Илья муромец и богатырь захватчик. Биография. Происхождение и чудесное исцеление Ильи

В самом начале октября, согласно легенде родился легендарный Илья Муромец. Но это только легенда, в исторических летописях его имя не упоминается, неизвестно точное место его рождения, нет данных и о дне смерти. Впрочем, богатырь существовал реально, а похоронен в глубоких пещерах Киево-Печерской лавры вместе с еще 68 святыми угодниками.

«Некоторые исследователи по-прежнему скептически относятся к реальности существования Ильи Муромца - уж очень сказочной кажется современным ученым его биография, - делится информацией научный сотрудник национального Института Украины Сергей Хведченя. - Однако материалы, которые собранны исследователями, позволили не только восстановить биографию великого святорусского богатыря, но также ответить на некоторые спорные вопросы о жизненном пути Ильи Муромца, ставивившими в тупик многих историков».

Сенсационные доказательства

В далеком 1988 году созданная Межведомственная комиссия провела научное исследование сохранившихся мощей Преподобного Ильи Муромца. Итоги работы оказались поразительными. Останки принадлежат сильному мужчине, умершему в возрасте 45-55 лет, довольно высокого роста - 177 сантиметров. Учитывая тот факт, что в XII веке средний рост населения составлял 165 сантиметров, Илья, конечно, был очень высоким человеком для своего времени. Более того на скелете Ильи ученые выявили следы многих битв - сломанные ребра, множественные переломы ключиц, следы от удара меча, копья, сабли. Это подтверждало древние мифы о том, что богатырь Илья Муромец был могучим воином и участвовал в жестоких сражениях.

Но более всего ученых поразило совсем другое: они в один голос утверждают, что, как и указано в народных преданиях, Илья действительно на протяжении долгого времени не мог ходить самостоятельно! По заключению исследователей основной причиной тому было крайне тяжелое заболевание - полиомиелит или туберкулез костей. Это и привело к параличу ног.

Родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами в городе Муроме. А погиб он, когда ему исполнилось примерно 50 лет, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

Страшное проклятие и чудесное выздоровление

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и, отказываясь признавать христианство, однажды топором разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род и все мальчики должны рождаться калеками.

Спустя 10 лет родился внук Илья, и, казалось, страшное проклятие исполнилось: мальчик не мог ходить. Многочисленные попытки вылечить его не увенчались успехом. Но сам Илья не сник, упорно тренировал руки, усиливал мышцы. Однако, обладая сильными руками, ходить при этом он не мог. Вероятно, неоднократно его посещали мысли о том, чтобы смириться с судьбой и навсегда остаться калекой.

Но в тот день, когда Илье исполнилось полных 33 года, произошло невозможное. В отцовский дом пришли вещие старцы - нищие странники (калики перехожие) и попросили Илью подать воды. Он пояснил, что не может встать. Но гости, словно не слышали его и настойчиво повторили свою просьбу, которая уже прозвучала как приказ. И больной Илья, внезапно почувствовав невиданную силу, впервые поднялся на ноги…

Чудесное исцеление? Но возможно ли предположить, что странные гости сумели чудом исцелить, казалось бы, неизлечимо больного? По этому поводу существуют разные предположения. Возможно, странники были магами или волхвами и знали секреты целительных древних заговоров. Доподлинно это неизвестно и объяснить факт самого исцеления наука пока не в состоянии…

И все же Илья встал на свои ноги после долгих 33 лет недвижимости. И ученые, которые проводили исследования мощей, подтверждают тот факт, что костная ткань данного человека чудесным образом полностью восстановилась. Более того, как указано в заключении, после тридцати лет Илья вел полноценную жизнь, что в полной мере соответствует былинам.

Подвиги русского богатыря

С момента чудесного исцеления богатырь Илья Муромец, как и присуще героям, совершает множество подвигов. Самый известный подвиг богатыря - бой с бандитом Соловьем-разбойником, который оккупировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал вольного прохода «ни конному, ни пешему». Очищение былинным богатырем прямого пути в Киев (примерно 1168 год) подтверждается историческими фактами. В тот момент, когда Илья приехал в Киев, на престоле восседал князь Мстислав, который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов от нещадно грабивших их половцев. Скорее всего князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил свистуна и освободил "дорогу прямоезжую", что, несомненно, имело большое экономическое значение. Очищение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

Но если Илья Муромец действительно историческая личность, почему же о нем как о русском герое нет ни одного упоминания в летописях?

