Фигура умолчания. Умолчание в художественной речи

Удивительным образом это предложение не только не нашло отклика у устроившего вселенский тарабум главы правительства Британии, но, собственно, сама тема подозрительно быстро сошла на нет, так и не получив статус сколько-нибудь широко обсуждаемой возможности досадить этим отвратительным русским, хотя ещё до оглашения Мэй «убийственных» для Кремля решений перебирались разные варианты.

Это странно, поскольку RT не сходил с уст западных политиков несколько месяцев, и сейчас стоило ожидать, что, вынырнув из периода краткого и явно незаслуженного забвения, профиль российского телеканала вновь появится в заголовках новостных лент, чтобы занять там топовую позицию на то время, пока будет длится скандал вокруг отравления Скрипаля.

Не потому даже, что сравнительно скромное присутствие России в информационном пространстве Запада невероятно раздражает западные элиты, привыкшие формировать политическую повестку, не встречая серьёзного противодействия со стороны ведущих либеральных медиа. А просто дело Скрипаля легко рифмуется с тем, как, по мнению противников RT, телеканал работает с сознанием европейского и американского обывателя. Он делает с ним то же самое, что Москва, по версии Терезы Мэй, сделала с бывшим британским шпионом: журналисты ежедневно травят это несчастное сознание вымыслом, подменами, ложными интерпретациями и фальшивыми новостями.

Тем не менее тему не подхватили СМИ, хотя предпосылок к этому было более чем достаточно. Нет, понятно, что отзыв лицензии в стране, которая вроде бы стоит на защите базового демократического принципа, - дело непростое, но в пламени всеми силами и ресурсами раздутого скандала некоторое попрание норм свободы слова могло бы пройти и вовсе незамеченным.

В конце концов, британский премьер-министр обрушилась со своими обвинениями на Россию, не дождавшись окончания расследования и не потрудившись привести сколько-нибудь ясных, пусть даже предварительных доказательств. И ничего, все проглотили.

Что же породило столь странную фигуру умолчания вокруг предложения парламентариев расправиться с государственным российским телеканалом, наводящим порчу на англичан и отбивающим у них способность адекватно оценивать реальность? Я могу предположить, что всё дело в отчасти даже простодушной реакции представителя МИД России Марии Захаровой на прозвучавшую угрозу. Она без всяких околичностей, реверансов, попыток примирительного понижения температуры выложила на стол одну-единственную карту. Если закроют RT, сказала она, то ни одно британское СМИ в нашей стране работать не будет.

Тут я бы выделил два момента, почему предупреждение Захаровой могло вызвать оторопь и желание взять во фрунт у людей и организаций, которым оно было адресовано. Что касается СМИ, то здесь всё более или менее очевидно. Лишиться возможности работать в России для многих из них - это настоящая катастрофа. Дело в том, что «империя зла» служит бесперебойным поставщиком тех новостей, которые по-настоящему волнуют аудиторию: вызывают страх, тревогу, удивление, шок. Россия - это страшная угроза, и нужно постоянно держать её в поле зрения, чтобы знать, как на эту угрозу реагировать.

Потерять российские корпункты и доступ к работе в поле на территории России означало бы серьёзно уронить профессиональную планку, которая держится во многом благодаря постоянно нагнетаемой панике. Людям на месте, то есть работающим в Москве, верят, конечно же, гораздо больше, чем дистанционным экспертам, делающим выводы на основании книжного знания и неких (возможно, не всегда объективных) исследований. И если человек рассказывает о том, какие беды готовит миру варварская северная страна, прямо с московских улиц, то такому героическому персонажу невозможно не вручить собственную душу.

Думаю, что британские медиа в ужасе шарахнулись от бездны, разверзшейся под их ногами, и сумели найти возможность сделать так, чтобы волны от испытанного ими потрясения докатились до Терезы Мэй и были правильно ею истолкованы.

Ни одно правительство не станет нарываться на конфликт с ведущими игроками на информационном пространстве, если не желает себе бесславного завершения карьеры. Но это один момент.

