Малый десантный корабль Зубр: самый большой на воздушной подушке. Самый большой десантный корабль на воздушной подушке Ракетный комплекс «Игла»

Морские пехотинцы - особый вид войск. Они должны выполнять высадку на неподготовленных участках побережья, там, где их никто не ждет. Факторы, обеспечивающие победу, перечислять недолго. Это внезапность, быстрота доставки к месту десантирования, скрытность и возможности получить мощную огневую поддержку. Как правило, высадка осуществляется с применением десантных кораблей, оснащенных аппарелями, или с помощью вспомогательных плавсредств. Но у российской морской пехоты есть технические средства, которыми не обладает никакая другая армия мира. Корабли проекта «Зубр» могут не только высадить десант, но и передвигаться по суше, вне зависимости от характера грунта, ведя при этом огонь и сея панику в стане врага.

Первые опыты

Секрет скорости и беспрецедентной вездеходности состоит в оригинальном способе передвижения. Мощные пропеллеры создают под днищем судна и оно зависает на заданной высоте. Идея возникла еще в конце двадцатых годов у советского инженера Левкова, работавшего на Новочеркасском судостроительном заводе. Им был построен опытный образец, названный в честь автора проекта «Левков-1» (Л-1), но, несмотря на очевидную перспективность, пришелся «не ко двору». В середине и второй половине тридцатых годов упор делался, скорее, на традиционные боевые средства, а споры шли между «конниками» и «танкистами». Оценить гениальную идею было некому. Работы свернули, и вспомнили о них лишь в 50-е, когда советская разведка узнала об аналогичных западных разработках.

Конструкторскому бюро «Алмаз» поручили создание особого десантного средства. Крупнотоннажные военные корабли (линкоры, крейсеры) тогда резали на металлолом, а руководству страны в лице Н. С. Хрущева нравились проекты необычные, революционные и фантастические. Таким и был первенец «Алмаза» - «Скат», представлявший собой симбиоз амфибии и катера, покинувший док и начале шестидесятых. До взвода морпехов это судно доставляло к точке высадки со скоростью курьерского поезда (90 км/ч). Прямым потомком этого чуда техники стал «Зубр», корабль на воздушной подушке.

Альтернативные концепции десантирования

Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.

Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.

Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.

Корпус

Постройка самого совершенного в мире средства морского десантирования основывалась на производственно-научной базе, созданной в КБ «Алмаз». В конце семидесятых годов советские судостроители обладали опытом постройки судов на воздушной подушке («Кальмар», «Скат» и другие проекты десантных кораблей). Наиболее успешным оказался КВП «Джейран» (проект № 12321). Его развитием стал следующий по порядку индекс 12322 «Зубр». Главная несущая конструкция корпуса выполнена в виде прямоугольного понтона (57,3 L х 25,6 W х 21,9 H, м), на котором смонтирована надстройка, в свою очередь, поделенная на три продольно ориентированных отсека. По функциональному назначению грузовым является центральное пространство, по бокам которого размещены энергетические узлы, места личного состава и перевозимых подразделений, защитные системы, обеспечивающие жизнедеятельность (в том числе и в случае применения Помещения персонала и десанта снабжены системами кондиционирования, вентиляции, отопления, они шумо- и теплоизолированы. Есть условия для приема пищи.

Корпус выполнен по цельносварной технологии, материал - высокопрочный немагнитный алюминиево-магниевый сплав повышенной коррозионной стойкости.

Идея компоновки принадлежит главному конструктору проекта Коронатову Г. Д.

Электрическая часть

Управление силовыми приводами - задача непростая. Российские военные суда обычных типов приводятся в движение турбинными двигателями, за исключением подлодок, винты которых нагружены на электромоторы. Для упрощения систем управления по подобному принципу организована силовая система МДК «Зубр». Корабль на воздушной подушке непросто удерживать на заданной высоте над поверхностью, для этого требуется много энергии. Вырабатывают ее электростанции, их две, в основе каждой стоит стокиловаттный газотурбинный генератор (их тоже два). Общая мощность силовой установки типа М35, произведенной НПК «Заря - Машпроект», составляет 50 тысяч лошадиных сил. Заботой командира БЧ-5 (электромеханической боевой части) являются главные распределительные щиты (ГРЩ). Управление производится дистанционно из ГКР (главного командного пункта), многие операции автоматизированы с целью повышения эргономических показателей. В схеме присутствуют также выносные пульты.

Пневматика

Удержать тяжелое судно (его водоизмещение составляет 555 т) на заданной высоте также непросто, это, в конце концов, не вертолет. Пневмоподушку под корпусом создают четыре четырехлепестных нагнетательных винта диаметром 25000 мм, оснащенных устройствами принудительного управления шага. Вместе с электродвигателем каждый из них составляет нагнетательный агрегат (НО-10). Горизонтальное перемещение производится по глиссерному принципу. Толкают десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» три пропеллера с регулируемыми поворотными лопастями с возможностью реверса диаметром 55000 мм, смонтированных на полимерных композитных кольцевых посадках, снижающих шум. Посредством этих движителей судно разгоняется до рекордных 90 км/ч, а изменение соотношения тяги каждого из них позволяет эффективно маневрировать.