Во-первых, с тех времен сохранилось крайне мало письменных источников. И это неудивительно, если принять во внимание, какую бурную историю прожила Русь. Орды различных завоевателей неоднократно сжигали и полностью уничтожали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Печерской Лавры.

Во-вторых, в германских древних поэмах, записанных в ХIII столетии, но основанных на более ранних сказаниях, есть упоминание о великом богатыре Илье Русском. Легенда говорит, что в одном очень жестоком сражении богатырь Илья чуть не пал, но чудом сохранил жизнь и дал обет поселиться в монастыре, посвятить себя служению Богу и впредь никогда не поднимать меч. Илья подошел к стенам Лавры, скинул с себя все доспехи, но, однако не смог бросить на землю меч. Он стал монахом киевской Печерской Лавры и большую часть своих дней проводил в келье в постоянных молитвах.

Но однажды противник подступил к стенам монастыря. Смертельный удар сразил настоятеля Лавры прямо на глазах у Ильи. И тогда богатырь, несмотря на данный обет, снова поднял меч. Но внезапно почувствовал, что ноги отказываются ему служить. В этот момент враг нанес смертельный удар в его грудь, но силы покинули Илью и защититься он уже не мог…

Жизнь былинного героя после смерти

Богатырю Илье Муромцу удалось пережить собственную смерть, оставив заметный отпечаток в памяти людей и оказать огромное влияние на все последующие поколения.

Но от русского героя осталась не только нетленная память. Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине. Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, это указывает на особый дар Бога, присущий только святым. Говорят, мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Герой былин и после смерти продолжает служить людям…

1 января Православная церковь отмечает день памяти святого преподобного Илии Печерского. Однако многим россиянам этот святой известен лишь как былинный богатырь Илья Муромец. Несколько поколений детей и взрослых зачитываются былинами о победах Ильи над страшными чудовищами, его захватывающих путешествиях и ратных подвигах. Даже став православным святым, Илия не «обзавелся» церковным житием. А все потому, что его жизнь напоминает волшебную легенду, где чудеса переплетаются с реальными событиями.

Чудесное исцеление

Практически все былины об Илье Муромце начинаются одинаково. Около тысячи лет назад на Муромской земле, в селе Карачарове, в крестьянской семье появился на свет долгожданный сын Илья. Но вскоре оказалось, что радость родителей преждевременна - мальчик не мог передвигаться самостоятельно.

Тридцать лет и три года сидел Илья сиднем на печи, пока не пришли в село старцы мудрые - калики перехожие - да и напоили будущего воителя водицею ключевой. Выпив воды, встал Ильюша на ноги, да вместе со здоровьем получил он и силушку богатырскую.

И здесь у читателя возникает первый вопрос: а кто такие калики перехожие? В стародавние времена каликами называли странников, которые бродили по селам и весям, пели песни да былины сказывали, а кроме того, помогали людям мудрыми советами. Свое прозвище старцы получили за то, что носили особую кожаную обувь - калиги, которые помогали странникам преодолевать значительное расстояние.

Предания гласят, что калики - это хранители древних магических знаний языческих волхвов. И раскрывали старцы свои секреты перед «человеком особым», что был отмечен высшим богом.

Позднее, во время расцвета христианства, старцев, исцеливших Илью, стали называть православными святыми, поднявшими богатыря на ноги с помощью молитвы и заговора.

Наследник Святогора

Чудесное исцеление принесло Илье Муромцу колоссальную физическую силу. Однако и здесь возникает вопрос: как простой крестьянский сын вдруг стал знатным витязем? Ведь в те далекие годы воинскому искусству учились преимущественно дети из богатых и знатных семей, да проходили они эту науку с раннего детства. А мужик- лапотник не успел с печи встать, как сразу в богатыри выбился! Оказывается, и здесь Илье Муромцу помогло чудо.

Встав на ноги, стал Илья помогать отцу крестьянствовать. Он отправился в лес, чтоб найти подходящее место под пашню. В чаще Илюша наткнулся на пещеру заветную, где ждал его богатырский конь Бурушка да хранился волшебный меч в богатых ножнах. Как только крестьянский сын взял меч в руки и вынул клинок из ножен, тут же чудесным образом овладел искусством воинским.

Согласно преданию, меч ранее принадлежал богатырю Святогору и обладал волшебной силой. Состарившись, Святогор стал опасаться, как бы его чудесный клинок в злые руки не попал. Вот и запрятал мудрый богатырь свое оружие, наложив при этом заклятие: мол, достанется сей меч только человеку достойному и справедливому, который и будет Святогору наследником на ратном поприще.

