Типология политических культур. Темы планов по разделу социология Представьте что вам поручено организовать небольшое социологическое

  1. Что понимается под политическим участием?
  2. Каковы его формы?
  3. Раскройте содержание понятия «политическая культура».
  4. Какие типы политической культуры вам известны?
  5. В чем особенности российской политической культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понимаете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культур ы.

4. Представьте, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочитайте рассуждения современного российского ученого Е. В. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании. Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

мВ политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» к ачества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характерцстика обычного человека.

Шестопал Е. В. Личность и политика. - М., 1988. - С. 94.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что представляет собой политическая социал изация личности?
  2. Какие институты способствуют политической социализации англичан?
  3. Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культур ы.
  4. Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Знания и представления о политике, политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведения. Как вы уже знаете, политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Политическая культура личности тесно связана с политической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образования). В общенациональной политической культуре воплощаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.

Традиции обеспечивают преемственность между прошлым и будущим, сплачивают общество в целостный механизм. Именно традиции придают устойчивость политикокультурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические традиции. В Великобритании, например, существуют традиционные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представление: приезд королевы в парламент в старинной карете, средневековые одежды государственных мужей, спикер, сидящий на мешке с овечьей шерстью.

Политическая культура включает и многообразные политические символы - знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.

Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на определенных исторических этапах считались скипетр и держава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду политика России и США.

Символическое значение имеют и многообразные политические церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз наблюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в должность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.

Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приобщению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной

группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью данного социально-культурного сообщества.

Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закрепленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществования старого и нового. Так, в республике могут быть представлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры - относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в результате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладающих характеристик, придающих ей особый колорит и своеобразие во взаимоотношениях государства и граждан. Например, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой нации, твердая республиканская традиция.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Алмонд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры. Во-пер- вых, патриархальную культуру. Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-

рождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархальной культуры.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический

типы политической культуры. Так, в тоталитарных политических системах формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем

важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.

till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.

Проверьте себя

1) Что понимается под политическим участием? 2) Каковы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «политическая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политической культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля- тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-

ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.

§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

§ 26. Политический конфликт

Вспомните:

каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение конфликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются условия их разрешения?

Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам также известно, что все многообразие конфликтов изучает возникшая на стыке философии, социологии, психологии отрасль науки - конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются разновидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отражением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существенные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте политического развития общества.

ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИТИКЕ

Напомним, что политическую деятельность нередко характеризуют как противостояние социальных сил, политических партий и организаций в борьбе за власть. Политическую жизнь невозможно представить без конфликтов. Из курса истории вы знаете, что разнообразные политические конфликты в обществе возникали на всех этапах его развития с древности до наших дней. Конфликт всегда столкновение сторон из-за различия общественного положения, противоречий интересов, целей и ценностей. В последние десятилетия мы стали свидетелями острых конфликтов в нашей стране между политическими организациями, ветвями власти (парламентом и исполнительной властью), субъектами федерации и федеральными органами, а также свидетелями межнациональных и межгосударственных конфликтов.

Политический конфликт - это столкновение, противоборство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе властных отношений. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. Это борьба за влияние на принятие политических решений.

Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут отражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторонниками усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремлением к социальному равенству и углублением дифференциации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об

использовании национальных языков). Стремление решить эти социальные конфликты, используя силу и средства государственной власти, делает их политическими.

Вместе с тем политические конфликты возникают и в результате развития собственно политических противоречит

- между государственной властью и местным самоуправлением;

- между государством и обществом при несовпадении интересов аппарата государственного управления и народа;

- между различными элементами политической системы: федеральной властью и органами власти субъектов федерации, законодательной и исполнительной властями, политическими партиями.

Неравное распределение власти, политических прав и свобод, противоречия между «верхами» и «низами», элитой и контрэлитой, политической элитой и массой могут становиться источниками политических конфликтов.