Другой заключается в том, что Захарова, как я уже сказал, бесхитростно информировала заинтересованную сторону о том, что размена фигурами не будет. Что не стоит ожидать обычного в таких случаях симметричного ответа - RT не обменяют на BBC. Будут «прихлопнуты» все без исключения британские информационные конторы. Это тоже весьма скверный знак для госпожи премьер-министра, ибо симметрия является уважительной и сдержанной реакцией, а ответ, умножающий в разы встречный сигнал, - свидетельство издевательского пренебрежения и брезгливости. Так обращаются с завравшимися шулерами - их берут за шиворот и вышвыривают за порог. Надо полагать, что Терезе Мэй совсем не улыбается перспектива нарваться на такое малоуважительное отношение. Поэтому, RT, она ещё потерпит.

Есть особые фигуры умолчания, когда о мёртвых говорят не всё, будто щадя их за горе, неудачи и опалу.

В одной из книг про разведку, что я рецензировал, была такая сноска: «Гурский Карл (1902-?), уроженец Брауншвейга. По окончании школы выехал в Китай. К сотрудничеству с советской разведкой в Харбине его привлёк Шпигельглас. В конце 20-х годов был направлен в Берлин в качестве заместителя нелегальных резидентов Э. Такке и В. Зарубина. В 1937 году был отозван в Москву. Награждён именным оружием» * - Ставинский Э.Наш человек в гестапо. Кто вы, господин Штирлиц? - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С.99. .

Так и представлялось - разведчик вызван в свою страну, и вот он уже получает именной пистолет. Что можно сказать о его жизни? Да ничего - он ведь получил пистолет с памятной надписью «За храбрость». Какой смысл больше о нём говорить? Теперь он с пистолетом.

В других книгах скупо сообщалось, что этот немец, ставший в 1937 году гражданином СССР, работал начальником отделения в центральном аппарате, а в 1939 году приговорён к расстрелу, но потом приговор замёнён на десять лет лагерей, а реабилитирован он в 1956-м. Непонятно, заменили ли Гурскому высшую меру наказания на десять лет без права переписки, что само по себе было бы эвфемизмом, и когда он умер, если умер своей смертью.

Бывший сотрудник авиаконструктора Туполева и его биограф пишет в 1973 году: «Прошло около года... Туполеву с рядом его сотрудников поручили начать разработку очень нужного фронтового бомбардировщика. Для этой цели организовали специальное конструкторское бюро. Позднее, когда компетентные органы установили беспочвенность возведённых на него обвинений, Туполев был полностью реабилитирован» * - Кербер Л.Ту - человек и самолёт. - М.: Советская Россия, 1973. С. 147. . Это потом биограф Кербер, сам авиаконструктор и соратник Туполева, напишет другую биографию с подробностями, а также книгу «Туполевская шарага», и всякому будет известно, что творца «Ту» арестовали в тридцать седьмом, в сороковом осудили на пятнадцать лет, а в сорок первом освободили. Реабилитировали же только в пятьдесят пятом. В апреле 1958 года появился дополнительный, 51-й том Второго издания Большой Советской энциклопедии. Энциклопедия издавалась долго, первый том вышел в 1949 году, и, если в последние тома проникли реабилитированные, то в первых, по понятной причине, их не было. Но общий стиль не был выработан, оттого казалось, что в 1937 году на многих военноначальников напала странная эпидемия гриппа. Были, впрочем, и другие даты: Про Николая Вознесенского (1903-1950) говорилось: «В 1939 году назначен заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР, находился на этом посту до конца своей жизни» * - Большая Советская энциклопедия. Т. 51. - М.: Советская энциклопедия, 1955. С. 60. . Современные источники говорят, что 7 марта 1949 года он всё же был снят со всех постов, а расстрелян 30 сентября 1950 года. Маршалу Егорову, кстати, продлили годы - вместо 1938 года он оканчивает земное существование в 1941-ом, а наркому Бубнову с того же 1938 только по 1940 (они скончались тоже по непонятной причине). Писателю Бабелю не прибавили ничего.

