указывают на часть речи и ее признаки. Например: долг (сущ., 2 скл., и. п.).

Синтаксические условия указывают на связь слов, например: высоким мастерством (мастерством – каким? – высоким).

Смысловые условия – определяют значение слова или значение части слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прибрежный (близость).



Орфограммы в слове можно найти по опознавательным признакам (приметам)…

Тип орфограммы Опознавательные признаки
Буквы
Гласные безударность шипящие и ц перед гласными
Согласные конец слова стечение согласных н перед гласными в конце слова
Большие начало предложения и текста наличие собственных имен и наименований
не обозначающие звуков
Ь неразделительный мягкие согласные шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов
Ъ и Ь разделительные звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и
дефис сложные слова приставки кое-, в-, по- суффиксы -нибудь, -то, -либо частицы -то, -ка
слитные и раздельные написания (пробел) не, ни, бы, же ; предлоги; сложные слова
чёрточка (при переносе) конец строки

Орфография [от греч. оrthós - правильный и graphō - пишу] - общепринятая система правил написания слов данного языка.

Орфограмма – написание, которое соответствует правилу или проверяется по словарю. Типы орфограмм:

1) орфограмма-буква (бро шю ра, во ро бей, чу дный );

2) орфограмма-пробел (без_ устали, не_ знал, в_саду );

3) орфограмма-контакт (нап ропалую , сп росонья, на лево );

4) орфограмма-дефис (из-под, во-вторых, где-либо ).

Опознавательные признаки орфограмм:

1) шипящий [ж, ш, ч", щ"] перед гласным;

2) [ц] перед гласным;

4) шипящий [ш, ч", щ"] в конце слова;

5) глухой парный согласный [п, к, т, ф, с, ш] в конце слова;

6) стечение согласных;

7) мягкий согласный звук в середине слова;

8) [й"] в середине слова;

9) безударность в приставке, корне, суффиксе, окончании;

10) [н], [н"] перед окончанием или суффиксом;

11) элементы: из, до, с, в(во), на, за ;

12) элемент по ;

13) элементы: -то, -либо, -нибудъ, кое-, -таки, -ка ;

14) ли, бы, же ;

15) не, ни ;

16) сложность слова.

Принципы орфографии

Принципы русской орфографии:

1) морфологический(морфемный) - глас­ная проверяется ударением, а согласная -подбором слова, в ко­тором эта согласная ясно слышится (перед гласной или сонорной). Эта закономерность распространяется на все значимые части слова, например: де ревья - де рево ;

2) фонетический- написание зависит от произношения (при­ставки на -з/с- , гласная ы после приставок, чередующиеся согласные и т.д.), например: безы дейный, раз дать, рас познать ;

3) традиционный(исторический) - написание нельзя объяснить с точки зрения современного состояния языка; традиционные написания не оправданы ни фонетически, ни морфологически. Написание таких слов приходится запоминать, проверять по словарю: чувство, собака, морковь . Среди слов с традиционным написанием много заимствованных слов: беллетристика, интеллигент, аппликация .

Тема 3. Правописание гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне; чередующиеся гласные.

3.2. Буквы э и е в корне.

3.3. Гласные после шипящих и ц в корне.

3.4. Гласные о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

3.5. Гласные ы и и после ц.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне; чередующиеся гласные

А) Проверяемые гласные . Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова: развевается (ве ́ять ) флаг развивается (разви ́тие ) промышленность;

Примечание 1 . Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать ): опо здать (по здний, хотя опа здывать), раскро ить (кро йка, хотя раскра ивать).

Примечание 2 . В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфи цировать, хотя дезинфе кция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция инъецировать, проекция - проецировать и в некоторых других.

Б) Непроверяемые безударные гласные. Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: апе лляция, инте лли генция, компо новка, пе ри ферия, при ви легия, при оритет, оди озный, эста када и мн. др.

