Икона ульяны мученицы. Иулиания. Чудотворная икона Иулиании помогает избавиться от душевных болезней

Жития мучеников Павла и его сестры Иулиании

Свя-тые му-че-ни-ки Па-вел и его сест-ра Иули-а-ния бы-ли каз-не-ны при им-пе-ра-то-ре Авре-ли-ане (270-275) в фини-кий-ском го-ро-де Пто-ле-ма-и-де. Од-на-жды им-пе-ра-тор при-е-хал в Пто-ле-ма-и-ду. На-хо-див-ший-ся сре-ди встре-чав-ших Па-вел осе-нил се-бя крест-ным зна-ме-ни-ем, и это бы-ло за-ме-че-но. Его тут же схва-ти-ли и бро-си-ли в тем-ни-цу. Ко-гда на сле-ду-ю-щий день его при-ве-ли на суд, он от-кры-то и сме-ло ис-по-ве-дал свою ве-ру во Хри-ста, за что был под-верг-нут же-сто-ким му-кам. Иули-а-ния, ви-дя стра-да-ния бра-та, ста-ла при всех об-ви-нять им-пе-ра-то-ра в неспра-вед-ли-во-сти и же-сто-ко-сти, за что так-же бы-ла под-верг-ну-та ис-тя-за-ни-ям. Му-че-ни-ков би-ли, те-ла их рва-ли же-лез-ны-ми крю-чья-ми, жгли на рас-ка-лен-ных ре-шет-ках, но не мог-ли сло-мить див-но-го тер-пе-ния ис-по-вед-ни-ков Гос-под-них. Трое во-и-нов, ко-то-рые ис-тя-за-ли свя-тых, по-ра-жен-ные ве-ли-чи-ем ду-ха му-че-ни-ков, уве-ро-ва-ли во Хри-ста. Эти но-вые из-бран-ни-ки Бо-жии, Квад-рат, Ака-кий и Стра-то-ник, бы-ли немед-лен-но каз-не-ны. Му-чи-тель по-пы-тал-ся пре-льстить свя-тую Иули-а-нию обе-ща-ни-ем взять ее в же-ны, ес-ли она от-ка-жет-ся от Хри-ста, но свя-тая от-верг-ла пред-ло-же-ние обо-льсти-те-ля и оста-лась непре-клон-ной. По по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра му-че-ни-цу от-да-ли в блу-ди-ли-ще для осквер-не-ния, но Гос-подь со-хра-нил ее и там: все, пы-тав-ши-е-ся при-кос-нуть-ся к свя-той, ли-ша-лись зре-ния. То-гда раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор при-ка-зал сно-ва жечь те-ла му-че-ни-ков. Тол-пив-ший-ся во-круг на-род, гля-дя на стра-да-ния невин-ных, на-чал гром-ко роп-тать, Авре-ли-ан при-ка-зал немед-лен-но обез-гла-вить му-че-ни-ков. С ра-дост-ны-ми ли-ца-ми брат и сест-ра шли на казнь и пе-ли: "Спасл бо еси нас Гос-по-ди от сту-жа-ю-щих нам и нена-ви-дя-щих нас по-сра-мил еси" (

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за него и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить - было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря - брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, - повествует ее сын, - Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти - Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 - 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища... не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. - A мы вот что скажем, - говорили нищие, - много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы... Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба,... чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом.

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», - пишет ее сын.

Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года.

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной - особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

С XVIII века фамилия святой Иулиании - Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас - ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках - это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин - профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря города Мурома.

Святые покровители носящих имя Ульяна

Святая мученица Иулиания Птолемаидская
День памяти святой мученицы Иулиании Птолемаидской празднуется дважды – 4/17 марта и 17/30 августа вместе с памятью ее брата, святого мученика Павла Птолемаидского и с ними Кодрата, Акакия и Стратоника.
Святая Иулиания Птолемаидская пострадала за Христову веру в 273 году от Р.Х. в финикийском городе Птолемаиде. Вместе с братом, святым Павлом, и еще тремя воинами она была казнена по указу императора Аврелиана. Ее брат был узнан как христианин и схвачен. Видя мучения брата, она вступилась за него, но также была схвачена и разделила его судьбу после тщетных попыток императора то посулами, то истязаниями склонить обоих к отречению от веры истинной.


Заказать икону


Варианты иконы


Иконописец Марина Филиппова
Святая преподобная Иулиания Московская
Память преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских совершается 3/16 мая, а также в 11-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице в празднование Собора Московских святых (переходящий праздник).
Святая преподобная Иулиания Московская - первая игуменья первого в России женского монастыря. По молитвам к ней перед святым её образом молятся об исцелении от недугов душевных и телесных, поскольку Господь наделил святую по милости Его даром чудотворения и исцеления. Молят о защите будущих мам от неблагоприятных событий при вынашивании дитя, о ходатайстве в зачатии потомства.
Иулиания Амисийская (Понтийская), мученица


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 марта/2 апреля.

Иулиания Вяземская, Новоторжская, княгиня, мученица


Заказать икону

Дни памяти установлены Православной Церковью 2/15 июня, 21 декабря/3 января.

Святая мученица Иулиания жила на рубеже XIV и ХV веков. Будучи знатного боярского происхождения, в юности она была выдана замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича, славившегося своим кротким и благочестивым нравом. Их семейная жизнь проходила в любви, согласии и следовании христианским заповедям.

Эти времена были тяжкими для Руси. В княжеской среде все больше развивались междоусобицы, зависть, предательство. Правитель Смоленских земель - князь Юрий Святославович был известен как вздорный и жестокий человек. Казнив многих неугодных ему смоленских бояр, он приобрел себе немало врагов среди горожан. В 1404 году, когда князь Юрий отбыл на время в Москву, его смоленские недруги, тайно сговорившись с литовцами, сдали им город. Юрий вынужден был бежать в Великий Новгород. Князь Симеон с супругой Иулианией последовали за ним, разделяя невзгоды изгнания и продолжая честно служить ему.

Через два года великий князь Московский Василий взял князей Юрия и Симеона на службу, послав их править в город Торжок. Однако, счастливая жизнь Симеона и Иулиании в Торжке продолжалась недолго. Князь Юрий, отличавшийся необузданным сластолюбием, прельстившись необыкновенной красотой княгини Иулиании, захотел овладеть ею. Он неоднократно подступал к ней с нечистыми намерениями, но княгиня всегда отклоняла его домогательства. Тогда, одержимый страстью, князь Юрий решил коварством добиться своей цели. Он позвал Симеона и Иулианию к себе на праздник. И в разгаре пира неожиданно ударил мечом сидящего рядом князя Симеона. Затем приказал слугам силою привести Иулианию в свою спальню. Но она не испугалась угроз обезумевшего князя и стала сопротивляться его насилию. Схватив нож, она ударила им Юрия в руку, вырвалась и выбежала во двор с криком о помощи. Взбешенный князь приказал догнать Иулианию, убить ее и тело бросить в реку Тверцу.

Совершив такое неслыханное злодеяние, князь Юрий, осужденный всеми, вынужден был покинуть Торжок. Он долго скитался, пытаясь найти искать монашеское убежище, чтобы отмолить свои грехи. Его приняли в Николаевском Веневом монастыре, недалеко от Тулы. Однако, прожив там всего несколько дней, Юрий тяжело заболел и умер.