Причём про польского лидера Гомулку, сидельца с 1951 по 1954, всё было написано открыто.

Эзоп органичен в России, как его язык - если, конечно, к Эзопу не приходит ГПУ.

В знаменитом предисловии Александра Дымшица к тому Мандельштама в «Большой библиотеке поэта» говорится: «Трудно сложились для поэта и житейские обстоятельства. После кратковременного пребывания в Чердыни-на-Каме он поселился в Воронеже» * - Дымшиц А.Поэзия Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Стихотворения. - Л.: Советский писатель, 1973. - С. 11. .

Или: «В 1937 году оборвался творческий путь Мандельштама. Поэт умер в начале 1938 года» * - Там же, с. 12. . При этом он, с точки зрения автора предисловия, просто умер: «...В марте 1937 года, больной, предчувствующий скорую смерть, поэт писал о своей дружбе с жизнью, о своей преданности людям...» * - Там же, с. 54. - ну и тому подобное.

В биографической справке о Заболоцком, написанной его сыном, есть знаменитая фраза: «В жизни Николая Алексеевича был до сих пор малоизвестный период работы на Дальнем Востоке, в Алтайском крае, в Казахстане. Литературой он в те годы (1939-1944) не занимался...» * - Заболоцкий Н.Живая душа человека // День поэзии. 1983. - М.: Московский рабочий, 1983. С. 86. .

Или даже прекрасное: «В 1938 году жизнь и работа Николая Алексеевича круто изменилась. Долгие годы он был на строительстве железных дорог в глухих местах нашей родины...» * - Русские поэты: антология, Том 4. Сост. Дмитрий Благой. - М.: Детская литература, 1965. С. 632. .

Опись умолчаний в русской литературе едва ли не важнее списка, сказанного прямо

Когда-то был чрезвычайно популярен такой устный (очень смешной) рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде», где говорилось: «Соллертинский воспринял эту восторженную признательность как согласие и обещал похлопотать. А я на следующий день сделал новый неверный шаг - подал заявление в редакцию „Ежа“ и „Чижа“ с просьбой уволить от занимаемой должности. Я понимал, что надо пойти к Соллертинскому и объясниться начистоту. Но для этого надо было набраться храбрости, произнести перед ним целую речь. И хотя я понимал, что потом будет хуже, но предпочитал, чтобы было хуже, только не сейчас, а потом. В „Еже“ и „Чиже“ ничего не слыхали о том, что я собираюсь стать музыкальным лектором, удивились, но от работы освободили. Я пришёл домой, сел возле телефона и стал ожидать звонка Соллертинского. Так прошло... восемь месяцев! Я перебивался случайными работами, писал библиографические карточки по копейке за штуку, а Соллертинский всё не звонил. По афишам было видно, что мой, так сказать, „предшественник“ ещё работает в филармонии и вакансии нет. Но, наконец, я узнал, что место освободилось, нажал на знакомых, они напомнили обо мне Соллертинскому. И он пригласил меня в филармонию и велел написать заявление». Очевидцы прекрасно понимали, что имеется в виду: в конце 1931 года Андроников был арестован по «Делу Детского сектора ГИЗа». Говорили, что его отец уговорил одного из главных грузинских коммунистов написать письмо Кирову, а тот велел отпустить двадцатитрёхлетнего Андроникова. Говорили об этой истории и иначе - обвиняя молодого человека в сдаче друзей. История эта мутная и неприятная. Например, у Кобринского в книге о Хармсе говорится:«...Из всех сохранившихся протоколов самые малоприятные впечатления остаются от собственноручно написанных показаний Ираклия Андроникова, работавшего тогда секретарём детского сектора Госиздата. Если все остальные арестованные прежде всего давали показания о себе, а уже потом вынужденно говорили о других, как членах одной с ними группы, то стиль показаний Андроникова - это стиль классического доноса. При этом Хармс, Введенский, Туфанов ссылаются чаще всего на материал, уже доступный следователю: либо на опубликованные произведения членов группы, либо на те, которые у них изъяли. Андроников выходит далеко за эти рамки, информируя следователя, - помимо своего мнения об «антисоветских произведениях» своих друзей - также и об обстоятельствах знакомства и личного общения, подавая их в нужном следствию ключе...» * - Кобринский А.Даниил Хармс. - М.: Молодая гвардия, 2009. С. 216. . Обстоятельства его освобождения неясны, а наш человек всегда подозрителен.