Всю жизнь Илья бережно хранил чудесный меч-кладенец. Те же былины сообщают о том, что даже в жарком бою богатырь свой клинок редко использовал. Чаще в ход шли «копьецо вострое» да «стрелочки каленые», или же крушил Илья вражью силу голыми руками, а при случае мог и сапогом отбиться от ворога ненавистного.

Служба ратная

Овладев в одночасье наукой воинской, стал Илья Муромец просить батюшку с матушкой, чтобы те отпустили его в стольный Киев-град на службу к князю Владимиру. Как известно, на службе у киевского князя муромский богатырь совершил множество ратных подвигов. Как говорил о своей службе сам богатырь: «Я стоял за земли родимые, я за церкви стоял соборные, я стоял за Русь-матушку!»

Еще Илья Муромец уничтожил несколько кровожадных чудовищ, о чем нам красочно повествуют былины. Более всего известен его первый подвиг - битва с Соловьем-разбойником. Кем же был этот душегуб, который мог свистом уложить на землю отряд воинов? Оказывается, Соловьем прозывали предводителя шайки разбойников, хозяйничавших на муромском тракте. Дело в том, что «дорожка прямоезжая», по которой ехал в Киев Илья Муромец, являлась главным путем, связывающим Муромское княжество с южными землями Киевской Руси. Именно здесь шли богатые купеческие караваны, которые и привлекли внимание Соловья и его «бригады». По всему видно, купцы предпочитали ехать другой дорогой, чем меряться силой с разбойником. А вот Илья не побоялся выступить против лиходея и победой над ним доказал, что достоин звания богатыря русского.

Не менее интересен и другой противник славного витязя - Идолище Поганое. «Погаными» на Руси называли язычников. Следовательно, в былине победа православного христианина Ильи Муромца символизирует торжество новой веры над языческими богами. Русский богатырь размозжил своего врага о землю почти так же, как князь Владимир Святой сбросил в грязь идол Перуна с позолоченной головой.

Еще одним знаменитым противником богатыря был грозный Калин-царь. Внимательный читатель без труда разглядит в этом сопернике богатыря черты ненавистных захватчиков Мамая и Батыя. По всему видно, что данное сказание было написано в более позднее время, однако и здесь Илья Муромец выступает как преданный защитник земли Русской.

Последний бой Ильи Муромца

Несколько десятилетий охранял Илья Муромец русскую землю. Состарившись, он принял постриг и стал иноком Киево-Печерского монастыря. Но хотя славный воин и сменил боевые доспехи на рясу инока, погиб он, как и подобает богатырю, в жарком бою. Об этой последней битве Ильи Муромца повествуют исторические хроники.

Великий набег на Киев и Киево-Печерский монастырь произошел в начале XIII столетия, в 1203 году. Это было время великой междоусобицы на Русской земле. Князья, борясь за «великий стол Киева», безжалостно сражались друг с другом. Чего стоит хотя бы тот факт, что в период с 1169 по 1181 год на киевском престоле поменялись 18 князей!

В 1203 году несколько удельных правителей, 15 объединившихся с ордами половцев, напали на стольный Киев. Летопись того времени гласит, что «такого разорения... дотоле не бывало». Страшная беда, обрушившаяся на славный Киев, заставила монаха Илью снова взяться за оружие. И этот бой стал для него последним.

Несколько десятилетий назад историк С. Хведченя реконструировал смертельный бой Ильи Муромца. Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног - видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а другой пронзил грудь Ильи копьем.

В былинах же о кончине Ильи Муромца рассказано по-разному. В одном сказании он погибает в жаркой битве с татарами, а в другом - от подлого предательства, усмиряя взбунтовавшихся язычников.

Однако самая романтическая версия ухода богатыря выглядит так. Состарившись, Илья Муромец отошел от ратных дел и, покидая Киев, встретил в чистом поле Святогора, своего духовного наставника. Святогор поведал Илье, что богатыри не умирают своей смертью, а превращаются в камни. И спать им в облике каменном долгие годы, пока не потребуется их помощь земле Русской.

Возможно, и сейчас где-то спит великий витязь, одетый каменным одеялом, ожидая часа, когда возникнет в нем нужда.