Границы подушки

Для того чтобы нагнетаемый воздух не уходил по сторонам, а «работал», удерживая тяжеловесное судно на заданном клиренсе, конструктивно предусмотрены ограничители. Они представляют собой эластичное ограждение, выполненное по двухъярусной схеме. Ресивер гибкий, навесные элементы разделены крестообразно двумя килями, поперечным и продольным. Вся эта непростая система позволяет надежно «опирать» на сжатый воздух такую махину, как «Зубр». Корабль на воздушной подушке покоится или движется до тех пор, пока давление уравновешивает его вес, приподнимается, если это нужно, чтобы преодолеть неровности рельефа, и опускается на грунт, когда пора осуществлять высадку десанта и выгрузку боевой техники. Для него неважно, каков характер поверхности, вода это или суша, диапазон волнения достаточно широк, а способность «заползать» далеко за береговую линию выгодно отличает его от других, более распространенных и традиционных десантных средств.

Вместимость

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» в полном своем названии скромно именуется «малым». Он может доставить в нужную точку прибрежной зоны «всего лишь» механизированный батальон морпехов на десяти БТРах вместе с экипажами. Вообще-то, по размерам и грузоподъемности в классе КВП равных ему нет. По десантным возможностям ему соответствует, скорее, понятие «средний десантный корабль» (до большого он все же не дотягивает), если брать аналог в виде обычного водовытесняющего судна, причаливающего и открывающего аппарели на кромке берега. Как показали учения «Запад-2009», реально высажены с МДКВП «Зубр» могут быть следующие варианты воинских подразделений:

Три танка Т-80 (Т-90) общим весом до 150 тонн;

8 БМП (115 тонн);

10 БТР плюс 140 морских пехотинцев;

Восемь плавающих легких танков.

Десант располагается в четырех кубриках на 140 человек каждый. Возможен вариант доставки только живой силы, без техники, в этом случае появляются еще 366 мест, а общее число высаживаемых военнослужащих возрастает до полутысячи. Это может быть нужно в случае возникшей необходимости в подкреплении, но автономность плавания уменьшается до нескольких часов. Морские пехотинцы - тоже люди, им нужно есть и отдыхать, а в грузовом отсеке условия не самые комфортные.

Для непосредственной высадки служат носовые ворота, откидывающиеся вниз и представляющие собой аппарель, упирающуюся в грунт.

Вооружение

Десантный корабль «Зубр» - не только средство доставки личного состава и техники к неприветливым вражеским берегам, он может наносить ракетные и артиллерийские удары с целью подавления возможного сопротивления окопавшегося противника, оказывать огневую поддержку и защищаться от возможных атак неприятельской авиации. Без этих боевых возможностей столь совершенная машина в глазах военных специалистов оставалась бы простым «корытом», пусть даже скоростным и маневренным.

Вот набор «инструментов», которым для обеспечения нужной огневой мощи оснащен «Зубр». Корабль на воздушной подушке вооружен:

Двумя пусковыми установками «Огонь» А-22, стреляющими неуправляемыми ракетами калибра 140,3 мм.

Двумя автоматическими установками АК-630 калибра 30 мм с боекомплектом в три тысячи снарядов.

Восьмью зенитно-ракетными комплексами «Игла» (иногда иностранные эксплуатанты используют американские «Стингеры»).

На борту присутствует комплекс РЭБ «Слябинг», позволяющий препятствовать работе вражеских систем связи и обнаружения.

Кроме этого, «Зубр» может устанавливать мины, в боекомплекте их до 20 штук. Максимальное время установки - 1 час 20 минут.

Конечно, до крейсера этот корабль не дотягивает, но следует учитывать, что в условиях современной войны в одиночку он действовать не должен, и флотская, а также воздушная, а если потребуется - и тактически-ракетная поддержка ему будет предоставлена.

Американский аналог

Десантные корабли, парящие над водной поверхностью, состоят и на вооружении американской армии. Их официальное название - LCAC (Landing Craft Air Cushion), предназначены они для тех же целей, что и «Зубры». Компоновка заокеанского образца отличается от архитектуры советского аналога, надстройка как таковая отсутствует, зато есть огороженная понтонами палуба площадью 182 кв. м, на которой и размещаются техника вместе с контингентом, подлежащие высадке. LCAC гораздо скромнее «Зубра» и по размерам, и по мощности энергоустановки (16 тыс. л.с.). Его длина составляет 27 метров, ширина - 14 м. Расход горючего, тем не менее, зашкаливает, за час сжигается семьсот литров топлива. Весит судно Движется оно глиссерно, два винта диаметром в 3 м 70 см толкают его вперед или назад. примерно такая же, как у судна проекта «Зубр». Дополнительные двигатели служат для подруливания. Подъемная тяга обеспечивается четырьмя пропеллерами, направленными вниз. Вес полезного груза - 70 тонн.

Стремясь облегчить конструкцию, американские инженеры решили обойтись без надстроек и помещений для личного состава, что создает риск быть смытым за борт, - палуба на скорости становится скользкой от брызг воды.

Собственного вооружения плавсредство не имеет.

Если резюмировать все тактико-технические данные американского десантного корабля на воздушной подушке, можно прийти к выводу о том, что его боевые возможности уступают качествам «Зубра» примерно втрое. Морских пехотинцев на борт он может взять не более 170 при условии отсутствия на палубе боевой техники. Однако и эта машина заслуживает внимания, кроме нее конкурировать с образцом советской разработки не может ни один западный ДКВП.