Своевременное выявление и разрешение противоречий может во многих случаях предотвратить их развитие в конфликт. И напротив, невнимание власти к противоречиям в обществе и в политической системе, их игнорирование порождает конфликтные ситуации.

В этом случае конфликт становится способом разрешения противоречий.

Постоянно существующие противоречия между государствами, отражающие несовпадение, а подчас и противоположность их интересов, могут стать источником межгосударственных, региональных, международных конфликтов.

Ученые-политологи по-разному оценивают роль конфликта в политической сфере. Одни считают, что политике органично присуща конфликтность, что конфликты играют роль двигателя политической жизни, способствуют обновлению политической системы. Другие делают акцент на согласие, стабильность в обществе, рассматривая конфликт как аномалию политического процесса, отклонение от нормального развития.

Истории известны конфликты, которые вели к обновлению государственных органов, политических норм, политических отношений, политической идеологии. Но были и такие, которые, принимая наиболее острые формы, имели разрушительный характер.

В первой половине XX в. самыми крупными международными конфликтами были мировые войны. В первой из них погибло около 10 млн человек, во второй - 55 млн. А военные конфликты второй половины ушедшего века прибавили к огромным жертвам этих войн еще 20 млн человек.

В ходе вооруженных конфликтов не только гибнут люди, но и уничтожаются материальные ценности, травмируется психика людей, вовлеченных в такие конфликты.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). В этом случае положение и интересы различных социальных групп порождают стремление изменить в свою пользу возможности удовлетворения их потребностей. Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или - или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши - не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Конфликт не возникает внезапно. Он проявляет себя после скрытого от широкой общественности периода постепенного обострения противоречий, его порождающих. Происходит осознание субъектами политики этих противоречий и своих интересов в сложившейся ситуации, а также препятствий на пути к их удовлетворению. На этой стадии стремление различных групп улучшить свой статус, добиться преимуществ в каких-либо сферах жизни вызывает напряженность в обществе. Несовместимость интересов различных политических сил усиливает возникшую напряженность и приводит к открытому противостоянию, порождает конфликтную ситуацию.

В период развития конфликтной ситуации выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели

бы изменить свое положение в обществе. Эти силы, используя средства массовой информации, стремятся воздействовать на общественное мнение, склонить его на свою сторону. Предпринимаются действия, направленные на привлечение в свои ряды новых сторонников. На этой стадии развития конфликта проявляются его основные черты.

Во-первых, обозначен объект конфликта, то, из-за чего возникло противостояние. Это могут быть территории, границы, дискриминация этноса, расы, социальной группы, условия развития национальной культуры. Борьба может развернуться вокруг вопроса о путях развития страны или методов, используемых в политике. Эти и другие вопросы находят отражение в требованиях, программах, заявлениях, с которыми выступают конфликтующие стороны.

Во-вторых, выявляется состав участников конфликта. Каждая из политических сил определяет свои позиции по обе стороны от «линии» конфликта. Определяется, на поддержку каких социальных групп они опираются. Выясняется, какое положение в конфликте занимают политические деятели, партии, государство и какова степень вовлеченности в конфликт масс.

В-третьих, становится все заметнее растущая напряженность в отношениях между участниками конфликта. Раздаются угрозы, выражается намерение нанести ущерб противникам. Постепенно угрозы становятся все более жесткими, принимают форму ультиматумов, т. е. требований, невыполнение которых влечет за собой применение санкций (например, в международном конфликте это могут быть экономические, политические или военные санкции). Стороны конфликта прибегают к демонстрации силы.

Происходит эскалация (от англ. escalation - восхождение с помощью лестницы) конфликта, его постепенное усиление. Возрастают масштабы политической конфронтации. По мере развития конфликт, подобно воронке, втягивает в себя новые проблемы и вовлекает новых участников. К противникам относятся уже как к врагам, над которыми нужно одержать победу. Ожесточаются формы политического поведения. Применяется насилие, происходит нанесение прямого физического ущерба.