Впрочем, это началось не в ХХ веке.

В биографии историка Костомарова, написанной им самим, а потом опубликованной в «Русском художественном листке» в 1860 году и через тридцать лет перепечатанной в «Русской старине», говорится: «Весной 1847 года он должен был оставить эту кафедру и целый год прожил в Петербурге, чрезвычайно уединённо, на Петербургской стороне, а с 1848 по 1856 год жил безвыездно в Саратове, где занимался, сколько было возможно, русской историей, а также местной этнографией» * - Костомаров Н. Николай Николаевич Костомаров в 1847-1860 годах // Русская старина, 1891, т. 69, С. 488. .

Дело в том, что Костомаров был членом кружка панславистов, один из студентов донёс на них, и Костомаров год просидел в Петропавловской крепости, а потом был отправлен в Саратов, где жил под надзором полиции, который был снят только в 1856 году. Всё это время ему было запрещено печататься и преподавать, и он возобновил чтение лекций только в 1859-м.

Биографы испытывали неловкость, будто их подопечный заболел дурной болезнью.

Не надо думать, что биографы стеснялись только тюрьмы. Стеснялись гомосексуализма своих подопечных (и тут в ход шли особые эпитеты), при Советской власти старались не упоминать о нелюбви к этой самой власти. В статье В. Борисовой в шеститомнике Вениамина Каверина изящно говорится: «При всей несхожести их политических позиций (Замятин, в отличие от Шкловского, был противником Советской власти), и тот и другой в двадцатые годы во многом смыкались в своих эстетических взглядах, проповедуя имманентность искусства, подчинение его лишь ему самому присущим специфическим, внутренним законам развития, утверждая приоритет формы над содержанием» * - Борисова В.Раннее творчество Каверина. // Каверин В.Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. - М.: Художественная литература. С. 464. .

Это говорится про того самого эсера Шкловского, что бегал по России от чекистов, скрывался в сумасшедшем доме, выпрыгивал на ходу из поезда, убежал, наконец, из Советской России по льду Финского залива. А потом, поднимая руку, лишённую оружия, сдавался на милость победителей.

Опись умолчаний в русской литературе едва ли не важнее списка сказанного прямо. И всё потому, что говорить прямо всегда неловко. Биографа окружает облако сомнений - не повредит ли это мёртвым, не обидятся ли родственники, не обвинят ли его в использовании бульварной привлекательности какого-нибудь эпизода. И это всё вневременные страхи, не говоря уж о политических опасностях.

Остаётся лишь уговаривать читателя: не бросай навыка чтения между строк, не бойся фигуры умолчания. Правда - рядом, ты услышишь её, если захочешь.


(Кликабельно.)

Кроме сведения исторического процесса к борьбе гегемона и субгегемона, прочищению интеллектуальной оптики помогает правильное вычленение ключевых фигур исторического процесса. Бывают периоды, когда в мировой истории появляется личность, счастливо сочетающая в себе полноту (и продолжительность) власти, политическую активность и мощную идеологию. Тогда вся эпоха окрашивается цветом такого гиперлидера и носит его имя.

В начале 19 века подобным человеком, несомненно, был Наполеон. Если вы увлекаетесь этой эпохой и тем более являетесь специалистом, то воленс-ноленс ОБЯЗАНЫ быть наполеономаном. Без бюстика Наполеона на письменном столе тут делать нечего. Вырвите французского консула и императора из контекста эпохи, и эпоха превратится в клочки разрозненных событий. «Ни уму, ни сердцу».

Точно так же эпоха 1848-1870 это, прежде всего, эпоха Наполеона III. Не только по «механическому» влиянию на мировую историю, но и благодаря созданию законченного механизма «бонапартизма» - симбиоза абсолютизма и буржуазной демократии, являющегося сутью всего 19 века.