Управление кораблем типов San Antonio и WASP требует очень серьезной подготовки, овладеть им непросто. Базируются эти корабли только на территории США, на военно-морской базе в Вирджинии.

Сколько осталось «Зубров»?

При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них - первый опытный образец, его можно не считать), а Украине - три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна - член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.

Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.

Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае - один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и

В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.

Корабль класса «Зубр», или «Проект 12322», - это малое десантное судно, оснащенное воздушной подушкой и разработанное еще в советские времена. После того как проект рассекретили, «Зубр» был признан мощнейшим в мире судном, имеющим воздушную подушку. Суда данного класса имеют в своем арсенале такие страны, как Украина, Россия и Греция. Примечательно то, что «Зубр» является первым судном, произведенным в СССР и впоследствии приобретенным и поставленным на вооружение странами НАТО.

«Зубр» призван выполнить следующие задачи: транспортирует личный состав военных подразделений, боевую технику и занимается грузоснабжением на необорудованные береговые линии. Воздушная подушка позволяет высадить десант на 70% побережий всего мирового океана. Грузовой отсек вмещает три танка, общий вес которых может доходить до 150 тонн, или же 10 бронетранспортеров (до 130 тонн) и еще 140 человек морской пехоты.

К тому же здесь могут разместиться 8 боевых машин пехоты или плавающих танков с примерно одинаковыми размерами. При переоборудовании грузового отделения здесь могут расположиться еще 366 человек. Получается, что общее количество людей, которое «Зубр» может доставить на берег, достигает 500 человек.

Двигатель судов обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубра». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Длина «Зубра» составляет 57,3 метра, ширина – 25,6 метра, высота имеет 21,9 метра. Водоизмещение достигает 555 тонн. Запасы топлива в баках рассчитаны на преодоление расстояния в 300 морских миль (550 км), максимальный предел скорости - 60 узлов (111 км/ч). Управляет и обслуживает судно экипаж в 27 человек.

Судно "Зубр" располагает артиллерийским и ракетным вооружением. Артиллерийское вооружение сводится к двум 30-мм автоматическим артиллерийским системам АК-630, установленным на судне. Боекомплект каждой составляет 3000 снарядов. Две пусковые установки А-22 "Огонь" для 140-мм неуправляемых реактивных снарядов – это ракетное вооружение судна. Их боекомплекты включают по 66 НУР-ов к каждой. 8 переносных зенитных комплексов «Игла» предназначены для противовоздушной обороны.

В грузовой отсек десантного корабля и вплавь добраться до военного испытательного полигона» - очередное редакционное задание само по себе казалось весьма интересным! А стоило поискать в интернете фотографии Зубра, как желание собрать чемодан и отчалить навстречу приключениям заиграло с особенной силой. Одним своим видом Зубр привлечет внимание любого, даже бесконечно далекого от техники человека. Ну а наши сердца - сердца убежденных автомобилистов и технарей - этот десантный корабль не то что растопил, раскалил до белого каления. Едем!

Маршевые винты, при помощи которых Зубр движется и управляется, великолепны даже в статике. Корабль поразительно красив! Помните тройные центральные дефлекторы обдува в салонах Ferrari 550 Maranello или нынешнего Mercedes-Benz A-класса ? На мой взгляд, с дизайнерской точки зрения между дефлекторами и этими винтами немало общего. Да и с фактической - тоже. И те, и другие направляют воздух.

Зубр разработан в СССР силами ленинградского ЦМКБ «Алмаз», имеющего гигантский опыт постройки подобной техники. Корабли на воздушной подушке КБ «Алмаз» проектирует и выпускает с 1955 года, а предшественниками Зубра были десантные корабли проектов «Скат», «Омар», «Кальмар» и «Джейран». Все они очень похожи на своего преемника, но имеют только по два маршевых винта.

Строительство первых Зубров началось в 1983 году на Приморском судостроительном заводе и судостроительном заводе «Море», расположенном в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива. Постройка дебютного корабля с индексом МДК-95 завершилась в 1986-м, и после доводочных испытаний, продолжавшихся на протяжении двух лет, корабль вошел в боевой состав ВМФ.

Всего было заложено 17 подобных кораблей, но два так и остались недостроенными. Из пятнадцати Зубров сегодня пять утилизированы, четыре - в строю ВМС Греции, четыре трудятся в ВМС КНР, а еще два - на балансе у Балтийского морского флота. Вот они - стоят у пирса в военной гавани города Балтийска. МДК-50 «Евгений Кочешков» и МДК-94 «Мордовия». На «Мордовию» мы и грузим наши машины.

Внутри «Зубр» - это маленький мир. С собственной кухней, компактными, но уютными кубриками и кают-компанией для четырех человек командного состава. Все эти помещения расположены на уровне средней палубы, куда мы без проблем загоняем автомобили по откидной сплошной аппарели. На капитанский мостик со средней палубы ведет крутой, практически вертикальный трап. Оставляем машины внизу, крепко притянув их к палубе тросами и осторожно - перекладина за перекладиной - поднимаемся наверх.