В) Чередующиеся гласные

Правописание чередующихся гласных зависит от следующих факторов:

буквы в корне буквы после корня ударения смысла
1. -лаг - – -лож - полаг ать, полож ить 2. -раст - – -рос - – -ращ - растение, росли, выращенный Искл.: отрасль, росток, ростовщик, на вырост, Ростов, Ростислав, прорость, заросток 1. -кас - – -кос - каса ться – косну ться 2. -бир а- – -бер - -мир а - – -мер - -пир а - – -пер - -дир а - – -дер - -тир а - – -тер - -стил а - – -стел - -блист а - – -блест - -жиг а - – -жег- -ина -, -им а - – -а (я)- -чит а-– -чет- Искл.: сочетание, чета, сочетать собирать – соберу блистал – блеснул, понимать -- понять выжигал - выжег без ударения 1. -гор- загорать, гореть Искл.: пригарь, выгарки, изгарь 2. -клон- наклониться 3. -твор - творец Искл.: утварь 4. -зар- заря, озарять, зарница Искл.: зоревать 1. -скак- продолжит. действие скакать 2. -мак- «погружать в жидкость» макать 3. -плав- плавники 4. -равн- «сделать одинаковым» уравнять -скоч- мгновенное действие вскочить -мок- «пропускать жидкость» промокашка непромокаемый -плов- только в словах пловец, пловчиха -ровн- «сделать ровным, гладким» подровнять, но: равнина

3.2. Буквы э и е в корне

Э Е
1. В начале иноязычных слов: эмоция, эра 2. В середине и в конце иноязычных слов после гласных а, о, у : маэстро, алоэ, дуэт (но: проект ) 3. В русских словах типа эдак, эге, эхма 4. После приставки или первой части сложных слов, оканчивающихся на согласный или и : сэкономить, трехэтажный, антиэстетический 1. В иноязычных словах после твердых согл.: адекватный, бартер, компьютер Искл.: мэр, пэр, сэр , киднэпинг, кэш-память, рэкет, рэп, тхэквон­дист, пленэр (живопись или киносъемка на открытом воздухе), а также некоторые собственные имена(Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.). 2. После гласного и: пиетет, реквием Искл.: агентство Ассошиэйтед Пресс (имя собств.)

3.3. Гласные после шипящих и ц в корне

А) Гласные после шипящих. После шипящих (ж, ч, ш, щ ) не пишутся буквыя, ю, ы, а пишутся соответственноа, у, и: ча йка, проща льный, чу до, щу риться, жи р, ши ть. Искл.: брошю ра, жю ри, парашю т, пшю т, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Примечание .Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена(Жю лъ, Жю ли, Сен-Жю ст, Шы рхан, Очы , Шю кюр и т.п.),а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межю рбюро и т.п.).

Б) Гласные о / ё после шипящих и ц в корне

Можно ли подобрать родственное слово с Е ?


шё пот (ше птать) шо рох, шо рты, шо тландец

шё лковый (ше лка) палаццо , скерцо , шо к, жо х

Примечание . Различай часть речи: ожё г (глагол) руку – ожо г (сущ.) руки, поджё г дом – поджо г дома, изжо га, ожо говый центр

3.4. Гласные о / ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Определи часть речи


Ё под ударением О без ударения Е

жжё т, жжё ный, печё м, свечо й задаче й

ночё вка, тушё нка, борцо в полотенце м

размежё вывать камышо вый плюше вый

горячо певуче

трещо тка (от сущ. треск )

НО: дирижё р (стажё р, ретушё р), учё ба, тяжё лый, никчё мный

3.5. Гласные ы и и после ц

Упражнения

1. Вставьте пропущенные безударные гласные в корнях, подбирая однокоренные слова и формы слова для проверки.