Легенды нового времени

Немало русских городов и селений претендовало на звание родины Ильи Муромца. Однако из этих споров победителем вышло былинное село Карачарово, ныне один из районов Мурома. В Карачарове по сей день бьет из-под земли родник, водой из которого исцелился богатырь Илья Муромец. На высоком берегу Оки стоит православный крест, указывая дорогу к роднику паломникам. Здесь у источника поставлена часовенка, посвященная Илье Муромцу, в которой хранится частичка его мощей, привезенная из Киева.

У Карачарова Ока делится на два рукава - новое русло и старицу. Предание гласит, что разделил здесь Оку сам Илья Муромец. Расчищая землю под пашню, вырывал Илюша из земли с корнем вековые дубы и бросал их в реку, отчего получилась на реке запруда и потекла она по-новому.

Несколько дубов столетия назад были подняты из воды и стали основанием для Троицкой церкви - приходского храма Карачарова.

Также в селе проживает семья Гущиных, называющих себя потомками Ильи Муромца. Существует ли родство данного семейства с легендарным богатырем, наверняка сказать сложно, но все мужчины этого рода обладают фантастической физической силой. Самым известным представителем этой семьи был Иван Афанасьевич Гущин (1824-1907 годы). Говорят, что он один легко поднимал на высокий берег Оки воз, который не могли сдвинуть с места две лошади. А жадному купцу, не пожелавшему по совести расплатиться с нанятыми рабочими, подпер ворота многопудовым якорем и не убирал его до тех пор, пока скряга не выплатил наемникам деньги.

Семейство Гущиных проживает в селе Карачарове на улице Приокской в небольшом деревянном доме. Предания гласят, что тысячу лет назад здесь пролегала окраина села и начинались гущи знаменитых муромских лесов. Где-то здесь в то время стоял домик родителей Ильи Муромца - Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, которых в селе тоже прозывали Гущиными: мол, жили они рядом с гущею леса.

Летят годы, сменяют друг друга столетия, а легенды об Илье Муромце не теряют свой популярности. Ведь он до сих пор стоит на страже отечества, благословляя свой дланью русское воинство, покровителем которого его назначила православная церковь.

Елена Лякина

Когда я увидел камень, на который ступал Иисус, библейская история перестала быть библейской, а стала моей собственной. Когда я увидел мощи преподобного Ильи Муромского, все детские сказки, которые я любил с детства, ожили и стали историей моей страны России.

В народной памяти Илья Муромец остался как великий русский богатырь, одинаково почитаемый киевскими князьями и простым народом. Он стал насельником монастыря в глубокой старости, его нетленные благоухающие мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре и свидетельствуют о его святой богоугодной жизни.

Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю» (XVII в.) пишет: «Поидохом в Антониеву пещеру (в Киево-Печерском монастыре) и видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копнем, язва вся знать, а правая рука изображала крестное знамение».

Любимый герой русского эпоса до своего пострига вел жизнь воина и обладал не только могучей силой телесной, но и великой силой духовной. Во всех сказаниях о нем есть свидетельства о его истинно христианском смирении и кротости, спокойствии и мире душевном. Главные свойства духовного облика Ильи, сделали первым среди русских богатырей, и любовно сохранены народом.

«Древнерусская литература, - писал Дмитрий Лихачев, - не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного».

По мнению подлинного знатока русской народной поэзии Константина Аксакова, «в сонме богатырей, в подвигах их видится и выражается сам народ. Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец. Скопил он страшные силы, встал и понес их, но не на обиду и разорение другим, не на праздное пролитие крови, но на защиту добра и на поражение зла, на мир и тишину».

Преподобный Илья родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название села сохранилось до сих пор. Народная память сохранила имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри были витязи знатного рода: Добрыня Никитич - родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник. Илья Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.

Это исторический факт, что от рождения самый сильный русский богатырь Илия был немощен и не мог ходить до тридцати лет. За годы немощи в нем воспитались великое терпение и смирение, великая кротость. Так Господь готовил его к тому, чтобы поставить во главе защитников границ Руси от многочисленных врагов, во главе русских богатырей. «Под славным городом под Киевом... стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, его правой рукой - Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша». Эти слова запечатлел в своей знаменитой картине «Три богатыря» картине Васнецов.