Конечно, такие Лидеры появляются далеко не всегда, иногда на исторической арене действуют несколько игроков, но в общем двух-трех-четырех выделить несложно. И полезно из них для простоты всё-таки назначить «главненького». Так будет проще. СИЛЬНО проще. В разы.

Но я о другом. Об аберрации аксиом, которая мешает среднему человеку (а то и замороченному специалисту) выстраивать разрозненные исторические факты в логические цепочки. В прошлом посте я упомянул об «в упор не видении» межвоенного дуумвирата.

Теперь скажу о такой же лакуне в области гегемона-личности. Если спросить средней руки интеллектуала о периоде 1890-1918 года, то он будет в КРАЙНЕМ затруднении. Ему будет сложно найти даже кандидатов на 2-3 место. Получается что интереснейшая, крайне динамичная и донельзя политизированная эпоха оказывается полуанонимной.

Это происходит потому, что для европейского «предвоенья» был характерен укрупнённый гегемонизм политической личности и этой личностью был… Вильгельм II.

Вильгельм II в изгнании.
Да-да. То что сделали в 20 веке с «Николашкой», это детская забава по сравнению с тем, что сделали с Вильгельмом. Если вы почитаете газетную грязь, вылитую на Вильгельма, то перед вами окажется сухорукий дегенерат-вырожденец с повреждённой нервной системой, коронованный кретин, увлекающийся рубкой дров (про дровишки инфа ничего не напоминает?), гомосексуалист, живодёр мучавший животных т.д. и т.п. Разве что от его имени не опубликованы идиотские дневники, т.к. на живого клепать было невместно. Вес у «сумасшедшего Вилли» был такой, что его, как и Наполеона, убить постеснялись. По очень простой причине. Если «мона» убивать таких людей, то убийство шибздиков и прощелыг вроде Лоойд-Джоржа это как урну перевернуть:

Ну, подрезали чмыря. А чо за ор-то?

Убить, тем не менее, хотели, Антанта заявила что это «преступник человечества №1» и его надо казнить показательной казнью. Но это был перехлёст (без холокоста и тому подобной хичхоковости – врать по-кинематографически ещё не научились), а убрать чужими руками, как Николая (казнь немецких революционеров как месть за Либкнехт-Люксембург) сорвалось.

Что же это был за человек и в чём его значение для человечества?


Вильгельм правил почти единолично вторым государством планеты в течение 30 лет. У гегемона Великобритании такой концентрации власти в одних руках не было, другие страны до уровня Германии или сильно не дотягивали (Россия, Австро-Венгрия) или обладали размытостью власти ещё большей (Франция, США).

И реальная Роза – любимая придворная шутиха Вильгельма II, которой он дал для смеха большой градус. Точнее «со смехом» – идея у кайзера была вполне серьёзная. (Кликабельно.)

Изучать историю социал-демократии 1890-1918 гг. без Вильгельма это всё равно, что изучать социал-демократию предшествующего периода без Лассаля и Маркса.


2. Вильгельм завершил систему современной государственной школы. Идея массового и даже всеобщего государственного образования возникла до него, но именно Вильгельм на государственном уровне поддержал идею светской педагогики. Школа это не просто место обучения конкретным знаниям и навыкам, но и нравственное учреждение, призванное ВОСПИТЫВАТЬ все население детского и подросткового возраста с учётом последних достижений психологии. Это повлекло массовое развитие педагогики, применение педагогических инструкций, введение штатных должностей педагогов и т.д. и т.п.


3. Вильгельм провозгласил себя другом и защитником мусульман всего мира. Фактически именно он сформировал современное мусульманское национально-освободительное движение. Подобным образом мусульманскую карту пытался разыграть в Египте Наполеон, но это была не целенаправленная политика, а гениальный экспромт главы экспедиционного корпуса. Вильгельм же ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ этого сектора современной политической жизни. То, что мы сейчас видим, это продолжение проекта Вильгельма II.