Капитанская рубка впечатляет. Просторная, светлая - из нее открывается потрясающий вид. Перед креслом командира - штурвал и огромный пульт: навигационные средства Зубра включают две радиолокационные станции, гиро- и магнитный компасы, визиры дневного и ночного видения, радиопеленгатор и дрейфолаг. Зубр был и остается уникальным кораблем, удостоенным бронзовой медали на 44-м салоне изобретений и инноваций Brussels Eureka-95. Даже сегодня он - крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке.

Только вдумайтесь: водоизмещение - 555 тонн. 56 метров длины, 22 - ширины и 150 тонн вместимости! Зубр может взять на борт 3 танка или 8 БМП. А может - десять БТР или 140 десантников и 130 тонн груза. При этом для высадки людей и выгрузки техники «Зубру» доступно около 70% береговых линий нашей планеты. Доставить бойцов к месту боевых действий корабль может со скоростью 60 узлов или 111 км/ч!

На вооружении самого корабля: две шестиствольные артиллерийские установки АК-630 калибром 30 мм; две пусковые установки ракетных снарядов А-22 «Огонь» калибром 140 мм; восемь пусковых установок ПЗРК «Стрела-3». Согласитесь, внушает! Но я очень надеюсь, что кроме как для учений, этот арсенал никогда не пригодится.

На средней палубе, где находились машины, гул от пяти газотурбинных двигателей суммарной мощностью 50 000 л.с. невероятный. А палуба под ногами ходит так, словно ты сильно пьян или находишься в эпицентре маленького землетрясения. При этом вибраций - минимум. Поднявшись на капитанский мостик, оказываешься словно в другой реальности. Мало того что здесь совсем не трясет, так еще и достаточно тихо.

Если найти ориентир на водной глади или на берегу, будешь буквально потрясен тем, с какой скоростью движется корабль. Со слов моряков, за восемь-девять часов на Зубре можно дойти до Санкт-Петербурга. Наш же забег до военного полигона «Хмелёвка» длится не дольше получаса. А теперь сядьте, если стоите: за эти полчаса Зубр израсходовал около 3 тонн солярки. Заявленный расход - 6 тонн в час! И все-таки оно того стоит. Плав (военные моряки называют это именно так) на этом корабле - из числа тех приключений, которые запоминаешь на всю жизнь и рассказываешь внукам.

Спускаемся из рубки на среднюю палубу, заводим машины и выкатываемся по аппарели на песчаный берег военного полигона в Балтийске. Впереди другие испытания - куда более привычные и по-своему очень интересные.

В случае начала глобальной войны одной из первоочередных задач для Советской армии должен был стать захват черноморских и балтийских проливов. Для успеха подобной операции требовалась внезапность, то есть, десантные подразделения должны были достигнуть точки высадки с максимальной скоростью. Чтобы обеспечить ее, советские флотоводцы планировали использовать необычные десантные корабли - малые десантные корабли на воздушной подушке (МДКВП).

Пускай вас не вводит в заблуждение слово «малый», советские суда на воздушной подушке (СВП) были самыми большими в мире, а водоизмещение десантного корабля проекта 12322 «Зубр» превышало 550 тонн. Это самый крупный корабль на воздушной подушке, построенный когда-либо в мире. Каждый воздушный корабль способен перевозить на 300 морских миль 550 десантников или 3 танка и роту морской пехоты. Кроме того, СВП «Зубр» способно серьезно поддержать десант огнем: он вооружен и неуправляемыми реактивными снарядами и автоматическими пушками.

Помимо уникальной скорости, корабль на воздушной подушке обладает и другими преимуществами. Для обычных десантных судов, которые используют рампу, доступно всего лишь 17% побережья Мирового океана, для СВП эта цифра составляет 78%. Подобный воздушный корабль может передвигаться не только по воде, но и по суше. Он даже способен преодолевать небольшие препятствия и минные поля. Поэтому корабли типа «Зубр» могут высаживать десант даже в глубине обороны противника.

Разработки в данном направлении велись во многих странах, но Советский Союз был безусловным лидером. Глядя на 550-тонную громадину корабля, способного скользить над водой со скоростью 60 узлов, чувствуешь гордость за страну, которая была способна создавать подобные технические шедевры.

В 2011 году российским военным руководством было принято решение прекратить закупку десантных кораблей проекта 12322 «Зубр». Их планируют заменить новыми десантными кораблями различных типов, которые еще необходимо создать. Их технические характеристики пока неизвестны.

В настоящее время на вооружении ВМС России находится два десантных корабля проекта 12322: «Мордовия» и «Евгений Кочешков», и оба они нуждаются в капитальном ремонте.

Кроме российских военно-морских сил, десантные корабли проекта «Зубр» стоят на вооружении ВМС Греции, в период с 2000 по 2004 год в эту страну было продано четыре судна. В последние годы большую заинтересованность кораблями на воздушной подушке демонстрирует Китай.

История создания десантного корабля «Зубр»

Несколько десятилетий тому назад многие эксперты, связанные с военно-морской тематикой, полагали, что в тактике боевых действий на море грядет революция, связанная с использованием кораблей и катеров на воздушной подушке. Подобные суда обладали большой эксплуатационной гибкостью и могли быть привлечены к выполнению множества функций. Более всего такой воздушный корабль подходил для выполнения десантных операций.