В тех случаях, когда одной из сторон является государственная власть, борьба ее противников грозит принять наиболее опасные формы. Это может быть бунт, т. е. идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения конфликта между управляющими и управляемыми. Бунт часто выливается в беспорядки, захваты людей и учреждений, убийства, избиения, поджоги. Эта форма политического поведения имеет разрушительный характер, высокий уровень интенсивности, активности участников и является одним из

самых опасных вариантов развития конфликта. Его характерная черта - слепые, бессознательные действия, приносящие беды и страдания значительной части населения.

В отличие от бунта, мятеж является вооруженным и организованным выступлением. Он возникает как результат целенаправленной подготовки. Организаторами мятежа являются либо офицеры, либо нелегальные организации, ведущие за собой вооруженные формирования.

Восстание носит черты мятежа и бунта, характеризуется некоторым уровнем организованности и, будучи массовым выступлением, может стать формой политической революции, т. е. насильственного ниспровержения старой власти и установления новой.

Использование методов вооруженной борьбы обеими сторонами иногда приводит к гражданской войне в стране. Характерными чертами гражданской войны являются непримиримость борющихся сторон, а также вовлечение в военные действия, помимо регулярных войск, больших групп гражданского населения. Последствия гражданских войн губительны для общества.

Международный конфликт не раз перерастал в войны между государствами.

Бунты, мятежи, восстания, войны (примеры которых из курса истории вы можете привести самостоятельно) наиболее острая фаза конфликта, попытка разрешить его силой. Это результат развития неурегулированных конфликтов.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разрушительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план другими, более значительными и острыми конфликтами. Но полагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирования, разрешения конфликтов.

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубоко изучать причины напряженности, своевременно принимать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфликта. Эти меры направлены на предупреждение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.

Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества
Обществознание

11 класс
Контрольная работа №1.

Социальное развитие современного общества
Задание №1. Внимательно прочитайте приведённый текст и ответьте на вопросы.

Большинство из нас принадлежит множеству групп (включая, например, семьи, в которых мы родились), а также разнообразным организациям гораздо большего размера - таким, как школы, колледжи и фирмы. Группы и организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение. <...>

Виды ассоциаций

Понятие социальной группы следует отличать от двух других близких понятий - агрегата и социальной категории. Социальная группа - это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведения, не требующихся от людей, не принадлежащих к данной группе.. Группы могут быть разного размера, от интимных, таких, как семья, до больших коллективов, таких, как спортивные клубы. Агрегат (социальная совокупность) есть набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом. Пассажиры в аэропорту, зрители в кино, студенты, ожидающие в очереди записи на курс обучения, - все это примеры агрегатов. Используя высказывание Ирвинга Гоффмана, агрегаты - скопления людей, находящихся в нефокусированном взаимодействии друг с другом. <...> Конечно, внутри агрегатов обычно можно обнаружить различные виды групповых отношений.

классификации людей объединяют вместе на основе конкретных характеристик, таких, как определенный уровень дохода или профессиональное положение. Люди из одной социальной категории не взаимодействуют друг с другом и не собраны в одном месте; они не обязательно придают особое значение тем общим характеристикам, согласно которым их объединяют. <...>

Первичные и вторичные группы

Не все группы, к которым мы принадлежим, одинаково важны для нас. Некоторые группы воздействуют на многие аспекты нашей жизни и приводят нас к личным и близким связям с другими. Американский социолог Чарлз Хортон Кули (1864-1929) использовал термин «первичная группа» для обозначения небольшой ассоциации людей, связанных узами эмоциональной природы. Как пример можно привести семью, а также группы друзей. <...>

Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер. Индивиды во вторичных группах не имеют близких связей друг с другом и обычно собираются вместе со специфическими практическими целями. Комитеты и клубы - хорошие примеры вторичных групп. Конечно, в действительных жизненных ситуациях различия между первичными и вторичными группами не столь отчетливо выражены. Например, люди, регулярно встречающиеся на заседании комитета, могут стать большими друзьями и проводить время вместе в неформальной обстановке.

(Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 1999.)

Вопросы и задания.

4) Чем социальная группа отличается от социальной категории?

5) Чем различаются социальная группа и агрегат?

6) Социологи по-разному классифицируют группы. Какое название по другой

классификации соответствует понятию «агрегат»?

7) В чем состоят различия между первичной и вторичной группами?
Задание №2 . Проведите небольшое социологическое исследование по теме

«Социальная мобильность».

Побеседуйте с пятью работающими родственниками (друзьями, соседями и т. п.). Задайте им следующие вопросы:

1) Каково их занятие (профессия)?

2) Если они уже меняли свое занятие (профессию), то что послужило причиной этих изменений?

3) Каково нынешнее занятие их отца/матери?

4) Каким было первое после окончания школы занятие их отца/матери?

5) Если занятие отца/матери изменилось, то что послужило причиной этих изменений?

Полученную информацию занесите в таблицу и сделайте (на примере этих семей) выводы о: а) направлениях межпоколенной и внутрипоколенной мобильности; действующих «социальных лифтах»; б) зависимости выбора профессий детьми от социального статуса и деятельности родителей.


Нынешнее занятие

(профессия)

сына/дочери


Самое первое

(профессия) сына/дочери


«Социальный

лифт»


Нынешнее занятие

(профессия)

отца/матери


Самое первое

занятие (профессия) отца/матери


«Социальный лифт»

1.

2.

3.

4.

5.

Задание №3. Оцените ваше поведение как потребителя на рынке товаров и услуг с позиции принципа рациональности: удается ли вам пользоваться свободой экономического выбора? Планируете ли вы свои расходы? Какие решения о покупке товара или получении услуги вы чаще всего принимаете - рациональные или эмоциональные? Оказывают ли влияние на ваше поведение

как потребителя различные формы рекламы?
Задание №4. В книге Гордона Олпорта «Становление личности» приводится схема соотношения социальной роли и личности. Проанализируйте эту схему и сформулируйте вывод о влиянии социальной роли на личность и личности на социальную роль.

П
ЛИЧНОСТЬ
редписания Поведение

в социальной в социальной

системе системе

Ролевые ожидания

концепция

Принятие или отвержение

Выполнение роли


Способности

Темперамент

Установки

Потребности и мотивы

Творческий стиль

Ценности

Задание №5. Выберите один из названных ниже социальных статусов и смоделируйте возможные бытовые ситуации и ролевое поведение в них обладателя данного социального статуса:

Студент;

Преподаватель;

Предприниматель;

Крупный чиновник.
Задание №6. Как вы знаете из учебников обществознания, истории, произведений литературы, во все века свобода выступала в качестве одной из самых главных личностных и общечеловеческих ценностей. Российские социологи в течение 12 лет проводили социологические опросы населения с целью изучения отношения российских граждан к свободе. В ходе исследования людям задавался один и тот же вопрос: «Что бы вы предпочли: государство, обеспечивающее свободу личности, что может приводить к уменьшению безопасности, или государство, которое обеспечивает больше безопасности, но ограничивает свободу личности?» (Результаты ответов россиян даны в таблице в % к опрошенным по годам.)

Постройте график изменения отношения российских граждан к свободе. Раскройте причины изменения этого отношения. Сделайте вывод о связи социальных условий жизни людей и их представления о ценностях.
Задание №7. Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это получает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь на лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно.

Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся? Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу оценку поведения гражданки Н.
Задание №8. Семья М. переехала в другой город, и 1 сентября их сын пошел на занятия в новую школу. Его знакомство со школой началось с того, что он заблудился и попал не в тот кабинет. Открыв же дверь своего класса, ученик споткнулся и упал, а весь класс дружно рассмеялся. Затем он неправильно назвал имя классного руководителя, а в довершение уронил ранец, из которого выпали учебники и покатились шариковые ручки, что вызвало новый взрыв смеха в классе. От смущения подросток расплакался.

Как, по-вашему, является ли данное поведение ученика отклоняющимся?

Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Является ли поведение класса отклоняющимся? Приведите один аргумент для обоснования своей точки зрения.
Задание №9. Верно ли характеризует основные функции социальных конфликтов

каждое из приведенных суждений о них? Дайте их аргументированную оценку с позиций обществоведческих знаний.

Социальные конфликты способствуют социализации и адаптации как индивидов, так и социальных групп.

Социальные конфликты создают условия для создания и поддержания баланса сил.

Социальные конфликты позволяют получить информацию об окружающей социальной среде.
Задание №10. Найдите в периодической печати описание социального конфликта. Укажите основных участников конфликта; объективно существующие противоречия, интересы, цели, а также способы поведения каждого из участников конфликта. Были ли допущены участниками какие-либо ошибки (если да, то какие и как их можно было избежать)? Каковы результаты конфликта (можно ли сказать, что конфликт разрешен)? Подумайте, можно ли было не допустить разрастания конфликта. Что для этого надо было сделать? Можно ли было разрешить конфликтную ситуацию более эффективными способами? Какими?
Задание №11. Известный российский ученый-литературовед Д. С. Лихачев (1906-1999) говорил о том, что отличительными чертами русского народа являются: 1) стремление к свободе и 2) во всем доходить до крайностей, до пределов возможного. Предположите, что могло послужить основой для такого вывода.
Задание №12.

Текст. Конституция Российской Федерации (извлечение).

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. <...>

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее

территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют

верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. <.>

Статья 19.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются

любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,

расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. <...>

Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,

расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального,

религиозного или языкового превосходства.

Вопросы и задания.

1)Что означает положение «высшая ценность», как реализуется конституционная установка на признание, защиту государством прав и свобод человека?

2) В чем состоит сущность и значение распространения суверенитета РФ на всю ее территорию?

3) Что означает верховенство Конституции, федеральных законов на всей территории РФ?

4) Почему обеспечение целостности и неприкосновенности российской территории - одна из центральных задач внутренней и внешней политики РФ?

5) Каким образом государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина, как оно пресекает пропаганду, возбуждающую национальную ненависть и вражду?

6) На основе приведенных статей Основного Закона РФ, привлекая материал учебника, сформулируйте конституционные основы государственной национальной политики.
Задание №13. В конце XIX - начале XX в. практически все страны Европы столкнулись с проблемой депопуляции. Россия с этой проблемой столкнулась позднее, примерно в середине XX в. Используя знания истории и обществознания, назовите причины возникновения проблемы депопуляции в России.
Задание №14. Опираясь на знания обществознания, истории и свой жизненный опыт, объясните, почему мало многодетных семей.
Задание №15. В истории человеческого общества брак по принуждению предшествовал браку по согласию, и только сравнительно недавно брак стал личным делом. Какие выводы можно сделать на основе этой информации о связи брака как социального института с уровнем развития и устройством общества в ту или иную эпоху?
Задание №16. Ниже приведена информация о супружеских отношениях в древности. Прочитайте ее и оцените ценности и нормы, посредством которых в далеком прошлом упорядочивалась и санкционировалась половая жизнь супругов и устанавливались их супружеские права: а) с позиций человека, живущего в древние времена; б) со своих собственных позиций.
Фрагмент 1. «Назначением гарема было создание сильного и многочисленного клана кровных родственников в поддержку трона. Однажды некий вождь, решив, что он должен удовлетвориться одной женой и что ему не следует держать гарем, сразу же распустил его. Недовольные жены отправились по домам, и их оскорбленные родственники набросились на вождя и тут же учинили над ним расправу».

Фрагмент 2. «Частые беременности в сочетании с тяжелым трудом быстро старили первобытных женщин. Нередко, устав от частых родов, жена просила своего мужа взять другую, более молодую жену, которая могла бы и рожать детей, и помогать по хозяйству. Поэтому новые жены принимались старшими с огромным удовольствием. Ревности не существовало и в помине».
Задание №17.