Вильгельм в турецкой военной форме.
4. Вильгельм дал всему миру образец кризисного военного управления (включая систему военного государственного социализма). Это идеальный глава ожесточённо сражающегося государства, с большим отрывом превосходящий своих соперников и союзников.


Когда говорят о Германии периода первой мировой войны то постоянно талдычат: Людендорф-Гинденбург, Гинденбург-Людендорф. Реально же всем управлял Вильгельм II. Точно так же как главой русской армии был отнюдь не Алексеев (в отличие от германской пары, к тому же лично ничтожный).

Гитлер был лишь жалким подобием настоящего военного фюрера Германии, точно также как его армия была лишь тенью великой армии второго Рейха.
Список можно продолжить. Но я хочу в завершение сказать о другом. Николай II, будучи умным человеком, всю жизнь подражал своему двоюродному брату. И правильно делал. Подражал, разумеется, не тупо, - где надо. Но везде, где только можно.

С чего началось правление Вильгельма? Он провёл широкую демократизацию политической жизни Германии (отмена закона против социалистов, международный детант и т.д.). Что сделал Николай после прихода к власти? То же самое. «Как старшие».

Вильгельм и Николай. Между ними германский наследник, справа Николай Николаевич.
О чём тут говорит официальная историография? Вместо анализа широких мер по ослаблению гаек (вплоть до протекции местным социал-демократам, находящимся ещё в зачаточном состоянии), цитируют как попки-дураки фразу о «бессмысленных мечтаниях». И правильно делают. Потому что кроме этой фразы, (точнее ОГОВОРКИ) ничего иного в доказательной базе нет.

Вильгельм в русской и Николай в германской военной форме.
То есть Николая оклеветали. А того человека, которому он подражал, «забыли».

Вот так историческая наука и живёт. Это 20(!) век.

Умолчание, апосиопеза, апосиопезис это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном опущении существенных деталей выражения; недосказанность, незавершенность речи. Согласно с традиционной классификацией стилистических приёмов умолчание относится к фигурам мысли.

Происхождение

Традиция использования приёма умолчания проистекает из античной риторики. Экспрессивные выражения с незаконченной мыслью в форме угрозы свойственны поэзии Древней Греции и Древнего Рима. Апосиопезу содержит известная латинская фраза из эпического произведения Вергилия «Энеида» (І в. до н. э.) «Quos ego!» («Я вас!»), которой Нептун укрощал ветры.

Умолчание в художественной речи

В художественном языке умолчание заключается в умышленном прерывании автором своей речи с целью избегания слов, которые по эмоциональным причинам он не желает произносить. Умалчиваются обычно явные понятия, которые легко определяются контекстом, т. е. недосказанность такого рода предполагает домысел читателя, способность самостоятельно закончить мысль с помощью намёка.

Таким образом, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, концентрирует внимание на конкретном понятии.

Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления. В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия.

Умолчание в русской литературе

Приём умолчания использовали мастера классической русской литературы – А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Блок, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский, И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.

Апосиопеза преобладает в русских стихотворных жанрах , что подчёркивает таинственность, недоговорённость поэтического языка. Особое место фигура занимает в творчестве А. С. Пушкина, умолчания содержит ряд сочинений поэта – «Ненастный день потух…» (1824 г.), «Граф Нулин» (1825 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1827 г.), «Станционный смотритель» (1831 г.), «Борис Годунов» (1831 г.), «Скупой рыцарь» (1836 г.).

Пример использования умолчания:

Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

Но если …
(А. С. Пушкин «Ненастный день потух…», 1824 г.)

В русской поэзии умолчание также может быть представлено в виде намеренного нарушения рифмы.

Умолчание в ораторском искусстве

Приём умолчания широко употребляется в публичных выступлениях ораторов для привлечения внимания слушателей, развитие их творческого воображения; распространён в языке дипломатии.
Нарочито незаконченные выражения часто встречаются в разговорной речи: «Если это не будет сделано, то…» и т. д.