а) Впеч...тление, оч...ровать, об...ятельный, пор...звиться, погл...тить, предзн...менование, ст...родавний, об...щает, спл...ченный, ч...столюбие, просв...титель, невр...ждебный, т...инственный, выт...нуть, обозн...чать, безгр...ничный, предст...витель, препод...ватель, зам...чать, пь...нящий, см...риться, изм...рение, падч...рица, ч...рнеть, насл...ждение, тр...слись, к...стяной, к...сноязычный, перег...нять, обн...женный, ун...женный, м...тель, бр...сок, тр...скотня, беречь как з...ницу ока, об...дрять, т...готеющий, т...скать, невзн...чай, бл...год...рить, уед...ненный;

б) источник исс...кает, хирург исс...кает рану, промышленность разв...вается, флаги разв...ваются, посв...тить фонариком, посв...тить стихи, прекр...щать работу, укр...щать животных, ветер обв...вает лицо, обв...вать ствол дерева, ч...стота радиоволн, соблюдать ч...стоту, разр...дить атмосферу, разр...дить посевы, разр...дить ружье, прим...рять костюм, прим...рять поссорившихся, пос...деть от горя, пос...деть за столом, прож...вать по адресу, прож...вать хлеб, спл...тить единомышленников, запл...тить взносы, ув...дать в зеркале, ув...дать без влаги, ум...лять значение, ум...лять о помощи, осл...пительный свет, ресницы сл...паются от мороза, деревенский ст...рожил, ст...рожил склад, отв...рить окно, отв...рить рис, вып...рите в бане, вып...рите шов, прист...жная лошадь, прист...жной воротник к курте, ст...чился от времени, ст...чать клинья юбки.

2. Пользуясь этимологическим словарем или словарем иностранных слов, объясните правописание гласных, не проверяемых ударением, дайте толкования лексических значений слов.

Аб...туриент, аб...нент, аб...н...мент, ав...нсцена, авт...ритет, адр...сат, адр...сант, анг...ж...мент, ан...нимный, ант...г...низм, апл...д...сменты, ап...гей, ап...кал...псис, б...ндероль, б...тальон, б...гема, бр...вурный, бр...гантина, бук...нист, бюр...крат, в...кцина, в...нтилятор, в...ст...бюль, в...н...грет, в...зуальный, в...адук, в...кабула, в...лторна, ви...л...нчель, г...лантный, д...л...катный, д...л...тант, имп...зантный, ин...циалы, инт...ллектуальный, инф...нтильный, инц...дент, к...р...катура, к...ракуль, к...рп...ративный, комп...тентный, конс...рватория, л...к...ничный, л...п...дарный, л...гализация, л...яльность, м...гистраль, м...н...фестация, м...л...таристский, м...тивировать, мен...джм...нт, м...т...нимия, ор...нгутанг, ор...гинальный, от...лар...нголог, п...лисадник, пр...в...легированный, р...з...нанс, р...т...фикация, трад...сканция, транспл...нтация, ф...р...он.

3. Найдите заимствованные русским языком слова, к которым приводятся толкования их лексических значений в языке-основе. Образец: рыба с большой головой – кашалот (порт.). (Ответы даны вразброс в конце пособия).

Вереница верблюдов (перс.), водка (турец.), виток (лат.), действующий (лат.), целебный (греч.), заложник (араб.), согласие (фр.), восемь (лат.), проектировать (англ.), украшать (лат.), сила (греч.), горная смола (греч.), спуск, высадка (фр.), пятая сущность (лат.), ликование (лат.), труба, желоб (лат.), растирать (фр.), меньший (лат.), дворец (лат.), блуждающая (звезда) (греч.), только один (лат.), рельефное украшение (греч.), главный (лат.), список (греч.), рассадник (лат.), чистый (ит.), броня (фр.), широко (ит.), очищенный (фр.), открытый, явный (лат.), голосовой (лат.), посылка, поручение (лат.), тайна (гр.), восток (лат.), золотые яблоки (ит.), управлять (лат.), смотреть сквозь (лат.), окружность (гр.), шарик (лат.), первый, важнейший (лат.), проба (лат.), длинный стул (фр.), расколотая душа (ум) (гр.).

4. Спишите, вставляя пропущенные чередующиеся гласные, объясните правила их написания; выделите слова, не объясняемые данными правилами.