Работы по созданию подобных судов проводились в Великобритании, США, Франции и Китае. Заинтересовал корабль на воздушной подушке и советских адмиралов.

Американцы начали серьезно заниматься разработкой СВП после начала войны во Вьетнаме, корабль на воздушной подушке оказался идеальным средством для действия в дельте Меконга. На Западе строились сравнительно небольшие корабли подобного класса (скорее, катера), их основной задачей являлось действие в прибрежной зоне или высадка десанта с больших кораблей.

В СССР к этому вопросу подошли несколько иначе. Еще в середине 60-х годов в ленинградском КБ «Алмаз» занялись созданием десантного корабля на воздушной подушке проекта 1232 «Джейран». И это был точно не катер. Судно обеспечивало переброску не только десантников, но и тяжелой боевой техники: воздушный корабль мог доставить два танка Т-55 на расстояние в 300 морских миль. Полное водоизмещение «Джейранов» составляло 350 тонн. Этот воздушный корабль стал самым большим в мире, обогнав ближайшего конкурента почти в два раза. Кроме «Джейранов», в СССР были запущены в серийное производство целый ряд катеров на воздушной подушке: «Омар», «Скат», «Кальмар».

Советская промышленность построила для ВМФ 18 серийных кораблей класса «Джейран».

Однако военным нужен был десантный корабль еще большего размера.

Главнокомандующий советским ВМФ адмирал Горшков и министр обороны Устинов считались горячими поклонниками СВП, как и вообще судов, созданных на основе динамических принципов поддержания (экранопланы, СВП, корабли на подводных крыльях). Поэтому уже 1978 году конструкторам КБ «Алмаз» было выдано задание на разработку более мощного корабля под названием «Зубр».

Этот воздушный корабль должен был принимать на борт три танка , иметь более высокую скорость и усиленное артиллерийское вооружение. По сути, корабли проекта 12322 «Зубр» стали дальнейшим развитием «Джейранов». Их строительство планировали начать сразу на трех заводах: в Ленинграде, Феодосии и Хабаровском.

Головной корабль проекта 12322 «Зубр» был заложен в 1983 году, спущен на воду в 1986 и через два года он вошел в состав ВМФ СССР. После проведенных испытаний в конструкцию последующих «Зубров» были внесены незначительные изменения.

После распада СССР пять СВП проекта 12322 оказались в составе российского ВМС, а три – были переданы Украине. В 2000 году был подписан контракт с ВМС Греции, согласно которому этой стране были переданы четыре корабля проекта 12322 «Зубр». В 2013 году Украина изготовила первый корабль проекта 12322 для ВМС Китая.

После аннексии Крыма российскими чиновниками различных рангов неоднократно озвучивались планы возобновить строительство судов проекта 12322 на феодосийском заводе «Море». Однако как увязать такие заявления с отказом российского флота от этих кораблей – непонятно.

Описание МДКВП проекта 12322 «Зубр»

МДКВП проекта 12322 «Зубр» - это самый большой в мире корабль подобного класса. Он может преодолеть 300 миль со скоростью легкового автомобиля. Для уменьшения веса и защиты от коррозии корпус судна выполнен из алюминиево-магниевых сплавов, наиболее важные и уязвимые детали и агрегаты защищены алюминиевой броней.

Основа корпуса корабля – это, по сути, понтон, что обеспечивает судну устойчивость и непотопляемость. Внутренние помещения корабля оборудованы звукоизолирующие покрытия, которые ослабляют вибрацию корпуса. Также жилые помещения оборудованы системами кондиционирования, отопления и вентиляции.

Надстройка, находящаяся на понтоне, разделена на три отсека продольными перегородками. В среднем отсеке расположены места для бронетехники, он оборудован аппарелями и дорожками для танков. В боковых отсеках корабля находится силовая установка, жилые помещения и системы обеспечения.

Для поддержания воздушной подушки корабль имеет гибкое ограждение, которое состоит из двух ярусов. Ограждение разделено на секции продольными и поперечными килями.

Общая мощность силовой установки «Зубра» - 50 тыс. л. с. Она состоит из пяти газотурбинных двигателей, два из которых обеспечивают работу четырех нагнетательных агрегатов НО-10, которые формируют воздушную подушку, а еще три ГТД приводят в движение три винта, что придают кораблю поступательное движение. Винты расположены в кормовой части судна, они имеют четыре лопасти и диаметр 5,5 метра. Каждый винт находится в специальной кольцевой насадке.

На борту есть еще две дополнительные силовые установки, каждая из которых обладает мощностью 100 кВт.

СВП «Зубр» может брать на борт три основных боевых танка (общая масса не более 150 тонн) или десять БТР, или восемь БМП. Кроме боевой техники, корабль может взять 140 десантников, которые размещаются в четырех специальных помещениях. Вместо танков или БМП, «Зубр» может разместить на борту еще 360 человек (то есть, всего около 500 человек).

В носовой части судна установлены откидные ворота, через которые и происходит высадка десанта.

Все корабли проекта 12322 оснащены двумя станциями РЛС, спутниковой системой навигации, компасами, дрейфолагом, приборами дневного и ночного видения. Системы связи обеспечивают возможность переговоров в разных диапазонах.