Связь с другими приёмами

С апосиопезисом схож эллипсис – риторическая фигура убавления, состоящая в пропуске элемента высказывания, легко подразумеваемого слова.

Приём, противоположный умолчанию – просиопеза.

Фигура умолчания сохраняется в современной литературе при развитии форм её воплощения.

Слово апосиопезис произошло от греческого aposiopesis, что в переводе означает умолчание, недомолвка.

Книжн. Ирон. О чём-л. недоговорённом, невысказанном. БТС, 1421.

  • - термин, применяемый к разнообразным множествам точек...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - ФИГУРА - термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность...

    Словарь литературных терминов

  • - ФИГУ´РА, фигуры, - особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм; применяются писателями в прозе и в стихах в целях определенной художественной выразительности...

    Поэтический словарь

  • - 1. Внешнее очертание, вид, форма предмета. 2. Внешнее очертание человеческого тела, форма тела, телосложение. 3. Скульптурное, живописное или графическое изображение человека. 4...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - Наиболее употребительная из арабских частей: точка, находящаяся в таком же отношении к Асценденту, как Луна к Солнцу. Обычно связывается с денежным положением рожденного...

    Астрологическая энциклопедия

  • - СИН. " природа" . Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку - на связь с психосоматич. структурой...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - "" бирж.: означает общее целое число в обозначении котировки курса покупателя и продавца, например, если котировка курса покупателя - 121-126, а продавца 121-130, то "фигура" - 121...

    Экономический словарь

  • - последняя значимая цифра в котировке, но в курсе доллара – копейки...

    Словарь бизнес-сленга

  • - . 1) Характерная группа звуков или ритмич. долей, длительностей, обычно неоднократно повторяющаяся. 2) Элемент фигурации...

    Музыкальная энциклопедия

  • - топ-фигу́ра ж. Значительная фигура в политике, науке, предпринимательстве и...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Устар. Прост. Не трудно, не представляет трудности. Как же ты узнал? Узнать не фигура. - Не получать за перевоз никак невозможно. Не брать - не фигура, а чем будешь сам-то жить? ...
  • - Книжн. О недомолвке, о чём-либо невысказанном...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Пск. Легко, не составляет труда. СПП 2001, 77...
  • - Книжн. Ирон. О чём-л. недоговорённом, невысказанном. БТС, 1421...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 7 замалчивавший набрасывавший покров не высказывавший полностью недосказывавший проходивший молчанием умалчивавший устраивавший заговор молчания...

    Словарь синонимов

  • - недосказанность, умолчание, недоговоренность, недомолвка,...

    Словарь синонимов

"Фигура умолчания" в книгах

Фигура и фон

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Фигура и фон Порой очень трудно бывает определить, какая поверхность является фоном, а какая фигурой (ил. 19).Рассмотрите рисунок. Текстура подчеркивает в фигуре свойства диска, заштрихованный круг становится фигурой, тогда как соседнее изображение выглядит как круглое

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания: Оскар фон Нидермайер

Из книги Двойной заговор. Сталин и Гитлер: Несостоявшиеся путчи автора

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания: Оскар фон Нидермайер Родился будущий «немецкий Лоуренс» в небольшом баварском городке Фрейзинг в семье архитектора, не то в 1885-м, не то в 1887 году Дальше - типичный путь немецкого офицера, прямой, как ствол ружья. В 1912

1. Фигура

автора Лосев Алексей Федорович

1. Фигура а) Являясь очертанием границы тела (Men. 76a), фигура тела ясно отличается у Платона от звука и цвета вещи (Crat. 423 d, Gorg. 465b), от ее внутреннего смысла (Theaet. 163b) и от ее внутренней красоты (R. P. V 476b). Эта фигура тела либо свидетельствует об его округлости или прямизне (Epist. VII 342

1. Фигура

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

1. Фигура а) Первоначальный смысл термина"фигура"определяется тем, что Аристотель помещает эту"схему"в число своих десяти категорий, а именно в области качества, в котором"схема"является внешним обликом предмета (Categ. 8, 10a 11 – 16). Поэтому уже в силу расчлененности категорий,