Избранность Илии Муромца - от Бога. Сила дается ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и приказывают принести им воды. Он не прекословит, не говорит о болезни, а пытается исполнить их волю и... неожиданно для себя встает. Сидевший до этого на печи тридцать лет Илия встает и приносит им целое ведро воды. Выпей сам, - говорят старцы. Он послушно выпивает. Что ты в себе слышишь? Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли. Принеси еще ведро. Илия приносит. Выпей и это ведро, - говорят ему старцы. Что в себе слышишь теперь? Если бы кольцо ввернуть в землю, - отвечает Илья, - я бы повернул землю. Это много, - говорят ему. Принеси третье ведро. Выпив из третьего ведра, силы у Ильи стало меньше. Будет с тебя и этого, - говорят старцы и уходят.

Получив чудесном образом здравие и невиданную силу уже в зрелом возрасте, Илья был огражден от гордости и обратил ее на служение всему народу, которому бессменно и бескорыстно до глубокой старости служил.

С благословения родителей Илья отправляется в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Встретив на пути разбойников, Илья не стал с ними драться, а пустил стрелу «в сыр-кряковистый дуб», и дуб изломался «в черенья ножевые». Он показал им свою силу, и те с поклоном пропустили его. Соловей-Разбойник, которого затем Илья взял в плен, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой богатырь был призван очистить Святую Русь. Во многих песнях говорится, что копье Ильи украшено был крестом Христовым.

Илья Муромец приехал в Киев к князю Владимиру Мономаху (1053-1125г.) (а не к равноапостольному князю Владимиру, как изображается в былинах). Это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси и глубоко вросло в народную душу и быт, что не могло сразу осуществиться при святом князе Владимире. За столом рядом с киевским князем сидит владыка Черниговский, и в Ростове Великом стоит собор, где давно служит старый отец сидящего здесь же Алеши Поповича.

В летописях говорится, что дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. Усилиями русских богатырей, предводителем которых стал святой Илья Муромец, борьба с половцами от стен русских городов переместилась вглубь степей.

Освободившийся от языческого ига степной орды, народ строит монастыри и храмы, крепости и посады, растит хлеб и слагагает величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в помощи Божьей и защите народа. «Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота-океян-море, широко раздолье по всей земли!» пелось в русской песне времен богатырей. «В этих словах, - пишет Константин Аксаков, - ставит себе размеры русский человек, - и какие размеры!» Получив новое божественное измерение в вере Христовой, русский народ обращает все силы, чтобы в домоправительстве своем воплотить Правду Божию.

Западный путешественник Лассота, бывший в Киеве в XVI веке, описывая Церковь святой Софии, писал, что «там была гробница Ильи Муромца, о котором народ рассказывает много легенд. Гробница его ныне разрушена». Историки предполагают, что после кончины, как всенародного любимца, Илью похоронили в главном храме государства - святой Софии, а уже позднее его мощи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря, где покоятся до сих пор. Здесь же хранится дубовая колода, ставшая гробом первого русского богатыря.

Самый большой бомбардировщик русской армии в Первой мировой войне

По ним можно написать всю его биографию.

Его любит мать сыра земля, потому что он – «крестьянский сын». Это придает ему своеобразный демократизм, который удачно подчеркнут Алексеем Константиновичем Толстым в его балладе: «Илья Муромец». Этот демократизм делает его иногда нежелательным гостем в гриднице князя, а его заставляет, порвав сношения с князем, искать общества с «голью кабацкой».

По былинам, жизнь Ильи складывается следующим образом

Богатырский скок. Картина В. Васнецова, 1914

Происхождение и чудесное исцеление Ильи

Илья – сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, «сидел сиднем» в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда он был в избе один, в окно к нему постучались странники – «калики перехожие ». По одной былине это были старшие богатыри (Святогор , Вольга и Микула), по другой – Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела. Они явились для того, чтобы исцелить Илью.

Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, ибо не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья «вскочил на резвы ноги», спустился «в погреба глубокие» и принес им испить чару зелена вина, величиной «в полтора ведра». Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару, которую он осушил «во единый дух».

Калики спросили: сколько он «чует в себе силушки». Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы. После второй чары Илья сказал, что у него стало «силушки – половинушка». – «Этого довольно с тебя», – сказали ему калики перехожие и дали наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела. Они предсказали Илье, что «смерть ему в бою не написана», после чего «потерялися», то есть исчезли.

В этой легенде об исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, заключён глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.

Отцовское благословение Илье на подвиги

Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от «дубья-колодья», то есть, выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:

Не сырой дуб к земле преклоняется,
Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:

На добрые дела я тебе благословенье дам,
А на недобрые – моего благословенья нет.

В наставлении отца замечательны слова

Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина,

то есть, не убивай со злобой, а только защищая родину.