а) Выч...сть, соч...тание, зам...реть, обм...рать, заст...лать, заст...лить, наст...лить пол, расст...латься, обт...реть, перет...рать, прост...раются поля, ст...рать белье, подп...рать, подп...реть, сж...мать, соб...раться, бл...стающий, бл...стеть;

б) выг...рать, выг...рки, выг...ревший, обг...реть, изг...рь, г...релки, вым...кнуть, обм...кнуть, непром...каемый плащ, разр...статься, выр...с, р...стение, Р...стислав, Яр...слов, р...стовщик, выр...щенный, обр...стать, отр...сль, подр...стковый, пор...сль, выр...ст, з...рница, з...ревой, з...ревать на озере (встречать з...рю), оз...ряя, подск...кать, выск...чить, отск...чить, ск...чок, выск...чка, попл...вок, пл...вчиха, пл...вуны, пл...вучесть, подл...жить, распол...гать, предл...жение, предпол...гать, прик...сновение, к...сание, к...сить траву, р...внение, р...внина, р...вновесие, р...внодушие, ср...вняться, выр...вняться, пор...вняться, зар...внять, раств...риться, удовлетв...рение, утв...рь, скл...нение, кл...ниться.

5. Вставьте пропущенные буквы е или э .

По...т, ст...нд, м...рия, ад...кватный, с...р, д...нди, п...р, по...т, мену...т, рекви...м, ма...стро, тра...ктория, пиру...т, про...кт, кано..., кли...нт, силу...т, паци...нт, стату...тка, и...роглиф, ду...нья, ало..., кашн..., март...новский, пенсн..., Пу...рто-Рико, Су...цкий канал, фа...тон.

6. Определите, в какую часть слова входят орфограммы. Вставьте пропущенные буквы е/ё или о , разделив слова соотвественно на две группы.

а) Ж...сткий, иску...тве...ый ш...лк, ж...рнов, ж...ваный, ч...лн, чащ...ба, ш...фер, артиш...к, борж...ми, дж...нка, ж...х, капюш...н, молодож...н, ш...кировать, ш...ры, чеч...тка, понч..., харч..., ш...в, щ...тка, трещ...тка, печ...ный, вооруж...нный, жж...ный, ноч...вка, парч...вая скатерть, камыш...вые зар...сли, кумач...вый, плюш...вый зайч...нок, холщ...вый меш...к, мужич...нка, пастуш...к, рубаш...нка, наслаждаться пейзаж...м, борьба с саранч...й, отправиться за багаж...м, с нош...й, душ...нка, сгущ...нка, саж...нки, медвеж...нок, отреш...нность, корч...вка, скач...к, раскрепощ...нность, девч...нка, кабач...к, нож...вка, суч...к, замоч...к, размеж...вка, кольц...вать, пальц...в, конц...вка;

б) чугу...ая реш...тка, подш...рсток, ж...лудь, щ...голь, ч...рствый, ч...лка, кош...лка, трущ...ба, беч...вка, деш...вка, ч...порный, крыж...вник, тяж...лый ож...г, подж...г сарая, ож...г руку, ш...винизм, ч...боты, ш...рох, иску...ный ж...нглер, состязания борц...в, герц...г, ц...котанье, Муха-ц...котуха, глянц...вый, глянц...витый, собач...нка, тронуть пальц...м, ш...ссе, мощ...ный, смеш...н, за рубеж...м, карандаш...м, грош...вый, груш...вый, замш...вый, туш...нка, печ...нка, ж...лтый, говорить общ..., горяч..., боч...нок, копч...ности, начинить фарш...м, чесуч...вый, истощ...нный, крюш...н, сургуч...м, внуш...нный, гаш...ная известь, обольщ...нный, суш...ный, морж...вый, ситц...вый.

7. Вставьте после ц пропущенные буквы и или ы .

Ц...линдр, ц...кл, на ц...почках, ц...ник, акац...я, ц...ркуль, ц...тадель, ц...пленок, ц...клон, ц...гейка, ц...кать на собак, революц...я, ц...ган, ц...клевать, ц...нга, у львиц..., краснолиц...й, сестриц...н, провинц...альный, столиц..., классиц...зм, панц...рь, границ..., ц...новка, грац...я, ц...рюльник.

Тема 4. Правописание согласных в корне.Употребление прописных букв


Похожая информация.