Учитель предложил ученикам ответить на вопрос: «Что такое дом?» Лучшим после обсуждения в классе был признан ответ: «Дом там, где наше сердце». А что вы думаете по этому поводу?
Шотландскому писателю Д. Дугласу (1868-1952) принадлежат такие слова: «Многие люди, которые думают обрести домашний очаг, обнаруживают, что просто открыли таверну для своих друзей».

Прокомментируйте это высказывание.
Задание №18. Споры о молодежи существовали во все века, существуют они и в наше время, при этом нередко высказываются взгляды прямо противоположные.

С какой из представленных точек зрения вы согласны?

Молодежь не может быть консервативной, она всегда прогрессивна?

Асоциальное поведение молодых людей - это протест против отживших общественных норм?

Основная причина конфликта между отцами и детьми в том, что поколение детей более образованно по сравнению с поколением отцов?

Единой молодежной субкультуры не существует?
Задание №19.

Ниже перечислен ряд проблем:


  1. Проблема загрязнения окружающей среды;

  2. Проблема бедности;

  3. Проблема победы на Олимпийских играх

  4. Проблема упадка нравственности

  5. Проблема беспризорных детей

  6. Проблема социального неравенства

  7. Проблема терроризма

  8. Проблема упадка культуры

  9. Проблема разрушения памятников культуры

  10. Проблема компьютерной грамотности

  11. Демографическая проблема

  12. Проблема «отцов и детей»

  13. Проблема поступления в вуз

  14. Проблема трудоустройства на высокооплачиваемую работу

  15. Проблема безработицы

Задания:

1. Выпишите номера проблем, которые не являются социальными. ______________________________________________

2. Выпишите в таблицу номера проблем:

3. Выпишите номера проблем, существующих в России._____________________

4. Ранжируйте проблемы в зависимости от их значимости для общества: от самых значимых до менее значимых.____________________________________

5. Как вы считаете, можно ли выделить одну-две проблемы, без решения которых невозможно решение всех остальных?

Обоснуйте свою точку зрения.
Задание №20. Перечислите проблемы социального развития России. Составьте

рейтинг проблем. Представьте, что вам поручено составить программу социального развития страны. С решения какой проблемы вы бы начали? Какие шаги предприняли бы для ее решения? Обоснуйте свой ответ.
Желаем успеха!


Задание B1 o Запишите слово, пропущенное в таблице. Ветви властиВысшие органы государственной власти РФ ЗаконодательнаяФедеральное Собрание РФ Исполнительная Решение: Исполнительной властью в Российской Федерации является Правительство РФ Ответ: Правительство РФ. Содержание


Задание B2 o Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство». Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Решение: Искусство не может быть обоснованным. Ответ: Обоснованность. Содержание


Задание B3 o Установите соответствие между стадией экономической деятельности и её проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца: ПРОЯВЛЕНИЕ СТАДИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) начисление банковского процента по вкладам 1) распределение Б) покупка акций 2) обмен В) получение прибыли Г) продажа именных облигаций Решение: Верной последовательностью является следующая: 1212 Ответ: Содержание


Задание B4 o Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1) сохранять природу и окружающую среду 2) получить специальное образование 3) платить законно установленные налоги и сборы 4) разрешать споры в судебном порядке 5) защищать Отечество Решение: Получить специальное образование и решать споры в судебном порядке - не является конституционной обязанностью граждан РФ. В то время, как граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы, защищать Отечество. Ответ: 135. Содержание


Задание B5 o Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS- зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Решение: Верной последовательностью является следующая: АБАА Ответ: АБАА Содержание


Задание B6 o Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.» А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация Решение: Верной последовательностью является следующая: ДБВАЕГ Ответ: ДБВАЕГ Содержание


Текст к заданиям C1-С4 o Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности… Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста. Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной. Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям (А. В. Захаров) Содержание С1 С2 С3 С4


Задание С1 o Как, по мнению автора данного текста, соотносятся духовная и социальная деятельности? На что, по мнению А.В.Захарова направлена духовная деятельность. Каков результат духовной деятельности? Прочитать статью Решение: Элементы правильного ответа: 1) показано соотношение духовной и социальной деятельностей. А именно: духовная деятельность является одной из сторон соц. Деятельности; 2) показана направленность дух. деятельности: нацелена на обработку "людьми людей", т.е., в конце концов, изменение качеств самих соц. Объектов; 3)показан результат дух. деятельности: формирование дух. ценностей. Содержание


Задание С2 o В тексте было приведено несколько значений слов "духовный", "дух". Указать четыре из них. Прочитать статью Решение: 1) духовное - связанное с церковью, религией; 2) духовное - творчество, способность к творчеству; 3) представления о смысле жизни и высших целях; 4) представление о нравственности личности. Содержание


Задание С3 o На основании текста, фактов общественной жизни и личного опыта, подтвердите с помощью трех примеров справедливость высказывания автора о том, что труд журналиста, педагога, священника, артиста олицетворяет духовную деятельность. Прочитать статью Решение: Вот варианты уместных примеров: 1. учитель, повествуя о героических страницах прошлого, воспитывает патриотические чувства у молодежи; 2. убедительная игра актеров в фильме побуждает многих зрителей познакомиться с первоисточником; 3. священник, посредством своей проповеди, способствует обращению к праведной жизни, к нравственным ценностям; 4. журналист, пишущий статью о проблемах страны, способен воздействовать на гражданское сознание граждан. Содержание


Задание С4 o Автор говорит о книге, как о предмете, в котором духовная и материальная стороны неразрывно соединены. Назовите три свойства, позволяющие отнести книгу к продуктам духовной культуры. Прочитать статью Решение: Вот вариант верных свойств: 1) художественная книга является отражением внутреннего мира, ценностной системы автора; 2) научная книга содержит знания, в ней сохраняется и передается опыт поколений; 3) главным в книге является ее содержание, обращенное к запросам, личному опыту, интересам читателя, т.е. к его духовному миру. Содержание


Задание С5 Что подразумевается обществоведами под понятием "социальная группа"? С помощью знаний курса обществоведения Вам необходимо составить два предложения, в которых содержится информация о соц. группах в обществе. Решение: 1) Дадим определение понятия "социальная группа". Оно может быть, например, таким: "социальной группой называется любая совокупность людей, которая имеет общий значимый соц. признак«; 2) Приведем два предложения. - Соц. группы подразделяются по способу организации, численности, характеру взаимодействия, степени организованности, характеру, продолжительности существования, полу и возрасту. - Находясь в группе, человек может реализовать свою социальную сущность. Содержание


Задание С6 o Назовите три любые эконом. функции государства. Проиллюстрируйте каждую из них примером. Решение: Пример верного ответа: 1. Функция - создание общественных благ. Примеры - связь, транспорт, оборона. 2. Функция - перераспределение доходов. Пример - бюджетно-налоговая политика. 3. Функция - правовое регулирование финансовых и экономических отношений. Пример - антимонопольное законодательство. Содержание


Задание С7 o Звезда телесериалов снялся в черно-белом некоммерческом кино, сложного содержания. Фильм получил высокие оценки у кинокритиков, но сборы в прокате были малыми. К какой форме культуры вы бы отнесли этот фильм? Приведите два признака, свидетельствующие об этом. С помощью знаний из курса обществоведения, приведите еще хотя бы один признак данной формы культуры. Решение: 1. Данное кино относится к элитарной форме культуры. (форма культуры) 2. Признаки: - сложное содержание; - нацеленность не на получение прибыли Пример дополнительного признака: - достаточная подготовленность зрителей. Содержание


Задание С8 o Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. Решение: При анализе ответе учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; - отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Какие проблемы стали глобальными для человечества? 2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 3) Чем вызван экологический кризис? 4) Проявления и последствия экологического кризиса 5) Пути преодоления экологического кризиса? а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых». Содержание