Подвиги Ильи под Черниговом

Садится Илья на своего «ретивого коня», которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в «Киев-град, заложиться за князя Владимира ». Выехав чем свет, Илья рассчитывает попасть в Киев к обедне (вообще же, от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня «по крутым бокам»,

Ретивый конь под ним осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.

Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут «старый матерой казак Илья, сын Иванович». Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.

Но в Чернигов было нельзя попасть, окружила город «сила несметная» – вражеское полчище, вероятно, татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.

Куда саблей махнет – там улица лежит,
Куда отмахнет – переулочек.

«Мужики Черниговские», увидав, что Илья Муромец победил всю «силу», осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклонил эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спросил, где самая короткая «прямоезжая» дорога ко граду Киеву?

Бой Ильи с Соловьем-разбойником

«Ретивный конь» понес Илью Муромца по «прямоезжей» дороге, и скоро богатырь очутился перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его «посвиста соловьиного» и «покрика звериного» люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.

Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

Соловей-разбойник, «станишники» в другой былине («Илья Муромец и станишники») – символические образы внутренних врагов России, с которыми, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хотел убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пустил стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепил дуб на мелкие щепки.

Победив Соловья-разбойника, Илья не убил его, а привязал к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляли Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец был неподкупен. С Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья в третий скачок очутился в Киеве.

Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему.

Илья у князя Владимира

Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья вошёл прямо в «гридницу», помолился на образа, «крест клал по писанному, поклон вел по ученому». Он поклонился сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? – ответил, что он – матерой казак Илья Муромец, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную.

Князь Владимир спросил Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья ответил, что ехал он через Чернигов. Князь усомнился в правдивости Ильи, так как знает, что под Черниговом стоит «сила несметная». Илья скромно ответил, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет.

«А из Чернигова какой дорогой ехал?» – продолжал спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал «прямоезжей», князь опять засомневался в правдивости Ильи, потому что знал: дорога «прямоезжая заложена», сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно объяснил, что Соловей-разбойник и вправду «сидел» на этой дороге, но теперь он, «собака», находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу.

Как услышал князь таковы слова,
Он вскочил на ноги резвые,
Накинул шубку кунью на одно плечо,
Шапку соболиную надел на одно ушко.

и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирало князя: ему хотелось услыхать знаменитый «посвист соловьиный, покрик звериный», которыми разбойник губил добрых людей.

Илья Муромец подошёл к Соловью, передал ему желание князя, но велел, чтобы он, «собака, кричал в полкрика» и «свистал, собака, в полсвиста». Соловей закричал и засвистал в полсилы, но и от этого ужасного крика и свиста «маковки золотые на церквах зашаталися», князь Владимир упал на одно коленко, «куньей шубкою прикрылся». Илья же увез Соловья-разбойника во «чисто поле» и там убил его, потому что такого вредного человека нельзя было оставлять жить на земле.

Победа Ильи над Идолищем Поганым

С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он – старший над другими богатырями, – «атаман Илья Муромец». Часто видим мы его на «заставе богатырской», охраняющим границы родной земли от врагов. «Заставой богатырской» в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.

Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898

Один из самых известных подвигов Ильи, это – победа над «Идолищем Поганым» , который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми материальными чертами:

Головшца у Идолища – что лоханище,
А глазища – что пивные чашицы.

Идолище хвастает, что он «по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет». Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и спокойным мужеством, духовной силой.

Ссора Ильи с князем Владимиром

В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром . Князь велел посадить Илью в «погреба глубокие, заковать в оковы железные». Богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчинился воле князя. Но через некоторое время на Киев напали враги - грозный татарский Калин-царь , и князь Владимир вспомнил своего верного слугу. Он послал дружинников вывести Илью из «погребов глубоких».

Илья Муромец и Калин-царь. Былинная аудиосказка

Слуги спустились в погреба – и что же увидели? Сидел могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горела свеча «воску ярого», при свете ее он читал святую книгу – Евангелие. Вот, как проводил русский богатырь время в заточении!

П рототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия - за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким - с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения - описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая - о молитвенном подвиге» .

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери - и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем - великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским - княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

Историк и лингвист Константин Аксаков

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители - например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина . «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой» , - рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья» , а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин , Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах - недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» - образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков - автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве - соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой - монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой - православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Первой мировой войне .

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского . В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.