Святого князя Симеона Мстиславовича с почестями захоронили в Вяземском соборе. А мощи святой княгини Иулиании были обретены только в 1407 году. По преданию, ее нетленное тело, плывшее по реке Тверце, увидел один больной крестьянин, бредущий по берегу. Сначала он испугался такому чудесному явлению и хотел бежать, но вдруг услышал тихий женский голос: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». И в тот же момент крестьянин стал здоров. Он исполнил повеление святой Иулиании. Ее обретенные мощи были торжественно перенесены в собор и помещены в каменную гробницу, при этом многие христиане исцелились от своих недугов.

Христиане помнят и почитают святую благоверную княгиню Иулианию, которая на века стала примером целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви.

Иулиания Илиопольская, мученица Святая мученица Иулиания жила в IV веке в Византийской империи в правление императора Максимиана, известного гонениями на христиан. Ее подвиг связан с историей святой великомученицы Варвары, дочери знатного сановника из города Илиополя, ревностного приверженца язычества. Юная Варвара, узнав об учении Христа, всем сердцем приняла христианскую веру, открыто заявив об этом своему отцу. Ни его угрозы, ни наказания не смогли поколебать веру дочери, и тогда он отдал ее на суд правителю города Мартиану. Святую жестоко мучили, требуя отречения от веры, но смогли сломить ее.

Иулиания, присутствуя на месте истязаний великомученицы Варвары, пораженная ее стойкостью и силой духа, стала громко обвинять мучителей и заявила о принятии христианской веры. За что была немедленно схвачена и подвергнута истязаниям. После многочисленных пыток обе мученицы были обезглавлены.

Святые Варвара и вместе с ней Иулиания почитаются как в православии, так и в католичестве. К ним обращаются в молитвах при смертельной опасности.

Иулиания Лазаревская, Муромская
Не думая о себе, она всю жизнь заботилась о других. Хорошая жена и мать тринадцати детей, она дарила любовь не только своим близким, но все силы прилагала, чтобы помочь другим людям: вдовам, сиротам, нищим.

Святая Иулиания родилась в 30-е годы XVI века в дворянской семье. Оставшись сиротой в шесть лет, она уехала из родного города Плосне в Муром к бабушке. Когда та умерла, двенадцатилетнюю девушку взяла на воспитание тетя. В новой семье сразу заметили, что Святая Иулиания отличается от других подростков. День и ночь она посвящала рукоделию и молитвам. Всю сшитую одежду она раздавала нищим. Так прошло несколько лет. Многие люди в Муроме и в его окрестностях узнали о необыкновенной доброте и трудолюбии девушки. К ней посватался и взял в жены владелец села Лазаревская. В семье мужа Святую Иулианию все полюбили. Она вела хозяйство и заботилась о домочадцах, но своих трудов на помощь бедным не оставила. Будучи искусной рукодельницей, она делала очень красивые вещи, на которые сразу же находились покупатели, а все вырученные деньги она раздавала нищим.

Много трудностей пережила Святая Иулиания. Она потеряла семерых детей, когда те еще были в младенчестве, а два ее взрослых сына погибли на царской службе. После смерти мужа, она раздала имущество бедным, отпустила всех своих слуг. Но многие из них не пожелали уходить из хозяйского дома. Когда из-за неурожаев и царской смуты в стране начался голод и эпидемии, шестидесятилетняя женщина поняла, что должна спасать своих близких. Из лебеды и древесной коры она научила людей печь хлеб, и был тот хлеб вкуснее и слаще пшеничного. Даже в самые страшные дни она не унывала, не жаловалась. Более того, она воодушевляла других, все кто жил рядом с ней, были добропорядочными людьми, не совершившими в жизни ни одного плохого поступка.

10 января 1604 года Святая Иулиания скончалась. В момент ее смерти близкие увидели над ней золотистое сияние, которое обрамляло ее голову в виде венца.

Иулиания, мученица


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 22 июня/5 июля.

О святой мученице Иулиании известно лишь, что она вместе со своим сыном Сатурнином пострадала за Христа в первые века христианства.

На именных иконах, как правило, изображается святая мученица Иулиания Никомидийская.

Иулиания Никомидийская, дева, мученица
Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 6/19 июля.

После присоединения Киева к Литве в городе правила семья князей Ольшанских. В середине XVI века у одного из них князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского умерла дочь Иулиания. Она скончалась девственницей на 16-м году жизни. Отец ее был благотворителем Киево-Печерской Лавры, и потому тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.

В начале XVII века при Печерском архимандрите Елисее (1724 г.), во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки. На серебряной дощечке гроба была надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, скончавшаяся на 16-м году». Княжна лежала в гробу как живая, в белом платье, обшитом золотом, со множеством драгоценных украшений. Тело ее перенесли в Великую Лаврскую церковь.

В XVII веке святая Иулиания явилась Киевскому митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого митрополит повелел положить мощи святой в драгоценную раку с надписью: «По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный». У раки мощей святой Иулиании совершалось множество чудес и благодатных исцелений. Был при этом случай, когда, пробравшийся в церковь, вор украл с ее мощей драгоценное кольцо, но едва он вышел из дверей храма, закричал страшным голосом и упал мертвым.

Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему: «Я, Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании еще более увеличилось.

В 1718 году мощи святой горели при пожаре в церкви. Останки их были положены в новую раку и поставлены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры.

Жизненный путь святой Иулиании Ольшанской является утверждением праведности, душевного здоровья, душевной цельности, т.е. целомудрия. Она творит правду Божию. Будучи праведной девой, имеет благодать помогать живущим, хранить девство и чистоту.
На этой ступени восхождения святых жен Руси утверждается также особый дар исцеления различных недугов душевных и телесных. Потому столь многочисленны были случаи исцелений у мощей святой Иулиании. Но более всего помогает она в исцелении душевнобольных.

Столько сейчас больных душой в нашем обществе, столько неустроенных, заблудших душ, потерявших веру в Бога или не ведающих Его. Душа человека скорбит, мучается, мятется, ибо жаждет правды Божией, жаждет пищи духовной, которой лишена. Особенно подвержены душевным болезням женщины на них ведь лежит главная тяжесть неустройств и бед наших дней.

Святая Иулиания первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души. Она предстательствует за них вместе с другими святыми русской земли пред Пречистой Матерью Господа и вместе с Нею пред Престолом Святой Троицы. Помолимся же святой праведной деве Иулиании, княжне Ольшанской о ее земных сестрах женщинах России, чтобы помогла она исцелению их душ, помогла обрести радость духовную и утешение.

Иулиания Птолемаидская, мученица, сестра мч. Павла Птолемаидского


Заказать икону


Дни памяти установлены Православной Церковью 4/17 марта, 17/30 августа.
Святая Иулиания вместе со своим братом святым мучеником Павлом Птолемаидским жили в III веке в Финикии. За открытое исповедание христианской веры Павел по приказу императора Аврелиана был схвачен и подвергнут жестоким истязаниям. Иулиания, встав на защиту брата, разделила его участь. Но, как ни свирепствовали мучители, им не удалось сломить дух святых Павла и Иулианы, и пораженные воины тоже приняли христианскую веру. Разгневанный император повелел принародно казнить непокорных мучеников. Идя на казнь, они пели псалом «Ненавидящих нас посрамил…»
Икона Святой мученицы
Иулиании Птолемаидской
Иконописная мастерская
«Ксения»

Иулиания Россонская, мученица


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 1/14 ноября.

Святая мученица Иулиания

Святая мученица Иулиания,

небесная покровительница Троице-Стефано-Ульяновского монастыря .

До революции величайшей святыней Ульяновского монастыря были мощи святой мученицы Иулиании Никомидийской. Они покоились в Троицком соборе в специальной раке. Когда прошли годы гонений на церковь, в монастырь вернулась только рака мученицы Иулиании, местонахождение мощей пока не известно. Рака святой мученицы Иулиании находится в Троицком храме нашего монастыря, на солее слева. Она хранит силу святых мощей.

Житие святой мученицы Иулиании

Святая мученица Иулиания, дочь знатного язычника Африкана, родилась в г.Никомидии. В девятилетнем возрасте была обручена с неким Елевсием. Обладая глубоким разумом и склонной к добру душой, святая Иулиания поняла призрачность и обман языческой веры. Она тайно приняла святое Крещение.

Когда приблизилось время свадьбы, Иулиания решительно отказалась от замужества. Отец стал уговаривать ее не нарушать давнюю помолвку, но, не добившись желаемого, стал жестоко ее избивать. Затем Африкан отдал дочь на суд епарху города, которым был Елевсий, бывший жених Иулиании. Елевсий горячо просил Иулианию выйти за него замуж, обещая не принуждать ее к перемене веры. Святая Иулиания отказалась и предпочла принять мучения.

Святую долго и жестоко истязали, но она после каждой пытки получала от Бога исцеление и новые силы. Истязания совершались при большом числе людей, из которых 500 мужей и 130 жен, видя непреклонность и мужество святой девы, чудесные исцеления ее от ран, исповедали Христа. Они были обезглавлены, крестившись собственной кровью. Убедившись, наконец, в полной безуспешности попыток отвратить святую деву от ее Небесного Жениха, Елевсий приговорил Иулианию к смерти.

Исповедница приняла приговор с радостью и прославила Господа, сподобившего ее принять мученический венец.

Казнь святой мученицы Иулиании совершилась в 304 году.

Тропарь мученице Иулиании

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Иулиания, / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю, / и Тебе ищущи страдальчествую, / и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, / да и живу с Тобою: / но яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, // яко милостив, спаси души наша.

Святая мученице Иулиания, моли Бога о нас!

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИЦЫ ИУЛИАНИИ НИКОМИДИЙСКОЙ

В цар-ство-ва-ние нече-сти-вых ца-рей рим-ских: на во-сто-ке - Дио-кли-ти-а-на и на за-па-де Мак-си-ми-а-на, в ви-зан-тий-ском го-ро-де Ни-ко-ми-дии гос-под-ство-ва-ло идо-ло-слу-же-ние. В это вре-мя там жил один бо-га-тый и знат-ный че-ло-век, по име-ни Аф-ри-кан, весь-ма при-вер-жен-ный язы-че-ско-му нече-стию; у него бы-ла дочь, по име-ни Иули-а-ния. Ко-гда Иули-а-ния на-ча-ла при-хо-дить в воз-раст и цве-сти кра-со-тою, и в то же вре-мя про-яв-лять ум и доб-ро-нра-вие, один из цар-ских са-нов-ни-ков, по име-ни Елев-сий, пре-ду-пре-ждая дру-гих же-ни-хов, за-ра-нее об-ру-чил-ся с нею, со-вер-ше-ние же бра-ка бы-ло от-ло-же-но до со-вер-шен-но-ле-тия. Меж-ду тем, Иули-а-ния, услы-шав еван-гель-скую про-по-ведь о Хри-сте, уве-ро-ва-ла в Него и ста-ла тай-ной хри-сти-ан-кой. При ви-де неба, зем-ли, мо-ря, ог-ня она ис-ка-ла То-го, Кто со-здал все это, и от со-зда-ния на-учи-лась по-зна-вать Со-зда-те-ля, как го-во-рит свя-той апо-стол Па-вел: «неви-ди-мое Его, веч-ная си-ла Его и Бо-же-ство, от со-зда-ния ми-ра чрез рас-смат-ри-ва-ние тво-ре-ний ви-ди-мы» (Рим.1:20). И раз-мыш-ля-ла она в ду-ше сво-ей: «Един есть ис-тин-ный Бог, ко-то-ро-му долж-но по-кло-нять-ся! Без-душ-ные же идо-лы - не бо-ги, но жи-ли-ща бе-сов». С этих пор она ста-ла усерд-но пре-да-вать-ся мо-лит-ве и чте-нию бо-же-ствен-ных книг, по-уча-ясь в за-коне Гос-под-нем день и ночь - тай-но от от-ца сво-е-го, ко-то-рый, как рев-ност-ный языч-ник, был дру-гом бе-сов и вра-гом хри-сти-ан. Мать же Иули-а-нии, хо-тя то-же бы-ла языч-ни-ца, но не от-вер-га-ла и хри-сти-ан-ской ве-ры. Впро-чем, осо-бен-но она не за-бо-ти-лась ни о той, ни о дру-гой ве-ре, - ни идо-лам не слу-жи-ла усерд-но, ни Хри-ста не по-чи-та-ла, и по-то-му не об-ра-ща-ла вни-ма-ния на то, ка-кой ве-ры дер-жит-ся ее дочь. Итак, при нера-де-нии ма-те-ри бла-жен-ная Иули-а-ния лег-ко мог-ла скрыть от от-ца свою ве-ру во Хри-ста и упраж-нять-ся в мо-лит-ве и чте-нии Бо-же-ствен-ных Пи-са-ний. Ис-пол-нен-ная в серд-це сво-ем люб-ви к Бо-гу и утвер-жден-ная в бла-го-че-стии, она по-мыш-ля-ла, как бы ей от-ка-зать-ся от то-го, с кем она бы-ла об-ру-че-на, и из-бег-нуть бра-ка с нече-сти-вым, дев-ство свое со-блю-сти неру-ши-мым от идо-ло-по-клон-ни-ка и те-ло со-хра-нить чи-стым от слу-ги бе-сов-ско-го.

По-се-му, ко-гда ста-ло при-бли-жать-ся вре-мя бра-ка, Иули-а-ния по-сла-ла к сво-е-му же-ни-ху Елев-сию ска-зать:

- Не го-товь-ся на-прас-но к бра-ку, да бу-дет те-бе из-вест-но, что я не со-гла-ша-юсь ид-ти за те-бя за-муж, ес-ли ты не сде-ла-ешь-ся епар-хом стра-ны этой.

Так по-сту-пи-ла свя-тая в уве-рен-но-сти, что Елев-сию невоз-мож-но до-стиг-нуть это-го са-на, и та-ким об-ра-зом ду-ма-ла из-бег-нуть бра-ка с ним. Но Елев-сий, пле-нен-ный лю-бо-вью к ней, на-чал тща-тель-но до-мо-гать-ся са-на епар-ха, - то по-сред-ством уси-лен-ных просьб, то по-сред-ством бо-га-тых да-ров, то через силь-ных хо-да-та-ев, - умо-ляя ца-ря по-чтить его тем са-ном. И по про-ше-ствии мно-го-го вре-ме-ни, ис-тра-тив мно-го име-ния, он, хо-тя и с тру-дом, при по-мо-щи бе-са, до-стиг-нул же-ла-е-мо-го, ибо диа-вол, же-лая по-ме-шать доб-ро-му на-ме-ре-нию свя-той де-вы, по-мог Елев-сию. Сде-лав-шись епар-хом, он тот-час по-слал к сво-ей неве-сте ска-зать:

- Ра-дуй-ся, Иули-а-ния, что име-ешь ме-ня же-ни-хом, удо-сто-ен-ным сла-вы, ибо я - епарх! Итак, го-товь-ся к бра-ку.