Корабли проекта 12322 «Зубр» способны не только доставить и высадить десант, но и поддержать его огнем. Для этого на корабле есть две установки МС-227 «Огонь», способные вести огонь неуправляемыми 140-мм реактивными снарядами, а также две автоматические 30-мм пушки с системой управления стрельбой. Чтобы защитить корабль с воздуха экипаж может воспользоваться переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла» .

Следует отметить, что максимальную скорость СВП «Зубр» не знают даже его разработчики. Во время испытаний они разогнали корабль до 70 узлов, но на таких скоростях наблюдается опасный и малоизученный эффект – подлом гибкой части ограждения судна.

Большинство экспертов, связанных с военно-морским флотом, считают, что корабли проекта 12322 «Зубр» на несколько десятилетий обогнали свое время. Однако есть у этих кораблей и серьезные минусы.

Во-первых, эти корабли дорого стоят, еще затратнее обходится их эксплуатация: стоимость одной из пяти турбин судна составляет около 1 млн долларов, ее моторесурс около 4 тыс. часов. Турбины для «Зубров» изготавливались на николаевском заводе «Заря», в настоящее время Украина прекратила военно-техническое сотрудничество с РФ.

Во-вторых, корабли на воздушной подушке «Зубр» имеют низкий уровень защищенности, что вызывает обоснованные опасения относительно их живучести. Не следует забывать, что этот слабобронированный корабль забит легковоспламеняющимся топливом. Не отличаются СВП и экономичностью.

До настоящего времени корабли подобного типа не участвовали в серьезных столкновениях с хорошо вооруженным противником, так что их боевая эффективность находится под вопросом.


Малый десантный корабль на воздушной подушке. Разработка десантного корабля на воздушной подушке (КВП) начата в 1978 г. ЦМКБ "Алмаз". Новый проект КВП создавался с использованием наработок по КВП пр.12321 "Джейран". Эскизный проект разработан заместителем главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Г.Д.Коронатовым. Главные конструкторы пр.12322 - Озимов Л.В., Мохов Ю.М. и Семенов Ю.П. Головной КВП пр.12322 МДК-51 вошел в состав ВМФ в 1988 г. Конструкция серийных кораблей проекта отличается доработками.

По состоянию на 2014 г. (и ранее) КВП пр.12322 "Зубр" является самым большим КВП в мире.


Головной корабль пр.12322 "Зубр" в ходе достройки и испытаний, в носовой оконечности под чехлами установки комплекса А-22 (фото из архива А.Ушакова, http://foto.mail.ru/mail/mdk-kvp)


Конструкция :
Корпус МДК выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами - с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.


Модель КВП пр.12322 "Зубр" в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


КВП "Евгений Кочешков" (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).


Производство гибкого ограждения осуществлялось заводом "Ярославль-Резинотехника" (г.Ярославль).

Погрузка и выгрузка полезной нагрузки (десанта) осуществляется через откидные ворота в носовой части корабля.

Двигательная установка М35, производитель - НПК газотурбостроения "Зоря - Машпроект" (г.Николаев, Украина).
- тяговая / маршевая установка М35-1 - 3 х 10000 л.с. ГТД ДП71 (МТ-70) с маршевыми редукторами РО-35-10 с 4-х лопастными реверсивными винтами АВ-98 с принудительным управлением шага в кольцевых насадках. Агрегат управления винта - АУ-4.
Производитель винтов с агрегатами управления - НПП "Аэросила" (Украина).
Производитель кольцевых насадок из композитных материалов - КТБ "Судкомпозит" (г.Феодосия, Украина).
Диаметр винтов - 5.5. м

Нагнетательная установка М35-2 - 2 х 10000 л.с. ГТД ДП71 с нагнетательными агрегатами НО-10 (4 агрегата), включающими в себя нагнетательные редукторы РО35-21 и РО35-22.
Диаметр рабочих колес - 2.5 м


Энергетика :
- 2 газотурбинных генератора ГТГ-100К мощностью по 100 кВт
или
- 2 дизель-генератора "Вольво-Пента" (пр.12322Э)

ТТХ корабля :
Экипаж - 27 чел (в т.ч. 4 офицера, 7 мичманов)

Длина - 57,3 м
Ширина - 25,6 м
Осадка - 1,6 м
Высота - 21.9

Водоизмещение:
- стандартное - 500 т
- полное - 555 т

Скорость полного хода - 63 уз
Дальность плавания - 300 миль (на скорости 55 уз)
Автономность - 5 суток

:
- 3 основных танка типа Т-80 массой до 150 т
- 10 БТР суммарной массой до 131 т и 140 чел десанта
- 8 БМП или плавающих танков суммарной массой до 115 т и 140 чел десанта
- до 500 чел (140 чел в помещениях для десанта и 360 чел в переоборудованном помещении для техники)
- 78 мин (вместо десанта)

Вооружение :


- 2 х 22 х 140 мм выдвижные ПУ МС-227 РСЗО (боезапас - 132 выстрела ОФ-45, ЗЖ-45) с системой управления ДВУ-3


КВП "Евгений Кочешков" пр.12322 "Зубр" Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).


Установки МС-227 комплекса А-22 "Огонь" на КВП "Евгений Кочешков" пр.12322 "Зубр" Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).