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания - Оскар фон Нидермайер

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора Прудникова Елена Анатольевна

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания - Оскар фон Нидермайер Родился будущий «немецкий Лоуренс» в небольшом баварском городке Фрейзинг в семье архитектора, не то в 1885-м, не то в 1887 году. Дальше - типичный путь немецкого офицера, прямой, как ствол ружья. В

Тигран Хачатуров: фигура умолчания…

Из книги Анатомия краха СССР. Кто, когда и как разрушил великую державу автора Чичкин Алексей Алексеевич

Тигран Хачатуров: фигура умолчания… «…К сожалению, наша экономика давно идет в пучину такого кризиса, который вполне может завершиться распадом СССР». Это слова 1981 г., если точнее - пророчество академика-экономиста Тиграна Сергеевича Хачатурова (1906–1989), скончавшегося

2.5 Некоторые возможные умолчания официальной «концепции» РПЦ

Из книги Нерусский "Дух" для русской души автора Коллектив авторов

2.5 Некоторые возможные умолчания официальной «концепции» РПЦ Как можно понять из «концепции РПЦ», официальная церковь не хочет ссорится с иудеями, призывая к экуменизму. Однако, то, что реально думают (и что намереваются делать) некоторые посвящённые иерархи, возможно и

Фигура

Из книги AutoCAD 2009. Учебный курс автора Соколова Татьяна Юрьевна

Фигура Команда SOLID обеспечивает создание закрашенных многоугольников. Команда вызывается из падающего меню Draw ? Modeling ? Meshes ? 2D Solid.Запросы команды

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализированно, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Здесь правомерно воспользоваться

ЗАГОВОР УМОЛЧАНИЯ

Из книги Морские драмы Второй мировой автора Шигин Владимир Виленович

ЗАГОВОР УМОЛЧАНИЯ Итак, нам предстоит прикоснуться к одной из самых мрачных страниц прошлого нашего военно-морского флота, но на этот раз уже на основе документов, которые до самого последнего времени оставались под грифом «секретно». Видимо, наконец-то пришло время

ЭСТЕТИКА УМОЛЧАНИЯ

Из книги Япония Лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере. автора Прасол Александр Федорович

ЭСТЕТИКА УМОЛЧАНИЯ В японском языке есть пословица, почти в точности совпадающая с русской: тиммоку ва кин, юбэн ва гин («красноречие - серебро, молчание - золото»). Она означает, что скрытый смысл слов или невысказанное чувство ближе к истине и потому более изящны. На

Рейхсляйтер как фигура умолчания

Из книги Призрак рейхсляйтера Бормана автора Иванов Владимир Г

Рейхсляйтер как фигура умолчания Извлеченный из могилы полуистлевший гроб оказался легким, как картонная коробка. И не удивительно, когда его вскрыли, гроб оказался пустым. Останков Генриха Мюллера, шефа гестапо фашистской Германии, погибшего, по официальной версии (ох

Умолчания - провокация мистики

Из книги Да здравствует «Застой»! автора Буровский Андрей Михайлович

Умолчания - провокация мистики Интерес ко всему таинственному - в натуре человека.Полное отрицание экстрасенсорных воздействий и вообще всего, что не укладывается в материалистическую картину мира, провоцировало чуть ли не болезненный интерес ко всякой чертовщине и к

Неуместные умолчания

Из книги Литературная Газета 6433 (№ 40 2013) автора Литературная Газета

Неуместные умолчания Наглядная агитация, подтовленная в предвыборном штабе А. Навального Фото: РИА "Новости" Так как в этой статье речь идёт прежде всего об идеологических расколах современной России, должен для начала заявить о собственных воззрениях. Я смотрел и

Фигуры умолчания

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

Фигуры умолчания В первую очередь речь идет о замораживании их банковских счетов и блокировании всех финансовых операций. На пресс-конференции в Вашингтоне советник саудовского наследного принца Абдаллы Адиль аль-Джубейр заявил, что эти филиалы оказывали «денежную,