Иули-а-ния, ви-дя, что по-сред-ством вы-мыш-лен-но-го пред-ло-га она не из-бег-ла се-тей Елев-сия, яв-но от-кры-ла то, что дол-го скры-ва-ла в серд-це сво-ем, и через по-слан-ных от-ве-ча-ла ему так:

- Хо-ро-шо, что ты удо-сто-ен епар-ше-ства; но ес-ли не по-кло-нишь-ся Бо-гу мо-е-му и не бу-дешь слу-жить Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, Ко-то-ро-му я слу-жу, то ищи се-бе для бра-ка дру-гую, ты мне неуго-ден, ибо я не же-лаю иметь му-жем то-го, кто не ис-по-ве-ду-ет еди-ную со мной ве-ру.

Услы-шав это, Елев-сий уди-вил-ся пе-ре-мене в сво-ей неве-сте и силь-но раз-гне-вал-ся. При-звав от-ца ее Аф-ри-ка-на, он стал спра-ши-вать его:

- По-че-му дочь твоя и от бо-гов на-ших от-ка-зы-ва-ет-ся, и мною гну-ша-ет-ся?

При этом Елев-сий со-об-щил Аф-ри-ка-ну обо всех сло-вах ее, пе-ре-дан-ных через по-слов.

Услы-шав об этом, Аф-ри-кан был в недо-уме-нии, удив-ля-ясь та-ко-му неожи-дан-но-му об-сто-я-тель-ству, и не ме-нее епар-ха силь-но раз-гне-вал-ся на Иули-а-нию, так как и сам был рев-ност-ным по-чи-та-те-лем сво-их сквер-ных бо-гов. Воз-вра-тив-шись до-мой, он сна-ча-ла крот-ко и оте-че-ски на-чал спра-ши-вать дочь свою:

- Ска-жи мне, дочь воз-люб-лен-ная и слад-кий свет очей мо-их, по-че-му ты от-вра-ща-ешь-ся от бра-ка и от-ка-зы-ва-ешь в ру-ке епар-ху?

Иули-а-ния, не же-лая да-же слы-шать об этом, от-ве-ча-ла:

- Пе-ре-стань, отец! Ибо кля-нусь на-деж-дою мо-ею - Гос-по-дом мо-им Иису-сом Хри-стом, что Елев-сий не всту-пит со мной в брак, ес-ли сна-ча-ла не при-мет ве-ры мо-ей, ибо что за брак - те-лом быть со-еди-нен-ны-ми, ду-хом же раз-де-лен-ны-ми, и враж-до-вать друг про-тив дру-га?

То-гда отец Иули-а-нии, вне се-бя от гне-ва, вос-клик-нул:

- Безум-ству-ешь ты, ока-ян-ная, или лю-бишь му-че-ния?

- Му-че-ния за Хри-ста я люб-лю, - от-ве-ча-ла свя-тая де-ва.

- Кля-нусь ве-ли-ки-ми бо-га-ми - Апол-ло-ном и Ар-те-ми-дою, - вос-клик-нул Аф-ри-кан, - что зве-рям и псам от-дам я те-ло твое на съе-де-ние.

Свя-тая от-ве-ча-ла:

- Так за-чем же мед-лишь! Пусть при-дут псы, пусть при-дут зве-ри, и пусть бу-дет для ме-ня - ес-ли это воз-мож-но - вме-сто од-ной мно-го смер-тей, ибо я бу-ду ра-до-вать-ся, несколь-ко раз уми-рая за Хри-ста и по-лу-чая от Него каж-дый раз воз-да-я-ние.

То-гда отец, же-лая скло-нить ее хит-ро-стью к сво-е-му же-ла-нию, оста-вил гнев и лас-ко-во на-чал бе-се-до-вать с нею, про-ся и уго-ва-ри-вая ее не ослу-шать-ся его. Она же, ис-пол-нен-ная доб-ро-го упо-ва-ния, воз-ра-жа-ла и без-бо-яз-нен-но го-во-ри-ла:

- Неуже-ли и ты по-до-бен глу-хим бо-гам сво-им, ибо име-ешь уши и не слы-шишь? Не ска-за-ла ли я те-бе с клят-вою, что не мо-жет быть у ме-ня об-ще-ния с Елев-си-ем, ес-ли сна-ча-ла он не со-гла-сит-ся по-кло-нить-ся Хри-сту мо-е-му?

Услы-шав это, отец за-пер ее в ком-на-те. За-тем сно-ва вы-вел ее от-ту-да и доб-ры-ми и лас-ко-вы-ми сло-ва-ми со сле-за-ми на-чал скло-нять свя-тую к по-чи-та-нию бо-гов и к люб-ви к Елев-сию. Но му-же-ствен-ная де-ва сно-ва вос-клик-ну-ла:

- Не при-не-су жерт-вы бо-гам, не по-кло-нюсь ис-ту-ка-нам, не по-люб-лю нече-сти-во-го Елев-сия! Хри-сту Еди-но-му по-кло-ня-юсь, Хри-ста по-чи-таю, Хри-ста люб-лю!

То-гда отец, раз-гне-вав-шись, схва-тил Иули-а-нию и на-чал бить без по-ща-ды: бро-сив на зем-лю, вла-чил ее за во-ло-сы, топ-тал но-га-ми, - не как ро-ди-тель, но как му-чи-тель, ни-сколь-ко не яв-ляя ро-ди-тель-ской жа-ло-сти и в сво-ей лю-той яро-сти и неудер-жи-мом гне-ве за-быв есте-ствен-ную лю-бовь к до-че-ри. И бил он ее до тех пор, по-ка сам не устал, так что бла-жен-ная де-ва ед-ва оста-лась жи-ва. По-сле это-го он ото-слал ее к ее же-ни-ху - епар-ху Елев-сию, чтобы он де-лал с нею, что хо-чет. Тот же, бу-дучи пре-зи-ра-ем ею, ис-пол-нен был про-тив нее ве-ли-кой яро-сти: ды-ша гне-вом и скре-же-ща на нее зу-ба-ми, он счи-тал ве-ли-ким для се-бя бес-че-сти-ем, что она возг-ну-ша-лась им и от-верг-ла лю-бовь его. По-се-му он очень об-ра-до-вал-ся, что она бы-ла от-да-на в ру-ки его и что он по-лу-чил власть над нею. И вот он за-ду-мал су-дить ее пуб-лич-но (ибо был епарх), буд-то бы за непо-чи-та-ние бо-гов, а на са-мом де-ле со-вер-шая мще-ние за ее пре-зре-ние к нему. Вос-сев на су-дей-ском ме-сте, он по-ве-лел при-ве-сти к до-про-су агни-цу Хри-сто-ву.

Ко-гда свя-тая де-ва Иули-а-ния пред-ста-ла на суд пе-ред сво-им же-ни-хом Елев-си-ем и, как за-ря, вос-си-я-ла кра-со-тою ли-ца сво-е-го, то все об-ра-ти-ли на нее свои взо-ры, удив-ля-ясь кра-со-те ли-ца ее. Елев-сий, лишь толь-ко взгля-нул на нее, тот-час смяг-чил-ся, и гнев его об-ра-тил-ся в лю-бовь. Сна-ча-ла он не мог ска-зать ей ни од-но-го же-сто-ко-го сло-ва, но на-чал мир-но и лас-ко-во бе-се-до-вать, бу-дучи охва-чен же-ла-ни-ем об-ла-дать де-ви-цею. Он ска-зал ей:

- По-верь мне, пре-крас-ней-шая де-ви-ца, что ес-ли ты из-бе-решь ме-ня сво-им му-жем, то бу-дешь осво-бож-де-на от всех ожи-да-ю-щих те-бя тяж-ких мук, хо-тя бы да-же и не со-гла-си-лась при-не-сти жерт-вы бо-гам. Я не бу-ду те-бя при-нуж-дать к се-му, - толь-ко со-гла-сись на брак со мною.

На это неве-ста Хри-сто-ва от-ве-ча-ла:

- Ни-ка-кое сло-во, ни му-ка, ни са-мая смерть не за-ста-вят ме-ня со-еди-нить-ся бра-ком с то-бою преж-де, чем ты не сде-ла-ешь-ся хри-сти-а-ни-ном и не при-мешь Свя-то-го Кре-ще-ния.

- И это я сде-лал бы, воз-люб-лен-ная, - от-ве-чал Елев-сий, - ес-ли бы не бо-ял-ся цар-ско-го гне-ва: ибо ко-гда царь узна-ет об этом, то ли-шит ме-ня не толь-ко се-го вы-со-ко-го са-на, но вме-сте с ним и са-мой жиз-ни.

Свя-тая ска-за-ла:

- Ес-ли ты так бо-ишь-ся сво-е-го ца-ря - смерт-но-го, вре-мен-но-го, име-ю-ще-го власть толь-ко над те-лом, а не над ду-шою, то как я мо-гу не бо-ять-ся Ца-ря Бес-смерт-но-го, име-ю-ще-го власть над все-ми ца-ря-ми и вла-ды-че-ству-ю-ще-го над вся-ким ды-ха-ни-ем и над ду-шою, и как мо-гу со-еди-нить-ся су-пру-же-ским со-ю-зом со вра-гом Его?! Ес-ли бы кто из тво-их ра-бов всту-пил в друж-бу со вра-гом тво-им, при-ят-но ли это бы-ло бы для те-бя и не раз-гне-вал-ся ли бы ты за это на ра-ба сво-е-го? Итак, не об-ма-ны-вай-ся, не пу-сто-словь, на-де-ясь убе-дить ме-ня. Ес-ли хо-чешь, об-ра-тись и ты к Бо-гу мо-е-му, ес-ли не сде-ла-ешь это-го, то убей ме-ня, брось в огонь, по-крой ра-на-ми, пре-дай зве-рям и под-верг-ни ка-ким угод-но му-кам, но я не по-слу-ша-юсь те-бя, ибо ты про-ти-вен мне, су-пру-же-ство с то-бою для ме-ня все рав-но, что друж-ба с бе-са-ми, и брак с то-бою - то же, что гроб смер-дя-щий, по-ло-жен-ный пе-ред гла-за-ми мо-и-ми.

Услы-шав это, Елев-сий вос-пла-ме-нил-ся гне-вом и из-ме-нил-ся в ли-це сво-ем, ибо та-ко-ва нечи-стая лю-бовь, ко-гда ее пре-зи-ра-ют и гну-ша-ют-ся ею. Он по-ве-лел об-на-жить Иули-а-нию и кре-сто-об-раз-но рас-тя-нуть, при-вя-зав ве-рев-ка-ми за ру-ки и за но-ги, и за-тем же-сто-ко бить су-хи-ми жи-ла-ми и пру-тья-ми. И бы-ла свя-тая би-чу-е-ма ше-стью во-и-на-ми - дол-гое вре-мя, по-ка не уста-ли са-ми му-чи-те-ли. Она же, хо-тя и бы-ла по есте-ству - со-суд немощ-ный, му-же-ствен-но пре-тер-пе-ва-ла му-че-ния.

При-ка-зав во-и-нам пре-кра-тить би-че-ва-ние, епарх ска-зал Иули-а-нии:

- Это, Иули-а-ния, толь-ко на-ча-ло тво-их му-че-ний, несрав-нен-но же боль-шие ожи-да-ют те-бя, ес-ли ты не при-не-сешь жерт-вы ве-ли-кой Ар-те-ми-де.

Но му-че-ни-ца, же-лая луч-ше пе-ре-но-сить му-че-ния, чем слу-шать Елев-сия, все еще на-де-яв-ше-го-ся скло-нить ее к ис-пол-не-нию его во-ли, от-ве-ча-ла:

- О, по-ис-ти-не ты бе-зу-мен и без-рас-су-ден! По-че-му ты еще не му-ча-ешь ме-ня? Че-го еще ждешь? Я бо-лее го-то-ва тер-петь му-че-ния, чем ты го-тов му-чить ме-ня.

То-гда свя-тая бы-ла по-ве-ше-на за во-ло-сы и ви-се-ла так нема-лую часть дня, так что ко-жа на го-ло-ве ее от-ста-ла от те-ла, ли-цо вспух-ло и бро-ви от-тя-ну-лись вверх. Елев-сий же, имея, по люб-ви к ней, еще неко-то-рую на-деж-ду, лас-ко-во убеж-дал ее по-ща-дить се-бя. Ко-гда лас-ко-вые сло-ва его и прось-бы не возы-ме-ли ни-ка-ко-го успе-ха, он еще бо-лее раз-гне-вал-ся и по-ве-лел силь-но рас-ка-лен-ным же-ле-зом опа-лять бо-ка ее и под-жи-гать дру-гие ча-сти те-ла, за-тем, свя-зав ру-ки ее и прон-зив ост-рым же-ле-зом бед-ро ее, еле жи-вую вверг-нул ее в тем-ни-цу.

На-хо-дясь в тем-ни-це, свя-тая Иули-а-ния ле-жа-ла, по-вер-жен-ная на зем-ле, и взы-ва-ла к Бо-гу:

- Гос-по-ди Бо-же мой, все-мо-гу-щий, непо-бе-ди-мый в си-ле и креп-кий в де-лах! Оты-ми от ме-ня скор-би сии и от по-стиг-нув-ших ме-ня бо-лез-ней из-ба-ви, как из-ба-вил Да-ни-и-ла от львов, Фек-лу - от ог-ня и зве-рей! Отец мой и мать моя оста-ви-ли ме-ня, - Ты же, Гос-по-ди, не от-сту-пи от ме-ня, но, как неко-гда со-хра-нил из-ра-иль-тян, про-шед-ших через мо-ре, и по-то-пил их вра-гов, так и ме-ня ныне со-хра-ни. Вос-став-ше-го же про-тив ме-ня Елев-сия, а с ним и са-та-ну, ко-то-рый ста-ра-ет-ся вос-пре-пят-ство-вать мне в спа-се-нии, со-кру-ши, о непо-бе-ди-мый Царь!

Ко-гда Иули-а-ния так мо-ли-лась Бо-гу и мо-лит-ва бы-ла еще на устах ее, неви-ди-мый враг - диа-вол, пре-об-ра-зив-шись во об-раз свет-ло-го Ан-ге-ла, ви-ди-мым об-ра-зом явил-ся к ней и ска-зал:

- Вот, Иули-а-ния, ты тер-пишь тяж-кие му-ки, а еще бо-лее тяж-кие и во-ис-ти-ну нестер-пи-мые при-го-то-вил для те-бя Елев-сий. Ко-гда ты бу-дешь вы-ве-де-на из тем-ни-цы, тот-час при-не-си жерт-ву бо-гам, ибо не смо-жешь бо-лее пе-ре-но-сить силь-ной лю-то-сти мук.

Свя-тая спро-си-ла:

- Кто ты?

Диа-вол от-ве-чал:

- Я - Ан-гел, и по-ели-ку Бог мно-го за-бо-тит-ся о те-бе, то по-слал ме-ня к те-бе, ибо Он же-лал, чтобы ты по-слу-ша-лась епар-ха и от мно-гих му-че-ний не по-гиб-ло бы те-ло твое. Гос-подь ми-ло-серд и про-стит те-бе это ра-ди немо-щи из-му-чен-ной пло-ти тво-ей.

Услы-шав это, му-че-ни-ца уди-ви-лась и сму-ти-лась, ибо ви-де-ла, что явив-ший-ся - с ви-ду Ан-гел, а по ре-чам - враг. По-се-му, вздох-нув из глу-би-ны серд-ца, со сле-за-ми на гла-зах ска-за-ла:

- Гос-подь мой, Со-зда-тель все-лен-ной, Ко-то-ро-го Еди-но-го хва-лят Небес-ные Си-лы и тре-пе-щет мно-же-ство бе-сов! Не пре-зри ме-ня, страж-ду-щую ра-ди Те-бя, дабы враг мой не сме-шал ко-гда-ли-бо сла-дость с го-ре-чью и не по-дал мне. По-ве-дай мне, кто тот, ко-то-рый го-во-рил мне та-кие сло-ва? Кто тот, ко-то-рый на-зы-ва-ет се-бя ра-бом Тво-им?

Так взы-ва-ла свя-тая и тот-час же бы-ла услы-ша-на, ибо с неба раз-дал-ся го-лос:

- Дер-зай, Иули-а-ния! Я - с то-бою! С при-шед-шим же к те-бе де-лай, что хо-чешь: Я даю над ним те-бе власть и си-лу, - и от него са-мо-го узнай, кто он и за-чем при-шел к те-бе.

Вслед за этим про-изо-шло сле-ду-ю-щее чу-до: тот-час раз-ре-ши-лись око-вы и спа-ло же-ле-зо с ее бе-дер, и то-гда свя-тая вста-ла с зем-ли здо-ро-вою и креп-кою те-лом, а диа-вол, удер-жи-ва-е-мый си-лою Бо-жи-ей, сто-ял и не мог бе-жать, бу-дучи свя-зан неви-ди-мы-ми уза-ми. Свя-тая му-че-ни-ца схва-ти-ла его, как ра-ба неклю-чи-мо-го, и, как буд-то до-пра-ши-вая на су-де, ста-ла спра-ши-вать, кто он, от-ку-да и кем по-слан. Диа-вол же, хо-тя и ис-пол-нен был лжи, од-на-ко, бу-дучи при-нуж-ден му-ча-щею его си-лою Со-зда-те-ля, на-чал - хо-тя и про-тив во-ли - го-во-рить ис-ти-ну.

- Я, - ска-зал он, - диа-вол, один из пер-вых кня-зей тьмы, и по-слан от-цом мо-им са-та-ною ис-ку-сить и обо-льстить те-бя, ибо мы ве-ли-кую при-ня-ли му-ку от мо-литв тво-их и от тво-е-го де-ви-че-ско-го це-ло-муд-рия и му-же-ствен-но-го тер-пе-ния. Я - тот, ко-то-рый неко-гда по-со-ве-то-вал в раю Еве пре-сту-пить на по-ги-бель за-по-ведь Бо-жию. Я вну-шил Ка-и-ну убить бра-та сво-е-го Аве-ля. Я на-учил На-ву-хо-до-но-со-ра по-ста-вить на по-ле Де-и-ре зо-ло-то-го ис-ту-ка-на. Я пре-льстил иуде-ев по-кло-нять-ся идо-лам. Я пре-муд-ро-го Со-ло-мо-на сде-лал безум-ным, воз-бу-див в нем страсть к же-нам. Я Иро-ду вну-шил из-би-е-ние мла-ден-цев, а Иуде - пре-дать Учи-те-ля и са-мо-му уда-вить-ся. Я по-двиг ев-ре-ев по-бить кам-ня-ми Сте-фа-на, по-двиг-нул Неро-на - рас-пять вниз го-ло-вою Пет-ра и усечь ме-чом Пав-ла.

Услы-шав это, свя-тая Иули-а-ния со-тво-ри-ла но-вое чу-до, ибо дру-гие по-ло-жи-ла на него узы и ра-ны (кро-ме неви-ди-мых, ко-то-ры-ми диа-вол был свя-зан Бо-гом), так как, свя-зав, ста-ла бить его. И что уди-ви-тель-но - бес-плот-но-го и неве-ще-ствен-но-го ду-ха свя-тая мог-ла свя-зать ве-ще-ствен-ны-ми уза-ми и бить! Ибо си-ла Бо-жия, удер-жи-ва-ю-щая его не да-ю-щи-ми воз-мож-но-сти бе-жать уза-ми и на-ка-зы-ва-ю-щая, хо-тя неви-ди-мо, но дей-стви-тель-ною бо-лью, от-да-ла его во власть воз-люб-лен-ной неве-сте Сво-ей. И тер-пел бес боль от рук де-ви-цы, как от рук Бо-жи-их, ибо вме-сте с ве-ще-ствен-ным би-че-ва-ни-ем бес по-лу-чал и неве-ще-ствен-ную язву - ту, от ко-то-рой во-ис-ти-ну по-лу-ча-ет му-че-ние раб бе-сов-ский.

- Увы мне, - вос-кли-цал он, - что мне те-перь де-лать и как убе-жать?! Мно-гих пре-льстил я и под-верг-нул бед-стви-ям, а те-перь сам пре-льщен и впал в бе-ду. Мно-гих под-верг-нул я ра-нам, а ныне сам свя-зан де-ви-че-ски-ми ру-ка-ми и уязв-ля-юсь ими. Мно-гих по-ра-бо-тил се-бе, а ныне са-мо-го ме-ня дер-жат, как плен-ни-ка и ра-ба. О, отец мой - са-та-на! За-чем ты по-слал ме-ня сю-да? Неуже-ли не знал, что ни-че-го нет силь-нее дев-ства и креп-че мо-литв му-че-ни-че-ских?

Так свя-тая Иули-а-ния всю ночь му-чи-ла бе-са, а по-ут-ру епарх по-ве-лел, ес-ли она жи-ва, вы-ве-сти ее из тем-ни-цы. Свя-тая, идя, влек-ла за со-бою и диа-во-ла и бро-си-ла его в по-пав-шу-ю-ся на до-ро-ге ку-чу гря-зи. За-тем она пред-ста-ла пе-ред Елев-си-ем, оза-ря-е-мая преж-нею кра-со-тою и бла-го-об-ра-зи-ем ли-ца и здо-ро-вая всем те-лом, как буд-то бы ни-ко-гда не ис-пы-ты-ва-ла ни-ка-кой му-ки. Уди-вив-шись, му-чи-тель ска-зал ей:

- Ска-жи мне, Иули-а-ния, ко-гда и ка-ким об-ра-зом ты на-учи-лась та-ко-му волх-во-ва-нию? И ка-ким ис-кус-ством ты так ско-ро ис-це-ли-лась от ран, так что да-же и сле-да от них на те-бе не най-дешь?

Свя-тая от-ве-ча-ла:

- Ни с ка-ким ис-кус-ством вол-шеб-ства я незна-ко-ма, но ме-ня ис-це-ли-ла неиз-ре-чен-ная и все-мо-гу-щая си-ла Бо-жия, ко-то-рая не толь-ко те-бя, но и от-ца тво-е-го - са-та-ну усты-ди-ла, а ме-ня со-де-ла-ла го-раз-до силь-нее обо-их вас. И ты, и гос-по-дин твой - диа-вол у ме-ня под но-га-ми, ибо я свя-за-ла вла-ды-ку тво-е-го, ко-то-ро-му ты ра-бо-та-ешь, и му-че-ния твои сде-ла-ла как бы не быв-ши-ми. Так Хри-стос мой уни-что-жил здесь ва-шу си-лу, а там - те-бе, от-цу тво-е-му и слу-гам ва-шим уго-то-вал огонь веч-ный и страш-ный тар-тар, тьму кро-меш-ную и на-пол-нен-ное чер-вя-ми неусы-па-ю-щи-ми ме-сто, ко-то-рое ты вско-ре и по-лу-чишь.

То-гда му-чи-тель, услы-шав из уст свя-той об огне веч-ном, тот-час по-ве-лел при-го-то-вить ве-ли-кий огонь вре-мен-ный, и бы-ла силь-но разо-жже-на печь и бро-ше-на ту-да свя-тая. Она же, стоя невре-ди-мо в пла-ме-ни ог-нен-ном, мо-ли-лась там к Гос-по-ду и ис-пу-сти-ла из очей сво-их сле-зы, - и вдруг эти ма-лые сле-зы ста-ли как бы дву-мя ве-ли-ки-ми ис-точ-ни-ка-ми и уга-си-ли весь огонь.

Весь на-род ни-ко-ми-дий-ский весь-ма был по-ра-жен этим чу-дом, и уве-ро-ва-ло во Хри-ста му-жей око-ло пя-ти-сот, а жен - сто трид-цать. Все они как бы еди-ны-ми уста-ми вос-клик-ну-ли:

- Един есть Бог, Един - Тот, Ко-то-ро-го про-слав-ля-ет му-че-ни-ца Иули-а-ния, и мы ве-ру-ем в Него, а от язы-че-ско-го идо-ло-по-клон-ства от-ка-зы-ва-ем-ся. Мы - хри-сти-ане! Да при-дет на нас меч, да при-дет огонь, да при-дет ка-кая-ни-будь са-мая лю-тая смерть, - мы го-то-вы вме-сте с Иули-а-ни-ею уме-реть за Еди-но-го Ис-тин-но-го Бо-га!

Ко-гда они так вос-кли-ца-ли во все-услы-ша-ние, епарх немед-лен-но по-ве-лел при-ве-сти во-ору-жен-ных во-и-нов и, от-де-лив всех уве-ро-вав-ших от со-брав-ше-го-ся на зре-ли-ще на-ро-да, усечь ме-чом, что и бы-ло ис-пол-не-но. А они все с ра-до-стью пре-кло-ня-ли под меч го-ло-вы свои и умер-ли за Хри-ста, при-ни-мая Кре-ще-ние в соб-ствен-ной кро-ви сво-ей. По-сле се-го му-чи-тель, ды-ша неукро-ти-мою яро-стью, по-ве-лел раз-деть свя-тую и бро-сить в силь-но ки-пя-щий ко-тел и дол-го ва-рить, как бы некую пи-щу. Но ко-тел этот был для свя-той как бы теп-лой ба-ней по-сле тру-дов, ибо ни-сколь-ко не вре-дил ее те-лу, а толь-ко омы-вал, как бы в ку-пе-ли, ибо к ней со-шел Ан-гел Гос-по-день и со-хра-нил ее невре-ди-мою. Огонь же из пе-чи устре-мил-ся на сто-яв-ших око-ло и сде-лал то, что неко-гда с пе-чью ва-ви-лон-скою, - всех, ко-го до-стиг, сжег. По-сле то-го ко-тел лоп-нул, и му-че-ни-ца вы-шла из него невре-ди-мою. На-род с удив-ле-ни-ем окру-жил ее, как бы вы-со-кую баш-ню, ибо дей-стви-тель-но свя-тая ста-ла вы-ше всех ро-стом.

Ви-дя все это, му-чи-тель недо-уме-вал, что бы ему еще пред-при-нять, так как все му-че-ния его не до-стиг-ли це-ли. Счи-тая се-бя осме-ян-ным и по-срам-лен-ным де-ви-цею, он на-чал рвать на се-бе во-ло-сы, ца-ра-пать ли-цо, рвать на се-бе одеж-ды и от силь-но-го гне-ва про-из-но-сить мно-гие хуль-ные и по-нос-ные сло-ва на сво-их бо-гов, - что, слу-жа им, он не мог по-бе-дить од-ну де-ви-цу. За-тем он осу-дил свя-тую му-че-ни-цу Иули-а-нию на усе-че-ние ме-чом.

Диа-вол же, ко-то-рый был свя-зан свя-тою в тем-ни-це, сно-ва явил-ся и, стоя вда-ли (ибо еще бо-ял-ся свя-той му-че-ни-цы и пом-нил об уда-рах, на-не-сен-ных ею) ви-ди-мым об-ра-зом - в ви-де че-ло-ве-ка, - ра-до-вал-ся ее осуж-де-нию на смерть и то-ро-пил во-и-нов по-ско-рее взять и пре-дать ее смер-ти. Ко-гда свя-тая де-ва гроз-ным оком взгля-ну-ла на него, он тот-час за-тре-пе-тал и вос-клик-нул:

- Ох, го-ре мне! Хо-чет ме-ня сия неми-ло-сти-вая де-ва сно-ва схва-тить сво-и-ми ру-ка-ми!

И, вос-клик-нув это вслух всех, диа-вол ис-чез.

Во-и-ны, взяв му-че-ни-цу, по-ве-ли ее на усе-че-ние, и шла свя-тая в ра-до-сти и ве-се-лии, как буд-то на брак, спе-ша к брач-но-му чер-то-гу. Со-вер-шив мо-лит-ву, она пре-кло-ни-ла под меч свя-тую гла-ву свою и бы-ла усе-че-на ме-чом. Так она со-че-та-лась с сво-им воз-люб-лен-ным Же-ни-хом - Хри-стом Гос-по-дом, за Ко-то-ро-го с ра-до-стью по-стра-да-ла.

Неко-то-рая рим-лян-ка, по име-ни Со-фия, быв-шая в то вре-мя по ка-ко-му-то сво-е-му де-лу в Ни-ко-ми-дии и воз-вра-щав-ша-я-ся на-зад - в Рим, - взя-ла с со-бой те-ло му-че-ни-цы Хри-сто-вой Иули-а-нии. При-не-ся его в свой дом, она впо-след-ствии по-стро-и-ла бла-го-леп-ную, до-стой-ную та-ко-вой му-че-ни-цы, цер-ковь во имя Иули-а-нии и с че-стью по-ло-жи-ла в ней свя-тые мо-щи ее.

Елев-сия же вско-ре по-стиг-ла казнь Бо-жия: ко-гда он плыл по мо-рю, под-ня-лась бу-ря, раз-би-ла ко-рабль, и все быв-шие в ко-раб-ле по-то-ну-ли. Сам же Елев-сий, - на боль-шую для се-бя бе-ду и му-че-ние, - спас-ся от по-топ-ле-ния и при-плыл на неко-то-роый ост-ров, где и был рас-тер-зан пса-ми.

Так с по-зо-ром по-гиб нече-сти-вый, по-лу-чив до-стой-ное воз-мез-дие по де-лам сво-им - за уби-е-ние невин-ной и свя-той де-вы Иули-а-нии.

Та-ко-вы бы-ли му-че-ни-че-ский по-двиг неве-сты Хри-сто-вой Иули-а-нии и стра-даль-че-ская кон-чи-на ее.

Об-ру-че-на она бы-ла Елев-сию на де-вя-том го-ду от рож-де-ния сво-е-го, на во-сем-на-дца-том же го-ду кро-вью сво-ею со-че-та-лась с Же-ни-хом Бес-смерт-ным, по-ло-жив за Него ду-шу свою и ныне ве-се-лит-ся в небес-ном чер-то-ге со Хри-стом Гос-по-дом, от вся-ко-го со-зда-ния сла-ви-мым в бес-ко-неч-ные ве-ки. Аминь.

При-ме-ча-ния

О Ни-ко-ми-дии см. на с. 954, прим. 7.

Апол-лон - один из наи-бо-лее по-чи-та-е-мых древни-ми гре-ка-ми и рим-ля-на-ми язы-че-ских бо-гов, счи-тав-ший-ся бо-гом солн-ца и ум-ствен-но-го про-све-ще-ния, а так-же об-ще-ствен-но-го по-ряд-ка, охра-ни-те-лем за-ко-на и бо-же-ством про-ри-ца-ния бу-ду-ще-го. Ар-те-ми-да - ина-че Ди-а-на - из-вест-ная язы-че-ская бо-ги-ня у гре-ков, оли-це-тво-ря-ла со-бою лу-ну и счи-та-лась по-кро-ви-тель-ни-цею ле-сов и охо-ты. Слу-же-ние этой бо-гине от-прав-ля-лось с боль-шим ве-ли-ко-ле-пи-ем и блес-ком. Чудеса мученицы Иулиании

Поздравляю всю братию с Великим праздником Рождества Христова! Батюшка Савва, я та самая р.Б. Фотина, которой явилась в сонном видении святая мученница ИУЛИАНИЯ! В итальянском городке VIGEVANO есть церковь святого Франческо Ассизского, куда я неоднократно заходила помолиться к одному из алтарей, где находится бюст с ГЛАВОЙ святой мученицы ИУЛИАНИИ. Мне очень хотелось узнать точно, чья же это ГЛАВА и конкретно какой ИУЛИАНИИ, ведь мучениц с таким же именем несколько, и жили они все в разные времена... И ответ мне был дан через сон. Это даже и сном не назовешь - это была явь. Несколько дней тому назад я вам выслала житие святой мученицы для того, чтобы Вы ОБЯЗАТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЛИ именно П О Л Н О Е ЖИТИЕ этой великой святой, (на вашей странице "СВЯТЫНИ" рассказывается только к р а т к о е изложение ж и т и я святой мученицы...) И, по этому ОЧЕНЬ в а ж е н эпизод в темнице, когда ей была дана власть и сила связать и бить диавола. Душа моя присутствовала при этом... После этого было много чудес, которые доказывали, что именно это и есть т а самая ИУЛИАНИЯ из НИКИМИДИИИ. К примеру, это видение было в ночь на 21 декабря, (и,действительно, память святой празднуется 3 января по новому стилю - 21 декабря по старому!). Второй пример: в руках у неё была верёвка, (которой она связывала и била), с узелками на концах... В доказательство этого, вышлю вам старинную икону-фреску, где видно всё точь-в-точь, как было на самом деле. Третий пример: возле неё стоял один монах и как-то необычайно держал такую-же верёвку, связанную в узелки на двух концах. Я позже поняла, кто это и почему он так своеобразно держит именно т а к такую же верёвку в руках. Это была статуя св. Франческо (вышлю фото), в той самой церкви, где находится ГЛАВА св.м. ИУЛИАНИИ. (Обычно в руках у статуй вешают розарии-чётки, а у него, что очень странно, - верёвка...). Я поняла, что таким образом св.м. ИУЛИАНИЯ дала мне понять, что: 1. всё, что мне было показано - это правда; 2. что ГЛАВА именно э т о й святой находится в этой церкви; 3. и монах, который держал в руках верёвку - это статуя св.Франческо,(точно так-же, как во сне!). Примеров с чудесами есть уже множество - всех не смогу перечислить, думаю, что достаточно пока этих, о которых рассказываю!Чувствую её покровительство. Итальянцы празднуют день памяти св.м.ИУЛИАНИИ 16 февраля. Я только недавно узнала, что несколько лет тому назад из Милана приезжали паломники на поклонение к ГЛАВЕ святой! Кстати, все события в видении происходили в этой же церкви - в ней всегда очень темно даже днём, и только свет падает на статую... Простите, может я неправильно высказываю свои мысли.Чувствую, что я обязана рассказывать всем о ИУЛИАНИИ. Думаю, что св.м. ИУЛИАНИЯ хочет, чтобы о ней помнили и прибегали к ней в молитве. У нас в Vigevano есть православная церковь. Я рассказала всё, что видела моему духовнику б.Сергию - он же настоятель нашей церкви (настоятель многих приходов в Италии). Батюшка очень обрадовался, сказал, что нужно организовать с пастырем итальянской церкви разрешение, чтобы нам хотя бы раз в месяц можно было бы приложиться к святой ГЛАВЕ святой мученицы И У Л И А Н И И! Кстати, о Вашем монастыре я узнала только после событий, которые изложила выше! Всей Вашей братии пожелаю Божьей помощи в Ваших ПОДВИГАХ!

Икона Святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская (память 4 марта (переходящая), 17 июня (переходящая), 19 июля, 11 октября, 23 октября)) - покровительница женщин по имени Ульяна помогает в трудные моменты жизни, исцеляет душу.

После присоединения Киева к Литве в городе правила семья князей Ольшанских. В середине XVI века у одного из них — князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского умерла дочь Иулиания. Она скончалась девственницей на 16-м году жизни. Отец ее был благотворителем Киево-Печерской Лавры и потому тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.

В начале XVII века при Печерском архимандрите Елисее (1724 г.), во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки. На серебряной дощечке гроба была надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, скончавшаяся на 16-м году». Княжна лежала в гробу как живая, в белом платье, обшитом золотом, со множеством драгоценных украшений. Тело ее перенесли в Великую Лаврскую церковь.

В XVII веке святая Иулиания явилась Киевскому митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого митрополит повелел положить мощи святой в драгоценную раку с надписью: «По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости — врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный». У раки мощей святой Иулиании совершалось множество чудес и благодатных исцелений. Был при этом случай, когда, пробравшийся в церковь, вор украл с ее мощей драгоценное кольцо, но едва он вышел из дверей храма, закричал страшным голосом и упал мертвым.

Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему: «Я — Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании еще более увеличилось.
В 1718 году мощи святой горели при пожаре в церкви. Останки их были положены в новую раку и поставлены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры.

Святая Иулиания — первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души. Она предстательствует за них вместе с другими святыми русской земли пред Пречистой Матерью Господа и вместо с Нею — пред Престолом Святой Троицы. Помолимся же святой праведной деве Иулиании, княжне Ольшанской — о ее земных сестрах — женщинах России, чтобы помогла она исцелению их душ, помогла обрести радость духовную и утешение.