Старуха изергиль анализ с цитатами. Максим Горький «Старуха Изергиль» — анализ произведения. Жанр, род и направление


Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль» впервые напечатан в «Самарской газете» (1895, № 80, 86, 89, с 16 по 27 апреля). Сам Горький указывал на разные даты создания рассказа: 1893-й и 1895- ый. В то же время он вспоминал, что «Старуха Изергиль» была написана им за одну ночь: «Бывают случаи, когда писал круглые сутки и больше, не вставая из-за стола.

Так были написаны: «Старуха Изергиль», «Двадцать шесть и одна».

В рассказе отразились воспоминания автора, когда, странствуя по Руси, летом 1891 года он был в Южной Бессарабии (ныне Молдавия). Очевидна связь с молдавским фольклором. Сам Горький считал этот рассказ лучшим своим произведением, «Старуху Изергиль» относят к ранней романтической прозе.

Романтизм как литературное направление возник в России в начале девятнадцатого века. Произведения этого литературного направления изображали исключительную личность в исключительных обстоятельствах. Герой ставит себя выше общества, отвергает его и поэтому одинок. Он не принимает окружающей действительности, переживая разлад между мечтой и жизнью.

Мир природы в романтических произведениях полон мощи и красоты. Лишь в общении с природой герой ощущает полную гармонию с миром.

Почему в начале двадцатого века Горький создаёт романтические произведения, ведь время романтизма уже почти как сто лет прошло? Увлечённый философией Ницше, его идеей «сверхчеловека», писатель воспевает сильную личность. Он убеждён, что «настало время нужды в героическом».

Если для романтических героев девятнадцатого века несоответствие между реальной жизнью и идеалом становится причиной ухода от действительности в мир мечты, то романтизм Горького основан на активных характерах. Писатель призывает к действию.

Проблема человеческой свободы и несвободы является центральной для всего творчества «буревестника революции».

В рассказе Горького «Старуха Изергиль» предметом изображения, темой является жизнь, причём реальная действительность раскрывается в рассказе старухи Изергиль о себе, а в двух легендах: о Ларре и о Данко – вымышленная жизнь.

В этом произведении поставлено множество нравственных и философских проблем: проблема подвига, свободы и любви, эгоизма и самопожертвования, человека и общества, смысла жизни, борьбы и смирения.

Основная идея произведения выражена в словах старухи Изергиль, которая утверждала, что в жизни всегда есть место подвигу.

Стройная кольцевая композиция имеет трёхчастную структуру. Повествование Изергиль делится на три самостоятельные части: легенды о Ларре, история жизни старухи Изергиль, легенда о Данко. Все три части объединены общей идеей: показать, что ценность человеческой жизни состоит в подвиге во имя людей, в самопожертвовании. Эпизоды расположены по принципу градации. Вначале показан гордый себялюбец и эгоист Ларра, сын женщины и орла, убивший девушку только за то, что она оттолкнула его. Затем Изергиль передаёт рассказчику историю своей жизни, в которой она много любила, «много поцелуев взяла и дала». Ключевыми словами всего произведения является высказывание старой женщины о подвиге: «В жизни … всегда есть место подвигам». Идеалом для неё являются «сильные и красивые люди», умеющие жертвовать собой. Но сама она в жизни любила только себя. Охладев сердцем, без сожаления покидала возлюбленных.

Композицию рассказа можно считать как рассказ с обрамлением, или «рассказ в рассказе». В нём два рассказчика. Первый рассказчик путешествует по Руси, знакомит нас со старухой Изергиль, а вторым рассказчиком является сама Изергиль. Экспозицией всего рассказа можно считать описание сборщиков винограда, партией молдаван, с которой рассказчик работал. Описание дано в романтическом ключе, подчёркивается красота этих героев, их сила и свобода. Здесь же даётся романтический пейзаж: «воздух пропитан острым запахом моря», «ласково блестели тёмно-голубые клочки неба», «всё… было странно красиво и грустно». Сюда же относится и портрет Изергиль. Детали портрета подчёркивают безжизненность старухи: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Завязкой легенды о Ларре служит фраза старухи о том, что тень, бегущая по степи – это Ларра. Изергиль сообщает рассказчику, что Ларра «уже стал теперь как тень» - и добавляет: «Он живёт тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..»

В легенде о Ларре тоже можно выделить элементы композиции, потому что она представляет собой целостное произведение и может существовать самостоятельно.

В экспозиции старуха рассказывает о времени, месте действия и о героях легенды. События произошли многие тысячелетия назад далеко за морем, в стране большой реки, в щедрой земле, где жило могучее племя людей, пасших стада и охотящихся за зверями.

Завязка действия начинается с того момента, как после похищения орлом прекрасной девушки она вернулась спустя двадцать лет с сыном. Сын орла был красивый и сильный, но глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. Кульминацией является тот момент, когда Ларра ударил оттолкнувшую его девушку, а когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу, и она, вздохнув, умерла. Людей оковал страх: впервые на их глазах так убивали женщину. Племя придумало самую страшную казнь для Ларры: он был изгнан из племени и обречён на вечное одиночество. Вначале отверженный юноша смеялся вслед людям. Но прошёл не один десяток лет, и сын орла пришёл к людям, чтобы найти смерть, так невыносимо было ему одиночество, но люди его не тронули. Этот момент можно считать развязкой действия.

Во второй главе старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, в которой было много любовных историй. В пятнадцать лет она встречалась с рыбаком, но скоро он ей наскучил, потом был гуцул, обоих повесили румыны. Жизнь в турецком гареме, побег с сыном хозяина гарема, затем она ушла с поляком, а маленький турок умер от тоски. С поляком она поссорилась из-за его оскорблений и бросила его в реку. Потом она любила «одного достойного пана с изрубленным лицом», который любил подвиги. Самое главное для Изергиль в этих отношениях, что она «не была никогда рабой, ничьей». «Последнюю игру» она сыграла, когда встретила одного шляхтича. Но вскоре он её бросил и тогда она поняла, что стара стала. Но когда любимого взяли в плен, она, убив часового, помогла ему выйти на свободу, но остаться с ним гордая Изергиль не захотела, ей не нужна была любовь из благодарности. Сама старуха считает, что прожила достойную жизнь, но в портрете её подчёркивается, что она похожа на тень, а это значит, что она по своему эгоизму и гордости ближе не к Данко, как думает она сама, а к Ларре.

Третья часть – восторженный гимн Данко, пожертвовавшему собой ради людей. Таким образом, первая и последняя части противопоставлены. Ларра превратился в тень, а от сердца Данко рассыпались по всей степи голубые искры.

В легенде о Данко можно выделить все элементы композиции эпического жанра: экспозицию, завязку действия, кульминацию и развязку.

Начало легенды подчёркнуто сказовое: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой – была степь».

В экспозиции описана жизнь «весёлых, сильных и смелых людей», которых чуждые племена прогнали в глубь леса. Жизнь в тёмном лесу среди смрада болот была невыносима и гибельна. Перед людьми пролегали только две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперёд, - там стояли великаны-деревья…»

В экспозиции автор усиливает мотив тьмы и создаёт ощущение невыносимости и безнадёжности положения людей. С этой целью он использует олицетворение: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам»; «лес глухо гудел, точно грозил, и пел похоронную песню людям».

«Сильные люди» не могли умереть в боях с врагами, потому что должны были хранить заветы. Явление Данко можно считать завязкой действия. Замечательна характеристика этого героя: «Красивые – всегда смелы». У Горького эти два эпитета выступают в роли синонимов. Романтик, он ценит в людях силу и смелость.

Люди откликнулись на призыв Данко пройти сквозь лес, потому что увидели: «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня!»

Путь был трудный, люди гибли, теряли силы. Они «стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то».

Кульминационный момент происходит в грозу. Пейзаж подчёркивает напряжённость момента. Чтобы показать враждебность природы по отношению к людям, автор использует много ярких художественных средств, характерных для романтического произведения. Во-первых, это олицетворение: «зашептали деревья глухо, грозно»; «великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни».

Во-вторых, это гипербола: «стало в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился».

В-третьих, чтобы усилить мотив слабости и беспомощности людей перед грозными силами природы, автор использует антитезу: «Шли маленькие люди между больших деревьев…»

Усталые и разъярённые люди захотели убить Данко, обвиняя его в своих бедах. Сравнения «как звери». «как волки» подчёркивают ожесточение людей, упавших духом.

Данко в этот момент испытывает сложные и противоречивые чувства: «в сердце его вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».

В портрете романтического героя подчёркивается его высокая одухотворённость, передаваемая автором с помощью мотива света и огня: «сердце вспыхнуло огнём желания спасти их»; «в его очах засверкали лучи… могучего огня»… Как вспышка яркого света изображён подвиг Данко, жертвующего собой ради людей: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».

«Горящее сердце Данко» - это метафора человеческого подвига – подвига самопожертвования во имя людей. В описании горящего сердца применяются разнообразные средства изобразительности: гипербола («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»); метафора («Этим факелом великой любви к людям»); антитеза и олицетворение («тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота»).

Люди, «увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца», достигли цели – они «окунулись в море солнечного света».

Смерть романтического героя показана как апофеоз его героического поступка: «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

Люди не заметили его смерти, и «только один осторожный человек… наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека. Его поступок можно назвать подвигом, потому что он пожертвовал собой ради спасения людей. Художественные средства в рассказе подчинены утверждению правоты «подвига во имя жизни».

Моё восприятие романтического произведения Горького таково: рассказ производит яркое впечатление романтическими пейзажными зарисовками, которые передают разные чувства. Описание неба, моря, красок и звуков создают ощущение сказки, подготавливают к восприятию двух легенд, тесно связанных друг и другом по принципу антитезы. Ларра своим холодным эгоизмом, самолюбованием и самоуверенностью вызывает к себе неприязненное чувство. Пёстрая жизнь старухи Изергиль не кажется такой яркой, активной и полной, как описывает она сама себя. Людям свойственно ошибаться в оценке свой личности, не избежала этого и героиня Горького. Напротив, жизнь старухи Изергиль кажется бессмысленным мельтешением, в котором нет главного – настоящей любви к людям, способностью жертвовать собой. Старуха гордится тем, что «много любила», но в этой любви больше эгоизма и нет ответственности за того, кого она «приручила». Несомненно, Данко- это герой – символ. Он по-настоящему любил свой народ и хотел ему помочь. Злоба и враждебность соплеменников в самый напряжённый момент не смогла погасить огонь его сердца, пылающий любовью. Горький создал вечные образы, олицетворяющие собой два полюса. На одном - холод души и эгоизм, на другом – горение, подвиг и самопожертвование.

Прежде чем провести небольшой анализ "Старухи Изергиль" - произведения Максима Горького, коротко рассмотрим основные факты об этом рассказе. Максим Горький путешествует по Бессарабии, и по возвращению домой сразу пишет этот замечательный рассказ. Год написания рассказа "Старуха Изергиль" - 1891 год.

По мнению литературоведов это произведение относится к раннему творчеству Горького, но уже хорошо прослеживается стилистика автора и нотки романтизма. Немаловажно, что сам автор полагал, что именно этот рассказ стал наиболее удачным из всех остальных. Благодаря анализу "Старуха Изергиль" можно глубже понять идею и ход рассуждений Горького.

Главные герои рассказа "Старуха Изергиль"

В рассказе три новеллы, сюжет которых не связан между собой, но вместо этого у них есть ярко выраженная общая идея. Используя три совершенно непохожих сюжета, Максим Горький доносит до читателей, насколько поистине ценна жизнь человека. Разумеется, донести эту идею помогут главные герои рассказа "Старуха Изергиль" - это Данко, Ларра, старуха Изергиль. Сделав анализ образа каждого из этих героев, мы увидим, что под настоящей свободой подразумевает автор.

Сначала проведем анализ первой новеллы рассказа "Старуха Изергиль", где повествуется о Ларре. Его натура пропитана эгоизмом, он думает только о себе, поэтому читатель видит Ларру в неприглядном свете. Другие, смотря на поведение Ларры, тоже испытывают лишь разочарования - кто-то его просто боится, а кто-то даже ненавидит. У Ларры отец - орел, а мать - женщина, и хотя внешне он выглядит, как человек, своими поступками он раскрывает свою сущность животного. Чтобы добиться своего, Ларра идет на всё и по всем, у него нет ценностей.

Анализ "Старухи Изергиль" был бы не точным, если упустить такого персонажа, как Данко. Горький полностью противопоставляет его Ларре. Какие главные качества в Данко? Он милосерден, сострадателен и добр. Данко ставит других выше себя, и собственное достоинство других он ценит намного выше своего. Он готов идти на жертвы, и не видит другого пути в жизни.

Образ Данко в рассказе "Старуха Изергиль" передает ход рассуждений Горького о том, что любому человеку под силу развить в себе горячую и самоотверженную любовь, даже не размышляя о последствиях.

Теперь поговорим о третьем персонаже - старухе Изергиль. Очень неоднозначно можно проанализировать этого героя рассказа. От Ларры и Данко Изергиль отличается тем, что ее нет в границах легенды, она выходит из реальности. Когда старуха Изергиль повествует о своей истории любви, читателю не верится, что она с искренностью испытала чувства, о которых рассказывает. Хотя, надо сказать, что эта женщина действовала по велению своего сердца. Новелла об этой старой женщине очень похожа на часть рассказа, где главным персонажем выступил Ларра.

Максим Горький не решает за читателя, как именно стоит трактовать поступки главной героини, что наталкивает на мысль: а в реальной жизни ведь поведение человека тоже зачастую неоднозначно. Приняв во внимание всех трех персонажей рассказа "Старуха Изергиль", мы понимаем, какую тему хотел обсудить Горький - это тема смысла человеческой жизни.

Максим Горький называл свою Старуху Изергиль одним из лучших произведений и действительно с этим есть много оснований согласиться по причине многогранности и глубины смыслов и великолепной структуре самого произведения.

Пожалуй, следует начать именно со структуры, которая представляет собой геометрически точную композицию, создающую собой красивую гармонию. Перед нами три рассказа, которые идут последовательно, но восприятие всего произведения следует рассматривать в целостности.

Наиболее удобно читателю как бы вознестись мысленным взором над самим рассказом и посмотреть на созданную Горьким структуру. Две крайности (Ларра и Данко) по бокам и в центре фигура Старухи Изергиль. По сути, мы видим перед собой человека, который располагается между противоположностями или даже ангельским и бесовским началами.

Легенда о Ларре, которая хронологически идет первой и располагается как бы с одного бока, представляет нам полного гордости героя. Эта гордыня приводит Ларру к тяжелому греху, он погубил девушку, которая ему не отдалась, а после этого возрадовался собственному изгнанию и еще больше возгордился. Недаром Горький делает Ларру не совсем человеком, он помесь орла и человека, то есть нечто немного противоестественное.

Легенда о Данко завершает повествование и идет как бы с другого бока. Этот герой являет собой пример самоотдачи и альтруизма, он даже, несмотря на упреки и глупость людей, продолжает вести их к свету и в итоге отдает себя полностью ради того чтобы они вышли из лесной чащи (понятное дело, лесную чащу нужно рассматривать тут по большей части в символическом аспекте как изображение тьмы неведения, тотальных и пагубных заблуждений или чего-то подобного) а в итоге они только растоптали его сердце. Данко является идеальным примером высшей нравственности, которая только может существовать, он самый лучший из людей, но при этом отдает себя ради тех, кто, по сути, значительно хуже его – такова противоположность гордости.

Посередине располагается рассказ самой старухи и если по сторонам мы видим именно легенды и сказания, то в центре как бы настоящая история о настоящем человеке, которую Изергиль рассказывает про себя. В ней смешиваются две противоположности, с одной стороны, она горда и своевольна подобно Ларре и обращает внимание только на собственные чувства и свободу, с другой стороны, она проявляет альтруизм и идет на серьезные поступки ради любимых людей. Наверное, ключевой фразой в этой всей структуре являются слова старухи «каждый сам себе судьба».

Горький как бы говорит о нравственном выборе каждого человека, который сам создает собственную судьбу и всегда выбирает между ангелом и бесом, которые сидят по обе стороны от него. Когда-то он подражает горделивому Ларре и может обречь себя на ужасную судьбу отвергнутого скитальца и бесплотного духа, когда-то Данко, который обрекает себя на не менее печальную судьбу, но теперь ради высокого идеала. Структура произведения, по сути, является объемной метафорой человеческого существования.

Вариант 2

Максим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ был написан в 1884 году. Автор очень гордится данным произведением и подчеркивает это. В основе рассказа лежит история цыганки, которая уже много видела в жизни. Горький делит произведение на три части, но это не мешает рассказу читаться как одно целое. Писатель старается узнать настоящую ценность человеческой жизни.

Старуха цыганка рассказывает истории о героях Данко и Ларре. Автор показывает читателю героев, совершенно не похожих друг на друга и в свою очередь с помощью этого приёма Горький раскрывает разные стороны жизни.

Для того, чтоб полностью понять разницу между героями следует рассмотреть их детально.

Ларра автор сравнивает со зверем, который достаточно дикий и жестокий и избегает встречи с людьми. Герой любит только себя и больше никого. Горький поместил очень много античеловеческих проявлений в героя. Очень четкая фраза, которая максимально показывает сущность Ларра, это если б герой захотел проколоть своё сердце ножом, то тот непременно бы сломался, словно об камень. Герой ставил себя на порядок выше остальных и считал, что имеет право делать все, что ему захочется, а другие нет. Ларра был очень сильно озабочен собственной свободой.

Что касается Изергиль, то она была чем-то похожа на Ларра. Но она хотя б могла что-то чувствовать, беда была только в том, что все чувства для неё были чем-то мимолетным и быстро забывающимся. Во время своей молодости Изергиль не ценила внимание мужчин и заставляла многих страдать от этого. Но случился момент, когда и она была влюблена, и с ней произошло тоже, что и с мужчинами, которые пытались добиться её внимание. Цыганка была брошена и унижена.

А теперь она стара и только вспоминает о тех временах и очень хочет снова почувствовать состояние влюбленности, ведь только такое чувство помогает жить и придает смысл в жизни.

Третий герой рассказа Данко также уверен в своих убеждениях, но они являются несколько иными и человечными. Он верит в то, что только ему под силу спасти людей и готов сделать все для этого. Причем Данко совсем не останавливает мысль, что это может у него не получиться. Главное отличие Данко от остальных героев в том, что он погиб ради своей цели и прожил жизнь, пытаясь сотворить что-то хорошее.

Читая данный рассказ, становится ясно, что в принципе человек может сотворить очень низкие поступки или самые храбрые подвиги. Когда Изергиль смирилась с тем, что она уже стара и не будет такой как раньше, она решает совершить свой подвиг. Пойдя на убийство, она спасает любимого из плена и потом отказывается от его любви. Ведь любовь в неволе это неправильно. Поступки героев остаются не вознагражденными.

Глядя на героев данного рассказа видно то, что молодость дает много сил и можно сотворить много чего как во благо, так и нет. Но не просто рассказ называется «Старуха Изергиль», автор дает понять, что молодость не будет вечной. Человека помнят по его поступкам, и пока память жива, то и человек вместе с ней.

Выбор остается за каждым, прожить тихо обминая трудности или совершить свой может и единственный подвиг, но который останется в памяти людей.

Старуха Изергиль. Анализ произведения

Максиму Горькому чрезвычайно нравилось странствовать родными раздольями. Из этих странствований писатель черпал своё вдохновение, он делал очерки и наброски об увиденном. Собственно это натолкнуло писателя на создание рассказа «Старуха Изергиль».

Автор закончил написание рассказа осенью 1884 году. Произведение «Старуха Изергиль» из ранних работ писателя. Он чрезвычайно гордился данным произведением и делает акцент на этом. В печать рассказ попал лишь через год. После выхода рассказа в свет литературоведы того времени прослеживают своеобразную манеру написания автора с великолепными нотками романтизма. Хотя и рассказ написан в достаточно сложном стиле повествования, как бы в диалоге между автором и пожилой женщиной. Но рассказ остаётся лёгким и довольно интересным.

За основу рассказа была взята история одной цыганки, которая многое поведала в этой жизни. Автор невидимым приёмом разделяет рассказ на три жизненные истории, которые поведает старая цыганка. Легенды про Ларре и Данко. Жизненные истории героев абсолютно разные, этим автор приоткрывает читателю разные аспекты жизненного пути. Но это не нарушает целостность рассказа.

Образ Ларра автор уподобляет к зверю, дикому, жестокому, избегающий любого контакта с окружающими людьми и любящий только себя. Герой преподносил себя выше других, считая, что ему всё дозволено. Ларра не хотел ограничивать себя в свободе действий.

Изергиль Горький охарактеризовал почти идентично образу Ларра, но она была более чувствительная. Но для неё все чувства были, мимолётны и быстро уходили не оставляя за собой никакого следа. В молодости Изергиль была востребована мужчинами, но она не ценила их внимания. Многим её поклонникам это приносило боль. Влюбившись, цыганка ощутила на себе сполна те чувства, которые приносила отверженным мужчинам. Она была унижена и брошена.

Образом Данко автор показывает абсолютно противоположные черты человеческого характера. Это самоотверженность, безотказность и целеустремлённость. Самое главное отличие от других персонажей в том, что он отдал жизнь во имя достижение своей цели. Стараясь осуществить как можно больше хороших дел.

Каждой строчкой Горький доносит до нас, что человеку свойственно различные поступки как самые низкие, мерзкие так и безумно героические. Молодость открывает перед человеком не ограниченные возможности проявить себя. Но неспроста название рассказа «Старуха Изергиль», автор подчеркивает, что молодость очень скоротечна. И необходимо оставить после себя только светлую и добрую память.

Как пройдёт его жизнь, это выбор каждого человека. Ведь жизнь прожить не поле перейти, и об этом нужно задумываться смолоду.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Письмо Татьяны Евгению Онегину

    Начитавшись любовных романов, которые оживляли ее однообразные скучные будни, склонная влюбляться в «обманы», Татьяна полюбила образы романтических героев не столько в силу своей начитанности, сколько под влиянием московской кузины, княжны Алины.

  • Сочинение Бывает ли любовь разумной?

    Наверное, каждый человек, живущий на планете, хоть раз задавался вопросом: что такое любовь? Что ей движет? Подчинена ли она сердцу? Или же разуму?

  • Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс

    Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно

  • Особенности композиции в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    «Ревизор» Гоголя во всех смыслах удивительная и особенная комедия. Она необычна и когда речь идёт о композиции. Конечно, многое казалось необычным в ту эпоху, а теперь всё уже кажется нормальным, привычным. Никого уже ничем не удивить.

  • Сочинение Здравствуйте легкие звезды пушистого первого снега миниатюра

    Сочинение - миниатюра на тему « Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега ». Природа была и будет всегда истинным и прекрасным Божеством. Как интересно наблюдать нежные снежинки кружатся на всей

В раннем романтическом произведении "Старуха Изергиль" Максим Горький поэтично размышляет о человечности и свободе. Дух романтизма просто переполняет этот рассказ. Сам автор считал его одной из лучших своих работ, выстроенных на высочайшем уровне. Анализ "Старухи Изергиль" Горького докажет, что автор, как и многие другие писатели, обратился к самой злободневной теме - смыслу жизни.

Особенности рассказа

Книга М.Горького "Старуха Изергиль" вышла в свет в 1894 году. В рассказе четко прослеживаются черты романтизма:

  • главный герой противопоставлен основным персонажам;
  • герою приписываются качества, представленные в превосходной степени;
  • изображение необычных пейзажей (описание моря, степи).

Известно, что Максим Горький много путешествовал по стране, собирал различные легенды и истории, жившие в памяти людей. Именно такие легенды он поведал в произведении "Старуха Изергиль". Анализа этот рассказ заслуживает самого полного. Читатель видит перед собой оригинальную книгу в виде рассказа в рассказе. Композиция его отличается некоторыми особенностями:

  • содержит три самостоятельных части: легенда о Ларре, жизненные искания самой старухи Изергиль, Легенда о Данко;
  • все части объединяет внутренняя идея и тон повествования;
  • содержание первой и третьей части рассказа противоположны друг другу;
  • центральную часть книги составляет рассказ о жизни Изергиль;
  • повествование в рассказе ведется от лица старухи.

Анализ "Старухи Изергиль" показывает, что у произведения основная концепция: возможность жить без людей для себя (подобно Ларре), проживать рядом с людьми, но в свою пользу (как старуха Изергиль), отдавать свою жизнь ради других (как Данко).

Гордый и одинокий Ларра

В первой части старуха поведала о молодом красивом парне Ларре, отцом которого был горный орел, когда-то похитивший мать юноши. Читатель видит гордого, дерзкого, эгоистичного парня. С таким самолюбивым характером ему было трудно ужиться среди других соплеменников. Именно за эти качества Ларра жестоко поплатился. Однажды он совершил ужасный поступок - убил дочку вождя, которая его отвергла. В общине придумали для юноши наказание - вечное изгнание и одиночество. Поначалу оно ничем не огорчило Ларру, но потом стало просто невыносимым. Через некоторое время герой понял, в чем смысл жизни, но было поздно: от страданий он превратился в тень, напоминающую людям о его существовании.

Поиски смысла жизни старухи Изергиль

Куда же приводит анализ "Старухи Изергиль", а именно второй ее части? Читатель погружается в историю жизни самой рассказчицы. Изергиль пользовалась успехом среди мужчин, не обделяла их своей любовью. Она любительница странствий, побывала во многих уголках земли. Ей в удовольствие было играть чувствами других людей. Чтобы достичь своей цели, она даже один раз пошла на убийство. Если героиня уходила от кого-то, то уже никогда не возвращалась. Любви она отдавала всю себя. В конце Изергиль понимает, что не нужно искать любовь на краю света, достаточно вести размеренную жизнь с любимым человеком и детьми.

Самопожертвование Данко

Романтическими чертами наделил Горький своего героя Данко. Анализ "Старухи Изергиль" невозможен без этого персонажа. Красивый, сильный и мужественный Данко был настоящим лидером, умел повести за собой людей. Он отличался свободолюбием и бескорыстием. Это помогло ему стать предводителем своего народа и вывести его из темного леса. Идти было нелегко, рассерженные люди разуверились в своем главаре. Тогда Данко вырвал из груди свое сердце, которое пылало любовью к людям, и осветил им путь. Таким способом он отдал народу свое тепло и доброту, исходящую от горящего сердца.

Что же получил он взамен? Как только люди выбрались из леса, то сразу все забыли об умирающем Данко. Кто-то даже наступил на угасающее сердце вожака. Только ночные искорки в степном просторе напоминали людям о бескорыстном поступке Данко. В образе этого юноши читатели видят настоящего героя, видевшего смысл жизни в служении другим.

В чем схожесть и различие судеб героев?

Старинные легенды несут поучительные выводы, старуха Изергиль поведала их молодому поколению. Действия в легендах происходит в глубокой древности. Судьба самой рассказчицы чем-то похожа на судьбы Ларры и Данко. И у того, и у другого была бурная мятежная жизнь, оба стремились стать независимыми. Идеалом старухи Изергиль и Данко является любовь к окружающим и самопожертвование. Они посвящают себя другим.

Подобно Ларре, Изергиль забывает о людях, которые ей становятся малоинтересными. Она умеет брать, но способна и отдавать. Ларра же только жадно брал, ничего не отдавая. К чему в конце пришли герои? Поведение Ларры привело его к одиночеству, которое невозможно было вынести. Старуха Изергиль пристала к случайным людям и вместе с ними доживает последние годы. Читателю есть над чем задуматься, попытаться найти истинную дорогу в жизни. Возможно, между индивидуализмом Ларры и альтруизмом Данко найдется идеальная точка в системе координат.

«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького , развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.

Вконтакте

История создания

В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.

Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени , которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:

  1. «Старуха Изергиль»,
  2. «Девушка и смерть»,
  3. «Песнь о Соколе».

Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м . Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты». Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.

Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году.

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре;
  • История жизни рассказчицы;
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе . Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть , поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема — жизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной , противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец — юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла . От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен . Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы . За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный» . Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить . Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви – это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными , ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку . Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Легенда о Данко

Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.

Данко – сказочный персонаж , который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим , послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры . Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Чему учит рассказ Горького

«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра , но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания .

Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Заключение

Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.