- 2 х 6 х 30 мм артиллерийская установка (боезапас - 3000 выстрелов) с системой управления МР-123-01 «Вымпел» (на МДК-51 без СУ);

1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (боезапас - не менее 8 и не более 32 ЗУР);

Оборудование :
- РЛС «Позитив» (на головном МДК-51)
- РЛС «Лазурь» (на серийных КВП)
- РЛС РЭБ МП-411
- навигационная РЛС «Экран-1»
- комплекс связи Р-782 «Буран»

По состоянию на 2011 г. (Россия, дополнения):
Радиотехническое:
- инерциальная навигационная система "Горизонт-25" с приемоиндикатором GPS NT-300D.
- изделие 6710З-1
- система сопряжения РЛС "Звездочка-12322"


Навигационное:
- гирокурсоуказатель ГКУ-2
- магнитный компас КМ69-М2
- радиодоплеровский дрейфолаг РДЛ-3-АП100-Э
- радиопеленгатор РН
- комплект аппаратуры спутниковой навигации
- изделие центральной гироскопической навигации "База-12322"

Средства связи:
- автоматизированный комплекс связи "Буран-6Э"
- комплект средств радиосвязи ГМССБ для морского района А2
- автоматизированное радиоприемное устройство "Бригантина"
- комплекс ГГС и трансляции П-405
- 2 х ВНЦ-452
- светосигнальный прибор

Специальное оборудование:
- средства защиты от ОМП
- средства защиты от неконтактных мин
- бронирование
- средства визуальной маскировки

Комплексная система управления техническими средствами и движением (КСУ ТСДК) "Флора-32". На КВП пр.958 "Бизон" (Украина) используется функциональный аналог - КСУ ТСДК "Сирена" производства НПО "Фиолент" (г.Симферополь).


Модификации :
- пр.12322 "Зубр" - базовый вариант десантного КВП. Головной корабль проекта имел некоторые отличия от серийных кораблей по конструкции и оборудованию.

Пр.12322Э - экспортный вариант, поставлялся в Грецию.

Пр.958 "Бизон" (Украина) - модификация КВП украинского производства. Поставляется в Китай, а так же планируется к сборке в Китае по украинской лицензии. Вероятно, корабль в оригинальном проекте не оснащается системами вооружения - их будет устанавливать заказчик. Гибкое ограждение воздушной подушки спроектировано и произведено в г.Николаев (Украина). Два комплекта винтов АВ-98 для КВП закуплены в России вместе с агрегатами управления АУ-4, далее планируется наладить местное производство винтов с агрегатами управления. Так же из России поставлены два комплекта навигационных систем "Горизонт-25" для установки на первые два корабля проекта.

Статус : СССР / Россия


КВП МДК-57 пр.12322 "Зубр" борт №567 ВМФ СССР в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 г. (фото - Scott Allen, U.S. Navy, http://www.defenselink.mil).


- 1993 г. - в ВМФ 7 КВП пр.12322. Ведется раздел Флота с Украиной - 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ "Море" (г.Феодосия) переданы Украине.



- 2011 г. 22 декабря - в СМИ заявлено, что Главный штаб ВМФ России принял решение не заказывать у промышленности новые корабли проекта 12322. В составе ВМФ остается 2 корабля проекта - "Мордовия" и "Евгений Кочешков" (оба - Балтийский флот)..


КВП "Мордовия" (борт №782) и "Евгений Кочешков" (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).


- 2014 г. 11 марта - КВП "Евгений Кочешков" прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ "Янтарь". Специалисты завода "Янтарь" отремонтировали двигательную установку корабля, обновили корпус, другое оборудование. Главное - установлено новое гибкое ограждение - "юбка". Второй КВП "Мордовия" так же входит в состав Балтийского флота ().

Украина
:
- 1993 г. - 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ "Море" (г.Феодосия) переданы Украине.


2010 г. - на судостроительном заводе ФСК "Море" в Феодосии заложен первый КВП пр.958 "Бизон".

2011 г. апрель - на ФСК "Море" в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным - это не МДК заводской №306 пр.12322!


Неудавшаяся попытка выкатки из цеха корпуса головного КВП пр.958 "Бизон". Кадр видеозаписи за несколько секунд до обрушения крана, повредившего корпус корабля и приведшего к человеческим жертвам. ФСК "Море", г.Феодосия ().


2012 г. сентябрь - из цеха ССЗ "Море" в Феодосии выкачен первый вновь построенный МДК пр.958. Начаты швартовые испытания.


Экспорт :
Греция :
- 2000-2004 г.г. - поставлено 4 КВП (Украина - 1, Россия - 3).

2011 г. - 2 КВП в составе ВМС (?).


КВП L180 Kefallinia зав №104 пр.12322 "Зубр" ВМС Греции. Греция, Пирей, 16.10.2013 г. (фото - Dennis Mortimer, http://www.shipspotting.com).


Китай :
- 2009 г. - Украина заключила контракт на поставку до 2014 г. 4 кораблей пр.958 "Бизон" - это адаптированный к современным возможностям украинской экономики и переименованный пр.12322 "Зубр". Два корабля планируется построить на Украине, 2 корабля планируется строить по лицензии в Китае. Сумма контракта - 315 млн USD.

2011 г. апрель - на ССЗ "Море" в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным - это не МДК заводской №306 пр.12322.

2013 г. 12 апреля - в Феодосии подписан акт приемки Заказчиком (ВМС Китая) головного десантного КВП пр.958 ().


http://news.ifeng.com).


Выгрузка с транспортного судна головного КВП пр.958 "Бизон" украинской постройки в Китае, 25 мая 2013 г. (http://www.huanqiu.com).


Первое фото строящегося в Китае КВП пр.958 "Бизон" украинской разработки, опубликовано 22.10.2013 г. (http://mil.news.sina.com.cn).

2014 г 01 марта - в связи с вероятностью военных действий на территории п-ова Крым с Феодосийского ССЗ "Море" выведен, погружен на перевозчик и отправлен в Китай второй корабль пр.958 "Бизон", который строился Украиной для ВМС Китая ().


Второе экспортное СВП пр.958 "Бизон" на территории ССЗ "Море", Украина, Феодосия, февраль 2014 г. (фото - Ne formal, http://forums.airbase.ru).


Буксировка второго экспортного СВП пр.958 "Бизон" с ССЗ "Море" в порт Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (фото - Павел Анфимов, http://phistory.info).


Второе экспортное СВП пр.958 "Бизон" на судне-перевозчике в порту Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


Реестр МДК пр.12322 (по состоянию на 03.03.2014 г.):

пп
Название Проект Завод.
Завод Закладка Спуск на воду Вступил в строй Списание Примечание
1 МДК-51
12322 100 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград)
23.02.1983 09.10.1985 10.10.1988 17.07.1997 БФ. Головной корабль.
Списан
2 МДК-57 / U422 "Краматорск" 12322 301 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1983 г.
нд 30.12.1988 11.06.1999 ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U422 "Краматорск"
Списан
3 МДК-122 12322 101 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 1983 г. нд 02.01.1990 22.06.2005 БФ
Списан
4 МДК-123 12322 302 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1983 г. нд 30.12.1989 29.11.2000 ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U424 "Артемивськ"
Списан
5 МДК-50
"Евгений Кочешков"
12322 102 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 30.10.1990 -
БФ
Поименован "Евгений Кочешков" 17.08.2001 г.
- 11.03.2014 г. - корабль прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ "Янтарь".
6 МДК-93 12322 303 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд нд 30.12.1991 2011 г. ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U423 "Горловка"
Списан
7 МДК-94
"Мордовия"
12322 103 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 15.10.1991 -
БФ
Поименован "Мордовия" 12.03.2001 г.
8 МДК-100 / U420
"Донецк"
12322 304 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд нд 26.06.1993 23.07.2008 Начиная с 1992 г. достраивался для ВМС Украины. С 1992 г. U420 "Донец", позже "Донецк". Списан .
9 МДК-118 / L180 Kefallinia ("Кефалония") 12322 104 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 29.08.1994 БФ
Поставлен в Грецию, с 20.12.2000 г. носит название L180 "Кефалония"
10 МДК-100 / U421 "Иван Богун" / L181 "Итаки"
12322 305 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1993 г. 09.12.2000 03.02.2001 Начиная с 1992 г. достраивался для ВМС Украины. С 1992 г. U421 "Иван Богун". В 2001 г. поставлен ВМС Греции и с 17.02.2001 г. носит название L181 "Итаки".
11 МДК-119 12322 105 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд - - 2005 г. Разобран в 2005 г.
12 МДК- 12322 306 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд -
- Украина
Не достроен (2011 г.). Утилизирован (?)
13 МДК- 12322 106 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд - - Не достроен (2011 г.).
Утилизирован (?)
14 МДК- 12322Э 107 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 25.05.2000 28.05.2001 2001 г. БФ (временно)
Построен на экспорт. Поставлен в Грецию, с сентября 2001 г. носит название L183 "Закинтос"
15 МДК- / L182 "Керкира" 12322Э 108 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 24.01.2003 25.07.2004 2004 г. БФ (временно)
Построен на экспорт. Поставлен в Грецию, с 23.11.2004 г. носит название L182 "Керкира"
16 Экспортный №1
958 ССЗ "Море" (г.Феодосия) сентябрь 2010 г. 25.09.2012 12.04.2013 г. подписан приемный акт - Выкатка из цеха - апрель 2011 г. - падение крана с повреждением корпуса и жертвами. Повторная выкатка - сентябрь 2012 г. Корабль является заново построенным.
17 Экспортный №2
958 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 2012 г. 01.03.2014. - - Корабль построен для ВМС китая, отправлен заказчику 01 марта 2014 г.
18 Лиценционный 958 Китай 2010-2012 г.г. (?) - - - Строится в Китае по украинской лицензии. Первое фото - 22.10.2013 г.
19 Лиценционный 958 Китай - - - - Строится в Китае по украинской лицензии

Бортовые номера МДК пр.12322:
Год МДК-51 МДК-57 МДК-122 МДК-123 МДК-50 МДК-93 МДК-94 зав.№107 зав.№108
1986 г. ? 733
1987 г. 700
1989 г. 567 795 586
1990 г. 762 507 508 615 509 782
1993 г. 770
2001 г. 702
2004 г. 702
2012 г. 770 782
Не указан 270 625

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт